Грани Эпохи

этико-философский журнал №83 / Осень 2020

Читателям Содержание Архив Выход

Макаров В.В.

 

Специфика понимания закона Кармы в Учении Живой Этики: некоторые аспекты (2020)

Расширенный вариант

 

Доклад прозвучал на Х Рериховских Чтениях, г. Новосибирск, 21-23 марта 2020 г.

 

Если ещё 20-30 лет назад основополагающее для восточного менталитета понятие «Карма» в нашей стране было экзотичным и малопонятным, то сейчас оно стало почти заурядным. Это слово можно встретить в толстых научных журналах, в дешёвой рекламе и в повседневных разговорах. Различные врачеватели «диагностируют», «очищают» Карму, от неё «избавляют»...

 

Опираясь на Учение Живой Этики и философские Записи Б.Н. Абрамова, рассмотрим некоторые аспекты этого сложного, многогранного понятия и проблемы, связанные с его трактовкой. Карма – одна из центральных концепций, сформировавшая космологические, антропологические, социально-этические основы религиозно-философских систем Индии и особенно буддизма, где она понимается как универсальный закон причинно-следственных связей, закон нравственного воздаяния.

В менталитете русского народа глубоко укоренены идеи высшей справедливости и воздаяния: «Что посеешь, то и пожнёшь», «Любишь кататься, люби и саночки возить», «Как аукнется, так и откликнется», «Каков привет, таков и ответ», «Не рой другому яму – сам в неё угодишь», «Доброму Бог помогает», «Вверх не плюй: себя пожалей», «Кто добро творит, того Бог благословит», «Посеявший ветер пожнёт бурю» и др.

Востоковеды отмечают, что понятие «карма» возникло на Индийском субконтиненте около VIII–VII вв. до н. э. Пройдя сквозь столетия, через различные религиозно-философские традиции и течения, это понятие оказалось наполнено разнообразными смыслами и приобрело противоречивые интерпретации. В концепции Кармы Живую Этику с буддизмом[1] и индуизмом объединяет много общих идей, но есть между ними и существенные различия, о которых речь пойдёт ниже.

В чём же состоят особенности понимания Кармы в Учении Живой Этики? Основой Учения является концепция космической эволюции, направленной на беспредельное прогрессивное развитие, а также принцип многомерности бытия и человека. Исходя из такой парадигмы углубляются и синтезируются различные исторически сложившиеся трактовки Кармы, а также утверждается целый ряд оригинальных и эвристичных идей. Прежде всего рассмотрим, как кармический детерминизм Учения соотносится с научным и теологическим детерминизмом.

Интерпретация закона Кармы в философии Живой Этики близка современной науке в том, что соответствует фундаментальному научному принципу детерминизма, который опирается на принципы причинности и закономерности. Согласно этим принципам, все материальные явления и природные процессы обусловлены предшествующими причинами и осуществляются по природным законам. Человек, как и всё в космосе, находится под воздействием причинно-следственной обусловленности.

В Живой Этике отрицается теологический детерминизм, выражающийся в догматах о первородном грехе, о расплате за проступки своих предков, о прощении и отпущении грехов, о божественном предопределении жизни человека и возможности сверхъестественных вмешательств в природные процессы. Отсутствуют представления о внепричинных, «чудесных» событиях. Напротив, в Учении утверждается, что за ними стоят пока неизвестные людям причины и непознанные закономерности. Совокупность причин, порождаемых человеческими мыслями, желаниями, чувствами, словами, действиями, неуничтожима и естественным образом, а не по воле Высшего Существа вызывает соответствующие им следствия, которые не только воздействуют на текущую жизнь индивида, но и обусловливают характеристики его посмертного существования и последующих жизней.

В Учении многократно используется образ сеятеля и одновременно жнеца, неотвратимо пожинающего посеянное им ранее: «Посеявший пожнёт. Ничто не изменит закона Справедливости» (Мир Огненный. II. 348.). «Цепь причинности непрерывна, – говорится в «Гранях Агни Йоги». – Сеет и жнёт, жнёт и сеет всегда [сам] человек» (Грани Агни Йоги. 1955. 230.)[2].

