Е. Г. Петренко
директор Одесского Дома-Музея
имени Н. К. Рериха

 

Способность учиться и быть учеником

 

«Я считаю, что в моей жизни самым важным, самым прекрасным было моё сотрудничество с Николаем Константиновичем. И если мне удалось чем-либо помочь на его жизненном пути, именно эти моменты всегда останутся для меня самым дорогим для меня вкладом на общее благо», - писал С. Н. Рерих П. Ф. Беликову в письме от 15 января 1964 года [15, с.147-148].

Это высказывание С. Н. Рериха приложимо к пониманию сути жизненного пути Павла Фёдоровича Беликова. В его жизни также «самым важным, самым прекрасным было <…> сотрудничество с Николаем Константиновичем» Рерихом.

За внешним, видимым течением жизни человека, тем, что называют биографией, скрывается внутренняя жизнь. Если внешнюю биографию обозначают вехами - датами событий, то сокровенное можно познавать по проявлениям и устремлениям души. Оба потока - внешний и внутренний - неразрывно связаны. Фактически, каждая веха - это манифестация накопленной психической энергии в каком-нибудь Знаковом событии, которое может предопределить направление всей последующей жизни. Знаковые встречи могут характеризовать качества и потенциал души каждого человека. В жизни П. Ф. Беликова Знаковая встреча – это встреча с «исключительно полной - завершённой личностью» - Н. К. Рерихом [16, с.146]. Знакомство с Н. К. Рерихом произошло в переписке, начавшейся в 1936 году, который Н. К. Рерих называл «годом Армагеддона» [6, с.119]. Несомненно, что сотрудничество и ученичество, отмеченное «армагеддонным годом», имело глубокое значение. Сын П. Ф. Беликова – Кирилл Беликов в статье «Непрерывное восхождение» описывал воспоминания отца о переписке с Н. К. Рерихом: Подготовил несколько докладов на тему о Рерихе. У Рериха в Таллинне были знакомые, через которых он узнал о моём увлечении и в 1936 году написал мне. Представьте же себе, он сам обратился ко мне! Мне тогда было 25 или 26 лет. Это письмо глубоко затронуло мои чувства. Я осознал, что способен на значительно большее. Началась переписка, завязались связи с его семьёй. Началась целенаправленная собирательская работа» [1, с.19]. Потрясение, которое пережил П. Ф. Беликов, было глубоким духовным переживанием: «Представьте же себе, он сам обратился ко мне!», - в этом восклицании - радостное удивление избранности.

Конечно, общекультурная база, изучение философии Востока и Запада, увлечение литературой и историей, искусством были той благоприятной почвой, на которой семена идей Н. К. Рериха смогли прорасти и успешно развиваться. Переписка П. Ф. Беликова с Н. К. Рерихом, а затем с Ю. Н. И С. Н. Рерихами - свидетельство того, как рос, развивался и оформлялся ученик. В письме от 5 октября 1936 года Николай Константинович фактически характеризует внутреннюю природу П. Ф. Беликова: «Все тонко настороженные духовно, конечно, особенно страдают и телесно в наше неслыханно напряжённое время» [5, с.118]. Таким образом, душа Беликова - «тонко настороженная духовно», и Рерих в этом же письме посылает пожелание-утверждение, направленное к ученику: «Да пошлёт Вам Преподобный Сергий силы и здоровье». Н. К. Рерих беседует в письмах с П. Ф. Беликовым широко и свободно, призывает его дерзать и наставляет: «Главное, не смущайтесь и е делайте никаких разделительных выводов» [6, с.119]. И даже такое великое и сложное понятие как «Абсолют» Н. К. Рерих доносит просто и ясно, без «разделительных выводов» 26-летнему Беликову: «Вы спрашиваете, как понимать Абсолют. Именно так, как само слово подсказывает - Всё во всём и Всё от него». И опять следует совет: «Никаких ограничений или подразделений ставить не следует. Главное человеческое несчастье - в надстройках условных комнатушек, чем шире - тем лучше [5, с.118]. Так свободно и так легко Н. К. Рерих беседует с молодым Беликовым, словно летает и приглашает его к совместному полёту. А ведь Николай Константинович всегда говорил только по сознанию собеседника и никогда не переступал эту грань. Значит, Беликов был способен к полёту и к тому, чтобы мыслью отрываться от земли! Целая программа духовного роста была предложена Н. К. Рерихом в кратких фразах и воспринята учеником П. Ф. Беликовым.

