Грани Эпохи

этико-философский журнал №84 / Зима 2020-2021

Читателям Содержание Архив Выход

Владимир Деревянко

 

Анализируя попытки и способы улучшения жизни людей

Тематический цикл "Параллельные миры"

Введение

В статье анализируются попытки и способы улучшения жизни людей от древности до наших дней. Не претендуя на всеобъемлющий охват этой темы, в работе акцентируются существенные моменты наиболее известных исторических событий и теорий, преимущественно нового и новейшего времени. Интерес к ней возник не только в силу её сложности и общезначимости, но и больших различий в её понимании и толковании, в значительной степени предопределяемых неоднозначностью представлений о человеке и его сущности и движущих силах его развития и самореализации. Важнейшей причиной этого, на наш взгляд, является недостаточность развития гуманитарных наук, не сумевших пока сформировать объективное цельное знание о человеке как элементе универсума.

Улучшению этого положения способствует нарождающееся человековедение, которое имеет своё видение человека разумного, как индивидуума и органической части общества и природы - системы, находящейся в развитии, последовательным фазам которого адекватны определённые формы социально-экономических отношений. Человековедение обосновало уровни-этапы развития человека и общества и сформировало информационно-методологическую основу природосообразной педагогики, которая будет учить людей рациональному поведению в контексте непрерывного совершенствования, как необходимой предпосылке и важнейшему условию улучшения их жизни.

 

 

1. Попытки улучшения жизни людей древнего мира и средневековья

1.1. Перешедшее из животной жизни превосходство одних людей над другими в силе и ловкости, позволявшее им занимать более высокое положение в стае-социуме, и индивидуальные различия, расставлявшие людей по разным ступеням социальной иерархии, вероятно, послужили основой имущественного и социального расслоения людей, закрепившегося в их отношениях и государственном устройстве. Рабство и угнетение, отнимавшие у людей последние средства к существованию, завоевательные войны, требовавшие больших средств и приводившие к ещё большему увеличению налогов, междоусобицы и борьба за власть вызывали обострение народного недовольства и протесты, выливавшиеся в бунты и восстания. Первые восстания упоминаются ещё в III тысячелетии до нашей эры в Египте, однако, условия для восстаний сохраняются и в наше время...

Несмотря на масштабность некоторых восстаний по числу участников и охвату территорий, личные качества предводителей и единение участников, их отличали стихийность, действия в рамках сложившихся социально-экономических отношений и безжалостного противостояния власти. Таковой, например, была крестьянская война в Германии (1524 - 25 гг.), приведшая к полному поражению восставших и ухудшению положения крестьян. Не раз, добившись значительных побед, - вспомним первое сицилийское восстание рабов (135 - 132 гг. до н.э.) и восстание Спартака (74 - 71 гг. до н.э.) в Италии, восстание Уота Тайлера в Англии (1381 год) и крестьянскую войну Е. Пугачева в России (1773 - 75 гг.), - в конечном счёте - силой ли, обманом или вероломством они подавлялись, а с восставшими жестоко расправлялись.

Люди от безысходности брались за оружие, а в его отсутствие - за косы и вилы, и бросались на борьбу со своими поработителями, иногда не безуспешно, чтобы по прошествии времени, раньше или позже, всё возвращалось на круги своя... И, тем не менее, выступления угнетённых не проходили бесследно, побуждая власть имущих к уступкам и послаблениям, которые вместе с другими факторами подготавливали изменение социально-экономических отношений и смену исторических эпох. Находились люди, размышлявшие над судьбами современников и идеалами лучшей жизни, но они не могли изменить хода истории, смягчить противостояние угнетателей и угнетённых, преодолеть воздействие религии и господствующих представлений о справедливости и жизнеустройстве. Вспомним древнегреческого мыслителя и философа, ученика Сократа и учителя Аристотеля - Платона, работа которого "Государство" (360 г. до н.э.) вызывает большой интерес и поныне.

Государство, по Платону, возникает из естественной потребности людей к единению для облегчения условий своего существования, "когда каждый из нас не может удовлетворить сам себя и привлекает то одного, то другого человека для удовлетворения той или иной потребности. Испытывая нужду во многом, люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь: такое совместное поселение и получает у нас название государства..." В своей концепции идеального государства, Платон исходит из соответствия между космосом, государством и отдельным человеком в одних и тех же началах - разумном, яростном и вожделеющем. Они и задают три начала государства - совещательное, защитное и деловое, которым адекватны три сословия - философов-правителей, воинов-защитников и производителей (земледельцев и ремесленников).

Государство, писал Платон, считается справедливым, если каждое из сословий выполняет своё дело и не вмешивается в дела других. При этом предполагается иерархическая соподчинённость этих частей во имя сохранения целого. В государстве могут существовать три формы правления: монархия, аристократия и демократия, каждая из которых может иметь две формы. Законная монархия - это власть просвещённого царя, незаконная - тирания; власть просвещённых и немногих - аристократия, власть думающих только о себе, - олигархия. Демократия как власть всех может быть законной и незаконной, при этом симпатии Платона были на стороне царской власти. Каждая форма государства гибнет из-за внутренних противоречий, потому, чтобы избегать их, Платон ратовал за умеренность и средний достаток и осуждал как чрезмерное богатство, так и крайнюю бедность. Управление государством характеризовалось им как царское искусство, подразумевающее наличие истинного знания и способности управлять людьми. Нетрудно видеть, сколь утопичен и далёк от действительности, - несправедливой и жестокой, был объективный идеализм Платона, но нельзя не видеть и его большой мудрости.

