Грани Эпохи

этико-философский журнал №82 / Лето 2020

Читателям Содержание Архив Выход

Н. Ковалева

 

Нераскрытая тайна Леонардо

(к 500-летию со дня смерти)

 

Итальянский Фауст

500 лет тому назад, 2 мая 1519 года наш мир покинул один из самых великих и вместе с тем таинственных гениев, когда-либо появлявшихся на Земле. Леонардо да Винчи (1452 – 1519), подлинный титан эпохи Возрождения, и по сей день не перестаёт изумлять весь мир многогранностью дарований, совершенством живописных образов и масштабностью совершённых им научных открытий и изобретений, опередивших его эпоху на века.

Всем понятно, что флорентийский художник оказал колоссальное воздействие не только на итальянское Возрождение, но и на развитие всей земной культуры. Не много найдётся в мировой истории таких деятелей, которых можно было бы поставить в один ряд с загадочным флорентийским Мастером. Люди последующих поколений недаром называли его итальянским Фаустом.

Не поддаётся точному перечислению список областей знания, в которых проявил себя гениальный флорентиец. Художник и скульптор, инженер и конструктор, механик, биолог, ботаник, геолог и химик, астроном, математик, картограф, физиолог и анатом, оптик, акустик, музыкант, певец. Он создавал текстильные машины и ткацкие станки, разрабатывал системы шлюзов для осушения болот и системы орошения полей с помощью труб, конструировал новые виды оружия, создал прототипы акваланга и парашюта, танка и броненосца, работал над созданием подводной лодки, самолёта, вертолёта, планера. Многие учёные считают, что вертолёт и первый вариант современного пропеллера были созданы именно Леонардо. Как отмечают исследователи, прикладная механика Леонардо вызывает восхищение даже привычного к технике ХХ века. Цепная передача и шарикоподшипник, маховик и рессорная колесница (прототип автомобиля), механическая пила, модель спирального пропеллера, различные передаточные механизмы, использование шкивов, блоков, рычагов и приводов, увеличивающих скорость движения – всё это было его изобретениями.

Итальянский Фауст стал пионером и в области изучения и применения силы пара в технике. Он сконструировал паровое ружьё и, более чем вероятно, работал над созданием паровой машины. Леонардо предвосхитил некоторые законы механики, открытые впоследствии Ньютоном. Так принцип инерции много лет назывался не иначе, как принципом Леонардо. В занятиях оптикой великий художник тоже далеко опередил своих современников. Он знал, что зрительные образы на роговице глаза проецируются в перевёрнутом виде, и проверил это с помощью изобретённой им же камеры-обскуры. Знаменитый принцип: «угол падения равен углу отражения» тоже был открыт и сформулирован Леонардо да Винчи. Создавая инструмент, позволявший измерять интенсивность света, Леонардо начертил модель фотометра, не менее совершенного, чем тот, который был предложен триста лет спустя американским учёным Румфордом. Леонардо также объяснил природу феномена лунной тени и полутени, изобрёл очки, которыми сам же и пользовался в пожилом возрасте; для наблюдения за астрономическими явлениями он создал и линзы.

Роберт Уоллэйс в книге «Мир Леонардо» пишет: «Перечень изобретений Леонардо, его идей и усовершенствований можно продолжать до бесконечности: лёгкие лыжеподобные башмаки для хождения по воде – нечто подобное появилось в США в последние годы; перепончатые перчатки для плаванья; вращающийся вытяжной колпак для дымоходов; вращающиеся мельницы для производства тонких, унифицированных листов металла; усовершенствованный насос с центрифугой; машины для производства металлических винтов; идея переносных разборных домов; машины для производства верёвки; шлифовальные машины; эксперименты с волчком, жидкостями, падающими телами; масляная лампа со стеклянной сферой, наполненной водой для усиления яркости света. …вне всякого сомнения, Леонардо – титан науки… Обозревая мысленным взором изобретения Леонардо, понимая, как был высок уровень его знаний, поневоле чувствуешь себя потрясённым» [1].

Потрясёнными знаниями и искусством своего великого соотечественника чувствовали себя и его современники, несмотря на то, что гениальность Леонардо была понята ими, по существу, лишь в двух областях – в живописи и военно-инженерном деле. Значение же большинства изобретений и идей Леонардо так и осталось непонятым его современниками. Флорентийский художник настолько опередил своё время, что его научные работы по-настоящему были оценены только в нашу эпоху.

Огромно и литературное наследие Леонардо, систематизированное и изданное лишь в XIX – XX веках. Исследователи-филологи восхищаются прозаическими произведениями Леонардо, его необыкновенно образным, метким, выразительным литературным языком. Великий мастер оставил миру афоризмы, басни, притчи, аллегории, пророчества. Особую часть его литературного наследия представляют написанные зеркальным почерком дневники. От природы Леонардо был левшой, но поскольку его учили писать правой рукой, он владел одинаково хорошо обеими руками. Тем не менее, большую часть своих записей он писал левой рукой и в зеркальном отображении.

