Грани Эпохи

этико-философский журнал №82 / Лето 2020

Читателям Содержание Архив Выход

Н. Ковалёва

 

К 185-летию со дня рождения
Е. П. Блаватской

12 августа исполнится 185 лет со дня рождения одной из самых таинственных женщин мира, автора фундаментальных философских трудов, основательницы мирового Теософского движения. И жизнь, и философские работы Блаватской настолько необычны, что о них можно рассказывать в десятках книг – и всё-таки не исчерпать эти темы до конца. В эту юбилейную дату хочется сказать хотя бы несколько слов о научно-философском наследии нашей великой соотечественницы, вокруг которого и сегодня, как и полторы сотни лет тому назад, идёт непримиримая борьба сторонников и противников.

Фундаментальные труды Е. П. Блаватской занимают особое место в мировом философском наследии. Они как были, так и остаются для вдумчивых читателей кладезем уникальных знаний о мире и человеке – таких знаний, которых невозможно найти ни в официальной науке, ни в религиях. А особенно интересно и ценно то, что за огромным количеством фактов, приводимых в книгах Блаватской, стоит особое мировоззрение, оригинальный и аргументированный взгляд на природу Космоса и человека. В мировоззрении, с которым читателя знакомят книги Блаватской, нет излишнего скептицизма и предвзятости по отношению к духовным феноменам, характерного для современной науки; нет в нём и догматизма, свойственного религиям. В этом и состоит непреходящее значение философских работ Блаватской, равно как и самого учения теософии, которое она принесла в мир – теософское учение утверждает новый, объективный подход к истолкованию самых разных феноменов в природе и в человеке, новое мировоззрение и миропонимание, способное помочь человеку понять истинную природу Космоса, Земли и самого себя.

У любого вдумчивого читателя после знакомства с «Разоблаченной Изидой» и «Тайной Доктриной» невольно возникает вопрос: откуда взялись у автора этих книг столь глубокие познания? Очевидно, что, даже будучи трижды гением, Блаватская не смогла бы в одиночку собрать для своей книги столько научного материала, включающего в себя огромное количество фактов из самых разных отраслей знания – философии, истории, медицины, географии, филологии, религиоведения, истории искусств, геологии, минералогии, ботаники, биологии, психологии и других отраслей науки. Елена Петровна никогда не скрывала источника своих знаний – они были переданы ей духовными Учителями мудрости, или Махатмами – членами тайной обители, веками существовавшей на Востоке. В Тибете эту обитель называют Шамбалой, на Западе – Белым Братством. Идея существования Братства Адептов высшей мудрости может показаться кому-то мистической, но на самом деле никакой мистики в этом нет, и на сегодняшний день есть немало веских доказательств того, что духовные Учители Блаватской были реальными историческими лицами. Множество фактов, свидетельств и исторических примеров в пользу этого вывода приведено в книге «Аватары Шамбалы»[1] .

Себя саму Блаватская считала упасикой, светской (то есть живущей в миру, среди обычных людей) ученицей Махатм. Как ученица Адептов Востока, она приняла вверенное ей Учителями поручение – возвестить в западных странах основы древнейшего духовно-философского наследия, способного ускорить духовное развитие всего человечества. Она принесла людям подлинное, свободное, всеобъемлющее Знание – но одному Богу известно, сколько нападок, клеветы и мучений ей пришлось претерпеть за это…

 

 

Оклеветанный пророк

Книги Блаватской в современной России пользуются большой популярностью, но наряду с этим в определённой части общества (и даже в среде учёных-философов), как и во времена господства советской идеологии, бытуют представления о Блаватской как о шарлатанке и создательнице какой-то маргинальной мистической религии. Живучесть подобных мифов о Блаватской в России объясняется, с одной стороны, идеологическими штампами советских времён (когда любое учение, противоречащее догмам узкого материализма, причислялось к «чуждой идеологии», мракобесию и т.п.), а с другой стороны, многолетней клеветнической деятельностью идейных врагов теософии.