Существенное отличие кармического детерминизма Живой Этики от детерминизма современной науки заключается в распространении принципов причинности и закономерности не только на видимую физическую реальность, но и на все происходящие в Космосе процессы в трансфизических сферах бытия, определяемых в Учении как «надземные миры», пока ещё не признанные наукой.

Важно отметить, что Живая Этика объясняет закон Кармы во многом в созвучии с принципом вероятностного (статистического) детерминизма квантовой физики. Учение отвергает механистический детерминизм, согласно которому все процессы в мире жёстко предопределяются исходными условиями, а каждая причина влечёт однозначное следствие. Напротив, подчёркивается сложная многовариантность и альтернативность детерминации, предполагающая вторжение неизвестных случайных факторов и возможность множества следствий, которые, в свою очередь, становятся причинами последующих результатов. Жизнь каждого человека неразрывно переплетена с жизнью других людей, социальных групп различного масштаба и исторической эпохой в целом. Весь этот комплекс взаимодействий образует невероятно сложные комбинации индивидуальной, семейной, коллективной, народной и, наконец, планетарной Кармы, что ведёт к высокой степени непредсказуемости её проявлений, допускающих влияние случайностей. «Карма представляет самое сложное явление, – говорится в книге «Знаки Агни Йоги». – От случайности действия до основы побуждений всё многообразно и многоцветно» (Знаки Агни Йоги. 417.). Учение противостоит бытующим в повседневном мышлении упрощённости, схематизму в понимании этого закона и утопичным, вульгарным обещаниям «диагностики» Кармы и произвольного «избавления» от неё.

Новый, революционный подход Живой Этики к пониманию Кармы следует из концепции глобального эволюцинизма, где этот закон рассматривается как движущая сила космической эволюции, её регулирующий механизм, направляющий по восходящей спирали беспредельного развития все формы жизни к единой цели. В Учении утверждается: «Разумно приложить понимание кармы ко всему прогрессирующему в Космосе. Не то понятие кармы, которое человечество привыкло применять как воздаяние и плату по счетам, но как действие высшее, являющее эволюцию» (Беспредельность. I. 310.). В Записях Б.Н. Абрамова подчёркивается: «Её (Карму. – В.М.) можно рассматривать как пособника эволюции, как индивидуальной, так и мировой» (Абрамов Б.Н. Устремлённое сердце. Новосибирск, 2012. С. 268.)[3] «Карма есть сила эволюционная, имеющая в виду восхождение духа... Ибо цель кармы – направить человека на путь эволюции» (Грани Агни Йоги. 1960. 347.).

 

Н.К. Рерих. Сантана. 1935-1936 гг.

Н.К. Рерих. Жемчуг исканий. 1924 г.

 

В Учении находит своё должное отражение и моральное измерение Кармы как закона возмездия, воздаяния и закона равновесия, и оно также утверждается в свете эволюционизма. Отмечается, что Карма не просто справедливо воздаёт по заслугам или восстанавливает нарушенное равновесие, устанавливая для каждой причины соответствующее следствие (что можно воспринять как возвращение в исходное состояние). Кармический закон устремляет формы жизни к совершенствованию, к достижению состояния гармонии в бесконечном эволюционном процессе. Любые явления и действия человека либо находятся в общем русле эволюции, либо противоречат ему. В первом случае они являются жизнеспособными и имеют дальнейшее развитие, в противном случае со временем будут разрушены.

Неверно представлять Карму только как возмездие за ошибочное поведение человека, как карающего судью. С позиций Учения правильнее говорить о воздаянии. На первый взгляд граница между этими понятиями малоразличима. На самом деле она существенна. Ведь, когда говорят о «возмездии», то закон Кармы явно очеловечивается и толкуется как жестокое наказание, насилие, месть. Но назовём ли мы «возмездием» различного рода болезни, неизбежно возникающие у человека при неправильном питании, пьянстве, употреблении наркотиков и т.д.? Фактически это естественная реакция организма на нарушение правил его жизнедеятельности. Е.И. Рерих отмечала: «Всё воздаётся в тончайшем соответствии с накопленными человеком энергиями» (Письмо Е.И. Рерих от 29.11.1934 г.). «Жизнь – это школа, – сказано в Записях Б.Н. Абрамова, – и каждый предметный урок должен быть понят. Карма не мстит, но учит. Хорошо учиться на всём и делать это сознательно»[4].