1.2. По мере становления феодализма и изобретения книгопечатания возникло и сохранилось немало новых теорий и утопий, таких, как "Утопия" Т. Мора (1516 г.) и "Город солнца" Т. Кампанеллы (1623 г.), "Крепость Христа" И. Андреэ (1619 г.) и "Новая Атлантида" Ф. Бекона (1627 г.)... Будучи проектами лучшего будущего, утопии и фантастика выражали как различающиеся, так и схожие воззрения авторов, например, в "Утопии" Т. Мора благополучие островной жизни может быть достигнуто за счёт отмены денег, обобществления частной собственности и периодической смены деятельности и места жительства людей. У Т. Кампанеллы - источником всех зол является эгоизм и, когда люди его преодолеют, у них останется только любовь к общине, которую он считает эталоном государственного устройства. "Новая Атлантида" Ф. Бэкона - социально-политический идеал, основой которого является общество мудрецов (Дом Соломона), "отцы" которого составляют его высший уровень. Далее следуют учёные, проводящие исследования, ниже находятся работники (подручные и слуги), а также послушники и ученики. Целью "Дома Соломона" является познание причин и скрытых сил всех вещей и расширение власти человека над природой, покуда всё не станет для него возможным. Жанр утопии и фантастики был характерен не только для средних веков, и в новейшее время к нему прибегают авторы как для отображения картин будущей лучшей жизни, так и для аллегорического изображения современности. Из авторов нового и последнего времени можно отметить работы Ш. Фурье "Новый индустриальный мир" (1829 г.), Г. Уэллса "Современная утопия" и "Люди как боги", С. Лема "Магелланово облако" (1955 г.), О. Хаксли "Остров" (1962 г.). Внесли свой вклад в этот жанр и русские авторы: Н. Г. Чернышевский "Что делать? (Второй сон Веры Павловны)" (1863 г.) и В. Маяковский "Мистерия-буфф" (1918 г.), И. Ефремов "Туманность Андромеды" (1956 г.) и Д. Андреев "Роза мира" (1958 г.).

Кроме того, в новейшее время возник жанр антиутопии, являющейся логическим продолжением утопии, однако, если классическая утопия базируется на описании позитивных черт социального устройства, то антиутопия выявляет его негативные черты. В качестве примера можно привести работы Е. Замятина "Мы", О. Хаксли "О, дивный новый мир", Д. Оруэлла "1984", А. Платонова "Чевенгур", И. Ефремова "Час быка", Р. Бредбери "451 градус по Фаренгейту" и К. Воннегута "Механическое пианино, или утопия 14".

Для антиутопий характерны тоталитарные, запредельно механизированные общества (См. "Мы" Е. Замятина) с лоботомией /удаление лобных долей мозга/ инакомыслящих, зомбирующими народ СМИ и вездесущими "жучками", синтетической пищей и отучением людей от проявления эмоций. Доставалось и традиционному капитализму, например, в романе О. Хаксли "О, дивный новый мир" изображено технократическое "идеальное" кастовое государство, основанное на достижениях генной инженерии. Для пресечения недовольства люди обрабатываются в специальных развлекательных центрах, стимулируются удовольствия тела и безнравственность, история подменена фальшивкой: летоисчисление ведётся от рождения Генри Форда и т.п. В общем, - капитализм, доведённый до абсурда... Наверное, задача унтиутопии состоит не только в том, чтобы посеять сомнения в целесообразности происходящего на Земле и вызвать естественный протест у читателя, но заставить его задуматься и искать способы улучшения жизни людей.

Обобщая многообразные утопические идеи, можно выделить несколько важнейших идей-факторов улучшения жизни людей: 1) научно-технический или создание таких средств, которые обеспечат всем идеальную жизнь; 2) социальный или изменение социального строя; 3) индивидуальный, морально-психологический, предполагающий самосовершенствование человека,- то есть начать надо с себя, а не с других, достичь внутренней гармонии и больше ничего не нужно; 4) божественный, означающий помощь со стороны Творца; 5) космический или помощь со стороны инопланетян и других миров; 6) биологический - продление жизни до бесконечности, благодаря генной инженерии и клонированию идеальных людей; 7) интеллектуальный - создание ноосферы, которая обеспечит связь с Мировым разумом и формирование совершенной жизни.

Как показывает время, выделенные факторы, к сожалению, не позволяют найти оптимальные решения жизненных проблем, которые производны прежде всего состоянию социально-экономических отношений, как и не вполне отражают медленно разворачивающуюся позитивную тенденцию развития человека, повышения меры справедливости и снижения остроты противоречий в жизни людей. Увы, и в XXI веке есть условия для восстаний и революций, вспомним волну народных восстаний, известных как Арабская Весна, например, выступления против Президентов Мубарака на площади Тахрир в Египте зимой 2011 года и Мусри в 2013, говорящих о существовании больших противоречий между людьми и различий в развитии экономики и социальной организации стран и народов.

Однако, это не означает, что человек и его жизнь стоят на месте, а их проблемы - некая давность, с которой надо мириться, принимая как есть... Следует учитывать позитивную динамику и диалектику жизни и искать глубинные мотивы и устремления людей, увязывая которые с их сущностью, можно познать закономерности существования и находить оптимальные способы решения проблем.

 

 

2. Теории и практики классовой борьбы и постепенных преобразований

2.1. Теории и практика марксизма

Переход от средневековья к новому времени ознаменовался великими географическими открытиями и колониальными завоеваниями, буржуазными революциями и реформацией, формированием мирового рынка и накоплением капиталов прежде всего в странах западной Европы, ставшей колыбелью капитализма. Произошли большие изменения в сознании людей и понимании происходящего, началось формирование социально-политических теорий и идеологий. Не ставя себе целью систематический анализ, отметим их многообразие и ограничимся теми из них, которые определяли события последней части нового и новейшее время и сохранили свое значение и теперь.

Существенным критерием их рассмотрения и анализа является разделение на радикальные и постепенные социально-экономические преобразования. При этом необходимо заметить, что радикальные способы борьбы в определённой степени являются продолжением стихийных бунтов и восстаний, порождаемых острыми социальными проблемами, и представлениями о возможности быстрых перемен к лучшему, подобно тому, как в природе вещества переходят из одного состояния в другое, в то время, как теории и практика постепенных социальных преобразований являются следствием эволюционного социально-экономического развития общества и базируются на последовательных мероприятиях по социализации экономики и демократизации жизни.

