Грани Эпохи

этико-философский журнал №85 / Весна 2021

Читателям Содержание Архив Выход

Александр Херсонов

 

Преподобный Сергий Радонежский. Тайная Жизнь после смерти.

От автора

Знакомясь с эпистолярным наследием Е. И. Рерих, неоднократно встречал восторженные отзывы о выдающемся деятеле русской истории, преподобном Сергии из Радонежа.

Перед началом Второй мировой войны весной 1938 года Е. И. Рерих писала: «Только что получили новости, что в России восстанавливается Великий Монастырь, основанный Святым Сергием. Людей призывают вспомнить о том, как Святой Сергий, Великий Защитник России, спас страну во время войны с монголами и поляками. Всё это вехи. Поэтому радость живёт в наших сердцах. Всё придёт ко времени». Письма Е. И. Рерих, т.6, № 21.

К теме «Сергий Радонежский» автор обращался ранее в публикации «ГЭ» № 58 от 25.07.2014 (Александр Херсонов. Сергий Радонежский – чудотворец, целитель, пророк). В настоящей работе предстоит с помощью тайнознания исследовать факты посмертной жизни преподобного, который умер в 1392 году, а в 1452 году причислен к лику святых.

 

«Крест» исследования

Автором будет использован предсказательный метод Дейна Радьяра, называемый «Крест» (1). Напомню суть метода.

Для метода «Крест» может быть выбрана любая точка-градус круга Зодиака. Допустим, точка выбрана, помещена на левый горизонтальный конец креста, тем самым определив место иных трёх точек. Например, если исследуется точка 10 градусов «Овна», по горизонтали справа окажется точка 10 градусов «Скорпиона», по вертикали вверху точка 10 градусов «Козерога», по вертикали внизу 10 градусов «Рака». «Крест» для исследования построен. Далее.

Найденный по книге Радьяра символ точки 10 градусов «Овна» ответит на вопрос «Что?». Символ точки 10 градусов «Скорпиона» ответит на вопрос «К чему?». Символ точки 10 градусов «Козерога» ответит на вопрос «Зачем?». Символ точки 10 градусов «Рака» ответит на вопрос «Как?».

В данной работе будет затронут вопрос нетленности мощей Сергия Радонежского, поскольку, как известно, далеко не все деятели РПЦ, причисленные лику святых, долговременно сохраняли нетленность мощей, как это было обнаружено у Святого Александра Свирского.

 

 

Часть первая. Первое обретение мощей Сергия Радонежского

Личность преподобного Сергия явилась настольно величественной и притягательной для русского народа, что первое обретение мощей произошло всего лишь через 30 лет после смерти. Это произошло в 1422 году, опережая причисление к лику святых, что указывает на подлинную святость преподобного в глазах народа. Прошли недолгие 30 лет после обретения мощей, после чего преподобного Сергия причислили к лику святых.

Любопытно, что незадолго до того, как преподобому Сергию стать святым, родился будущий выдающийся святой Александр Свирский (1448–1533), прославившийся встречей со Святой Троицей и подлинно нетленными мощами. Для сравнения: обретение мощей преподобного Александра Свирского произошло в 1641 году, спустя 193 года после смерти, а канонизация через 14 лет, в 1547 году. На что, конечно, имеются объективные причины, которые станут понятны к концу повествования.

Обратимся к содержанию символического микрокосма первого обретения мощей Сергия, которое произошло 18 июля 1422 года.

 

 

Что стоит за обретением мощей святых?

Суть обретения мощей преподобного Сергия (ASC) определяется 23 градусом «Весов», точку-градус изучим предлагаемым методом «Крест» (1).

На вопрос «Что?» 23 градуса «Весов» получим ответ: «Творческий и радостный отклик на жизнь, способность откликнуться на обновление жизни».

На вопрос «Зачем?» 23 градуса «Рака» получим ответ: «Для объективного и критического подхода к общим факторам нашей культуры и её психологическим проблемам».

На вопрос «К чему?» 23 градуса «Овна» получим ответ: «К плодородию, к внутреннему свершению».

На вопрос «Как?» 23 градуса «Козерога» получим ответ: «С вознаграждением, даваемым обществом за выполнение социального долга, за хорошо выполненную работу».

