Грани Эпохи

этико-философский журнал №83 / Осень 2020

Читателям Содержание Архив Выход

Александр Херсонов

 

Путешествие в тайны жизни и судьбы
Н. К. и Е. И. Рерих

(Опыт эзотерического исследования).

Работа была представлена в виде стендового доклада на XIV Междисциплинарной научной конференции «Этика и наука будущего. На путях к единству: наука и метанаука»,
которая состоялась в Москве 4-5 апреля 2015 года.

 

Часть 1. Символические картины рождения Н. К. Рериха

От автора

В путешествиях по миру художник Н. К. Рерих прошёл немало тернистых дорог. На многих картинах мы видим загадочные горы, а своеобразные названия подчёркивают присутствие в картинах тайны: «Ангел последний», «Армагеддон», «Ашрам», «Будда победитель», «Веления неба», «Вестник», «Грядущее», «Мысли огненные», «Пророк»… Но в дальние дороги влекли не красоты суровой природы, а духовная миссия, которая была «свыше» возложена на Н. К. Рериха и его семью. Предлагаемое читателю исследование позволяет в этом убедиться.

Мы так же совершим путешествие и так же «создадим» картины-символы. Незримые картины жизней и судеб великих людей. Цель путешествия – выявить и «расшифровать» картины в символических гороскопах рождения, после чего нам предстоит сравнить полученное тайнознание с известными реалиями жизни и судьбы Н. К. и Е. И. Рерих. Путешествие предстоит и занимательное, и познавательное. Оно же поможет чётко ответить на вопрос: что же такое астрология? Шарлатанство или наука? Известно, что в семье Н. К. Рериха к астрологии относились, как к серьёзной науке, общались с астрологами и пользовались их услугами (5). «Лошадкой» в увлекательном пути к трансцендентному знанию послужит «старушка» астрология, а компасом явится книга эзотерика Дейна Радьяра «Астрологическая мандала» (1).

Ранее автором рассматривались картины – символы подлинного (по мнению исследователя) гороскопа рождения Н. К. Рериха (2). На этот раз та же работа будет проделана в отношении безусловного, символического гороскопа. Какие результаты окажутся ближе к истине? Возможно, оба результата, но каждый по-своему может оказаться отвечающим действительности.

 

 

Символизм рождения

Читателю хорошо известно: чтобы составить гороскоп, нужно знать точное время рождения человека или события. А если этот фактор неизвестен? Тогда гороскоп не получится. Ведь слово «гороскоп» переводится как «наблюдаю час рождения».

Правда, гороскоп рождения можно «вычислить» теоретически, как это однажды и сделал автор. Но такая работа требует кропотливых усилий, а главное, как правило, до конца не убеждает исследователя. «Червячок сомнения» всегда остаётся.

Другое дело гороскоп символический. Гороскоп-символ является безусловным и не подлежит сомнению, поскольку составляется ровно на полдень дня события. Дело в том, что в эзотерике принято считать, что на «макушке» суток фокусируются события, произошедшие в течение 24 часов. И этот символизм, как мы убедимся, вполне «работает»!

Н. К. Рерих родился в Санкт-Петербурге 9 октября 1874 года. На полдень это дня и составим символический гороскоп.

 

 

Какие же символы заложены в построенном гороскопе, а также в его отдельных составляющих? Например, в главных дома или главных сферах жизни?

Однако, начать работу следует с рассмотрения координаты «дарителя жизни», каковым является Солнце. Дневное светило занимает 16 градус знака Весы. Картина-символ, обозначенная ясновидящей и «расшифрованная» психоаналитиком, открывается тревожная: «После шторма лодочный причал нуждается в капитальном ремонте». Таков напряжённый символ жизненной и творческой энергии Н. К. Рериха. В понимании символа воспользуемся подсказкой Радьяра (1). Она указывает на «потребность сохранять действующими устойчивые связи между обширным бессознательным и эгосознанием».

В пояснении читаем: «Столкновение между проблемами взаимоотношений, потоками энергий, высвобождаемых благодаря соприкосновению человека с архетипически-духовной реальностью, часто кончается разрушением».

Теперь обратимся к реалиям жизни Н. К. Рериха. Обозначенное «временное разрушение», благодаря проблеме взаимоотношения с учениками, в жизни Н. К. Рериха действительно произошло. Речь идёт о предательстве близкого ученика, американского финансиста Луиса Хорша, нанёсшего Н. К. Рериху серьёзный моральный и материальный ущерб (4, стр.248). В рериховедении этой истории отводится значительное место.

Определимся с координатами главных домов гороскопа. Сфера натуры и характера, определённая моментом рождения, занимает 7 градус знака Стрелец, домашней жизни – 19 Овен, сотрудничества (и брака) – 7 Близнецы, славы и репутации – 19 Весы.

