Из жизни Заратуштры

Чудесное рождение пророка

В ночь, когда должен был прийти в телесный мир Заратуштра, Дух Зла созвал всех злейших дэвов, повелевающих прочими дэвами, колдунами и ведьмами, и послал их погубить младенца, как только тот появится на свет.
Но благие творения Властелина Мысли, Ахуры, окружили роженицу божественной защитой. Божья благодать (Хварна), Семейный Огонь (Атара), Бессмертные Святые стояли вокруг Дукхды [матери Заратуштры, - ред.] и отражали враждебные наскоки дэвов своим божественным сиянием.
Тогда Дух Зла послал в дом Порушаспы [отца Заратуштры, - ред.] Злого Умысла, Ака-Ману, напутствуя его так:
«Ты бестелесен, проникни же в разум Заратуштры и заставь его обратить свои помыслы к нам и дэвам».
Но всеведущий Властелин Мысли послал Доброго Помысла на защиту новорождённого пророка. Воху-Мана был призван уберечь Заратуштру от Ака-Маны.
Злой Умысел подошёл к двери дома Порушаспы, открыл её и хотел войти внутрь. Но на его пути встал Добрый Помысел. Злой Умысел преисполнился готовности к смертной схватке с Добрым Помыслом.
Но тот повернулся к нему спиной и отступил в сторону, уступая дорогу.
Ака-Мана не разгадал хитрости. Он подумал, что опоздал и не сможет причинить зла Заратуштре, раз уж сам Воху-Мана дозволил ему беспрепятственно войти в дом. Поэтому Злой Умысел спокойно удалился прочь.
А Воху-Мана тем временем приблизился к ложу Дукхды и вошёл в разум Заратуштры, как только тот появился на свет.
Потому-то младенец не заплакал, не закричал, а звонко и счастливо засмеялся. Принимавшие роды семь повитух отпрянули в изумлении. А Порушаспа сказал находящимся в мужской половине дома семи магам:
«Это небесное знамение! Я видел божественный свет, который исходил от моего сына, когда он засмеялся».
Тут же произошло второе чудо - новорождённый произнёс священное заклинание, Мантра Спента:

Как Владыка (Ахуна) желанный,
Как Судия (Рату) желанный,
Давший через Суждение (Арту)
Деяние Благое и Власть,
Ради Властелина Мысли (Мазды) (я) –
Пастырь смиренных бедняков.

Никто из присутствовавших тогда не понял этих святых слов «Ята Ахуна Варья». Маги-заклинатели и Порушаспа изумлённо смотрели на малыша.
Во вселенной только Властелин Мысли и Бессмертные Святые знали, что Заратуштра принял от Бога исповедание новой веры. И как Заратуштра, соответственно своему земному телу, говорил земным голосом, Властелин Мысли в ответ ему сказал словами духовного мира:
«Ты должен сделаться моим первым пророком и жрецом! Ты первым принесёшь в грешный мир истинную веру и праведность. А я, Властелин Мысли, буду твоим покровителем и наставником».
Понял эти слова и Дух Зла, который содрогнулся и возопил:
«Никто из божеств не в силах расправиться со мной, один лишь Заратуштра сулит мне беды. Он побивает меня святым заклинанием «Ята Ахуна Варья», сражая, словно камнем величиной в дом, он жжёт меня молитвой Наилучшему Суждению, словно расплавленный металл. Он сгоняет меня с земли. Я бегу лишь от Спитамы Зара-туштры».
На следующий день Порушаспа отправился к семерым магам, которые присутствовали при родах, и спросил их:
«Как объяснить, что люди, родившись, сперва плачут, а смеяться начинают много позже? А ведь мой сын сначала смеялся?»
Маги ответили отцу пророка:
«Новорождённые плачут оттого, что предчувствуют смерть. А смеется и радуется тот, кто осознает собственную праведность и бессмертие».

 

