Педагогические
принципы Н.К. Рериха
Американский период
Публикуется по изданию: Международная научно-практическая конференция «Рериховское наследие»: Том I: Музей-институт семьи Рерихов в культурно-историческом пространстве Санкт-Петербурга. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 2002. С.88-107.
Как уже было показано
предыдущим докладчиком, ко времени переезда на Запад Николай Константинович
Рерих обладал уже значительным опытом педагога и воспитателя. И естественно,
он быстро нашёл ему применение. Прибыв в США 3 октября 1920 г.[1],
Рерих сразу же возобновил педагогическую деятельность. Между «русским»
и «зарубежным» периодами его педагогической активности пролегла временная
полоса в три года, заполненная поездками по Европе, общением с видными
деятелями культуры (в том числе и с известными педагогами), работой
для театра, литературными занятиями и осмыслением своего прошлого и
настоящего.
В целом тема педагогической деятельности, вклада Николая Константиновича
в образование и воспитание, к сожалению, всё ещё остаётся не освоенной
нашей отечественной педагогической наукой. До сих пор эта тема не нашла
своего педагога, кандидата наук, может быть, будущего доктора наук,
который посвятил бы ей свои исследования. Пионерами здесь оказались
американцы. Базовым материалом для моего сегодняшнего сообщения явилось
исследование Гарабеда Х. Пэлиэна «Вклад Николая Рериха в современную
жизнь и образование», представленное «как частичное исполнение требований
для степени доктора философии в образовательной школе Нью-Йоркского
университета» в 1936 г. Подобная работа в аналогичной школе, называемой
Академической гимназией СПбГУ, была проделана в России лишь спустя 60
лет [2] .
Американский опыт осмысления педагогического наследия Рериха неповторим,
ибо он выполнен учёным, непосредственно наблюдавшим жизнь созданных
Рерихом образовательных учреждений. В разделе «Полученные данные» Г.Х.
Пэлиэн сформулировал девять так называемых «принципов Рериха, пригодных
современному образованию» (см. Приложение).
Первым и наиболее заметным центром педагогической активности Рериха
в США был Мастер-Институт Объединённых Искусств (Master Institute of
United Arts), основанный 17 ноября 1921 г. в Нью-Йорке. Николай Константинович
предложил начертать на щите этого учреждения следующий девиз-программу
из его книги «Пути Благословения»: «Искусство объединит человечество.
Искусство едино и нераздельно. Искусство имеет много ветвей, но корень
един. Искусство есть знамя грядущего синтеза. Искусство – для всех.
Каждый чувствует истину красоты. Для всех должны быть открыты врата
“священного источника”. Свет искусства озарит бесчисленные сердца новой
любовью. Сперва бессознательно придёт это чувство, но после оно очистит
всё человеческое сознание. И сколько молодых сердец ищут что-то истинное
и прекрасное. Дайте же им это. Дайте искусство народу, которому оно
принадлежит. Должны быть украшены не только музеи, театры, школы, библиотеки,
здания станций и больницы, но и тюрьмы должны быть прекрасны. Тогда
больше не будет тюрем…» [3].
Как вспоминала Елена Ивановна Рерих [4],
кроме её мужа, у истоков Мастер-Института стояли американцы российского
происхождения Морис Моисеевич Лихтман и Зинаида Григорьевна Лихтман
(в дальнейшем – Фосдик). В архиве последней сохранилась краткая формула
созданного учреждения: Образование, Гармония, Единение
[5].
Поначалу в распоряжении Николая Константиновича не было почти никаких
средств [6]. Около года
Мастер-Институт располагался в одной большой комнате в доме Греческой
Православной Церкви на Манхэттене по адресу 54?я Вест-улица 312. Как
писал Рерих, всё решила встреча с православным священником отцом Лазарем.
Так «под крестом Греческого Собора» было положено начало «давно задуманному
Институту Объединённых Искусств» [7].
Когда у Рериха спросили, неужели он думает поместить целый институт
в одной комнате, он ответил: «Каждое дерево должно расти. Если дело
жизненно, то оно разрастётся, если ему суждено умереть, всё равно умирать
придётся в одной комнате» [8].
Фото 1: Листовка Мастер-Института объединённых искусств со знаком и девизом Н.К. Рериха. Отпечатано около 1930 г.
И дерево разрослось. Интересная и разнообразная программа занятий, талантливые педагоги (около 100), доступность обучения для малоимущих – вскоре всё это принесло Институту большую популярность. Почти сразу после основания Мастер-Института в Чикаго было учреждено международное объединение художников «Cor Ardens» («Пылающее сердце»), у истоков которого также стоял Рерих. Эта организация ставила своей целью объединение творческих индивидуальностей для «духовного сопереживания», в её программе провозглашалось: «Мы должны идти по восходящей дороге благородства, энтузиазма и достижения со всей силой нашего вдохновения». Было избрано 10 почётных президентов от 10 различных стран, и Рерих стал президентом от России [9].В 1922 г. к уже утверждённому Правительством США делу Мастер-Института подошёл финансист и меценат Луис Хорш. Правление образовалось в составе: профессор Н.К. Рерих – президент, музыкант и искусствовед М.М. Лихтман – вице-президент, Луис Хорш – казначей, журналистка Френсис Грант – секретарь. Совет учредителей состоял из семи лиц: Н.К. Рерих, Е.И. Рерих, М.М. Лихтман, З.Г. Лихтман, Ф. Грант, Л. Хорш и супруга последнего Нетти Хорш. 11 июля 1922 г. Николай Константинович основал в Нью-Йорке Международный центр искусств «Corona Mundi» («Венец Мира»), в котором много потрудился его сын Святослав Николаевич Рерих.
Для нового учреждения в качестве программного девиза была взята цитата из лекции Николая Константиновича «Красота и Мудрость», прочитанной 11 июля 1922 г.: «Предстали перед человечеством события космического величия. Человечество уже поняло, что происходящее не случайно. Время создания культуры духа приблизилось. Перед нашими глазами произошла переоценка ценностей. Среди груд обесцененных денег человечество нашло сокровище мирового значения. Ценности великого искусства победоносно проходят через все бури земных потрясений.
