Игорь Муханов

 

ВОЛШЕБНЫЕ ОЧКИ

Очерк о Жигулях.
См. так же "Сказы и байки Жигулей"

 

Верю в простую, на первый взгляд, истину, помогающую человеку идти счастливым путём. Увидеть Жигули или другой край земли сквозь волшебные очки Духа - всё равно, что увидеть самого Бога...

 

* * *

Ни в одном коммерческом магазине не купить волшебных очков. Они лежат на складе, требующем на сегодняшний день капитального ремонта, и потому закрытом. Там этих очков можно взять, сколько вместят твои карманы, и совершенно бесплатно. Адрес этого склада таков: грудная клетка человека, её левая сторона, сердце

 

* * *

Людей, которые пользуются волшебными очками, становится всё больше. Они нередко глядят на небо, как на строительный чертёж. Подобно ваятелям Греции и Рима, они провидят в облаках, летящих мимо, прекрасные скульптуры...

«Чу, чу, чу, - запела мне прямо в ухо пролетавшая мимо перепёлка. - Ты, кажется, собирался говорить о Жигулях, так в чём же дело?»

Я рассмеялся и, надев волшебные очки, поглядел на перепёлку. И что же, вы думаете, я увидел? Седовласого отшельника в белых одеждах, звавшего меня в Жигули!

«Сказка, да и только», - подумал я и пошёл следом за отшельником…

До сих пор не жалею, что пошёл.

 

* * *

Сколько было пройдено, с целью сбора фольклора и изучения местного быта, в Жигулях. Более десятка лет заняла такая работа. Сколько встреч, и больших, и малых, было на лесных тропах Жигулей. Многое основательно изучено, сложено в надёжный архив памяти и ума, а всё кажется, что добытые знания не полны, и над Жигулями тяготеет некая тайна. Что-то вроде джина в бутылке, так и не выпущенного на свободу...

Загадочные Жигули.

 

* * *

В Жигулях, как ни в одном другом месте, можно почувствовать дух истории. Отложения пород юрских морей, выведенные во многих местах на поверхность, могут отбросить тебя в такие далёкие времена, когда Жигули были лишь маленьким островком, затерявшимся в водных просторах. И древние атланты, умевшие, согласно легендам, строить воздушные корабли, возможно, не раз посещали этот островок.

Кончим шуткой. Где, в каком слое горных пород Жигулей можно отыскать окаменевшие головешки - остатки костра атлантов, сделавших здесь когда-то свой привал?

 

* * *

Так и хочется изобразить Жигуля, Покровителя жигулёвских гор, в виде антропоморфного существа языческого времени. Но я не сделаю этого потому, что никогда его не видел. Помощь же от Жигуля получал неоднократно, и вибрации, которые он посылает в этот мир, могу отличить от любых других вибраций - такие они самобытные.

 

* * *

«Однажды, сказывают, мужик - самый обыкновенный, только немного тучноватый - по небу бежал. С облака на облако перепрыгивая, бежал. Волосы у мужика были всклокочены, мокрая от пота рубаха прилипла к спине…»

Так или примерно так начинается не одна жигулёвская история. Объяснить это нетрудно: небо в Жигулях, по причине гористой местности, немного ближе к земле.

 

* * *

Стоя однажды на вершине Сырт-горы (центральная часть Жигулей) и наблюдая раскинувшуюся вокруг панораму - волны невысоких холмов, поросших кое-где редким, а потому прозрачным лесом, вдруг ясно почувствовал, как глубоко под землёю что-то застучало…

Тук... (большое и тяжёлое!)

Тук-тук... (знакомое и родное!)

Тук-тук-тук... (не Сердце ли Жигулей?)

 

* * *

Верность историческому факту многих преданий и легенд весьма условна. Стебель пшеницы не похож на зерно, его породившее, также предания и легенды, пропущенные сквозь призму народного сознания, хранят его лучшие мечты. Нередко и предание, и легенда являют собой лишь слепок с народной души, на который тонким, весьма выразительным почерком нанесён иероглиф действительности.

