Емельянова Людмила Милентьевна,
доцент кафедры философии СПбГУАП
Философские основы единой науки о человеке
Доклад на Международной научной конференции
«Наследие семьи Рерихов и Культура. Восток - Запад. Диалог культур»,
Санкт-Петербург, 15 - 16 февраля 2013 года.
1. Необходимость создания науки о человеке. Человек сегодня является предметом изучения множества наук, естественных, гуманитарных, социальных, которые накопили огромное количество эмпирического материала. Однако все попытки свести это многообразие в целостную систему знания безуспешны, поскольку нет общепризнанных основ, на которых могло бы быть построено единое учение о человеке. Философия призвана давать частным наукам подобные основы, но современная философия не может этого сделать. Она сама разделилась на множество направлений, многие из которых ничего не знают и знать не хотят ни о духовных основах мироздания, ни о вселенских законах. Основные научные представления о человеке основываются ныне на ложных утверждениях примитивной философии, которая рассматривает феноменальный физический мир как единственно реальный, а человека отождествляет с его телом. Отождествляя человека с внешним, физическим, преходящим существом, живущим только раз и бесследно исчезающим после смерти, учёные не могут ответить на вопрос о цели и смысле человеческой жизни. Некоторые учёные даже утверждают, что вопрос о смысле жизни вообще не научен и не должен рассматриваться в рамках научного знания, изучая проявления жизни, они отказываются знать, что такое сама Жизнь и можно ли сводить её проявления только к жизни на Земле. Современные учёные в большинстве своём рассматривают человека в отрыве от мироздания, ибо противопоставляют его как существо единственно мыслящее и творящее бездушной Природе и безжизненному Космосу. Отрицая существование Космического Разума, организующего и направляющего процессы эволюции многообразных форм жизни Космоса, они отрицают разумность и целесообразность бытия, обрекая при этом и самого человека на бессмысленное прозябание в бессмысленном мире.
Без разработки целостного учения о человеке, осознания его духовной сущности и индивидуальной эволюции, невозможен прогресс не только наук о человеке, но и наук о природе. Науки о природе к настоящему времени достигли значительного развития, учёные вдоль и поперёк изучили внешнюю сторону мира. Дальнейшее их развитие возможно только в глубину, учёным необходимо перейти к исследованию тонкой материи и к изучению невидимых сущностей, населяющих мироздание. Но скрытая сторона мира не может быть изучаема только с помощью технических приспособлений, но духовными способностями самого человека. Пока они присущи единицам и находятся в потенциальном состоянии у большинства людей, но без их признания и развития дальнейший прогресс познания невозможен. Мы должны, наконец, не только осознать всю глубину завета древних мудрецов: "Человек - познай самого себя!", но и начать его реализовывать.
Древняя философия, в отличие от современной, содержала в себе знание о духовных причинах мироздания, поскольку была создана величайшими философами, такими как Пифагор, Платон, Ориген, Плотин и др. Однако учение о человеке в древности было сокровенным, публично раскрывались его отдельные элементы, к тому же часто не напрямую, а в символах, аллегориях и мифах. Религия также доносила эти элементы для широкого круга людей, но уча о божественной природе человека и его бессмертии, традиционные религии глубоко не вдавались в теоретические подробности, останавливаясь на практической этической стороне жизни. Отсюда, строить учение о человеке на основе отрывочных данных древней мысли или искажённых представлениях современных религий мы не можем. При создании единого учения о человеке у нас существует единственный путь: мы можем опираться только на кульминационное Учение Великих Учителей и Руководителей нашей планеты, принесённое в мир трудами Е. П. Блаватской и Е. И. Рерих. Только оно даст нам возможность восстановить целостное учение о человеке, преподаваемое в древности в Мистериях и закрытых философских школах. Мы должны осознать и выразить это учение не только в виде всеобщих философских идей или религиозных символов, но и в строго определённых понятиях, ибо только они позволят нам выработать единую основу для синтеза данных современной науки и направить исследования науки будущей. «Наука должна укрепить пути к высшему познаванию. Наступило время, когда древние символы знания должны превратиться в научные формулы. Не будем унижать такой процесс очищения мышления» (1).
Создание единого учения о человеке путём принятия основ, утверждаемых Великим Учением, необходимо не просто для расширения нашего знания, но и для спасения человечества от вырождения, а Земли - от разрушения. Духовные основы наук о человеке должны, как можно быстрее, лечь в основу воспитания и образования новых поколений, заполнить страшный вакуум в этой сфере. Необходимо построить преподавание в школах и институтах на основе духовных истин, преодолеть сопротивление бездушных служителей церкви и науки, философов, незаслуженно присвоивших себе это имя. Без повсеместного утверждения подлинного смысла жизни как восхождения по пути совершенствования человек в погоне за наслаждениями превратит жизнь на земле в ад, истощив ради призрачных целей свою божественную энергию и ресурсы природы. Но много ещё нужно потрудиться, творчески осмысливая Теософскую Доктрину, применяя её основы для изучения жизни, а главное, распространяя её среди людей и подготавливая этим переход к новой ступени эволюции.
Целостное учение о человеке должно, прежде всего, ясно и однозначно ответить на три вопроса: кто такой человек, откуда и зачем он приходит на Землю? Человек есть триединство духа, души и тела - это определение природы человека мы находим и в древней философии, и в христианской религии. Но в силу указанной выше сокровенности представлений о человеке в текстах древних философов трудно найти чёткое разграничение между духом и душой, очень часто под духом подразумевалось Божественное Эго человека, носитель его разума, а душой называлось сознание человека земного. Позже в христианской религии дух и душа сливаются в одно понятие, иначе говоря, дух исчезает, остаётся душа без различия её высших и низших проявлений. В науке исчезает и понятие души, переживающей смерть тела, оно заменяется понятием сознания, носителем которого является мозг и нервная система, умирают последние - исчезает и сознание человека.