 

 

Образ Леонардо

По свидетельствам современников, Леонардо был необыкновенно колоритной фигурой своей эпохи. Он был исключительно красивым человеком, обладавшим не только прекрасными лицом и фигурой, но и особой грацией. Джорджо Вазари в своём знаменитом сочинении «Жизнеописания прославленных живописцев, скульпторов и архитекторов» (1550 год) писал о нём: «Во всей его наружности было такое сияние красоты, что при виде его всякая печальная душа прояснялась. … Его красоту невозможно было преувеличить, каждое его движение было грациозно само по себе, а его способности были столь невероятны, что он мог с лёгкостью преодолевать любые трудности».

Леонардо любил всё красивое, в том числе оригинальную одежду, и нередко создавал для себя новые модели костюмов, подобно модельеру. По словам Вазари, флорентийский мастер также обладал необыкновенной физической силой, например, «правой рукой мог согнуть дверную колотушку или подкову, как будто они были из свинца». Гениальный художник был также и выдающимся музыкантом: он прекрасно пел и импровизировал на лире, его пение и игра приводили в восторг ценителей музыки.

Из описания, оставленного Вазари, известно и то, что Леонардо обладал необыкновенной добротой и мягкостью характера. Его миролюбивый характер и снисходительность к окружающим были хорошо известны согражданам. Он предположительно был вегетарианцем, любил животных и призывал современников к милосердному обращению с ними.

По-видимому, в дополнение к остальным талантам, Бог одарил великого мастера ещё и необыкновенной скромностью: несмотря на свою красоту Леонардо – практически единственный из всех знаменитых художников своего времени! – не оставил потомкам своего живописного автопортрета. Правда, по мнению ряда исследователей, не только из-за скромности Леонардо миру остался неизвестным его подлинный облик, во всяком случае, в молодости (не все искусствоведы считают подлинным графический, так называемый туринский, автопортрет Леонардо, на котором он предстаёт в образе старца). Как известно, художник обожал всякие загадки, шарады и розыгрыши; может быть, он просто хотел, чтобы потомки поломали голову над тем, каким он был внешне?

Как бы то ни было, существует несколько вариантов предполагаемых портретов Леонардо, выполненных другими художниками, а также несколько столь же гипотетических автопортретов мастера.

Наиболее известны два предполагаемых портрета Леонардо. Одни искусствоведы склонны считать их подлинными и полагают, что они были написаны современниками мастера, но другие утверждают, что это – подделки, созданные не ранее XVIII века. Среди исследователей находятся и такие, кто полагает, что это не просто портреты, а именно автопортреты Леонардо. Однако и по сей день не существует убедительных доказательств того, что на этих портретах запечатлен именно Леонардо, и уж тем более нет аргументов в пользу предположения, что это его автопортреты.

 

Два из нескольких предполагаемых портретов Леонардо да Винчи (авторы неизвестны)

 

Ещё один предполагаемый портрет или автопортрет Леонардо по стилю очень похож на рисунки самого художника; он перекликается и со знаменитым туринским автопортретом да Винчи. Однако большинство искусствоведов не склонны считать это изображение автопортретом мастера; некоторые высказывают предположение, что рисунок мог быть портретом художника, выполненным его любимым учеником Франческо Мельци.

 

Предполагаемый портрет Леонардо да Винчи

 

Совсем недавно, весной 2019 года, в Виндзорском замке в Великобритании был найден рисунок или, скорее, набросок, идентифицированный сотрудником «Royal Collection Trust» Мартином Клейтоном как ранее неизвестный портрет да Винчи. Клейтон обнаружил этот набросок во время отбора рисунков из королевской коллекции для экспозиции. Полагают, что набросок был сделан кем-то из учеников Леонардо. Как отнесутся к данному предположению эксперты – пока неизвестно.

 

Предполагаемый новый (ранее неизвестный) портрет Леонардо из королевской коллекции Виндзорского замка в сравнении с портретом художника, выполненным предположительно Франческо Мельци

 

До недавнего времени считалось, что Леонардо оставил лишь один, так называемый туринский (хранящийся в Турине) автопортрет, который был атрибутирован уже в XIX веке. Это общеизвестный рисунок сангиной (красноватым мелком) и пером головы пожилого человека, сделанный мастером около 1512 года (точнее, в период с 1512 по1516 годы). Изображённый на рисунке старец вполне соответствует сохранившимся описаниям внешности Леонардо в пожилом возрасте. Однако некоторые искусствоведы (и в их числе Мартин Кемп, всемирно известный эксперт по живописи Леонардо, почётный профессор истории искусств Оксфордского университета) не разделяют мнения о том, что этот рисунок Леонардо является именно его автопортретом. Высказывались догадки, что знаменитый портрет старца был всего лишь эскизом к будущей картине Леонардо, на которой он намеревался изобразить какого-либо святого.