 

* * *

Приведу такой пример. Живя одно лето в селе Подгоры, я часто бывал возле Манчихи-горы. Именно там меня осенила одна мысль. Я решил, как некий учёный-археолог, киркой и лопатой проверить правдивость легенды об атаманше Манчихе.

Вырыв несколько ям глубиною до трёх метров, я не только накачал себе мышцы, но и пришёл к выводу о том, что Волга под Манчихой-горой никогда не текла. Да и у самой горы такие пологие склоны, что глаза просто отказываются представить себе, как, окружённая царским войском, посланным полонить храбрую атаманшу, прыгнула Манчиха в Волгу-реку...

Но сама легенда прекрасна - честь и хвала её сочинителю!

Сей безымянный муж, какого бы ремесла он ни держался, был, несомненно, поэтом. А настоящий поэт сродни садовнику: наполняет яблоками человеческих сердец скудный базар жизни.

 

* * *

Известная легенда о жигулёвской атаманше Манчихе не такая уж и простая, как может на первый взгляд показаться. В детстве атаманшу звали Маней, а деда, её воспитавшего - Чихой. Маня + Чиха = Манчиха, и мы имеем символ, сулящий раскрыть не одну тайну человеку.

 

* * *

Символический язык народных сказок позволяет не навязывать незрелому ещё уму человека сложных научных концепций. Пускай, мол, забавляется, в своём космическом младенчестве, весёлыми проделками Емели-дурака из сказки «По щучьему велению, по моему хотению»! Когда же вырастет и окрепнет, и сам увидит скрытую от глаз проблему телекинеза и захочет её решить...

Непременно захочет!

 

* * *

Горы, отличные своим видом от других гор, народ нередко награждает легендами. Легенда - ключ, посредством которого можно попасть в тридесятое царство энергий, получить, при правильном сердечном отношении, реальную помощь от горы...

Аптека легенд Жигулей - вовсе не легендарная аптека!

 

* * *

Читая русские народные сказки и проникая в их духовные глубины, невольно спрашиваешь себя: а кто их сочинил? Сам ли Бог, счастливый небожитель, пересчитывающий по утрам и вечерам звёзды, или простой  мужик, от которого две его сестры - поле и корова  - требуют непрестанного внимания? И, подумав хорошенько, отвечаешь: и Тот, и другой!

 

* * *

Словно герои сказки «Аленький цветочек», писатель всё время ищет некий звукоцвет, о котором и сказать-то, на нашем земном несовершенном языке, мало что можно. Но если в душе ты поэт и двери в другие миры тебе открыты, ты поймёшь меня и без слов и, встретив этот самый звукоцвет в каком-либо стихотворении или прозаическом отрывке, молча ему улыбнешься.

 

* * *

Некоторые люди, знатоки и любители фольклора, скептически относятся к современной сказке. В ней они не видят ничего. Покроем пониманием такое отношение к современной сказке и найдём и ему место в своём сердце.

Волга в своей дельте течёт по разным рукавам, оставаясь при этом всё той же Волгой. Так и народное творчество может изливаться либо по каналу устного пересказа, либо разговора бумаги с карандашом. В будущем, надо полагать, возникнут и другие каналы сообщения…

Будем, как говорил поэт Хлебников, будетлянами.

 

* * *

Лапти - они и есть лапти: о чём тут, казалось бы, долго балакать?

Только для одного лапти означают барщину, ветхий бабушкин сундук да вечную русскую отсталость;

для другого лапти означают русскую смекалку, высокое искусство да сыновью любовь на века;

а для третьего существуют не лапти, а сапоги.

 

* * *

Два важных фактора, присущих устному народному творчеству, необходимо отметить. Это чистота творческого устремления и самоликвидация неудачных форм.