Ещё при жизни у Блаватской (а главным образом, у учения теософии) было исключительно много врагов. К таковым относились и некоторые представители католичества, и профессиональные медиумы и спириты, и материалисты-скептики. Трудно даже представить себе, сколько злобной лжи и клеветы излили на гениальную основательницу теософского движения её идейные противники. Отголоски этой мощной клеветнической кампании появляются и в наше время, в виде известных ещё с XIX века мифологем о Блаватской как о шарлатанке и создательнице лже-учения. Враги Е. П. Блаватской изрядно «потрудились» на ниве очернения её имени не только в западных странах, где жила и работала Блаватская, но и в России. Бывший одно время учеником и соратником Блаватской Всеволод Соловьёв (брат знаменитого философа) впоследствии приложил особые усилия, чтобы оклеветать основательницу теософии в глазах российских читателей. Причина его предательства была весьма прозаической: Соловьев надеялся стать преемником Блаватской на посту председателя Теософского общества, но духовные Учители Блаватской рекомендовали другую кандидатуру на этот пост. Честолюбивые замыслы Соловьёва не осуществились, и поэтому он не только моментально разочаровался в идеалах теософии, но и стал злейшим врагом Е. П. Блаватской. Решив оклеветать Блаватскую в глазах русскоязычных последователей теософии, Соловьёв написал книгу «Разоблаченная жрица Изиды», в которой излил на свою бывшую духовную наставницу буквально ушаты грязи, обвиняя её во всех мыслимых и немыслимых грехах. Поскольку книга была написана на русском языке, она уже до революции получила достаточно широкое распространение в России, в то время как изданные на английском языке работы последователей Блаватской, рассказывавшие правду и о ней самой, и о теософии, оказались менее доступными российскому читателю. К счастью, Соловьёву дала достойный ответ сестра Е. П. Блаватской, Вера Петровна Желиховская, опубликовавшая небольшую по объёму работу «Е. П. Блаватская и современный жрец истины», в которой, опираясь на факты, доказала лживость обвинений Всеволода Соловьёва в адрес Блаватской. Однако в годы господства советской идеологии правдивые (в том числе иностранные) источники о Блаватской оказались за семью печатями, зато созданный Соловьёвым образ Блаватской как шарлатанки был взят на вооружение как вполне отвечающий духу тогдашних идейных установок.

Немало продолжателей клеветнического дела Всеволода Соловьёва обнаружилось и в современной России. Первым, кто уже в наше время оболгал Блаватскую, а заодно и учение теософии, стал А. Н. Сенкевич – как ни странно, востоковед по образованию – повторивший в своей книге «Елена Блаватская», изданной в 1999 году и переизданной несколько раз под другими названиями, все лживые выдумки, сочинённые врагами теософского движения ещё в XIX веке. Философские основы теософии доктор филологических наук Сенкевич представил в своей книге не иначе, как «завиральные идеи», при этом так и не объяснив читателю, почему же в наше время эти самые идеи стали основой серьёзных научных (в том числе диссертационных) исследований. Показательным примером намеренной фальсификации теософии служит и очередное пропагандистское сочинение дьякона А. Кураева «Уроки сектоведения», первая часть которого посвящена самому грубому извращению основных идей теософского учения. На поприще извращения идей теософии и связанного с ней учения Агни-Йоги подвизается ещё целый ряд публицистов, поставивших себе целью оболгать и эти учения, и их создателей – Блаватскую и Рерихов.

Однако, несмотря на непрекращающиеся попытки скомпрометировать выдающиеся философские учения, просвещённая общественность уже расставила все точки над «и» в вопросе о том, кем была для мировой культуры Елена Блаватская и что представляет собой учение теософии. Достаточно затронуть хотя бы одну область знаний, содержащихся в книгах Блаватской – историю древних народов планеты и их культурного наследия – чтобы понять, насколько серьёзные и глубокие научные проблемы были подняты Е. П. Блаватской и какое значение они имеют для современной науки.

 

 

Тайны древних народов

Начнём с вопроса о происхождении тех знаний, которые были положены в основу книг Блаватской. Понятие эзотерики, или тайноведения, – тайного знания, передаваемого лишь узкому кругу избранных учеников – известно в наши дни широкому кругу читателей, особенно тех, кого интересуют вопросы самосовершенствования, непознанные явления природы и человеческой психики. Мистические явления, паранормальные способности, тайна происхождения человечества, загадки исчезнувших цивилизаций, проблемы духовного самосовершенствования – эти вечно актуальные для пытливых умов вопросы традиционно считаются частью эзотерических познаний. Элементы этих знаний существуют во всех древних культурах нашей планеты. Но кто стоял у истоков этого знания? В какие времена оно сформировалось как особая область человеческой культуры, и какими путями происходило распространение этого знания по всему миру?