Важное место среди теорий и идеологий радикально-революционных социально-экономических преобразований занимает марксизм и основанные на нём марксизм-ленинизм, сталинизм, маоизм и т.д. Классический марксизм К. Маркса и Ф. Энгельса возник в результате критической переработки немецкой классической философии, английской политэкономии и французского утопического социализма. В его основе лежало представление о том, что история всех существовавших обществ была историей борьбы классов, достигающей наибольшей остроты при капитализме. Вследствие этого становятся неизбежными социальная революция, уничтожение частной и установление общественной собственности на средства производства. "Призрак бродит по Европе - призрак коммунизма", с этого начинался "Манифест коммунистической партии", основополагающий документ марксизма. Отметив чрезвычайно революционную роль буржуазии в истории, разрушившей феодальные отношения и быстрым усовершенствованием орудий производства и развитием средств сообщения, вовлекшей в цивилизацию даже самые варварские нации, далее было показано, что продуктом развития капитализма стало формирование пролетариата - нового революционного класса.

В Манифесте говорится, что с развитием крупной промышленности из под ног буржуазии вырывается сама основа, на которой она производит и присваивает продукты, потому её гибель и победа пролетариата одинаково неизбежны. Все прежние классы, завоевав себе господство, стремились упрочить уже приобретённое ими положение в жизни, подчиняя этому всё общество. Пролетарии же могут завоевать общественные производительные силы, лишь уничтожив свой нынешний способ присвоения, а тем самым и весь существовавший до сих пор способ присвоения в целом. У пролетариев нет ничего своего, что надо было бы охранять, они должны разрушить всё, что охраняет и обеспечивает частную собственность, вследствие этого пролетарское движение есть самостоятельное движение огромного большинства в интересах этого большинства. Выразителем интересов пролетариата является коммунистическая партия, задачами которой являются формирование пролетариата в класс, ниспровержение господства буржуазии, завоевание пролетариатом власти.

Отличительной чертой коммунизма является не отмена частной собственности вообще, а лишь буржуазной, что есть уничтожение частной собственности путём превращения капитала в коллективную собственность как средство улучшения и облегчения жизни рабочих. То есть, если в буржуазном обществе прошлое господствует над настоящим, то в коммунистическом обществе - настоящее над прошлым. Коммунизм ни у кого не отнимает возможности присвоения общественных продуктов, он отнимает лишь возможность посредством этого присвоения порабощать чужой труд. Соединение усилий пролетариата цивилизованных стран есть одно из первых условий его освобождения. Коммунистическая революция есть самый решительный разрыв с унаследованными от прошлого отношениями собственности. "Пролетарии всех стран соединяйтесь!" - так заканчивался манифест.

Марксизм-ленинизм (м.-л.), как понятие, было введено Сталиным для соединения социально-политической философии К. Маркса и В. Ленина. Является одной из левых, наиболее радикальных версий марксизма, разработка которой в первую очередь принадлежит В. Ленину. В итоге эволюции марксизма в м.-л. вошли диалектический и исторический материализм, отсутствовавшие у Маркса, критический анализ капитализма с целью приспособления его старого описания к реалиям ХХ века и остаивания идеи об углублении его кризиса, теория партии особого типа, не имеющая никакого отношения к ортодоксальному марксизму, и, наконец, коммунистическое пророчество вроде того, что нынешнее поколение будет жить при коммунизме. Исчезли многие темы, казавшиеся важными Марксу, в частности, проблемы гуманизма, праксиса, отчуждения, гражданского общества, демократии, "всестороннего человека", "азиатской общественно-экономической формации"... Другие были искажены, в частности, м.-л. свёл диктатуру пролетариата к диктатуре революционной партии, полновластно контролирующей все стороны жизни общества, включая частную жизнь.

В противовес условию Маркса о возможности победы социалистической революции при её одновременности в развитых цивилизованных странах м.-л. выдвинул положение о возможности победы социализма в одной даже отсталой стране, которая должна выйти за её границы... Специфика революции 1917 г. в России не помешала м.-л. на её основе сформировать общую теорию социалистической революции, которая утратила научное значение. Сходным образом м.-л. трансформировал ключевые позиции марксизма о соотношении базиса и надстройки, о социализме как коротком переходе от капитализма к коммунизму и др. (Г. П. Федотов). К. Маркс настаивал на том, что его концепция является открытой и должна постоянно совершенствоваться под воздействием новых социальных факторов, а не застывать в догмах и стереотипах. М.-л. изменил духу изначального "открытого" марксизма и превратил его в схоластику, некий абсолют, малейшее отступление от которого расценивалось, как ревизионизм и сурово каралось...

Отличительными чертами сталинизма являются коллективизация и индустриализация на основе централизации власти для обеспечения максимальной разницы между выпуском продукции и потреблением, предполагавшего массовое принуждение. К числу достижений сталинизма относят: индустриальное развитие России, повышение потенциала армии и победу над Гитлером, завоевание экономической независимости и обретение ядерного оружия. Негативными были крайне централизованный режим культа личности Сталина, который единолично принимал принципиальные решения, в том числе, такие, которые стоили стране многих жертв, например, в течение первого месяца войны с фашистской Германией со стороны СССР погибло 1 миллион 600 тысяч человек; массовые репрессии и изоляцию страны от внешнего мира. Большинством правых и некоторыми левыми критиками сталинизм рассматривается как логическое продолжение политики Ленина, однако, среди левых критиков, в том числе, марксистов из бывших соцстран и немарксистов, троцкистов, весьма популярна "теория прерванной связи", согласно которой сталинизм был извращением политики Ленина. В резолюции ОБСЕ 2009 года тоталитарный режим Сталина был приравнен к фашистскому режиму Гитлера в Германии и рассматривался как проявление геноцида.

