Владимир Деревянко
Слушая жизнь в поисках своей песни
Цикл "Параллельные миры"
Введение
Земной мир в отличие от космического - вакуумного полон разнообразных звуков, которые отнюдь небезразличны для человека и всего живого, способного их слышать. Одни из них являются сигналом опасности, другие - приятны, третьи - настраивают на тот или иной лад, четвёртые - раздражают, пятые - божественны и т.д... Построенный всего из семи нот, существует особый мир звуков - музыка во многих её проявлениях, стилях и жанрах, значение которой для людей не ограничивается только развлечением, будучи своеобразным выражением их чувств. Однако, как и многое другое в жизни людей, звуки и музыка ещё не вполне осознаны и рационализированы, они могут быть и средством мощного позитивного воздействия, даже лекарством, а порой и мешают жить. В статье даётся общий анализ звуковой картины современной жизни и возможностей её рационализации для улучшения жизни людей и рассказывается о музыкальных интересах и действиях, муках и радостях автора, для которого музыка - больше, чем просто звуки, - это существенная потребность, неповторимое удовольствие и важнейшее средство воспитания человека.
1. Звуки и их воздействие на человека
Благодаря ушам, воспринимающим колебания воздуха, человек слышит массу различных звуков. Одни из них приятны, волнуют и радуют, например, пение птиц и людей, музыка и театральное действо, - другие, скажем, шумные соседи, производство или транспорт за окном, мешают жить. Давно сложилась и существует широкая сфера музыкального искусства, без которого просто невозможно представить себе современную жизнь. Впрочем, человека окружают не только звуки природы и музыка, - в их широком спектре природные и музыкальные звуки дополняются, а иногда и вытесняются искусственными, нередко более мощными звуками, сопровождающими производственную и другую - многообразную в своих проявлениях жизнь людей... Если на производстве они более или менее терпимы, то в других обстоятельствах воспринимаются людьми негативно и с раздражением. Как несовершенны действия людей и несправедливы их отношения, так и их звуковые интересы и воздействия одних людей на других не всегда оптимальны, доходя до насилия, когда переходит границы дозволенного, терпимого. Впрочем, люди деятельны и разумны, чтобы по крайней мере избегать шума, если не рационализировать его и создавать для себя звуковой комфорт...
Человеку естественно стремиться к приятному, как желал поэт: "надо мной, чтоб голос сладкий пел", слушать чудное пение птиц или предаваться магии музыки... Впрочем, не менее естественно иногда и искание тишины, чтобы лучше слышать собственные чувства, мысли и воспоминания в процессе размышлений, творчества или отдыха. Последнее не всегда возможно, особенно в условиях большого города и многоквартирных домов с плохой звукоизоляцией, многочисленных предприятий и огромного количества транспорта. Внешнее звуковое насилие - сравнительно новая и отнюдь не безобидная тема, которая является частью общей проблемы существования людей, дополняя несовершенство жизнеустройства и ускорение жизненного ритма, высокую плотность населения городов и чрезмерное нервное напряжение, гипокинезию, нарушение режима питания и вредные привычки. К последним можно отнести и прослушивание музыки дома, на улице в наушниках или в автомобилях с повышенной громкостью, которое раздражает окружающих и небезопасно для ушей и нервов самих слушателей.
В зависимости от обстоятельств восприятие звуков может существенно меняться, но проблема звукового дискомфорта людей существует и нередко проявляется довольно остро. О звуковом воздействии человека можно говорить также и по отношению к живой природе, которая является неотъемлемой составляющей среды его жизни, однако, когда человек теряет слух или от рождения лишён возможности слышать голоса близких или сигнал опасности, не может насладиться пением птиц или звуками музыки, это делает его неполноценным. Впрочем, как некоторая компенсация, он не слышит много неприятного и не подвергается звуковому насилию...
Благодаря развитию техники, теперь многие имеют домашние музыкальные центры и мобильные, весьма неплохо звучащие устройства, обеспечивающие возможность слушать то, что хочется, в любых условиях. Как и всё на свете, музыкальные вкусы и культура слушателей разнообразны и не всегда совершенны, отчасти потому, что их этому не учат. Есть и другая причина - на рынке преобладает популярная, коммерческая, эффектная музыка разных стилей, нередко пошлая и наркотичная, обладающая сильным воздействием на невзыскательного слушателя. Тем не менее, у каждого человека всегда есть возможность совершенствования себя и выбора звуков, которые могут доставлять немало истинной радости. Дисгармония, какофония и чрезмерный шум, постепенно преодолеваются людьми, но, как и несовершенство жизни вообще, наверное, будут изжиты ещё нескоро...