Откроем книгу Радьяра и определим значение символических картин на установленные градусы (1). Картина-символ 7 градусов Стрельца: «Купидон стучится в дверь человеческого сердца». Этот символ может означать следующее: Н. К. Рерих родился, имея «побудитель жажды романтической любви». Такая любовь может привести к интенсивности чувств с желанием возвести на пьедестал понятие «Красота». Об интенсивности чувств Н. К. Рериха свидетельствует история женитьбы на Е. И. Шапошниковой, впоследствии ставшей Е. И. Рерих (4, стр.38, 57). Картина домашней жизни: «Волшебный ковёр восточных сказок», под которым разумеется «использование творческого воображения». И возможность «видеть целое».

Картина сферы сотрудничества и брака: «Родник с черпаком на верёвке в тени могучих деревьев». Символ показывает «первичную веру в скрытую поддерживающую силу жизни». Иначе говоря, сотрудничество Н. К. Рериха основано «на фундаментальной вере в жизнь и кооперации с ней».

И, наконец, странная на первый взгляд, картина-символ славы и репутации Н. К. Рериха: «Шайка разбойников в бегах». Оказывается, ничего странного картина не содержит, если правильно понимать её символизм. Речь, идёт о вероятном «протесте Н. К. Рериха против дисгармонии социальных привилегий». И такой «протест», как известно, Н. К. Рерихом неоднократно выражался (4, стр.26, 134).

 

 

Много символизма «на каждом шагу»

Заметим, что символизм в «полдневном» гороскопе встречается повсеместно, буквально «на каждом шагу». Например, можно задаться вопросом: «В чём заключался символ счастья Н. К. Рериха»? Для этого следует по известным формулам высчитать положение точки Счастья (3, стр.55) и на градус обнаруженной точки, найти символическую картину, обозначенную в книге Радьяра. В данном случае это будет 25 градусов Скорпиона, а картина-символ называется… «Рентгеновский снимок». Неожиданный символ указывает на «способность обрести знание структурных факторов всего существования». Радьяр поясняет смысл картины: «Истинный философ способен постичь и оценить то, что лежит за проявлениями жизни». Отсюда следует вывод: Н. К. Рерих как раз и являлся тем «истинным философом» и в этом, судя по всему, и заключалось его счастье. Можно пойти на углубление символа точки Счастья и открыть для себя новый источник информации. Например, составить на координату точки Счастья отдельный гороскоп и получить дополнительно положение градуса МС, Репутации счастья. Она находится в 29 градусах Девы. При этом открывается следующая картина: «Искатель оккультного знания читает древний свиток, который озаряет его ум». В трактовке психоаналитика читаем: «После кризиса следует перестроить и обновить сознание с помощью Откровения Истины Человека». И далее: «Каждый индивидуум … должен идти своим собственным путём к коренному знанию, которое лишь одно создаёт истинную основу возрождения». Именно таковым, в овладении коренным знанием, и воспринимается ныне содержание той Репутации, которая присуща счастью Н. К. Рериха…

Подобные картины-символы могут быть выявлены по многим задаваемым вопросам. Например, можно рассмотреть содержание понятия «профессия». В самом деле, кем более всего являлся Н. К. Рерих? Художником? Философом? Археологом? Мыслителем? Социологом? Политиком? Или, по большому счёту, кем-то другим? Точка Профессии укладывается в 7 градус знака Весы, картина-символ такова: «Женщина, кормящая цыплят и защищающая их от ястребов». Такая вот профессия-символ. В подсказке Радьяра указанная «профессия» связана «с необходимостью столкнуться с противостоянием «сил тьмы» для того, кто пытается кормить умы беспомощных и испуганных новичков». И здесь становится ясно, что истинной профессией Н. К. Рериха являлась «вечная борьба», она же опека и она же охрана тех, кого Учитель вёл за собой. Любопытно, что комментируя обнаруженный тезис, Радьяр упоминает Иисуса Христа: «Тот, кто делает это новое высвобождение, должен принять на себя карму, как успеха, так и неудачи». Что касается Н. К. Рериха, то карму как успеха, так и неудачи философ-мыслитель действительно принял на себя в полной мере.

Проникновение в тайны жизни и судьбы Н. К. Рериха мы начали с аспекта «путешествий». Любопытно, какая картина открывается в точке Путешествий символического гороскопа? Эта точка находится в 9 градусах Козерога и открывает замечательную картину: «Ангел, несущий арфу». Психоаналитик готов видеть в столь необычной картине «откровение духовного значения и цели в сердцевине любой жизненной ситуации». Из дальнейшего пояснения следует: «Картина просто показывает, что «небеса с нами». Всё что нам остаётся, быть откровенными и слушать полную гармонию жизни, в которой мы играем свою роль, необходимую для полноты и значения целого. Для этого мы должны пожертвовать нашим эгосознаниеми войти в универсальное течение, которое для религиозного человека символизируется Божьей Волей».