В 60-е - 70-е годы ХХ века среди левой интеллигенции на Западе пользовалась популярностью ещё одна разновидность м.-л. - китайский маоизм, который отличала критика партийной бюрократии ("огонь по штабам") и ставка на самоорганизованные группы революционной молодежи (хунвейбины и цзаофани), осознание партизанской войны как главной революционной практики в полуколониальных, полуфеодальных странах, акцент на идее культурной революции против "новой буржуазии", возникающей внутри самой правящей компартии. Однако, маоизм быстро утратил популярность, когда стали известны многочисленные факты зверств и преступлений времён Культурной революции.

Ещё можно упомянуть о так называемом титоизме, по имени лидера Югославии Йосипа Броз Тито, который базировался на следующем: каждое социалистическое государство должно само определять средства построения коммунизма, а не внешние силы, в данном случае, СССР. Основанная на этом принципе внешняя политика Югославии привела страну в лидеры движения Неприсоединения и позволила её народу достичь более высокого уровня жизни в сравнении с другими социалистическими странами, но не помешала распаду федерации и отказу от социализма. Опираясь на имеющий исторический опыт марксизма, можно констатировать его неудачу прежде всего в экономическом отношении. По мнению ряда историков и экономистов попытки в современных условиях построить "справедливое общество" на основе как классического, так и других упомянутых форм марксизма не только не жизнеспособны и утопичны, но привели к напрасной гибели многих миллионов людей и задержке развития ряда стран.

 

 

2.2. Примыкающие к марксизму учения

Говоря о марксизме, нельзя не упомянуть о тесно примыкавшем к нему анархизме, - учению, которое провозглашает ликвидацию любого принуждения и власти человека над человеком, существующей за счёт подавления одних людей другими и благодаря привилегиям одних по отношению к другим. Это означает, что общественные отношения и институты должны основываться на взаимопомощи, добровольном согласии и ответственности, исходящей из личной заинтересованности каждого участника, а все виды власти должны быть ликвидированы.

Анархизм и марксизм развивались рука об руку с середины XIX века, что не случайно, ибо их объединяло представление о борьбе классов и стремление к революции. Существует много типов и традиций анархизма: анархо-индивидуализм и мютюализм, анархо-коллективизм и анархо-коммунизм, анархо-синдикализм и анархо-капитализм, анархо-феминизм и зеленый анархизм. Чтобы лучше понять анархизм, стоит учитывать его отношение к марксизму, например, известна такая оценка Д. Кон-Бендита: "Маркс был левее Прудона, а Бакунин был левее Маркса".

Отсылая для лучшего ознакомления с анархизмом к многочисленным документам, остановимся на анархо-коллективизме и анархо-коммунизме, которые связываются с именами М. Бакунина и П. Кропоткина соответственно, как наиболее близкие теме статьи и перекликающиеся с изложенным выше. В них есть общее - социальная революция и неприятие диктатуры пролетариата, отказ от частной собственности на средства производства и их коллективизация. Однако, если Бакунин допускал наёмный труд, то Кропоткин писал о добровольном труде и свободном доступе к ресурсам коммуны, уповая на природные качества человека. Отрицая доктрину Маркса о диктатуре пролетариата, Бакунин противопоставил ей идею стихийного бунта, носителем которого он считал русское крестьянство. Кроме того, Бакунин был убеждён, что "наука, самая рациональная и глубокая, не может угадать формы будущей общественной жизни", поэтому его усилия были направлены на организацию переворота, а не разработку концепции будущего.

В противоположность М. Бакунину П. Кропоткин видел иначе революционный процесс. Будучи учёным-энциклопедистом, он сформулировал закон о взаимной помощи и солидарности как всеобщий биологический закон - непременное условие прогресса человеческого общества и фактор его эволюции, стремясь доказать, что дарвиновское положение о борьбе за существование следует понимать как борьбу между видами и взаимопомощь внутри видов... На П. Кропоткина, как и на М. Бакунина, оказали значительное влияние идеи Ж. Прудона о справедливости как "высшем законе и мере человеческих деяний", из которой выводились понятия свободы и равенства. Кропоткин писал: "принцип, в силу которого следует обращаться с другими так же, как мы желаем, чтобы обращались с нами, представляет собой не что иное, как начало равенства, т.е. основное начало анархизма". "Равенство - это справедливость". Общественным идеалом П. Кропоткина был анархический (безгосударственный) коммунизм, в котором путём социальной революции будет полностью ликвидирована частная собственность, а общественный строй будет представлять собой вольный союз самоуправляющихся общин.

Понятия общины и общественной пользы, революционный пафос борьбы и самоотверженности как способ достижения целей в определённой мере связывают теорию анархизма с учением Н. К. и Е. И. Рерихов - Агни Йогой. "Каждый человек, - говорится в Агни Йоге, - способен стать совершенным воплощением разума, для этого новые общинники должны потрудиться над своим усовершенствованием". Следующая мысль из Агни Йоги: "Путь продвижения по ступеням самосовершенствования - это прежде всего, этическое преображение себя", сближает её с этической теорией П. Кропоткина о взаимопомощи, справедливости и самопожертвовании. Однако по ряду вопросов можно говорить о принципиальных расхождениях Агни Йоги с анархизмом, например, в том, что власть в государстве должна находиться под контролем последователей Агни Йоги: "какое же государство процветает без великого водителя?" или в вопросе об иерархии, которую можно рассматривать как насилие, как ступень знания и как необходимое условие освобождения от чувства собственности. Ну, а теософичность и эзотерическая специфика вроде бы совсем отдаляет Агни Йогу от анархизма и марксизма, тем не менее, это учение занимает достойное место в мировой культуре и практике и количество её последователей по всему миру не уступает числу апологетов анархизма.

