Грани Эпохи

этико-философский журнал №83 / Осень 2020

Читателям Содержание Архив Выход

Наталия ЖУКОВА

 

ОСЕНЬ В АССИЗИ

 

Путешествия в духе

 

Из радости рождается всё живущее, радостью оно сохраняется, к радости оно стремится, и в радость оно вступает.

Упанишады (1)

 

Любить – значит прощать. Прощать – значит понять. Понять – значит знать. Знать – значит приблизиться к порогу Мудрости.

Н. К. Рерих (2)

 

Как-то осенью один наш друг побывал в Италии, в городе Ассизи. Он привёз оттуда яркие альбомы с глянцевыми видами города и окрестностей, много фотографий, пёстрые осенние листья, веточки кипариса, сосновые шишки с горы Субазио и сувенирные магниты с фигурками Святого Франциска и Святой Клары. Их головы венчали золотые нимбы, и птицы доверчиво слетели к ним на плечи…

Листая альбомы, глядя на белый средневековый город, окружённый оливковыми рощами, среди зелёных холмов, увенчанных руинами древних крепостей, я любовалась пейзажами далёкой Умбрии, и вдруг сердце загорелось радостью! Ведь именно здесь родился и жил Святой Франциск Ассизский – Великий христианский Светоч, воспевший Вселенское Братство…

 

Ассизи. Провинция Умбрия. Италия

 

 

АССИЗИ

 

Каждый камушек Ассизи

помнит проповедь Франциска,

А порталы старых храмов

слышат звук его шагов;

Там оливковые рощи

шелестят под небом синим,

И доносит братец-ветер

отголоски его слов.

 

Сёстры-птицы вьют там гнёзда,

и под сенью кипарисов

Рдеют, радостью объяты,

сёстры-розы без шипов;

А на дивных фресках Джотто –

хоры ангелов крылаты,

Из лазурного простора

славословящих Любовь.

 

Тише, тише – сердце птицей

улетает в поднебесье –

Вся Вселенная ликует,

чует: Новый Мир пришёл!

И молитва расцветает

в обиходе самом тесном –

Здесь открыл Франциск Ассизский

нам

Божественный

Глагол!

  16 апреля 2011 г.

 

Представим, что мы в Ассизи…

«Священная насыщенность Ассизи ощущается даже случайными прохожими. Тем сильнее она должна ощущаться тем, кто ищет» (3), – писал Николай Рерих.

 

Как мощная Твердыня духа возносится над городом Собор Святого Франциска. Узкие, мощёные камнем улочки ведут к нему, как к единому средоточию.

На этом месте в 1226 году отлетела душа Святого. Тогда же, в XIII веке, здесь был заложен величественный Собор (Базилика) и монастырь Сакро Конвенто.

 

Собор Святого Франциска и монастырь Сакро Конвенто. Ассизи

 

Сюда уже почти восемь веков стекаются толпы паломников… В нижней церкви находятся нетленные мощи Святого.

А в верхней церкви через большие окна со старинными витражами лучи солнца озаряют потоками цветного света росписи гениального итальянского живописца Джотто ди Бондоне (1267-1337).

 

Джотто. Рождество Христово.

Собор Святого Франциска. Ассизи. 1315/20 гг.

 

Святой Франциск – Покровитель Италии, её Божественный Поэт, Душа её народа.

«Кто мог вдохновить такое множество великих поэтов? Кто мог наполнить такими высокими мыслями множество знаменитых деятелей? При чьей молитве сияла над монастырём заря священного Света? Кто воздымался на воздух в экстазе? Кто раскидывал сокровища Благости, как естественные искры своего земного существования? Всё тот же… бессмертный и светоносный… Святой Франциск, – писал Н. К. Рерих. – …Он был выразителем сущности страны. Мятущийся, ищущий дух Италии претворился в Святом Франциске в прекрасном Апофеозе. Что бы ни случилось, куда бы ни повернула народная тропа, дух Святого Франциска останется живым». (4)

Здесь, в городе Ассизи – жемчужине Умбрии – расположенном на склоне горы Субазио, в 1182 году родился Франциск. Сын богатого купца, изнеженный юноша, не жалеющий денег на наряды и развлечения, он проводил всё время в пирах и забавах, окружённый толпою «золотой молодёжи» того времени. Музыка, поэзия, куртуазные романы и мечты о великих рыцарских подвигах – всё изысканное и прекрасное увлекало его. Он был очень щедрым, жизнерадостным, весёлым, любил петь. Он мечтал о великой Славе…

И его мечта сбылась.