Чёрные маги в гостях у семилетнего Заратуштры

Через семь лет чёрные маги [это не те маги, что присутствовали при рождении пророка, - ред.] вернулись в селение. Они хотели посмотреть, как живёт семилетний Заратуштра.
Подойдя к селению, маги сразу увидели и узнали мальчика. Он вместе с другими детьми строил хижину. И маги решили испытать Заратуштру. С помощью заклинаний они помутили разум у ребятишек так, что дети сами испугались безумия собственных речей. Только Заратуштра сохранил ясность мысли и уберёг товарищей по играм от неприглядных поступков, которые они могли совершить.
Тогда маги отправились в дом Порушаспы. Он принял их радушно и распорядился приготовить гостям еду. Маги набросились на еду с такой жадностью, словно это было кобылье молоко.
Когда трапеза закончилась, Порушаспа попросил его мага совершить благодарственную службу дэвам, которым тот поклонялся.
И тут Заратуштра, к тому времени уже вернувшийся домой, встал и призвал отца не почитать дэвов.
Порушаспа вступил в спор с сыном. Заратуштра же сказали, что, кто бы и где бы ни воспоследовал Порушаспе в служении богу, - тот и поступит праведно.
Присутствующие очень удивились, но - увы – не поняли прозорливости Заратуштры. А сердца магов наполнились злобой и ненавистью.
Старший из них сказал сыну Порушаспы:
«Конец твой будет ужасен! Я, искуснейший из магов, исполняя веление рока, принесу тебе погибель своим колдовством... Жаль только, что с этого дня наши разойдутся и радость уничтожить тебя выпадет не мне, а Братрок-Решу. Он умертвит тебя зловещим ом в твоём собственном доме».
На это Заратуштра возразил, не дрогнув: «Приоткрывая завесу грядущего, я не вижу, чтобы убийца испытал радость и насладился победой. Ибо злодей издохнет в том же самом месте, и смерть его будет ужасной. Однако мне открылось и нечто большее: я вижу тебя в том доме, и дом этот - твой!»
Когда Заратуштра умолк, старший маг застыл в недоумении и страхе и простоял в оцепенении столько времени, сколько десять кобылиц простояли бы, если бы их доил только один человек. Очнувшись, маг взревел, как раненый зверь.
Тогда испуганный Порушаспа поднёс ему чашу с кобыльим молоком, но Заратуштра опрокинул её. Разгневанный маг устремил на Заратуштру колдовской взор. Заратуштра тоже стал в упор смотреть на мага. Долгое время они сражались посредством взглядов, но божественная сущность Заратуштры победила колдовскую.
Потерпевший поражение маг заявил, что из-за мальчика он не может больше оставаться в доме Порушаспы, потребовал коня, вскочил на него и поскакал прочь.
И тут произошло великое чудо: стоило ему отъехать совсем недалеко, как великий страх пал на него. Маг попытался остановить коня, но тут же свалился на землю. При падении у него повредился хребет. Поясница отделилась от бедер, а семя его излилось. Маг тут же издох, а вместе с ним - все его потомки и потомки его потомков.
Порушаспа с семи лет обучал сына служению, наставлял в изучении обрядов и положений веры, а также в искусстве сложения мантр - вдохновенных экстатических заклинаний и изречений для призывания божеств и их восхваления. Заставлял он его и заучивать наизусть великие мантры, сложенные мудрецами ранее.

Когда Заратуштре было пятнадцать лет, четверо его братьев, сыновей Порушаспы, потреовали у отца, чтобы он вручил каждому его долю наследства.
После дележа движимого имущества братья стали делить одежды. Порушаспа вынес из кладовой дорогие ткани и пояс в четыре пальца шириной. Братья разобрали ткани, а Заратуштра взял только пояс и тут же повязался им. На этот благочестивый выбор его подвиг Добрый Помысел, который вошёл в разум будущего пророка ещё при рождении.
Достигнув зрелости, Заратуштра стал белым магом-заклинателем и сам себя именовал «сочинителем мантр».
Однажды Заратуштра пришёл на собрание людей, которые слыли в тех краях самыми мудрыми и знающими. Он осмелился задать им вопрос:
«Что благоприятнее всего для души и более всего праведно?»
Старцы ответили ему так: «Заботиться о бедняках, давать корм скоту, приносить дрова для огня, выжимать хаому [хаома – наименование неизвестного растения, сок которого добавляли в воду или молоко для получения хмельного наркотического напитка; сок хаомы применялся магами для впадения в транс, - ред.] и почитать дэвов священными словами и пением гимнов».
С того дня Заратуштра позаботился о бедных, усердно ухаживал за скотом, приносил дрова для огня и выжимал хаому, смешав её сок с водой. Но никогда и нигде он не почитал дэвов.
Заратуштра с юных дней любил животных. Корм в хозяйстве Порушаспы заготавливали не только для своих коров и овец, но подкармливали и чужих, и с особенной щедростью в неурожайные годы, когда у нерадивых хозяев животные доходили от голода до того, что отъедали друг у друга хвосты.
Однажды Заратуштра увидел собаку с пятью щенками, которая уже три дня не получала ни крошки еды. Она была так истощена, что могла только жалобно заглядывать в глаза проходящим мимо.
Заратуштра, пожалев несчастное животное, побежал домой за хлебом. Но когда возвратился, собака уже издохла. Долго горевал он, мучаясь и сострадая.

О том, как Заратуштра был озабочен, чтоб ему досталась хорошая жена, и при этом выбор его не был бы вопреки воле родителей, сообщает такое предание.

Когда отец приводил ему девушек на смотрины, Заратуштра каждый раз просил:
«Посмотри мне в глаза, дева. Я хочу видеть твой взор».
И если девушка отводила взор, не выдержав взгляда Заратуштры, исполненный божественного света, он огорчался и говорил:
«Кто отводит от меня взгляд, того и я чтить не смогу».