 

Так называемый туринский автопортрет Леонардо да Винчи (около 1512 года)

 

Правда, в 2009 году выяснились интересные обстоятельства, связанные с этим образом. Итальянский журналист П. Анджела чисто случайно обнаружил на одной из страниц рукописи Леонардо «Кодекс о полёте птиц», датируемой концом XV – началом XVI века, проглядывающее из-под текста пятно, напоминающее по форме рисунок носа. Последующее изучение этой страницы манускрипта с помощью специальных технологий выявило «записанный» текстом набросок мужского лица, сделанный сангиной.

 

Предполагаемый автопортрет художника,

найденный под текстом на одной из страниц его рукописи

 

Исследователи решили, что этот рисунок может быть автопортретом мастера, выполненным предположительно между 1482 и 1489 годами, когда он работал в Милане при дворе герцога Лодовико Сфорца. Привлечённые к исследованиям искусствоведов эксперты из разных областей – от специалистов полицейских служб до челюстно-лицевых хирургов – сравнили найденный рисунок с туринским автопортретом Леонардо и пришли к выводу, что на этих рисунках изображён один и тот же человек в молодом возрасте и в старости. С этим выводом согласился один из известных экспертов по творчеству Леонардо, профессор Карло Педретти из Калифорнийского института в Лос-Анджелесе [2]. Если данная точка зрения верна, то туринский автопортрет Леонардо всё-таки можно считать подлинным, и, кроме того, из этого следует, что мастер оставил миру ещё один автопортрет (пусть всего лишь в виде наброска) в свои молодые годы.

Наиболее романтичная версия относительно возможных автопортретных изображений художника, высказанная в основном его поклонниками, состоит в том, что Леонардо изобразил себя в облике Иоанна Крестителя на одноимённой картине. Подавляющее большинство искусствоведов, однако, считает, что моделью для образа Иоанна послужил ученик художника, известный под прозвищем Салаи. Будучи бесталанным в плане художественных способностей, этот юноша обладал красивой внешностью и часто позировал Леонардо.

 

Леонардо да Винчи. Иоанн Креститель. 1513 – 1516 гг. Фрагмент

 

Наконец, самая экзотическая из всех версий относительно якобы имеющегося «зашифрованного» автопортрета Леонардо состоит в том, что знаменитая Джоконда представляет собой, так сказать, женский эквивалент самого художника – знаменитый мастер якобы изобразил самого себя в женском облике.

 

 

Главным аргументом столь экзотического предположения служит тот факт, что черты лица Джоконды очень напоминают образ, изображённый на так называемом туринском автопортрете Леонардо. В Интернете существует не одно изображение, на которых лицо с туринского автопортрета Леонардо накладывается на лицо Джоконды, и надо сказать, что утверждение о сходстве этих изображений справедливо. Но зачем мастеру могла понадобиться столь грандиозная мистификация, вот в чём вопрос? Сторонники данной версии, пытаясь объяснить это, напоминают, что художник очень любил всякие шарады и головоломки, и потому, дескать, решил «зашифровать» свой облик в женском портрете. Объяснение не слишком убедительное, прямо скажем. Особенно если учесть, что отношение самого Леонардо к данному портрету было совсем не шуточным.

Кроме того, очевидно, что некоторые мифологические персонажи полотен мастера, такие, как Иоанн Креститель, Вакх и другие тоже имеют некоторое сходство с туринским автопортретом Леонардо, то есть с его собственным лицом. В чём же причина таинственного сходства? Можно попытаться решить эту загадку без излишней мистики и вспомнить, что существуют однотипные по внешности люди, в сходстве которых нет ничего мистического, не случайно же на всём протяжении истории фигурируют сведения о «двойниках» известных личностей (в первую очередь, государственных деятелей), использовавшихся в различных политических интригах. Не исключено, что художник подсознательно предпочитал в качестве моделей для условно-символических героев (ангелов, святых и тому подобное) своих картин людей с однотипными чертами лица, похожими на его собственные.

Мона Лиза же, портрет которой был заказан художнику, могла чисто случайно оказаться похожей на самого Леонардо – опять-таки, если персонаж, известный всему миру как Джоконда, действительно представлял собой реальную женщину по имени Мона Лиза. До сих пор так и не известно точно, кто именно изображён на самом таинственном женском портрете мира. По поводу модели, позировавшей мастеру для этого портрета, существует много самых разных догадок. Помимо уже упомянутой версии о том, что в Джоконде Леонардо якобы воссоздал свой собственный облик, но в женской ипостаси, есть и более реалистичная версия о том, что Джоконда была для Леонардо олицетворением Богоматери, Мадонны, но он почему-то изобразил её без нимба над головой и без младенца. Эта версия отчасти объясняет и особое отношение мастера к этому портрету, с которым он не мог расстаться до конца своей жизни. Видя в своей натуре образ Божественной матери, художник мог наделить его внешними чертами своей собственной, земной матери, с которой его разлучили в возрасте трёх лет; в этом, по мнению авторов данной версии, и состоит причина сходства портрета Леонардо с женским образом на полотне.

