Грани Эпохи

этико-философский журнал №84 / Зима 2020-2021

Читателям Содержание Архив Выход

Александр Херсонов

 

Вокруг Рерихов

Тайна сочетания браком
Николая Рериха и Елены Шапошниковой

Цитируя несколько интимные отрывки из переписки Н.К. и Е.И. незачем опасаться смущения слабых духом «доброжелателей», полагающих, что лучшей тактикой в таких случаях является абсолютное молчание.

П. Ф. Беликов (1, стр.58)

 

В данной работе Вы не встретите «интимные отрывки» из переписки Н.К. и Е.И., и причина тому проста: такие материалы у автора отсутствуют. Но не только поэтому. Вряд ли автор, имея такие материалы, решился бы на «рискованную» публикацию. Для этого следовало иметь мужество П. Ф. Беликова. Однако кое-что неожиданное (для автора в том числе ) читателю будет предъявлено. И явится новое «неожиданное» не только благодаря П. Ф. Беликову, но и учению астрологии. В этом случае и мы не будем «опасаться смущения слабых духом».

 

Документ

Перед нами документ, согласно которому 28 октября 1901 года в Санкт-Петербурге произошла регистрация брака между Николаем Константиновичем Рерихом и Еленой Ивановной Шапошниковой. Надо заметить, что подобный документ несомненная удача для астролога, ибо позволяет «вглядеться» в символическую сущность брака выдающихся людей.

 

 

Брак «предуготован»

Тому, кто знаком с книгой П. Ф. Беликова «Рерих. Опыт духовной биографии» (1)наверняка известно, что брак между Н. К. Рерихом и Е. И. Шапошниковой не мог не состояться. Исторический брак входил в планы Тех, кто этот брак планировал и осуществлял: «Встреча, безусловно, была кармически предуготованной: «Устами времён Я заповедовал привести вас на путь Мой» (1, стр.60). Кем же являлся Тот, кто заповедовал привести Рерихов на Его путь? Это был Владыка Шамбалы. Открывается и цель заключения высокого брака: соединить будущих сотрудников Шамбалы в «батарею», которая могла бы наиболее эффективно работать над созданием «Кубка Архангела», иными словами, Учения Живой Этики.

 

 

 

После чего, Тот кто заповедовал, выступил с наказом: «Кубок четырёх храните». Как видим, в наказе упоминаются не только Н.К. и Е.И., но и сыновья Юрий и Святослав. Тем самым Владыка Шамбалы считает созданный Кубок детищем всех членов семьи, а не только Н.К. и Е.И. Им и хранить Кубок. Но что именно откроет символизм брака тех, кто в ХХ веке раздвинул человечеству горизонты будущего?

Для целей исследования старый календарный стиль следует перевести в новый стиль. Для этого к 28 октября необходимо прибавить 12 дней. Получаем число 40. В октябре 1901 года значится 31 день. Разница между 40 и 31 составит 9 дней. Эта дата, 9 ноября 1901 года, и есть дата заключения брака по новому стилю, дата необходимая для работы астролога.

 

Символизм гороскопа рассказывает

Составим гороскоп на полдень Санкт-Петербурга 9 ноября 1901 года.

 

 

В символизме Брака мы видим, что Венера «отметилась» на моменте рождения (ASC) «заповеданной» семьи. Это означает, что новоявленная семья имеет «сильную потребность в признании, проявляет любовь к изящному, желание обзавестись партнёрами с такими же желаниями. Производит приятное впечатление своим дружелюбием, миролюбием и обходительностью» (2, стр.72). Обнаруженный теорией аспект реально проявился в жизни Е. И. Шапошниковой-Рерих: «Она говорила, что поставила себе задачей выйти замуж за человека – знаменитого служителя искусства, будь то музыкант, певец, художник, живописец или скульптор, но непременно человек с высшим дарованием и талантом» (1, стр. 36). Отсюда не трудно предположить, что именно «любовь к изящному» подвигла жениха и невесту заключить брак не где-нибудь, а в церкви столь близкой Н. К. Рериху, в Императорской академии художеств… Но мы видим, что бракосочетание (VII дом) находится под непосредственным влиянием Нептуна, а это предполагает при гармоничном аспекте (таковой имеется у Нептуна с Луной) «устойчивый романтический брачный союз с идеализацией партнёра или благополучное трудовое сообщество с идеализацией отношений». И это хорошее планетарное влияние на основу брака, но…

 

