Грани Эпохи

этико-философский журнал №90 / Лето 2022

Читателям Содержание Архив Выход

Н. Д. Спирина

 

Значение музыки в творчестве Святослава Рериха

Доклад, прочитанный на второй Всесоюзной конференции

«Рериховские чтения», Новосибирск, 1979 г.

 

Смотреть на Прекрасное – значит улучшаться.

Платон

 

В творчестве Святослава Рериха и в его выступлениях красной нитью проходит его отношение к прекрасному.

«Я всегда искал красоту. Она меня привлекала. И передавая то красивое, что я видел, я передавал долю радости, которую ощущал, когда видел сам»[1], говорит С. Н. Рерих.

Красота, по мысли С. Н. Рериха, даёт не только эстетическое наслаждение. Она имеет воспитательное значение, она помогает формированию нового, более совершенного человека и, следовательно, улучшению всей жизни.

«Поистине, стремление к совершенствованию, к прекрасному это самое целесообразное, самое реальное отношение к жизни. К сожалению, в жизни есть много негативных сторон, но мы никогда не сможем противостоять им, если сердце наше не будет открыто навстречу более совершенному и в сознании нашем не будет представления о прекрасном»[2], говорит С. Н. Рерих.

В ответ на мои вопросы во время пребывания Святослава Николаевича в Москве, 6 июня 1978 года, он сказал, что для него искусство универсально в своём выражении, оно всё объемлет и всё включает в свою сферу «все виды искусства взаимосвязаны, и его нельзя разделять определёнными перегородками»[3].

В творчестве С. Н. Рериха музыка играла немаловажную роль, но этот вопрос ещё не исследовался. Интересны, в частности, вопросы влияния среды на творчество художника, его отношение к музыке, западной и восточной, и выражение её через ритм и цвет в его картинах.

«Музыка откроет творчество ваше, напитает сердце ваше и сделает доступным то, что без гармонии звука, может быть, навсегда осталось бы во сне», писал Николай Рерих в статье «Музыка сфер».

Так же, как и его отцу, музыка сопутствовала Святославу Рериху с самого раннего детства, когда он учился играть на фортепиано, слушал свою мать, Елену Ивановну, талантливую пианистку, родственницу Мусоргского. Вся семья часто посещала концерты, где дети приобщались к отечественной и зарубежной музыке.

С. Н. Рерих рассказывал, что в молодости он интересовался балетом. «Балет всегда очень привлекал. И помню, мы сами поставили несколько балетов вместе с одним из друзей; декорации и костюмы писал я сам. Например, в Америке поставили один из современных балетов в начале двадцатых годов на тему, которая потом продолжилась в моём искусстве и в жизни, борьба Света и Тьмы. Весь балет и был основан на этом. Назывался "Свет и Тьма" и был поставлен в Бостоне. Музыка была написана американским композитором Алеком Штейнертом»[4].

После переезда в Индию Святослав Рерих стал внимательно изучать индийское искусство, в том числе и музыку, что не могло не отразиться и в его творчестве.

Древнее искусство музыки понимается на Востоке как выражение гармонии, единства и взаимопроникновения противоположных начал Вселенной. «Музыка приводит в равновесие пять добродетелей: человечность, справедливость, воспитанность, предусмотрительность и искренность. Обнимая собою всё сущее, она обеспечивает нормальное гармоническое развитие природы и всего живого на Земле»[5].

С. Н. Рерих говорит, что и восточная музыка ему близка, потому что всё искусство Индии близко ему как таковое.

«Она (музыка, – Н. С.) несомненно, влияла, может быть, на многие темы моих картин. Серия "Священная флейта" основана на легенде о Кришне и связывает эту легенду с современной жизнью Индии. Эти звуки флейты связывают нас с тем прошлым и являются живым мостом, который переброшен от нашей сегодняшней жизни к далёкой прошлой жизни. Как вы знаете, индийские миниатюры очень часто отражают именно музыкальную эстетику Индии»[6].

