Грани Эпохи

этико-философский журнал №84 / Зима 2020-2021

Читателям Содержание Архив Выход

Н. Е. Сальникова, Л. А. Матвеева

 

МИР ГЛАЗАМИ РЕБЁНКА

Доклад на международной научной конференции

«Творческое наследие семьи Рерихов. Культура как синтез науки, религии и искусства»

Санкт-Петербург, 14–15 февраля 2014 г.

 

Можно смотреть лишь в будущее.

Пока можно обратиться лишь к детям.

Лишь в них законное начало дела.

Являя путь новый, лишь в детях найдёте силу доверчивости.

(Зов, Декабрь 14, 1922)

 

Дети – наше будущее, и оно может быть прекрасным. Детская доверчивость обращается в созидающую силу, если влияние старшего поколения было благотворным.

Размышляя о воспитании в детях движущего творческого начала, необходимо остановиться на том, какую мы, взрослые, даём им оценку, прямо или косвенно формируя их представление о самих себе, какой образец поведения демонстрируем.

До определённого возраста слова взрослых людей для ребёнка являются авторитетными, именно поэтому одинаково воспринимаются и похвала, и порицание. Таким образом, у маленького человека складывается представление о себе как о хорошем или плохом, и мощная психологическая установка обусловливает многие его поступки. Иными словами, в сознании ребёнка, которому внушили, что он плохой, формируется соответственная поведенческая модель, как бы оправдывающая, более того – принуждающая и позволяющая вести себя определённым образом.

Но помимо негативного влияния на становление личности в семье, уничижительная оценка детей и молодёжи часто встречается в СМИ, где звучат высказывания: «Потерянное поколение… Они хуже, чем мы…»

Одна из проблем нашего времени – искажение информации. Влияние СМИ на сознание людей слишком велико, именно на основе получаемых сведений юноша или девушка создают свой образ, образ мира, и строят свою жизнь в «мире кривых зеркал». В этой ситуации возникает естественная необходимость защитить детей от отрицательных, а по сути – вредящих им оценок.

Исследования 2006-2014 гг., проведённые в ряде школ Санкт-Петербурга, доказывают тенденциозность критических суждений. Так, например, 90% подростков – искренние, 80% – щедрые... Парадокс в том, что подростки и молодёжь настолько поверили СМИ, что не принимают во внимание научные данные.

Создавая атмосферу доверия и пространство любви, важно разрушить у взрослых и детей негативное представление о подрастающем поколении. Приведём пример одного из творческих занятий, настраивающих на понимание внутреннего мира ребёнка.

В 2013 году один из авторов этой статьи, психолог Н. Е. Сальникова провела занятие с учащимися 1-4 классов. Всего участвовали более 200 школьников. Детям предлагалось написать книгу. Первые три задания настраивали на архетипические образы: дети рисовали Дом, Дерево, а затем Человека (придумывали ему имя, возраст, положительные качества, трудности в его жизни, чем и кто может помочь ему эти трудности преодолеть). Затем придумывали название книги, оформляли обложку… Все четыре задания выполнялись детьми в течение 45 минут – 1 часа (это важный момент для тех, кто хочет провести аналогичное исследование).

Результаты удивили нас, взрослых. Настрой детей через рисование на семью, природу, позитивные черты характера человека дал возможность каждому ребёнку сформулировать «свою» тему. Все без исключения творческие работы (названия и рисунки) были позитивными!

Приведём несколько примеров названий первых книг учащихся начальной школы.

ВЧИТАЙТЕСЬ, ДРУЗЬЯ! Эти названия говорят о внутреннем мире детей, об их истинных интересах, чаще всего скрытых от наших глаз.

  • Первый класс. Книга о радости и счастье. Моя семья. Айвенго. Моя жизнь. Весёлый дом. Я и подружки. Берёза. Умный человек. Сказки Семы. Моя книга. Домик и дерево. Сказка о человечке, домике и берёзке. Добрый дом. Цветочный сад. Пони. Радужная книга. Желтопуз. О доброй девочке. Яркие краски.
  • Второй класс. Немного фантазии. Природа. Хороший дом. Мой друг. Мой любимый мир. Жизнь человека. Характер. Жизнь кошки Симы. Книга о людях. Ферма. Золотой ключик, или приключения Буратино. Букварь. Какие люди бывают. Природа. Сад. Жизнь человека. Великий Юра. Наша дача. Моя Родина. Наш мир. Лесная опушка. Школа России. Мой дом. Мальчик Дима и Дом. Веселая книга в деревне. Мои истории. Сказки на ночь. Яблоня и человек. Жизнь. Улыбка. Полянка.
  • Третий класс. Моя фантазия. Про компьютеры. Мои рисунки. Книга обо всём на свете. Сказки с подробностями. Мир домов. Жизнь мальчика Кости. Природа. Просто Книга! Гарри Поттер. Яша. Кто, что, для чего. Чудесные фантазии. Лес. Как трудно быть собой. Книга о мальчике Максиме. Желания. Моя Книга. Летние каникулы. Дом, дерево, человек и цветок. Хороший пейзаж. Супер-мальчик. Семья на прогулке. Лотос. Волшебная книга. Дом мечты. Яркая Книжица. Русский народный отдых. Домашний пейзаж. Домовёнок. Разноцветная бабочка. Весёлые картинки. Яркий день клоуна. Домашняя работа. Дача.
  • Четвёртый класс. Картины от Марины. Уличные гонки. Радостный день Миши. Любимый мой дом. Мир моих мыслей. Мои рисунки. Солнечный рай. Книга счастья. Россия – моя Родина! Волшебная страна. Что нужно успеть сделать в своей жизни. Мир моими глазами.

