Трофимчук Александр Григорьевич,
кандидат педагогических наук, доц.,
г.Новочеркасск Ростовская обл.
Общечеловеческие ценности образа человека будущего и его воспитание
Доклад на Международной научной конференции «Живая Этика и Культура.
Идеи наследия семьи Рерихов в нашей жизни»,
Санкт-Петербургский Государственный Университет культуры и искусств, 11-12 февраля 2011г.
Нам представляется, что общечеловеческие ценности, являющиеся основой воспитания человека, - есть выработанные и накопленные достижения духовного, нравственного и эстетического опыта, вошедшие в жизнь человеческого сообщества и позволяющие поддерживать определённый уровень духовно-нравственного равновесия в человеческом обществе.
Общечеловеческие ценности, способствующие воспитанию человека, содержат: духовно-нравственные основы: 1) религий; 2) философии (этики, эстетики); 3) искусств (изобразительного - в виде полотен (репродукций) картин художников-реалистов, архитектурных памятников и скульптур; шедевров музыкального искусства в виде аудиозаписей известных и почитаемых во всём мире исполнителей; фильмов выдающихся режиссёров с участием известных актёров, признанных шедеврами во всём мире в виде видеозаписей и др.); 4) классики всемирной литературы; 5) культуры поведения и взаимоотношений между людьми; 6) духовно-нравственный жизненный опыт выдающихся личностей всемирной истории; 7) нравственные истоки истории государства (народа); 8) нравственные основы педагогики; 9) нравственные основы и смысл семейной жизни.
Е.И.Рерих писала из Индии своим ученикам и сотрудникам в Ригу: «Лига Культуры - как бы обширнейший храм, в котором каждый, стремящийся к усовершенствованию и общему благу, находит себе место. Каждый, при наличии стремления к совершенствованию, будь то в знании, в искусстве и прочих областях, уже принесёт камень на постройку великого будущего. Теперь перечислю вам, какие отделы могут войти в Лигу Культуры:
Первый - отдел мира; второй - духовного совершенствования, вмещающий в себя религии и философию; третий - науки; четвёртый - искусства; пятый - материнство и воспитание (семья); шестой - ремёсла и труд; седьмой - кооперация и промышленность; восьмой - охрана безопасности; девятый - землеустройства и строительства; десятый - здравие и охранение» [4, с.157-158].
Человек будущего, по мнению Великих Учителей человечества, обладает Вселенской любовью ко всему окружающему и душевной чистотой [1].
Вселенская любовь - всё связывает друг с другом; проявляется и в форме сцепления атомов, тяготения химических соединений, и в движении светил.
Человек будущего, обладая Вселенской любовью, любит всё без различия, полностью постиг, что всё является в сущности Единым (Едины со всяким живым существом, со всем, что есть: с небом, с океаном, с элементами, с насекомыми, с птицами и с животными, с людьми и с богами - с Богом. Вы понимаете, что Вы бессмертны, что Вы всегда были и что никогда не перестанете быть, что всё это - Вы) [1].
Душевная чистота Человека будущего включает следующие критерии:
- Очищен от страсти - Божественную энергию преобразует, когда нет нужды в создании новых тел, в силу творческих, ободряющих слов, в облагораживающие мысли, с которыми можно помогать миру, в развитие своих собственных положительных качеств;
- Очищен от преступлений - не убивает и не пользуется убитыми созданиями;
- Не допускает вивисекции;
- Не способен убивать - не охотится, не ловит рыбу, не лишает жизни даже преступников;
- Очищен от ядов - не ест мяса, рыбы, яиц; не курит, не употребляет спиртное и наркотики, не делает профилактические прививки;
- Очищен от мелочности - не эгоистичен, без бесполезных привычек и воображаемых обязанностей, без страха перед Будущим;
- Очистил социальные условия - обладает сердечными ценностями;
- Очистил эмоции - проявляет сострадание и уравновешенность, помогает всем, кого возможно утешить, облегчить, научить или внести бодрящую весёлость;
- Мыслит только положительно [1].
Человек будущего обладает коренными отличиями от современного человека, поэтому и Общество будущего имеет значительные отличия от современного см. Таблица 1.