Разница между духом и душой была объяснена в 1877 году в работе Е. П. Блаватской «Разоблаченная Изида». Там же было указано на наличие «двух душ» в человеке: Пневмы, божественного сознания, и Псюхе, земного сознания. В 1888 году в «Тайной Доктрине» была раскрыта тайна о семеричной природе человека, о наличии в нём семи принципов, это деление было широко утверждено в поздней теософической литературе. Однако в «Инструкциях ученикам» (вторая половина 1890 г.) Е. П. Блаватская раскрывает истинное строение человека: человек как законченное целое состоит из четырёх основных принципов и трёх аспектов, выявляемых ими на земле. Здесь указывается, что в эзотерическом учении, которое впервые раскрывается людям, ни тело человека, ни дух не являются принципами, указан и наиглавнейший принцип человека - Аурическая оболочка. В нашу задачу не входит подробное описание семеричной структуры человека, рассмотрение различия между высшими принципами и их земными аспектами. Для начала нам важно строго определить понятия о духе и душе, личности и индивидуальности, ибо вкладывание различного содержания в эти понятия, широко используемые и в философии, и в религии, и в науке, ведёт к путанице и тормозит построение единой теории о человеке.
2. Человек как триединство духа, души и тела. Прежде всего, необходимо рассмотреть понятие о духе, осознать как общефилософское различие между абсолютным и относительным духом, так и теософское различие между вечной и воплощающейся монадой, между духовной искрой и духовным зерном. Многие скажут, зачем нам вникать во все эти философские тонкости? Мы ответим, что без их осознания не могут быть разрешимы и более конкретные вопросы, к тому же, если мы хотим построить единую науку о человеке, то должны выработать единую систему понятий, при этом, не придумывая новые, а очищая и уточняя старые. «Люди не любят придерживаться уже существующих названий и тем лишь затрудняют изучение» (2). Мы также считаем необходимым повторить и то, о чём уже писали ранее, ибо не раз сталкивались с непониманием таких безусловных для философии утверждений, например о том, что нечто может существовать до времени. К тому же, упоминание о духе вообще приводит некоторых учёных не просто в некоторое недоумение, но даже вызывает яростное отрицание без желания проникнуть в его значение. Но всё это имеет своё объяснение, так как «для усвоения основ требуется значительное время. Нельзя урывками нахватать отдельные слова» (3). Мыслительная работа есть ваяние, на осознание основ требуются десятилетия напряжённых размышлений, к тому же необходимых для этого накоплений, то есть философских трудов во многих прежних существованиях.
Нам сказано, что самые нужные понятия наступающего Великого Века - Беспредельность и Иерархия (4). Всякий мыслящий человек при размышлении о мире в целом придёт к утверждению о его Беспредельности вширь и вглубь. Мир в целом включает в себя неисчислимое множество галактик, объединяющих множество солнечных систем и, в свою очередь, объединённых во вселенные, которые рождаются, развиваются, умирают, и этот процесс не имеет начала и конца ни в пространстве, ни во времени. Вслед за понятием о Беспредельности мы непременно приходим к понятию о Едином, лежащем в основе всех беспредельных по числу, но ограниченных в пространстве и во времени, звёздных миров с неисчислимым разнообразием жизненных форм в их видимых и невидимых сферах. Без Единой Основы мир бы не мог бы существовать, части не были бы связаны друг с другом, Единое не существует без многого, многое без Единого, как и вечное без конечного, и наоборот. Единую Основу мира, не содержащую частей, не имеющую границ в пространстве и вечно существующую во времени, философы называют также Беспричинный Причиной проявленного мира, непостижимой для разума Абсолютной Первореальностью.
«Город», в котором человек живёт и развивается, это наша Солнечная система, в дальнейшем мы будем называть её Космосом. Мы знаем, что Космос является частью огромной звёздной системы, галактики, называемой Млечный путь, который, в свою очередь, является частью нашей Вселенной, огромной формы в Беспредельности, возникшей многие миллиарды лет назад и доступной изучению современных учёных. Многочисленные формы, входящие в состав нашей Вселенной, объединены Абсолютным Духом. Он называется Первой Причиной нашего мира, поскольку, периодически излучаясь из лона Абсолютной Единой Реальности, является корнем всего, что будет существовать в будущей Вселенной. Абсолютный Дух одновременно является и Абсолютной Материей, Всеначальной Энергией или Вселенским Огнём. Абсолютный Дух есть не только непостижимая в своей сути Жизнь, но и Абсолютное сознание, Законы и Идеи, согласно которым будет разворачиваться проявленный мир. Потому говоря дальше об относительном духе, как первом проявлении Всеначальной Энергии, мы должны помнить и о его огненной материальности, и о его божественном содержании.
Духовная искра - относительный дух - есть результат дифференциации Вселенского Огня. Деление Духа философы называют эманацией и отличают его от деления вещества. Каждая часть Духа единосуща целому, а целое остаётся неизменным при истечении из него огненных искр, которые до момента проявления находились в нём в скрытом состоянии. Вечный «зародыш» в Лоне Абсолютного Духа, не имеющий отношения к проявленному миру, периодически становится духовной искрой, которая, облекаясь формой, стремится к выявлению своего скрытого содержания. Только лишь формы имеют своё начало и конец, но искра вечна в своей единосущности с Огнём, Абсолютным Духом. Закон Всеединства, с осознания которого должно строиться учение о Человеке и Космосе, утверждает, что все формы мира от атома до звезды, от камня до человека, едины в своей сути, ибо имеют внутри себя духовную искру, которая является источником и движущей силой их развития. Все формы взаимосвязаны и объединены между собой Всеначальной Энергией. Космические силы притяжения обусловлены наличием духа (магнита) в каждой форме, силы отталкивания обусловлены формой, в которой дух проявляется.
