С.Р.Аблеев,
доктор философских наук
КОСМИЧЕСКИЕ ИСТОКИ РАЗУМНОЙ ЖИЗНИ
Вопросы о происхождении земной жизни и земного разума принадлежат к числу самых фундаментальных научных проблем, не получивших удовлетворительного разрешения до настоящего времени. Они имеют крайне важное значение не только для академической науки, но и для каждого человека вообще, так как содержат в себе, прежде всего, мировоззренческий смысл. Кто я такой? Что есть человек разумный? Как он появился? Каково будущее человека? Что есть разум? Одинок ли человеческий разум во Вселенной? Мог ли человеческий разум появиться из ниоткуда? А если не мог, то Кто подарил человеку разум? Эти и многие другие вопросы порождает человеческое сознание, когда оно задумывается о происхождении и будущем разумной жизни на Земле. Ответы на эти вопросы тихо и незаметно влияют на всё человеческое бытие, определяя отношение к себе подобным, к своему собственному существованию, к своему будущему, и, наконец, к своей смерти. Как и другие мировоззренческие проблемы, они влияют на выбор целей и средств жизни человека и человечества.
Какие ответы сформулировало человеческое познание на вопрос о происхождении разумной жизни на Земле? Долгое время он решался на основе теологического креационизма – то есть религиозной концепции сотворения человека Богом. Однако теологи не смогли привести убедительных аргументов в пользу креационизма. Поэтому в европейской науке Нового времени нарастающее недовольство религиозной метафизикой постепенно привело к утверждению новой концепции антропогенеза - концепции биологической эволюции человека. В ХIХ и ХХ веках она получила развитие и некоторое обоснование. Основные положения эволюционного учения английского естествоиспытателя Чарлза Дарвина и его сторонников всем хорошо известны. Напомню, здесь развитие животных видов и человека рассматривается как естественный природный процесс без вмешательства каких-либо сверхъестественных (божественных) сил. Главные факторы этого процесса понимаются как биологические законы наследственности, изменчивости и естественного отбора. Известный немецкий философ-материалист Фридрих Энгельс добавлял к ним ещё один фактор – социальный, и полагал, что труд как квинтэссенция социально-практической деятельности оказал весьма существенное влияние на формирование и развитие человека разумного.
Кроме двух вышеотмеченных, оказывается, существует ещё одна достаточно интересная и теоретически разработанная концепция антропогенеза. В силу ряда причин она до сих пор наименее известна широкой публике и менее всего изучена современной наукой. Условно мы её обозначаем как концепцию космической эволюции человека, которая является пока теоретической гипотезой, имеющей под собой определённые философские и эмпирические основания. Впервые её базовые положения были представлены научному миру в конце ХIХ века в переписке группы индийских мыслителей (Махатм) с английскими корреспондентами и фундаментальной работе русского философа Елены Блаватской «Тайная Доктрина», которая была написана в сотрудничестве с той же самой группой мыслителей. В ХХ веке эта концепция получила развитие в произведениях американских теософов Франчиа Ла Дью и Уильяма Дауэра (Учение Храма), а также в философском учении Живая Этика, разработанном семьёй Рерихов в сотрудничестве и под руководством индийских Махатм.
Из указанных источников можно установить, что концепция космической эволюции человека уходит своими корнями в далёкую глубь столетий. Её идеи были представлены, например, в малоизвестных восточных манускриптах, получивших в теософской литературе название «Книга Дзиан», и древних тибетских комментариях сакрального символизма этих манускриптов. «Тайная Доктрина» и «Учение Храма: Теогенезис» приводят некоторые фрагменты текстов «Книги Дзиан», переведённые Махатмами с малоизвестного восточного диалекта (сензар?) на английский язык. Эти фрагменты весьма символичны и малопонятны без соответствующих познаний в сфере древней эзотерической герменевтики. «Тайная Доктрина» по своему концептуальному замыслу как раз и была написана как научно-философское разъяснение древних зашифрованных воззрений о прошлом и будущем человека. При этом следует заметить, что рассматриваемая концепция, несмотря на некоторые созвучия, по своей сути находится в стороне от основных течений классической индийской философии и тесно связана с традицией Сокровенной Мудрости (эзотерической мысли) Востока. Причём в данном случае мы имеем в виду не эзотеризм как распространенное явление древней культуры вообще, но его конкретное историческое воплощение в так называемой «Школе Адептов», более известной в восточном фольклоре и различной литературе как легендарная «страна Шамбала».
Далее по тексту мы представим небольшой эскиз основных идей концепции космической эволюции человека, которая включает проблемы антропогенеза и перспектив человеческой эволюции. Примечательно, что по своей общей мировоззренческой ориентации она занимает промежуточное положение между теологическим креационизмом и биологическим эволюционизмом. Как это возможно? Махатмы и их ученики не отвергали религиозные описания происхождения человека, характерные для некоторых теологических учений. Вместе с тем, они полагали, что Священные Писания содержат не буквальную, а зашифрованную истину, подлинный смысл которой доступен лишь при использовании определённых герменевтических ключей. Буквальное прочтение Писаний неизбежно ведёт к заблуждениям, в которые не раз погружались многие богословы и философы религиозной ориентации. Помимо Священных Писаний, учения близкие философии Сокровенной Мудрости (теософия, Учение Храма, Живая Этика) признавали и идею эволюции. Однако они рассматривали её не только в биологическом аспекте, но трактовали более широко – как универсальную космическую эволюцию, в которой биологическая стадия выступает лишь одним из этапов развития жизни и разума.