 

 

2.3. Теория и практика постепенных социально-экономических преобразований

Наряду с радикальными возникали и реализовались теории и формы постепенных, в частности, социал-демократических преобразований. Идущие от Ф. Лассаля и доказавшие своё право на существование, они оказались более конструктивными и жизнеспособными. Лассаль явился основателем новейшей немецкой социал-демократии, положив начало политической партии рабочих и дав им ясную программу. Наиболее последовательным выразителем принципов социал-демократии является Э. Бернштейн (1850 - 1932), который подверг пересмотру важнейшие положения марксизма. Бернштейн доказывал необходимость обновления марксизма с учётом нового исторического опыта, чёткого различения социализма, как теории и как политической доктрины! Не соглашаясь с Марксом, он считал, что по мере развития капитализма классовые противоречия не обостряются, а смягчаются, при этом положение рабочего класса путём государственных реформ улучшается. Происходит мирное врастание в социализм, причём орудием преобразования буржуазного общества Э. Бернштейн объявляет парламент, в котором пролетариат должен стараться достигнуть большинства.

В марксистском социализме присутствуют, по его оценке, чисто умозрительное предварение зрелости экономического и социального развития, обнаруживающего лишь первые ростки... История не подтвердила убеждённость Маркса и Энгельса в том, что политический переворот, захват власти пролетариатом является необходимым и достаточным условием переустройства экономики на социалистических принципах. Перед их последователями стоит задача по восстановлению единства между теорией и практикой и внесения единства в теорию.

Социал-демократия пустила корень в Европе после Первой мировой войны, укрепившись в годы "Великой депрессии". Тогда многие государства обращались за помощью к социал-демократическим партиям, которые с помощью государственного регулирования быстро справлялись с кризисной ситуацией. Примером тому является Швеция, где правительство Хансона смогло стабилизировать ситуацию за 2 года, после чего шведские избиратели вплоть до 2006 года отдавали свои голоса за социал-демократов. Подобное имело место не только в Швеции, но и в Финляндии, Германии, Франции, Великобритании, Испании, Португалии, Австрии, Бельгии, Голландии, Норвегии и в некоторых других странах, например, посткоммунистических Венгрии, Польше, Болгарии. Социал-демократические партии используют социалистическую идеологию, а в экономике выступают за создание "государства всеобщего благосостояния" (вспомним "Благосостояние для всех" Л. Эрхарда) на основе рыночной экономики и кейнсианской (Дж. Кейнс) теории эффективного спроса. Повышение пенсий и социальных выплат - именно их заслуга. Социализм стал мощной силой в Латинской Америке, Азии и Африке.

Недавний крах СССР и восточноевропейских стран привёл социалистов во всём мире к пересмотру части их доктрин, включая централизованное планирование и национализацию промышленности. Политика некоторых социал-демократических лидеров, например, "третий путь" Т. Блэра или Г. Шрёдера, делавших опору на "средний класс", подвергалась острой критике левого крыла их партий, поскольку они поддерживают интересы не трудящихся, а средней буржуазии. Несмотря на определённый кризис в социал-демократическом движении, его идеи остаются весьма популярными, поскольку поддерживают важнейшие общечеловеческие ценности, среди которых наиболее значимы: 1) следование общим принципам социальной справедливости, свободы, равенства, братства; 2) защита прав и принцип равных прав и возможностей человека; 3) политический и идеологический плюрализм; 4) социально ориентированная рыночная экономика с ограниченным государственным регулированием; 5) равноправие и защита всех форм собственности и предпринимательства, особенно малого; 6) национализация стратегически важных предприятий и социальное партнерство между трудящимися и работодателями; 7) создание "государства всеобщего благосостояния" и сокращение разрыва между богатыми и бедными; 8) защита экономических прав рабочих; 9) эффективная система социального обеспечения и прогрессивная система налогообложения для покрытия госрасходов; 10) демилитаризация и участие в международных организациях типа ООН. Однако, при всей своей привлекательности идеалы социал-демократии, не являются абсолютом, предполагая регулярное обновление и совершенствование, сообразно развитию человека и его социума.

 

 

3. Анализ и оценка форм и способов борьбы за лучшую жизнь

3.1. Тяжёлое материальное положение и бесправие большинства населения древних и средних веков принуждали людей к борьбе за свои права. То было жестокое время, когда жизнь подневольного человека ничего не стоила; скажем, рабовладельцы Сицилии не проявляли заботы даже о пище и одежде для своих рабов, вынуждая их самих добывать это грабежом и разбоями. Тогда мысли философов о более справедливом жизнеустройстве были достоянием небольшой группы просвещённых, а народ в массе своей не был готов к значительным переменам в жизни. Упоминавшееся выше успешное в течение ряда лет 1-е восстание рабов на Сицилии привело к образованию новой монархии, царём которой стал предводитель восстания сириец Евн под именем Антиоха. К сожалению, лучшие условия жизни и хозяйствования в новом царстве восточной Сицилии просуществовали недолго, пав под ударами римских консульских армий.

Не смотря на то, что большинство стихийных выступлений были гораздо менее успешными, они оставляли свои следы. В качестве примера можно привести крестьянское восстание Уота Тайлера 1381 года в Англии, главными причинами которого были затянувшаяся война с Францией и введение подушного налога в 4 пенса. Восстание стало делом людей уже завоевавших определённую степень свободы и благосостояния и теперь требовавших большего: уничтожения крепостного права, замены натуральных повинностей на денежные и установление единой денежной ренты в 4 пенса с акра. Захватив Лондон, восставшие обратились к королю Ричарду II, который пообещав выполнить их требования, не сделал этого, - мэр Лондона вероломно убил Уота Тайлера, а рыцарское ополчение расправилось с восставшими. Тем не менее, стало очевидным, что правящие классы должны считаться с крестьянством и были сделаны определённые уступки.

Резюмируя, заметим, что многочисленные восстания как форма выражения народного недовольства не привели к существенным социально-экономическим переменам, но в определённой степени подготовили их. Даже те редкие успешные выступления народа проходили в рамках господствующих отношений, их предводители становились или называли себя царями, а восставшие не видели решения своих проблем вне существующего строя. Те же немногие теоретические работы, вроде "Государства" Платона, несмотря на свою глубину и новаторство, не давали объективного и конструктивного видения решения существующих проблем и не могли служить руководством к действию, ибо были мало связаны с действительностью - несправедливой и суровой, построенной на силе и алчности власти, угнетении и бесправии народа.