Уберём из текста слово «мы», заменим его на слово «Рерих» и ещё раз прочитаем текст. Из картины-символа следует, что для Н. К. Рериха «путешествия» являлись способом получать откровения духовного значения, чему как раз и способствовали приближенные к «небесам» горы. Но для этого, как было установлено, следовало полностью отказаться от эгосознания и предаться Божьей Воле, быть откровенным и слушать полную гармонию жизни.

 

 

Часть 2. Символические картины рождения Е. И. Рерих

Из официальных источников известно, что Е. И. Шапошникова (Рерих) родилась в Санкт-Петербурге 12 февраля 1879 года. Однако от близких к Е. И. людей имеется информация о том, что рождение произошло 13 февраля. Установить истину – дело астролога. Рассуждения на эту тему будут таковы. Все сутки 13 февраля Луна находилась в знаке Скорпион, а для Луны это крайне неблагоприятное положение. Луна находится в падении и человек, родившийся в этот период «наследует» уйму негативных черт характера. Таковых у Е. И. и в помине не было. К тому же в этот день «исчезают» благоприятные аспекты Луны с другими планетами, но эти желанные для добропорядочного характера аспекты сохраняются 12 февраля. Однако и 12 февраля Луна также находилась в знаке Скорпион за исключением первых двух часов суток, когда Луна присутствовала в благословенном знаке Весы. Вывод очевиден: гороскоп Е. И., имеющей благотворный характер, наверняка содержал Луну в знаке Весы (хотя и с некоторым вероятным влиянием знака Скорпион). Авторская проработка часа рождения устанавливает, что Е.И. Рерих родилась в 1 час 4 минуты ночи.

Итак, рождение Е. И. Рерих вероятнее всего произошло именно 12 февраля 1879 года. На полдень это дня и составим символический гороскоп.

 

 

А теперь приступим к выявлению картин-символов рождения. Начнём с позиции Солнца. Жизненная и творческая энергия Е. И. «зашифрована» в картине 23 градуса Водолея: «Большой белый медведь, сидящий и покачивающий всеми четырьмя лапами».

В образе картины Радьяр видит «самодисциплину, возникшую в результате интеллектуального развития индивидуальных способностей и правильного упражнения».

И здесь ни убавить, ни прибавить. Тот, кто знаком с биографией Е. И. Рерих, с книгами П. Ф. Беликова и З. Г. Фосдик, охотно согласится с предложенной трактовкой картины. И под безличным «мы» следует разуметь Е. И. Рерих: «Мы может научиться дисциплинировать наши естественные импульсы и употреблять их, для более чем личных целей, что и составляет дисциплину в истинном смысле слова».

Обратимся к картинам главных домов гороскопа. Картина момента рождения (АСЦ) занимает 9 градус Рака: «Маленькая голая девочка нагнулась над прудом, пытаясь поймать рыбку». Именно таковой нарисовала картину обнаруженного градуса ясновидящая, а психоаналитик увидел в картине «первый наивный поиск знаний и вечно ускользающего понимания жизни».

Этот «первый наивный поиск знаний» впоследствии сопровождал Е. И. Рерих всю жизнь. И в этом и заключалась «чистота понимания». В книге З. Г. Фосдик читаем: «Всю жизнь она любила уединения. Даже выйдя замуж, каждое утро приказывала два часа никому её не беспокоить, говоря, что одевается, а сама сидела в это время – читала, а главное, думала» (6, стр.59).

Картина сотрудничества и брака (7 дом) в 9 градусах Козерога впечатляет: «Ангел, несущий арфу». Читатель, конечно же, помнит, что эта же картина открывается в понимании содержания путешествий Н. К. Рериха… Так неожиданно для нас сливаются вместе точки «путешествия» Н. К. и «сотрудничества» Е. И. Рерих. Интерпретация картины под стать содержанию самой картины: «Откровения духовного значения и цели в сердцевине любой жизненной ситуации». Отсюда следует вывод, что, путешествуя с Н .К. Рерихом, супруга несла на себе бремя сотрудничества, а не лёгкой и приятной прогулки. Брак Е. И. так же был настроен на «откровения духовного значения и цели в сердцевине любой жизненной ситуации».

Любопытно, каково содержание «карьеры и профессии» Е. И. Рерих, открывающееся в 20 градусе Водолея? Картина воистину замечательная: «Большой белый голубь, несущий послание». Таков символ профессии «домохозяйки» Е. И. Нетрудно понять, что «большой белый голубь, несущий послание», это не что иное, как Учение Живой Этики «несущие послание» народам мира. И это же «ответ духовных сил на основательные, непрерывные или победоносные усилия индивидуума». И действительно, жизненные усилия Е. И. Рерих, а это является неоспоримым фактом, явились и основательными, и непрерывными, и победоносными. А главное, «вызвали ответ духовных сил».