Фото
2: Здания Мастер-Института объединённых искусств.
С осени 1923 по 1928 г. (сверху) С 17 октября 1929 по 1936 г.
(снизу) |
Даже “земные” люди поняли действенное значение красоты. И когда утверждаем: Любовь, Красота и Действие, – мы знаем, что произносим формулу международного языка. Эта формула, ныне принадлежащая музею и сцене, должна войти в жизнь каждого дня. Знак Красоты откроет все “священные врата”. Под знаком красоты мы идём радостно. Красотой побеждаем. Красотой молимся. Красотой объединяемся. И теперь произносим эти слова не на снежных вершинах, но в суете города. И чуя путь истины, мы с улыбкой встречаем грядущее» [10].
С осени 1923 г. Мастер-Институт Объединённых Искусств занял небольшое трёхэтажное здание на Манхэттене по адресу Риверсайд Драйв 310 (угол 103?й Вест-улицы). В этом же году, отъезжая через Европу в Индию, Николай Константинович назначил президентом Мастер-Института Луиса Хорша, оставаясь учредителем и Почётным президентом в Правлении основанных им учреждений. Затем по предложению Рериха основался «Алатас» ? издательство духовно-этической и художественной литературы, перешедшее затем под полное управление известного писателя Георгия Гребенщикова. Уже в отсутствие Рериха группой американских почитателей был основан Музей Рериха («Roerich Museum»)[11], в котором к 1936 г. были собраны более тысячи картин художника. В истории США, да и всей Америки – это первый Музей, посвящённый творчеству одного художника. По дальнейшему предложению Рериха в его музее было начато формирование отделов американского, европейского и восточного искусств. Затем при Музее Рериха образовалось Общество друзей Музея Рериха, которое впоследствии переименовалось просто в Общество Рериха, имевшее отделы, самостоятельно работавшие в разных странах. Таким образом, как писала Елена Ивановна, «в самых широких очертаниях выполнялась задача культурная и просветительная» [12].
Далее история Мастер-Института и ассоциированных с ним учреждений, кратко изложенная Е.И. Рерих, такова. С 1923 по 1929 г. Н.К. Рерих, Е.И. Рерих и Ю.Н. Рерих совершили Первую Центрально-азиатскую экспедицию, давшую более пятисот картин и «научные наблюдения, которые были выражены в целом ряде печатных трудов и продолжают запечатлеваться как отдельными статьями, так и целыми книгами». Последнее замечание Елены Ивановны относится к 1936 г., но оно до сих остаётся в силе: в настоящее время количество публикаций на эту тему только растёт, и достигло около тысячи наименований статей и отдельных книг. В 1928 г. в индийских предгорьях Гималаев Н.К. Рерихом и Е.И. Рерих был основан Гималайский Институт научных исследований Музея Рериха «Урусвати», директором которого стал Юрий Николаевич Рерих.
В конце 1929 г. во время окончания строительства нового 29?этажного здания Музея Рериха в США разразился финансовый кризис, бедственно отозвавшийся во всём мире. Многие друзья рериховских учреждений пострадали при этом кризисе, и таким образом, деятельность учреждений понесла огромный ущерб, в связи с чем в 1932–1934 гг. происходила переоценка их имущества и реорганизация. На первых трёх этажах нового здания разместились все рериховские организации (в т. ч. Мастер-Институт и Музей), а на остальных сдавались квартиры. В Музей привезли коллекции, собранные экспедициями в Центральной Азии.
К 24 февраля 1935 г. длительный процесс реорганизации закончился, причём по техническим соображениям небоскрёб, обозначаемый на картах Нью-Йорка до сих пор как «Мастер-Билдинг», был предоставлен законной организации – Мастер-Институту Объединённых Искусств, который и остался главным распорядителем организационных вопросов. Как отмечала Елена Ивановна в 1936 г., «такое распределение не только не нарушало общекультурную работу, но и явилось вполне естественным, ибо Мастер-Институт был старейшим Учреждением, основанным профессором Рерихом, и ныне вступил в пятнадцатый год своего существования» [13].
15 апреля 1935 г. в Белом Доме (Вашингтон) совершилось знаменательное событие: 21?й американской страной был подписан известный Пакт Рериха о сохранении культурных ценностей – Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников. Сам Николай Константинович вместе с сыном Юрием в это время находился в Монголии, руководя экспедицией Правительства США по изысканию сухостойких трав. Так по разным научным, художественным и общественным направлениям развивалась деятельность Мастер-Института и связанных с ним учреждений семьи Рерихов, основанных в США.
В начале тридцатых годов Рерихом и группой руководящих сотрудников Мастер-Института была учреждена Всемирная Лига Культуры. Программа Лиги Культуры провозглашала своими целями следующее:
- распространение рериховской идеи «Мир через Культуру» среди всех народов [14];
- продвижение учения Рерихов о Культуре в мире;
- охрану культурных сокровищ человечества и их каталогизацию;
- защиту общественных организаций, образовательных, научных, религиозных, художественных и других институтов,
- входящих в Лигу Культуры или сотрудничающих с ней;
- информирование о работе Всемирной Лиги Культуры через СМИ [15].
Как справедливо отмечали П.Ф. Беликов и В.П. Князева [16], участие Н.К. Рериха в перечисленных организациях и инициативах определялось его искренним и неудержимым стремлением к пропаганде достижений культуры. Он не мог бездействовать. Если появлялась малейшая возможность, сулившая хоть какой-нибудь успех, то Рерих обязательно должен был ею воспользоваться. Он писал о Всемирной Лиге Культуры: «В слове Лига выражено общественность, единение. Понятие всемирности не нуждается ни в каких объяснениях, ибо правда одна, красота одна и знание едино, и в этом не может быть никаких словопрений. Также и о слове Культура каждый образованный ум не будет спорить, ибо служение Свету, утончение и возвышение сердца общечеловечны» [17].