Очевидно, гипотеза космической эволюции человека опирается на несколько иные философские основания, нежели биологический эволюционизм Дарвина и его сторонников. Все они исходили из физиологического материализма, плоского позитивизма, сомнительного редукционизма и усечённой диалектики. Эти философские постулаты практически не претерпели никаких изменений и в ХХ столетии. Хотя правомерность таких оснований науки подвергалась суровой критике ещё на заре формирования позитивизма в первой половине ХIХ века. С годами эта критика только усиливалась.
В основе концепции космической эволюции человека находятся следующие философские и научные постулаты. Мы их сформулируем с применением современной научной терминологии, разумеется, сохранив сущность самих идей.
Вечность и всеобщность существования жизни, многообразие и изменчивость её форм и разновидностей. Такое понимание жизни в философии называется гилозоизмом. Жизнь здесь понимается как форма бытия космической субстанции, сопряженная с её движением и преобразованиями. Причём движение рассматривается как всякое взаимодействие, изменение и преображение субстанции (духоматерии) вообще. Что может претендовать на роль изначальной космической субстанции, порождающей всё многообразие духовных и материальных форм бытия? Это первичное Абсолютное Пространство, в лоне которого возникает и формируется объективное космическое бытие и его субъективное отражение в сознаниях всевозжных космических сущностей и существ.
В современной физике этим представлениям во многом соответствует идея вакуума как особого континуального состояния материи, порождающего всё многообразие элементарных частиц из пустого (виртуального) пространства. Принимая во внимание идеи синергетики и физики микромира, мы должны согласиться и с тем, что вакуумный хаос обладает свойствами самоорганизации и упорядочивания. В философии Живой Этики эти свойства соотносятся с духовными аспектами природного бытия, которые выступают естественными регуляторами космической эволюции. Таким образом, законы эволюции приобретают духовный смысл и содержание, что не позволяет рассматривать развитие жизни в качестве случайного, слепого процесса, который не имеет какой-либо глубинной детерминации и направленности в своем развитии.
Непрерывность космической эволюции жизни и трансбиологическая эволюция человека. Этот постулат есть следствие диалектической идеи всеобщего развития в природе и в определённом смысле созвучен современной научной концепции глобального эволюционизма в её самых радикальных вариантах. Почему возможна трансбиологическая эволюция человека? Потому, что жизнь в природе не исчерпывается биологическими (белково-нуклеиновыми) формами. До их появления могли существовать иные – небиологические формы жизни, которые явились эволюционной основой для появления живой клетки и её последующих органических усложнений в виде многоклеточных организмов. В то же время возможное исчезновение биологической жизни на Земле вовсе не следует понимать как прекращение земной жизни вообще. Разворачивающиеся сейчас исследования психокосмоса (в Живой Этике – Тонкий Мир) заставляют нас осмысливать феномен психожизни, которая, как оказывается, вовсе не является плодом «воспалённого субъективного воображения» нездорового разума. Психожизнь, по всей видимости, имеет свои онтологические основания и существует параллельно с жизнью биологической в ином, то есть трансфизическом пространстве. Изменённые состояния сознания во время сна или транса, посмертное существование сознания открывают инобытие жизни в психокосмическом пространстве и времени, которые кардинально отличаются от физического пространственно-временного континуума.
Панспермия, то есть повсеместная потенциальность развития жизни, в том числе жизни биологической. Гипотеза панспермии не раз выдвигалась в прошлом, в том числе и сторонниками эволюционно-биологической концепции антропогенеза. Если космос повсеместно наполнен всевозможными формами жизни, то нет ничего удивительного, что практически любая планета может явиться участком дальнейшей эволюции психожизни или биожизни. Проблема упирается лишь в подходящие атмосферные, геологические, химические и иные условия. Причём эти условия имеют наибольшее значение скорее для биожизни, чем для психожизни.
Самопроизвольное (естественное) зарождение биологической жизни на Земле как результат эволюционного импульса. Этот постулат отвергает необходимость вмешательства какого-либо сверхъестественного существа (теистически понимаемого Бога) в момент зарождения биологической жизни на Земле. Здесь концепция космической эволюции человека кардинально расходится с теологической теорией антропогенеза (креационизмом) как в теистическом, так и в деистическом её вариантах. Зарождение биожизни на Земле вполне возможно объяснить на основе естественных законов эволюции и двух предположений – об имманентности жизни в космосе как изначальном свойстве космической субстанции и о существовании иных, то есть небиологических форм жизни, которые на определённом этапе порождают жизнь биологическую.
Понимание человека разумного как многомерного эволюционного образования, сочетающего в себе биологическую (физическую) и психическую (духовную) формы жизни. Иными словами, здесь отводится физиологический редукционизм сознания или духовного начала человека, характерный для механистического, диалектического и позитивистского материализма XVIII-XX веков. Что есть биологическая форма жизни в человеке? Это его белково-нуклеиновое тело. Что есть психическая форма жизни в человеке? Это его сознание, которое при определённых условиях приобретает способность независимого существования от биологической оболочки.
Понимание сознания как особой энерго-информационной функции (свойства) космической субстанции. Что это означает? Психические семена жизни (в теософской традиции – монады), которыми наполнены бесконечные просторы Вселенной, изначально имеют потенциальное свойство субъективного отражения объективной реальности. Это свойство на языке современной науки называется психикой или сознанием. Таким образом, снимается проблема происхождения сознания как такового. Оно не возникает однажды, но непрерывно развивается, накапливаясь в виде определённого духовного потенциала каждого элемента космоса. Различные формы жизни имеют различный психический потенциал сознания.