Таблица 1. Отличия современного общества от Общества будущего [1]
Современное общество |
Общество будущего |
Имеет |
Даёт |
Соревнуется |
Кооперируется |
Разрушительно |
Созидательно |
Имеет половое неравенство |
Обладает равенством полов |
Ценит знание |
Обладает мудростью |
Ценит интеллект |
Обладает интуицией |
Имеет религии |
Имеетрелигию |
Имеет некрасивости |
Обладает красотой |
Страдает |
Радуется |
Разъединённое |
Единодушно |
Привязано |
Свободно |
Личностно |
Безлично |
Духовно-нравственное состояние человечества будущего подробно описывает выдающийся философ, писатель Фёдор Михайлович Достоевский в рассказе «Сон смешного человека»:
«Я вдруг, совсем как бы для меня незаметно, стоял на этой другой земле в ярком свете солнечного, прелестного как рай дня. Ласковое изумрудное море тихо плескало о берега и лобызало их с любовью, явной, видимой, почти сознательной. Высокие, прекрасные деревья стояли во всей роскоши своего цвета, а бесчисленные листочки их, я убеждён в том, приветствовали меня тихим, ласковым своим шумом и как бы выговаривали какие-то слова любви. Мурава горела яркими ароматными цветами. Птички стадами перелетали в воздухе и, не боясь меня, садились мне на плечи и на руки и радостно били меня своими милыми, трепетными крылышками.
И, наконец, я увидел и узнал людей счастливой земли этой. Они пришли ко мне сами, они окружили меня, целовали меня. Дети солнца, дети своего солнца, - о, как они были прекрасны! Никогда я не видывал на нашей земле такой красоты в человеке. Разве лишь в детях наших, в самые первые годы их возраста, можно бы было найти отдалённый, хотя и слабый отблеск красоты этой.
Лица их сияли разумом и каким-то восполнившимся уже до спокойствия сознанием, но лица эти были веселы; в словах и голосах этих людей звучала детская радость. Эти люди, радостно смеясь, теснились ко мне и ласкали меня.
О, они не расспрашивали меня ни о чём, но как бы всё уже знали, так мне казалось, и им хотелось согнать поскорее страдание с лица моего.
Они не желали ничего и были спокойны, они не стремились к познанию жизни так, как мы стремимся сознать её, потому что жизнь их была восполнена. Но знание их было глубже и выше, чем у нашей науки; ибо наука наша ищет объяснить, что такое жизнь, сама стремится сознать её, чтоб научить других жить; они же и без науки знали, как им жить, и это я понял, но я не мог понять их знания. Они указывали мне на деревья свои, и я не мог понять той степени любви, с которою они смотрели на них: точно они говорили с себе подобными существами. И знаете, может быть, я не ошибусь, если скажу, что они говорили с ними! Да, они нашли их язык, и убеждён, что те понимали их. Так смотрели они и на всю природу - на животных, которые жили с ними мирно, не нападали на них и любили их, побеждённые их же любовью. Они указывали мне на звёзды и говорили о них со мною о чём-то, чего я не мог понять, но я убеждён, что они как бы чем-то соприкасались с небесными звёздами, не мыслию только, а каким-то живым путём.
Они были резвы и веселы, как дети. Они блуждали по своим прекрасным рощам и лесам, они пели свои прекрасные песни, они питались лёгкою пищею, плодами своих деревьев, мёдом лесов своих и молоком их любивших животных. Для пищи и для одежды своей они трудились лишь немного и слегка. У них была любовь и рождались дети, но никогда я не замечал в них порывов того жестокого сладострастия, которое постигает почти всех на нашей земле, всех и всякого, и служит единственным источником почти всех грехов нашего человечества. Они радовались являвшимся у них детям как новым участникам в их блаженстве. Между ними не было ссор и не было ревности, и они не понимали даже, что это значит. Их дети были детьми всех, потому что все составляли одну семью.
У них почти совсем не было болезней, хоть и была смерть; но старики их умирали тихо, как бы засыпая, окружённые прощавшимися с ними людьми, благословляя их, улыбаясь им и сами напутствуемые их светлыми улыбками. Скорби, слёз при этом я не видал, а была лишь умножившаяся как бы до восторга любовь, но до восторга спокойного, восполнившегося, созерцательного.
Они почти не понимали меня, когда я спрашивал их про вечную жизнь, но, видимо, были в ней до того убеждены безотчётно, что это не составляло для них вопроса.
У них не было храмов, но у них было какое-то насущное, живое и беспрерывное единение с Целым вселенной; у них не было веры, зато было твёрдое знание, что когда восполнится их земная радость до пределов природы земной, тогда наступит для них, и для живущих и для умерших, ещё большее расширение соприкосновения с Целым вселенной.