К сожалению, не у всех и не всегда эти простые и насущные истины встречали понимание. Даже среди помощников и сторонников бывали случаи отторжения и зависти, вследствие неподготовленности сознания к восприятию того, что создавали и утверждали в сердцах тысяч своих последователей Рерихи.
Ещё в апреле 1923 г. Е.И. Рерих предупреждала Лихтманов о возможных сложностях развития Мастер-Института, связанных с американским шовинизмом. В своём дневнике З.Г. Лихтман записала её слова о Луисе Хорше: «Если он будет опять говорить об Америке и американской школе и искусстве, сказать ему, что если он попадёт в лужу, то не принял [бы] её за океан. В луже тоже есть вода, но она остаётся лужей. Потом, что в «Cor Ardens», когда [оно] было основано Николаем Константиновичем, вошли все мировые имена [такие], как Метерлинк, Местрович, Тагор, не потому, что они любили Америку и ценили её искусство, а потому, что там был Рерих и из-за него они пришли. Рерих – личность мировая, через него были даны и Мастер-Институт, «Corona Mundi», Музей, и задачи этих учреждений интернациональны. Шовинизма у нас в Школе не должно быть…» [18].
Зимой 1935–1936 гг. путём финансовых махинаций Л. Хорш захватил почти всё имущество Рерихов и их ближайших сотрудников, входивших в Правление и Совет учредителей Мастер-Института, и выставил все рериховские организации из «Мастер-Билдинга». По существу, Мастер-Институт прекратил своё существование, хотя на бумаге отдельные его подразделения могли просуществовать вплоть до 1940 г. Верное Рериху руководство Мастер-Института заботилось о продолжении его работы с оставшимися преподавателями и учащимися. «Директор Института З.Г. Лихтман обратилась к Рериху, прося его разрешения переименовать Институт в Академию искусств имени Н.К. Рериха. Николай Константинович дал своё согласие на это и на поиски временного помещения для классов по музыке, живописи, скульптуре, графике и керамике. Работа продолжалась несколько лет в разных помещениях» [19].
Горько говорить об этом и спустя 65 лет после совершённого злодеяния, но такое кощунство по отношению к культуре и образованию стало возможным лишь при непосредственном участии «сильных мира сего» – членов американского Правительства, в угоду сиюминутным политическим интересам накануне выборов отвернувшихся от Рериха и его идей.
И всё же, несмотря на такой, казалось бы, трагичный финал всей образовательной деятельности Рериха в Америке, мы можем утверждать, что общий итог его работы на поприще американской педагогики превзошёл все ожидания и значение его опыта непреходяще как для образовательной системы Соединённых Штатов, так и для образовательных учреждений всего мира, что и подтвердила диссертация Г.Х. Пэлиэна. Кроме сформулированных Г.Х. Пэлиэном «принципов педагогики Рериха», обратим внимание на некоторые другие важные элементы педагогического наследия Рериха американского периода.
Особое внимание Николай Константинович как педагог уделял проблеме развития общения в образовательном коллективе, ведь общение – это наиболее эффективное средство образования, а гармоничное общение в определённом смысле его цель. Статьи, очерки, «листы дневника» Рериха американского периода содержат строгую систему нравственных оснований, на которых можно строить гармоничное общение. Невозможно эту систему принципов изучать без привлечения ещё одного фундаментального источника – Учения Живой Этики, или, как оно было названо в Индии, «Агни-Йоги» (издавалось в 1924–1937 гг.). Это Учение явилось результатом сотрудничества семьи Рерихов, и, прежде всего, Елены Ивановны с восточными Учителями – Махатмами. Согласно Учению Живой Этики, всякое общение допустимо, «когда оно имеет нравственное последствие» [20]. Таким образом, между этикой и общением всегда существует прямая связь. Поэтому общение воспринималось Рерихом как акт непреложно добровольный, позитивный, способствующий усовершенствованию участников. Всё негативное, двусмысленное, косное, безнравственное, с чем может в жизни столкнуться человек, в его понятие об общении не входило, ибо сам «дар общения»[21] противопоставлен вражде: «…Возжжение сердца будет самым главным, самым нужнейшим. В этом сердечном общении вы отринете всё, что похоже на негодное соперничество, на зависть, на зарождение человеконенавистничества и предательства. Вы заботливо осмотрите доспех друга своего не для осуждения, но для радостного укрепления и друг ваш подойдёт к вам с улыбкою, ибо он будет знать в сердце своём, что лишь во благо вы с ним будете общаться» [22].
Фото
3: Обложка проспекта учреждений в США. 1929 г. |
В публикациях американского периода можно чётко выделить факторы, которые, как считал Рерих, способствуют гармонизации общения и решению его проблем. Прежде всего, это спокойствие, терпимость, доверие и доброжелательство, уважение и почитание учителей, совместное проживание при школе, традиции. Николай Константинович предлагал развивать общение по следующим направлениям: расширение симпатий, поддержка самостоятельности, усовершенствование жизни, углубление знаний, совместный труд, разнообразный труд, изучение опыта старших и вовлечение их в орбиту школьной жизни, знакомство с достижениями мировой культуры, близость к природе.
О последнем направлении Николай Константинович написал так: «Всегда особенно много ожидаешь и притом редко в этом ошибаешься, когда встречаешься с человеком, имевшим в юности много настоящего общения с природой, с человеком, так сказать, вышедшим из природы и под старость возвращающимся к ней же» [25]. Именно таким человеком стал для своих американских учеников Рерих, уединившийся в конце жизни в гималайской долине Кулу, под сенью основанного им Института «Урусвати». Несколько его учеников-американцев смогли посетить Рерихов в этом высоком уединении и, таким образом, укреплялась учительская и образовательная связь, происходило общение наставников, которому Рерих также придавал большое значение. Он всегда считал, что его Школа (в России – Рисовальная школа ИОПХ, в США – Мастер-Институт Объединённых Искусств) сможет объединить круг людей, способных стремиться к совершенствованию.