Энергетическое влияние Космоса и Космического Разума на развитие человека и его разумность. Этот небезынтересный постулат мы уточним позже. Пока же примем во внимание, что результаты работ талантливого русского исследователя Александра Чижевского заставляют нас более серьёзно относиться к возможности тонкого воздействия космических объектов на психическую сферу человека. Можно предполагать, что если такое воздействие имело место на заре антропогенеза, оно сыграло весьма не последнюю роль в развитии человеческого разума.
Приведённые выше постулаты с точки зрения научной философии не менее правомерны, чем, например, мировоззренческие основания дарвинизма. В свете тенденций современной науки философские идеи теософии и Живой Этики уже не выглядят так фантастично и умозрительно, как это казалось ещё полвека назад. Эфемерность границы между живым и неживым веществом, изучение феноменов психожизни, физика вакуума и виртуальных частиц, концепции глобального эволюционизма и самоорганизации в природе, тесная связь космических и земных процессов заставляют академический мир пересматривать своё отношение ко многим, казалось бы, давно решённым вопросам. В этом контексте посмотрим более внимательно, чем же по сути отличается концепция космической эволюции человека от эволюционно-биологической теории антропогенеза.
Во-первых, предполагается, что жизнь на Земле появилась из космоса в результате естественных процессов эволюции. Первые формы земной жизни были небиологическими (психическими или астральными) и прошли длительный путь адаптации и последующего развития до появления человекообразного существа.
Во-вторых, допускается, что ранние человекообразные виды имели совершенно иные формы размножения, нежели современный человек и человекообразные обезьяны. Морфологически они были более крупными, даже гигантскими и постепенно уменьшались в размерах, как вся флора и фауна.
В-третьих, помимо биологических и социальных факторов, предполагается космический фактор эволюции, под действием которого у проточеловеческого существа начинает развиваться новое необычное для животного мира свойство - разум. Разумеется, на дальнейшее развитие разума оказывали влияние все отмеченные факторы.
В-четвертых, отвергается происхождение человека разумного от одного из видов антропоидных обезьян. Их происхождение объясняется как результат скрещивания ранних человеческих существ с животными видами, что породило побочную ветвь животной эволюции, морфологически и генетически близкую человеческому виду.
В-пятых, предполагается, что эволюция человека не заканчивается на биологической стадии. Высокоразвитый человеческий разум в будущем может получить небиологический носитель. Таким образом, эволюция человеческой жизни и разума перешагнет животную ступень и выйдет на новый виток развития вне материи плотных форм. Здесь начнется сверхчеловеческая эволюция сознательной психожизни, которая по своему духовному статусу в перспективе может превышать человеческий уровень так же, как современный человек превышает уровень развития представителей известной нам флоры и фауны.
На чём же основаны подобные убеждения и имеют ли они в свою пользу какие-либо теоретические аргументы? Теософская доктрина и натурфилософия Живой Этики рассматривают непрерывную линию космической эволюции жизни, в которой могут быть выделены следующие ступени: элементарная, минеральная, растительная, животная, человеческая, сверхчеловеческая и так далее. Подобные идеи возникали и в западной философии Нового времени. Например, эволюция монад у Готфрида Лебница и лестница ступеней природы у Фридриха Шеллинга во многом соответствуют представлениям последователей сокровенной философии Востока. Однако теософия и Живая Этика в этом вопросе оказались более радикальны, диалектичны и последовательны. Вид Homo Sapiens в сокровенной доктрине Востока не расценивается в качестве вершины лестницы эволюции. Здесь выдвигается идея дальнейшего качественного развития сущности человека, как в духовном, так и в физическом смыслах. Более того, постулируется, что дальнейшая космическая эволюция человека детерминирована эволюцией его духовного начала, что вызывает, в том числе, и чисто био-физические преобразования. Подобные идеи особенно консонировали с философией русского космизма, все видные представители которого независимо от своих мировоззренческих предпочтений (религия или наука) горячо отстаивали незавершённость человеческой эволюции в её духовном смысле.
В этой связи привлекает внимание весьма необычное по меркам академической науки убеждение Рерихов, согласно которому на нашей планете могут существовать духовные существа, опередившие по своему развитию основную массу человечества, и уже давно перешагнувшие за человеческую ступень эволюции жизни и разума. В настоящее время эта гипотеза остро дискутируется среди специалистов. Некоторые исследователи склонны усматривать существование определённых косвенных фактов, которые свидетельствуют в пользу данной гипотезы. Если она в дальнейшем будет обоснована, то это послужит веским аргументом в пользу всей концепции космической эволюции человека.
Современная научная парадигма не отвергает идею непрерывной эволюции в природе. Однако эта эволюция понимается как «развитие вообще», так сказать в интегральном смысле. Живая Этика идёт дальше и предлагает рассматривать «развитие в частности», то есть непрерывную эволюцию элементов космической субстанции. Возможность такой эволюции теософия связывает с неким устойчивым аспектом духовного элемента жизни как на дочеловеческих ступенях эволюции, так и на человеческой стадии. Это и есть то «бессмертное духовное ядро» или «монада» древней сокровенной метафизики, которое переходит из одной физической формы в другую, накапливая опыт и «расширяя сознание». Возможно ли перевести этот метафизический дискурс в плоскость научной натурфилософии и физики? Махатмы при каждой возможности это делали достаточно охотно, и всякий раз подчёркивали научную сущность своей сакральной философии. Поэтому и в данном случае мы можем попытаться интерпретировать их соответствующие намёки следующим образом: «монады» следует понимать в качестве устойчивых психо-энергетических волн, порождаемых духовным пространством космоса, то есть ноуменальной сферой инобытия. Каждая из таких волн имеет индивидуальную эволюционную траекторию, которая проходит через конкретные формы добиологической, биологической и трансбиологической жизни. Исторически она связывает эти формы в единое ожерелье, где каждая предыдущая форма детерминирует (в теософской терминологии - кармически обусловливает) последующую.