Спорится работа у Беликова по всем направлениям и поручениям Н. К. Рериха: он составляет и издаёт книги, пишет статьи, основывает Общество Рериха в Эстонии, взаимодействует с Балтийскими обществами, создаёт научную архивную базу. В 1937 году Павел Фёдорович женится, и это важное событие не отдалило его от сотрудничества с Рерихами, не прервало поступательного развития ученичества. Удивительно гармонично новое входило в жизнь Беликова, и умело он распределял свои обязанности мужа и отца, на службе и дома. Гармонично также сложилась супружеская пара, связанная общностью духовных интересов. Кирилл Беликов в воспоминаниях писал: «Во многих письмах к моей матери отец рассуждает о религии, христианстве, Троице, смерти, перевоплощении. Он цитирует высказывания философов, писателей и поэтов. Особенно близки ему Кант, Фёдоров, Гумилёв, Гёте» [1, с.18]. Из писем Галины Васильевны, супруги Павла Фёдоровича, видно, каким преданным другом и помощником была она своему мужу. Н. К. Рерих в письмах отмечал жену П. Ф. Беликова: «Прежде всего, шлём привет Вашей супруге. Очень приятно слышать, что она и педагог, агрикультуристка, - оба эти обстоятельства так нужны в служении народу - человечеству. Если же Вы оба одинаково устремлены к Живой Этике, то это может создать истинно семейное счастье. Нередко можно наблюдать печальное зрелище, когда супруги в существе своём совершенно различно мыслят и тем создаётся домашняя безмерная тягота» [8, с.123].

Интересно отметить, как Н. К. Рерих направлял и поощрял служебную работу П. Ф. Беликова, на какой высокий уровень понимания Он поднимал своего ученика: «Слышали мы, что Вы теперь работаете в книжном магазине, а такая работа есть истинно культурное дело. Сколько полезных семян можно заронить приходящим. Ведь хороший книжный магазин, хотя бы и маленький, уже является очагом культуры. Сколько раз приходилось наблюдать, как книжная лавка становилась своеобразным клубом» [7, с.122]. Или: «Также нас весьма порадовало Ваше сообщение, что Вы работаете в представительстве “Международной книги”» [8, с.123]. В службе Беликова Н. К. Рерих видит прекрасные возможности для выполнения культурной задачи, предвосхищает перспективы и возводит данную работу в ранг «борьбы за Свет»: «Вы находитесь в центре борьбы за Свет и познание. И сколько душевного и неотложного Вы можете сделать во время своей каждодневной работы» [11, с.132]. В нескольких письмах Н.К. Рерих напоминает о важности работы в книжном магазине: «Часто вспоминаем Вас и радуемся, что Вы стоите около книжного дела. Как это сейчас нужно и какие замечательные мысли могут у Вас зарождаться, наблюдая истинное положение книги и просвещения»; «К Вам придут молодые, и Вы сумеете принять их и отеплить внимательным отношением. Вы разовьёте в себе терпимость и усмотрите в каждом наиболее ценную его черту. Именно в книжную лавку придут молодые искатели, а, кроме того, вам по делу приходится списываться с разными странами, и перед Вами встаёт ещё одна сторона действительности. Наверное, во время собеседования у Вас возникнут вопросы. Пожалуйста, не стесняйтесь написать нам о них, и мы будем рады дать разъяснение и новый толчок мысли» [11, с.132]. И ученик откликался и не отклонял советы Учителя.

Вновь и вновь Н. К. Рерих настойчиво рисует широкую панораму творческих возможностей и увлекает ученика Беликова в такие выси, где «книжная лавка» становится ареной борьбы Добра и зла, а «работник книжной лавки» - «Воином Света». Советы Н. К. Рериха не только воспринимаются, но ассимилируются и становятся действующими силами Учителя во внутреннем пространстве ученика. Сотрудничество это плодотворно, не теряется творческая энергия Учителя на всевозможные трения, не дробится. В результате такого слаженного взаимодействия П. Ф. Беликов делает невозможное возможным - помещает заметки, эссе, очерки в газеты, журналы, научные сборники. И это происходит в то время, когда существует негласный запрет на упоминание о Рерихах и их творчестве. Ведь они живут за границей!