И такое сотрудничество педагогов и деятелей образования происходило под крышей «Мастер-Билдинга» в Нью-Йорке. Как из среды сотрудников, так и из старших учащихся готовились кадры наставников, «подвижные носители основ творчества в различных областях искусства и знания», готовые «выступать во всевозможных образовательных, промышленных, деловых и прочих установлениях с живым словом о задачах творчества и познания» [26]. 15 октября 1931 г. состоялось открытие Института Передового Образования (Institute for Advanced Education), учреждённого Музеем Рериха. Генеральным президентом нового учреждения стал Н.К. Рерих, а директором – Дагоберт Д. Рюнс (Dagobert D. Runes). Учащимся и заинтересованным педагогам были предложены интересные курсы известных лекторов по философии, психологии, сравнительному религиоведению и различным социологическим вопросам. Вот темы и авторы только некоторых лекций, прочитанных в 1931–1932 гг.: «Теория Лиги Наций» (Доктор Эрнест Р. Трэттер), «Сознательное и бессознательное» (Доктор В. Адлер), «Гуманизм: религия без веры в сверхъестественное» (Доктор Шарль Ф. Поттер), «Философия Альберта Эйнштейна» (Макс Фишер), «Психология спиритуалистов» (Доктор Жорж Лоутон), «Детерминизм и свобода в философии Спинозы» (Макс Фишер), «Шпенглер и гитлеризм» (Гарри Зам), «Организация общедоступной программы здоровья» (Доктор Ширли В. Вайн, уполномоченный Комиссии здравоохранения), «Психология счастья» (Жуан Чико), «Невротические отклонения в поведении» (Доктор В. Бэран Вольф), «Проблемы современной женщины» (Мадам Франклин Д. Рузвельт, супруга губернатора штата Нью-Йорк). Просуществовал Институт Передового Образования недолго, но заложил хорошие посевы на будущее. Через него и Мастер-Институт Рерих оказал серьёзное позитивное влияние на образовательную систему, культурную жизнь и искусство Соединённых Штатов. Это подтверждают и сами американцы. Так, З.Г. Фосдик (ранее – Лихтман) писала: «Рерих внёс новый сильный стимул в духовную жизнь Америки и направил её на искание истинных ценностей» [27]. Художнику Генри Каро-Дельвейлу принадлежат слова о Рерихе: «Среди нашего современного общества, столь позитивистского и ограниченного, он даёт своим собратьям-художникам пророческий пример цели, которую они должны достичь: выражение Внутренней Жизни» [28]. Профессор Калифорнийского университета Александр Каун написал не менее вдохновенно: «Николай Рерих – один из благороднейших сынов духовной России, ибо он удивительно синтетичен. Особенно поражает его многосторонность: юрист, поэт, публицист, профессор археологии, директор школы искусств, член Академии… Но эта многосторонность не успокаивает главную силу Рериха. Сущность его неотразимой привлекательности в единстве его сложной личности, в ритмичном единстве его разнообразной деятельности, в синтетической гармонии, пропитывающей вселенную, сотворённую его кистью» [29].
Поэтесса Мэри Сигрист в статье о Мастер-Институте подчёркивала, что все его разнообразные классы и курсы, предлагаемые учащимся, все преподаватели и другие участники образовательного процесса, кроме утверждения чисто профессиональных навыков, направляли к самому главному: раскрытию духовной сущности студента. Отсюда особое место Мастер-Института в построении культуры Нового Мира [30]. Таким образом, одним из важнейших принципов педагогики Рериха стало формирование нового мировоззрения, основанного на осознании духовного начала в природе и человеке. Елена Ивановна Рерих этому принципу тоже уделяла особое внимание, создав особую «школу духа», которую современные педагоги справедливо называют великой, ибо она предлагает «поворот передовой науки и наиболее просвещённой части общества к изучению высшего духовного бытия Космоса» [31].
Следует отметить, что педагогическая деятельность Рериха в США и в целом за пределами России была тесно связана с российской педагогической наукой в изгнании. Его педагогический опыт вполне отвечает аксиологическому, ценностному пониманию культуры и личности и гуманистическим ценностям и традициям российского образования, характерным для культуры российского зарубежья, в отличие от классово-партийной ориентации образования и науки, возобладавшей в то время в Советском Союзе. Рерих поддерживал связи со своими друзьями-соотечественниками, ставшими на чужбине активными деятелями образования. Здесь достаточно назвать его товарищей ещё по Петербургскому университету, профессоров-педагогов С.И. Метальникова, с 1921 г. директора Высших педагогических курсов по подготовке преподавателей русских средних школ в Париже, Н.О. Лосского, преподававшего с 1927 г. в Русском учительском институте в Резекне, и П.Н. Милюкова, многие годы читавшего лекции в различных учебных заведениях США и Европы. Последний учёный вскоре после приезда Рериха в США в одном из выступлений сказал: «Пришёл бескомпромиссный Рерих» [32].
Своеобразная «педагогическая Россия» в эмиграции складывалась в целостное научно-педагогическое пространство при активном участии Рериха. Поэтому здесь можно дополнить мысль профессора Е.Г. Осовского, написавшего, что главным богатством педагогической эмиграции были люди науки [33]. Конечно, это так, и Рерих как археолог, этнограф и путешественник принадлежит науке. Но он был единственным из деятелей российского образования за рубежом, кто был ещё и художником, писателем, поэтом, мыслителем, общественным деятелем – автором идеи Международного договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников, – воистину, фигурой всемирного масштаба, символом лучших культурных достижений России.