Похоже ли это объяснение на теорию реинкарнации? И да, и нет. Если мы рассматриваем реинкарнацию по образцу классического индуизма, где верят в сохранение и переселение индивидуальной неизменной человеческой души из одного тела в другое, - то теософия и Живая Этика не разделяют подобные убеждения. Вечной и неизменной души как духовной субстанции не существует – такова позиция эзотерической доктрины, проявившейся в работах индийских Махатм и их последователей - Блаватской, Синнета, Ла Дью, Рерихов и других авторов. Вместе с тем, эзотерическая доктрина признаёт непрерывную эволюцию индивидуальных духовных элементов, что во многом напоминает метафизику буддизма. Психо-энергетические элементы, составляющие человеческое сознание, после смерти человека постепенно теряют связь между собой и рассеиваются в сфере тонкой реальности. Это может длиться в зависимости от психической силы сознания достаточно продолжительное время, которое и составляет период тонкого инобытия сознания после физической смерти. Новая личность предполагает новую комбинацию психо-энергетических элементов. Однако формируется эта комбинация не произвольно, но подчиняясь определённой закономерности тонкого характера (карме). В чём она состоит? Одна комбинация психических элементов порождает некий импульс-возмущение тонкого пространства, которое можно условно представить в качестве психической волны. Эта волна не исчезает, но притягивает соответствующие ей по качеству вибраций различные психо-энергетические элементы. В таком случае психосфера нового живого существа в определённом смысле не является «чистой доской», так как отражает влияние конкретных психических архетипов тонкой реальности. С самого начала она уже содержит некие психические элементы и вибрации из прошлого, которые проявятся в будущем как склонности, потенции, предпочтения, то есть внутренние психические тенденции, кардинально влияющие на жизнь нового человека.
Почему психические волны жизни не исчезают и являются постоянным тонким фактором космической эволюции? Можно предполагать, что они есть изначальное имманентное свойство глобального космического информационно-энергетического пространства (психического поля Космоса), которое, в свою очередь, является атрибутом природной субстанции. Следовательно, подобно природной субстанции они не возникают и не исчезают, так как существует вечно или, по крайней мере, в течение периода активного существования Космоса (космической манвантары). Согласно эзотерической метафизике, эти волны есть «дыхание жизни», «вибрации пространства», «духовный свет» - иначе говоря, глубинное движение духоматерии, которое само по себе есть величайшая Тайна природы.
Принимая во внимание вышеприведённые замечания, становятся более понятными причины отождествления в Живой Этике таких понятий, как «космическая эволюция человека» и «духовное совершенствование человека». Первая невозможна без второго. Второе автоматически запускает постепенное осуществление первой. Одухотворение человека есть не только его этическое и интеллектуальное совершенствование, но и преображение плотской, ограниченной земной жизни в духовную, безграничную космическую жизнь.
В глазах подавляющего большинства современных учёных подобные убеждения выглядят в лучшем случае гипотетическими. Однако, строго говоря, наука не может однозначно ни подтвердить, ни опровергнуть эту гипотезу. По каким причинам? Для убедительного подтверждения эмпирического материала ещё слишком мало. А опровергнуть мешают косвенные факты и прямые теоретико-философские положения, которые слишком весомы, чтобы от них можно было бы легко отмахнуться. В данном случае нам интересны, пока, именно последние.
Гипотеза о непрерывном развитии человеческой сущности, иными словами, его космическая эволюция, не могла появиться на пустом месте. В теоретическом смысле она опирается, как нам представляется, на три фундаментальных мировоззренческих положения, которые возникли на заре человеческой истории в мифологических и религиозных учениях, оформились и укрепились в философских системах древности и неумолимо входят в современную науку. Все эти положения в развитом виде присутствуют в Живой Этики и являют собой теоретический каркас иных, менее общих доктрин, в том числе и доктрины космической эволюции разумной жизни.
Эти положения таковы: многомерность природного бытия, многомерность человека, развитие природного бытия и человека (диалектика). Коротко рассмотрим идейную суть каждого из них и попытаемся дать оценку с точки зрения современной науки и научной философии.
Смысл идеи многомерности бытия заключается в обосновании единства и, вместе с тем, сложной онтологической структуры космической реальности. Онтологическая многомерность – это существования различных сфер пространства, качественно отличающихся от физического космоса. В теософской литературе называется различное число таких сфер (три, четыре, семь, десять, сорок девять), что зависит от угла зрения и контекста изложения. Для их обозначения используются несколько терминологических баз восточной метафизики. В Живой Этике, как правило, применяется троичная схема представления космической многомерности - Плотный Мир, Тонкий Мир, Огненный Мир. Однако, оставляя излишние детали, в самом общем виде мы можем здесь выделить две главные сферы космической реальности – реальность физическую и реальность трансфизическую. Первая соотносится с чувственно воспринимаемым природным миром, то есть миром феноменов. Вторая находится за пределами восприятия физических органов чувств, в силу чего в определённом смысле является психическим миром ноуменов.