Множество духовных искр - дифференцированный Дух - мы называем Первичной Духоматерией, из различных по плотности проявлений которой будут построены все формы мира. Духовные искры, возникающие в результате дифференциации Единого, затем объединяются в различные по плотности атомы, из которых строятся множественные формы мира - солнца, планеты и различные виды жизни на них. Вселенная разворачивается изнутри наружу, от тончайших форм матери до самых плотных видимых её проявлений. Размышления о беспредельности мироздания вширь расширяют наше сознание, но без осмысления беспредельности мира вглубь, то есть без допущения существования тонко-материальных и огненных вселенных, галактик и планет, они мало что могут дать нам для осознания сущности человека и смысла его жизни. Только размышления о духе позволят нам расширить наше сознание и осознать формулу всех древних философий: человек есть проявление духа, в нём заложены великие возможности, данные ему для познания Истины, Красоты и Любви, в нём заложена огненная мощь, дающая ему возможность беспредельного совершенствования.
Каждый век несёт свою весть человечеству, Агни-Йога есть, прежде всего, Учение о Всеначальной Энергии и её проявлениях, называемых энергией психической, осознание которых позволит человечеству выйти из кризисного состояния. Всеначальная Энергия разлита повсюду, но только сфокусированная она приносит свои дары, фокусом её является огненная Индивидуальность, соединённая со своими Космическими Родителями. К рассмотрению этого понятия мы перейдём далее, предварительно рассмотрев понятие о духовном зерне и его создании. Агни-Йога строго различает духовную искру, пребывающую неизменной в основе каждой формы мира, и изменяющееся духовное зерно. В Тайной Доктрине это различие утверждено через понятие двух монад: вечной монады и воплощающейся монады, «монады-странницы миров».
Нас часто спрашивают, что в человеке создано Богом и что означает утверждение христианской философии: человек есть образ и подобие Бога? Чтобы ответить на эти вопросы, мы, прежде всего, должны сказать, что понимаем под словом Бог, поскольку это понятие само по себе неоднозначно, к тому же ныне оно перегружено различными толкованиями. Очень часто люди, утверждая свою веру в Бога, или говорят о разном, или вообще не задумываются о содержании, которое вкладывается в это слово, но только чёткая договоренность о смысле употребляемых в науке понятий не введёт никого в смущение. Нам сказано: «Что может быть хуже сборища людей, знающих ритмы слова и числа, но не согласных об основах! Мы особенно останавливаемся на основах жизни, ибо без их осознания, всё остальное делается не только ненужным, но даже вредным… Мы достаточно говорили об единении, под ним мы прежде всего разумели согласие об основах» (5).
Богами в философии называются существа, по своему развитию превосходящие человека. Представление современной догматической науки о человеке как единственно мыслящем существе во Вселенной крайне нелепо, и поддерживается оно не глубокими размышлениями, а яростью тьмы и невежества, которое сопровождает каждое познание. Все формы мира создаются творческими разумами, ибо не по-философски мыслить, что хаотическая материя будет сама собой организовываться в целостные объекты. Творческие разумы составляют Иерархию божественных Существ, на низшей ступени которой находятся люди, а на вершине Единый Вселенский Разум. Философы Творческой Причиной проявленного мира - вселенной, галактики, солнечной или планетарной системы - называют главного высочайшего Бога, Логоса (Ноуса) или Архитектора этой системы. Он планирует всё, что будет совершаться в его системе, а также создаёт идеальные модели или архетипы многообразных форм, по которым будут творить низшие боги, созидая формы и развивая свои потенциалы. Созданный Логосом духовный мир включает в себя его огненные мысли, духовные причины, которые дадут свои всходы в мирах плотной материи, которые проявятся и в действиях людей, созидающих на планетах свой культурно-исторический мир. Все проявленные миры существуют периодически; после периода покоя (Пралайи) наступает период проявления (Манвантара), и именно Логосы воссоздают свои миры для нового цикла их существования - эонической вечности. Логос-Архитектор творит свой мир согласно вечным Идеям и Законам, выраженным на всеобщем языке математики. Он же порождает исполнителей своего плана - духовные зёрна, каждому из них отводится своё особое место, которое фиксируется в первичных энергиях, облекающих изначальные духовные искры.
Богом - Творцом нашей Солнечной Системы - является Космический Разум, непостижимый в своей сущности, в своей огненной монаде, но проявляющийся в виде семи Солнечных Логосов, «Семи Духов перед престолом Бога», которые в свою очередь порождают Планетарных Логосов. Нам теперь открыты две величайшие тайны Космоса, которые были лишь приоткрыты в христианской философии. Во-первых, Логосы двуначальны, то есть являются проявлениями Мужского и Женского Начал. Об этом знали все древние религии мира - вспомним Озириса и Изиду - но со временем это знание было утеряно. Но глубокое осознание двуначальности Творящих Логосов неизбежно повлечет за собой и понимание того, что человек восходит вверх не один, а вместе со своей духовной половиной, которая должна быть ему равной по степени эволюционного развития и созвучной по духовным накоплениям. «Но помните, не может быть полного Завершения, полного Архатства без уявления правильного сочетания и слияния со своей космической половинкой. Лишь Объединённый Атом является Космическим Творцом и Создателем» (6). Отсюда возникнет необходимость восстановить гармонию между мужчинами и женщинами на земле, давая им равные права в реализации содержания своего духа, а именно, в творчестве не только детей, но и произведений искусства, теорий науки, социальных форм. Во-вторых, мы теперь знаем и то, что высочайшими среди Солнечных Логосов являются Великий Владыка Майтрейя и Матерь Мира Урусвати, ибо Они являются Творцами нашего Космоса, носителями огненной Монады, объединённого огненного Сердца. Но, наверное, пройдут многие века, прежде чем мы в полной мере сможем вместить знание о том, какие величайшие Космические Боги ходили по нашей маленькой Земле, какие величайшие Духи помогают эволюции нашей планеты, какое Великое Сердце бьётся в данном нам Учении!