Идеализация, чреватая разочарованием

Но Нептун, помимо блага, несёт и проблемы, поскольку находится в оппозиции к Венере. Проблема в партнёрстве заключается в том, что в этом случае вероятно «разочарования в деловых компаньонах». Но это в том случае, если «партнёры идеализируются» (2, стр.230). Такова сухая теория. Но проявлялись ли реально обозначенные астрологией особенности отношений у Н. К. Рериха и Е. И. Рерих с сотрудниками? По мнению автора, проявлялись. Брак, основанный на духовной основе, действительно являлся и устойчивым, и романтичным. Возможно, с идеализацией друг друга. Безусловно, при формировании Учения Живой Этики и установлении деловых отношений с учениками в Америке, Европе, Индии и России, семью Н. К. Рериха действительно ожидало благополучное трудовое сообщество и сотрудничество. Порукой чему явилась сообща выполненная трудная и успешная работа по созданию культурных учреждений в США, а кроме того, написание и выпуск серии книг Живой Этики. Однако, знакомясь с характером переписки Е. И. Рерих с американскими сотрудниками, нельзя не прийти к выводу, что Е. И. Рерих в определённой мере, как это зорко подметила астрология, «идеализировала» установившиеся отношения. Представляла себе духовные связи более зрелыми и глубокими, чем таковые являлись на самом деле. Косвенно об этом можно судить из следующего письма: «Всем сердцем хочу верить, что все данные заверения о проведении благоразумного сотрудничества выполняются» ( 4). И это по-человечески понятно. Верить хотелось… Однако, идеализация, приносящая разочарования, вероятно проявлялась не только в отношениях с сотрудниками, но гораздо шире. Например в отношении мнения Е. И. Рерих о русской интеллигенции. Так, в одном из писем читаем: «Мне казалось, что русский интеллигентный класс так высок по сравнению с другими национальностями, но пришлось глубоко разочароваться» (5). Возможно, необоснованная вера в благополучие духовных отношений, когда желаемое принимается за действительное, приводила Е.И. к заблуждению и могла способствовать развитию в США негативных событий, возымевших тяжёлые последствия. Речь идёт о предательстве группы Хорша и незаконном присвоении имущества Рерихов. Астрологический посыл «разочарование в своих деловых компаньонах» слишком мягок в отношении тех, кому всецело и безоглядно доверялось, но которые, в конце концов, оказались предателями.

 

От жизни перейдём к символизму

Однако вернёмся к символизму брака. Солнце брака находится в 16-м градусе Скорпиона, Момент заключения брака в 29-ом градусе Стрельца, Слава и репутация брака в 20-м градусе Скорпиона.

Итак, определим особенности жизненной и творческой энергии тех, кто призван соединиться в «батарею» и сообща создать Учение Живой Этики. Картина такова: «Девичье лицо, расплывающееся в улыбке». В картине-символе психоаналитик видит «жаркое стремление со стороны юных сердец к новому опыту». Что это за «новый опыт», нам хорошо известно. Новый опыт, закончившийся для Е.И. «огненной Йогой». Таким образом, в заключение высокого брака мы видим «лучащееся тепло чувства» (3, стр. 166).

Заглянем и в «сердцевину» брачного союза, которая описывается картиной: «Толстый малый, косящий лужайку возле своего дома на красивой пригородной улице». Картина, в общем-то, идиллическая, открывающая символизм «подноготной» брака: «Потребность выполнять повседневные задачи респектабельно и одновременно с пользой для здоровья». О респектабельности брака между Н.К. и Е.И. говорить не будем, поскольку она налицо. Что касается здоровья… В письмах Е.И. нередко встречаются рекомендации близким и сотрудникам по поддержанию здоровья. Говоря о людях, принадлежащих к социальной элите, Дэйн Радьяр упоминает о «новых отношениях между индивидом и обществом, о необходимости поддерживать социальную респектабельность». И действительно, на протяжении всей жизни, принадлежа к социальной элите, семья Н. К. Рериха поддерживала обозначенную символизмом респектабельность.

Обратимся к символизму Славы и Репутации новой семьи. Чем же прославилась семья Н. К. Рериха с точки зрения астрологии? Перед нами открывается поразительная символика, в точности совпавшая с реальной жизнью. Картина-символ такова: «Женщина раздвигает две тёмные занавески, закрывающие вход на священную тропу». Заметим, Женщина, она же Е. И. Рерих, признанная в семье ведущей, поскольку «Учение Живой Этики принималось и записывалось преимущественно Ею» (1, стр.68). Отсюда следует, что Слава и Репутация брака Н.К. и Е.И. заключается в том, что семья предоставила «откровение человеческому сознанию того, что лежит за пределами дуалистического знания» (3, стр. 167). И с этим невозможно не согласиться.

 

Литература

1. П. Ф. Беликов. Рерих. Опыт духовной биографии. МЦР, Мастер-Банк, Москва, 2011.

2. Ф. К. Величко. Энциклопедия домов гороскопа. РОСТ книга, Москва, 2006.

3. Дейн Радьяр. Астрологическая мандала. Сампо, Москва, 2006.

4. Письма Е. И. Рерих, том 3, № 46.

5. Письма Е. И. Рерих, том 3, № 58э

 

 

 

Рерихи и увлечение «спиритуализмом»

Помните, сеансы нужны для помощи тухнущим сердцам! Отойдите от жизни мёртвой!

Аллал Минг

 

От автора

В наши времена модное в XIX веке увлечение спиритизмом основательно забыло. Иные времена, иные представления, иные потребности. На переломе веков, благодаря научно-технической революции, наука ушла в далеко вперёд, люди работают в космосе. Однако всё таинственное и необъяснимое по-прежнему волнует воображение людей. Что же такое спиритизм, если «вызыванием духов» увлекались умы выдающиеся?

Обратимся к энциклопедии: «Спирити́зм (от лат. Spiritus– «душа, дух») – религиозно-философская доктрина, разработанная во Франции в середине XIX столетия Алланом Кардеком. В России термин «спиритизм» принял более общее значение, став синонимом, с одной стороны, религиозной философии спиритуализма, с другой – так называемого «столоверчения», автоматического письма и спиритической практики в самом широком смысле слова».