С точки зрения современного естествознания, физическая реальность – это четырёхмерный (три пространственных и одна временная координаты) пространственно-временной континуум. Трансфизическая реальность в таком случае предстает совокупностью онтологических сфер иных измерений. Их метрика (пространственно-временная топология) теоретически должна быть выше четырёх и может стремиться к бесконечности. Мы полагает, что эти сферы образуют многомерный психокосмос, нисходящий каскадами сфер реальности до физического уровня бытия. Эзотерическая доктрина полагает, что жизнь существуют во всех сферах бытия. Причём эволюционный импульс жизни движется последовательно от планов высшей онтологической реальности (миры духа) к планам низшей онтологической реальности (миры материи) и обратно. В таком случае напрашивается важный вывод – физическая ступень жизни не может быть первичной. Истоки жизни следует искать в глубинах космического инобытия – там, где духовные силы и сущности ещё не имеют своей плотной формы как в земных мирах.
Как мы можем оценить идею многомерности бытия с точки зрения научного рационализма? С одной стороны, классическая научная картина мира признавала и признаёт лишь один уровень реальности – физический мир (четырёхмерный пространственно-временной континуум). С другой стороны, физика микромира теперь совершенно немыслима без идеи многомерности микрочастиц, в которых теоретики усматривают проявленные и компактифицированные (свёрнутые вовнутрь) размерности пространственно-временного континуума. Кроме того, появляются теории (теория физического вакуума – Г.И.Шипов, А.Е.Акимов) математический аппарат которых допускает многомерность не только в микро, но и макромире. Поэтому, если оценивать общую тенденцию, то можно сказать, что физики год от года всё более лояльно начинают воспринимать идею многомерности бытия. А это, разумеется, усиливает эвристические позиции эзотерической онтологии и подрывает фундамент классической научной картины мира.
Идея многомерности человека предполагает существование нескольких аспектов его сущности. Постулируется, что многомерная сущность человека отражает в себе многомерную природу бытия. Ёмкой иллюстрацией здесь является древняя эзотерическая аксиома: человек есть микрокосм, соответствующий Макрокосму.
Многие древние учения содержали в себе достаточно глубоко разработанную многомерную антропологию. За различными терминами и количественной оценкой всевозможных аспектов (тел) человеческой сущности легко просматривается общая идея – человек имеет земной смертный аспект своей сущности и космический бессмертный. Первый есть олицетворение тленной материи. Второй – олицетворение нетленного духа. Эволюция духа есть постоянная смена тонких и физических оболочек-форм, через которые он проявляется в тонких и плотных мирах. Выше мы уже отметили, что эта доктрина предполагает непрерывное развитие индивидуальных линий жизни, которые связываются безличным психо-энергетическим потоком («духовным ядром») в нескончаемую цепь различных форм эволюции. Личное человеческое сознание растворяется и поглощается этим психическим потоком, как капля поглощается водами ручья.
Духовная реинкарнация жизни пока мало признается наукой. Позитивистские умонастроения до сих пор препятствуют изучению ряда психических феноменов, которые могли бы пролить эмпирический свет на эту проблему. В то же время академическому миру становится всё труднее отрицать определённую автономность сознания от физического тела. К настоящему моменту российскими и западными исследователями (В.Казначеев, Е.Спирина, Р.Моуди, М.Сэбом, Ст.Гроф, В.Коротков и др.) собран обширный материал, свидетельствующий в пользу предположения о полевой природе сознания. Это означает первый шаг в сторону пересмотра плоского, примитивного антропологического материализма, усматривающего в человеке лишь массу белково-нуклеиновой материи и низводящего разум до химических реакций мозга.
И, наконец, идея развития природного бытия и человеческой сущности. Мы полагаем, что она не требует особых пояснений и обоснований, так как в современной философии диалектика занимает не последнее место и не нуждается в дополнительных аргументах. Для нас, в данном случае, имеет наибольшее значение одно весьма важное следствие общего диалектического миропонимания. Если принцип развития справедлив для бытия как целого и его элементов, то мы должны, более того мы обязаны распространить его и на человека. Что это тогда означает? Это означает интеграцию человека в поток глобальной космической эволюции, которая рано или поздно изменит его как вид разумной жизни. Наука должна, наконец, осознать эту истину и донести её до массового сознания.
Вообще, серьёзными учёными это никогда не ставилось под сомнение. Однако, за редчайшим исключением (например, Л.Лесков, а до него космисты Сухово-Кобылин, Циолковский, Вернадский, Манеев и др.), академический мир не рассматривал возможность качественных трансформаций вида Homo Sapiens. В нашем же случае речь идёт не просто о трансформациях, но об их прогрессивной направленности – то есть о дальнейшей эволюции жизни, сопряжённой с появлением новых свойств человеческого разума и преобразованием формы его жизнедеятельности.
Теперь после этого общего философского отступления, которое проливает свет на некоторые важные представления сторонников космической философии о жизни и разуме, вернёмся к начальным стадиям антропогенеза в исследуемой концепции космической эволюции человека. Весьма важным её аспектом является представление о бинарной (двойной) эволюции жизни на Земле. Как это надо понимать? Махатмы предлагали рассматривать не только биологическую, но и психическую линии эволюции жизни, которые до определённого момента развивались обособленно. Когда бессознательные астральные формы жизни появились на Земле, началась первая линия земной эволюции жизни – астрально-психическая. Эти астральные живые сущности, как утверждают древние источники, не имели ни костей, ни плоти и являлись бесплотными тварями, для обозначения которых в современной науке ещё не выработаны соответствующие понятия. Постепенно, претерпевая различные изменения, они приспособились к планетарным условиям существования и получили некоторое уплотнение.