Первый фактор, под которым подразумевается отсутствие у сочинителя желания славы либо материальных благ, превращает творческий процесс в молитву. Второй фактор действует, как очистительные фильтры на заводах. Это приводит к тому, что все вялые, мертворождённые вещи, если таковые и появляются на свет, дальше избы сочинителя не идут. Метод их передачи - устный пересказ - самым естественным образом не позволяет выжить тому, что не трогает душу, не волнует.

Оба фактора действуют, как правая и левая рука. Итогом их работы является высокое качество произведений устного народного творчества.

 

* * *

Исповедь превращается в проповедь, если она чиста. Право исповедоваться листу бумаги дано каждому писателю. Искренность, чистота и полная беспристрастность к себе и к своим героям, как о том утверждает древняя мудрость, приводят к дверям истинного знания.

«Как-то раз краснопёрка, живущая в Волге, услышала богословские споры на берегу. Она приплыла к царю рыб - осетру - и спросила:

- А что такое Волга?

- Это всё, что тебя окружает, - ответил осётр. - Ты живёшь в ней, питаешься ею, и сама создана из этой самой Волги».

 

* * *

Как волны прибоя возвращают берегу прежние его очертания, так и возврат в литературе от символов слова, столь великолепно явленных Поэзией в течение двух последних веков, к символам сюжета несказанно её обогатит. Возврат вернёт литературе ту величавую полноту, которой она, будучи устным народным творчеством, обладала. Символы слова также останутся в этой новой, уже идущей к нам литературе, как запах песка остаётся в волне, прокатившейся по нему...

Полюбим шум прибоя.

 

* * *

Вспомним Преподобного Сергия Радонежского, благословившего русский народ на подвиг освобождения от монголо-татарского ига. Дело его, начатое на Куликовом поле, счастливо окончилось в Жигулях.

В 1391 году Тамерлан, грозный завоеватель Азии, напал со своим войском на хана Тохтамыша, руководившего в то время Золотой Ордой. Именно этот самый хан, избранный вскоре после Куликовской битвы, пошёл походом на Русь, завоевал её снова и сжёг до основания Москву. Как казалось современникам Сергия, всё возвратилось на «круги своя», но помог Тамерлан. Разбитый им в районе Самарской Луки хан Тохтамыш так и не смог больше оправиться, и набеги монголо-татар на Русь для «взимания дани и водворения должного порядка» с тех пор прекратились.

Битва Тамерлана и Тохтамыша была жестокой. В память о ней даже реку, на берегах которой встретились их войска, стали называть Кондурчой, что в переводе с тюркского означает «кровавый топот».

 

* * *

Знаменательно, что Сергий Радонежский ушёл из жизни в 1392 году, спустя год после поражения войска Тохтамыша. Святой как бы убедился, что этот хан, представлявший большую угрозу для русского государства, уже не появится на исторической сцене, и ушёл.

 

* * *

Древнее название Жигулей - Девьи горы - попробуем осмыслить как Дэвьи горы. Дэвы, фигурирующие в мифологии почти всех народов мира, есть духи стихий. В «Слове о полку Игореве» упоминается один такой дэв, сидящий на дереве. Почему бы этим полусознательным существам, действительно существующим в природе, не поселиться было в доисторические времена в Жигулях? Возьмите любое животное или растение, все они склонно выбирать для своего проживания физически защищённые и энергетически сильные места. Здесь, в Жигулях, имеются все необходимые условия.

 

* * *

Если хотите увидеть дэвов самарского края, и поныне вокруг нас обитающих, сходите на выставку картин самарского художника Валентина Пурыгина. Сей даровитый художник имеет доступ в те слои параллельного нам мира, в которых эти дэвы живут.