В Учении подчёркивается, что необходимо относиться к Карме как к закону моральной ответственности, тем самым углубляя его порой сугубо механистическое понимание как взаимосвязи причины и следствия. В современном обществе широко распространены иллюзии, будто человеку, преступившему нравственный закон и ловко увернувшемуся от той или иной юридической ответственности, удастся избежать последующего воздаяния и, что называется, «сухим выйти из воды». Именно такие невежественные представления вызывают чувство безнаказанности и ведут к дальнейшим негативным поступкам, несущим разрушение и вред как самому человеку, так и окружающему миру. В итоге образуется замкнутый круг, разорвать который можно лишь с помощью подлинного знания и целенаправленного самоусовершенствования.

«Виновные думают избежать карающей руки справедливости, – говорится в «Гранях Агни Йоги». – Напрасны надежды. Каждый заплатит сполна. Если бы знали, что придётся неизбежно платить, много зла можно было бы избежать. Зло порождается нелепым и диким представлением о том, что от ответственности за причинённое зло можно уйти. Это родит безответственность. Кто же захочет сунуть руку в огонь, зная, что он больно жжёт. Значит, прежде всего надо знать, сколь жгуча ответственность человека за творимое им зло» (Гр.А.Й. 1971. 660.).

Согласно Учению, Карма безлична, она есть фундаментальный космический закон. «Эволюция возможна именно на уявлении закона кармы, – утверждала Е.И. Рерих. – Когда же карма уявляется на плане человеческого проявления, она становится законом "Этической Причинности"…» (Письмо Е.И. Рерих от 17.06.1946 г.). Карму нельзя ни подкупить, ни умолить, ни умилостивить совершением обрядов, жертвоприношений. Именно эта идея аллегорично выражена в беспристрастном облике древнегреческой богини правосудия Фемиды с повязкой на глазах. Показательно, что в Древней Индии в эпоху брахманизма под кармой понималось вовсе не лю­бое действие, а только совершаемое брамином в процессе жертвоприношения (я́джня). Считалось, что совершение ритуала не только производит кармический эффект в настоящем, но и в зависимости от качества его исполнения формирует особую потенцию, реализуемую в будущем. И в наше время в большинстве современных религий Индии, а также в махаянском и тантрическом буддизме широко распространены идеи кармической действенности ритуалов, которые якобы ведут к кардинальному улучшению Кармы и духовному просветлению.

Закон Кармы, согласно философии Живой Этики, не допускает возможности нейтрализации последствий содеянного человеком не только посредством ритуалов, но и через прощение. Никто и ничто не может уничтожить созданные индивидом причины и производимые ими неизбежные следствия, хотя характер их в определённой степени и может быть изменён[5]. В «Гранях Агни Йоги» отмечается: «Но можно ли прощать причины, не могущие не дать своих следствий? Цепь кармических следствий нарушить нельзя…» (Гр.А.Й. 1961. 175.).

Затронув тему прощения, необходимо отметить, что в Учении утверждаются качества великодушия и неосуждения. Однако с позиции кармического детерминизма роль прощения, милосердия и забвения взаимных обид нельзя преувеличивать. Человек, даже искренне и чистосердечно простивший, не может нейтрализовать кармические последствия поступка обидчика. В Живой Этике подчёркивается: «Около понятия прощения много непонимания. Простивший полагает, что он совершил нечто особенное, между тем он лишь охранил свою карму от осложнений. Прощённый думает, что всё кончилось, но ведь карма остаётся за ним. Правда, простивший не вмешался в карму прощённого и тем не утяжелил её, но сам закон Кармы остаётся поверх обоих участников» (Братство. 445.).