Далее рассмотрим понятие о зерне духа («воплощающейся» монаде). Духовное зерно зарождается при сочетании искры духа с первичными атомами высших планов Космоса, атмическими, буддхическими и манасическими, которые будут постоянными на весь период её странствия, являясь магнитами для накопления энергий. Первую атмическую оболочку или энергию искре духа дают семь Солнечных Логосов, которые собственно и являются первыми божественными родителями человека. Говорится о «семи путях эволюции», это означает то, что изначальное многообразие монад можно разделить на семь типов в соответствии с тем, как сочетаются в них волевое, разумное или чувствующее начала. Но поскольку эволюция монад совершается на планетах, то их Зародителями и Руководителями считаются в Тайной Доктрине Логосы Планетарные, добавляющие свои буддхические и манасические энергии к изначальным энергиям Солнечного Логоса, таким образом увеличивая многообразие монад до 7х7х7 видов. В итоге, дух вечен в сути, но в проявлении «создаётся» Богом, то есть рождается в том или ином мире, где получает свою первую оболочку. Светило, под которым рождаются те или иные зёрна духа, называется их Отчей Звездой, а люди, носители подобных зёрен, являются космическими братьями.
Для более глубокого осознания понятия о духовном зерне приводим утверждения, которые даёт Е. И. Рерих в её беседах с Учителем. «Индивидуальная Звезда есть та, воздействием которой получено сознательное состояние? - Да. - И она всегда остается его Звездою? - Да, как первоисточник его энергии» (7). «Ведь не качество духа, но начало духа одинаково у всех людей? - Да, конечно. - Также и потенциал основной энергии не может быть одинаков, ибо раз зерно духа зарождается под определённым Светилом, следовательно, и потенциалы должны быть различны в качестве своём. - Правильное и очень нужное объяснение. - Вероятно, и принадлежность к стихиям определяется при зарождении зерна духа и тоже в зависимости от светил. - Конечно... Зерно духа несёт в себе триединство. Следовательно, важно то светило, под которым впервые совершилось зарождение человеческой особи» (8). «Что есть зерно духа? - Два начала и зародыш. - Как ещё представить божественное начало? - Божественное начало есть эссенция вечности. Основа принципов воплощённого Эго четверична. Даже орех нуждается в оболочке. Основа этих четырёх есть зерно духа» (9).
Отсюда, на вопрос, что в человеке создано Богом, мы отвечаем - духовное зерно, которое возникает при сочетании вечной искры с первоэлементами пространства под воздействием Луча определённого Светила. Зерно есть то наследие, которое передаётся человеку Иерархическим Началом. Необходимо осознать закон, что каждый человек на Земле имеет своих космических родителей, божественного Отца и Матерь, и без Их помощи не восходят души людей. На высших ступенях своего развития человек познает, кто Они есть, а до того чувствует Любовь, направляющую его в земной темноте. Конечно, человеческие слова о великой благодарности Тем, кто любит нас и мудро помогает нам в нашем восхождении на крутые вершины эволюции, не могут выразить полноты нашего сердца, а тем, кто сам отвернулся от Руки любящей и водящей, они и вовсе кажутся фантазией воспалённого ума, напыщенной беседой с Богом. Например, сколько слов о Любви к Богу, своему Отцу и Учителю, произнёс в своей «Исповеди» Августин Аврелий, и сколько авторов сочли его неумелые, но глубоко искренние слова, бессвязным бредом. Таким образом, смыслом нашего существование на земле является не только искание Истины, познание и творение Добра, но и развитие духовной Любви, способной соединить нас с космическими половинами и с Божественными Родителями. Любовь к Богу, к нашим космическим Отцу и Матери, и Любовь к Единственной или Единственному - вот два вида любви, которые жаждет человеческое сердце и не успокоится оно, пока их не обретёт.
Человек есть образ и подобие Бога - утверждает христианская философия. Каков же смысл этого утверждения? До того, как начать свою эволюцию в человеческой форме, зерно духа развивает свои потенциалы в минеральных, растительных и животных формах. Уже в них она реализует заложенное в ней содержание, овладевает плотной материей, развивает своё сознание и необходимые для этого тела. Эволюция дочеловеческих царств совершается под руководством Иерархии Богов Природы, человеческая - под руководством Планетарных Логосов во главе с Солнечным Логосом. Развитие монады в мире истории, в отличие от мира природы, совершается уже в силу свободного выбора человека. Зерно духа в человеке, в отличие от животного, представляет собой триаду (Атма-Буддхи-Манас), ибо все три начала в ней уже выявлены для дальнейшего развития. Платон писал, что душа никогда не может воплотиться в форму человека, если она не видела Истины, то есть не несла в себе всеобщие идеи, присущие космическому Разуму. Человеческие монады, в отличие от животных, обладают самосознанием, интуитивным сознанием присутствия в себе вечного духовного начала, носителя всех его изменчивых свойств. Каждая монада, пребывающая в дочеловеческих царствах, стремится стать человеком, а человек - Богочеловеком, а затем и космическим Логосом, ибо нет пределов восхождению духа.