Кира Алексеевна Молчанова (председатель Эстонского общества Рерихов), составитель I тома творческого наследия П. Ф. Беликова «Непрерывное восхождение», писала в статье «Абсолютный авторитет»: «В то время Павел Фёдорович один стал неофициальным Международным Центром Рерихов», «Если искусствоведы и учёные обращались к жизни и творчеству Рериха лишь эпизодически, то для Павла Фёдоровича это стало смыслом и содержанием всей его жизни», «Павел Фёдорович выявил и систематизировал литературно-философское наследие Н. К. Рериха, когда об этом никто не смел даже упоминать, не говоря уже о публикации» [3, с.26, 27].

Основной и питательной средой, на которой рос и развивался «Центр» по имени П. Ф. Беликов, были, несомненно, письма Н. К. Рериха - через них осуществлялось духовное руководство учеником. Сейчас, когда подведён итог земного пути Павла Фёдоровича - издано его эпистолярное наследие, изданы литературные и поэтические труды, научные статьи, стало возможным проанализировать, как осуществлялся путь ученичества. Самое главное заключалось в том, что всё ненавязчиво рекомендуемое Н. К. Рерихом в письмах-размышлениях было воспринято учеником. Ни одна мысль, порой заключённая в одной строке, не была оставлена без внимания. Удивительной была способность Николая Константиновича писать о вещах, необходимых корреспонденту, как бы размышляя вслух. Причём эти размышления имеют свой собственный ритм, гармонично комбинируются с практическими бытовыми вопросами, уходят вглубь, чтобы опять появиться на поверхности, но уже в другом, новом подходе. Создаётся впечатление, что все письма Н. К. Рериха - это океан сознания, в котором с определённой периодичностью появляются и затухают волны-мысли определённой направленности. Умение Учителя состоит в том, чтобы послать такую волну мысли, которая не опрокинет и не захлестнёт ученика. Умение ученика – настроиться на длину волны Учителя, войти с ним в консонанс и не разорвать постоянство созданного ритма-общения.

В биографии П. Ф. Беликова ясно прослеживается накопительный и поступательный рост сознания, его утончение и расширение, так как глубоко воспринят совет Учителя: «Накопление расширения сознания должно производиться с большим терпением и неустанно. Только на значительных промежутках времени можно замечать, как изменилось в лучшую сторону всё мировоззрение. Расширение сознания не есть искание каких-то скоропостижных чудес, но именно обогащение духа, и в этом смысле во всей каждодневности всегда можно применять новое расширенное сознание» [9, с.127]. Впоследствии П. Ф. Беликов эти мысли Н. К. Рериха будет передавать своим корреспондентам и предостерегать их от «чудес».

Н. К. Рерих настойчиво, но ненавязчиво приглашает П. Ф. Беликова к размышлению. Вопросы, затрагиваемые в письмах, разнообразны: этика поведения и взаимоотношения между людьми, тема нравственности во всех её аспектах, противостояние клевете, культура творческих людей и другие. Нужно принять во внимание то, что вся семья Рерихов придерживалась этических норм поведения, и в этом все четверо могут служить эталоном и мерилом практического применения основ Живой Этики. Безусловно, род, семья, класс, общество, к которому они принадлежали, явились основой для развития духовных качеств. С позиции этики и нравственности Н. К. Рерих в письмах к П. Ф. Беликову констатирует реальное положение, в котором находится человечество, и характеризует формы болезни, которыми оно болеет: «Человечность во всём мире сейчас страдает. Клевета и ложь безумствуют по миру» [6, с.119]. Н. К. Рерих не просто констатирует болезнь, но и предлагает лекарство для лечения больного общества: «Вы совершенно правы, что прежде всего нужно искать Высший Свет, но находить его можно, прежде всего, через своё сердце. Утончая своё сознание, люди достигают и расширения его. Сейчас особенно необходимо дружелюбие в общечеловеческом понимании» [6, с.119]. В таком подходе Н. К. Рерих близок к буддистскому Учителю XIV века Чже Цзонкапе, который также определял падение нравственности как болезнь и предлагал разные лекарства, которые можно найти только в сердце болящего.