Став организатором крупных образовательных и культурно-просветительских учреждений в США, Рерих внёс весомый вклад в концентрацию и активизацию педагогической мысли не только российской эмиграции, но и всей Америки, а через неё и всего мира. Он всегда думал «об экспансии Института и на внешних полезных полях», приветствовал выступления «директора и деканов Института с лекциями и демонстрациями в посторонних, как нью-йоркских, так и иногородних учреждениях» [34]. Особое место в этом процессе заняли книги и периодические издания, выпускаемые рериховскими учреждениями. Так, издательство Музея Рериха в Нью-Йорке выпускало «Библиотеку Новой Эры», структурно состоявшую из десяти серий: 1. Светочи Америки; 2. Светочи Азии; 3. Героическая серия; 4. Серия Урусвати; 5. Собирательская серия; 6. Серия Музея Рериха; 7. Естественнонаучная серия; 8. Фольклорная серия; 9. Афоризмы Вечности; 10. Песни и саги. На страницах журнала Общества друзей Музея Рериха «Стрелец» («Archer», 1927–1930) значительная доля публикаций имела педагогический характер [35], что сохранялось и в Бюллетене Музея Рериха («Roerich Museum Bulletin», 1931–1933) [36], в последующем журнале «Фламма» («Flamma», 1938–1939) и других изданиях. Непрерывное выявление педагогической проблематики, в том числе и через воспроизведение сочинений наиболее одарённых студентов [37], заострённость на вопросах воспитания через осознание ценностей национальных культур, обращение к творчеству всемирно известных литераторов с их философским, психологическим, воспитательным, религиозным восприятием проблем человека, жизни, России, Америки, Азии, всего мира – всё это оказалось благодаря рериховским изданиям в центре внимания культурной и научной общественности США, а затем и других стран во всех частях света.
С удовлетворением отметим, что традиция серийных изданий, подобных рериховской «Библиотеке Новой Эры», в наше время продолжена и в России. В значительной мере по примеру Рериха строит свою издательскую программу известный педагог Ш.А. Амонашвили, выпустивший 20 томов «Антологии гуманной педагогики». В эту серию вошли книги: «Иисус Христос», «Конфуций», «Ломоносов», «Выготский», «Соломон», «Мухаммад», «Толстой», «Сухомлинский», «Махатма Ганди», «Ушинский», «Корчак», «Будда», «Живая Этика», «Вентцель», «Макаренко» и ряд других. В связи с этой серией министр общего и профессионального образования Российской Федерации В.М. Филиппов отметил, что «постижение основ Российской и мировой классической педагогической литературы является ключом к формированию гуманного педагогического мышления современного учителя» [38]. Радует, что педагогическое наследие Рериха американского периода возвращается на родину так целостно, в одном ряду тысячелетнего мирового учительства, представленного в книгах антологии. В результате его педагогический опыт привлекает всё новые учительские массы, при Рериховских обществах по всей России организуются педагогические отделы и группы. В Москве при Международном Центре Рерихов организован особый Центр Гуманной Педагогики. Так реализуется программа Рерихов, основную идею которой можно сформулировать в двух словах: воспитание духовности [39].
Современная спортивная педагогика на практике подтвердила продуктивность этой программы. Николай Константинович напоминал своим последователям то, что было известно ещё со времён Аристотеля: телесное здоровье в значительной степени определяется здоровым духом. Как известно, Н.К. Рерих и Е.И. Рерих создали целое учение о психической энергии, пронизывающей всё мироздание. И здоровье человека зависит от количества этой энергии, от умения компенсировать её потери за счёт общения с природой. Неиспользованная психическая энергия ведёт к различным осложнениям, отсутствие её в организме – к целому ряд тяжких заболеваний. Здоровье связывается с умением очистить сознание от ненужной информации, в конечном итоге, от неполноценных и безнравственных мыслей [40]. И здесь, вслед за владимирским педагогом В.А. Лаврентьевым [41], мы можем сформулировать ещё один важный педагогический принцип Рериха, полученный им по наследству от педагогов петербургской гимназии К.И. Мая, где он учился, и применяемый им в его учебных заведениях в течение всей жизни: вместо информированности на основе запоминания результатом образования и важнейшим проявлением его гуманитарной направленности должна быть сформированная у учащихся способность к сопониманию, сопереживанию, сотворчеству – к тому гармоничному общению, о котором мы уже говорили выше.
В Мастер-Институте Объединённых Искусств были созданы все условия для такого воспитания студента через общение с сокровищами искусства и знания. Студенты участвовали и в других «общениях», о которых упоминал в своих очерках Рерих: «общение с населением» (восприятие народных традиций), «настоящее общение с природой», «общение между искусством и наукой» и другие [42]. Первоначально работали следующие секции: фортепиано, органа, вокала (оперный класс), скрипки, виолончели, арфы, оркестровых инструментов, теории и композиции музыки, сольфеджио и развития слуха, церковной музыки, живописи и рисунка, театральных декораций, дизайна костюма, оформления интерьеров, иллюстрирования и гравирования, скульптуры, архитектуры, балета, музыкально-ритмического воспитания по системе Э. Жака-Далькроза, драмы, дикции, поэзии, языков, а также лекторий и другие секции [43]. За время работы структура Мастер-Института всё время совершенствовалась и к его десятилетию была следующей. Работали факультеты: музыки; живописи, скульптуры и прикладных искусств; архитектуры; балета; драмы; языков и литературы; юношеский художественный центр. Существовали аналогичные отделения, объединившие в себе целый ряд специальных классов, а также отделение для слепых и летняя школа. К вышеназванным дисциплинам добавились классы камерной музыки, хоровой музыки, рисования с натуры, живописной композиции, портрета, пейзажа, динамической симметрии, художественной промышленности, журнализма и другие; класс церковной музыки получил специализации на католическую, еврейскую и русскую [44]. Как констатировала З.Г. Фосдик, «Институт постепенно вырос в общепризнанное просветительное учреждение. За несколько лет тысячи учеников учились в нём, образовались кадры новых молодых преподавателей, музыкантов, артистов, художников» [45]. Семь лет «Мастер-Билдинг» являлся одновременно Институтом, Академией, Благотворительным фондом, Музеем, Храмом, Театром, Молодёжным центром, Кинотеатром, Концертным залом, Выставочным центром, Лекторием, Библиотекой – всего не перечислить.