2. Какой отзвук в человеке вызывают звуки?
Как все цвета находятся между белым и чёрным, так и звуки - между тишиной и шумом. Многое в жизни человека и восприятие звука, в том числе, производно его развитию, состоянию и настроению, - когда оно хорошее, хочется динамичной и весёлой музыки, в противном случае - предпочтительны её спокойные формы или тишина. Есть люди, для которых звуковые нюансы, как и цветовые, безразличны потому, что для них важнее ощущения... Звуковое восприятие естественно связано с возрастом, - чем старше человек, тем более значимы для него душевное равновесие и спокойные мелодии и ритмы. Нередко люди, находящиеся рядом в одном пространстве, например, в многоквартирных индустриальных домах, не совпадают по настроению и звуковосприятию и шумная радость одних может быть несчастьем других, особенно, когда празднующие не обладают чувством меры. Люди стараются избегать таких соседств, что не всегда возможно, и порой используют разные, нередко весьма изощрённые /см. "Клуб любителей тишины" в Интернете/, способы компенсации своих звуковых неудобств. Разумеется, каждый человек имеет право на нормальное жилище и звуковой комфорт, но они пока не вполне обеспечиваются, потому в меру сил люди ищут и находят то, что в той или иной степени соответствует их душевному настрою - свою мелодию или тишину...
Человеку естественно желать и любить, стремиться к цели и радоваться успеху или переживать неудачи, испытывая те или иные чувства. Их выражением могут быть слова или мелодия, а в ещё большей степени песня, сочетающая то и другое. Однако, лишь немногие люди - композиторы в состоянии выразить их звуком совершенно, так, чтобы это нравилось другим. И, тем не менее, создано и продолжается создание народной, симфонической и популярной музыки разных стилей, колоритов и направлений, в которой каждый может найти для себя мелодии и ритмы, созвучные своим чувствам и настроению. Кроме того, в природе пока ещё сохранилось немало источников звуков - пение птиц, звуки текущей и падающей воды, шелест листьев и голос ветра, вспомним "эолову арфу", слушая которые, люди испытывают радость и сознают себя частью природы, наполняются энергией и ощущают полноту существования, нередко утрачиваемые "в суете городов и потоках машин", за стенами домов и сиюминутными заботами. Звуки природы и хорошей музыки жизненно необходимы человеку и потому вокруг нас так много разной музыки и звуков, развивается техника звукозаписи и воспроизведения. Кстати, по последним данным науки музыка повышает активность мозга и концентрацию внимания, способствует лучшему развитию речи у детей и действует, как болеутоляющее средство!..
Даже самые маленькие дети имеют музыкальные предпочтения, - став постарше, они рано или поздно определяются со своими музыкальными интересами и пристрастиями и в минуты отдыха, в благоприятных условиях слушают то, что их радует. Надо заметить, что радующее одних, может раздражать других, однако, есть нечто, идущее от природы человека, скажем, потрескивание дров в костре или журчание воды в ручье, действующее на любого успокаивающе и даже завораживающе. Последнее позволяет использовать эти звуки, особенно в сочетании с подходящими по звучанию музыкой и картинами в качестве эффективного терапевтического и релаксирующего средства. Можно было бы определить общезначимые критерии качества музыки, но не найти двух людей, на которых одна и та же музыка, даже гениальная, в данный момент действует совершенно одинаково... В звучании инструментов или характере исполнения, состоянии исполнителей и слушателей возможны нюансы, например, такие, как импровизации в джазе, иногда поразительные, отражающие перемены-движение жизни и чувств. Тем не менее, глубокая по силе чувств и выразительности музыка, прежде всего симфоническая, но не только, ставшая классикой, благодаря интересу к ней многих поколений людей, оказывает большое позитивное воздействие на многих и является своеобразной терапией их духа. Можно предположить, что у каждого человека есть своя даже не мелодия, а тема души, которая варьирует в зависимости от его возраста, состояния и настроения...