Психолог Н. Е. Сальникова беседовала с родителями, обращала внимание на задачи, которые ставят себе дети, на то, какие тонкие формы чувств и осмысленное мировидение просматривается за их творчеством.

В 2006-2013 гг. были изданы пять выпусков альманаха «Уроки Светописи». Эти выпуски составлены из творческих работ школьников, студентов, взрослых. Темы – самые разные, но все сочинения написаны на очень высоком эстетическом уровне, отражают удивительные, нестандартные мечты и высокие чувства. Авторов печальных концовок стихов и рассказов психологу нетрудно было перестроить на конструктивно-позитивные интонации. Перечитывая эти юношеские откровения, отмечая светлый взгляд их авторов на мир, на жизнь, очень хочется верить, что все мечты и надежды осуществятся.

Приведённые в качестве примеров методы исследования позволяют не только выявить у ребёнка содержание внутреннего, от рождения заложенного импульса, чтобы помочь маленькому человеку в следовании своему пути и осуществлении мечты, но и вовремя определить у него все предпосылки искажённого восприятия действительности, чтобы задать иное, более счастливое направление в жизни.

В ЖЭ есть такой параграф: «Пусть школа ознакомит с условиями различных существований. Пусть школа научит искать путь широкий на основании мудрых Заветов Мыслителей. Ум и творчество пусть раскроют возможности, доступные каждому. Нужно озаботиться, чтобы каждый ребёнок уже чуял, что возможности заложены в нём самом. Помимо наследия уже нередко можно убеждаться, насколько в человеке проявляется язва безысходности. Человек впадает в мрак темницы, приготовленной им самим. Каждый пусть поможет этим путникам, указав путь близкий и радостный» (Надземное, 774).

Прежде всего, нужно разбудить в ребёнке тягу к творчеству и дать толчок к воображению, ибо «…Воображение есть открытое окно к Прекрасному, которое усовершенствует жизнь». (Надземное, 469). Также необходимо закрепить устои семьи.

«Обстановка дома также полагает печать на всю жизнь. Даже самая бедная хижина может не оскорблять духовные чувства. Не следует думать, что пустота жизни не замечается детьми. Напротив, они очень чуют построение всего обихода, потому молитва лучше живёт в чистом доме» (Аум, 70).

На сайте экологической организации «Живое озеро» (руководитель Н. Е. Сальникова) год назад стартовал новый проект «Институт Семьи». В одноимённой рубрике можно найти статьи и презентации, фото- и видеоматериалы о творческом подходе к взаимоотношениям в семье. Этот проект уникален тем, что построен на принципе передачи знания. Каждый новый участник делится информацией о проекте со своими друзьями и родственниками, привлекая их к самостоятельному творческому труду. Такая сеть, расширяясь, может охватить очень большое число семей, помогая строить отношения между родителями и детьми во взаимной любви и гармонии, делая всех членов семьи более радостными и счастливыми. Молодёжь, выросшая в здоровой домашней атмосфере и воспитанная на основах взаимоуважения, привнесёт разумное творческое начало и в государственное строение, ибо сказано: «Без строения дома нельзя мыслить и о строении государства» (Беспредельность, 57).

 

 


№58 дата публикации: 17.06.2014

 

Комментарии: feedback

 

Вернуться к началу страницы: settings_backup_restore

 

 

 

Редакция

Редакция этико-философского журнала «Грани эпохи» рада видеть Вас среди наших читателей и...

Приложения

Каталог картин Рерихов
Академия
Платон - Мыслитель

 

Материалы с пометкой рубрики и именем автора присылайте по адресу:
ethics@narod.ru или editors@yandex.ru

 

Subscribe.Ru

Этико-философский журнал
"Грани эпохи"

Подписаться письмом

 

Agni-Yoga Top Sites

copyright © грани эпохи 2000 - 2020