Цветовое восприятие музыки весьма специфично для Востока. В представлении слушателей музыкальные тона окрашиваются в определённый цвет. «Восточная музыка представляет своего рода красочную палитру, из которой образуется цветовая гамма, и музыкальное восприятие тесным образом связывается с цветовым»[7].

В картинах Святослава Рериха прослеживаются музыкальные темы, ритмы. Художник делал это, по его словам, целенаправленно и иногда вполне сознательно. «Этим повторением ритма, говорит он, я создавал повторные фразы для усиления впечатления».

На вопрос, сопоставляет ли С. Н. Рерих краски и звуки, он ответил: «Я никогда об этом не думаю. Если они даже и ассоциируются, то не потому, что я сознательно их выбираю. Они сами собой ассоциируются. Одно отвечает другому. Цвет и краски, тон всё связано между собой».

«Ваши краски звучат. Может быть, можно музыку передать в цвете, как это мыслил Скрябин?» спросила я.

«Но нужно ли это передавать? ответил Святослав Николаевич. Тагор говорил, что кто одно искусство хочет выявить другим искусством, тот в искусстве ошибается».

По мысли Святослава Рериха, живопись нельзя заменить музыкой, и наоборот. Каждый вид искусства самоценен и не может быть заменён другим видом искусства, что отнюдь не исключает взаимосвязь между разными видами искусства. Есть изречение: «Архитектура есть застывшая музыка». И, например, музыка Генделя своей величественностью и возвышенной торжественностью ассоциируется с готическими соборами, но заменить их, конечно, не может.

У Святослава Рериха гармония цвета и звука создаётся не нарочито, а выявляется путём интуитивного восприятия окружающих явлений.

«...Миф об Орфее, чаровавшем зверей и всё живущее своею дивною игрою»[8], родственен многим народам и отражён в нашем русском Леле и в мифологическом индийском божестве Кришне.

По мысли С. Н. Рериха, образ Кришны включает идею Орфея. Он говорит о влиянии музыки на всё живое. «Музыка оказывает глубокое влияние на нашу жизнь. Вы не можете отделить это влияние. Это всё одно общее творческое выражение нашей жизни».

В картине «Священная флейта» (1946) животные, вытянув шеи, как бы пьют музыкальные струи, текущие из флейты Кришны. Звуки образуют вихревые движения, и вся природа подчиняется силе мелодии и ритма. Эта картина исключительна по своей музыкальной структуре, где мелодия показана в своём динамическом развитии.

В «Священной флейте» (1955) магия звуков флейты пастушка Кришны заворожила не только животных его стада, но и всю затихшую природу. Велика власть красоты музыкального звучания как бы говорит художник этой картиной.

В одноимённой картине 1958 года «пастушок Кришна играет на флейте, к нему подходит буйвол. Яркий контраст создаётся от этого удивительно оранжевого тона дерева. Называется это дерево бугенвиллея. И при ярком Солнце получаются бесподобные контрасты» так говорит об этой картине Святослав Рерих[9].

В картине «Зов» (1955) звучит тема влекущей силы музыки, устремляющей к светлым просторам от тёмных и душных джунглей, куда направлялась девушка. Юноша останавливает её мелодией свирели, зовущей в дали прекрасного будущего.

Исключительно интересна в смысле передачи динамики и ритма движения картина «Торопись» (1954). Вот как говорил об этом произведении сам художник: «Эту картину я рисовал для разрешения проблемы композиции не только в рисунке, но и в цвете. Я очень часто занимался проблемой динамики в картине; меня всегда интересовало то, как тона могут передать движение, что помогает этому. Сопоставление известных теней, тонов, баланс всей композиции»[10].

В этом же плане решена и картина «Наперегонки» (1958).

Вот ещё несколько картин, в которых решается проблема движения.

«Надежда» стремительный полёт.

«Весть» ураганом летящие к месту назначения зелёные попугайчики. В Индии они символ вестей.

«Я иду одиноко» поступательный ритм шага старика. Его развевающийся красный плащ помогает почувствовать движение.

«Весна» в этой картине имеется два вида передачи динамики движения плавный, певучий, как песня, неторопливый шаг девушки и стремительно быстрый рывок юноши вслед за ней.