3. Человек и его музыка-песня
Как уже отмечалось, для людей характерны общность и особенности звуковых интересов. Есть звуки, примерно одинаково воздействующие на всех и есть звучания индивидуализированные, связанные с натурой, развитием и интересами человека. Те, у кого интерес к музыке ярко выражен, активно ищут и находят свои песни и мелодии, другие лишь пассивно отзываются на близкие им эмоционально песни как бы неосознанно. Люди, которые увлекаются прослушиванием музыки, особенно лёгкой, популярной, знают о том, что даже самая любимая, необыкновенная музыка, увы, имеет свойство утрачивать свою новизну и прелесть, и предполагает постоянное обновление. В этом смысле более сложная и серьёзная музыка менее подвержена старению-заслушиванию, но и она не всегда выдерживает давление времени и происходящих в жизни перемен, вызывающих изменение звукового восприятия людей. Наконец, музыкальные интересы производны культуре слушателей, и, как это ни странно, наших современников в массе, не только молодых, интересуют более лёгкие, популярные и яркие музыкальные формы. Следует заметить, что расширилось число музыкальных стилей и жанров, удовлетворяя разные вкусы, а с развитием электронной, мобильной и цифровой техники музыка стала доступнее, - теперь её слушает и получает удовольствие гораздо больше людей, чем раньше.
Как композитор ищет мелодию и форму для своих произведений, так и человек с детства ищет свою тему, дело или занятие, в котором хочет найти выражение своей натуры вообще и настроение текущего момента, в частности. Между формой самовыражения человека и его любимой музыкой есть связь и общее, состоящее в том, что и то и другое найти не просто, - когда же это удаётся, в душе человека звучит песня его радости! К сожалению, найти и заниматься своим любимым делом суждено не каждому, а вот любимую музыку можно послушать дома, на прогулке и в машине - с плеера или приёмника, или в зале на концерте живой музыки. Надо заметить, что возможностей и музыки, которую хочется слушать, стало значительно больше, скажем, чем 30-40 лет назад, но и усиливается эффект постоянного ускользания её новизны, побуждая меломанов к бесконечному поиску новых мелодий, ритмов и звучаний! Увы, в силу разобщения людей и их интересов эта задача и теперь довольно сложна, - хочется надеяться, придёт время, когда люди станут ближе друг к другу, а продукты их творчества, в данном случае, музыка, - доступнее. А ещё было бы неплохо, чтобы те, кто любит музыку, могли с детства научиться исполнять её сами, сочинять свою и делиться с другими без каких-либо ограничений!..
Надо ли говорить, что являясь своеобразным языком чувств и ярким выразительным средством, музыка занимает в жизни людей, и не только музыкантов, большое место. Рассуждая о любимой музыке, мы не хотим упрощать или ограничивать эту тему только музыкой, ассоциируя её с любимым занятием или даже делом жизни человека, найти которое теперь также непросто, как и хорошую музыку. Давно существует выражение, использованное не раз и в песнях, - найти себя и своё дело, это - спеть свою песню! Но, как это сделать? Одно можно сказать, это трудно и большинство людей этому не учат, разве, что яркие способности сами проявляются у некоторых... А вот, если их нет или лучше сказать, они ещё не проявились, то как помочь человеку проявить их?
Наверное, первое, что надо делать, это давать детям больше возможностей для самовыражения, проявления способностей. Второе, следует выделить и попытаться закрепить наиболее заметные из них. Кстати, при оптимальном подходе и воспитании каждый человек вполне способен освоить один или несколько инструментов и играть, если не на сцене, то в своё удовольствие, вспомним богатых и образованных людей прошлого... Понимая, насколько это проблематично теперь, остаётся помечтать, что когда-нибудь, в лучшие времена это будет происходить в массовом порядке, безотносительно материальных и иных различий людей и в их жизни не будет ничего важнее, чем найти и спеть свою песню, делая своё дело наилучшим образом для блага всех. Но, сколько воды утечёт прежде, чем это станет возможным?.. А пока - слушай жизнь, развивайся и ищи свою песню, которая выражает твою сущность, и когда найдёшь, зазвучит то, для чего человек и живёт на земле, - радость жизни!
Приложение или в поисках своей музыки и песни
Когда я пытаюсь вспомнить свои первые музыкальные впечатления, обращаюсь к услышанным из чёрного с бумажным диффузором динамика на стене мелодичным советским и русским народным песням, которые мы пели и в школе на уроках пения, а затем и более серьёзным вещам в детском хоре ЦДРИ, где я, даже не припомню с чьей подачи, занимался два года. Не могу забыть занятия танцами и пением в кружках и художественной самодеятельности в летних пионерских лагерях. Там же, более 50-ти лет назад я услышал и первую зарубежную песню, от которой у меня пошли мурашки по коже - Stardust в исполнении Нэт Кинг Кола, любимая мной и поныне наряду с другими его замечательными песнями: "Мона Лиза", "Когда влюблён"... Впрочем, мне всегда нравилась быстрая ритмичная музыка с необычным звучанием, но в советском эстрадном репертуаре, зажатом идеологическим прессом, таковой практически не было и в юном возрасте я искал любую возможность услышать её из-за рубежа по радио на коротких волнах или на редких пластинках с зарубежной музыкой.