 

Немного истории

«Спиритизм представляет собой религиозно-философскую доктрину, которая утверждает, что основу всего составляет духовное развитие человечества. Выражается оно в духах. Те переселяются из одной телесной оболочки в другую, постепенно совершенствуются и переходят на более высокий уровень развития. При определённых навыках телесные существа (люди) могут общаться с духами, призывая их в физический мир». Об общественном интересе к спиритизму можно судить из того факта, что, комиссия в составе 32 человек, созданная по инициативе Д. И. Менделеева, первоначально ознакомилась с литературой по спиритизму, которую предоставили его горячие сторонники: А. Н. Аксаков, профессора А. М. Бутлеров и Н. П. Вагнер. Затем проводились многочисленные опыты с целью её разоблачения. Заключение комиссии сводилось к тому, что спиритизм – это суеверие, но Ф. М. Достоевский остался разочарован выводами комиссии, поскольку обнаружил в работе комиссии предвзятости».

Между тем, спиритизмом основательно увлекались русские учёные, философы, поэты, литераторы. Среди них Д. Мережковский, З. Гиппиус, А. Блок, Вс. С. Соловьёв.

 

 

Как следует из эпистолярного наследия Е. И. Рерих, во время проживания в США, не избежала увлечения спиритизмом и семья Н. К. Рериха. Проникнемся духом эпохи и вчитаемся в живые строки и свидетельства будущих авторов Учения Живой Этики. Письма написаны в период с 3.10.20 по 6.06.21 г (том 1, МЦР).

 

Письмо № 3

«Были на лекции персидского доктора. Первое впечатление не очень благоприятное. Узко фанатичен и много дешёвых приёмов. Это не большой учитель. Говорил о давно известных вещах, о семи великих учителях и общности всех религий. О наших астральных и ментальных телах. О реальности астрального мира, и всё это пересыпал анекдотами и забавными словечками. Сегодня продолжает лекцию, обещал показать нам мужские и женские ауры. Посмотрим! Предлагает желающим поступить в число его учеников. Я тебе пришлю его фотографию. Он страшно против спиритуализма, говорит, что мы можем привлекать к себе только низших духов, самоубийц и другую сволочь – это его выражение. И что, вызывая своих родных, мы наносим им вред, отвлекая их от более плодотворной деятельности. Всё же я думаю, что это гораздо сложнее и подлежит исследованиям»*.

«…Вчера у нас были Зак с сестрою, Дерюжинский и Сахновский. Был сеанс, были сильные стуки в стол и очень сильное сопротивление. В субботу опять сеанс с Авиновым. Сообщений интересных не было».

 

Письмо № 4

«Сеансы наши убеждают постепенно таких скептиков, как Муромцев и Сахновский. Муромцевым, чтобы их убедить, на мысленный их вопрос дали им ответ с упоминанием имени задуманного лица. Сахновскому то же самое. И я думаю, что его предложение снабдить нас деньгами не без влияния этих сообщений».

 

Письмо № 9

«….Хорошо ли ты делаешь, занимаясь спиритизмом (Вопрос сыну Юрию, – А.Х.)? Наш кружок решил покупать в складчину спиритическую литературу. Купили книгу д-ра Notzing'a. Тебе будет интересно её прочесть».

 

Письмо №10

«Я так мечтала провести это лето всей семьей вместе. Руководителей по этому вопросу мы ещё не спрашивали. Они теперь очень против частых сидений, зато большой сеанс приобретает всё больше и больше интереса и серьезности. Они почти прекратили отвечать на вопросы и дают целый ряд сообщений, очень интересных. Настаивают на ведении протокола. Всё время взывают к сосредоточению и к серьёзности. Я попрошу Сану дать мне списать её записи и перешлю тебе.

…Нас с папой они стараются подбодрить: «Будьте сильны, дождётесь лучших времён». На прошлом сеансе неожиданно было сообщение от моей мамулечки. Столик стал меня ласкать и называть азбуку: «Иди, Лялюша, рискуй, и куда придёшь, на то Воля Божья». Будем надеяться, что наши дела улучшатся.

 

Письмо №11

«Мы решили сейчас собирать около себя лишь исключительно интересных людей. К сожалению, наш кружок всё ещё не совершенствуется. Нет-нет, и проявит необычайное легкомыслие. Лучше всего держат себя Лихтманы. Завтра напишу тебе результаты сегодняшнего сеанса. Боюсь, что он будет неинтересен, так как мы 5 дней подряд ложимся не ранее 3 часов утра… Огорчает меня также, что среди нашего кружка не является желание ознакомиться больше с имеющейся литературой по psychic research[1]. Они только желают получать!! Где эти настоящие люди? Настоящие исследователи, жаждущие знаний! Я не вижу ни одного!»

 

Письмо № 12

«Вчера у нас был интересный сеанс. Опять даны красивые поучения. Приходил «Дев Онеушария». Сана записывает, перед началом читаем протокол предыдущего сеанса. Выясняется, как многое забывается и сколько предсказаний уже исполнилось. Так, например, в день русского Нового года было сказано, что в Аллахабаде большие волнения и пожары. Вчера в газетах сообщено о грандиозном пожаре и волнениях в Аллахабаде. Затем начинают исполняться предсказания относительно Сибири. Затем выяснилась точность многих мелких сообщений. Запись, видимо, необходима. Очень обидно, что Сануся не принесла старые протоколы и я не могу тебе их переслать. Мы скоро запишем целый томик глубоких мыслей и поучений. Ведите и вы протоколы, получится замечательная, интересная книга «Золотых правил».

 

Письмо № 13

«Сана дала мне записи сеансов, но они записаны очень бестолково, небрежно, многое пропущено. Я тебе выписываю сообщения Аллал Минга.

Сеанс 2-й. «Тщетно чистое желание Учителей! Снова ответа требуете о преходящих делах! Кто мучается земными вопросами, тот ответа о Небесном не получит!» «Рок может отклонить удар от вас, если вы сами будете помогать явлениям Христа, который отдал себя за Истину».