В Живой Этике обстоятельно поясняется механизм действия этого закона. Утверждается, что «кристаллы» кармических причин содержатся в сложной многомерной структуре человека. «Не извне приходит то, что принято считать Кармой, – сказано в Учении. – В каждой клеточке заключена Карма, дух несёт своё достижение и свой доспех» (Мир Огненный. III. 91.). «Карма человека заключена в его ауре, – говорится в «Гранях Агни Йоги». – Каждое движение сознания запечатлевается на ауре путём отложения в ней элементов, которые служат причинами будущих действий. Эти кристаллические образования магнитны. (…) Каждый притягивает к себе или отталкивает от себя как людей, так и обстоятельства. Неудача как бы преследует некоторых людей, несущих причины её в своей ауре. И, наоборот, успех, удача, счастье сопровождают тех, чья аура обладает магнетичностью противоположного порядка. (…) [Таким образом] От судьбы, то есть от самого себя и ауры своей, не уйдёшь, ибо уйти некуда» (Гр.А.Й. 1962. 59.)[6].

В этой связи важно отметить, что Живая Этика не признаёт широко распространённую в популярном индуизме и буддизме идею о возможности буквального исправления «плохой» Кармы извне – путём передачи благих заслуг ( пу́ньи ) от отца к сыну, от монаха к мирянину, от бодхисаттвы к другим существам.

Необходимо подчеркнуть, что при всех различиях направлений и школ индуизма, буддизма, джайнизма их объединяет общее негативное отношение к Карме как силе, заставляющей человека вращаться в колесе перерождений, «замкнутом, порочном круговороте сансары[7]». Любое живое существо обречено на перерождение, заканчивающееся земной смертью, после которой всё повторяется вновь. «И буддизму, и другим религиям Индии, – отмечал известный буддолог Е.А. Торчинов, – полностью чужда идея эволюции… переход из жизни в жизнь образует… не лестницу совершенствования и восхождения к Абсолюту, а мучительное коловращение и переход от одной формы страдания к другой»[8], что само по себе выглядит лишённым смысла. Вот почему здесь утверждается необходимость вырваться из бесконечных тисков сансары. И в этом плане неважно, тяжёлыми цепями неблагой или лёгкими цепями благой кармы прикован человек к колесу сансары, – требуется их разорвать, прекратить действие кармы. Конечная же цель – достичь освобождения: мокши в индуизме или состояния нирваны в буддизме[9]. Так, ведущий буддолог, заведующая Сектором восточных философий Института философии РАН, один из основных авторов энциклопедии «Философии буддизма» В.Г. Лысенко констатирует: «Нирвана – в буддизме высшая цель всех живых существ, заключающаяся в освобождении от духкхи (тягот перерождения) и от действия закона кармы»[10]. Аналогичную идею утверждает выдающийся индийский мыслитель Свами Вивекананда: «Единственное средство освободиться от рабства состоит в том, чтобы перешагнуть пределы закона и очутиться по ту сторону закона, по ту сторону причинности»[11].

Принципиальное отличие позиции Живой Этики заключается в решении антропологических проблем именно на фундаменте закона кармы, который является неотъемлемо присущим беспредельному космосу и как таковой не может быть прекращён или уничтожен. «Раз вся Вселенная есть нескончаемая цепь причин и следствий, – пишет Е.И. Рерих, – то как же мы, частички этой Вселенной, можем быть изъяты из этого космического закона?» (Письмо Елены Рерих от 17.10.1935 г.). «Ведь в сущности говоря, ничего, кроме кармы, не существует, – подчёркивает она. – Всё Бытие есть лишь нескончаемая цепь причин и следствий, причём последние в свою очередь становятся причинами последующих следствий, и так аd infinitum[12]. Человек кончает свою карму на этой планете, чтобы продолжить её в других мирах» (Письмо Е.И. Рерих от 11.06.1935 г.).