Хочется ещё раз настойчиво подчеркнуть, что ни одна строчка, ни одна мысль Николая Константиновича, в ней заключённая, не пропускается П. Ф. Беликовым. Он предельно сосредоточен и глубоко понимает, что каждое письмо Н. К. Рериха - это законченное произведение искусства мысли о Вечном. Нет в жизни для Беликова второстепенных и отвлечённых понятий, в утончении сознания всё важно. Н. К. Рерих раскрывает своему ученику многие свойства и качества материи мироздания, в том числе, и свойства психической энергии: «Всеначальная психическая энергия имеется в каждом человеческом организме и должна быть обережена всеми лучшими помыслами и душевными устремлениями. Всё это не отвлечённость, но профилактика каждого дня, когда с утра до вечера человек сеет или добро, или зло. Для очень многих все эти реальнейшие соображения всё-таки остаются отвлечённостью» [6, с.119]. Программа практического духовного совершенствования в жизни каждого дня не разбита Н. К. Рерихом по пунктам, не разложена сухо по полочкам, но широко дана в контексте единого потока единой жизни, пронизывающей все мелочи бытия и быта.

В многочисленных прекрасных воспоминаниях о П. Ф. Беликове есть общее единогласие о высоких качествах его души. Это отмечают и К. А. Молчанова, Л. В. Шапошникова, и Г. Р. Рудзите, и Н. Д. Спирина, и многие другие. Неизменными были его доброжелательство и дружелюбие, терпение и терпимость, спокойствие и человечность, преданность делу постоянство в выбранном направлении жизни, скромность и достоинство, верность. Конечно, все эти качества вырабатывались и проистекали из утончения и синтеза, вмещения и чувствознания, которые и стали основой всего культурного строительства. Можно сказать, что П. Ф. Беликовым в его скромной квартире в посёлке Козе-Ууэмыйза был построен Храм Культуры, здание и атмосфера которого стояли на основах Живой Этики. «Синтез самый вмещающий, самый доброжелательный может создавать то благотворное сотрудничество, в котором всё человечество так нуждается сейчас. От высших представителей духовного мира до низшего материалиста-торговца - все согласятся на том, что без синтетического сотрудничества никакое дело не может быть построено» [17, с.16].

П. Ф. Беликов на практике показал, как может развиваться дело, если зерно духа питается сердцем. Н. К. Рерих писал П. Ф. Беликову: «Я всегда утверждаю, что всякое содружество происходит не от полицейских предписаний, а рождается в сердцах» [10, с.130] и приводил пример, как развивалось Императорское Общество Поощрения Художеств: «Зерно было живо и потому произросло в мощное дерево» [10, с.130]. Именно потому, что «зерно было живо», П. Ф. Беликов избежал гибели в годы Второй мировой войны; не будучи учёным, публиковал статьи о Н. К. Рерихе в престижных научных изданиях; собрал и создал научный архив в малоизвестном посёлке Козе-Ууэмыйза.

Не обходил стороной П. Ф. Беликов и совет Н. К. Рериха, что представителям культуры нужно поддерживать связи, ив посёлок Козе-Ууэмыйза приезжали люди со всех сторон СССР, приходили письма от корреспондентов со всего мира. «Тем более необходимо, чтобы все художники слова, кисти и всех прочих областей хотя бы до известной степени держались вместе. И без того слишком много человеконенавистничества, а этим тёмным путём не пройти» [11, с.132]. Именно благодаря своевременному применению советов Н. К. Рериха был создан широкий фронт сотрудничества, развивалось умение вовремя воспользоваться идущей навстречу возможностью: «Вы знаете, насколько изменчива человеческая память и добрые намерения. Если не прийти навстречу доброму намерению, то оно попадает в долгий ящик, а потом и в мусорную корзину» - писал Н. К. Рерих [12, с.133]. Применял П. Ф. Беликов и совет не «делать врагов»: «Также Вы поступаете совершенно правильно, не делая лишних врагов» [13, с.134].

Н. К. Рерих выражал озабоченность состоянием мира. Он говорил о том, что ми р необходим человечеству, причём мир он понимал в самом широком смысле: «Когда мы говорим о мире, мы имеем в виду истинный мир, а не только пушечный. Об этом истинном мире нужно говорить при каждом удобном случае, ибо война вовсе не заповедана человечеству» [13, с.134].

С годами П. Ф. Беликов вырос в «умудрённого» и «ответственного» человека. Эти качества отмечали все, кому довелось встречаться и общаться с Павлом Фёдоровичем. «<…> с годами человек должен становиться всё бережнее и умудрённее, злость никаких добрых качеств человеку не прибавит. Кстати, человек должен с годами понимать, что есть великая ответственность за каждое его деяние, за каждую мысль», - писал Н. К. Рерих 28-летнему П. Ф. Беликову, когда он приближался к завершению четвёртого семилетнего цикла своей жизни [14, с.135].