«Явления физические не важны, не нужны вашему духу!»

«Не увлекайтесь движениями, мои друзья, иначе должны будем делить нашу силу. Слушайте сообщения!»

Сеанс 3-й. Сообщения Аллал Минга.

«Мои друзья! Счастье – это служить спасению людской души. Оставьте все предрассудки и, пользуясь силой, духовно помогайте людям!»

«Устремите уродливое к прекрасному. Вы стали уже лучше!

Как дерево обновляет листву, так люди процветают на пути добра!!»

Затем Аллал Минг советовал беречь «силу»: «Сосредоточь внимание на спокойствии духа! Волнение вредно для сохранения силы».

Затем было дано сообщение по-славянски: «Поча от тщеты сует, у вас же, человецы, свет узрит». Сана здесь напутала и забыла записать, кто это сообщил, и по-моему фраза была гораздо длиннее и значительнее».

Сеанс 5-й. Аллал Минг: «Считайте сеансы учебными часами. Иным дано знать многое, научитесь сосредоточиться!»

Сеанс закончился словами Аллал Минга: «Помните, сеансы нужны для помощи тухнущим сердцам!» «Отойдите от жизни мёртвой!»Сеанс 6-й ещё у Саны».

 

Письмо № 17

«После твоего отъезда мы пересели за большой стол. Были показаны явления увеличения веса и очень сильные движения столом. Мы даже испугались, что он начнёт летать. Затем несколько раз было повторено, чтобы мы забыли старое, углубились бы и старались поднять своё сознание. Приходил Марков, сообщил, что «Россия будет победительницей мира», советовал Муромцеву перейти в американское подданство. В апреле будет признание большевиков миром. Вчера у нас был сеанс с Сахновским, Заком и Авиновым. Были те же явления, что и при Муромцеве, не больше. Опять было повторено: «Углубитесь для поднятия в чистое сознание». Затем сказали, что будут передавать просьбы живых людей…

На одном из сеансов они сообщали, что в Праге в музее Рудольфинум хранятся знамена работы руководителя Авинова. Вчера Авинов подтвердил, что всё это совершенно точно, он узнал от своего...[2], который долго жил в Праге. Да, ещё было сообщение, что настало время дать меру знания новой энергии. Очень жаль, что никто не записывает и многие сведения забываются. Затем участники сеанса совершенно недисциплинированы, быстро устают и не могут отрешиться от своих личных интересов, всё это понижает проявления. Следующий сеанс будет в среду.

 

Письмо № 19

«Прочитали все записи наших сеансов. И вижу, что мы совершенно слепые, вкладываем в сказанное руководителями своё объяснение, и только теперь многое стало совершенно ясно. Логичность, последовательность доказательств изумительны. Все сомнения об Аллал Минге у меня исчезли… Учителя опять намекают о приближающихся громадных событиях – «Окно прорублено в Россию». «Родина получит скоро уложение». Было известие о взятии Омска антибольшевиками».

 

Письмо №21

«Привези с собою сообщения спиритических сеансов. У нас был в субботу чрезвычайно интересный. Просили держать в тайне – разрешено сказать лишь тебе. Явились новые руководители. При появлении одного из них я видела в освещённой комнате два синих луча. Затем ощутила ледяное прикосновение к запястью».

 

Письмо № 22

«Третьего дня Аллал Минг сообщил, что «счастливый Юрик напрасно ропщет. Ропщет на мои прямые указания. Нужно правду знать о пустяках туземного права». Затем непонятная фраза: «Юрик явит проповедь».

 

Письмо № 23

Родной мальчик, вчера нам дали сообщение, которое нужно послать Шибаеву: «Cor ultimo ratio regnat sarti». «И нужно радоваться Творца дарам». Затем Шкляверу: «Работай на пользу Родины счастливо. Рост сочувствия укрепляется силой гармонии». – Аллал Минг. – «И нужно радоваться Творца дарам».

Греческий певец VI в. до Рождества Христова учит Сану петь, даёт ценные указания и замечательные красивые и трудные упражнения. Санина учительница в восторге от этих упражнений! Я опять начинаю видеть огненные языки внутри себя. На этот раз они другого цвета и не между глаз, а в горле. Целую.

 

Письмо № 24

У нас тоже много интересного. Вчера утром, просыпаясь, мы увидели, что все папины вещицы: цепочка от часов, кольцо, пряжка от галстука и запонки лежат на одинаковом друг от друга расстоянии на самом краю постели. Как они не скатились, совершенно непонятно!

 

Письмо № 33

«На днях я опять видела Аллал Минга, но каждый раз была страшно потрясена. Аллал Минг нас принял в число учеников – тебя тоже. Это великая радость и честь! Мне так хочется тебе всё рассказать!»

 

*Выделения в тексте автора публикации.

 

 

 

Выдающиеся деятели Культуры,
близкие семье Н. К. Рериха

Зинаида Григорьевна Фосдик

По праву первая

 

«Первой среди равных» в духовном окружении семьи Н. К. Рериха следует назвать Зинаиду Григорьевну Фосдик. Впрочем, вряд ли известное выражение применимо к сотруднице по эзотерическому имени «Радна». Равных ей, действительно, не было. Этот безусловный вывод следует из беспримерной характеристики, данной «Радне» Е. И. Рерих. Из письма Б. Н. Абрамову: «Зинаида Григорьевна мой доверенный Друг и наш сотрудник вот уже много лет… Я целиком доверяю ей и знаю её абсолютное бескорыстие и преданность Великому Владыке. Она всегда занята своей работой, а не сладкими речами, и доверяет другим. Она не сентиментальна, но видит и чувствует многое из того, что не замечают другие. Она готова всем пожертвовать, лишь бы выполнить Указанное ей… Я люблю её и утверждаю, что она является самым ценным сотрудником и другом» (1).

