ЭЛЬКИН В.М.,
врач, кандидат мед.наук,
музыкант, музыкотерапевт,
преподаватель ИМАТОН
РЕРИХ НАШЕГО ПОДСОЗНАНИЯ
Тезисы доклада на Международной научной конференции «Живая Этика и Культура.
Идеи наследия семьи Рерихов в нашей жизни»,
Санкт-Петербургский Государственный Университет культуры и искусств, 11-12 февраля 2011г.
Последние 22 года мне привелось заниматься цветовой психологией и арттерапией шедеврами искусства.
Изучение восприятия цвета даёт ключ к психологии любого человека.
Человек интуитивно выбирая желанные цвета, показывает свои цветовые предпочтения. Его цветовыбор отражает его предпочтения и показывает, что человек думает, чувствует, его психологический тип, наличие стресса и время и много иной информации.
Каждый основной цвет - красный, жёлтый, зелёный и синий – отражает определённую психологическую программу, если он ПРИНЯТ.
Отрицание цвета означает, что отрицается психологическая программа связанная с этим цветом:
- если человек отрицает синий цвет, - это отражает охватившую его ТРЕВОГУ;
- если неприятен зелёный цвет, - это означает, что он испытывает давление на его волю и появление агрессии;
- отрицание жёлтого цвета - знак состояния пессимизма;
- негативное отношение к красному цвету отражает усталость, потерю энергии.
Удалось обнаружить, какие афоризмы, картины, тональные аккорды и мелодии желанны человеку, интуитивно выбравшему определённый цвет.
С помощью шедевров слова, образа и мелодических шедевров оказалось возможным ВОССТАНОВИТЬ ВОСПРИЯТИЕ ЦВЕТА, что мощно гармонизовало человека и оказывало глубинный психотерапевтический эффект.
Каждый человек - это самостоятельный мир, тесно связанный человечеством его историей и культурой с космосом, желанную человеку цветовую гамму можно назвать цвета неба нашего подсознания.
Мало художников могли показать волнующую картину неба, вызвав высокое волнение у зрителя, как это умел делать гениальный Николай Рерих.
Поэтому я назвал интуитивно выбранную цветовую гамму, отражающую внутренний мир человека, - Рерих нашего подсознания.
Сама фигура Рериха грандиозна и напоминает личность Леонардо. Прежде всего, поразительны его картины: прекрасные черты Живой Этики Рерихов.
Синтез науки и искусства, охват важнейших явлений мира, связь с мировой историей и культурой, синтез образов Запада и Востока, культурное послание, которое хочет помешать агрессии и разрушению, культ женщины.
* * *
В своей работе мы предлагали тысячам людей сделать интуитивный выбор среди предложенных шедевров искусства, - конечно, без картин Рериха набор был неполон .Две картины Рериха в этих многолетних многотысячных наблюдениях выделились своей желанностью -
это «Гости заморские» и «Небесный бой».
Это несомненные шедевры.
«Гости заморские» - несущие живое чувство истории, путешествия из варяг в греки.
«Небесный бой» - грандиозная картина неба с мистической битвой облаков, и спокойные ногайские степи соединяют мир духовный и человеческий.
Среди шедевров афористики, помогающих человеку решить свои проблемы, поэтические образы Рерихов сохраняют свою исцеляющую силу.
То волнение, которое вызывают картины Рериха, имеют полную аналогию с музыкальным волнением. Цветотерапия и образотерапия - мощный резерв помощи человеку.
Если человек принял цветовой аккорд красного и жёлтого цвета, - восстанавливается его энергия и оптимизм, свойственные миру экстраверта;
- влияние сочетания зелёного и синего цвета восстанавливает психологические программы мудрости и доброжелательства интраверта;
- красно-зелёное сочетание помогает решить проблему;
- а сине-жёлтое сочетание сродни состоянию счастья и отражает чувства добрые - доброту и оптимизм;
ещё два цветовых сочетания мощно влияют на человека:
- зелёный и жёлтый цвета помогают реальному аналитическому восприятию мира, его умение найти главное,
- сочетание красного и синего цветов влияет на интуитивное, артистически-художественное восприятие мира.
Синтетическому духовному миру Живой Этики Рерихов созвучны полученные нами данные об интуитивном восприятии любым человеком связи между выбором цвета и желанности определённых тональностей в музыке. Каждому цвету интуитивного выбора в 8 цветном наборе Люшера соответствуют три тональных аккорда. Вызванные ими эмоции абсолютно близки эмоциям, связанным с этим цветом.
Это феномен Скрябина, - который напоминает о русском гении, связавшем цвета солнечного спектра и тональности в музыке. Этот феномен удалось проверить клинически и математически. Человек, не страдающий пониманием музыки, по словам Генри, интуитивно предпочитая определённый цвет, при этом также предпочитает три тональности того же эмоционального содержания:
- если цвет ему неприятен, то он не принимает эти тональности;
- если в результате работы музыкотерапевта удаётся добиться желанности музыкальных шедевров этих тональностей, то начинает приниматься и программа данного цвета.
Это научное наблюдение говорит о тайной связи восприятия цвета и музыки.
Второй феномен мы назвали «феномен Чюрлениса». Если человек слушает желанную музыку с закрытыми глазами, то он часто видит неожиданные яркие образы. Такое оживление творческой одарённости совпадает с гармонизацией восприятия цветовой гаммы и мощным психологическим эффектом.
Следует также отметить, что оказались идентичными 4 системы:
1. цветовая эмоциональная окраска тональностей музыки;
2. восприятием цвета у Гёте;
3. чередованием типов людей в европейском и китайском гороскопе;
4. энергетикой каналов тела в системе чжень цзю терапии КИТАЯ.
1. Цветовая эмоциональная окраска тональностей музыки, обнаруженная в этих исследованиях, в динамике определялась такими цветами: Красный, Жёлтый, Зелёный, Синий.
2. Динамика эмоциональной и цветовой окраски музыки имела полную аналогию с восприятием цвета у Гёте, - его идеей Дополнительных цветов;
3. Эти две системы совпадали с чередованием типов людей в европейском и китайском гороскопе: 12 месяцев и 12 лет, традиция связывает их с цветовыми образами.
Смена типов людей (Холерик - флегматик - сангвиник и меланхолик) полностью соответствует вышеприведённому цветовому кругу Гёте.
- Традиции Китая связывают с определённым цветом 12 энергетических каналов в системе чжень-цзю терапии Китая. Смена энергетики энергетических каналов происходит по кругу Гёте - В ТАКОМ ВАРТИАНТЕ: СИНИЙ - КРАСНЫЙ - ЗЕЛЁНЫЙ – ЖЁЛТЫЙ.
Эти данные заставляют вспомнить идею Пифагора: законы космоса, тела и музыки едины. Такой вывод также оказывается близким нашей теме Живой Этики Рериха - провозвестником науки, искусства и медицины будущего.
Ваши комментарии к этой статье
№48 дата публикации: 05.12.2011