Однажды он тяжело заболел и услышал Голос во сне.

– Кому ты должен служить, Господину или слуге?

– Господину.

– Так почему же ты оставил своего Господина?

– Господи, – ответил Франциск с трепетом. – Что я должен для Тебя сделать?

 

Франциск понял, что его позвал Христос. С этого момента его жизнь изменилась. Он осознал, что надо жить по Заветам Христа.

Франциск начинает помогать бедным, ибо Христос сказал: «...То, что вы сделали одному из братьев Моих меньших, то сделали Мне». (5)

Он ухаживает за прокажёнными, обменивается с нищим одеждой и в рубище, босой просит милостыню… В городе над ним смеются, считают сумасшедшим.

 

Монастырь Сан Дамиано

 

Как-то раз за городом он увидел разрушенную церквушку Сан Дамиано (Святого Дамиана). Здесь, перед старинным Распятьем, он просит Христа указать ему, что делать, ибо «вера без дел мертва». И снова слышит Голос:

– Разве не видишь, что дом Мой рушится? Укрепи его.

 

Хрупкий юноша сам собирает камни, носит их, скрепляет раствором, работает день и ночь и восстанавливает церковь Сан Дамиано, а потом – другие…

Для этого ему нужны деньги, и он продаёт товары из отцовской лавки.

 

Отец, узнав о новой выходке сына, разъярился. Ладно бы тратился на развлечения! Ладно бы пускался в юношеские безрассудства, но эта разрушенная церквушка, отшельническая жизнь – такую глупость честный торговец простить не мог! Он подаёт на сына в суд. Тогда Франциск снимает с себя всю одежду и отдаёт отцу, говоря:

– Не отец мне больше Пьетро Бернардоне, лишь один Господь отныне мне Отец.

Освобождённый от всех земных уз, Франциск навсегда покидает родной дом…

 

Одна маленькая церковка, затерянная в лесах на склоне горы Субазио, была особенно дорога ему – её назвали в честь Пресвятой Богородицы Ангельской (Санта Мария дельи Анджели).

 

Церковь Санта Мария дельи Анджели. Фото 2010

 

Люди прозвали её Порциункола (частичка). Здесь, в уединении, он молился. Франциск полностью забыл о себе, его сердце горело пламенной любовью ко Христу, он жаждал отдать Ему все силы, всю свою душу…

 

На зов любви идёт Ответ,

Несущий Разуменья свет;

Твоей благой Стрелы полёт

Всепонимание даёт;

И Луч, в ответ на сердца стук,

Из праха поднимает дух. (6)

 

И Христос открыл Франциску его предназначение.

«...Даром получили, даром давайте. Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха. Ибо трудящийся достоин пропитания». (7)

 

Сердце Франциска запело от радости! Вот Дело его жизни – ходить из селения в селение, из города в город и проповедовать Учение Христа… Он услышал Призыв.

 

Осень в Ассизи. Фото 2010

 

С этого времени он – нищий проповедник Слова Божия. Он свободен, как ветер, он ничего не боится – ему нечего терять… Он счастлив, он преисполнен такой радости, такой всеобъемлющей любви, что все, кто видел или слышал его, невольно поражаются… А потом не могут его забыть.

«Говорил он пылко, всегда вдохновлённый Всевышним, и потому слова его проникали в самую глубину сердца и повергали тех, кто слушал его, в смятенное изумление». (8)

И вскоре люди начинают оставлять свои дела, дома и имущество, приходят к Франциску и просят принять их в его братство. И возникает маленькая община, в которой все равны, все бедны, все любят Бога и ближнего, помогают друг другу, заняты молитвой и трудом…

«…Последователи его, если не молились, работали, выхаживая больных, служа прокажённым, подметая в храмах, а уж затем занимались трудом, которому были обучены.