Лешие и русалки Валентина Пурыгина, какие они и есть на самом деле, весьма экзотические существа, способные и помочь человеку, и обидеть его, смотря по тому, кто он таков и как он сам, при встрече с ними, себя поведёт. Древний человек был весьма близок по своему развитию к дэва-эволюции, и языческая религия помогала ему выработать правильную этику поведения при контакте с подобными существами.

 

* * *

Во времена экологической катастрофы и сдвига народного сознания в сторону решения сугубо материальных проблем полезно, как мне кажется, напомнить слова русского мыслителя Александра Клизовского о том, что «астральный и огненный миры [параллельные нам миры, иначе - чувственный и мыслительный, - И.М.] населены духами стихии, которые в плане эволюции исполняют сложную и большую работу в соответствующих стихиях природы. Все эти гномы, сильфы, ундины и саламандры, которые жили в сознании людей как русалки, феи, домовые, лесовые и водяные были когда-то друзьями человека и жили вблизи него. В настоящее время благодаря непризнанию их, благодаря насмешкам и издевательствам над ними, они удалились от человека и стали если не врагами его, то безразличными к нему. Отдалив их от себя, человек причинил вред и себе, и им. Себе - тем, что лишился их помощи, им - тем, что задержал их эволюцию, ибо, живя вблизи человека, они ускоряли свою эволюцию, так как следующий этап их развития есть человеческое состояние».

 

* * *

«Слово «Амазония» - древнее название Жигулей - зелёного цвета. И по этому цвету, как спелая клубника на широких скатах гор, мелькают красные пятна. Так явление дев-амазонок, дев-воительниц, некогда обитавших в наших краях, запечатлелось в народной памяти», - прочёл я в одной самарской газете.

Впоследствии мне попалась на глаза карта, составленная итальянским путешественником и космографом Фра-Мауро, посетившим в XV веке Жигули. На этой карте знаменитый изгиб реки Волги, называемый сегодня Самарской Лукой, был назван «Амазонией». Так, очевидно, итальянский путешественник понял и перевел «Девьи горы» - древнее название Жигулей.

И такая версия о названии нашего края, наряду со многими другими версиями, имеет право на существование.

 

* * *

Нота, на которую звучат Жигули, а с ними и весь самарский край, героическая.

Именно в этих местах разбил непобедимого Тохтамыша хан Тамерлан, завершив тем самым дело освобождения Руси от монголо-татарского ига. Именно здесь крепчал и мужал атаман волжской вольницы Ермак, будущий покоритель Сибири. Именно здесь писал свои первые рассказы основоположник героического романтизма в литературе Максим Горький, начинал свой путь молодой Владимир Ульянов…

Жигули для России - орлиное гнездо, и этой простой на вид метафорой решительно всё сказано.

 

* * *

Древнее предание утверждает, что великан, пришедший в эти края «с северо-запада», решил померить свою силу. Для этого он поднял Самарскую Луку, как большую каменную глыбу. Надо полагать, что в летописи героизма Самарской Луки это был самый первый случай.

Великан, пришедший с северо-запада, своим поступком как бы благословил эту землю на трудный, но славный путь героизма.

 

* * *

Героика, присущая Жигулям, захватывает в орбиту своих действий не только мужчин, но и женщин. Девьи горы (древнее название Жигулей), атаманша Манчиха, богатырша Борислава... Ни в одном другом крае обширного русского государства нет такого изобилия женских фольклорных персонажей, да ещё с ярко выраженным героическим характером, как в Жигулях.

 

* * *

Спросим себя, не имея возражений и против других убедительных версий: откуда родом Настасья Никулична, славная богатырша русских народных былин?

 

* * *

Волжский фольклор относит факт утопления Степаном Разиным персидской княжны, сильно им любимой, именно к Жигулям. Символ тихой и размеренной мещанской жизни пошёл в этом месте ко дну, образовав среди водорослей и камней город Мирный - тихий русалочий приют, весьма похожий на тот, который так живо описал Николай Гоголь в повести «Майская ночь или утопленница».