Отдельно следует сказать о системе поощрения студентов, которую внёс Николай Константинович в американские учреждения. Ещё 14 декабря 1922 г. он предложил, чтобы Международный центр искусств «Corona Mundi» выдавал призы талантливым ученикам Мастер-Института разными произведениями искусства – картинами, гравюрами и скульптурами, но не книгами, и предлагал полностью исключить из награждения деньги и медали. Как считал Рерих, благодаря таким призам дети станут коллекционерами с раннего возраста [46]. В дальнейшем в Мастер-Институте были введены стипендии имени Николая и Елены Рерихов, Мориса Метерлинка, Луиса Хорша, Мориса Лихтмана, Уолта Уитмена, Курта и Флоренс Розенталей, Фредерика Трабольда, Жоржа Вашингтона, Авраама Линкольна, Фредерика Стейнвэя, Димс Тэйлор, Флорентины и Лионеля Сутро, Перси Сэч, Уильяма Карла и других лиц, а также от организаций: «Corona Mundi», Панамериканской ассоциации, фирмы «Стейнвэй и сыновья», Школы Лиги Искусств и т. д. Также некоторые залы и классы были устроены в честь известных деятелей культуры и религии (Святого Сергия Радонежского, Николая Рериха, Рабиндраната Тагора, Игнатия Зулоаги и некоторых других). Так с самого начала учёбы студенты приобщались к почитанию высоких имён и к почитанию Учителя. Эту особенность педагогической программы Рериха отметил историк образования и педагогики российского зарубежья Е.Г. Осовский, сделавший вывод о значительной религиозно-педагогической составляющей обучения в рериховских организациях, концентрирующихся на духовном просветлении и обновлении человека, выведении его на путь духовно-космического творчества: «Учитель как абсолютный носитель и толкователь Учения Живой Этики и Общины олицетворяет творческое начало Космоса. Это направление, несмотря на неприятие его современными ортодоксами, содержит значительный гуманистический потенциал» [47].
Неисчерпаемо много можно брать для воспитания молодёжи из очерков и статей Н.К. Рериха. Известно несколько его очерков, посвящённых теме Мастер-Института Объединённых Искусств. Часть из них была написана в Нью-Йорке и издана через «Corona Mundi» в 1924 г. на английском языке в книге «Адамант». В них Николай Константинович напрямую обратился к своим настоящим и будущим ученикам-американцам.
В очерке «Красота-Победительница» (1923) Рерих писал об опыте, который он приобрёл в Мастер-Институте: «Мне удалось показать, сколь многое необходимо собрать под одной крышей, что идея объединения всех видов искусств не оторвана от жизни, а музыканты, художники, скульпторы, архитекторы и драматурги могут творить сообща, поддерживая друг друга, так как синтез искусств не повредит уму, но заставит работать ещё не использованные центры мозга. Ведь известно, что многие мозговые центры остаются всё ещё не задействованы человеком» [48].
Очерк «Спектакль» (1922) представляет собой лекцию о Московском Художественном театре, прочитанную в Мастер-Институте. Заключая её, учитель сказал: «Я очень рад, что Московский Художественный театр приезжает в Америку. Вы здесь уже знакомы со многими видами русского искусства, и этот фундаментальный вид искусства также должен стать известным. Потому что в будущем объединении России и Америки, в которое я глубоко верю, Америке необходимо всесторонне знать Россию и увидеть за красочным театральным занавесом глубокую приверженность к созидательному труду» [49].
Фото 4: Класс живописи в Мастер-Институте объединённых искусств. Воспроизводится по изданию: Message of 1929. Book I. Series VI – Roerich Museum Series (New Era Library). New York, 1930. Fasing page 15
В статье «Правда»
(1922) к ученикам обращён страстный призыв отбросить ограничивающие
сознание предрассудки: «Не только в качество работы, но даже в Красоту
мы вносим ограничивающие предрассудки. Так, в Институте Объединённых
Искусств в Нью-Йорке наши слова о единстве разных видов искусства, о
полезной и жизненной связи, существующей между ними, вызвали чрезвычайное
удивление и потрясение. И всё же, отбросив предрассудки и лицемерие,
мы уже видим, что единение искусства не есть идеал только, но может
быть применено также в жизни каждого дня, в той самой жизни, где совершается
сегодня так много преступлений и так много прискорбной жестокости и
лицемерия» [50].
В статье «Ритм жизни» (1922) Рерих поддержал педагогический метод преподавателя
Мастер-Института Роберта Эдмонда Джоунза. «Его стиль работы с учениками,
– писал Рерих, – его обращение с ними не просто как с бессловесными
созданиями, а как с настоящими сотрудниками напоминало мне о мастерских
старых итальянских и голландских мастеров, где ученики участвовали во
всех трудах мастера. И я мечтаю о том дне, когда музыкант подойдёт к
такой деятельности, и когда группа таких активных студентов сможет создать
что-то действительно жизненное» [51].
Именно такой, как сейчас говорят, «гуманной» была педагогика самого
Николая Константиновича, основанная «на вере в возможности ребёнка и
раскрытии его самобытности» [52].
Сам Николай Константинович говорил, подводя итог десятилетней деятельности
Мастер-Института: «Главный наш принцип: допущение и доброжелательность.
Мы и наши сотрудники не любим мёртвого “нет” и пытаемся при каждой возможности
сказать “да”» [53].
Один из принципов педагогики Рериха, выявленный Г.Х. Пэлиэном, гласит:
«Учитель ответственен за руководство и вдохновение студента, за указание
ему смысла и чётко выраженных целей в жизни». И эту ответственность
Рерих всегда брал на себя, сурово предупреждая «о тьме, которую нам
следует преодолевать в личной жизни и профессиональной деятельности»
[54]. При этом он смело указывал вектор развития
личности: от позитивизма и материализма к идеализму и духовному сознанию.
При этом идеализм он понимал как весьма практичное мировоззрение. В
статье «Новая Эра» (Monhegan, 1922) он писал: «Всегда верю, что наиболее
идеальное является наиболее практичным. И каждая организация, в которой
приходилось принимать участие, являлась лишь лишним примером. Если кто-то
будет указывать, что начинание слишком идеалистично и потому стоит вне
жизни, скажите ему: «Ошибся, милый, это начинание нежизненно, потому
что оно недостаточно высоко». Как в математике, когда вы имеете дело
со странными фигурами, кажущимися далёкими от жизни, но в применении
их в действии они равняются магнетическим силам, отвечая жизни во всех
её атомах» [55].