 

 

Улыбка Джоконды

Раз уж мы упомянули самое таинственное творение Леонардо, скажем пару слов о том мистическом влиянии, которое бессмертный шедевр производит на зрителей.

 

Леонардо да Винчи. Мона Лиза. 1503 – 1505

 

На наш взгляд, тайна воздействия этого портрета на зрителей состоит в заключённой в нём мощной духовной энергии его создателя. Леонардо был очень привязан к этой картине, он не желал расставаться с нею. До самой смерти он что-то дописывал, что-то изменял в этом портрете. В итоге мастер оставил в этой картине часть своей души; сила его духа, его мысли и чувства навеки запечатлелись и невидимо кристаллизовались в красках этого полотна. Художник буквально намагнетизировал, одухотворил своё создание силой своей мысли. Именно в этом, возможно, и состоит тайна необычайной притягательной силы знаменитого портрета; вложенная в него великим флорентийцем духовная энергия излучается на зрителей через века. Ни таинственные инициалы, будто бы обнаруженные в зрачке глаза Джоконды, ни тот факт, что изображение картины организовано по принципу «двух золотых треугольников» – как пишут исследователи – не способны полностью объяснить силы того воздействия, которое загадочный шедевр производит на людей.

Подобные «живые» образы создавал не только Леонардо. Спустя столетия другой художник – Николай Рерих – тоже создал такие картины, которые привлекали и будут привлекать к ним массы людей; эти полотна также оказывают на зрителей мощное и в то же время необъяснимое духовное воздействие. И искусствоведы ещё долгие годы будут спорить о том, что же является главной тайной рериховских полотен: необычные, светящиеся внутренним огнём краски, удивительные сюжеты или «зашифрованные» в картинах тайные символы и образы…

На картинах одного гения – неуловимая мягкая дымка сфумато, но полотнах другого – светящиеся внутренним светом краски… Но основа воздействия их полотен на зрителей аналогична по своей сути: это мощная, неистребимая в веках духовная энергия, «вложенная» творцами в созданные ими шедевры. Именно эта энергия, наслоенная на картинах, погружает тех, кто их созерцает, в особые состояния сознания, при которых образы картин вдруг начинают «оживать» для них.

 

 

Личность и толпа

Взаимоотношения гения и окружающих его обывателей давно уже стали предметом философских размышлений. Одним людям свойственно преклоняться перед теми, чьи знания и мастерство недостижимы для всех остальных. Другие же почему-то предпочитают завидовать, клеветать и порочить людей, превосходящих своими талантами всех других.

Как и все великие деятели, художник не избежал самых разнообразных сплетен в свой адрес. Леонардо обладал слишком многими талантами и достоинствами сразу, чтобы не иметь завистников и недругов. В этом отношении его жизненный путь был типичным тернистым путём гения – тем более, гения науки, окружённого невежественными и суеверными обывателями средневековой Европы. С их точки зрения, обычный человек не мог столько знать и уметь, одновременно быть столь красивым и умным, сильным и независимым, каким был Леонардо. Следовательно, мастер продал душу дьяволу за обладание этими достоинствами, – так считала невежественная чернь, боявшаяся Леонардо и его научных занятий. Механизмы и приспособления, изобретённые и применяемые художником, приписывались его успехам не в механике и инженерном деле, а в … колдовстве и чернокнижии!

Но среди недругов Леонардо были и люди образованные. Некоторые художники, которые, казалось бы, по достоинству должны были оценить его гений, нередко завидовали ему и злословили на его счёт. Сам Леонардо, будучи человеком удивительно мягким, гармоничным и великодушным по своему душевному складу, менее всего давал своим завистникам какие бы то ни было поводы для клеветы. И всё же одна сплетня в отношении художника пережила его время и до сих пор фигурирует в ряде публикаций, посвящённых жизни и творчеству великого мастера. Речь идёт о предположениях, что Леонардо якобы имел склонность к мужеложству. В основе этой сплетни (если это только можно считать основой) лежит клеветническая выдумка, к тому же анонимная по своему происхождению. Во времена Леонардо правители Флоренции, очевидно, в целях борьбы с возможными заговорами, поощряли анонимные доносы. Для этих целей рядом с Палаццо Веккио был установлен своеобразный «почтовый ящик», прозванный жителями «тамбуро» (барабан). В этот ящик любой желающий мог опустить письмо с анонимным доносом на кого-либо. В случае, если по данному обвинению находились свидетели, оно подлежало расследованию.

В апреле 1476 года (Леонардо тогда исполнилось 24 года) в этом «тамбуро» была найдена «анонимка», в которой четверо молодых людей обвинялись в том, что они якобы занимались любовью с 17-летним Джакопо Сантарелли, служившим моделью в художественной мастерской. Среди имён обвиняемых было и имя Леонардо.