В процессе человеческой эволюции триада превращается в Индивидуальность, развитие которой происходит путём многократного воплощения в земного человека, личность. В духовном зерне человека и заложены те основные характеристики, которые будут определять и характер небесной Индивидуальности, и основной путь её проявления в земных личностях. Зерно духа есть жемчужина, которую каждый носит в себе, основа, на которой строится наше Божественное и личное Эго, бессмертная и смертная душа. «Незыблемо зерно духа, но одето в одежды, сотканные самим человеком (10). Образом и подобием Бога мы и называем Божественное Эго человека, Индивидуальность, венец человека, синтез всех его накоплений.
В итоге, если духовная искра - это вневременное, несоставное начало в человеке, а духовное зерно - это воплощающийся, облачённый в тончайшие энергии дух, то душа - это сложное образование, изменяющееся в процессе своего существования сознание человека. Наше учение о сознании отличается от научного тем, что мы говорим о его материальности, имея ввиду, что все его проявления материальны, но не вещественны; чувства и желания есть различные виды энергий, мысли это оформленные (осознанные) чувства и желания. Науки о человеке сегодня вполне различают высшие проявления его психики от низменных желаний и страстей. Они признают и изучают высшие виды познания, такие как разум и интуицию; духовные потребности и духовные чувства человека, такие как любовь, чувство прекрасного, совесть. Однако не многие учёные осознают, что все высшие качества человека являются проявлениями в нем его Божественного Эго, «личного» Бога, что только в процессе длительной индивидуальной эволюции низшие психические явления превращаются в высшие огненные качества человека. Таким образом, для начала учёным необходимо признать не только наличие в человеке духовного начала, но и «двух душ»: высшей души Пневмы, обладающей огненным телом, и земной души, Псюхе, обладающей тонко-ментальным телом. Наряду с этим необходимо принять теософское различие между носителем божественного сознания (Пневмы), существом огненного мира, Индивидуальностью, и земной личностью, души (Псюхе) в физическом теле. Однако это невозможно сделать без осознания учения об эволюции человека и непрерывности его жизни в трёх мирах Космоса, плотном, тонком и огненном.
3. Эволюция человека. Далее мы кратко коснемся некоторых вопросов об индивидуальной эволюции человека, до сих пор отрицаемой наукой и искажённо понимаемой христианской религией. В процессе эволюции человека совершается как процесс превращения духовной триады в божественную Индивидуальность путём её нисхождения вниз, воплощения в земную личность, так и процесс развития личности путём её восхождения вверх, соединения с Высшим Эго, Богом внутри себя. Задачей эволюционного развития человека является, таким образом, создание божественной Индивидуальности, «Бога на Небесах», и божественной личности, Богочеловека на земле. Доктрина духовной и психической эволюции никогда не была достоянием широких масс людей, её раскрывали только во время мистерий, потому до сих пор большинство людей ничего не знают о задачах и законах человеческой жизни, не понимают, ради чего претерпевают на земле трудности и страдания. Верующие, например, стремятся к достижению бессмертия, при этом некоторые из них до сих пор буквально воспринимают утвержденную в христианстве идею «воскрешения во плоти» как воскресение в вечную жизнь в том физическом теле, в котором они пребывают в данный момент на земле. Те же, кто принимает идею бессмертия человеческой души, затрудняются сказать, что собственно означает её бессмертие?
Все люди бессмертны в сути, их дух вечен, обладает всеведением и всемогуществом. Но достижение бессмертия, высшей степени развития сознания и сохранение его непрерывности во всех тонких и огненных сферах Космоса, есть труднейшая цель, ради которой духовное зерно (монада) совершает свой эволюционный цикл. «Путь к бессмертию завоевывается великими трудами и вовсе не принадлежит нам по праву рождения» (11). Спускаясь с небес в белоснежных чистых одеждах, монада проходит многие существования в различных формах природы. В человеческой форме она должна возвратиться к тому состоянию, которое она имела раньше, приобретая при этом могущество и знание в плотных мирах. Белые одежды монады сначала темнеют, пропитываясь пылью, потом и кровью низших сфер, но постепенно очищаются и начинают сверкать всеми цветами накопленного опыта. Поскольку только во времени духовное зерно проявляет свои потенции, а человек развивается до бессмертной личности, постольку единая наука о человеке может быть только эволюционной, утверждающей закон индивидуальной эволюции человека, принимающей законы перевоплощения и кармы. В утверждении необходимости и раскрытии сущности этих законов велика роль Теософии и Живой Этики, но до сих пор большинство учёных относится к ним не просто с подозрением, но яростно отрицают их существование.
Итак, задачей человеческой эволюции является, с одной стороны, развитие духовного зерна до божественной Индивидуальности. Вершина духовной эволюции в буддизме называется Нирваной. Нам говорится, что «человек достигает Нирваны, когда он эволюционирует до Дхиан Когана. Состояние Дхиан Когана достигается в естественном порядке вещей после завершения седьмого круга настоящей планетарной цепи. Став Дхиан Коганом, человек, согласно Закону Природы, не воплощается в других планетарных цепочках этой Солнечной системы. Вся Солнечная система является его домом. Он продолжает выполнять свои обязанности в управлении этой Солнечной системой до тех пор, пока не придёт время Солнечной Пралайи. Тогда, после периода покоя, его монада осенит собою в другой Солнечной системе отдельное человеческое существо в ходе его последовательных воплощений и присоединится к его высшим принципам, когда оно, в свою очередь, станет Дхиан Коганом. В бесчисленных солнечных системах бесконечного Космоса существует прогрессирующее духовное развитие. До космической Пралайи Монада будет продолжать действовать вышеозначенным образом, и только в течение непостижимого периода космического сна, который последует за теперешним периодом активности, наступит высшее состояние Нирваны» (12).