Сравним ответы на обретение мощей Святого Сергия с аналогичными ответами тайнознания на обретения мощей Святого Александра Свирского.

На вопрос «Что?» обретения мощей Святого Александра в 13 градусе «Рыб» получаем ответ: «Благодаря использованию воли, посвящённый человек становится символом мужества для тех, кто следует за ним».

На вопрос «Зачем?» в 13 градусе «Стрельца» получаем ответ: «Проявить влияние кармы прошлых деяний в новом цикле».

На вопрос «К чему?» в 16 градусе «Девы» получаем ответ: «К кармическому столкновению, к столкновению дикой силы первичной природы в себе».

На вопрос «Как?» в 13 градусе «Близнецов» получаем ответ: «Индивидуальным свершением в исполнении социальной функции, которая связана с определённым престижем».

Из обнаруженных ответов можно прийти к выводу: Сергий Радонежский стал святым благодаря творческому, радостному отклику на жизнь и способности откликнуться на обновление жизни, а посвящённый Александр Свирский благодаря использованию воли и символа мужества для тех, кто следует за ним.

 

 

Часть вторая. Возвращение мощей святых РПЦ народу

Читаем: «В 1946 году, после Великой Отечественной войны и открытия Лавры, мощи были возвращены Московской Патриархии..Это случилось накануне Пасхи, в Великую Субботу 1946 года, когда мощи были перенесены из Троицкого собора, который оставался за музеем, в Успенский. В настоящее время мощи преподобного Сергия пребывают в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры».

Итак, возвращение мощей Сергия Радонежского РПЦ произошло 20 апреля 1946 года.

Рассмотрим особенность строения микрокосма выдающегося события.

 

 

Зададим вопрос: «В чём заключалась суть возвращения мощей святого Сергия Радонежского РПЦ и русскому народу?»

На вопрос «Что?» в 15 градусе «Льва» следует ответ: «Более или менее сенсационное освобождение энергий в форме, драматизирующей бессознательные стремления и желания человеческой примитивной и инстинктивной природы».

Иными словами, «Сергий публично демонстрирует способность завладеть толпой, представляя в драматической форме популярные идеалы».

На вопрос «Зачем?» следует ответ в 15 градусе «Тельца»: «Проявить мужество, необходимое, чтобы встретить кризис,в который повергает социальная амбиция».

На вопрос «К чему?» следует ответ в 15 градусе «Водолея»: «К благословению личных достижений исполненной духовности сознания души». Иначе говоря, «к внутреннему счастью, которое поистине прекрасно».

На вопрос «Как?» следует ответ в 15 градусе «Скорпиона»: «Ориентированным на будущее ростом, развитием ума, стремящимся настроиться на более высокий уровень человеческой эволюции».

Сравним найденные ответы с ответами навопрос, в чём заключалась суть возвращения мощей святого Александра Свирского РПЦ и русскому народу?

Передача мощей Святого Александра Свирского для поклонения состоялась 30 июля 1998 года, символизм передачи представлен следующим микрокосмом.

 

 

На вопрос «Что?» в 5 градусе «Весов» следует ответ: «Человек, открывающий своим ученикам основы внутреннего знания, на котором должен быть построен «Новый мир». Благодаря чему происходит существенный и очень таинственный процесс передачи».

На вопрос «Зачем?» в 5 градусе «Рака» следует ответ: «Чтобы осознать трагические последствия в случае, когда воля святого противопоставляется коллективной воли общества» (большевиков? – АИХ).

На вопрос «К чему?» в 5 градусе «Овна» следует ответ: «К способности самотрансценденции, когда новые измерения бытия мобилизуют творческие усилия».

На вопрос «Как?» в 5 градусе «Козерога» следует ответ: «Мобилизацией физических и эмоциональных энергий в духе завоевания».

В чём же заключалась особенность возвращения мощей святых народу?

У Сергия Радонежского это «публичная демонстрация завладеть толпой, представляя в драматической форме популярные идеалы».

У Александра Свирского это «открытие последователям основы внутреннего таинственного знания, на котором должен быть построен «Новый мир». Иными словами, Святой Александр на своём примере призывает обратиться к таинственному знанию и изучению причин нетленности его мощей.

