Грани Эпохи

этико-философский журнал №84 / Зима 2020-2021

Читателям Содержание Архив Выход

Наталия Жукова

 

ЗНАКИ НОВОЙ ЭПОХИ:
«ИСТИННОЕ РЫЦАРСТВО»

Началась Новая Эпоха – Эпоха Матери Мира, Эпоха Сердца.

Одним из признаков её является утверждение Женского Начала. Утверждение это проявляется не только в участии женщины в разнообразной деятельности, но и в соответствующем отношении к ней Начала Мужского.

 

В Учении Живой Этики говорится:

«Конечно, если бы человечество не нарушило явление Начал, основы Бытия удержали бы ту основу, которая являет красоту жизни. Космическое Право даёт понимание, что однобокое правление планеты низвергает её в бездну. Космическое Право даёт человечеству то Начало, которое может пробить тьму. Космическое Право явит планете единство Принципа, которое руководит всей Вселенной. Космическое Право явит Женское Начало, как явленную мощь. Космическое Право явит величие того Женского Начала, которое являет самоотверженность и перед которым, истинно, преклоняются великие Архаты. Истинно, Мы чтим великое Женское Начало. Истинно, Мы чтим Начало дающее, которое даёт жизнь Красоты и Сердца». (Мир Огненный III, 194). (Выделено мной. – Н.Ж.)

 

Н. К. Рерих. Ведущая. 1930

 

Высокому предназначению женщины посвящена картине Николая Рериха «Ведущая».

 

О ней проникновенно сказала Наталия Дмитриевна Спирина:

«Высоко в гору устремлённо поднимается женщина в белых одеждах. А за ней, держась за край её длинного одеяния, на коленях продвигается мужчина. Скалы своими вершинами тоже устремляются в небо, как бы молясь ему.

Елена Ивановна Рерих писала: «...Женщина должна настолько подняться сама духовно, нравственно и интеллектуально, чтобы увлечь и мужчину за собою. Помните картину Николая Константиновича "Та, которая ведёт" ("Ведущая"). Так женщина... должна стать не только полноправной сотрудницей в устроении всей жизни, но и вдохновительницей на жизненные подвиги».

Сама Елена Ивановна являлась высоким примером, конкретным воплощением этого предназначения женщины».

 

 

Наталия Спирина

По картине Н. К. Рериха «Ведущая»

 

Та, которая ведёт,

Знает: Небо нас зовёт.

Путь один - вперёд и вверх.

Назначает человек

Сам себе свою судьбу;

 

И вступает он в борьбу

С ветхой личностью в себе,

Побеждая в той борьбе

Иллюзорный мир земной,

Мир никчёмный и пустой!

 

«Древнейшие Учения всегда высоко ставили женское начало, - утверждала Елена Ивановна Рерих - и даже Женские Божества рассматривались ими как наиболее сокровенные. (…) Также в Учении Будды не делается разницы между началами, и женщина, так же как и мужчина, может достичь состояния Архатства. (…) Так и самые последние из известных подвижников в Индии, как Рамакришна и Вивекананда, были почитателями Божественного Начала в его аспекте Матери Мира. Именно, невежественное и корыстное извращение космического закона поставило женщину в зависимое положение.

Конечно, нельзя винить в создавшемся положении исключительно лишь мужское начало, виновата и сама женщина. Постоянная охраняемость и опекаемость приветствовались многими женщинами, и именно это ослабило её силы и притупило способности. Потому сейчас необходимо обратное явление, женщина должна принять борьбу с жизненными препятствиями, чтобы на них закалить свои силы и выявить свою истинную сущность. Конечно, тяжка будет борьба за свои утерянные права, но с утончением мышления и с признанием высшей психической энергии многое облегчится. Ведь ни один высший опыт с тончайшими энергиями не может быть совершён без присутствия женского начала. Знаменитый философский камень не может быть найден и создан без участия женщины. Так сам Космос, сама Природа, в высших функциях утверждает равное значение начал. И можно сказать – «Права утверждающие, не значит права имеющие». (…)

Необходимо пробудить в самой женщине великое уважение к своему началу, к осознанию своего великого назначения как носительницы высшей энергии. Ведь именно интуиция женщины снова должна, как в лучшие времена истории, вести человечество по пути прогресса. А сейчас, с глубокою скорбью и подчас с непередаваемым стыдом, приходится видеть, до чего унижает себя женщина в своём желании добиться поклонения сильного пола.