Согласно теософии, эзотерическое знание вместе с основами всех наук и искусств пришло к нам из незапамятной древности, от высокоразвитой доисторической цивилизации, существование которой официальная наука до сих пор не признаёт. Теософия утверждает, что эволюционный процесс на планете осуществляется циклически. Каждая человеческая раса (эволюционный тип людей[2] ) проходит в своём развитии циклы зарождения, развития и упадка; после этого она сменяется новой расой. Эти циклы исторического развития длятся многие миллионы лет. Е. П. Блаватская пишет о том, что современному человечеству предшествовали иные расы, то есть иные эволюционные типы людей, населявшие обширные территории Земли в доисторические времена. В одном из распространённых преданий, встречающемся в культурах всех древних народов, утверждается, что «существовало много рас людей, предшествовавших нашей нынешней расе. <…> В «Законах Ману» ясно упоминается шесть рас, последовавших одна за другой»[3] .

Более подробно эта тема рассмотрена в одном из важнейших источников по теософии – письмах Махатм, автором большинства которых был один из Великих Учителей Востока, Махатма Кут Хуми. В его письме, написанном в октябре 1882 года, говорится: «В эоценовый период, даже в «самом его начале», люди большого цикла четвёртой расы – атланты – уже достигли своей наивысшей точки, и большой континент, отец почти всех ныне существующих континентов, показал первые признаки опускания – процесса, который закончился 11 446 лет назад, когда его последний остров (переводя его туземное название, мы можем назвать его довольно точно – Посейдонис) погрузился в воду со страшным грохотом. <…> Лемурию также нельзя смешивать с Атлантическим континентом, как и Европу с Америкой. Оба континента опустились и затонули со своими высокими цивилизациями и «богами», однако между обеими катастрофами истёк короткий период около 700 000 лет. «Лемурия» расцвела и закончила свою жизнь как раз около этого незначительного промежутка времени до начала эоценового периода, так как её раса была третьей. Усмотрите остатки этой, когда-то великой, нации в некоторых плоскоголовых аборигенах вашей Австралии! Не менее справедлива критика, отвергающая добрую попытку автора населить Индию и Египет уцелевшими потомками Атлантиды. Без сомнения, ваши геологи очень учёны, но почему бы не иметь в виду, что под исследованными ими континентами, в недрах которых они нашли «эоценовый период» и принудили его выдать им свои тайны, могут быть глубоко скрытые в неисследованных ложах океана другие, гораздо более древние континенты, чьи слои никогда геологически не изучались, и что они могут в один прекрасный день совершенно перевернуть их теперешние теории, иллюстрируя таким образом простоту и великие истины, связанные с индуктивным «обобщением» в противовес их призрачным предположениям? Почему бы не допустить – воистину, никто из них никогда не думал об этом, – что наши нынешние континенты, подобно «Лемурии» и «Атлантиде», уже не раз погружались под воду и имели время вновь появиться и пронести новые эволюционные типы человечества, или цивилизаций? И что с первым большим геологическим поднятием при следующем катаклизме в серии периодических катаклизмов, которые происходят от начала до конца каждого Круга[4] , наши уже изученные вдоль и поперёк континенты опустятся, тогда как Лемурии и Атлантиды вновь поднимутся?[5] »

Таким образом, согласно теософскому учению, начало новых циклов развития планеты и человечества сопровождается глобальными природными катаклизмами, при которых одни континенты поднимаются со дна океанского ложа, а другие континенты, наоборот, опускаются в океанские воды, как это произошло с землями Атлантиды. Человеческие расы и подрасы появляются и исчезают, сменяя друг друга не строго последовательно, а как бы накладываясь одна на другую: в эпоху существования расы атлантов на соседних континентах появились первобытные люди – предшественники нашей расы, точно так же, как и в современном мире появляются первые люди новой, более духовной, чем мы, расы (на Западе одарённых детей, предположительно принадлежащих к новой расе, назвали детьми индиго). Графически смену рас можно представить следующим образом:

 

[-------Лемурия (3-я раса)--------]

[------Атлантида (4-я раса)-----]

[---Современное человечество (5-я раса)---]

[------------ Новая, 6-я раса ------------]

 

В результате глобального катаклизма, описанного в Библии как Всемирный потоп, основной континент Атлантиды опустился на дно океана, сокрыв от учёных последующих эпох основную массу артефактов, свидетельствующих о реальном существовании великой древней цивилизации. Как пишет Е. П. Блаватская, «…в различные эпохи прошлого, огромные острова и даже материки существовали там, где теперь бушуют лишь пустынные водные пространства. В их потонувших храмах и библиотеках археолог нашёл бы, если бы он мог исследовать, материалы, чтобы заполнить пробелы в том, что представляем себе, как историю. Говорят, что в отдалённую эпоху путник мог пересечь то, что теперь является Атлантическим океаном, почти во всю длину по суше, переезжая лишь на лодках с одного острова на другой, где в то время существовали лишь узкие проливы»[6] .

Относительно предания о сменах исторических циклов развития и человеческих рас Блаватская пишет: «В конце каждого «великого года» <….>на нашей планете происходит большая физическая революция. Полярный и экваториальный климаты постепенно обмениваются местами, первый медленно передвигается по направлению к экватору, а тропическая зона со своей роскошной растительностью и кишащей животной жизнью заменяется суровыми пустынями ледяных полюсов. Эта смена климатов обязательно сопровождается катаклизмами, землетрясениями и другими космическими конвульсиями[7] . По мере того как океанские вместилища будут смещаться, в конце каждого десятитысячилетия и одного нероса[8] произойдёт полувселенский потоп наподобие легендарного Ноева потопа. И этот год по-гречески называется гелиакал; но никто вне стен святилищ ничего определённого не знал о его длительности и о других подробностях. Зима этого года называлась катаклизмом или потопом, а лето – экпиросис. Распространённое предание говорит, что в течение этих чередующихся времён года мир поочередно будет сжигаться и затопляться. Это то, что мы по меньшей мере узнаем из «Астрономических фрагментов» Цензорина и Сенеки»[9] .

Согласно работам Блаватской, не все земли атлантов погибли сразу: процесс разрушения прежних континентов и изменения конфигурации материков шёл миллионы лет. Основной континент Атлантиды погрузился в океан более миллиона лет тому назад, а её последний оплот – остров Посейдонис – затонул сравнительно недавно, около 12 тысяч лет тому назад. Многие народы Атлантиды, руководимые их духовными Учителями, смогли пережить глобальный катаклизм, заблаговременно перебравшись на другие материки. Как становится понятным из «Разоблаченной Изиды», на других континентах в те времена жили другие группы народов, принадлежавшие к той же расе атлантов. Атлантов принято считать людьми гигантского роста, но в книгах Е. П. Блаватской говорится, что таким ростом обладали лишь самые ранние ветви (или подрасы) народов этой расы; другие народы той же цивилизации по своему физическому облику были более похожи на нас. Кроме того, раса атлантов включала в себя разные антропологические типы людей, в числе которых были народы с белой, жёлтой, красной и чёрной кожей, как и среди современного человечества. В «Разоблаченной Изиде» говорится, что великие и таинственные цивилизации Древней Индии и Древнего Египта были наследниками великих знаний ушедшей цивилизации – именно этим объясняются необыкновенные достижения арийцев и древних египтян в науках и искусствах, превосходящие в ряде областей познания современного человечества. Ссылаясь на исследования различных учёных и приводя целый ряд примеров, Е. П. Блаватская доказывает, что цивилизация Древнего Египта обладала такими знаниями и технологиями, которыми не располагает наша наука и техника. При этом Блаватская задаётся вопросом: «Не можем ли мы приписать причину вышеприведённого высказывания тому факту, что до самого последнего времени ничто не было известно о древней Индии; что эти две нации, индийская и египетская, были родственны; что они были старейшими в группе народов [всего мира] и что восточные эфиопы, могучие строители, пришли из Индии уже созревшим народом, принеся с собой свою цивилизацию, и, возможно, они колонизировали незанятую египетскую территорию?»[10]