После трагичного завершения деятельности Мастер-Института Объединённых
Искусств Николай Константинович не потерял связи с его бывшими сотрудниками.
В 1942 году, критическом для Второй мировой войны, при его участии была
создана Американо-Русская Культурная Ассоциация (АРКА). Его избрали
её Почётным президентом и он как мог содействовал успеху её деятельности,
состоявшей в основном в обмене культурной информацией и культурном сотрудничестве
между США и СССР. В руководстве и Попечительском Совете АРКА собрались
видные деятели культуры, в том числе и педагоги: доктор филологии славист
Е.М. Маркова, профессор Нью-Йоркского государственного университета
Поль Р. Радосавлевич, исполнительный директор Мастер-Института З.Г.
Фосдик, профессор Роман Якобсон, дирижёр Сергей Кусевицкий, писатель
Эрнест Хемингуэй, кинорежиссёр Чарли Чаплин, художник Рокуэл Кент, доктор
философии Гарабед Х. Пэлиэн и многие другие. Президентом АРКА стал Дедлей
Фосдик, супруг З.Г. Фосдик. Располагалась АРКА на Манхэттене по адресу
57?я Вест-улица 200.
АРКА смогла возобновить педагогическую деятельность, начатую Мастер-Институтом.
Конечно, в более скромных масштабах, но деятельность АРКА успешно развивалась
в течение семи лет по тем же направлениям. В качестве девиза АРКА было
выбрано уже известное изречение Николая Константиновича «Мир через Культуру».
Были организованы лекторий, постоянная экспозиция картин Рериха, выросшая
впоследствии в возрождённый Музей Рериха, справочная библиотека и информационный
центр, ставшие популярными среди студентов, учителей, специалистов и
обычной публики, желающей иметь достоверную информацию о советской культуре.
Работали разнообразные курсы русского языка. Собирался Совет почётных
наставников. Осуществлялась каталогизация предметов русского искусства
в США. Издавались ежемесячный и годовой бюллетени-отчёты о деятельности.
В них помещалась интересная информация о лекциях и встречах, выставках
и книгах, публиковались очерки и письма Рериха и других известных деятелей
образования. Поддерживалась связь с заведующими отделами народного образования
в 400 населённых пунктах США, в том числе по вопросам преподавания русского
языка в американских средних школах.
Другим важным проектом АРКА с 1945 г. было возобновление «Комитета Пакта
и Знамени Мира Рериха», чья деятельность оказалась фактически свёрнутой
после предательства Л. Хорша. Хотя задачи и работа этого Комитета были
независимы от АРКА, последняя принимала творческое участие в его деятельности.
Так, год за годом, в течение 27 лет развивалась в Америке педагогическая
деятельность Рериха и созданных им учреждений, основанная на твёрдых
принципах гуманизма и воспитания духовности. Рерих эффективно руководил
всей работой, уделяя много времени личному общению с его сотрудниками
в периоды своего пребывания в США. В последствии, когда он окончательно
перебрался в Индию, это позволило удержать весь образовательный процесс
в учреждениях на должном уровне, помогло возродить культурно-просветительскую
работу после вынужденного перерыва.
Закончить рассказ о педагогических принципах Н.К. Рериха, на наш взгляд,
уместнее всего выдержкой из очерка его верной сотрудницы, на протяжении
60 лет бессменного исполнительного директора Мастер-Института Объединённых
Искусств и возрождённого Музея Рериха в Нью-Йорке, Зинаиды Григорьевны
Фосдик: «Творческие замыслы и идеи великого русского художника и мыслителя,
каковым его признали в Америке, привели к нему не только художников
и интеллигенцию, но, главным образом, молодёжь. Студенты университетов
и колледжей из многих штатов страны, а также из Англии, Франции, Индии,
Канады и других стран приезжали в Музей для ознакомления с Рерихом-учителем,
воспитателем и руководителем молодых душ, ищущих правды в жизни. Это
течение и устремление к Рериху для знаний в самом широком смысле делается
всё более и более очевидным в последние годы»
[56].
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГАРАБЕД Х. ПЭЛИЭН
ВКЛАД
НИКОЛАЯ РЕРИХА
В СОВРЕМЕННУЮ ЖИЗНЬ И ОБРАЗОВАНИЕ
КОНСПЕКТ ТЕЗИСОВ [57]
ПРОБЛЕМА
Главная цель этой работы – исследование основных принципов философии и педагогики профессора Николая Рериха и предварительная оценка его вклада в современную жизнь и образование.
ЦЕЛИ
1. Дать краткий
очерк изначальных наследственных связей и среды воспитания профессора
Рериха, наметить структуру его философии и педагогической системы, описать
основанные им учреждения и обсудить тип работы, проводимой в этих учреждениях.
2. Сравнить опыт профессора Рериха в развитии методов образования с
другими предложениями, особенно с предложениями профессора Джона Дьюи
[58].
3. Наметить вклад профессора Рериха в современное образование и определить
его ценность для образовательной системы Соединённых Штатов.
ИСТОЧНИКИ И МАТЕРИАЛЫ
1. Был сделан подробный
анализ трудов Рериха на английском и французском языках и статей, изданных
в различных журналах. Рерих не написал ни одной книги о своей философии
образования, поэтому необходимо анализировать его труды и его общую
философию, чтобы проследить развитие его идей в образовании.
Наиболее значимыми его трудами, изданными на английском языке, являются:
«Адамант» (1924), «Алтай – Гималаи» (1929), «Пламень в Чаше» (1930),
«Сердце Азии» (1930), «Шамбала» (1930), «Держава Света» (1931), «Твердыня
Пламенная» (1933).
2. Были прочтены и проанализированы многие книги и статьи о Рерихе.
Наиболее значимыми из трудов, изданных на английском языке, являются
«Мир Рериха. Биография» Нины Селивановой (1923) и «Рерих. Фрагменты
биографии» Жана Дювернуа (1923).
МЕТОДЫ РАБОТЫ
Николай Константинович
Рерих родился 9 октября 1874 г. в Санкт-Петербурге, Россия. В 1883 г.