 

* * *

Любопытно отметить, что народные предания о Степане Разине и Ермаке отводят первому роль колдуна, заклятий которого бежит пуля противника, и второму - если не совсем светлую, то всё же свободную от дьявольских козней роль. Так, в одном из преданий Ермак предстает учёным мужем, который изобрёл порох и передал своё изобретение на службу царю и Отечеству.

 

* * *

Не в слишком далёком от нас прошлом, освобождённом от административных пут указами перестройки, объявилась в Самаре группа активистов. Ею были получены деньги, найден подходящий скульптор, приобретена внушительных размеров гранитная глыба. Группа активистов решила увековечить славу знаменитого волжского атамана Степана Разина, установив ему в Жигулях, на вершине Стрельной горы, памятник.

Началась кипучая работа. Но в ходе её куда-то делся скульптор, что-то случилось с гранитной глыбой, наконец, и сами деньги иссякли. В настоящее время положение дел таково, что установка памятника Степану Разину в Жигулях снова превратилась в Идею.

 

* * *

В окрестности села Ермаково, названного так в честь знаменитого волжского атамана, покорителя Сибири Ермака, имеется овраг. В любое время года, включая и лютые холода, в овраге можно увидеть цветок, потому что цветок этот - каменный.

Два всем известных скульптора - Ветер и Дождь - не один век трудились над его созданием. Камень выбрали не простой, а нежно-розового цвета, который редко встречается в Жигулях. В результате цветок, созданный ими, встал, как живой, потянул к небу свои лепестки и кажется, что растёт…

Правда это или вымысел, что каменный цветок растёт, покажут века. Хочется верить.

 

* * *

Певец и композитор, петербуржец Борис Гребенщиков сильно возлюбил матушку-Волгу и посвятил ей ряд своих песен. Пропустив эту могучую водную артерию Руси через своё сердце, отфильтровав второстепенные её черты, Гребенщиков нашёл в ней «буддийское», объединяющее народы земли начало. В волжских песнях композитора тема Самары, всего самарского края звучит особенно ярко.

Привет Гребенщикову.

 

* * *

Работу заводов и фабрик на оборону страны, которая в годы Великой Отечественной войны велась и днём, и ночью, по праву называли вторым фронтом. Она являлась невидимой частью того айсберга, о который, в конечном счёте, разбилась тёмная птица фашизма.

В годы войны многие заводы и фабрики столицы были эвакуированы в Самару. Можно задать себе вопрос: почему именно в Самару, а не в другой город, находившийся восточнее и стратегически куда более недоступный хотя бы для вражеской авиации?

Весь состав советского правительства, многие деятели культуры Москвы и Ленинграда; театры, средства печати и массовой информации - одним словом, всё, что являло из себя политическую и духовную мощь русского государства, было в годы войны эвакуировано в Самару.

 

* * *

Дух Жигулей - яркий и героический - в переломные моменты русской истории имел своего представителя в кругу людей, на плечи которых ложилась вся тяжесть переустройства. Мы уже говорили о Максиме Горьком и Владимире Ульянове, которые перед началом своей миссии провели несколько лет в самарском крае, как бы насыщаясь эманациями этой необычной земли. Хочется также отметить и друга Сергея Есенина, уроженца жигулёвского села Ширяево Александра Ширяевца, игравшего в начала XX века, во время всплеска русской поэзии, заметную роль. «С красным звоном, дорогой баюн Жигулей и Волги. Цвети крепче», - писал ему в одном из писем Есенин. Теперь мало кто знает, что известное стихотворение Есенина «Мы теперь уходим понемногу...» в своей первой публикации в журнале «Красная новь» называлось «Памяти Ширяевца» и было посвящено кончине близкого друга.

 

* * *

О Петре Владимировиче Алабине, главе самарской городской думы, деятельность которого выпала на вторую половину XIX столетия, следует сказать особо. Героическая летопись самарской земли при нём впервые обогатилась международной страницей.