Обвинитель, как и следовало ожидать, так и не был найден, ни один свидетель по этому делу так и не появился, и, хотя дело дважды направлялось в суд, из-за полного отсутствия каких бы то ни было доказательств это разбирательство ни к чему не привело. Однако недоброжелатели Леонардо увидели в чьей-то злобной выдумке повод для наветов и клеветы в адрес художника. И, несмотря на то, что за всю жизнь Леонардо ни одного факта, ни одного конкретного имени, хотя бы в какой-то мере подтверждающих старое обвинение, так и не появилось, сплетня о якобы нетрадиционной сексуальной ориентации художника изредка вновь оживала в устах его недоброжелателей.

В чём состояла живучесть этой сплетни? Во-первых, в том, что у Леонардо действительно было много завистников и врагов, всегда желавших бросить хоть какую-то тень на его имя. Во-вторых, мысль о порочности великих людей всегда нравилась обывателям, стремящимся оправдывать свою собственную низость – или просто посредственность – попытками унизить людей действительно великих, приписывая им несуществующие слабости и пороки… В-третьих, любящим посплетничать обывателям казался странным сам факт того, что отличавшийся удивительной красотой молодой художник не имел подруг, как большинство людей его возраста. (Рафаэль, например, слыл весёлым гулякой и всегда был окружён целыми толпами поклонниц.) Но Леонардо не был женат, а если у него и была возлюбленная – большинству современников не было известно её имя. Есть мнение о том, что Леонардо связывали романтические отношения с Чечилией Галлерани, образованнейшей женщиной Италии той эпохи, утончённой и творчески одарённой: она прекрасно пела, писала стихи на нескольких языках, отличалась не только красотой, но и остроумием. Чечилия была хозяйкой литературного салона, едва ли не лучшего во всей Европе. Современник писал, что в обществе этой дамы можно было встретиться с лучшими умами Милана, а в её салоне встречались и общались самые известные военачальники, художники, философы и поэты этого города. После смерти Леонардо в его архиве нашли черновик его письма, адресованного Чечилии и начинавшегося со слов: «Возлюбленная моя богиня». Современникам было известно, что Леонардо и Чечилия были между собой на «ты», хотя в ту эпоху даже близкие родственники традиционно обращались друг к другу на «Вы» [3]. Полагают, что именно Чечилия изображена на картине Леонардо «Дама с горностаем». Но даже если Леонардо и Чечилию действительно связывали романтические отношения, то они держались в строгой тайне, поскольку Чечилия сначала была фавориткой миланского герцога Лодовико Сфорца, а после его вступления в династический брак была выдана замуж за старого графа Бергамини.

 

Леонардо. Дама с горностаем. Около 1490

 

Таким образом, если у Леонардо и была возлюбленная, то её имя никому не было известно. С другой стороны, все знали, что в доме Леонардо, по традиции тех времен, жили юноши-ученики, некоторые из которых отличались настолько красивой внешностью, что художник писал с них образы ангелов и святых для своих полотен. Очевидно, это и стало в устах недругов Леонардо удобными аргументами в пользу предположения о якобы нетрадиционной ориентации художника. Реальных же оснований для подобных предположений никогда не существовало. Известно, например, что подобными склонностями отличался выдающийся соперник Леонардо – Микеланджело Буонаротти, и это доказывается фактами и свидетельствами; но нет ни одного сколько-нибудь достоверного свидетельства о том, что у Леонардо были интимные отношения с его учениками.

Тем не менее, в нашу эпоху подобные суждения не только не утратили своей актуальности, но и, похоже, получили определённое развитие – в сторону ещё большего опошления. И до сих пор выдумка о том, чего никогда не было, продолжает гулять из одной публикации о Леонардо в другую. В частности, некоторые искусствоведы упоминают о необычайной красоте образа Иоанна Крестителя на картине Леонардо. При этом одни считают, что утончённость святого Иоанна, граничащая с женоподобием, свидетельствует о вырождении принципов классицизма в творчестве мастера и о том, что Леонардо в данном случае выступает инициатором маньеризма; а другие полагают, что внешность Иоанна говорит об «особых» симпатиях живописца к женоподобным юношам.

 

Леонардо да Винчи. Иоанн Креститель. 1513 – 1516 гг.

 

Леонардо действительно изобразил Иоанна Крестителя не как согбённого старца, а как прекрасного молодого человека в одеждах отшельника. Но тем, кто не прочь был приписать гению пороки, свойственные иным обывателям, было невдомёк, что Леонардо, как образованнейший человек своей эпохи, был знаком с древними эзотерическими традициями и ненавязчиво использовал их символику в своих картинах.

Одним из символов тайных учений древности являлся Андрогин, прообраз совершенного человека, воплотившего в себе единство двух космических начал – мужского и женского. Не был ли этот символ использован Леонардо в изображении Иоанна Крестителя?