 

В тридцать лет Заратуштру осеняет истина новой веры

В тот судьбоносный для всего телесного мира день Заратуштра отправился на реку Аэватак за водой для приготовления хаомы. Он отошёл подальше от берега туда, где вода была чище и холоднее.
Внезапно со стороны южного каршвара показался мужчина. Заратуштре почудилось, что ростом тот был не менее чем в три копья. Прекрасным, всё ведающим, мудрым, осиянным божественной славой выглядел этот муж, и Заратуштра понял, что это - Добрый Помысел, один из небожителей.
Заратуштра зачерпнул воды и пошёл к берегу, навстречу божеству. Когда он вступил на сушу, Добрый Помысел предстал перед ним и произнёс:
«Кто ты?»
«Я - Заратуштра, из рода Спитамы», - ответил Заратуштра Бессмертному Святому.
Тогда Добрый Помысел спросил:
«О, Заратуштра Спитама! О чём твоя тревога и печаль в этой жизни? К чему ты более всего стремишься душой? Каковы твои сокровенные чаяния?»
На что Заратуштра ответил: «Я радею об одной только праведности. О ней моя печаль и тревога (есть ли ей место в этом мире?), к ней одной я стремлюсь. Поистине я искатель праведности».
И посланник небес изрёк:
«Знай же, есть в этом мире праведность, и твоя забота о ней не тщетна. Я явился тебе как воплощённая праведность. Я сам - Добрый Помысел. Но существует в этом мире некто превыше меня - творец Властелин Мысли».
И ещё добавил Добрый Помысел:
«Ступай же за мной, о Заратуштра праведный, на собрание Бессмертных Святых».

 


Заратуштра в собрании небожителей

И они пошли на собрание Бессмертных Святых. Добрый Помысел впереди, Заратуштра за ним. Добрый Помысел делал только девять шагов. Заратуштре приходилось делать девяносто шагов.
И вот пророк узрел собрание семи Бессмертных Святых. Когда он приблизился к ним, то не увидел своей собственной тени на земле. Столь ярким было сияние Святых.
Заратуштра воздал хвалу властелину Мысли, затем громким голосом восславил Бессмертных Святых, после чего занял место, специально уготованное ему.
Святые дали ему знак, что можно спрашивать, и он вопросил:
«Что наиболее совершенно в телесном мире в первую, вторую и в третью очередь?»
Властелин Мысли ответил: «Во-первых – добрые помыслы; во-вторых – добрые речи, и в третьих – добрые дела».
Впоследствии он поведал Заратуштре о двух изначальных духах – Благом и Злом.

Творец явил пророку свой божественный разум – так, что Заратуштра лицезрел его во всём блеске и великолепии. Ему открылось зрелище светлого царства Святого Духа, противостоящее цартству бесконечной тьмы, обиталищу Злого Духа.

 


Заратуштра и Пифагор

Когда персами было разграблено святилище Нейт (Ардви-Суры, или Афины) в Саисе, вместе с другими жрецами, служителями и чужестранцами, жившими при святилище, взят был в плен Пифагор, поразивший завоевателей красотой и силой. Согласно преданию, он был уведён персами из страны Мудрайя в город Бабируш.
В Бабируше его предали служителям храма Мардука; и мыслитель охотно общался с халдейскими жрецами и астрологами.
Тогда же Пифагор посетил халдея Зарату (Заратуштру), правившего Варой, обителью праведных. Заратуштра изложил ему учение, согласно которому есть две изначальные причины всех вещей: отец и мать; отец - свет, мать - тьма; части света - горячее, сухое, лёгкое и быстрое; части тьмы - холодное, влажное, тяжёлое, медленное; из них, из женского и мужского начала, состоит космос. Позднее Пифагор познакомился с магами и общался с ними, особенно в ту пору, когда маг Гаумата захватил престол и правил всей державой персов около полугода (522 г. до н. э.).
Постигнув самое главное в учении халдеев и магов, овладев в совершенстве науками о природе богов, числах и музыке, Пифагор стал их сторонником.
У магов Пифагор обучился всему, что относится к культу богов и прочим жизненным правилам, и многое у них позаимствовал.
Позднее он просвещал йаунов (эллинов), как правильно совершать жертвоприношения, как воздавать почести богам и погребать мёртвых.
Сам он никогда не приносил в жертву богам животных. Хорошо известна заповедь Пифагора, данная ученикам и последователям: «Смертью и убийством живых существ - богов не чтить!»
Следуя учению мага Гауматы, Пифагор запрещал своим ученикам приносить в жертву быков.
И даже когда учёный открыл, что в прямоугольном треугольнике гипотенуза имеет соответствие с катетами, он принёс в жертву быка, сделанного из пшеничного теста.

 

Цитируется по: Заратустра. Учение огня. Гаты и молитвы. М.: Издательство ЭКСМО-пресс, 2002.

 

 

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

13 весна 2003 г дата публикации: 1.03.2003