он поступил в частную гимназию (русская объединённая основная и средняя
школа) знаменитого педагога доктора Мая. В 1893 г., после окончания
гимназии, Рерих поступил на юридический факультет Императорского Санкт-Петербургского
университета и одновременно в Императорскую Академию художеств в класс
профессора Куинджи. В 1897 г. он закончил Академию художеств и в следующем
году Университет. В 1898 г. он стал преподавателем Археологического
института и художественным редактором журнала «Искусство и художественная
промышленность». Рерих провёл длительные путешествия и экспедиции по
Европе, Америке и Азии, читая лекции и организуя выставки своих картин
в большей части художественных центров мира.
Профессор Рерих является президентом-основателем Мастер-Института Объединённых
Искусств в Нью-Йорке, Гималайского Института научных исследований Музея
Рериха «Урусвати» в Индии. Он является членом и почётным президентом
многочисленных художественных, археологических, научных, географических
и других обществ. Музей Рериха имеет отделения в Филадельфии, Париже,
Югославии, Аргентине, Чили, Перу, Уругвае и т. д.
1. Книги и журнальные статьи, написанные профессором Рерихом на английском
и французском языках, а также книги, написанные о нём и его учреждениях
другими авторами, были получены от дирекции Мастер-Института в Нью-Йорк
Сити.
2. Было изучено происхождение Рериха и влияние среды, в которой он вырос,
чтобы определить те влияния, которые сформировали его характер и мышление.
Для этого изучались особенности славянских рас, в особенности русской,
к которой Рерих принадлежит. Также изучались русская церковная живопись
и византийское искусство, ставшие мощными факторами, повлиявшими на
картины раннего периода его жизни.
3. Рерих провёл последнюю часть своей жизни на Дальнем Востоке, восхищался
его философией и принял её. Поэтому была тщательно изучена философия
жизни и воспитания у восточных народов и прослежено её влияние на философию
Рериха.
4. Особые исследования были проведены, чтобы выявить источники вдохновения
Рериха, воздействовавшие на его труды и идеалы.
5. Были изучены его педагогические учреждения здесь и заграницей, чтобы
раскрыть его подлинные методы.
6. Была составлена полная библиография изданных трудов Рериха на английском,
русском, французском и японском языках и всех трудов о Рерихе.
ПОЛУЧЕННЫЕ ДАННЫЕ
Итог этого исследования
показывает, что главной целью профессора Рериха было способствовать
культурному прогрессу человечества через установление преемственности
знания настоящего со знанием, переданным нам прошлыми веками.
Было найдено, что принципами Рериха, пригодными современному образованию,
являются:
1. Принцип сочетания лучшего в восточной философии с лучшим в западной
практике.
2. Принцип созидания философии науки, сочетающей субъективный подход
к знанию с объективным подходом.
3. Принцип поощрения творческого побуждения у студента через осознание
существования души, сочетающий опыты материалистической психологии с
опытом движения души в психоанализе.
4. Принцип взаимозависимости общества и индивидуума, состоящий в том,
что улучшение первого производит улучшение второго.
5. Принцип культурного развития ребёнка, пробуждающего потенциальные
духовные силы ребёнка и устремляющего его духовные способности в окружающий
мир, подобно процессу пробуждения скрытых сил жёлудя, развивающегося
впоследствии до дуба.
6. Принцип, состоящий в том, что культурное развитие ребёнка является
наивысшим долгом общества.
7. Принцип освобождения мышления от оков, для чего необходимо дать возможность
студенту самостоятельно мыслить.
8. Принцип ответственности учителя за руководство и вдохновение студента,
за указание ему смысла и чётко выраженных целей в жизни.
9. Безграничный принцип космической религии, основанной на идее Всемирного
Братства.
ВОЗДЕЙСТВИЕ
Воздействие Рериха как культурного водителя распространилось по всему
миру (a) через его картины, (b) через его литературные произведения,
(c) через его учреждения и (d) через его стремление к миру и Всемирному
Братству. Его Пакт Мира был подписан 21?й страной Северной и Южной Америки
и его Знамя Мира, предназначенное для использования в мирное и военное
время для защиты всех культурных учреждений, было принято этими странами.
ПРИМЕЧАНИЯ
[58] Образовательный
опыт Рериха естественно воспринимался теми американскими педагогами,
кто работал по системе Джона Дьюи, ибо в них было
много общего. Джон Дьюи (1859—1952) развивал свои представления
на основе философии Гегеля, согласно которой сознание и мышление человека
обусловлены содержанием практических действий. Автор первого американского
учебника по психологии. «Пытаясь определить сферу деятельности Джона
Дьюи, авторы энциклопедий и биографических словарей предпочитают тройственную
дефиницию– “американский философ, психолог и педагог”. Действительно,
Дьюи с интервалом всего в несколько лет возглавлял сначала Американскую
психологическую ассоциацию (1899–1900), затем Американское философское
общество (1905–1906), а с целью объединения усилий педагогов и общественности
в деле воспитания им была основана Ассоциация родителей и учителей.
Кого-то, наверное, поразят и восхитят столь разносторонние достижения.
На самом деле восхищения достойно их нерасторжимое единство. Так,
кафедра, которую Дьюи на протяжении десяти лет (1894–1904) возглавлял
в Чикагском университете, представляла собой уникальное явление–
это была объединённая кафедра философии, психологии и педагогики»
(СтепановС. Джон Дьюи// Школьный
психолог. М., 2001. №6).
Сергей Степанов приводит основные принципы образования, предложенные
Дьюи:–Обучение и усвоение знаний должно осуществляться на
активной, а не на пассивной основе;
–В управлении школой и в практике её работы следует
применять демократические принципы;
–Мотивация является чрезвычайно важным фактором в сфере
образования;
–В обучении следует делать упор на решение реальных
проблем;
–Исследовательская свобода учащихся является существенным
элементом методики обучения;
–Следует осуществлять постоянный поиск новых решений
в отношении содержания обучения;
–Учитель призван стать творческой личностью в той или
иной области.
Ваши комментарии к этой статье
№13 весна 2003 г дата публикации: 1.03.2003