Грани Эпохи

этико-философский журнал №90 / Лето 2022

Читателям Содержание Архив Выход

Владимир Калуцкий,

член Союза писателей России

 

Под флагом ярмарки

Годовая Покровская ярмарка в Бирюче имела вес Всероссийской и проводилась с 1711 по 1913 годы – в пределах трёх веков. Возникли особые обычаи, завязались прочные торговые связи, а главное – родился особый дух малороссийского торжища с особым оттенком южнорусского гостеприимства. Бирюченская ярмарка была знаком, тавром качества, и это делало её невероятно многолюдной. Обо всём этом – чуть ниже. А сейчас скажу, что в последние годы город начал возрождать почти забытую картину областной осенней ярмарки. Вот и завтра Бирюч ждёт торговых гостей со всей Белгородчины и отовсюду, куда долетит весть о грядущем торжище.

Сегодня город, особенно в торговой его части, значительно изменился. Исчезли многие старинные здания, окаймлявшие Покровскую площадь, от Гостиного двора остались только два здания – Торговые ряды. Нынче здесь – краеведческий музей. А тогда, раньше...

...а раньше Бирюч жил, как и вся империя, по «Жалованной грамоте городам», дарованной им ещё Екатериной Великой в 1785 году. Грамотой этой все штатные города – губернские и уездные – являлись субъектами империи и имели единообразное управление.

В торговой части «Жалованная грамота» позволила Бирючу иметь две Торговые площади – Малую и Покровскую. На Малой площади – в восьмиугольнике перекрёстка улиц Острогожская и Московская – был поднят Флаг ярмарки. Являл он собой бело-сине-красное полотнище с лазоревым Гербом Бирюча по полю. Флаг вывешен на высоком шесте. Причём – во все дни, когда нет торговли – Флаг поднят на самый верх. А вот на дни торжищ он приспускался. На Малой же площади находилось то, что можно было бы назвать штабом ярмарки. Тут стояли шатры и палатки купцов, где совершались сделки. Здесь же была пробирная палатка для калибровки гирь и весов. А главное – на Малой Торговой заседал Словесный суд.

Словесный суд действовал исключительно на время ярмарки, и его решения не подлежали ни отмене, ни обжалованию. Потому что, по сути, у суда и не было никаких приговоров в смысле общепринятой юриспруденции. Потому что это суд был как бы узаконенной разновидностью самосуда.

Ведь могли же наши предки так обустроить свою жизнь, что справедливость работала лучше денег. Судите сами. Словесного судью накануне Ярмарки выбирали местные и приезжие торговые люди из местных почитаемых граждан. Это как если бы на завтрашнюю современную ярмарку выбрали, скажем, Юрия Юрьевича Носенко. Бирючане меня поймут. Так вот – выбирали самого уважаемого. Словесному судье платили с дохода ярмарки полпроцента – громадные деньги! Потому любая взятка ему была в убыток и потерю надежды удержать место в следующий раз. А так нередко случалось, что словесный судья оставался при месте несколько лет подряд. Например, с апрельской ярмарки 1822 и до Покровской 1826 годов Словесным судьёй неизменно выбирался церковный староста Успенкой церкви Нестор Ильич Гавшин.

Выбор наказаний у судьи был невелик. Внушение, понуждение к принародному раскаянию, розги, денежный штраф, возврат товара. Самый страшный приговор Словесного суда – передача преступника в полицейский участок.

Единственная запись о Словесном суде велась полицейским урядником, находящемся тут же. Урядник вёл журнал для полицейского отчёта.

А в помощь судье приставлены были два исполнителя – профоса. Эти находились на содержании города круглый год. Во внеярмарочные дни профосы исполняли обязанности мортусов – они входили в холерные дома, хоронили заразных. Их боялись и ненавидели. Закрытый смысл их работы придавал замкнутости всему палаческому делу. Потому занимались им, обычно, люди одной фамилии долгое время. В Бирюче сложилась настоящая династия мортусов, она прослеживается с 1792 по 1849 годы. Фамилия сих судебных исполнителей была Донсковы. Но со временем изменилась на Поддоновы. Например, профосом Июльской ярмарки в полицейский журнал записан «Донсков Фома Крюк, сын Агапита», а уже к Покровской ярмарке он превратился в «Поддонова Фому Крюка, сына Агапитова». Не уверен, но у меня есть смутные подозрения, что эта фамилия дала миру слово «подонки».

Так вот о ярмарке. Малая Торговая площадь шелестела деньгами, а на Покровской шло само торжище. Здесь по полупериметру только коновязей было на полторы версты, в два три-ряда. Это не считая того, что многие подводы, кони и волы оставались в подворьях горожан и жителей пригородных слобод, у кого останавливались, по многолетней привязанности, участники ярмарки. Так сложилось, что, скажем, торговая Верхососна квартировала на Бирючке. Острогожск останавливался на Подвалках. Калмыки с верблюдами останавливались на островý на Тихой Сосне. Коротояк и Землянск квартировали на Землянщине. За долгие годы хозяева и постояльцы могли породниться, становились кумовьями, почти роднёй. Потому ярмарка была ещё и грандиозным местом свидания, слёз, пьянки, драк, любви...

На гомон и большие деньги в город слетались и сходились бродячие артисты, монахи, конокрады. На Покровской ярмарке 1910 года в городском театре выступали певцы знаменитого уже тогда хора имени Пятницкого.

Для усиления городской полиции прибывал Заместитель Начальника губернского Жандармского управления по Бирюченскому, Валуйскому, Острогожскому и Коротоякскому уездам с командой воронежской полиции. Словом – Покровская ярмарка для города и уезда была равно праздником и потрясением. Но неизменно для города она оборачивалась большими прибылЯми. Держу вот «Роспись товарам и ценам» по Покровской ярмарке за 1801 год. Что за богатства, что за харч – пальчики оближешь!

«Привезено и продано:

сахара всякого 41 пуд,

кофе – 1/2 пуда,

вин и др. напитков – 606 ведёр,

соли – 22 пуда,

деревянного масла – 4 бочки,

сельдей – 90 банок,

пряностей – 75 пудов,

а также:

кос – 1660 шт.,

олова – 12 листов,

красок – 92 пуда,

железа полосового – 700 пудов,

юфти и кож – 47 четвертей,

лесного товара – 220 четвертей,

щетины – 3 пуда,

воска – 77 пудов...»

 

...ну, и так далее. Удивительно, что картин в тот год на ярмарке продано 92 штуки! Жаль – роспись умалчивает, что это были за полотна. Но уже само число купленных картин говорит о высоких запросах горожан.

К сожалению, после реформ Александра II столетний уклад ярмарок начал разрушаться, хотя они до самой Мировой войны оставались мощным экономическим основанием для города и уезда. И очень хочется верить, что в возвратившийся на карту Родины Бирюч вернётся и его главная ярмарка.

И чтоб непременно с большими деньгами, богатыми гостями и картинами, и любовью. Можно без драк.

 

 


№90 дата публикации: 01.06.2022

 

Комментарии: feedback

 

Вернуться к началу страницы: settings_backup_restore

 

 

 

Редакция

Редакция этико-философского журнала «Грани эпохи» рада видеть Вас среди наших читателей и...

Приложения

Каталог картин Рерихов
Академия
Платон - Мыслитель

 

Материалы с пометкой рубрики и именем автора присылайте по адресу:
ethics@narod.ru или editors@yandex.ru

 

Subscribe.Ru

Этико-философский журнал
"Грани эпохи"

Подписаться письмом

 

Agni-Yoga Top Sites

copyright © грани эпохи 2000 - 2020