О том, как З. Г. Фосдик относилась к Учителю можно судить по очерку-эссе «Мои встречи с Мастером», написанным после смерти Н. К. Рериха: «Его мудрость была одновременно земной и небесной… Как мне объяснить словами, чему он меня научил?.. Со смиренной благодарностью я думаю о нём как о том, кто указал мне путь Света и Знания и мою миссию в жизни… Многим он дал несказанные духовные сокровища, тем самым безмерно обогатив их жизнь… Мне было дано в этой жизни редкое счастье: встретить Великую душу, Мастера и получить разрешение стать его ученицей. С невыразимой благодарностью в сердце я надеюсь следовать по его стопам. И я знаю, что снова встречусь с ним в вечном течении жизни» (1, стр. 8–9).

Как же состоялось знакомство будущей «Радны» с будущим Учителем Н. К. Рерихом? Что явилось толчком, соединившим судьбы двух выдающихся людей? Ответ будет прост: изобразительное искусство. В конце 1920 года в Нью-Йорке З.Г. посетила выставку картин ранее ей неизвестного художника Н. К. Рериха. И тем самым… нашла своего Учителя. И таких примеров немало. Известны случаи, когда проявляя интерес к выставке картин художника и, подпав под обаяние его личности, люди сближались с Н. К. Рерихом. И впоследствии становились его учениками, посвящали себя Учению Живой Этики. В таком случае, картины Н. К. Рериха действовали на посетителей, как мощный духовный магнит. И это воздействие многократно увеличивалось, когда восхищённому картинами посетителю удавалось лично побеседовать с Н. К. Рерихом. Но случай знакомства З.Г. с художником – особый случай. Даниил Энтин подчёркивает, что до знаменательной встречи с Н. К. Рерихом ни у З.Г., ни у её родных «не было, по крайнем мере, внешне выраженной склонности к теософии». Многое изменила встреча и знакомство с Н. К. Рерихом: «Эти интересы стали частью их жизни и превратили её в великое приключение» (1, стр.8).

Нет, не случайной явилась встреча З.Г. с Н. К. Рерихом, а лучше сказать предстоящей «Радны» с Учителем. Пользуясь терминологией П. Ф. Беликова, по поводу встречи Н. К. Рериха и Е. И. Шапошниковой, и в этом случае можно сказать: встреча была «предуготована» и «заповедана». А как могло быть иначе, если, едва познакомившись, Н. К. Рерих пригласил З.Г. в гости и сразу же перешёл к обсуждению вопросов делового сотрудничества?

 

На фото сотрудников Н. К. Рериха, Зинаида Григорьева Фосдик занимает место

по правую руку Учителя. По праву занимает!

 

 

Настольная книга

 

Книга З. Г. Фосдик «Мои Учителя. Встречи с Рерихами. По страницам дневника 1922–1934», безусловно, является наиболее информативной и достоверной в отношении фактов жизни семьи Н. К. Рериха. И самой востребованной в библиотеке автора этих строк.

Из Рериховской энциклопедии: «(13.11.1887 или 1889 или 1894, Одесса, – 16.7.1983, Нью-Йорк) – первая сотрудница Рерихов в Америке, член эзотерического Круга. "Верный Страж". "Радна". Адресат большого числа писем Рерихов. Пианистка, искусствовед, педагог, организатор, администратор. Переводчик на английский язык ряда книг Н. К. Рериха. …Была музыкальным вундеркиндом, ещё в детстве начала давать концерты. В возрасте около 12 лет закончила гимназию, и мать увезла её в Лейпциг, где она училась в университете и консерватории, затем в Берлине у знаменитого пианиста и педагога Леопольда Годовского. …З.Г. и её муж встретились с Рерихами в декабре 1920 г. на первой выставке Н.К., в тот же вечер в отеле состоялся долгий и глубокий разговор о просветительно-художественной деятельности в Америке. На следующий день Н.К. дал конкретный план работы Школы Объединённых Искусств, созданной на базе школы Лихтманов (позднее Школа получила название Мастер-Института, директором которого З.Г. была 9 лет). З.Г., среди прочего, разработала и внедрила здесь метод обучения слепых музыке и ваянию… З.Г. активно участвовала в деятельности многих рериховских организаций – Центра "Корона Мунди", Музея Рериха (попечитель и член совета директоров), Института "Урусвати" (вице-президент). Один из директоров корпорации "Белуха". На её деньги был издан русский вариант "Озарения". Пожертвовала деньги на проведение Центрально-Азиатской экспедиции. Занималась Пактом Рериха, была участником обсуждения и подписания Пакта. В 40-е годы стала исполнительным секретарем Комитета Пакта. Возглавила Академию Искусств, пришедшую на смену Институту. Редактировала, с американской стороны, журнал "Фламма". В 1941–2 гг. работала в Русско-американском комитете для медицинской помощи русскому народу. С 1942 г. – одна из создателей и исполнительный директор АРКА.

В 1949 г. воссоздала и возглавила (исполнительный директор, вице-президент, до дня своей смерти) Музей Рериха в Нью-Йорке, проводила экскурсии, выставки, лекции и концерты. Писала статьи, в том числе под псевдонимами "Андар" и "З. Радионова".