 

 

Часть третья. Мощи Сергия Радонежского

Читаем: «Через 30 лет, 5 июля 1422 года, были обретены нетленными его мощи, о чём свидетельствовал Пахомий Логофет.

Когда Священный Собор открыл чудотворный гроб... все увидели чудное и умиления достойное зрелище: не только честное тело святого сохранилось целым и светлым, но и одежда, в которой он был погребён, оказалась целой, совершенно не тронутой тлением... Увидев это, все прославили Бога, ведь тело Преподобного, столько лет находившееся во гробе, сохранилось невредимым».

День 5 (18) июля является одним из дней памяти святого.

«За всю историю монастыря его главная святыня перемещалась только в случае серьёзной угрозы её утраты». Дважды, в 1709 году и в 1746 году, причиной послужил пожар. В первом случае мощи вынесли на прилегающую к монастырю Красногорскую площадь, а во второй – на незастроенную окраину города. «Во время войны с Наполеоном в 1812 г., когда русские войска оставили Москву, мощи вывезли в Кирилло-Белозерский монастырь».

 

Вскрытие мощей в годы Советской власти

Читаем: «Это случилось в 1919 г. В целях атеистической пропаганды 1 февраля Наркомат юстиции (НКЮ) советского правительства издал постановление об организованном вскрытии мощей». 11 апреля 1919 года, в рамках общей кампании, мощи Сергия Радонежского подвергались вскрытию в присутствии специальной комиссии с участием представителей Церкви. Когда начали снимать покровы, то каждое действие вскрывающих было снято кинематографическими и фотографическими аппаратами. Останки Сергия были найдены в виде костей, малые берцовые кости найдены полуразрушившимися, соответствующих возрасту 500-летнего разрушения, и фрагментов грубого монашеского истлевшего одеяния, в котором он был похоронен; часть костей – ступни ног – полностью разрушались. В черепе оказалась прядь волос русо-рыжеватого цвета, тщательно завёрнутая в провощённую бумагу недавнего происхождения. По окончании освидетельствования Комиссией был составлен акт. Затем всем присутствующим было предложено осмотреть мощи, для чего каждый проходил мимо раки.

Протокол вскрытия подписали: секретарь, член Сергиевского Исполкома Шаталин, О. Ванханен, доктор Гвоздинский, доктор Попов, представитель Народного Комиссариата Юстиции Михаил Галкин, представитель Губисполкома М. Семёнов, архимандрит Кронид, игумен Анания, представитель Наркома Здравоохранения Ловягин, член партии коммунистов И. Золотов, Иеромонах Евфросин, А. Лобаторин, иеромонах Самуил, представитель Рогачевской волости Запевагин, Опихтин, архимандрит Аполлос, иеродиакон Сергий, Большаков, доктор Гуревич, А. Петренко и другие.

Согласно преданию, сохранённому в семье Флоренских, о предстоящем вскрытии мощей стало известно Павлу Флоренскому, и при его участии (чтобы защитить мощи от возможности полного уничтожения) глава преподобного Сергия была тайно отделена от тела и заменена головой погребённого в лавре князя Трубецкого. До возвращения мощей Церкви глава преподобного Сергия хранилась отдельно.

Мощи преподобного Сергия после вскрытия были переданы в качестве экспоната Сергиевскому историко-художественному музею, расположившемуся в Троице-Сергиевой лавре. Монастырские стены мощи покинули перед угрозой фашистской оккупации. «Опечатанная рака вместе с музейными фондами осенью 1941 г. была эвакуирована в глубокий тыл, в город Соликамск Пермского края».

 

И в заключение

Как известно, мощи Святого Александра Свирского вскрывались большевиками безобразно и пренебрежительно с заведомой установкой разоблачения фальсификации. Но потерпели полное фиаско, представив неразрешимую проблему. Мощи изумили большевиков полной сохранностью и нетленностью 500-летнего тела. Однако с мощами Святого Александра в дальнейшем обращались варварски.