По вечерам, отходя ко сну, они любили составлять согласные и стройные хоры. В этих песнях они передавали все ощущения, которые доставил им отходящий день, славили его и прощались с ним. Они славили природу, землю, море, леса.
Они слушали меня, и я видел, что они не могли представить себе то, что я говорю, но я не жалел, что им говорил о том: я знал, что они понимают всю силу тоски моей о тех, кого я покинул. Да, когда они глядели на меня своим милым проникнутым любовью взглядом, когда, я чувствовал, что при них и моё сердце становилось столь же невинным и правдивым, как и их сердца, то и я не жалел, что не понимаю их. От ощущения полноты жизни мне захватывало дух, и я, молча, молился на них.
О, все теперь смеются мне в глаза и уверяют меня, что и во сне нельзя видеть такие подробности, какие я передаю теперь … . А между тем так это просто: в один бы день, в один бы час - всё бы сразу устроилось! Главное - люби других как себя, вот что главное, и это всё, больше ровно ничего не надо: тотчас найдёшь, как устроиться. А между тем ведь это только - старая истина, которую биллион раз повторяли и читали, да ведь не ужилась же! Если только все захотят, то сейчас всё устроится» [2].
В диалоге «О душе» («Федон») Великий Аристокл (Платон) утверждает, что: «Нет, видно, иного прибежища и спасения от бедствий (для каждого человека), кроме единственного: стать как можно лучше и как можно разумнее. Ведь душа не уносит с собою после смерти ничего, кроме воспитания и образа жизни» [5].
Л.Н.Толстой в итоговом труде «Путь души» («Путь жизни») рекомендует: «Для того, чтобы человеку хорошо прожить свою жизнь, ему надо знать, что он должен и чего не должен делать. Для того, чтобы знать это, ему надо понимать, что такое он сам и тот мир, среди которого он живёт. Об этом учили во все времена самые мудрые и добрые люди всех народов» [7].
Источники нахождения (усвоения и применения) знаний как человек должен жить и что он должен (не должен) в жизни делать см. 9-ть направлений общечеловеческих ценностей.
Процесс воспитания на основе общечеловеческих ценностей представляет обогащение индивидуальности (и личности) человека знаниями, как он должен жить и что он должен и не должен в жизни делать (т.е. стать как можно разумнее), а также развитыми положительными моральными качествами общечеловеческого идеала современной этики (бережливости, благородства, вежливости, великодушия, верности, выдержки, духовности, идейности, искренности, мужества, правдивости, принципиальности, самоотверженности, скромности, смелости, терпимости, трудолюбия, человечности, чувства нового, чуткости [6],[8]) с одновременным изжитием противоположных отрицательных (зазнайства, злословия, карьеризма, корыстолюбия, мещанства, распутства, скупости, ханжества, чванства, эгоизма, злорадства, грубости, вероломства, цинизма, лицемерия, малодушия, высокомерия, трусости, тунеядства, косности [6],[8]) (т.е. стать как можно лучше),применёнными в повседневной жизни.
На примере притчи «О яблоках» из книги П.Коэльо «Мактуб» [3] поясняем методику поиска ответов на вопросы, - что должен и не должен человек в жизни делать?
«Учитель и его ученики путешествовали, и в дороге оказались не в состоянии как следует поесть. Учитель попросил некоторых сходить и поискать пищу. Ученики возвратились в конце дня. Каждый принёс с собой то немногое, что он был способен приобрести от благотворительности других: фрукт, который уже собирался испортиться, чёрствый хлеб и горькое вино. Один из учеников, тем не менее, принёс ему мешок зрелых яблок. "Я должен был сделать что-нибудь, чтобы помочь моему учителю и моим братьям", - сказал он, разделив яблоки на всех. "Где ты взял их?" - спросил учитель. "Я украл их", - ответил ученик. "Люди давали нам только испорченную пищу, даже если знали, что мы проповедуем слово Бога". "Убирайся прочь со своими яблоками и никогда не возвращайся", - сказал учитель. "Каждый, кто хочет ограбить для меня, хочет ограбить меня».
Вывод: Я не должен/должна воровать.
Результаты поиска ответов на вопросы, - что я должен/должна и не должен/должна в жизни делать? - вписываем в таблицу, которую регулярно (ежедневно) пополняем.