Проводила встречи Общества Агни-Йоги, была его председателем. Редактировала и исправляла переводы книг Учения – в марте 1948 г. Е.И. передала ей право издания Учения в Америке и Европе.

 

З. Г. Фосдик в Музее Н.К.Рериха в Нью-Йорке.1970 г.

 

Была членом Международной Лингвистической Ассоциации, Музея Метрополитен, Американского Музея Естественной Истории, Национальной Географической Ассоциации, Ассоциации Содействия Культуре "Фламма"».

 

 

Когда же родилась будущая «Радна»?

 

Как видим, «Рериховская энциклопедия» не указывает точную дату рождения З. Г. Фосдик. На удивление скудная информация содержится в предисловии к книге «Мои Учителя», где в отношении года рождения значится: «родилась около 1889 года» (1, стр.7). Нечего и говорить, что столь «расплывчатая» информация не даёт астрологу возможность начать необходимое исследование. В другом источнике (энциклопедия Википедия), напротив, встречается обилие информации: «Родилась в Одессе 13.11.1887 или 1889 или 1894 года». По-видимому, данные, указанные в «Рериховской энциклопедии» позаимствованы из энциклопедии Википедия, где указывается следующее: «Фосдик Зинаида Григорьевна, урождённая Шафран, по первому браку Лихтман / Sina(ida) Fosdick Фосдик Зинаида Григорьевна (13.11.1887 или 1889 или 1894, Одесса, – 16.7.1983, Нью-Йорк) – первая сотрудница Рерихов в Америке, член эзотерического Круга. «Верный Страж». "Радна". Адресат большого числа писем Рерихов. Пианистка, искусствовед, педагог, организатор, администратор. Переводчик на английский язык ряда книг Н. К. Рериха».

 

 

Приступаем к исследованию

 

Задача астролога заключается в том, чтобы из трёх вариантов даты предполагаемого рождения выбрать один, наиболее достоверный. Вариант, в котором трудно усомниться. Понятно, что составить гороскоп по известной дате занятие обыкновенное, механическое, привычно-рутинное. Оно не требует ни творчества, ни интуиции. Куда сложнее идти от обратного: основываясь на особенности характера и жизнедеятельности человека, из нескольких предполагаемых вариантов даты рождения, выбрать наиболее приемлемый вариант.

Итак, согласно гороскопу символического рождения, З. Г. Фосдик рождена «Скорпионом», под знаком «Козерог» (см. ниже).

Рассмотрим первый вариант: 13.11.1887. Указанная дата выявляет ряд несовместимых с характером и натурой З.Г. аспектов планет. Так, Солнце находится в оппозиции Нептуну. В такой же оппозиции находится и Меркурий, а Юпитер конфликтует с Восх.Узлом. Отмеченные особенности микрокосма предполагают в характере человека отсутствие объективности в отношениях с людьми, излишнюю эмоциональность, ведущую к разочарованиям, забывание своих обязанностей, религиозные и философские взгляды, идущие в разрез с принятыми в обществе. Разумеется, этот вариант отпадает.

Второй вариант: 13.11.1889 год. В этом варианте, напротив, встречает ряд аспектов планет, которые в точности соответствуют проявлению натуры и характеру З.Г. Так гармоничная связь Меркурия и Юпитера даёт возможность интеллектуальных занятий, особенно философией, предполагает склонность к абстрактному мышлению, при этом её дом является местом умственной деятельности. На дату 13.11.1889, как наиболее приемлемую, составим символический гороскоп рождения и получим необходимую для исследования информацию (2).

 

 

Стабильные отношения между Юпитером и Сатурном создают образ ответственной, волевой, здравомыслящей личности, которая могла бы занять высокую должность.

Благоприятные отношения между Сатурном и Меркурием предполагают организаторский талант в профессиональных делах, высокое писательство и учительство.

Связь Меркурия с Восх. узлом – признак ярко выраженного социального чутья, хорошая основа для деятельности политика и социолога, работы со СМИ, где нужно развивать свои идеи. Отмеченные предполагаемые качества микрокосма вполне соответствуют утверждению Е. И. Рерих о том, что З. Г. Фосдик – «самый ценный работник».

Однако имеется третий вариант даты, который мы обязаны рассмотреть: 13.11.1894 года. Этот вариант противоречит особенностями натуры и характера З. Г. Фосдик, поскольку выявляет довольно редкое явление парада планет. В этом случае Луна на малой дуге оппозиционно противостоит «скученности» Солнца, Меркурия, Сатурна, Урана и Венеры, что вносит в характер человека множество негатива, которого у З.Г. не обнаруживалось. Из анализа трёх вариантов дат рождения следует вывод: З. Г. Фосдик родилась 13.11.1889 года.

Таким образом, в отношении упомянутых дат рождения З. Г. Фосдик, ближе к истине оказался давний и близкий сотрудник Даниил Энтин, написавший в предисловии к книге «Мои учителя»: «родилась около 1889 года» (1, стр.7).

 

На фото З. Г. Фосдик и Даниил Энтин. 1970 г.

 

Переходим к символизму картин рождения

 

Следует отметить, что все три варианта имеют одинаковые градусы важнейших точек гороскопа: Солнце – 22 градуса Скорпиона, Момент рождения27 градусов Козерога, Славу и Репутацию (МС)25 Скорпиона, философские взгляды (IX дом)29 градусов знака Весы. Понятно, что символизм картин указанных градусов всех трёх вариантов явится одинаковым, и в этом случае не представится возможность остановиться на одном из вариантов.