Иная картина открывается при вскрытии мощей национального героя Сергия Радонежского. Наркомат юстиции советского правительства издал постановление об организованном вскрытии мощей. Вскрытие происходило в присутствии специальной комиссии с участием представителей Церкви. Вскрытие мощей заснято кинематографическими и фотографическими аппаратами. Большевики-атеисты, надо думать, оказались довольны результатом вскрытия и составленным актом: спустя 500 лет мощи оказались естественным образом разрушены или полуразрушены. Но, заметим, спустя 30 лет после смерти, при первом вскрытии мощей они оказались нетленны! Однако от обнаруженного большевиками факта разрушения мощей преподобный Сергий не стал для народа менее святым, менее почитаемым.

 

Из эпистолярного наследия Е. И. Рерих

(Заголовки даны автором)

 

О хлебе и Сергии

В понятии хлеба есть нечто священное, и не забудем, что и столь почитаемый нами Преподобный Сергий всегда сам пёк просфоры и хлеб. Том 2, № 1.

 

Храм Сергия Радонежского

Родные и любимые, сердце моё так горит радостью созданию Храмины Преподобного Сергия![1] Эта Святыня, если она будет любовно охранена, от многого удержит и спасёт Вас. Неугасимая Лампада – какой высокий символ! Прекрасно, что закреплено и это священное понятие!

...Для меня Он есть нечто такое сокровенное, о чём я не могу без горения сердца и слёз говорить и писать. В этом Огне будет как бы Само Присутствие! Святотатством будет касаться этого сокровенного Огня в раздражении и духом, обуянном недостойными чувствами! Лишь очищенное сердце может приближаться к нему. Том 2, № 33.

 

Сергий-заступник

Правильно, что обращаетесь к Преподобному Сергию, ибо, истинно, Он наш Единый Заступник. И помощь его всегда приходит, но в последний час. Ибо мы должны напрячь все наши силы и всю нашу находчивость, только так можем мы закалить свои способности и совершенствоваться. Том 2, № 72.

 

Должны идти стопами Владыки Христа

Народ жаждет света, он жаждет духовной пищи, но пища эта должна быть чистой, и ризы новых духовных наставников должны стать действительно белоснежными, и они должны идти стопами Владыки Христа и стопами Его истинного Отображения на Земле – Нашего Великого Преподобного Сергия. Именно Преподобный Сергий, приобщавшийся и приобщённый Огню и Огненному крещению, знал и знает Природу Божественного Начала. Именно Преподобный Сергий не был богословом и догматиком, но вся жизнь Его была Подвигом Подражания Христу в Его самоотверженном Служении Родине и Миру. Да, Преподобный Сергий жил Заветами Христа, но не церковными утверждениями. И Его отказ от митрополитского поста не происходил ли тоже от того, что Дух Его знал всё расхождение Церкви с Истиной? «Отче Сергий, Дивный, с Тобою Идём, с Тобою Победим!» Том 2, № 91.

 

Сергий в видениях Е. И. Рерих

Мне, неоднократно сподобившейся в видениях лицезреть Преподобного Сергия и знающей через Откровения Его судьбу многих стран и народов, грустно видеть заблуждения и тот тупик, в который забрело сознание некоторых сородичей, оторванных от Родины и не сумевших найти в сердце своём понимания и объяснения всему случившемуся, и обрести приток новых сил в устремлении к «Новому Небу и Новой Земле». Том 3, № 55.

 

Вехи величайшего значения

Бодро смотрите в будущее. Вся удача со смелым и зорким. Храните спокойствие и львиное настроение. Ничто не может остановить движение Света. Вот и Сергиевская Лавра восстанавливается и народ призывается вспомнить о своём Заступнике и Покровителе. Всё это вехи величайшего значения. Том 6, № 20.

 

Примечания:

[1] Речь идёт об открытии часовни Св. Сергия в здании Музея Николая Рериха в Нью-Йорке.

 

 


№85 дата публикации: 01.03.2021

 

Комментарии: feedback

 

Вернуться к началу страницы: settings_backup_restore

 

 

 

Редакция

Редакция этико-философского журнала «Грани эпохи» рада видеть Вас среди наших читателей и...

Приложения

Каталог картин Рерихов
Академия
Платон - Мыслитель

 

Материалы с пометкой рубрики и именем автора присылайте по адресу:
ethics@narod.ru или editors@yandex.ru

 

Subscribe.Ru

Этико-философский журнал
"Грани эпохи"

Подписаться письмом

 

Agni-Yoga Top Sites

copyright © грани эпохи 2000 - 2020