В гностическом христианстве символ Андрогина явно имел отношение к будущему человечества, к наступлению Золотого века истории, связанного с достижением людьми духовного совершенства. Так, ученик Е. И. Рерих А. Клизовский, цитируя основателя александрийской философской школы Климента Александрийского, учителя Оригена, пишет: «Святой Климент Александрийский, ученик апостола Иоанна, сохранил не записанное в Евангелии изречение Господа: «Спросила же Его Соломия: «Когда придёт царствие Твоё?» И сказал Иисус: «Когда два будут одно и мужское будет женским и не будет ни мужского, ни женского» (Stromata, III, XIII, 92).

В этом изречении Христа, кроме указания на равенство Начал, содержится предсказание трёх будущих эпох развития человечества. Слова: «Когда два будут одно» указывают на наступающую эпоху, когда мужчина и женщина не будут более соперничать, но будут жить, действовать и думать как одно целое. Следующие слова: «Когда... мужское будет женским» – говорят о преобладании женского Начала и означают возврат к андрогинному состоянию. И, наконец, изречение «Когда... не будет ни мужского, ни женского» указывает на наступление такого периода, когда полярность потеряет своё теперешнее значение, ибо и мужское, и женское будет в каждом Начале» [4].

По поводу эволюции материальной формы человеческого существа в будущих расах (эволюционных типах человечества) Е. И. Рерих писала: «Все символы Андрогина имеют целью указать на необходимость двух Начал в Космосе во всех его проявлениях для жизни и равновесия. (…) Красота есть в слиянии духа двух Начал, но, конечно, вид физического плана далеко отстоит от духа. Перемена видов может соответствовать расширению сознания. (…) И будущие расы будут улучшаться и утончаться в формах по мере роста духовности, чтобы вернуться в конце шестой и к началу седьмой расы к состоянию уплотнённого астрального тела» [5].

Вполне возможно, что в облике Иоанна Крестителя великий художник изобразил Совершенного Человека – человека будущего, то есть той самой эпохи, о которой Соломия спрашивала Христа: «Когда придёт царствие Твоё?» Этот человек на картинах мастера наделён прекрасной внешностью, символизирующей красоту совершенной и целостной человеческой души, облачённой в столь же прекрасное тело. И не вина Леонардо в том, что и его современники, и некоторые представители нашей эпохи – в силу их собственных моральных качеств – даже в облике Совершенного Человека узрели не идею грядущего совершенства человеческой расы, а намёк на порок. Истинно, каждый судит в меру собственной испорченности!

 

 

«Йогом был Леонардо да Винчи…»

Сколько бы ни спорили искусствоведы и поклонники живописи о том образе жизни, который вёл Леонардо, лучше всего о его вкусах и предпочтениях говорят его собственные дневники. В них мы встречаем следующие замечания: «Страсть ума прогоняет чувственную страсть… Кто не может обуздать свои похотливые желания, ставит себя на один уровень с животными…» и т.д.

Почему даже в молодом возрасте Леонардо не привлекали обычные радости жизни, которые для большинства людей являются чуть ли не главным смыслом существования?

Думается, потому, что Леонардо обладал не только творческим гением, но и высочайшим духовным потенциалом, следствием чего и были необыкновенные самодисциплина и сила воли, свойственные ему. Уже с юных лет будущий гений осознавал, что цель его жизни состоит не в разбазаривании времени и энергии на примитивные удовольствия, а в научных изысканиях и творчестве.

Гений же Леонардо был необычен вдвойне, потому что заключался не только в феноменальных интеллектуальных, художественных и музыкальных способностях, но и в редчайших духовных качествах, в частности, в присущем ему даре ясновидения.

В том, что Леонардо да Винчи обладал необычными духовными и психическими способностями, нет никаких сомнений. Биографы великого художника и историки науки до сих пор не могут понять, каким образом Леонардо мог достичь столь обширных познаний в различных науках, учитывая общий уровень развития науки его эпохи. Необычные психические способности Леонардо проявились и в его художественном творчестве. Например, исследователи давно уже отметили, что уловить некоторые положения крыльев летящих птиц, которые запечатлел в своих рисунках флорентийский гений, можно, лишь засняв их полёт на видеокамеру и затем просмотрев его в замедленном темпе. Таким же образом обычный человек мог бы проследить и движение отдельных струй в потоке льющейся воды. Но Леонардо каким-то непостижимым образом улавливал эти тончайшие, скрытые моменты природного бытия невооружённым глазом…

Как известно, ясновидение бывает разным по своему уровню. Способность предсказывать судьбы отдельных людей, свойственная, в принципе, многим, в эзотерической философии считается лишь одним элементом ясновидения. Высшая же ступень ясновидения состоит в способности предвидеть грядущие события в планетарном масштабе, а также в умении проникать в тайны Природы и человеческой истории…

Таким даром владели только единицы. И именно подобной способностью обладал Леонардо, – только этим можно объяснить тот гигантский скачок в будущее, который он сделал, опередив научное развитие своей эпохи на многие столетия.