Наставник служил им примером и предписывал:

«Я желаю, чтобы все мои братья работали и с кротостью вершили добрые дела, дабы избежать праздности, которая есть враг души, не быть людям обузой и честно зарабатывать хлеб свой. Те, кто обучен какому-либо ремеслу, пусть делают, что умеют; те же, кто не обучен, пусть учатся, но стремятся к тому, чтобы работать с верой и благоговением, иначе угаснет дух молитвы, которому должно служить всё преходящее. Пусть остерегаются получить за труд сверх необходимого для пропитания, и пусть никогда не берут денег. Вот такую смиренную жизнь должны вести слуги Божьи, рыцари святейшей Бедности». (9)

 

Чимабуэ. Святой Франциск. Фреска. 1273.

Монастырь Сакро Конвенто. Ассизи

 

 

Молитва Франциска Ассизского

 

О, Господи! Сделай меня орудием Твоего мира.

Чтобы я там любовь проявлял, где меня ненавидят,

Чтобы я прощал, где меня обижают,

Чтобы я соединял, где есть ссора.

Чтобы я правду говорил, где господствует заблуждение,

Чтобы я веру приносил, где давит сомнение,

Чтобы я Свет зажигал, где царствует тьма,

Чтобы я радость давал, где живёт печаль.

О, Господи, не дай мне стремление к тому, чтобы я был утешен,

но чтобы я утешал;

Чтобы ни я был понят, но чтобы я понимал;

Чтобы ни я был любим, но чтобы я любил.

Ведь, кто даёт, тот и получает. Кто сам забывает, тот и находит;

Кто прощает, тот и сам будет прощён;

Кто сам в себе умирает, тот и пробуждается для жизни.

И если мы в Тебе умираем, – мы входим в вечную жизнь. (10)

 

 

* * *

 

В Ассизи проповеди Франциска слушала юная Клара дельи Оффридуччи. Она была из знатного и богатого рыцарского рода, слыла «доброй и прелестной». Незадолго до её рождения, во время молитвы, её мать услышала Голос: «Ты родишь Свет, который озарит мир!» Поэтому она назвала дочь Кларой, что значит «светлая».

Встретив Франциска, чьи пламенные слова озарили её душу, Клара поняла, что хочет посвятить себя Богу.

Чем же увлёк юную и прекрасную Клару нищий и невзрачный Франциск? Своим огнём, примером жизни, своей любовью к Высшему… «Проповедь его поражала… потому, что он говорил так, как жил. (…) Красоту и радость, к которым люди стремятся в жизни, он вкладывал в слова свои, чтобы привлечь к добродетели, то есть действием его было слово, а словом – поэзия, озарённая поступками». (11) «Он был учителем, наделённым всеми дарами глубокого и истинного гения, огромной и щедрой душой – музыкальной, солнечной, свободной от условностей, которая вдохновляла к радости… красоте… добрым делам…» (12)

По примеру Франциска, Клара тайком покидает свой дом и принимает обет бедности, послушания, чистоты и радости. Несмотря на гнев родных, она остаётся в обители Сан Дамиано. Позже к ней присоединяются её сестры и другие девушки из знатных семейств Ассизи.

 

Принятие Клары в братство Св.Франциска. Миниатюра. XV в.

 

Святой Франциск «…бесконечно почитал свою духовную дочь… он обращался к ней и за советом, и за утешением». Когда его мучило сомнение – быть ли ему проповедником или молиться в уединении, он спросил Клару. После молитвы она сказала:

– Вот что велит Господь передать Святому Франциску. Он призвал его…чтобы он сеял добродетель в душах, и многие, благодаря ему, спасутся.

Так в самый важный для Франциска миг кроткая его ученица сделалась наставницей». (13)

Однажды Франциск поделился с братом Леоне чувством «необыкновенной радости». Была уже почти ночь, и они решили отдохнуть возле колодца. Франциск наклонился над колодцем и увидел, как в зеркальной глади воды на дне колодца отражалась полная серебристая луна, и он долго любовался этим как зачарованный.

– Брат Леоне, овечка Божия, – сказал Франциск, – знаешь ли ты, что я вижу в зеркале воды?

– Восходящую луну, – ответил брат Леоне, зная о страстной любви святого к красоте творения.

– Нет, брат Леоне,- возразил Франциск, – я вижу лицо сестры Клары – чистое и сияющее, словно она пребывает в благодати Божьей. (14)

Ясный и чистый образ Клары всегда пребывал в сердце Франциска. Их навеки связали неразрывные узы высокой духовной Любви.