Алабин был послом самарского края в Болгарии, национально-освободительное движение в этой стране развернулось при нём с особым подъёмом. Он привёз болгарскому народу знамя, вышитое самарскими умелицами, был первым губернатором послевоенной Софии. И поныне болгарский народ свято хранит память об Алабине. Так, одна из центральных улиц столицы носит его светлейшее имя.

Нет нужды перечислять и все многочисленные «мирные» подвиги, которые Алабин, пребывая в должности самарского городского главы, совершил. Отметим только, что открытие в Самаре городской публичной библиотеки, строительство каменного здания драматического театра и проведение первой линии водопровода также связаны с его именем.

В генеральских рядах, преданно служивших дореволюционной России, были и генерал-майоры, и генерал-лейтенанты, и генерал-полковники. Но Алабин в этих рядах был ещё и генерал-писателем. Книги по истории Самарской земли, им написанные, и поныне являются образцом данного жанра и питают умы многих энтузиастов краеведения.

 

* * *

Только издали может показаться, что каждая жигулевская гора ощетинилась лесом и нахмурилась валунами - жуть, лешьи места! А подойдёшь ближе да скользнёшь взглядом по скату - ба, да это же лестница, ведущая в заоблачный дворец! И подумаешь ненароком: «Ну-ка, и я поднимусь. Может, и мне что-нибудь из этих заоблачных сокровищ перепадёт!»

Недаром горы так любимы отшельниками, этими пастухами птиц, облаков и поджидателями прихода Христова, должного случиться, как в том уверяет нас Библия, от края и до края небес.

 

* * *

Именно отшельники, а не пустынники, как христиане с древних времен их зовут…

Раз, два, три - вижу внутренним взором века минувшие и многие народы, жившие в Жигулях.

Раз, два, три - вижу самые разные веры этих народов, каждая из которых отвечала своему времени и была по-своему хороша.

Раз, два, три - вижу века грядущие, вобравшие в себя лучшие вехи прошлого...

И сердце, стучащее в унисон со своим временем, расширяет, а не суживает.

 

* * *

Русский церковный мыслитель Феодосий Печерский в своём «Поучении о терпении и милостыни» сравнивает монаха с воином. Точно такие же «военные» термины, применённые к сфере духа, имеются и в Новом Завете. «Царство небесное силою берётся, и употребляющие силу захватывают его»...

Истинно, отшельник есть воин Христов, и героическая нота, на которую звучат Жигули, с появлением в них отшельников не только не исчезает, но начинает ещё громче звучать. Лишь переходит, выражаясь музыкальным термином, в более высокую октаву.

 

* * *

Если позволительно, приведу байку.

На трёх картах - «Разин», «Ермак» и «Отшельники» - гадали Боги судьбу Жигулей. Славьте удачу, небесные музыканты, бейте в барабан луны. Выпала Жигулям карта «Отшельники» - самая лучшая карта!

 

* * *

К жигулевским горам, как яркая их характеристика, пристал эпитет «седые». Именно «седые», хотя жигулевские горы не старше любых других гор. В скальных обнажениях этих гор, выведенных на всеобщее обозрение, имеются породы, залегающие в иных местах на глубине более 900 метров. Это, например, известняки и доломиты, принадлежащие к палеозойской эре, возраст которых составляет сотни миллионов лет. Отсюда и ощущение глубокой древности, «седины» жигулевских гор, хорошо известное всем, кто их посещает.

 

* * *

Особенностью жигулёвских гор является тот факт действительности, что они непрерывно растут. Учёные с высокой степенью точности подсчитали и скорость этого роста - один метр в столетие. Это довольно высокая по всем геологическим меркам скорость. Рост жигулёвских гор способствует выходу на поверхность всё новых и новых пластов земли, что имеет важное значение для науки.