Именно опираясь на кармический детерминизм, возможно преодолеть неблагую карму и множество страданий. Живая Этика содержит весьма богатый и во многом эвристичный спектр методов и подходов, ведущих к облегчению такой кармы, её изживанию и, наконец, побед е над прошлой кармой. Поясняя направленность этих идей, Е.И. Рерих писала: «…В каждой жизни человек может погасить ту часть старой кармы, которая настигнет его в данном воплощении, и, конечно, он тут же начинает новую карму, но при расширенном сознании и очищенном мышлении он может быстрее изжить накопленную им карму, причём новая порождаемая им карма будет уже высшего качества» (Письмо Е.И. Рерих от 5.05.1934 г.).

Рассмотрим вопрос отождествления Кармы с предопределённой судьбой и неотвратимым роком. Действительно, поступки, совершённые в прошлом, порождают неуничтожаемые следствия, которые неминуемо проявятся в настоящем или будущем[13]. Проблема в том, что мы не помним совершённого в прежних жизнях, поэтому ответственность за них носит для нас абстрактный и пассивный характер и придаёт кармическому воздаянию фаталистический смысл. Однако сведение космического закона Кармы только к этому будет очень неполным представлением. Поскольку Карма неразрывно связана со свободой воли человека, всё, что он сознательно совершает в настоящем, становится отправными моментами его дальнейшей жизни. В этом состоит значение древнего оптимистичного изречения: «Каждый сам кузнец своей судьбы».

Важно подчеркнуть, что предопределённость Кармы в Учении рассматривается и с неожиданной позитивной стороны. «…Карма означает не только ограничение, но и возможности, – говорится в «Гранях Агни Йоги». – Это обычно не учитывается, и, таким образом, упускается из виду одно из самых значительных преимуществ кармического предопределения. Человек, обладающий многими талантами и способностями, наделяется ими кармически» (Гр.А.Й. 1960 г. 325).

Человек каждое мгновение создаёт новые причины, которые вступают во взаимодействие со старыми и могут повлиять на формы и сроки проявления их следствий. «Изменить карму трудно, – сказано в Живой Этике, – всё же до известной степени её можно регулировать» (Аум. 490.). Преобразуя своё сознание и отношение к жизни, мы изнутри способны влиять на настигающие нас кармические последствия, прежде всего в отношении их силы и восприятия.

Понятие Кармы обычно вызывает ассоциации с жёстким ограничением человеческой воли, с насилием. Вместе с тем в «Гранях Агни Йоги» мы встречаем глубокую мысль о том, что Карма охраняет свободу воли и выбора человека, так как последствия совершённого им поступка или намерения должны быть именно такими, какими породила их воля индивида, а не иными. «Посеянное волей волей же и пожинается, – подчёркивается в Записях Б.Н. Абрамова. – Карма не нарушает свободы воли, но, наоборот, утверждает её. Если что-то когда-то, может быть, даже неудачно, было порождено и утверждено волей, волей же оно должно быть и уничтожено, если сознание данное явление уже изжило» (Гр.А.Й. 1955. 139.)[14].

В контексте темы рока, предопределённости обратим внимание на ещё один тезис: «случайностей не бывает ». Эта формулировка не раз встречается и в книгах Учения[15]. Несомненно, целый ряд жизненных обстоятельств кармически обусловлен прошлым человека и возникает закономерно, хотя часто и неожиданно для него. Когда мы оказываемся в сложном положении, важно задуматься: почему это случилось с нами? какие жизненные уроки нам следует извлечь? Вот как об этом сказано в Живой Этике: «Обо всём происходящем задайте себе вопрос. Почему случается именно в такой и не в иной форме? Почему сейчас, а не раньше? Много мыслей возникнет вокруг каждого события. Мышление направится ко многим причинам, и попутно многое осветится» (Аум. 486.).

Однако тезис «случайностей не бывает» не надо абсолютизировать и считать, что все стечения и совпадения обстоятельств, неожиданные повороты событий всегда предрешены прошлым конкретного человека. Иначе мы становимся на путь фатализма, легкомысленного суеверия и «себяцентризма», то есть всё измеряем собою, ставим себя в центр всех ситуаций, в которых оказываемся. Конечно, за любыми неожиданными и непонятными обстоятельствами действительно стоят свои причины (физические, биологические, социальные, астрономические и т.д.). При этом часто они совсем не обусловлены личным кармическим прошлым, но являются результатом свободного поведения других людей, а также социальных и природных процессов, напрямую с нами не связанных.