3.2. Развитие феодализма и формирование новых социально-экономических отношений способствовало появлению новых идей, идеологий и развитию науки. Важнейшее значение в истории имело становление капитализма с крупным машинным производством и двумя противостоящими классами: буржуазией и пролетариатом. Последнее стало решающим фактором развития последней части нового и новейшего времени, оказывающим влияние на жизнь людей и в наши дни. Построенный на основе представления о борьбе классов, достигающей наибольшей остроты при капитализме, марксизм, начав развиваться с середины XIX века, получил большое распространение и серьёзно повлиял на историю новейшего времени.

Вместе с тем, опыт марксизма в России и других странах показал ошибочность классиков марксизма и авантюризм лидеров социалистических революций, как в отношении их неизбежности, прежде всего в слаборазвитых странах, так и необходимости уничтожения частной собственности в силу неэффективности общественной. Разрушив всё, что охраняет и обеспечивает частную собственность в интересах большинства, как говорилось в Манифесте, пролетарское движение и его выразитель компартия не смогли обеспечить этого прежде всего экономически. Увы, "Соединение усилий пролетариата цивилизованных стран", как "одно из первых условий его освобождения", таковым не стало.

Каковы же причины этого?

Причин немало и одна из них - ошибочная посылка о призраке коммунизма, "бродящем" по Европе... Теперь ни у одного здравомыслящего человека не осталось иллюзий о коммунизме, как, впрочем, и о царстве Божием на Земле, а утверждение, что "с развитием крупной промышленности из-под ног буржуазии вырывается сама основа, на которой она производит и присваивает продукты," - было явным преувеличением. Что же касается м.-л., то несмотря на некоторые отличия от классического марксизма, ему были присущи те же недостатки, но в ещё большей степени, если вспомнить, какой ценой было достигнуто построение социализма в России и что получилось в результате. Никто из коммунистических лидеров не захотел понять мысль Маркса о том, что "социальная революция является следствием созревания материальных условий до того момента, пока они не вступят в конфликт с социальными и правовыми отношениями и, вырастая из них, как из одежды, не разорвут их. Политическая же революция приведёт лишь к тому, что один набор правителей уступит место другому". Впрочем, этой мысли ещё не было в Манифесте.

В отношении сталинизма следует сказать, что несмотря на коммунистическую риторику и упоминание имени Маркса и Ленина, построенное им государство нельзя называть иначе, как деспотическим или казарменным социализмом, который в чём-то сродни феодализму. Если Ленин приспособил марксизм к условиям России, то Сталин не только изменил духу открытого марксизма, а извратил политику Ленина, более гибкую и учитывавшую интересы более широких социальных кругов, и использовал м.-л. так, как ему было выгодно для самосохранения в качестве "верного" ленинца и узурпации власти. При этом он не чурался самых грязных средств, в частности массовых репрессий и использования дарового труда заключённых.

3.3. Тесно примыкающему к марксизму анархизму присущи как недостатки марксизма, так и свои собственные. К числу первых следует отнести ошибочность тезиса о необходимости революционной борьбы, который в некоторой степени нейтрализуется отрицанием доктрины Маркса о диктатуре пролетариата. Не выдерживают критики идея Бакунина о стихийном бунте крестьян, который не признавал науки, и закон о взаимной помощи и солидарности Кропоткина как всеобщего биологического закона и фактора эволюции человечества в дополнение закона Ч. Дарвина о борьбе видов за выживание. Последний умозрителен и идеализирован, стоит лишь посмотреть на иерархические отношения особей в стае животных и, что ещё более странно, в обществе людей, которые основаны, хочется надеяться пока, отнюдь не на взаимопомощи и солидарности, а на принципе: "кто сильней, тот и съел". То же можно говорить и о равенстве людей, как основе справедливости, которая скорее желаема, чем реально достижима. Несмотря на то, что на короткое время Испанской Революции анархия стала возможна в индустриальном обществе, анархизм нуждается в ревизии и дальнейшем критическом развитии.

3.4. Разумной альтернативой революциям и переворотам послужили постепенные социал-демократические преобразования. В результате во многих развитых странах достигнут довольно высокий уровень жизни большинства населения и создана сравнительно эффективная система социальной помощи нуждающимся. История показала правоту Э. Бернштейна в том, что по мере развития капитализма классовые противоречия не обостряются, а смягчаются, как и не подтвердила убеждённость марксистов в том, что политический переворот, захват власти пролетариатом является необходимым и достаточным условием переустройства экономики на социалистических принципах. Социал-демократия получила большое развитие в Европе после Первой мировой войны, укрепившись в годы "Великой депрессии" и после Второй мировой войны.

Используя социалистическую идеологию и выступая в экономике за создание "государства всеобщего благосостояния" социал-демократические партии поддерживают важнейшие общечеловеческие ценности. Тем не менее, ещё не решены многие социальные проблемы и остры противоречия между богатыми и бедными, и социал-демократии предстоит обновление и совершенствование. Последнее вполне согласуется с процессом развития и совершенствования человека и его социума и должно быть поставлено на серьезную научную основу.

 

 

4. Человековедение и природосообразное развитие человека и общества

4.1. Исторический процесс и развитие человека

Человековедение исходит из того, что человек имеет свою природную основу-сущность, адекватные ей логику и динамику развития, которые постепенно проявляются в определённых форме и содержании, во времени и пространстве. То есть история человека и человечества - это отражение процесса его самопознания-самосознания и изменения форм самоосуществления - индивидуального, в социуме и природе. Чем лучше человек сознаёт свою сущность и осуществляет выражающую её жизненную необходимость, тем выше уровень его развития. Развитие и осуществление жизненной необходимости человека - многогранные и связные понятия и процессы, реализующие внутреннюю энергию поступательного проявления его сущности, которые в немалой степени согласуются с лассалевским определением истории, как "совершающегося с внутренней необходимостью непрерывного процесса развития разума и свободы" (1862 г.).