 

* * *

Много тайн, и больших и малых, хранят Жигули. Вполне возможно, что для разгадки этих тайн потребуются целые столетия. А пока, как залог надёжной сохранности этих мест, создан Национальный природный парк «Самарская Лука». В нём прекращены всякие разработки полезных ископаемых и запрещено капитальное строительство.

 

* * *

Мираж, нередко наблюдаемый над Жигулями, являющий из себя облик прекрасного города, сверкающего в облаках, на самом деле таковым не является. Согласно эзотерической литературе, дающей самую широкую картину устройства нашего мира, такой город, сотворённый из тонкой материи, действительно существует над Жигулями.

 

* * *

Я называю этот город, существующий в небесах, Ладоградом, но с равным успехом он может быть назван и любым другим именем. Уверен, что будущие века найдут для этого города лучшее имя, которое только существует, и сумеют написать его красками в небе.

 

* * *

Испокон веков такие небесные города над крупными культурными центрами известны человеку. Факт их существования нашёл своё подробное освещение в мировой литературе. Так из Библии, например, известно о существовании над земным городом Иерусалимом Небесного Иерусалима. В книге Сен-Жермена «Курс алхимии» упоминается Небесный Пекин, а в книге выдающегося русского мистика Даниила Андреева «Роза Мира» подробно описывается Небесная Москва. Уверен, что со временем факт существования таких небесных городов прочно войдёт в сознание человека и найдёт своё практическое применение в его повседневной жизни.

 

* * *

Объективные факты утверждают: город, существующий над Жигулями, не упоминается в местном фольклоре ранее XX столетия. Объяснение этим фактам можно также найти в эзотерической литературе. Оказывается, не над всеми городами, а лишь над крупными культурными центрами наблюдаются подобные явления.

Можно привести в качестве примера нимб - яркое свечение, которое наблюдают вокруг головы святого. Изначально этого нимба не было. Такое образование из тонкой материи возникло благодаря трудам, совершаемым святым на протяжении всей его жизни. Это духовные размышления, посты и молитвы.

 

* * *

Середина XIX столетия - та крупная веха в жизни самарской земли, когда жигулёвская вольница, вытесненная сильным развитием пароходства на Волге, перестаёт, наконец, существовать. Жигули навсегда порывают со своим тёмным, разбойничьим прошлым.

Тогда же, в середине XIX столетия, Самаре присваивается статус губернского города. Образование в связи с этим самарской епархии приводит к бурному строительству по всему краю культовых объектов. Так, большинство церквей и соборов в Самаре, Иверский женский и Никольский мужской монастыри, Ильинская церковь в селе Подгоры и многие другие сельские церкви были построены именно в это время.

Уже к началу XX столетия Самара из небольшого уездного городка, каким она устойчиво пребывала почти три столетия, превращается в крупный губернский город и начинает играть в культурной жизни России заметную роль.

 

* * *

Считаю, что описав, хотя бы и кратко, картину жизни самарского края во второй половине XIX столетия, мы объяснили тем самым, почему город Ладоград - тонкоматериальная копия города Самары, его светящийся нимб - не упоминается в жигулёвском фольклоре ранее XX столетия.

 

* * *

Обыкновенно небесные города бывают невидимы для физического глаза человека. Лишь ясновидящие, с присущим им тонким зрением, могут лицезреть подобное чудо. Но Ладоград над Жигулями бывает видим и простым физическим глазом. Причина этому заключается в сильной магнитной аномалии, которую являют собой Жигули. В нашем коротком очерке едва ли целесообразно вдаваться в подробности этого сложного явления - пусть им, как и положено, занимается наука. Отметим лишь один факт, имеющий для нас важное значение. Обыкновенно небесные города располагаются в пространстве строго над их прототипами - городами земными. Прототип Ладограда, как мы уже говорили - город Самара, и заметное смещение Ладограда в сторону Жигулей также объясняется их сильной магнитной аномалией.