Сочетания светил благоприятствуют пробуждению женщин, и я верю, что новый прилив психической энергии будет использован женщиной на высокие задания и на поиски новых достижений во благо человечества. Пусть именно в женщине возгорится огонь подвига великого служения. В женщине заложено качество самоотверженности, но нужно, чтобы эта самоотверженность не ограничилась лишь узким пониманием домашнего очага, часто лишь потворствуя эгоизму семьи, но прилагалась бы в мировых масштабах. Считаю, что женщина должна быть даже образованнее и культурнее мужчины, ибо именно она закладывает первые понятия о значении знания, культуры и государственности в своей семье». (Письма Елены Рерих. Том 2. 17.05.1937).

«Человечество должно осознать великий Космический закон, закон величия и равноценности двух Начал, как основу Бытия. Преобладание одного Начала над другим породило неуравновешенность и разрушение, наблюдаемые сейчас во всей жизни. Но пусть женщина, осознавшая этот закон, стремясь к своему законному праву или к уравновесию Начал, сохранит всю красоту женского облика, пусть не утеряет мягкости сердца, тонкости чувств, самопожертвования и мужества терпения». (Письма Елены Рерих. Том 1. 7.10.1930).

«Потому так необходимо утверждать в духе Начало Женское. Ибо Знамя великого Равновесия Мира дано поднять женщине. Так настало время, когда женщина должна завоевать право, от неё отнятое и которое она отдала добровольно. Сколько мощных рекордов наполняют пространство достижениями Женского Начала! Как Учитель творит через учеников, так женщина творит через Мужское Начало. Потому женщина огненно возвышает мужчину. Потому и вырождение, ибо без истинного рыцарства дух не может подняться». (Мир Огненный III, 241).

 

С. Н. Рерих. Индия. 1939

 

Сейчас, в начале XXI века, женщины утвердились уже во всех сферах жизни: в экономике и политике, науке и производстве, образовании и медицине, культуре и творчестве...

Но принимает ли Мужское Начало новую роль женщины так, как должно? Часто ли мы встречаем в нашей жизни примеры истинного рыцарства, без которого, как сказано в Учении, не может подняться дух и грозит вырождение?

К сожалению, пока настоящие рыцари встречаются довольно редко. Но ответственность за это также лежит на женщинах. Ведь сыновей воспитывают матери.

 

* * *

Что же такое «истинное рыцарство» в этико-нравственном смысле?

В наши дни под словом «рыцарь» подразумевается честный и благородный человек, готовый прийти на помощь слабым и обиженным. Основные черты рыцаря: вера, честь, доблесть, бесстрашие, благородство, целомудрие и верность.

 

Н. К. Рерих. Свет побеждает тьму. 1933

 

На картине Николая Рериха «Свет побеждает тьму» (1933) святой рыцарь на белом коне, в золотых доспехах, отважно сражается со злом - копьём пронзает чудовищного дракона.

Как возникло рыцарство? Вспомним историю.

В самые тёмные и мрачные времена Средневековья, в XI веке, когда Европа стонала под гнётом феодальной тирании… – вдруг, «по гласу веры, величественный порыв души начинает рассевать мрак подобно свету, разгоняющему ночную темноту. В сердцах, обуреваемых буйными, грубыми чувствами, обнаруживаются самые святые, самые нежные, самые возвышенные стремления: ими создаётся нравственная система, имеющая в основе преданность, бескорыстие, энтузиазм; они образуют между разными народами братство (…) сблизившее все народы, и учреждение его было важным делом в эпоху раздоров и несогласий, потому что соединило благороднейшие души в общем поклонении высоким чувствам».

«Уже одно описание вежливости, мужества и великодушия этих удальцов, употреблявших оружие только на защиту угнетённых… ставит в наших глазах рыцарство в число лучших человеческих учреждений», - читаем в «Истории рыцарства» Жюста Жана Руа.