Следует учесть и то, что многие ситуации могут быть результатом проявляемых в текущей жизни невнимательности и легкомыслия. В книге «Надземное» иллюстрируется идея о том, что зачастую человек сам непосредственно создаёт причины в своей текущей жизни и достаточно быстро пожинает их последствия. Однако в подобных ситуациях люди склонны усматривать в свершившемся влияние Высших Сил, Судьбы, рока и т.п. А ведь часто всё проще и искать надо ближе ближнего, то есть в себе... «…Сколь мало люди понимают связь между причиной и следствием. Мыслитель говорил: "Некий человек преисполнился желания искать золото, и ему показалось одно место у подножия скалы удобным. Он начал ревностно копать землю. Путник сказал ему: «Смотри, как бы скала не придавила тебя». Но блеск золота уявил своё притяжение. Так продолжалось, пока скала не обрушилась. Перед падением скалы опять проходил путник и крикнул: «Спасайся в пещеру!» Так человек избежал смерти, но он укорял судьбу, которая не спасла ему золота". Так люди не обращают внимания на самоподготовление опасности» (Надземное. 190.). Игнорирование причинной многовариантности развивает мнительность, пассивность, непротивление случившемуся или некритичное отношение к себе, а следовательно, ведёт к неумению сделать нужные выводы на будущее.

 

 

Н.К. Рерих. Путь. 1936 г.

С.Н. Рерих. Огни усилий. 1939 г.

 

Существенной особенностью понимания Кармы в Учении является отношение к ней как к своему учителю, помогающему усвоить необходимые уроки жизни с целью нашего совершенствования и продвижения по лестнице эволюции. «…Карма, – писала Е.И. Рерих, – ставит нас в те условия, в которых мы должны выучить новый урок или же повторить ранее недоученный» (Письмо Е.И. Рерих от 11.01.1036 г.). Каждый человек проходит индивидуальные испытания в соответствии со ступенями личной эволюции. «Средствами восхождения, – говорится в Записях Б.Н. Абрамова, – называем кармические обстоятельства. (…) Если какой-то этап пути требует развития внутренней деятельности человека, то внешняя деятельность может быть задержана болезнями или другими причинами, чтобы дать возможность развиться другой группе центров. Человек может противиться таким обстоятельствам, не признавая возможностей, скрытых в них, тогда возможность восхождения может пройти мимо»[16]. Поэтому важно сознательно и вдумчиво относиться к условиям жизни, стремиться самим, не дожидаясь «ударов судьбы», исправлять отрицательные черты своего характера и пересматривать ложные ценности.

Характеризуя формы проявления Кармы в земной жизни, Е.И. Рерих писала, что этот закон «действует, прежде всего, целесообразно и неожиданно в силу космических законов или условий, которые мы не умеем ещё проследить» (Письмо Е.И. Рерих от 28.06.1948 г.). Вот какие неожиданные и на первый взгляд парадоксальнее примеры действия Кармы приводятся в Записях Б.Н. Абрамова: «Можно кого-то несправедливо обидеть – и потерять любимую вещь. Можно говорить о неприязни к людям – и очутиться на необитаемом острове (то есть в глубоком одиночестве. – В.М.). Пути уравновешивания кармических следствий неисповедимы и часто не поддаются учёту. Но следствие – всегда прямой результат причины. Потому надо быть очень осмотрительным в словах, поступках и мыслях, ибо всё следствия приносит» (Гр.А.Й. 1955. 372.).

Понимание Кармы как объективного, универсального закона, созвучного научному детерминизму, даёт возможность познания принципов и механизмов его действия и, следовательно, сознательного применения в своей жизни, учит нас видеть сложную сеть взаимосвязей, быть предусмотрительным и целенаправленно влиять на формирование своего будущего. «Садовник, сажая зерно, – отмечается в «Гранях Агни Йоги», – знает точно, какое растение получится и какой плод оно даст. Это знание и делает посев возможным. То же происходит и при заложении магнитных зёрен будущих качеств, свойств и способностей в сознании человека» (Гр.А.Й. 1955. 452.). Утверждая силой духовного разума и воли нужные причины, человек создаёт желаемые позитивные следствия. В этом, согласно Учению, и состоит основа власти над Кармой, над своей судьбой.