О высшей Любви, воспетой великим Платоном, писала Елена Ивановна Рерих:

«...Любовь по Платону есть чистое устремление и вдохновение… Платон в любви ко благу видел и наивысшее назначение и блаженство человека.(...) Любовь для Платона была великим ведущим Началом. Потому понять эту… любовь могут лишь те, которые преисполнены устремления к самому Прекрасному. Никакие земные проявления любви для них не существуют… Некоторые святые испытывали такую… любовь в своём устремлении к Высшему. Даже иногда такая любовь связывала некоторых из них между собой, но какая чистота сияла в сердцах таких избранников! Вспомним… Святую Клару и Святого Франциска… Как редко они встречались на земном плане, но души их пребывали в полном созвучии и духовной радости». (15)

Трогательная легенда повествует о том, как однажды Франциск пришёл в обитель Сан Дамиано попрощаться с Кларой, перед тем, как отправиться в дальний путь. Была снежная холодная зима.

– Когда же мы увидимся? – с печалью спросила Клара, опускаясь в снег на колени.

– Когда расцветут розы…

Но лишь только Франциск прошёл несколько шагов, как услыхал хрустальный голосок Клары.

 

Церковь Сан Домиано в Ассизи

 

Он обернулся. На голых ледяных ветвях распустились пышные алые розы. Куда ни обращали взоры Франциск и Клара – всюду раскрывались розы, они росли прямо из снега… Небывалая сила Любви совершила чудо! Когда двое разлучаются ради любви к Богу, Он навсегда соединяет их. (16)

 

Святой Франциск и Святая Клара

 

В обители Клара вдохновляла других собственным примером, являя собой «сияние правды». «Когда она возвращалась после моления, – рассказывает одна из сестёр, – все радовались, как будто она сошла с небес». Она воспитывала сестёр и своей неизменной улыбкой, сиявшей, несмотря на недуг, который изнурял её более двадцати лет.

Уже при жизни Клару считали святой. Она обладала даром исцеления, её часто посещали видения…

И в последние часы жизни Франциска Клара в духе была рядом с ним, облегчая его страдания своей любовью, а он, оставаясь истинным поэтом, пел хвалу «сестре Смерти»…

«…Смерть предстала ему как…сестра-избавительница… И тогда мир сошёл в его душу, он почувствовал, что восхищён в те высшие пределы, куда не достигает земная суета. Ему казалось, что он идёт по цветущей тропе к свету, сияющему всё ярче. С последним вздохом он выговорил: «Выведи из темницы мою душу, чтобы мне славить имя Твоё». В этот миг сердце его перестало биться.(…) Внезапно в сумерках послышались движения многих крыльев: это жаворонки слетелись к келье Святого и запели свою песню. В чистой синеве неба зажигались первые звёзды». (17)

 

 

* * *

 

Что особенно привлекает нас в светлом Облике Святого Франциска? Радость и любовь ко всему сущему.

Радости он придавал огромное значение. В Христианстве уныние – это смертный грех. Унылый человек думает лишь о себе, в радости же – благодарность и верность Богу, сердечная чистота, отречение от себя ради других…

Основными чертами Франциска были отзывчивость и сострадание. Под влиянием его жизнерадостной натуры и поэтического чутья, чаявшего живую душу во всём живущем, он любил и понимал всю природу, одушевлённую и неодушевлённую… Весь мир, с живыми существами и стихиями, превращался для Франциска в любящую семью, происходившую от одного Отца и объединённую любовью к Нему.

Всё, что видел Франциск вокруг, бесконечно восхищало его! Прекрасна природа Умбрии: горы и холмы, леса, реки, высокое небо…

 

Окрестности Ассизи. Фото 2010

 

Он пел хвалу Господу и чувствовал своё единство со Вселенной и всеми её обитателями. Всё было для него родным, все были братьями и сёстрами – и Солнце, и звёзды, и ветер, и огонь, и вода, и деревья, и горы, и птицы, и звери, и насекомые…

Он кормил зимой пчёл, поднимал с дороги червяков, чтобы их не раздавили, выкупил ягнёнка, которого вели на бойню, освободил зайчонка, попавшегося в капкан…

И все откликались на его любовь – звери приходили к нему, птицы доверчиво садились на руки… Он любил беседовать с ними.