 

* * *

В сказке о Кащее Бессмертном его сердце хранится за тридевять земель от него самого, надёжно сокрытое. Так и небесный город Ладоград - тонкоматериальная копия города Самары, как бы его сердце - хранится в Жигулях. Есть у Ладограда, помимо небесной, и земная стража, уполномоченная как охранять, так и указывать истинные пути, ведущие к нему…

Это отшельники.

 

* * *

Согласно эзотерической литературе, Ладоград, существующий в небе, играет важную роль в культурной жизни всего самарского края. Мысли и образы, которые этот город, как некий генератор, непрестанно излучает в пространство, используют в своём творчестве люди, принадлежащие к различным культурным областям. В частности, энтузиасты краеведения зачастую совершают свой благородный труд не без его помощи.

 

* * *

Вот что на языке символов сказано о Ладограде, о его будущем и о будущем всех Жигулей:

«Утвердившим Ладоград, небесный город над Жигулями, слава ныне и присно и во веки веков.

Из гор повылазили гномы - дивуются им.

Из озёр повсплывали русалки - дивуются им.

Из лесов повыскакивали лешие - тоже им дивуются.

Сегодня у теней воинов Стеньки Разина, что дозором обходят Жигули, наконечники стрел яркими огнями зажглись.

Тень великого Тамерлана, ежегодно навещавшая пастбище Кырк-Куле, распалась на три части: одна отошла Синей орде, другая - Золотой, третья поселилась в Жигулях.

Сходятся со всех сторон тонкие отшельники: скоро проявятся, станут в пещерах селиться.

Неспокойно ныне в Жигулях.

Новое солнце жжёт головы дуплистым деревьям, и они плачут по ночам, тоскуя по топору.

Села теряют своих подданных: они уходят, разглядев свою новую судьбу, следом за ней.

Один бок у Волги по-прежнему синий, другой - золотой. Сила, не уразумевшая сути, склоняет её вспомнить прежние русла.

Отныне миллионы глаз прикованы к небу, и, золото, зарытое под Жигулями, напрасным пламенем горит».

 

* * *

Все лучшие мысли людей самарского края летят в Ладоград, как птицы летят в свои гнездовья, и там остаются.

 

* * *

Один мой приятель, впервые надевший волшебные очки и посмотревший сквозь них на толпу людей, вечно куда-то спешащую, воскликнул:

«Ба, да это деревья! Только ветки у них тянутся не вверх, а вниз, под тяжестью сумок. И деревья явно осенние: почти не видно зелёной листвы!»

И увидев такое, мой приятель пошёл работать учителем в школу, называя этот культурно-просветительный объект «ботаническим садом».

 

* * *

Другой мой приятель, проживающий в Петербурге, художник. Надев однажды волшебные очки, он увидел свой город глазами Богов, ни с чем не сравнимыми. Он увидел его огромным общежитием, в которое вселялись не отдельные люди, а целые поколения...

Потрясённый увиденным, мой приятель проработал всю ночь, и к утру была готова новая картина. Даже название у неё необычное - «Театр, из которого ушли люди»...

Настоятельно рекомендую эту картину посмотреть.

 

* * *

Наступают осенние дни, и бабочка, послушная своему инстинкту, живёт в солнечном луче. Это её единственная возможность оживить окаменевшее от холода тельце. Перемещается солнце по небу - перемещается и бабочка вслед за ним…

Стоя возле окна и наблюдая эту картину сквозь волшебные очки, я вдруг увидел нечто большее - всю нашу маленькую Землю, пробивающую себе путь в холодном космическом беспутье…

И с той поры со мною что-то произошло. Любя всем сердцем Жигули, готовый пойти ради них на любые жертвы, я стал их видеть лишь маленькой родинкой на щеке матушки-Земли…

«Братья-земляне, - говорю, - сохраним и украсим вверенные нам земли, став маленькими солнцами для них».

 

 

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

47 дата публикации: 19.09.2011