Отсюда, под Нирваной, во-первых, понимается завершение человеческой эволюции на определённой планете, и оно вовсе не означает слияние индивидуального сознания с Абсолютом, как полагают многие философы Запада. Эволюция рассматривается не как затухание индивидуального сознания, а наоборот, как его бесконечное расширение до высочайшего состояния, возможного в данной Манвантаре. Стать Дхиан Коганом - значит достичь степени развития сознания, соотносимого с сознанием Планетарного Логоса. Теософы знают и то, что на высших ступенях развития эволюция ускоряется, сознательно устремлённый к восхождению человек за несколько тысяч лет приближается к той ступени, которой большинство человечества достигнет только при завершении космического цикла, то есть через миллиарды лет. Ускоренное развитие достигается быстрыми, без длительного пребывания в надземном мире, воплощениями, к тому же посвящёнными неуклонному совершенствованию и служению человечеству. Из вышеприведённого утверждения следует и то, что под Нирваной, во-вторых, понимается космический сон-отдых во время Космической Пралайи, данное состояние сознания непостижимо для человеческого разума, поскольку оно есть пребывание монады в своей вечной сущности. В итоге, Нирвана есть и достижение определённой степени развития Индивидуальности, которое означает достижение высшего состояния сознания в нашей Манвантаре, и отдых между двумя Пралайями, как космическими, так и вселенскими. Между двумя этими понятиями нет противоречия, оба они исключают понимание Нирваны как растворение индивидуального сознания в безличности вечного Ничто, ибо растворение не предполагает сохранение тех уникальных свойств, которые проявляются при новом акте творения мировых систем. Всё лучшее сохраняется в вечности, но становится всё более совершенным, ибо пределов восхождения не существует.
Задачей эволюции, с другой стороны, является не только развитие Индивидуальности, но и достижение бессмертия личности, необходимо стать Буддой не только на Небе, но и на земле. Религия, йога, теургия - все они в древности говорили о путях соединения человека с Богом, понимая под этим процесс соединения личности со своим Божественным Эго, но сущность этого процесса не разглашалась. Не вдаваясь в подробности, можно сказать, что задачей психической эволюции является построение личности, способной всё более полно вмещать сознание своей Божественной Сущности и не умирающей после снятия физического тела. Следует подчеркнуть, что под личностью понимается не только физическое тело человека, с помощью которого он действует и приобретает жизненный опыт в физическом мире, но прежде всего, его тонко-ментальное тело или душа, которая этот опыт осмысливает и накапливает. К тому же, говоря о воплощении Индивидуальности в земного человека, мы не имеем в виду то, что оно полностью в него входит, последнее невозможно в силу разности энергий, оно только осеняет его своим Божественным Лучом. Личность завоёвывает себе бессмертие, поднимаясь к высшему, совершенствуя свои оболочки так, чтобы они смогли вместить Божественный Луч со всем его накопленным знанием. Луч Высшего Эго не только связывает Индивидуальность с личностью, но и является той божественной энергией, которая определяет бессмертие личности, объединяя её элементы в неразрушимое целое. Если личность навсегда соединяется с Богом внутри себя, человек становится Архатом или Адептом, следующей высшей ступенью развития которых является достижения состояния Будды или Христа.
О смерти Адепта говорят, что он взят живым на Небо, ибо умерев в своём физическом теле, человек продолжает сознательную жизнь в теле тонком. Тонкое тело Адепта осязаемо и оформлено, оно может даже принять форму реального человека, представляя собой уплотнённый астрал, о котором очень осторожно говорилось Е. П. Блаватской, и уже более открыто в работах Е. И. Рерих. Обладая развитым тонко-ментальным телом, Адепт может одновременно помогать и воплощённым людям на земле, и тем, кто пребывает в тонких мирах. Адепт сам выбирает, в каком теле ему лучше помогать человечеству, сам регулирует свои будущие существования, соизмеряя их с общечеловеческой эволюцией. Он может остаться в надземном мире или возобновить свою личность на земле путём уплотнения тонкого тела или обычным путём через воплощение в новое физическое тело.
После завершения земной эволюции и достижения бессмертия перед Адептом открываются два пути. Он может погрузить своё личное сознание без остатка в Высшее Эго, слиться с ним навсегда, но в этом случае больше не сможет существовать в низших мирах. Он освободился от низшей материи и теперь может пребывать там, откуда начал своё странствие, наслаждаясь свободой и всем накопленным знанием до конца Манвантары. Второй путь - это отказ от Нирваны, вернее, Нирвана с остатком. Божественное Эго пребывает в Нирване, поскольку достигло высшего состояния своего развития, бессмертная Личность остаётся жить в низших сферах. Она, с одной стороны, сохраняет свою связь с Триадой, с другой стороны, не утрачивает связи с Землёй, чтобы помогать тем, кто идёт следом. Такой человек называется Нирманакайя. Адепт, принимая новые воплощения, одевая на себя «физическое одеяние», тем самым, принимает на себе карму тела, которое будет одухотворять, и карму той человеческой культуры, в которой будет существовать и отчасти разделять её заблуждения до тех пор, пока его Божественное Я не засияет вновь в новой земной личности. Эволюция на Земле совершается благодаря помощи и великой жертве тех, кто, имея все права на свободу и блаженство, отказались от них во имя спасения земного человечества. «Нирманакая - великие Адепты прошлых веков, которые, отказавшись от своего законного права на Нирвану, остаются в наших сферах не как «духи», но как полностью духовные человеческие существа. Если не считать видимой телесной оболочки, от которой они освободились, они остались такими же, каким были, чтобы помогать страждущему человечеству, насколько это возможно без нарушения кармического закона» (13). Нирманакая составляют на Земле Белое Братство, руководимое и направляемое Великими Учителями, Высшими Иерархами нашей Солнечной системы.