Рано начав работать, отчасти и по этой причине, я приобрёл магнитофон - это был внушительный аппарат - "Днепр-11м", и у меня стала формироваться своя фонотека на катушках. Всё тогда было в дефиците - музыка, магнитофоны, магнитная лента и, как и весь ширпотреб в СССР, низкого качества. Тем не менее, на интересе я преодолевал все трудности, а с музыкой мне повезло - в нашем доме жил парень, Витя Торшин - мой ровесник, который увлекался тем же и через знакомых получал на запись новинки зарубежной музыки на пластинках, - мне иногда удавалось их у него выпрашивать, чтобы быстро записать на магнитофон. Было это в середине 60-х и с его помощью я познакомился с тогдашними кумирами молодёжи - Чаби Чекером и Джонни Холидеем, Клифом Ричардом и Конни Фрэнсис, Трини Лопесом и Шейлой, Полом Анкой и Далидой... Что же самое приятное, музыка «Битлз», а это было тогда нечто потрясающее, появлялась у меня практически вскоре после выхода дисков в Англии!
Несколько раз я пытался научиться играть сам - впервые ещё во времена летних лагерей на трубе - это были времена увлечения Луи Армстронгом, но меня не приняли в кружок при Доме пионеров в переулке Стопани. Позже в школе можно было освоить игру на гитаре - веяние «Битлз» и «Роллинг Стоунз», но в семье не нашлось на это денег. Уже учась на старших курсах МГУ, я брал частные уроки фортепиано, но из-за отсутствия своего инструмента испытал большие трудности и прекратил эти попытки уже навсегда. Последнее ли или духовное развитие подвинули меня к расширению музыкальных интересов, постепенно я открыл для себя мир классики Баха и Бетховена, Чайковского и Рахманинова, Скрябина и Шопена, Грига и Гершвина... Однако классику я слушал не часто и по настроению, - среди моих музыкальных интересов преобладала зарубежная эстрадная и рок-музыка, впрочем, среди имён были весьма достойные - Энгельберт Хампердинк, Миррей Матье и Том Джонс, Элвис Пресли и «Пинк Флойд».
Женитьба и получение новой квартиры, новая работа по окончании МГУ в 1972 году и рождение сына на время-годы притормозили моё увлечение, но вокруг стремительно развивалась музыкальная индустрия - появлялись новые стили и технические возможности. Стереозапись и лицензионные пластинки зарубежной эстрады, в том числе, «Бони М» и «АББА», вновь всколыхнули мой интерес к музыке и начался 8-летний этап моего интенсивного увлечения, когда я даже стал членом секции филофонистов. Чтобы расширять свой музыкальный фонд и улучшать технику записи и воспроизведения звука, приходилось немало покрутиться, тратить много времени и сил. Вспоминаются поисковые поездки по радиомагазинам всей Москвы и многочасовые очереди за магнитофоном в Военторге, усилителем в "Радиотехнике" на Новокузнецкой, акустическими системами в "Орбите" на Смоленской, новой лицензией в "Мелодии" на Ленинском или проспекте Калинина... А сколько проблем было с катушками и кассетами, пластинками и записями, их дефицитом и низким качеством, мытарств с ремонтом, реализацией одних и покупкой других...
Новая музыка на дисках и в записях - "демократов" и фирменных, прослушиваемая на всё более совершенной технике пошла мощным потоком, который иногда захлёстывал именами и ритмами, мелодиями и эффектами... Как тут не вспомнить тех, кто особенно радовал и остался в памяти: The Shadows и Electric Light Orchestra, оркестры Джеймса Ласта и Поля Мориа, Джо Дассен и Ф. Р. Дэвид, Г. Гейнор и Э. Джон, Димис Руссос и Б. Стрейзанд, Ф. Синатра и С. Уандер, ансамбль Спейс /PFT/ и Жан Мишель Жарр, А. Челентано и К. Вилла, Ш. Азнавур и С. Адамо, Рики Повери и Альбано/Ромина Пауэр, Крис де Берг и Д. Майкл, Д. Саммер и Крис Ри, ансамбли Генезис и Скорпионс, Дайер Стрейт и Флитвуд Мэк, Би Джиз и Лэйд Бэк, Модерн Токинг и Энигма, дуэты Баккара и Мэйвуд... А сольные альбомы П. Маккартни и Д. Леннона, а песни Карпентерс, К. Сантаны и Гарри Мурра, а оркестровки Гленна Миллера, Фаусто Папетти и Энио Морриконэ?.. Сколько их можно было бы привести ещё, да, как говорится, места не хватит, даже на самых-самых, которых на СД у меня - около 300, плюс сотня-другая на виниле... Спасибо им всем!