Действительно, развитие человека производно его разумности и свободе, как степени обеспеченности жизненными ресурсами и удовлетворения его потребностей, оптимальности его индивидуальных действий и взаимодействия с окружающим миром людей и природы. К сожалению, в XXI веке они ещё недостаточны. Социальные несправедливость и неравенство людей ухудшают их жизнь, денормализуют развитие и порождают разобщение. При этом более высокие материальное и социальное положение отнюдь не всегда коррелируют с разумностью людей, а о взаимопомощи среди людей, когда пересекаются их территориальные или имущественные интересы, говорить не имеет смысла... В отличие от животных люди алчны, иногда непомерно, обладают оружием и преступными наклонностями, - для таких, а сколько их было и есть, дискредитация или устранение соперника - не более, чем средства достижения личных целей за счёт других. Заметим, что таковы отнюдь не все, но, раз они не переводятся, значит, существуют условия для их воспроизводства...

 

 

4.2. Реалии истории и улучшение жизни человека

Что же означают эти многочисленные восстания и революции, как не попытки людей добиться, если не справедливости, то улучшения условий своего существования и повышения степени свободы? И почему большинство из них были неудачны и стоили многих жертв восставшим? Вероятно, что-то мешало им добиваться своих целей? Может быть это, как предполагал И. Ефремов, - "стихийно сложившееся ещё с древних времён устройство общества", по одну сторону которого стоит меньшинство,- так называемая элита, эгоистично обладающая богатствами и властью (силой), а по другую - разношёрстная масса-народ или большинство людей, в разной степени владеющих необходимыми средствами к существованию, а немалое их число и не владеющих ими? Но почему за тысячелетия истории это странное несоответствие не могут одолеть ни стихия бунтов и восстаний, ни революции, ни постепенные социал-демократические преобразования?..

Наверное, всё имеет свои причины и они постепенно открываются людям, как и жизнь не стоит на месте и в массе люди стали жить лучше и свободнее, но ещё далеко не все и не настолько хорошо и свободно... Что же необходимо для того, чтобы устранить эту диспропорцию, - материальные средства, политическая воля или, может быть, что-то ещё?.. Ну, что касается средств, то, в массе их уже накоплено более, чем достаточно. Однако, они - в руках немногих, которые и не думают ими делиться... Но, даже если представить себе, что возникнет политическая воля, что почти невероятно, поскольку политика выражает экономику, и богатые добровольно отдадут свои состояния на эти цели, вряд ли удастся улучшить нашу жизнь принципиально... Почему? Да, потому, что при этом люди и логика современной жизни, выражающая доминирующие устремления или жизненные ценности большинства людей, состоящие в личном обогащении и достижении более высокого положения в социуме, практически не изменятся. Так вот, если вдруг перераспределить накопленные богатства между нуждающимися, нетрудно предположить, что возникнут нувориши или деньги вернутся к прежним хозяевам...

По-видимому, - чтобы сделать жизнь лучше, надо чтобы стали лучше люди и отношения между ними! Но что может побудить людей становиться лучше, когда в большинстве своём они озабочены другим, - вспомним, в чём состоят теперь жизненные ценности... А самосовершенствование предполагает регулярные усилия и большую работу над собой, что весьма непросто, - разве, что небольшое число людей делает это в силу профессиональной или иной необходимости, для достижения высоких результатов в творчестве, спорте и других сферах. И, тем не менее, люди так или иначе решают свои жизненные задачи и в чём-то совершенствуются! Но, судя по числу проблем их существования, это не имеет регулярной, системной основы, закладывать и реализовать которую призваны прогрессивная общественно-политическая система и природосообразная педагогика, о которой говорил ещё Я. А. Коменский в XVIII веке, которая и теперь остаётся где-то за горизонтом...

 

 

4.3. Человековедение о человеке, его сущности и природосообразном развитии

Итак, для улучшения жизни необходимы регулярные и последовательные усилия в развитии и совершенствования человека. Этому должны способствовать экономика и политика, педагогика и литература, вспомним И. А. Ефремова: "вся сила, всё будущее человечества - в труде, в соединённых усилиях миллионов свободных от угнетения людей и переустройстве жизни на научных основах". Но не идеализируем ли мы людей, если в большинстве своём они своекорыстны и стремятся к власти, а не к совершенству? И не придётся ли согласиться с тем, что несправедливость и неравноправие людей - жизненная данность и таков человек?.. Тогда наши рассуждения об улучшении жизни - лишь слова или иллюзии?..

Но можно взглянуть на это с другой стороны: человек - не так уж плох, если его мышцы работают и развиваются, помните: "Движение - это жизнь", а мышление активно и совершенствуется ("Мыслю, значит, существую") для достижения того и обладания тем, что жизненно необходимо и полезно! Что ещё важно, и это называется эффектом Маугли, если в определённый момент (первые два-три месяца жизни) - не начинается социализация ребёнка и его разум не включается, он уже никогда не станет полноценным человеком. Ещё можно добавить, что интеллект человека формируется в первые пять лет жизни. Потому так важно раннее начало и полноценное воспитание-тренировка тела и духа-разума, что в немалой степени зависит от родителей и педагогики как системы воспитания и образования. Наверное, если бы большинство людей правильно воспитывалось и развивалось, не было бы многих проблем и преступлений... Уж с этим не поспоришь.

А вот споров о том, как улучшать жизнь, немало, чему подтверждением изложенное выше и многообразие представлений людей о лучшей жизни. Впрочем, последнее не делает людей различающимися между собой настолько, чтобы не иметь много общего от природы. Иначе они не могли бы учить и лечить других, дружить и любить, быть конгениальными и иметь общие цели... И потому надо опереться на это общее, что есть у людей, что их роднит и объединяет, их сущность-природу и пытаться её реализовать с максимальной пользой для всех! Разумеется, это непросто, как и то, что улучшение жизни - не какое-то одномоментное действие, так сказать, скачок-переход из одного качества в другое, а результат продолжительных, рациональных или природосообразных действий людей во всё более благоприятных жизненных обстоятельствах.