Несколько позже начинается вторая линия эволюции жизни на Земле – био-физиологическая. Почему позже? Дело в том, что первая линия эволюции, по мнению Махатм, могла получить начало в условиях, совершенно непригодных для биологической жизни (по температурным, химическим и иным причинам). Если мы понимаем начальную астрально-психическую жизнь как существование устойчивых полевых фантомов, то в предположении восточных мыслителей нет ничего невероятного. В результате развития второй линии эволюции появляется «живая клетка» – основной кирпичик биологических организмов. Постепенно она развивается и даёт начало новым, более сложно организованным биологическим видам. Очевидно, что здесь концепция космической эволюции и теория биологической эволюции почти созвучны. За тем небольшим исключением, что первая из них не склонна слишком возвеличивать роль «естественного отбора» в совершенствовании форм биологической жизни. Теософия и Живая Этика в прогрессивном развитии жизни и разума скорее усматривают организующую и направляющую силу разумных законов космоса, чем всемогущество слепого случая.
По какой траектории линии эволюции жизни развиваются дальше? По всей видимости, в некоторый исторический момент происходит их пересечение и объединение в единый эволюционный поток. Астрально-психическая сущность получает внешнюю биологическую оболочку. Биологическая форма получает психическое наполнение. Здесь начинается резкий поворот животной жизни к жизни проточеловеческой. В результате этого процесса со временем появляется отличный от других животных форм биопсихический проточеловек. По своему развитию он пока ещё ближе к представителям животного мира, так как не имеет разума. Однако он уже обладает большим преимуществом перед другими живыми существами – развитым психическим содержанием своего биологического организма. Это в дальнейшем сыграет свою позитивную роль в активном формировании сознания и появлении разума.
Так откуда же появляется разум? Отвечая на это вопрос, философия Сокровенной Мудрости используют интересное сравнение разума с огнём. Огонь, говорят восточные мыслители, загорается от другого Огня. Свет разума вспыхивает под действием Света иного Разума. Таким образом, следуя логике этих воззрений, мы должны заключить, что разум, то есть новое свойство психики, человеку мог передать лишь тот, кто им обладает. Это похоже на теологический креационизм. Но, как мы уже отмечали, теософия здесь вовсе не предполагает какое-либо вмешательство Бога в его традиционном теологическом понимании. Отвергая «божественный промысел» и слепой случай, теософия признает закономерное влияние духовных сил Космоса, которые необязательно должны представлять собой воплощённую жизнь в её человеческом понимании. Этот момент требует некоторого пояснения.
Философская традиция Школы Адептов предполагает, что новое свойство у проточеловека появляется под действием неизвестного современной науке природного явления, которое условно обозначается как «Космический Разум». Как эту метафизику понимать с точки зрения научного рационализма? Мы полагаем, что в этот период происходило некое магнитное влияние определённого космического психического поля, имеющего высокий энерго-информационный потенциал. Тогда и случилось своего рода духовное «намагничивание» биопсихических организмов полем Разума. Однако последствия этого процесса имели различные результаты для различных групп существ. Не все, а только некоторые из них, которые имели физиологическую и психическую готовность, получили новое свойство психики – разумность. Дальнейшее развитие этого свойства, по всей видимости, стало преимущественно происходить под влиянием биологических и социо-культурных факторов эволюции.
Можем ли мы рассматриваемый процесс космического влияния на психику проточеловека представить более наглядно, опираясь на известные и доступные научному исследованию аналогичные процессы? С некоторой степенью условности это возможно. Упрощённая техническая аналогия описанного процесса – трансляция магнитных полей (информационных файлов) с диска компьютера на внешний магнитный носитель (дискету и др.). Совершенно пустая в информационном смысле дискета в результате такого процесса приобретает новые свойства – на ней запечатлевается определённый массив информации или некие программы. С помощью такой информации или программы можно осуществлять весьма сложные действия. Например, проводить математические расчёты, создавать чертёж дома, управлять траекторией движения ракеты, запускать ядерную реакцию. Одним словом, такие свойства дают дискете или тому, кто ей обладает, большую власть над окружающим миром. Почему же биопсихический организм не может выступить в роли такой естественной природной «дискеты», испытывающей влияние некоего космического пси-поля высокой информационной насыщенности?
Здесь будет уместно заметить, что идея космического универсума как природного суперкомпьютера в современной науке уже достаточно активно изучается и разрабатывается. Многие специалисты, анализируя эмпирический материал, всё чаще задумываются о загадочном мощном факторе самоорганизации в природе, который противодействует хаосу и упорядочивает космическое бытие. Именно этот фактор последователи некоторых философских учений в широком смысле называют «Космическим Разумом». Чем такое определение менее научно в сравнении с «природным суперкомьютером» или «сферой разума» - «ноосферой»? Скорее, это дело привычки, культурных традиций и предпочтений.
Например, понятие «ноосфера» с некоторых пор стало одним из самых модных элементов научной лексики. Однако, как выясняется, далеко не всегда по-настоящему понимается его глубинный философский смысл. Задумывались ли вы, что же представляет на самом деле эта «сфера разума» онтологически или физически? Если это, конечно, не чистая абстракция. Почему наука так непоследовательна и признает «коллективное бессознательное», но не допускает «коллективное сознательное» - некие архетипы разума, существующие вне человеческого черепа и химических реакций мозга? Сейчас научная мысль, наконец, начинает обращаться к изучению тонкой реальности, и мы надеемся, что эвристические философские идеи о психожизни, космических архетипах разума, психическом инобытии получат своё теоретическое осмысление и эмпирическое обоснование со стороны нового академического естествознания.
Таким образом, в результате всех вышеотмеченных процессов появляется человек. Внешне, если верить «Книге Дзиан» и её комментариям, он ещё мало похож на нашего современника, так как имеет крайне гигантские размеры. Его рост составляет как минимум пять метров. Но он уже разумен и имеет аналогичные современному человеку системы и функции организма – дыхательную, пищеварительную, половую и др. В процессе эволюции он будет уменьшаться в размерах, и совершенствовать своё сознание. Это будет длиться, по исчислениям восточных философов, более десяти миллионов лет.