На основании вышесказанного человеческие перевоплощения можно разделить на два вида. Во-первых, это обычные эволюционные воплощения простого человека, его личность разрушается в тонком мире, передавая всё лучшее Высшему Эго, которому ещё предстоит достичь нирванического состояния. После пребывания в огненном мире Высшее Эго создаёт новую личность, которая ничего не ведает о предыдущей, и так будет продолжаться до тех пор, пока душа не сможет достичь определённого развития и установить неразрушимую связь со своим «личным» Богом. Во-вторых, это сознательные циклические воплощения Адептов, которые принимают серию жизней на земле не ради собственной эволюции, а ради помощи другим. Они могут воплощаться и с сохранением памяти о предыдущем воплощении, и с потерей её в зависимости от своей миссии. Их бессмертная личность переносится из одного тела в другое до тех пор, пока не завершится принятый добровольно цикл, после чего Адепт может начать новые воплощения или остаться в Надземном мире. Высшие Космические Учителя также принимают циклы земных воплощений. В зависимости от нужд человечества Они могут или проявить на земле всю полноту своей Божественности, такие воплощения называются Аватарами, или пройти как выдающиеся люди, выявляя только часть своих накоплений.
Определённый космический цикл предполагает определённые эволюционные достижения. Ныне на Земле завершается стадия развития интеллекта и начинается новая эпоха, когда интеллект должен быть преобразован в высшие духовные способности - разум и интуицию. Однако эволюционное восхождение человека процесс сложный, очень трудно развить интеллект и тем более преодолеть его ограниченность и поверхностность. «Так же, как на конных соревнованиях в беге, когда менее резвые кони отстают уже в первой четверти круга, и мимо них проносится конь-победитель, стремительно несущийся к цели, - точно также в человеческих бегах к бессмертию некоторые души опережают других и достигают цели, в то время, как миллиарды остальных состязающихся, трудятся под грузом материи недалеко от того места, где они начали своё восхождение. Некоторые несчастные совсем выпадают и бывают устранены из бегов; некоторым приходится возвращаться и начинать сначала» (14).
К неудачам эволюции относятся два вида людей, которые можно условно назвать как отставшие и как упавшие. Отставшие - это те, которые не разожгли в себе искру разума, в своих жизнях они не создали ничего, чтобы могло включить в себя Высшее Эго. К положенному сроку они не сумели развить в себе не только ментальное тело, но и тело тонкое, животные элементы возобладали у них над человеческими переживаниями и устремлениями. Те отставшие, которые были ни горячи, ни холодны, трутни природы, жившие за её счёт, ничего не принося миру, выпадают из эволюции. Духовный Луч их Высшего Эго отделяется от низших аспектов сознания, жизнь исчезает как свеча, задуваемая ветром, а незначительные накопления души идут в переработку. Те отставшие, которые сохранили в себе духовную искру, но не сумели в отведенный эволюцией срок развить в себе ментальные способности, будут вынуждены начинать всё сначала. Поскольку сейчас совершается великий отбор для будущего, можно предположить, что одна часть отставших останется на Земле и будет спать до наступления условий, которые ей будут предоставлены в следующем круге эволюции, другая часть уйдёт на низшие планеты Космоса.
К людям, упавшим в эволюции, мы относим тех, которые достигли достаточно развития своего интеллекта и накопили сильные энергии для утверждения личности, но направили свои способности для эгоистических целей, они нарушили закон гармонии части и целого, обратили свои силы во зло и разрушение. Они не могут быть просто уничтожены, но должны быть наказаны за свои злодеяния, должны искупить всё то зло, которое посеяли. Чем материальнее по своим накоплениям человек, тем больше воплощений ему придётся претерпеть на земле во всё более жалких личностях, принимая на себя карму прошлых злодеяний. Если упавшая душа осознает своё падение, она может стать на путь искупления, но он будет очень труден, ибо прежние накопления внедряются в новую оболочку, и победить то, что складывалось тысячелетиями, очень трудно. Деградация человека в процессе его воплощений без осознания своего падения и раскаяния приводит, в итоге, к смерти его души. Ни наука, ни религия не имеют об этом ни малейшего представления, хотя сейчас, в завершении эволюционного цикла, мы на каждом шагу сталкиваемся с людьми, утерявшими свою божественную душу, с чернью или «тёмными людьми», оттого и эпоха наша называется тёмной.
Идея, что некоторая часть человечества может и не иметь бессмертных душ, утверждалась древней философией, но полное учение о смерти души впервые было обнародовано через Е. П. Блаватскую, которая сказала о факте существования бездушных людей своим ученикам, чтобы те, в свою очередь, распространяли эту истину среди людей. Смерть души есть разрыв Высшего Эго с личностью, духовный Свет монады больше не проникает в личность, погрязшую в разврате и эгоизме. После смерти человек переходит в тонкий мир как уцелевшее скопление грубых материальных качеств. Поскольку он не может подняться выше, он снова воплощается на земле, но только в более низком и жалком состоянии, человеческом существе только по форме. Энергий, накопленных вокруг первичных атомов низших проводников достаточно для того, чтобы строить новые тела до тех пор, пока жизненная сила не израсходуется, и личное сознание не истлеет в низшем тонком мире, то есть его части, лишённые скрепляющих их энергий, разложатся и вступят в переработку как космический отброс. Высшее Эго при этом начинает новую серию перевоплощений или уходит для отдыха в «тишину безмолвия».