«Гадди» размеренный, осторожный шаг женщины, несущей на голове кувшин с молоком, и тот же темп в шагах идущих за ней коров.

«Мои соседи» так же неторопливо и плавно движется женщина с корзиной на голове.

«Труд» музыкальные, изящные движения женских рук, занятых неспешной работой, в чём-то перекликаются с тонкими стволами окружающих пальм.

«И мы приближаемся» очень медленно и торжественно плывущая к заветной светлой цели ладья со стоящей в ней молитвенно устремлённой женской фигурой.

О роли ритма в картине «Через перевал» (1938) говорит П. Ф. Беликов в статье «Жанровая живопись Святослава Рериха»: «...Переход каравана через перевал. Основная мысль жить значит продвигаться, продвигаться значит преодолевать препятствия. (...) Каравану предстоит дальний путь, но он не страшен людям, противопоставляющим натиску стихий свой твёрдый поступательный ритм. Этот ритм чередуется с восходящим ритмом горных вершин и, подобно им, способен рассекать ледяные порывы ветра».

В творчестве Святослава Рериха органически сочеталось наследие культур двух великих народов России и Индии. По этому поводу художник говорил: «Вся наша семья неотделима от родной почвы, от русской культуры. Мы никогда не мыслили себя вне их. Всё, чем обогатил я свою жизнь и своё творчество, живя в других странах, есть лишь обогащение моих русских основ. И моё искусство основано прежде всего на русском реализме...

Я никогда не боялся общения с другими культурами это только укрепляло и обогащало заложенные во мне русские основы.

Ко всему, полученному мной в России и от России, я всегда стремлюсь приобщить Индию, где я живу многие годы, и, с другой стороны, что я делаю в Индии, принадлежит моей Родине»[11].

В ноябре 1976 года за выдающийся вклад в дело укрепления индийско-советской дружбы С. Н. Рерих был удостоен премии имени Джавахарлала Неру.

«Быть одним из связующих звеньев между двумя искусствами, двумя культурами (России и Индии) в этом я вижу своё назначение гражданина, художника, искусствоведа, воспитателя молодых»[12].

 

Источник текста: Сайт Наталия Дмитриевна Спирина

 

Примечания:

[1] Огонёк. 1975, № 9.

[2] Стенограмма беседы корреспондента газеты «Советская культура» Т. Калугиной с С. Н. Рерихом, частично опубликованная в этой газете 9.06.1978 в статье «Прекрасное действенно».

[3] Стенограмма беседы Н. Д. Спириной с С. Н. Рерихом 6.06.1978 (архив Н. Д. Спириной).

[4] Там же.

[5] Шестаков В. П. Музыкальная эстетика стран Востока. М., 1967. С. 12.

[6] Стенограмма беседы Н. Д. Спириной с С. Н. Рерихом 6.06.1978 (архив Н. Д. Спириной).

[7] Шестаков В. П. Музыкальная эстетика стран Востока. С. 15.

[8] Рерих Н. К. Твердыня Пламенная. Рига, 1991. С. 247.

[9] Стенограмма беседы С. Н. Рериха с научными работниками и сотрудниками Эрмитажа 14.06.1960.

[10] Стенограмма лекции С. Н. Рериха, прочитанной в Москве в Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина 28.05.1960.

[11] Рерих С. Н. Город моих друзей // Вечерняя Москва. 6 июня 1978 г.

[12] Там же.

 

 


№90 дата публикации: 01.06.2022

 

Комментарии: feedback

 

Вернуться к началу страницы: settings_backup_restore

 

 

 

Редакция

Редакция этико-философского журнала «Грани эпохи» рада видеть Вас среди наших читателей и...

Приложения

Каталог картин Рерихов
Академия
Платон - Мыслитель

 

Материалы с пометкой рубрики и именем автора присылайте по адресу:
ethics@narod.ru или editors@yandex.ru

 

Subscribe.Ru

Этико-философский журнал
"Грани эпохи"

Подписаться письмом

 

Agni-Yoga Top Sites

copyright © грани эпохи 2000 - 2020