Каковы перспективы человека разумного в будущем? Мы уже немного коснулись этой проблемы выше. Согласно рассматриваемой гипотезе, человек уже прошёл точку предельного уплотнения или погружения в материю. Теперь ожидается постепенное нарастание обратного процесса. В далёком (или даже не столь отдалённом?) будущем предполагается разуплотнение человеческой формы жизни и смена типа её жизнедеятельности. Иными словами, биологическая форма жизни может уступить своё место эволюционно более совершенной форме жизни. Мы полагаем, что это будет разумная психожизнь. Махатмы называли её «астральной жизнью». Причём предполагается, что человеческий астральный организм будет качественно отличаться от тех форм психожизни, которые существуют уже миллионы лет в тонких сферах космического пространства. Человеческие существа, которые в своём развитии сумеют вписаться в естественные сроки эволюции, получат организм из «уплотненной астральной субстанции», который объединяет в себе возможности жизни как плотного, так и тонкого миров. С физической точки зрения мы понимаем это как небиологическую (полевую) форму разумной жизни.
Если это действительно случится, строго говоря, такое существо уже нельзя будет назвать Homo Sapiens – человек разумный. Это будет совершенно иная форма жизни и иной тип разумного существа, связанный со своим предшественником (Homo Sapiens) и отличающийся от него так же, как бабочка связана и в то же время отличается от гусеницы, заключённой в коконе. В современной науке нет ещё термина, которым бы обозначалось такое существо. Как известно, в теологии и религиозной философии его нередко именовали «богочеловеком». Хотя смысл понятия «богочеловек», порой, слишком размыт и многозначен. Некоторые философы пытались вводить термин «сверхчеловек». Не отвергая эти укоренившиеся термины, мы предлагаем новой эволюционной форме жизни всё же более чёткое наименование – разумный космический андроид (РКА), то есть разумное существо гуманоидного типа, обладающее уплотненной психополевой (астральной) формой жизни и высокоразвитым, одухотворённым сознанием.
Таким образом, эволюция человека начинается до возникновения биологической ступени и распространяется далеко за её пределы. Придерживаясь самого радикального эволюционизма, авторы Живой Этики не склонны ограничивать горизонт развития жизни и разума какими-либо границами и рамками. В этом смысле весьма примечательно выглядит следующий философский пассаж одного из Махатм: «человек – это бог, не познавший ещё тайны своей сущности». Тут опять необходимо заметить, что в философском дискурсе Живой Этики в понятиях «Бог» и «боги» отсутствует ортодоксальное религиозно-теологическое содержание. В теософской традиции понятие «Бог» в своём высшем смысле выступает символом пантеистически понимаемого универсального природного Закона, духовного принципа Жизни или Абсолютного Пространства-Времени, порождающего все многообразие космического бытия. Поэтому каждое живое существо несёт в себе искру божественной жизни и потенциально имеет духовную сущность. «Боги» в таком случае понимаются как естественные, существующие в природном мире высокодуховные сущности и существа, представляющие собой космические формы воплощённой и развоплощённой сознательной жизни. Это те, кто в результате длительного совершенствования раскрыли в себе потенциальное божественное начало и могут быть отождествляемы с духовными силами великой космической эволюции.
Многие наши современники склонны воспринимать космо-эволюционную гипотезу антропогенеза, скорее, в религиозно-мифологической или мистической плоскости, чем сугубо научной. Слишком необычно она трактует происхождение и развитие человека. Слишком фантастично выглядят подробности древнейшей истории. Да и источники этих подробностей порождают в рациональных умах целый рой скептических вопросов. Тем не менее, эта гипотеза претендует на научный статус, а количество её прямых или косвенных сторонников постепенно возрастает.
Разумеется, если данная гипотеза не пустой вымысел, она должна иметь в свою пользу не только чисто теоретические аргументы, но и определённые эмпирические подтверждения. Иными словами, она должна опираться на факты, способные сейчас или в будущем достаточно веско обосновывать представленные положения. Примечательно, что сторонники этой гипотезы никогда не призывали воспринимать истины древней сокровенной доктрины на веру. В своих произведениях они старались приводить достаточное количество аргументов чисто рационального и эмпирического порядков (см., например, «Письма Махатм» и «Тайная Доктрина»). Аргументов, позволяющих нам, современным исследователям, как минимум, оценить серьёзность постановки вопроса, а также масштаб его философских, естественнонаучных и социо-культурных оснований.
Не следует воспринимать размышления автора этой статьи в качестве попытки строгого доказательства концепции космической эволюции человека. Сейчас это вряд ли ещё возможно. Однако философия по своему культурному статусу, кроме всего прочего, призвана выполнять эвристическую функцию и подсказывать неповоротливому научному рационализму возможные траектории дальнейшего движения. Тем более, тогда, когда позитивистское мировоззрение науки в решении ряда фундаментальных проблем заводит её в тупик. Безусловно, наука должна ещё многое открыть и переосмыслить, должна накопить ещё немало фактов для того, чтобы гипотеза космической эволюции человека в том или ином её виде утвердилась в научном сознании эпохи.
