Ю.Б.Дворников

«Концепция Новой школы»
на основе Учения Живой Этики

Доклад на педагогической конференции

Возможности духовного развития в условиях образовательных учреждений ,
4-5 января 2005 г., г. Барнаул

Публикуется по: рериховская газета «Устремление», Барнаул, №2 февраль 2005.

Да устремятся сердца наши к Великой Матери Мира! Не знаю более Высокого и в то же время самого близкого Высшего Божества к роду человеческому. Будущая религия России - страны Духа Разумения - будет религией Матери Мира. Своё вдохновение и силы черпаем в гимнах Великой Матери. Ей посвящаем наш доклад.

В 1991 г. в далёком алтайском селе на земле первых целинников мною была создана группа по изучению Учения Живой Этики из преподавателей сельской школы. В результате совместных творческих бесед родилась книга Дети и Учение Махатм , которая была издана в 1994 г. тиражом в 10000 экз. в издательстве Амрита-Урал . Надо отметить, что именно те первые члены сельского кружка являются сегодня учредителями Алтайского краевого рериховского общества Устремление и редакционной коллегией газеты Устремление (Михно Валентина Михайловна, Дяденко Ирина Сергеевна).

В 1991-93 г.г. на своих собраниях мы искали совместно решения на школьные проблемы образования. Так родилась эта книга, как ответы на наши вопросы. В настоящее время тематика книги продолжает оставаться по-прежнему актуальной и насущной.

Предложенная модель образовательно-воспитательной системы состоит из трёх взаимно связанных блоков - блок личностного воспитания (развитие личностных качеств и способностей, развитие наблюдательности, памяти и т.д.); блок предметного образования (знания курсов химии, физики, алгебры, геометрии и т.д.); блок духовного воспитания (это духовные беседы в специально предназначенном для этих бесед помещении с портретами основателей религий и духовных учений, рассказы о подвижниках и героях, святых).

Цель духовных бесед - дать чёткое представление ребёнку о понятии смысла жизни, понятии духовной Иерархии Света, научить синтезу как форме мировосприятия, показать целесообразность нравственности человека.

Осмысление и реализацию представленной концепции нужно начать, прежде всего, с того, чтобы поменять цель воспитательно-образовательного процесса. В сегодняшней школе главным показателем является поступление выпускников в ВУЗы. Главной целью в воспитательно-образовательном процессе ставится последующая успешная адаптация ученика в жизни. Другими словами - ему нужно найти своё место под «солнцем». Только есть здесь одно но - для того, чтобы устроиться сегодня в жизни, нужно научиться ходить по головам . Вот и получается, что сегодня образовательная концепция сводится к воспитанию хищника-человека с острыми зубами, отточенным интеллектом-логикой и полной бездуховностью, или православной духовностью: украл - свечку поставил, убил - покаялся, затоптал кого-нибудь - причастился. А нужен самоотверженный герой-подвижник, не способный предавать Бога и знающий Его не понаслышке - лицом к лицу, от сердца к сердцу. То есть целью воспитательно-образовательного процесса должно стать воспитание новых рерихов, ломоносовых, толстых.

Далее. Весь процесс должен начаться с авторства, его синтетической основы. В данном случае мы имеем в виду Учение Живой Этики. Но в Учении говорится о синтезе религий, культур, философий. Значит, нужно уметь брать синтез всех знаний, чтобы показать единство истины и различные пути вычленения её. После того, как есть автор (или коллектив их), автором разрабатываются программы и методики, чтобы реализовать все три блока, указанные ранее. При этом нужно иметь в виду, что начинать воспитательно-образовательный процесс нужно с блока развития личностных умений и навыков. В него входит: развитие памяти, наблюдательности, внимательности, развитие чувств, искусства мышления. В последний подблок нужно поставить научение ребёнка методам исследования. А здесь и логика, и синтез как метод познания истины, и другие методы.

Только после развития личностных навыков нужно приступать к предметному обучению. Можно сказать, что успешное обучение предметам может быть только после научения тому, как нужно учиться.

Особенно большое внимание для рассмотрения нужно уделить блоку духовных бесед. Сегодня в программах школ есть предмет - основы мировой культуры . Но очень часто преподают его учителя, которые знакомы с духовными знаниями весьма поверхностно, а то и вовсе далеки от них.

В Учении Живой Этики сказано, что духовные беседы должен преподавать учитель, познавший пути роста духа . Что значат эти слова? Мы провели анализ текста Учения и выяснили, что человек, познавший пути роста духа - это человек, имеющий в сердце потенциал светлого сердечного огня, т.е. потенциал добра . К сожалению, не всегда сердечный потенциал бывает светлым. Как же определить светлый потенциал в сердце или недобрый? По делам узнаете их , - говорил Великий Учитель Христос, по следствиям можно определить качество потенциала сердечного. Следствиями будут положительные качества учителя, а именно: великодушие, терпимость, дружелюбие, сострадание, мужество, самоотверженность, преданность, простота, спокойствие, чистосердечие, искренность и др. При этом все эти качества сводятся к одному результату - подвигу в жизни, служению идее Общего Блага.

И в заключение. Не нужно искать этих учителей, познавших пути роста духа. Начните с себя и только с себя. И когда вы обретёте знание, как растёт дух, тогда применяйте новые подходы в той школе, где вы работаете. И результаты не заставят долго ждать.

 

 

Дополнение к докладу

Дяденко Ирина Сергеевна, преподаватель истории

Применение Учения Живой Этики в бурлинской школе №3 Бурлинского р-на Алтайского края

1999 г. Из 4-х школ района был сформирован 10 класс (23 человека, из них 1 отличник, 8 хорошистов). Учащиеся этого класса, у которого я была классным руководителем и применяла индивидуальный подход, школу закончили со следующими показателями: 4 медалиста, 8 хорошистов и 1 ученик с одной 3 .

2000-2001 учебный год. Качество знаний по истории 68,1%; по обществознанию 99,3%; успеваемость по истории - 100%; по обществознанию - 100%.

2001-2002 уч. год. Качество знаний по истории 83%, обществознанию - 68%.

2001 г. - участие в краевом конкурсе сочинений Через тернии к звёздам , посвящённом 40-летию первого полёта человека в Космос и памяти Г.С.Титова, ученицы 11 кл. Байсмаковой А., которая за своё сочинение была награждена дипломом и ценным призом.

Духовные беседы происходят в особом помещении, где висят изображения всех основателей религии!
Напутствие вождю, 26

2002 г. Участие в краевом конкурсе Литовка В., ученика 11 кл. Его реферат Избирательная система был отмечен благодарственным письмом.

Рефераты, которые пишут дети, используют впоследствии в институтах, по ним сдаются зачёты и осуществляется защита.

Ежегодно ученики выбирают в качестве экзаменов историю и обществознание и успешно их сдают. Экзамены 2002 г. Человек и общество сдавали 16 человек: 5 - 14, 4 - 4. Из них 6 человек писали и успешно защитили рефераты. Историю сдавали 15 чел.: 5 - 13, 4 - 2, из 15 чел. 5 защитили рефераты.

Школьники, участники районных олимпиад, в течение нескольких лет занимают призовые места.

2003 г. Участие в краевой олимпиаде в БГПУ ученицы, из 68 баллов она набрала 64 бала.

2003 г. показатель по ЕГЭ по обществознанию был выше, чем по Алтайскому краю.

Один из примеров применения Учения Живой Этики по индивидуальной работе: ученик поступил сразу на 5 факультетов Новосибирского университета.

Уже сейчас в рамках старой школы можно применять Учение Живой Этики.

 

 

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

21 дата публикации: 01.03.2005