При размышлении над качествами ученика, которые вырабатывал в себе П. Ф. Беликов, возникает ассоциация с советами, данными в книге Чже Цзонкапы «Ламрим-ченмо» («Большое руководство к этапам Пути пробуждения»). В письме от 7 января 1937 года Е. И. Рерих писала: «Теперь должна сказать, что Н. К. предпочитает первоисточники и хорошо знаком с восточной мыслью и теми трудами, из которых черпала свои сведения Е. П. Б. Также я могу сказать про себя, что моими первыми земными учителями были книги Рамакришны, Вивекананды, Бхагавад-Гита, книги по буддизму, Ламрин Цзонкапа и т.д.» [4, с.293-294]. В книге «Ламрим» (1402) подробно описывается и анализируется весь Путь духовного развития ученика вплоть до достижения им Пробуждения. Интересно, что Цзонкапа в конце жизни просил будущих учеников не печалиться, что они не встретились с ним лично, а прочесть два труда – это будет равноценно личной встрече» [18, с.IX-X]. Так и в жизни П. Ф. Беликова «личной встречи» с Н. К. Рерихом не было, но была переписка и чтение его трудов, что было «равноценно личной встрече». Отзвук Учения Цзонкапы ясно читается в письмах Н. К. Рериха. В «Ламриме» сказано:

 

«Кто внимает с радостью Учению Святого,

Действует согласно с ним как телом, так и речью,

Кто хранит терпенье, обуздывает чувства,

Радует друзей, - тот переходит

За пределы слушаний и знаний» [18, с.43].

 

В главе «Кого можно и кого нельзя учить» есть такие слова: «Как сказано, без просьбы не учите. Но ежели и попросят, проверьте, [подходящие ли] “сосуды”. А если знаете, что “сосуды” [подходящие], можете проповедовать и без прошения» [18, с.49]. Вспомним удивлённые слова П. Ф. Беликова: «Представьте же себе, он сам обратился ко мне!». В том же «Ламриме» в главе «Основа Пути – вверение себя Благому Другу» говорится о том, что ученик должен опереться на Учителя, который уже прошёл Путь, ныне преодолеваемый учеником:

 

«Обопрись на такого Духовного Друга,

кто себя обуздал, кто спокоен и тих,

кто в достоинствах много тебя превосходит,

образован, усерден, реальность постиг, -

на того, кто владеет прекрасною речью,

сердцем – любящий, силами - неутомим» [18, с.57-58].

 

Всю свою жизнь П. Ф. Беликов следовал советам и «опирался» на Н. К. Рериха, а после его ухода - на С. Н. Рериха. Под таким Высшим Руководством проходил Путь Пробуждения Павел Фёдорович. В работу над монографией «Рерих» (Опыт духовной биографии) (1994) он вложил весь свой личный опыт и осознание Пути. Во вступлении к монографии Беликов писал: «Границы неизведанного постоянно отодвигаются, но никогда не могут быть уничтожены» [2, с.9]. «Границы неизведанного» Павел Фёдорович «постоянно отодвигал» - готовил себя к жизни вне земных границ. В письме (7 октября 1935) к Галине Васильевне, будущей супруге, он писал: «Но вернёмся опять к смерти, я слишком привык думать о ней так же, как и о жизни, и поэтому сбиваюсь всё время с одного на другое. Смерть ставит нас в новые условия, условия четырёх измерений, мы входим в мир мысли, для которой время и пространство - не есть препятствие».

 

«Владыка смерти никому не друг,

и он всегда внезапно нападает.

Поэтому не медли, говоря,

Мол, буду завтра следовать Ученью, -

но тотчас же все силы прилагай!

Негоже [думать]: “Буду делать завтра!

Сегодня же займусь другим”.

Однажды к нам придёт такое “завтра”,

Когда тебя уже не будет в нём» [18, с.191].

 

 

Литература:

1. Беликов Кирилл. Непрерывное восхождение // Непрерывное восхождение. Сборник, посвящённый 90-летию со дня рождения П. Ф. Беликова. - М.: Международный Центр Рерихов, 2001. - Т.1. - С.18-23.

2. Беликов П. Ф. Рерих (Опыт духовной биографии). - Новосибирск: ИЧП Лазарев В. В. и О., 1994. - 334с.