Кроме научных открытий, художником было сделано немало пророчеств в отношении будущего развития мировой науки, которые по своей значительности не уступают предвидениям Нострадамуса. Известно множество рисунков Леонардо, на которых изображены апокалипсические картины – грозные потопы, сметающие всё на своём пути, сцены других природных катаклизмов… Леонардо явно предвидел нелёгкое будущее нашей цивилизации. Предвидел он и многие открытия грядущих эпох, о чём говорят страницы его рукописей:

«Люди будут разговаривать друг с другом из самых отдалённых стран и друг другу отвечать»;

«Ты увидишь себя падающим с великих высот без всякого вреда для тебя»;

«Люди будут ходить и не будут двигаться; будут говорить с тем, кого нет, будут слышать того, кто не говорит»;

«Люди (...) будут собственной персоной мгновенно разбегаться по разным частям мира, не двигаясь с места».

Эти и подобные им пророчества говорят о том, что Леонардо действительно «видел» будущее.

Подлинное, творческое ясновидение требует от своего обладателя не только необычного психодуховного потенциала, но и особого образа жизни, главным условием которого является чистота моральная и физическая. Такой чистотой и обладал Леонардо. Возможно, его одиночество было предопределено: он был ясновидящим, и к тому же – человеком, опередившим своё время не только в интеллектуальном, но и в духовном смысле. Не было ничего удивительного в том, что рядом с ним не оказалось родственной души, способной понять и разделить его жизненный путь.

Некоторые из современных исследователей творчества итальянского художника всерьёз полагают, что под именем Леонардо да Винчи в мир пришёл великий Пророк и духовный учитель. Другие утверждают, что Леонардо был путешественником во времени, пришедшим в эпоху Возрождения из Будущего. Третьи считают, что загадочный флорентиец был посланником внеземной цивилизации, направленным на нашу планету для того, чтобы содействовать ускорению духовной и интеллектуальной эволюции землян… Какими бы фантастическими ни казались подобные предположения, следует отметить одно: Леонардо и в самом деле был больше, чем просто гениальным художником и учёным. Он был одной из самых загадочных личностей не только своей эпохи, но и всей земной истории.

Кем же был великий флорентиец в действительности?

Истинную суть гения-ясновидящего смогли понять лишь духовные учителя более близкой к нам эпохи. Ими стали выдающийся индийский философ и общественный деятель, создатель учения интегральной веданты, Шри Ауробиндо и его духовная сподвижница Мирра Альфасса, которую ученики Ашрама Ауробиндо называли Матерью. В одной из своих работ Мирра Альфасса со слов Ауробиндо отметила: «Йогом был Леонардо да Винчи, и он был, если не самым величайшим, то одним из величайших, художником».

Этот вывод кому-то может показаться неправдоподобным. Что могло быть общего с йогами у итальянского живописца эпохи Возрождения? Но в учении Агни-Йоги говорится о том, что санскритское слово «йога» означает соединение человеческого сознания с Высшим, Космическим разумом. А практика йоги была призвана помочь человеку через его собственный внутренний мир найти связь с миром Божественного.

«…Художник, как и йог, входит в глубокое сосредоточение, ожидая и получая вдохновение. Чтобы создать что-то истинно красивое, он должен вначале заглянуть внутрь себя, постигнуть его как целое в своём внутреннем сознании; только, когда это найдено, увидено и удержано внутри, он может выразить его внешне, создать его в соответствии со своим внутренним видением. Это, своего рода, йоговская наука, так как посредством её художник входит в тесную связь с внутренним миром…» – писала Мирра Альфасса об эзотерической основе подлинного искусства живописи. Аналогичные мысли высказываются и в записях духовного ученика Рерихов Бориса Абрамова: «Путь искусства – йогический, ибо требует от идущего этим путём развития и обострения органов чувств и многих качеств духа. Фотоаппарат глаза или аппарат слуха должны быть доведены до совершенства…» [6]

В этом смысле Леонардо да Винчи действительно был йогом, имеющим связь с Божественным Разумом, и только этим могут быть объяснены его феноменальные достижения во многих областях науки и искусства!

Главная тайна великого флорентийца заключалась, помимо его гениальности, ещё и в его высочайшем духовном уровне. Эзотерические учения утверждают, что подобный уровень духовного развития не может быть слепой игрой природных сил. И индивидуумы, обладающие подобными качествами, появляются на Земле тоже не случайно. Самим своим появлением среди масс обычных людей они несут особую миссию – миссию ускорения духовно-интеллектуальной эволюции всего общества. Возможно, не так уж и неправы те, кто считает Леонардо посланником Высших сил, выполняющим на Земле духовную миссию. Но кто, какая сверхчеловеческая воля направляет в наш мир подобных посланников? Есть ли на свете Высшие силы, управляющие земной эволюцией, или вся земная история – не более, чем цепь случайностей?