…Картина-символ наиболее вероятного Солнца рождения, а значит, жизненной и творческой энергии, следующая: «Послушный своей совести солдат, отказывается выполнять приказания» (2, стр.168).

В представленном символизме, показательно то, что З.Г., как «правая рука» Е. И. Рерих, предстаёт в образе солдата. Но не бездумного и бессовестного, готового по приказу пойти на любое преступление. Солдата совестливого, мыслящего, у которого хватает мужества отказаться от исполнения преступного замысла. Как же расценивает ситуацию картины-символа психоаналитик? Дэйн Радьяр определяет «готовность принять последствия отказа следовать автократическим паттернам агрессивного общества». Таким образом, речь идёт о том, что, поступая на службу к Н. К. Рериху, З. Г. Фосдик мужественно и сознательно принимает на себя возможные последствия небывалого сотрудничества. По мнению психоаналитика, «общество в этой ситуации кажется всевластным, однако индивидуум может быть духовно несвязанным, не закрепощённым, он может демонстрировать внутреннюю свободу, утверждая свою индивидуальность». Таким образом, приходим к важному выводу: З. Г. Фосдик – человек мужественный, внутренне свободный, духовно не связанный».

Картина-символ Момента рождения: «Крупный бизнесмен за своим столом» (2, стр.200). Расшифровка картины психоаналитиком вполне соотносится со спецификой деятельности З. Г. Фосдик: «Способность организовать многие аспекты предприятия, включающую большую группу людей». При этом, любопытно, что картину-символ Момента рождения Дэйн Радьяр связывает с особенностью Эры Водолея: «В Эпоху Водолея человек должен научиться использовать силу, порождаемую совместностью и групповым взаимодействием людей, использовать её гармонично ради благоденствия целого – человечества и планеты Земля – частями которого являются индивидуумы».

Картина-символ Славы и Репутации такова: «В глубине земли формируются новые элементы» (2, стр.169). Комментируя символику картины, психоаналитик пишет: «Символ привлекает наше внимание к внутренним переменам, это внутреннее созревание». Таким образом, истинная «Слава и Репутация» З. Г. Фосдик заключается в том, что «Радна» предстаёт человеком внутренне созревшим, следовательно, человеком высоких духовных проявлений. Чего, увы, нельзя сказать о ряде американских сотрудников из ближнего круга Н. К. Рериха. Любопытно, что в этом случае на человека вероятно своего рода алхимическое воздействие. Конечно, символическое. Поскольку Дэйн Радьяр видит в символе «алхимический огонь, который очищает и трансформирует саму субстанцию внутренней жизни человека». Согласитесь, весьма интересный образ – очищающий огонь, который изменяет духовную жизнь человека. Здесь уместно вспомнить об «огненном крещении» Е. И. Рерих на протяжении многих лет трансформацию «огненной Йогой». Таким образом, приходим к важному выводу, что внутренняя жизнь З. Г. Фосдик и Е. И. Рерих протекала под воздействием стихии огня.

Исследование закончим рассмотрением особенности религиозного и философского сознания «Радны». И вновь перед нами открывается «огненная» картина-символ: «Огнепоклонник медитирует над предельными реальностями существования» (2, стр.157).

Разумеется, в данном случае, повторное упоминание стихии огня закономерно. Дэйн Радьяр пишет: «Мистерия огня всегда покоряла человеческое воображение, потому что это тайна всех превращений, скрытых в загадке смерти». Но на что конкретно указывает символизм картины? Это «субъективное искание первооснов за игрой процессов жизни и смерти». Искание первооснов! Это и является целью религиозного и философского сознания З.Г. Психоаналитик задаёт вопрос: «Готовы ли мы сделать тот шаг, который, как считается, совершили учителя йоги: испытать смерть и вернуться в то же тело? Готовы ли мы проявить человеческую волю к трансценденции»?

Что касается З. Г. Фосдик, то ответ будет утвердительным: она готова была проявить человеческую волю к трансценденции». Более того, она проявила эту волю.

 

Литература

1. З. Г. Фосдик. Мои Учителя. Встречи с Рерихами. По страницам дневника 1922–1934.Москва, Сфера, 2002.

2. Дэйн Радьяр. Астрологическая мандала. Москва, Сампо, 2006.

 

 

 

Памяти выдающегося деятеля мировой Культуры Даниила Энтина

Из некролога: «18 января 2017 года в шесть часов вечера после непродолжительной болезни в возрасте 89 лет ушёл из этой жизни почётный директор Музея Николая Рериха в Нью-Йорке (США) Даниил Энтин.

…Его духовный поиск, который был не только теоретическим, но и практическим, провёл его по многим течениям, включая классическую йогу и суфизм, и в итоге привёл к Агни-йоге, или учению Живой этики. В начале 1970-х Даниил стал активно участвовать в работе Музея Николая Рериха и Общества Агни-Йоги в Нью-Йорке, сначала как волонтёр, а затем как член Совета».

Журнал «Грани эпохи», № 69.

 

Санкт-Петербургский музей-институт Семьи Н. К. Рериха, из некролога: «Умер Даниил Энтин. Вечная память прекрасному человеку и другу. 18 января 2017 года в шесть часов вечера после непродолжительной болезни в возрасте 89 лет ушёл из этой жизни почётный директор Музея Николая Рериха в Нью-Йорке (США) Даниил Энтин (30 апреля 1927 – 18 января 2017).