Что же заставляет современных исследователей реанимировать древнюю метафизику и обращаться к туманному символизму эзотерических доктрин Востока? Парадоксальное развитие самой науки! Космический эволюционизм жизни и разума оказывается не такой уж и бредовой идеей, когда исследователь начинает принимать во внимание определённые научные достижения, которые поразительно «работают» на гипотезу космической эволюции жизни и разума. Отметим, для примера, несколько созвучных духу рассматриваемой гипотезы характерных тенденций современной науки. Во-первых, это развитие концепции глобального эволюционизма, предполагающей непрерывную линию постепенного возрастания степени организованности явлений и объектов природного мира. Во-вторых, философское и естественнонаучное переосмысление понятия «жизнь», а также границ между живым и неживым веществом. Оказывается, установить чёткие теоретические критерии отличия живого вещества от неживого не удаётся. В-третьих, нарастает переосмысление физиологического редукционизма разума человека на основе энерго-информационной концепции сознания, предполагающей его полевые субстраты. В-четвёртых, наблюдается постоянный пересмотр представлений о длительности биологической эволюции человека в сторону её увеличения, в пользу чего свидетельствуют новые археологические находки. В-пятых, философия всё активнее инспирирует переосмысление ортодоксальных научных представлений о перспективах дальнейшей эволюции человека. В-шестых, происходит рост количества эмпирического материала, подтверждающего не только физическое или химическое, но и психическое воздействие космоса на земные процессы. И, наконец, в-седьмых, наблюдается укрепление позиций сторонников существования жизни в космосе.
Указанные тенденции охватывают огромное количество фактов, мягко говоря, не укрепляющих фундамент классических представлений о возникновении, развитии и перспективах разумной жизни. Некоторые из них мы приводили в других работах, посвящённых рассматриваемым проблемам [24]. Многие из них достаточно хорошо известны специалистам, несмотря на то, что наука прошлого столетия, как правило, не стремилась к их широкому обсуждению. Причина понятна. Факты, которые не вписываются в господствующую научную парадигму, к сожалению, либо подвергаются гиперсомнению, либо вовсе выводятся за периметр академической науки. Сейчас, когда начинается активная трансформация классической научной парадигмы и происходит выработка новых научных гипотез и концепций, внимание к подобным «ненормальным» фактам имеет особо важное значение.
Мы полагаем, что концепция космической эволюции человека имеет хорошие перспективы и высокий эвристический потенциал. В чём состоит её главное преимущество? Не отрицая идею эволюции, она учитывает значительно большее количество факторов антропогенеза и преодолевает наивное биологизаторство и плоский антропологический материализм классической науки. Утверждая активное влияние космоса на развитие жизни и разума, она заставляет нас переосмысливать важнейшие мировоззренческие понятия, всю человеческую историю и возможные перспективы земного разума. Разума, способного к беспредельному духовному совершенствованию и нетленному космическому бытию.
Статья подготовлена на основе материала доклада С.Р.Аблеева «Внеземные факторы земного антропогенеза», представленного на Шестой международной междисциплинарной научной конференции «Этика и наука будущего: Жизнь во Вселенной» (Москва, 2006 год).
Литература
- Письма Махатм. – Самара, 1993.
- Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. – В 2-х т. / Пер. с англ. – М., 1992. – Том 1.
- Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. – В 2-х т. / Пер. с англ. – М., 1992. – Том 2.
- Теогенезис / Пер. с англ. – М., 1994.
- Учение Храма. В 2-х ч. / Пер. с англ. – М., 2001.
- Агни Йога (Живая Этика). В 3-х т. – Самара, 1992.
- Истоки: Наука высших измерений. – М., 1994.
- Лима де Фариа А. Эволюция без отбора. Автоэволюция формы и функции. – М., 1991.
- Берг Л.С. Труды по теории эволюции. – Л., 1977.
- Тейяр де Шарден П. Феномен человека. – М., 1987.
- Московский А.В. Эволюция без отбора или отбор без эволюции? – М.: МНТЦ ВЕНТ, 1995. – №77.
- Московский А.В. Существует ли научная альтернатива дарвиновской концепции эволюции? // Три Ключа. Педагогический вестник. – М., 1999. – Выпуск 3.
- Лесков Л.В. Возможна ли дальнейшая эволюция Homo Sapiens? //Общественные науки и современность. – 1994. – №6.
- Коротков К.Г. Экспериментальные исследования активности сознания человека после смерти. // Сознание и физическая реальность. – М., 1996. – Том 1. – №1-2.
- Казначеев В.П., Михайлова Л.П. Биоинформационная функция естественных электромагнитных полей. – Новосибирск, 1985.
- Манеев А.К. Гипотеза биополевой формации человека. // Человек в социальном мире. – Тула, 2002. – Выпуск 1/2002. – №8.
- David M. Raup and Steven Stanley, Principles of Paleontology (San Francisco: W.H. Freeman “Co., 1971), p.11.
- Jeffrey Goodman, American Genesis (New York: Berkley Books, 1982) p.112.
- «Живая Этика» и наука будущего. Материалы н/п конференции (Ярославль-2001). – Москва-Моршанск, 2001.
- Бобров А.В. Полевая концепция механизма сознания. // Сознание и физическая реальность. – М., 1999. – Том 4. – №3.
- Блаватская Е.П. Разоблаченная Изида: В 2-х т. / Пер. с англ.– М., 1992.
- Sir F. Houle and Ch. Wickramasinge, Evolution from Space. – New York: 1981. – Pp. 23-27.
- Аблеев С.Р. Антропогенез с точки зрения эзотерической науки: исходные положения и следствия // Сознание и физическая реальность. – М., 1999. – Том 4. – №3.
- Аблеев С.Р. Тайна происхождения человека: Сокровенная Мудрость Востока и космо-эволюционная гипотеза антропогенеза в свете новых научных тенденций. – Тула-Донецк, 2002.
Ваши комментарии к этой статье
Ваши комментарии к этой статье
№35 дата публикации: 01.09.2008