В учениях теософии и Агни-Йоги говорится, что на нашей планете издавна существовал центр Космического Разума, своеобразное представительство Высших сил, незаметно для людей направляющих земную эволюцию. В этом центре объединились великие духовные Учители мира и их ученики, достигшие под руководством своих наставников высших ступеней духовного развития и необычных творческих способностей. Загадочное содружество мудрецов и Учителей на Востоке называют Шамбалой, а на Западе – Белым Братством…

Согласно эзотерическим философским учениям, душа человека бессмертна. Более того – она способна хранить в себе память о прошлых воплощениях, все знания и умения, приобретённые в течение многих земных жизней. Гении и талантливые люди – это, прежде всего, души, прошедшие немало земных воплощений, во время которых они и смогли развить свои интеллектуальные, психические и духовные способности до уровня гениальности. Среди подлинных гениев, когда-либо посещавших наш мир, было немало и тех, кто в своих прошлых воплощениях были учениками и сотрудниками Учителей Белого Братства. Веками и тысячелетиями, воплощаясь среди обычных людей, посланцы Высшего Разума несли людям новые знания и достижения в науке и искусстве, способствуя тем самым культурному развитию всего человечества.

Не был ли одним из них и Леонардо да Винчи?

В книге «Надземное» из серии Агни-Йоги духовные Учители таинственной гималайской обители касаются истории создания летательных аппаратов людьми нашей цивилизации. При этом Они невольно приоткрывают тайну личности великого флорентийца: «… наш возлюбленный Леонардо заложил основы научного воздухоплавания…» («Надземное», 121).

В уже цитировавшейся нами книге Роберта Уоллеса «Мир Леонардо» говорилось, что научные достижения Леонардо заложили основы для многих других важных изобретений. И дело здесь не только в известном из Агни-Йоги мыслетворчестве и цементировании пространства (которыми сопровождались научные работы да Винчи). Как известно, после смерти Леонардо его рукописи остались в руках самого преданного его ученика, Франческо Мельци. Вазари, посетивший Мельци в 1566 году и видевший этот архив, упоминает о «бесчисленном количестве томов» рисунков и записей Леонардо.

Мельци хранил наследие своего обожаемого Учителя как зеницу ока, как святыню в течение всей своей жизни, и своему приёмному сыну Орацио завещал так же бережно хранить их. Однако после смерти Мельци Орацио не выполнил наказ своего отчима. Не понимавший истинное значение так бережно хранимых отчимом бумаг, Орацио частично распродал их, частично просто растерял. Как пишет Р. Уоллэйс, «… бумаги Леонардо пошли нарасхват. Манускрипты и отдельные листы покупались, продавались, их крали, уступали за меньшую плату… В конце концов, они разошлись по всему свету. (…) Невозможно сказать, какая часть наследия Леонардо потеряна. Половина? Больше?» [1]

Тем не менее, в последующие эпохи немалая часть утраченных рукописей Леонардо дошла-таки до тех, кому они действительно были нужны, – эти бумаги попали в руки учёных. А они по достоинству оценили доставшиеся им многие чертежи, описания и наброски из страниц рукописей Леонардо, активно использовав их в своей изобретательской и научной деятельности. Во многом Леонардо действительно заложил основы научных изобретений последующих эпох – этому помог его рукописный архив, разошедшийся по всему свету.

Но вернёмся к загадочной фразе из книги «Надземное». Сама фраза – «наш возлюбленный Леонардо» – говорит о многом, а именно, о близости таинственного гения Кватроченто к Великому Белому Братству. Ещё больше о Леонардо мы узнаём из писем и дневников Елены Ивановны Рерих…

Вдохновителями Леонардо были духовные Учители Белого Братства, и это – главная тайна великого флорентийца, до сих пор неизвестная большинству искусствоведов, историков и исследователей всего мира.

 

Примечания:

1. Уоллэйс Р. Мир Леонардо. М.: 1997.

2. artinvestment.ru/news/artnews/20090303_leonardo_self_portrait.html

3. Википедия: ru.wikipedia.org/wiki/Галлерани,_Чечилия

4. Клизовский А. И. «Основы миропонимания Новой эпохи».

5. Рерих Е. И. Из письма от 05.05.34.

6. Грани Агни Йоги. Том 1 (1960 г.)

 

 


№77 дата публикации: 04.05.2019

 

Комментарии: feedback

 

Вернуться к началу страницы: settings_backup_restore

 

 

 

Редакция

Редакция этико-философского журнала «Грани эпохи» рада видеть Вас среди наших читателей и...

Приложения

Каталог картин Рерихов
Академия
Платон - Мыслитель

 

Материалы с пометкой рубрики и именем автора присылайте по адресу:
ethics@narod.ru или editors@yandex.ru

 

Subscribe.Ru

Этико-философский журнал
"Грани эпохи"

Подписаться письмом

 

Agni-Yoga Top Sites

copyright © грани эпохи 2000 - 2020