 

 

Много символизма «на каждом шагу»

Обратимся к содержанию наиболее выразительных для жизни Е. И. Рерих чувствительных точек символического гороскопа. В чём же видится тайна «счастья» Е. И. Рерих? Точка Счастья занимает 21 градус знака Рыбы, картина которого следующая: «Под добрым присмотром китайского слуги девочка ласкает маленького белого ягнёнка». Заметим: речь опять идёт о девочке!

В символе счастья Е. И. предлагается видеть «рост сознания в раннем тактильном сознании чудес простой жизни». То есть, простой жизни, воспринимаемой Е. И. с ранних лет как чудо. И вновь обратимся к свидетельству З. Г. Фосдик: «Елена был чутким ребёнком, её отличали впечатлительность и тонкая наблюдательность. С юных лет в ней жило стремление к красоте в природе и гармонии красок. Рано проявился талант к музыке, и ей прочили большое будущее. Она любила рисовать, и безошибочное знание красок осталось у неё на всю жизнь» (6, стр.41). Возможно, благодаря любви к искусству, Е. И. и выбрала в качестве жениха знаменитого художника…

Точка Судьбы находится в 13 градусе знака Рыбы и открывает следующую картину: «Древняя шпага, бывавшая во многих битвах, выставлена в музее».

И вот она, судьба Е. И. Рерих в трансцендентном понимании: «Благодаря использованию воли, посвящённый человек становится символом мужества для всех, кто следует за ним». Как видим, одной самодисциплины для исполнения судьбы оказывалось мало, потребовалась и редкая по силе воля, которая сделала Е. И. символом мужества для всех, кто следует за ней.

Посмотрим и на выразительную картину точки Любви и Брака, которая занимает 26 градус знака Рак: «Гости читают в библиотеке роскошного дома». Что же мы увидим в содержании любви Е. И.? Оказывается, «переход социальных привилегий на уровень интеллектуального наслаждения». Как тут не вспомнить историю замужества Е. И. и её своеобразный выбор брачного партнёра, а именно Н. К. Рериха: «Она говорила, что поставила себе задачей в жизни выйти замуж за человека – знаменитого служителя искусства, будь то музыкант, певец, художник, живописец или скульптор, но непременно человек с высшим дарованием и талантом» (4, стр. 36).

Определимся и с точкой Сотрудничества, занимающей 21 градус знака Дева. Картина открывается на первый взгляд неожиданная: «Женская (детская) баскетбольная команда». Неожиданную картину следует понимать следующим образом: «Физкультура, как средство привить чувство участия в коллективной культуре». Понятно, что к спорту символ отношения не имеет. Речь идёт о другом. О чем же? Символ интересный, поскольку «мяч должен быть заброшен в узкое отверстие над головой игрока», что, согласно Радьяру, равноценно следующему: «Эгосознание – мяч должно быть поднято наверх к высшей очке круга, готовой принять его». В этом и заключается смысл Сотрудничества Е. И. Рерих с «женской или детской командой» учеников в духе. Но почему именно с женской или детской? Ответ следует из разъяснения психоаналитика: «Подчёркивается определённый тип образовательной деятельности с культурными и эмоциональными обертонами. Это упражнения в групповой интеграции девочек, то есть типа сознания, особенно восприимчивого к коллективным усилиям».

 

Литература

  • Дейн Радьяр «Астрологическая мандала», Москва: Сампо, 2006.
  • Журнал «Грани эпохи», №56, дата публикации 03.12.2013, http://grani.agni-age.net/index.htm?issue=60&article=5616
  • Ян Кефер «Практическая астрология», Донецк: Вежа, 2006.
  • П. Ф. Беликов Рерих. Опыт духовной биографии. Москва: МЦР, Мастер-Банк, 2011.
  • Адамант. «Рерихи и астрологи», 11.07.2013, http://www.lomonosov.org/article/rerixi_i_astrologi.htm
  • З. Г. Фосдик «Мои учителя», Москва: Сфера, 2002.

 

Продолжение следует

 

 


№61 дата публикации: 04.03.2015

 

Комментарии: feedback

 

Вернуться к началу страницы: settings_backup_restore

 

 

 

Редакция

Редакция этико-философского журнала «Грани эпохи» рада видеть Вас среди наших читателей и...

Приложения

Каталог картин Рерихов
Академия
Платон - Мыслитель

 

Материалы с пометкой рубрики и именем автора присылайте по адресу:
ethics@narod.ru или editors@yandex.ru

 

Subscribe.Ru

Этико-философский журнал
"Грани эпохи"

Подписаться письмом

 

Agni-Yoga Top Sites

copyright © грани эпохи 2000 - 2020