 

Из энциклопедии Википедия: «Даниэл Энтин (англ. Daniel Entin; 27 апреля 1927 года, Нью-Йорк, США – 18 января 2017 года, Нью-Йорк, США) – американский музейный работник, деятельный участник рериховского движения. Почётный директор Музея Николая Рериха (Нью-Йорк, США). Лауреат Международной премии имени Николая Рериха (2004)».

 

Итак, нам представлены две даты рождения Даниила Энтина: 27 апреля и 30 апреля. Какая из дат более соответствует истине? Обратимся к символизму астрологии. Откроем книгу Дэйна Радьяра «Астрологическая мандала» (1). Градус Солнца по первой дате занимает положение 6 градусов знака Телец, по второй дате 9 градусов знака Тельца.

Картина символ первой даты, «Висячий мост над ущельем», может означать «демонстрацию человеческой способности преодоления препятствий и достижения эволюционной связанности, равно как и пространственной экспансии» (1, стр.66). Картина-символ второй даты, «Полностью украшенная рождественская ёлка», способность создавать внутреннее счастье в тёмные часы». Опираясь только на символизм указанных двух картин, автору трудно отдать одной из них предпочтение.

Посмотрим на картины-символы Момента рождения – 5 градусов знака Лев и 8 градусов знака Лев соответственно. По первой дате имеем, «Скалы, возвышающиеся над глубоким ущельем», что может означать «структурирующую силу элементалий в длительном цикле планетарной эволюции» (1, стр.114).По второй дате получаем: «Стеклодувы, управляя своим дыханием, выдувают красивые фазы», в чём представляется «необходимость ввести в творческое действие самые духовные и жизненные силы, чтобы породить значимые и прекрасные новые формы». В этой картине речь идёт о «творческой интенсивности». Сравнивая содержание первой и второй картины символов, безусловно, отдаём предпочтение второй, «человеческой» картине, памятуя о том, что Даниил Энтин являлся прекрасным фотохудожником.

Определимся с картинами Славы и Репутации, надеясь, что и в этом случае выявим определённое предпочтение. По первой дате 22 градуса Овна, по второй дате 25 градусов Овна. Картина-символ первой даты – «Ворота в сад исполнения всех желаний». Речь идёт «об изобилии, возможно благодаря соединению и кооперации людей» (1, стр.28). На этот счёт любопытно пояснение Дэйна Радьяра: «В современной Америке некоторые философы прославляют это чувство изобилия, возвышая его до космического оптимизма или принижая до культа успеха».

Картина символ второй даты: «Возможность для человека приобретать опыт на двух уровнях бытия». В таком случае в картине видится «открытие новых потенциальностей». А так же, по замечанию психоаналитика, «возможность нового шага эволюции – но лишь возможность, индивидуум подвергается испытанию» (1). Какая из представленных картин-символов наиболее соответствует Славе и Репутации Даниила Энтина? Безусловно, вторая картина, поскольку фотохудожник творческой деятельностью действительно подвергался испытанию на возможность сделать новый шаг в эволюции.

Чтобы окончательно убедиться в реальности второй, а не первой даты рождения, рассмотрим картины-символы предполагаемых философских и религиозных взглядов, которую обнаруживает по первой дате в 21 градусе знака Рыбы, а по второй дате в 24 градусе того же знака.

Картина – символ первой даты – «Под добрым присмотром китайского слуги девочка ласкает маленького белого ягнёнка». В чём следует усматривать «рост сознания в раннем тактильном сознании чудес простой жизни». Как замечает Дэйн Радьяр, «картина безыскусная» и вряд ли она может иметь отношение к проявлению философских и религиозных взглядов Даниила Энтина (1, стр.229). Но вот вторая картина-символ…

«На маленьком острове, окружённым пространством моря, люди живут в тесном взаимодействии». В расшифровке символизма картины, вероятнее всего и проявляется кредо философских и религиозных взглядов Даниила Энтина: «Необходимость принять сознательно ограничения для своей личности, чтобы сконцентрировать энергию и жить централизованной и полной жизнью».

Как видим, и в этом случае мы убеждаемся в том, что датой рождения Даниила Энтина следует считать 30 апреля 1927 года. На эту дату и составим символический гороскоп.

 

 

В символизме картины рождения обнаруживаем Юпитер на вершине IX дома, и таким образом получаем символ «глубокой любви к философии, религии и высшему образованию, строгий моральный кодекс, философские принципы, по которым строится жизнь. Вероятно пристрастие к любой модификации мысли, возможно занимает высокий пост в церковной иерархии» (2, стр.47).

 

Литература

1. Дэйн Радьяр. Астрологическая мандала. Москва, Сампо, 2006.

2. Френсис Сакоян, Льюис Экер. Большой учебник астрологии. Москва, 1991.

 

 

Примечания:

[1] Психические исследования (англ.).

[2] Слово неразборчиво.

 

 

Контактный телефон автора по творческим вопросам: +7 (495) 485-31-98

 

 


№70 дата публикации: 01.06.2017

 

Комментарии: feedback

 

Вернуться к началу страницы: settings_backup_restore

 

 

 

Редакция

Редакция этико-философского журнала «Грани эпохи» рада видеть Вас среди наших читателей и...

Приложения

Каталог картин Рерихов
Академия
Платон - Мыслитель

 

Материалы с пометкой рубрики и именем автора присылайте по адресу:
ethics@narod.ru или editors@yandex.ru

 

Subscribe.Ru

Этико-философский журнал
"Грани эпохи"

Подписаться письмом

 

Agni-Yoga Top Sites

copyright © грани эпохи 2000 - 2020