 

Н. К. Рерих. Слава герою. 1933

 

«Рыцарству обязаны мы сохранением… верности и простоты, которые красили человека в то время, когда одно слово считалось ненарушимым залогом в важнейших договорах. Из всех преступлений самыми гнусными считал рыцарь ложь и вероломство; они заклеймены его презрением и позором.

Вежливость и обходительность, назначение которых смягчать суровость ратника, особенно предписывались рыцарским уставом и лежали в основе воспитания молодёжи, жаждавшей рыцарского звания».

При посвящении в рыцари молодой человек в храме давал торжественную клятву – служить Богу, быть преданным и верным своему господину и даме сердца, быть мужественным и бесстрашным, бороться против зла и защищать добро, не поддерживать несправедливого дела, но защищать невинно угнетённых, помогать слабым и обездоленным, вдовам и сиротам, избегать гордости, тщеславия, сребролюбия и расточительности, быть умеренным, смиренным, щедрым, вежливым и правдивым, держать слово, любить родину.

 

В рыцарском кодексе чести говорится:

«Рыцари обязаны бояться, почитать, служить, любить Бога искренно; сражаться всеми силами за веру… умирать, но не отрекаться от неё.

Они обязаны служить своему законному государю и защищать его и своё отечество.

Щит их да будет прибежищем слабого и угнетённого; мужество их да поддерживает везде и во всём правое дело того, кто к ним обратится.

Да не обидят они никогда никого и да убоятся более всего оскорблять злословием дружбу, непорочность, отсутствующих, скорбящих и бедных.

Жажда прибыли или благодарности, любовь к почестям, гордость и мщение да не руководят их поступками; но да будут они везде и во всём вдохновляемы честью и правдой.

Да повинуются они начальникам и полководцам, над ними поставленным; да живут они братски с себе равными, и гордость и сила их да не возобладают ими в ущерб прав ближнего.

Да не вступают они в неравный бой: несколько против одного, и да избегают они всякого обмана и лжи.

Честные блюстители данного слова, да не посрамят они никогда своего чистого доверия малейшею ложью; да сохранят они непоколебимо это доверие ко всем и особенно к своим сотоварищам, оберегая их честь и имущество в их отсутствие.

Да не принимают они титулов и наград от чужеземных государей, ибо это оскорбление отечеству.

Да блюдут они честно свое слово и обещание… иначе они будут объявлены бесчестными и вероломными».

После юноша становился на колени и посвящающий ударял его мечом плашмя три раза, говоря при этом: «Во славу и во имя Бога Всемогущего, Отца, Сына и Духа Святого, жалую тебя рыцарем. Будь верен Богу, государю и подруге; будь медлителен в мести и наказании и быстр в пощаде и помощи вдовам и сирым… чти женщин и не терпи злословия на них, потому что мужская честь, после Бога, нисходит от женщин».

Затем юноше надевали шлем, латы и золотые шпоры, давали меч, щит и копьё. Каждый из этих рыцарских атрибутов играл особую символическую роль: шлем означал крепость разума, латы - недоступность сердца их носителя различным порокам, шпоры - неутомимость в делах, меч - правосудие, щит - защиту и опеку всех нуждающихся в этом, копьё - победу правды над ложью. \

 

* * *

Одна из самых прекрасных черт рыцарства - это отношение к женщине, к «Прекрасной даме». В нём нашли отражение высшие идеалы, достигнутые в то время человечеством.

Уже с принятием христианства к женщине стали относиться не как к рабе, а как к подруге, как к равной. Но в Европе потомки галлов, германцев и северных народов смотрели на женщину, наделённую даром пророчества и нравственной силой, как на существо более высокое, чем мужчина. «Все думы, все сердечные движения рыцарства связаны с этими верованиями, и от этого… родились великодушная любовь и верность…», - пишет Жюст Жан Руа.

Любовь рыцаря была чувством идеально-возвышенным и утончённым. Это был настоящий культ любви, причем любви духовной… И гимны любви, написанные трубадурами, были страстной мечтой об идеальных отношениях между людьми. Они представляли женщину как воплощение лучших человеческих качеств - красоты, доброты, ума, человеколюбия…

Рыцарская любовь стала служением «Прекрасной даме», поклонением ей, так как для рыцаря она была неземным созданием, воплощением Божества. В рыцарском уставе важное место занимали подвиги в честь «Прекрасной дамы» и её прославление.