Е.И. Рерих писала: «Я часто думаю, как мы должны любить нашу карму, чтобы сделать её Книгою Прекрасною. …Должны смотреть на неё как на своё самое большое сокровище, в ней все наши чаяния, мечты, все достижения и возможности. (...) Тот, кто любит созидание, творчество, должен полюбить и творчество своей кармы» (Письмо Е.И. Рерих от 17.06.1946 г.). В Живой Этике сказано: «Как прекрасен закон, дающий жизнь каждому добру и каждому творческому началу!»[17]

В данной статье мы кратко коснулись сложной, многоаспектной темы Кармы. Вместе с тем мы видим, что глубокие идеи Учения Живой Этики и философских Записей Б.Н. Абрамова дают уникальную возможность исследовать грани этого великого Закона и находить решения многих насущных проблем.

 

Литература

Аблеев С.Р. История мировой философии. М., 2016.

Андросов В.П. Индо-тибетский буддизм: Энциклопедический словарь. М., 2011.

Блаватская Е.П. Тайная Доктрина: В 2 т. М., 1992.

Иванов А.В., Фотиева И.В., Шишин М.Ю. Человек восходящий: философский и научный синтез Живой Этики. Барнаул, 2012.

Лысенко В.Г. Ранний буддизм: религия и философия. М., 2003.

Новая философская энциклопедия: В 4 т. М., 2010.

Основы буддийского мировоззрения (Индия. Китай) / В.И. Рудой, Е.П. Островская и др. М., 1994.

Пахомов С.В. Индуизм: Йога, тантризм, кришнаизм. СПб., 2002.

Фотиева И.В. Час предрассветный (философские и научные аспекты Живой Этики). Барнаул, 2003.

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М., 2009.

 

Примечания:

[1] Следует подчеркнуть, что здесь и далее речь идёт о сложившихся традициях и школах буддизма. Учение Будды в своей первооснове тождественно идеям Живой Этики. В качестве подтверждения сошлёмся на блестящую работу Н. Рокотовой (Е.И. Рерих) «Основы Буддизма» (Новосибирск: ИЦ «Россазия», 2018), посвящённую выявлению изначального Учения Благословенного.

[2] Ср.: «Причина и следствие есть явление в целом: на одном полюсе его – причина, на другом – следствие» (Грани Агни Йоги. 1955. 260).

[3] Ср.: «Тот, кто пошёл по правильному пути, тот и придёт к цели. Каждое искривление отнесёт от прямого пути, и люди будут говорить о тяжкой Карме» (Мир Огненный. II. 395).

[4] Стойкость Духа. Письма Б.Н. и Н.И. Абрамовых к Н.Д. Спириной. 1961–1972. Новосибирск, 2017. С. 232.

[5] «Карме подчиняется всё. Вне кармы нет явлений. Но степень, характер и напряжение кармы можно менять, заменяя более плотное более тонким» (Грани Агни Йоги. 1953. I. 234).

[6] Ср.: «В себе, в своей ауре несёт человек и награду, и наказание, ибо сам творец и того, и другого. Себя сам наказывает и одаряет» (Грани Агни Йоги. 1952. II. 594).

[7] Философия буддизма: Энциклопедия / Отв. ред. М.Т. Степанянц. М.: Ин-т философии РАН, 2011. С. 82.

[8] Торчинов Е.А. Введение в буддологию: Курс лекций. СПб., 2000. С. 23.