3. Молчанова Кира. Абсолютный авторитет // Непрерывное восхождение. Сборник, посвящённый 90-летию со дня рождения П. Ф. Беликова. - М.: Международный Центр Рерихов, 2001. - Т.1. - С.24-30.

4. Письмо Е. И. Рерих от 7 января 1937 г. // Письма Елены Рерих, 1929-1939. - Минск: Лотаць, 1999. - Т.2 - С.291-297.

5. Письмо Н. К. Рериха П. Ф. Беликову 5 октября 1936 г. // Непрерывное восхождение. Сборник, посвящённый 90-летию со дня рождения П. Ф. Беликова. - М.: Международный Центр Рерихов, 2001. - Т.1. - С.118.

6. Письмо Н. К. Рериха П. Ф. Беликову 15 января 1937 г. // Непрерывное восхождение. Сборник, посвящённый 90-летию со дня рождения П. Ф. Беликова. - М.: Международный Центр Рерихов, 2001. - Т.1. - С.118-119.

7. Письмо Н. К. Рериха П. Ф. Беликову 19 июля 1938 г. // Непрерывное восхождение. Сборник, посвящённый 90-летию со дня рождения П. Ф. Беликова. - М.: Международный Центр Рерихов, 2001. - Т.1. - С.122-123.

8. Письмо Н. К. Рериха П. Ф. Беликову 22 июля 1938 г. // Непрерывное восхождение. Сборник, посвящённый 90-летию со дня рождения П. Ф. Беликова. - М.: Международный Центр Рерихов, 2001. - Т.1. - С.123-124.

9. Письмо Н. К. Рериха П. Ф. Беликову 1 декабря 1938 г. // Непрерывное восхождение. Сборник, посвящённый 90-летию со дня рождения П. Ф. Беликова. - М.: Международный Центр Рерихов, 2001. - Т.1. - С.123-124.

10. Письмо Н. К. Рериха П. Ф. Беликову 2 февраля 1939 г. // Непрерывное восхождение. Сборник, посвящённый 90-летию со дня рождения П. Ф. Беликова. - М.: Международный Центр Рерихов, 2001. - Т.1. - С.130-131.

11. Письмо Н. К. Рериха П. Ф. Беликову 14 февраля 1939 г. // Непрерывное восхождение. Сборник, посвящённый 90-летию со дня рождения П. Ф. Беликова. - М.: Международный Центр Рерихов, 2001. - Т.1. - С.131-132.

12. Письмо Н. К. Рериха П. Ф. Беликову 13 марта 1939 г. // Непрерывное восхождение. Сборник, посвящённый 90-летию со дня рождения П. Ф. Беликова. - М.: Международный Центр Рерихов, 2001. - Т.1. - С.133-134.

13. Письмо Н. К. Рериха П. Ф. Беликову 31 марта 1939 г. // Непрерывное восхождение. Сборник, посвящённый 90-летию со дня рождения П. Ф. Беликова. - М.: Международный Центр Рерихов, 2001. - Т.1. - С.134-135.

14. Письмо Н. К. Рериха П. Ф. Беликову 15 мая 1939 г. // Непрерывное восхождение. Сборник, посвящённый 90-летию со дня рождения П. Ф. Беликова. - М.: Международный Центр Рерихов, 2001. - Т.1. - С.135-136.

15. Письмо С. Н. Рериха В. П. Князевой 15 января 1964 г. // Непрерывное восхождение. Сборник, посвящённый 90-летию со дня рождения П. Ф. Беликова. - М.: Международный Центр Рерихов, 2001. - Т.1. - С.147-148.

16. Письмо С. Н. Рериха П. Ф. Беликову 5 августа 1963 г. // Непрерывное восхождение. Сборник, посвящённый 90-летию со дня рождения П. Ф. Беликова. - М.: Международный Центр Рерихов, 2001. - Т.1. - С.146.

17. Рудзитис Рихард. Николай Рерих - Водитель Культуры. - Рига: Латвийское общество Рериха, 1990. - 25с.

18. Цзонкапа Чже. Большое Руководство к этапам Пути Продвижения / Предисл. Его Святейшества Далай-Ламы; под общ. ред. А. Терентьева; перевод с тибетского А. Кугявичуса, 1994. - Т.1. - 386с.

 

 

Опубликовано: Письма Павла Федоровича Беликова (1975-1982). Одесса, 2008. С.10-21.

 

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

46 дата публикации: 21.06.2011