 

С. Н. Рерих. Святой Франциск Ассизский. 1923

 

Вереницами к нему слетались птицы,

Стаями летали над кустами,

Легкокрылым кругом окружали,

Он же говорил им:

«Пташки-птички, милые сестрички,

И для вас Христос сходил на землю.

Оком множеств ваших не объемлю.

Вы в полях не сеете, не жнёте,

Лишь клюёте зёрна да поёте;

Бог вам крылья дал да вольный воздух,

Перьями одел и научил вить гнёзда,

Вас в ковчеге приютил попарно:

Божьи птички, будьте благодарны!

Неустанно Господа хвалите,

Щебечите, пойте и свистите!» (18)

 

Легенда рассказывает, что однажды святой Франциск усомнился в избранном пути… Желая наказать себя за сомнение, он в отчаянии бросился в заросли колючих розовых кустов. Но чудесным образом острые шипы тут же осыпались и не ранили его. С тех пор в том саду стали расти розы без шипов, их можно увидеть в Ассизи и сегодня.

 

 

* * *

 

Особенно трогательна Беседа Святого Франциска о совершенной радости.

«Однажды, в холодный вечер… шли брат Леоне и Святой Франциск. (…) Их хлестали северные ветра, рясы их были изорваны, а от усталости и голода стужу совсем уже нельзя было перенести. Среди таких лишений лачуги у Санта-Мария дельи Анджели казались королевскими покоями, и странникам придавали сил мысли о других братьях, которые ждали их, оберегали для них лучшие куски от ужина, сохраняли дрова, чтобы разжечь к их возвращению очаг.

 

По дороге в монастырь Карчери. Фото 2010

 

«Брат Леоне, – сказал Франциск, – напиши, что есть совершенная радость». …Брат Леоне был его секретарём, но в ту минуту он сказал так, потому что диктовал очень важную мысль, которая была частью его учения: «Хотя во всех землях братья являют собою пример истинной святости и добродетели, напиши… что не в этом совершенная радость».

Они продолжали путь в молчании, и вновь заговорил Святой Франциск: «Брат Леоне, даже если меньший брат получает от Бога такую благодать, как способность исцелять больных и совершать множество чудес, даже умеет воскрешать мёртвых… напиши, что не в этом совершенная радость».

Некоторое время они молчали, затем Святой Франциск ещё громче заговорил: «Брат Леоне, если меньший брат знает все языки, все науки и писания, и угадывает и открывает нам будущее… напиши, что не в этом совершенная радость».

Они помолчали. Брат Леоне… спрашивал себя, где же тогда искать совершенную радость, а Святой Франциск сказал ещё громче: «О, брат Леоне, даже если меньший брат умеет так хорошо проповедовать, что от проповеди его все неверные обратятся в веру Христову, напиши, что не в этом совершенная радость. (…)»

Выслушав мысли Святого, брат Леоне не знал, что и подумать, и спросил: «Отец… прошу тебя, скажи, в чём совершенная радость?»

Тогда Франциск объяснил: «Я приду в Санта-Мария вымокший, замёрзший, голодный, в грязи; ледышки налипли на край моей рясы, в кровь изрезали мои ноги; и вот я буду долго стучаться в дверь… Тогда придёт брат привратник и спросит: «Кто там?» – и я отвечу: «Брат Франциск», а он ответит: «Уходи…». Но я стану стучать, а он в ярости выбежит наружу, вытолкает меня, осыпая бранью, с такими словами: «Уходи… и не приходи к нам…», а я всё это вынесу и почувствую любовь к нему в своём сердце и весёлость в душе. Брат Леоне, напиши, что в этом – совершенная радость».

Безмолвно стоял брат Леоне и уже не чувствовал ни голода, ни холода, ни усталости, но одно лишь изумление. Франциск заговорил вновь. «…Если затем, измученный голодом… я всё буду настаивать: «Ради Бога, приюти меня…» – и он (…) выйдет, держа в руках дубинку и… бросит меня на землю… перебьёт мне все суставы, а я терпеливо и с радостью снесу всё это, думая о страданиях Христа, напиши, брат Леоне, что это и есть радость совершенная. (…)

 Изо всех божественных даров наилучший способность побеждать самого себя и добровольно с любовью к Христу идти на страдания, переносить проклятия, бесчестия, нужду. За остальные дары Божьи мы не можем прославлять себя, они не наши, а Его, но можем прославить себя, неся крест лишений, ибо крест этот наш». (19)

 

 

* * *

 

«В чём же заключается могущественный мировой магнит Святого Франциска? – спрашивает Рерих. – Конечно, в своём высшем духовозношении Он приближался к Высшему. …Он сливался с Господом. Он знал высокую мощь сердечной молитвы, которая единственно может привести к действительной любви. Для Него любовь была не отвлечённость, но насущное питание Его духа.