 

Н. К. Рерих. Змиевна. 1906

 

«Как только рыцарь избирал себе особу, которой со временем надлежало быть его подругой, - читаем в «Истории рыцарства», - он старался заслужить её уважение своими подвигами и доблестями. Желание ей понравиться… удваивало его храбрость и заставляло его презирать величайшие опасности.

Но храня нерушимую верность даме своего сердца, он обязан был проявлять  почтение и покровительство всем прочим особам слабого и столь часто угнетаемого пола. Если бы не рыцари, готовые всегда встать на защиту женщин… они слишком часто лишались бы собственности и подвергались бы клевете и насилию».

На картине Николая Рериха «Змиевна» (1906) рыцарь в смертельной схватке с крылатым змием  спасает прекрасную деву-царевну от его власти.

Честь, Верность  Богу, Отечеству и своей избраннице - стали девизом рыцарей всех времён.

 

* * *

В наше время среди явлений уходящего старого мира важно замечать ростки Новой Эпохи.

«Брат за сестру» - так называется новое общественное движение, объединяющее добровольцев - мужчин разного возраста, профессий и социальных слоёв. Его цель – бескорыстно помогать девушкам и женщинам, попавшим в трудное положение: встретить или проводить в позднее время, помочь в быту… Как утверждают его основатели, это движение возникло в связи с актуальностью этой проблемы в российском обществе.

Удивительно то, что меньше, чем за год «рыцарские» ячейки появились уже в 25 городах России.

Если идея бескорыстной помощи слабым женщинам вдруг озарила наших мужчин, это значит - пробуждаются сердца, пробуждается дух народа.

Это значит - России возрождается!

Новая Эпоха входит в жизнь!

 

С. Н. Рерих. Ожидание. 1944

 

Наталия Спирина

НОВАЯ ЗАРЯ

 

Новая Заря уже светит

на тёмном горизонте.

Мир Огненный. III, 139

 

Труба Архангела запела

Над потрясённою Землёй,

Когда Заря сверкнула смелой,

Неслыханною новизной.

 

Мы шли века, тысячелетья

Навстречу ей,

наперекор

Обманам и противоречьям,

Путь преграждавшим с давних пор.

 

Нам Мудрость вечная сияла,

К Истокам Радости вела;

Нас Красота сопровождала

И никому не отдала!

(Н. Д. Спирина. Перед Восходом).

 

25 февраля 2014 г.

Новосибирск.

_________________________________________________________________________

Источники:

  1. Учение Живой Этики. Мир Огненный III.
  2. Письма Елены Рерих. Т.1. Рига, 1940.
  3. Письма Елены Рерих. Т.2. Рига, 1940.
  4. Спирина Н. Д. Пояснения к картине Н.К.Рериха  «Ведущая», http://voshod.sibro.ru/
  5. Щепкин Е. Н. Рыцарство // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). Т. XXVII. С. 458-462. СПб., 1890-1907.
  6. Жюст Жан Руа. История рыцарства, http://calvaryguard.com/ru/kanz/hist/ricc/rua/
  7. История рыцарства,  http://historic.ru/news/item/f00/s04/n0000467/
  8. Спирина Н.Д. Перед Восходом. (Сборник стихов).
  9. Каталог картин Н. К. и С. Н. Рерихов, http://gallery.facets.ru/

 

 


№57 дата публикации: 10.03.2014

 

Комментарии: feedback

 

Вернуться к началу страницы: settings_backup_restore

 

 

 

Редакция

Редакция этико-философского журнала «Грани эпохи» рада видеть Вас среди наших читателей и...

Приложения

Каталог картин Рерихов
Академия
Платон - Мыслитель

 

Материалы с пометкой рубрики и именем автора присылайте по адресу:
ethics@narod.ru или editors@yandex.ru

 

Subscribe.Ru

Этико-философский журнал
"Грани эпохи"

Подписаться письмом

 

Agni-Yoga Top Sites

copyright © грани эпохи 2000 - 2020