[9] «Как говорится в буддийских сочинениях, – отмечает в своих лекциях настоятель Санкт-Петербургского дацана «Гунзэчойнэй» Б.Б. Бадмаев, – сансара порочна по своей природе, поэтому надо отречься от неё. (…) Есть и более высокое стремление – это желание выйти из колеса сансары, то есть достичь освобождения, потому что в сансаре, даже в самых лучших её областях, по большому счёту, нет ничего хорошего» (Бадмаев Б.Б. «Лекции по философии и практике буддизма». СПб., 2009. С. 41, 26).

В статье «Карма» из «Энциклопедии религий», подготовленной Институтом философии РАН, МГУ, СбГУ и др., сказано: «С точки зрения проблемы спасения (освобождения от круговорота сансары. – В.М.) любая Карма, даже позитивная, представляет собой несвободное существование, поскольку она не выпускает индивида из сансары. Поэтому выход за пределы любой Кармы становится основной задачей человека, стремящегося к освобождению (мокша). Подобное стремление предполагает отказ от создания новой Кармы и уничтожение (“выжигание”) оставшихся кармических потенций» (Энциклопедия религий / Под ред. А.П. Забияко, А.Н. Красникова. М., 2008. С. 625).

Ср.: «Силы духовные от Земли почерпаются. На Земле и лишь через Землю могут они возрастать и укрепляться. В этом парадоксе жизни заключается жизнь» (Грани Агни Йоги. 1955. 324). «…Лишь Земля есть то горнило, в котором трансмутируются наши энергии и получается обновление и накопление новых» (Письма Елены Рерих. Т. 2. Новосибирск, 2019. С. 312. 17.05.1937 г.). «Путь человеческий по Земле пролегает, и без Земли нельзя. …Ибо Земля – это единственное и лучше всего приспособленное место, где земляне могут дух свой и жизнь духа утвердить. Да! Да! Да! Именно на Земле и именно в условиях Земли. (…) Поэтому наша планета есть дом наш космический, в пространстве сущий, наилучшим образом приспособленный для стоящей перед человечеством задачи – совершенствования и утверждения тонкого в плотном, духовного в земном, огненного в материальном» (Грани Агни Йоги. 1954. 264)

[10] Философия буддизма: Энциклопедия. С. 493.

[11] Свами Вивекананда. Философия йоги. Магнитогорск, 1992. С. 65.

[12] До бесконечности (лат.)

[13] «Будущее творится волей свободной, – акцентируется в Записях Б.Н. Абрамова, – которая тотчас же теряет эту свободу, как только причина создана и пущена в колесо исполнения» (Грани Агни Йоги. 1965. 462).

[14] Ср.: «Закон причин и следствий непреложен, именно эта непреложность его и даёт человеку овладеть этим законом, и тогда он может сам избирать свой путь и закладывать те причины, которые должны принести желаемые им следствия» (Рерих Е.И. Письма. Т. 7. С. 316. 17.06.1946 г.).

[15] См.: «Случайностей не бывает» (Листы Сада Мории. Зов. 3.06.1922); «Случайностей не бывает. Случайность есть совокупность причин и следствий» (Грани Агни Йоги. 1952. I. 412).

[16] Абрамов Б.Н. Устремлённое Сердце. С. 236–237.

[17] «Закон непреложен и величественен. (…) Как прекрасен закон, дающий жизнь каждому добру и каждому творческому началу! Ведь строение Космоса напрягается всеми началами каждого часа. (…) Так закон причинности может направить мышление к пониманию беспредельного Мира Огненного, когда дух почует, что он является звеном в Космической Цепи, как следствие причины и причина нового следствия» (Мир Огненный. III. 46).

 

 


№83 дата публикации: 21.09.2020

 

Оцените публикацию: feedback

 

Вернуться к началу страницы: settings_backup_restore

 

 

 

Редакция

Редакция этико-философского журнала «Грани эпохи» рада видеть Вас среди наших читателей и...

Приложения

Каталог картин Рерихов
Академия
Платон - Мыслитель

 

Материалы с пометкой рубрики и именем автора присылайте по адресу:
ethics@narod.ru или editors@yandex.ru

 

Subscribe.Ru

Этико-философский журнал
"Грани эпохи"

Подписаться письмом

 

Agni-Yoga Top Sites

copyright © грани эпохи 2000 - 2020