Таблица 2. Что я должен/должна и не должен/должна в жизни делать
Должен/должна |
Не должен/должна |
честно трудиться |
воровать. |
Вот как советовала своим ученикам заниматься самосовершенствованием Е.И.Рерих: "Мой первый совет Вам будет выписать из книг Учения те качества, которые необходимо приобрести ... . Затем, углубившись в свою сущность, отметьте в себе свои наихудшие качества, и, избрав одно из них, старайтесь всеми силами духа заменить его же противоположением. Преодолев одно, принимайтесь за другое и т.д. Это очень нелегко…" [4, с. 294].
Развитие положительных моральных качеств и изжитие противоположных - отрицательных, проводим по специальному алгоритму:
а) Анализ характеристики положительного качества.
б) Анализ характеристики отрицательного качества.
в) Общечеловеческие ценности о положительном качестве.
г) Анализ необходимости развития положительных качеств: Почему положительное моральное качество необходимо развивать? Что происходит с человеком при отсутствии его в сознании? Сможет ли помочь его развитие Вашей повседневной жизнедеятельности? Чему, по Вашему мнению, поможет его развитие Вашим знакомым, друзьям, родным, близким и всем людям?
д) Анализ необходимости изжития отрицательных качеств: Как проявляется отрицательное моральное качество в Вашей повседневной деятельности? Что способствует его проявлению? Почему это качество необходимо изживать?
е) Определение составляющих положительного морального качества, необходимых для повседневной жизнедеятельности.
ж) Ежедневный контроль проявления обоих качеств с записью в Дневник самовоспитания:
1) Проявилось ли изживаемое отрицательное моральное качество в течение дня, что этому способствовало, и можно ли было избежать его проявления.
2) Проявляется ли развиваемое положительное моральное качество или что мешает его проявлению.
3) Регулярная (по результатам наблюдения за развитием или в конце цикла развития конкретного положительного морального качества) самооценка количественного уровня развития и определение присутствия его антонима - отрицательного морального качества (см. Таблицу 3).
Таблица 3. Количественный контроль развития положительного качества - (н.п. вежливость) и изжития противоположного - грубость
Дни | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | ….. | 30 |
|
Вежливость (примерно) | 50% | 50% | 50% | 50% | 50% | 50% | 50% | 50% | 50% | …... | 51% |
и т.д. |
Грубость (примерно) | 50% | 50% | 50% | 50% | 50% | 50% | 50% | 50% | 50% | ….. | 49% |
и т.д. |
Каждый вечер я (мы всей семьёй) примерно в 20 часов, занимаюсь(емся) самосовершенствованием (взаимосовершенствованием). Слушаю(ем) любимые музыкальные произведения; пою(ём) под караоке свои любимые песни и романсы, читаю (читаем вслух и обсуждаем) любимые произведения классики мировой литературы и выделяю (совместно выделяем) ответы на вопросы, что должен и не должен человек в жизни делать и делаю (делаем) записи в свой Дневник самовоспитания, в соответственную, не прекращающуюся Таблицу 2; рассматриваю и повторяю (совместно обсуждаем предыдущие записи в Таблице 2); смотрю (смотрим и обсуждаем) видеофильмы и видеопрограммы высокого духовно-нравственного содержания; занимаюсь (совместно занимаемся) развитием очередного положительного морального качества и изжитием противоположного отрицательного с записью в Дневник самовоспитания, в Таблицу 3; рассматриваю, анализирую (совместно рассматриваем и анализируем) сайты в Интернете и альбомы высокого изобразительного искусства, делаю (делаем) записи в Дневник самовоспитания; анализирую (совместно обсуждаем и анализируем) текущие духовно-нравственные события общественной жизни: ЗОЖ, ТВ и радиопрограммы, фильмы, премьеры, концерты, вернисажи; планирую (планируем совместные) творческие дела, приносящие пользу окружающим людям; в заключении, посылаю (совместно посылаем) красивые, добрые и высоконравственные мысли - чтобы всем людям было хорошо!
Литература:
1. Дети Света. М.: Сфера, 2001.
2. Достоевский Ф.М. Сон смешного человека. П.С.С. в 30 томах. Т.ХХV. Ленинград: Наука,1983.
3. Коэльо П. Мактуб. М.: Сфера, 2001.
4. Рерих Е.И. Письма: в 2-х томах. T.I.. Рига: Угунс, 1940.
5. Платон. Собрание сочинений в 4т. Т.2. М.: Мысль,1993.
6. Словарь по этике. М.: Политиздат , 1989.
7.Толстой Л.Н. Путь жизни. М.: Республика, 1993.
8.Учение Живой Этики: В трёх томах. СПб.: Просвещение, 1993.
Ваши комментарии к этой статье
№47 дата публикации: 07.09.2011