Задача истинной науки не только знать о духовной смерти человека, но и предупреждать об этой опасности людей, утверждая, что эволюция очень трудный процесс, и упасть может человек, уже достигший высокой степени своего развития. Речь идёт о падении Адептов. Как говорилось выше, Адепты - это те люди, которые обладают развитым Духовным Эго и бессмертной личностью. И с этой ступени развития можно упасть, если в какой-то момент свернуть с дороги добра, а значит, восхождения вверх к созиданию красоты и познания истины во имя всего человечества. Если в какой-то момент вступить на путь отречения от высших достижений во имя временного господства над материей земли, если вместо служения людям стремиться к покорению их своим могуществом, то постепенно закрываются духовные очи. Нить, связывающая Индивидуальность и личное Эго, становится всё тоньше, наконец, прерывается вообще. Из светлого Иерофанта человек становится сознательным служителем зла, тёмным Иерофантом, магом или колдуном, который своими недостойными деяниями препятствует эволюции человечества. Стремясь к уничтожению всех, кто ей служит, он становится врагом носителей Света. И ярость, и безжалостность его глубоки, ибо он понимает безнадёжность этой борьбы, так как невозможно уничтожить высшие духовные Огни земными тенями. Но поскольку он является исполнителем Кармического Закона, сотрудником Природы на разрушение, она не может его исторгнуть до наступления определённого времени.
Иерофанты зла, в отличие от простых развратников и преступников, обладают утончёнными пороками и жестокостью. Поскольку их личность лишается духовного света, постольку они утрачивает способность к высшим переживаниям. Вместо угрызений совести, которые могут вернуть их на праведный путь, у них господствует холодный интеллект, оправдывающий путём сложнейшей казуистики все их злодейства. Эстетическая глухота и отсутствие нравственных переживаний превращают их в людей, лишённых сострадания и жалости, их задача не физически, но духовно погубить свою жертву. Вместо любви к Богу у них страх и недоверие к Его мудрости, истину они перемешивают с ложью, выдавая знания астрального мира за высочайшие духовные откровения.
Нам говорится, что в конце определённого цикла эволюции выявляются Сыны Света и Сыны Тьмы, посвящённые Адепты и прирождённые маги и медиумы. Первые не преступили законов Бога, каждый раз на земле в величайших страданиях они вновь открывали способности, развитые в прошлых жизнях, и приносили все свои достижения на алтарь служения людям, которые в своей слепоте часто поносили, убивали и проклинали их. Они не погасили священного огня, горящего в их сердцах, даже в самых трудных своих жизнях. Вторые злоупотребили своими знаниями и силой, утратили духовный огонь, они заменили духовную жертву человечеству властью над покорившимися им людьми. В завершении эволюционного цикла между Адептами правой и левой тропы происходит сражение, часть Сынов тьмы и все те, которые пошли за ними, уничтожаются природными катаклизмами.
Результатом эволюции является то, что люди на земле различаются по степени своего развития. Закон Иерархии гласит, все люди едины в сути своей, ибо все содержат Луч Абсолютной Жизни, духовную искру, но различны по месту, занимаемому ими на лестнице космической эволюции. Люди различны по своим накоплениям, то есть по степени проявленности их высших принципов и степени развития их низших аспектов. Все люди различаются степенью развития своего сознания и его проводников-тел, необходимых для осознанной жизни в различных сферах Космоса. Закон Иерархии должен лечь в основу будущей науки о человеке, ибо истинным гуманизмом является утверждение того, что все люди различаются по своим способностям и нравственным качествам, поэтому нужно по разному их воспитывать и обучать. Однако на земле трудно увидеть истинную сущность человека, для этого нужно развивать в себе высшую способность познания, называемую в Агни Йоге чувствознанием. Например, гении и подвижники отличаются от простых людей результатами их деятельности, но бывают жизни, когда накопления человека не проявляются в великих с точки зрения людей свершениях. Он идёт незаметно, служит миру незримо, только сердцем можно почувствовать его огненную душу, но сердцем, равным ему по огненности. Распознавание сущности человека необходимо и в связи с происходящим ныне процессом формирования новой расы, с отделением «пшеницы от плевел». Оно необходимо для того, чтобы не принять служителя Тьмы за служителя Света, ибо часто тёмные одевают на себя одежды света, и великая беда ждёт тех, кто не разберётся в их сущности, примет яркий земной свет за свет духовный, невидимый земными глазами.
В итоге, единая наука о человеке должна основываться на знании Космических Законов Эволюции, Всеединства и Иерархии. Она должна принимать также Космические Законы Цикла и Причинности, применительно к человеческой эволюции - Перевоплощения и Кармы, последние должны быть предметом более подробного рассмотрения.
Литература
1. Агни Йога. Братство. 425.
2. Агни Йога. Мир Огненный. Часть 3. 448.
3. Агни Йога. Надземное. 652.
4. Агни Йога. Иерархия. 345.
5. Агни Йога. Надземное. 289.
6. Рерих Е. И. Письма. Т.9. М., 2009. С. 497.
7. Высокий Путь. Т.2. М., 2002. С.118.
8. Высокий путь. Т.2. С. 659.
9. Высокий Путь. С. 665.
10. Агни Йога. Надземное. 553.
11. Рерих Е. И. Письма в Америку. Т. 3.1996. С.170.
12. Блаватская Е. П. Эликсир жизни. М., 1998. С.45.
13. Блаватская Е. П. Новый цикл. М., 2001. С.71-72.
14. Блаватская Е. П. Разоблаченная Изида. Т.1. М., 1993. С.451
Ваши комментарии к этой статье
№55 дата публикации: 07.10.2013