Это была непростая, временами суетная и увлекательная жизнь, - от одних музыкальных впечатлений к другим, периодически пресыщавших и наводивших на мысль о недостижимости и ускользании счастья обладания чем-то идеальным в музыке, как миража в пустыне, и даже его невозможности и бессмысленности. Последнее возникало на фоне значительных усилий и затрат на новую музыку, которая не всегда оправдывала мои ожидания и быстро теряла новизну, вызывая неудовлетворённость лёгкостью впечатлений при долгом пассивном прослушивании в условиях неявной подсознательной конкуренции со стороны глубинных творческих литературно-философских интересов. Апофеозом этого периода стало весьма трудоёмкое /полгода самоотречения, если бы вы только знали, чего мне это стоило?../ приобретение дорогой /полугодовая зарплата ведущего инженера НИИ/, без использования семейного бюджета!.. японской кассетной деки - Sony-Тsk81 и последующее постепенное охлаждение к филофонии через соотнесение затрат и результата, их несоответствие необходимости и пользе...
Затем наступил период упрощения моего музыкального хобби, - появились недорогие компактдиски /СД/ с музыкой, приобретение которой раньше отнимало много времени и сил, а теперь ставшее более лёгким. Постепенно я перешёл с винила, оставив на память некоторые из них, на СД и приобрел всё, что хотелось и не моглось ранее плюс много нового... Став доступными, музыка и техника освободили время и энергию для того, что бродило в сознании, но дотоле не находило выхода. Наверное, всё в жизни не случайно и столь сильное увлечение музыкой было необходимо мне по жизни и для последующих занятий человековедением. Но на это можно взглянуть и иначе: во мне медленно вызревало, возможно, от противного то, что по мере ослабления занятием филофонией выплеснулось, постепенно захватило меня и теперь, наверное, уже не отпустит до конца дней моих.
Полувековой период моего музыкального увлечения насыщен появлением новых стилей и форм и крупными прорывами в развитии звукозаписи и воспроизведения, - от патефонов до современной Hi-Fi и Hi-end стерео и квадро и особенно цифровой и мобильной техники, которая теперь весьма качественна и доступна. Уделяя основное время самодеятельному человековедению и не имея доходов, кроме пенсии, теперь я не могу позволить себе тратить много времени и денег на приобретение новой музыки, хотя иногда этого очень хочется, и лишь изредка покупаю диски. В основном переписываю новинки у зятя, увлекающегося музыкой в стиле "House", в котором и я нашёл для себя кое-что интересное. Ещё слушаю некоторые Fm-станции: Радио-Джаз и Relax-Fm, Орфей и Радио-Классик, с которых иногда записываю понравившиеся мелодии на старые аудио-кассеты. В силу возраста я предпочитаю спокойную ритмизованную мелодично-выразительную нетрадиционно-джазовую музыку с клавишными - фо-но и синтезатором, например: Дж. Дюка и Дж. Сэмпла, Б. Джеймса и Фила Сэза, Б. Калбертсона и Б. Симпсона, гитарой - Дж. Бенсона и Т. Ротеллу, саксофона - Р. Эллиота и Т. Скотта, трубой - К. Готти и многих других, коих я мог бы перечислять ещё долго. Чаще всего слушаю в МР3 формате по настроению, в мобильных телефоне/смартфоне, иногда использую режим случайного выбора и получаются небезынтересные подборки. Дома прослушивание происходит все реже, хотя моя Hi-Fi система Sony 1996 года выпуска по-прежнему звучит весьма неплохо.
Даже не знаю, как и закончить, - разве, что сказав, что для меня музыка - больше, чем звуки, даже и волшебные, - и потому она была, есть и будет в моей жизни, пока стучат часы...
04.04.2010 – 18.02.2013
Ваши комментарии к этой статье
№53 дата публикации: 14.03.2013