Когда я буду писать Святого Франциска, пусть будет Он явлен благословляющим гнездо птиц...» (20)

 

Н. К. Рерих. Святой Франциск. 1932

 

 

Наталия СПИРИНА

ФРАНЦИСК

 

По картине Н. К. Рериха «Святой Франциск»

 

Презрев богатство, в бедность он ушёл,

Оставив всё, он стал самим собой;

Освободившись от страстей и зол,

Поднялся он над пропастью земной.

 

В цепях в плену от радости он пел,

Что пленником являлось только тело,

А он свободен: духу нет предела,

И сам он избирает свой удел.

 

В любви к Христу не ведая преграды,

Познал Франциск слиянья благодать:

Почёл за счастье страшные стигматы

Страстей Христовых на себя принять.

 

Он утверждал вселенское родство

Создателя и созданного мира;

Ему был братом человек и волк

И сёстрами былинки и светила.

 

Всех призывал он восхвалять Творца,

Больших и малых: «Пой, кузнечик, пой!»

И с ними в гимне воспевал Отца

И вёл их в рай нехоженой тропой.

 

И всё внимало пламенным речам

О том, что изначала суждено

Вернуться нам к Началу всех Начал,

В любви вселенской слиться с Ним в одно.

 

И сердце отдыхало от тревог,

И духа наступало торжество;

И братья-звери ластились у ног,

И сёстры-птицы слушали его. (21)

 

26 марта 2014 г.

Новосибирск

 

 

Примечания:

1. Рерих Е. И. Письма в Америку. Т. I. М.: Сфера, 1996. С.108.

2. Рерих Н. К. Любовь Непобедимая. // Держава Света. М.,1999. С.352.

3. Там же.

4. Рерих Н. К. Душа народов // Твердыня Пламенная.

5. От Матф. 25, 40.

6. Спирина Н. Д. Капли. (Сборник стихов).

7. От Матф. 10, 7-11.

8. Стикко М. Святой Франциск Ассизский. Милан, 1990. С.55.

9. Там же. С.61-62.

10. Святой Франциск // Каталог картин Н. К. и С. Н. Рерихов, http://gallery.facets.ru/show.php?id=727

11. Стикко М. Святой Франциск Ассизский. Милан, 1990. С.84.

12. Там же. С.81.

13. Там же. С.91-92.

14. Антонио Сикари. Портреты святых. Клара Ассизская, http://www.christusimperat.org/ru/node/37053

15. Рерих Е. И. Письма. Т. 3. 14.06.1939.

16. Франциск и Клара, http://prometey-spb.su/svetochi/0/frantsisk_i_klara0.html

17. Фрески комплекса Сан-Франческо, http://niistali.narod.ru/cities/Giotto.htm

18. Волошин М. А. Святой Франциск. 1919. //Волошин М. А. Полное собрание стихотворений.

19. Святой Франциск. // Подвижники. Самара, 1992.

20. Рерих Н. К. Любовь Непобедимая. // Держава Света. М.,1999. С.352.

21. Спирина Н. Д. Перед Восходом. (Сборник стихов).

22. Каталог картин Н. К. и С. Н. Рерихов, http://gallery.facets.ru/

 

 


№58 дата публикации: 17.06.2014

 

Комментарии: feedback

 

Вернуться к началу страницы: settings_backup_restore

 

 

 

Редакция

Редакция этико-философского журнала «Грани эпохи» рада видеть Вас среди наших читателей и...

Приложения

Каталог картин Рерихов
Академия
Платон - Мыслитель

 

Материалы с пометкой рубрики и именем автора присылайте по адресу:
ethics@narod.ru или editors@yandex.ru

 

Subscribe.Ru

Этико-философский журнал
"Грани эпохи"

Подписаться письмом

 

Agni-Yoga Top Sites

copyright © грани эпохи 2000 - 2020