Поскольку человек - существо биосоциальное, должны совершенствоваться и человек и общество со всеми его организациями, из чего следует необходимость объединённых усилий людей, наличие общих целей и стремление к совершенствованию и единению, а не к своекорыстию и разобщению. Человековедение обосновало решение этой задачи и создало информационную и методологическую основу природосообразной педагогики, которая призвана научить людей рациональному поведению на основе непрерывного совершенствования.

Связь педагогики и человековедения естественна и необходима, поскольку у них общие задачи - давать знания и учить людей. Воспитание и образование в контексте совершенствования - процесс познания и реализации-раскрытия природы-сущности человека для осуществления жизненной необходимости в единении с окружающим миром людей и природы для достижения высшей пользы. При этом человековедение, как методология рационального поведения, не подменяет педагогики, но создаёт её новую организационно-содержательную основу, всесторонне охватывающую жизнь человека в едином комплексе и нацеливающую на максимальную самореализацию для улучшения вида, выражающего его высшую пользу!

Решение этой задачи позволит сделать то, что доселе выпадало из поля зрения педагогики - способствовать улучшению жизни людей, улучшая их самих и их социо-природные взаимодействия! Достижение высшей пользы легче представить себе, сравнив его с экспортной ориентацией экономики. Только так со временем могут быть решены проблемы неравенства и несправедливости, задачи обеспечения всех людей Земли необходимыми жизненными ресурсами и энергией без экологических последствий, грандиозные задачи освоения космоса и установления контактов с внеземными цивилизациями.

Естественно учить и учиться этому с раннего детства, а если кому-то покажется странным связывание проблем существования людей с педагогикой, то в этом нет ничего удивительного, последняя - плоть от плоти этой жизни со всеми её идеалами и примитивами. Люди слабо развивают и используют свои разум и мышцы чаще всего от лени, нередко зная об этом и не желая напрягаться ради лёгких удовольствий. И кому, как не природосообразной педагогике на основе человековедения, следует научить детей управлять своими телом и разумом, обучая разумной, лучшей жизни. Последнее очень важно и, посмотрев под таким углом зрения на педагогику, нельзя не видеть её новую социально-значимую роль и жизненно необходимую функцию рационализации развития и совершенствовании людей и их жизни.

 

 

Заключение

Итак, улучшение жизни и природосообразная педагогика, а не восстания и революции?.. Разумеется, это сильно преувеличено, ибо жизнь не сводится только к педагогике, хотя её значение весьма велико! Надо прежде всего дать возможность каждому человеку обеспечить себя пищей, одеждой и жилищем, то есть экономика должна быть повернута к человеку, но не для обогащения, а для осуществления жизненной необходимости в контексте решения задач самосохранения, продолжения рода и улучшения вида! Следовательно, если мы действительно хотим улучшить жизнь людей, - надо способствовать осуществлению ими жизненной необходимости на всех этапах формирования и развития - от зачатия до наступления зрелости и далее. То же относится и к обществу, которое ещё весьма неоднородно и служит отнюдь не улучшению жизни людей и достижению высшей пользы...

Где же взять людей, способных к решению таких задач, если и  педагогика и педагоги пока не слишком хороши? По-видимому, надо менять педагогику и во главу угла поставить не знания, а развитие и совершенствование учащихся! В таком контексте не потеряются и знания, но главное, - учителя и ученики станут товарищами, единомышленниками, стремящимся к общей цели совершенствования!

Человековедение доказывает, что существенное отличие человека от животных состоит в том, что он не только способен оптимальнее управлять своими действиями, но и улучшать себя, в том числе, и разум, совершенствуя представления о своих необходимости и пользе!.. Так, надо помогать человеку в стремлении к совершенству, - ибо именно оно и делает его разумнее, человечнее, а жизнь лучше! Это - весьма сложный процесс, который надо всесторонне изучать и закреплять в практических жизненных схемах и действиях. Самое важное для человека в этом процессе - осознать себя неотъемлемой составной частью единого организма человечества и природы и желать участвовать в улучшении жизни вместе со всеми людьми.

И это способен осознать и подвинуть человека от несовершенства полуживотного существования к свободному и эффективному развитию и совершенствованию его разум! Благодаря природосообразной педагогике и постепенному совершенствованию человека и социума, станет возможной разумная эволюция человека и прогресс цивилизации Земли без больших общественных потрясений и неоправданных жертв.

23.05.2013

 

 

Литература

 

Бернштейн Э. Условия возможности социализма и задачи социал-демократии. - СПб., 1906.

Википедия. Свободная энциклопедия.

Деревянко В. Основы человековедения. 9-я ред. 2012.

Ефремов И. Туманность Андромеды. М., 1956.

Кропоткин П. Записки революционера. М., 1988.

Лассаль Ф. См. статью Википедии.

Ленин В. Три источника и три составные части марксизма.

Манифест коммунистической партии.

Агни Йога.

Философия: энциклопедический словарь. - М.: Гардарики, 2004.

Эрхард Л. Благосостояние для всех. - М., 1991.

 

 

С другими материалами автора можно познакомиться на его сайте: http://ocheloveke.narod.ru

 

 


№54 дата публикации: 07.06.2013

 

Комментарии: feedback

 

Вернуться к началу страницы: settings_backup_restore

 

 

 

Редакция

Редакция этико-философского журнала «Грани эпохи» рада видеть Вас среди наших читателей и...

Приложения

Каталог картин Рерихов
Академия
Платон - Мыслитель

 

Материалы с пометкой рубрики и именем автора присылайте по адресу:
ethics@narod.ru или editors@yandex.ru

 

Subscribe.Ru

Этико-философский журнал
"Грани эпохи"

Подписаться письмом

 

Agni-Yoga Top Sites

copyright © грани эпохи 2000 - 2020