 

 

Безмолвные свидетели прошлого

Главным доказательством величия таинственной ушедшей цивилизации остаются на протяжении тысячелетий грандиозные архитектурные памятники древних. Читатель найдёт в книгах Блаватской не только вдохновенное описание множества мегалитических архитектурных сооружений незапамятной древности, но и уникальные сведения о целях и принципах строительства этих памятников. Современные египтологи откровенно признают, что науке наших дней по-прежнему неизвестно истинное назначение пирамид; распространённое мнение о том, что пирамиды играли роль усыпальниц фараонов, является лишь гипотезой, не более того. Е. П. Блаватская в своих книгах открыла истинное назначение пирамид, подтверждая свои слова ссылками на определённые принципы строительства этих величественных сооружений, учитывая их астрологическую символику и астрономическую ориентацию, определённое количество комнат в пирамидах, обычаи египтян, касающиеся изготовления мумий и т.п. факты. В «Разоблаченной Изиде» Блаватская упоминает и другие архитектурные памятники Древнего Египта: неповторимое чудо света – Великий Лабиринт, описанный Геродотом, считавшим его много совершеннее пирамид; огромный архитектурный комплекс Карнака – жемчужины древних Фив.

Е. П. Блаватская также подчеркивает, что не только в Египте остались великие архитектурные сооружения, свидетельствующие о могуществе былых народов и их стран. Не менее величествен и загадочен храмовый комплекс Нагкон-Ват, находящийся на территории современной Камбоджи. Описывая это чудо древней архитектуры, Блаватская проводит параллели между ним и индийскими храмами Эллоры, древними строениями Мезоамерики, британским Стоунхенджем и другими сооружениями, прозванными циклопическими (согласно древним преданиям, эти постройки возводили гиганты, или циклопы). Высказанная в «Разоблаченной Изиде» идея существования на всей планете доисторической высокоразвитой цивилизации объясняет и многие тайны древнейших народов Мезоамерики, также обладавших необыкновенными познаниями и совершенными строительными технологиями. Строителями древних пирамид Мезоамерики принято считать инков, ацтеков и майя, но не являются ли эти народы – несмотря на их древность – всего лишь далёкими потомками и наследниками тех, кто в незапамятные времена возводил эти сооружения, весьма напоминающие пирамиды Древнего Египта?

Анализируя эзотерический символизм древнейших архитектурных сооружений Египта, Камбоджи и Мексики, Е. П. Блаватская подводит читателя к выводу о том, что создателями всех этих памятников были представители всей той же древнейшей расы, некогда существовавшей на Земле практически повсеместно, и обладавшей единой религиозной символикой и единой технологией возведения монументальных сооружений. С этим выводом трудно спорить, т.к. в «Разоблаченной Изиде» приводится немало фактов и вполне серьёзная аргументация. Блаватская пишет: «Присутствие искусственных озёр и их своеобразное расположение на освященной земле тоже является фактом большого значения. Озёра внутри пределов Карнака, озёра на участке Нагкон-Вата и вокруг храмов мексиканского Копана и Санта Круз дел Киче обнаруживают одно и то же своеобразие. Кроме обладания ещё и другими значениями, вся их площадь распланирована в соответствии с циклическими вычислениями. В друидических построениях обнаруживаются те же самые священные и мистические числа. Сложенные из камней окружности состоят из двенадцати, из двадцати одного или из тридцати шести камней. В этих окружностях центральное место принадлежит Ассару, Азону, или богу окружности, каким бы другим именем он ни назывался. Тринадцать мексиканских богов-змеев имеют дальнейшее отношение к тринадцати камням друидических руин. Т (тау) и астрономический крест Египта бросаются в глаза в нескольких галереях, уцелевших среди развалин в Паленке. На одном барельефе во дворце в Паленке, на западной стороне, можно видеть Тау, высеченное как иероглиф прямо под сидящей фигурой. Стоящая фигура, которая наклоняется над первой, изображена как накрывающая её голову левой рукою покрывалом посвящения, тогда как правая рука фигуры поднята, а указательный и средний палец указывают на небо. Поза эта в точности такова, как у христианского епископа, дающего благословение, или как та, в которой часто изображается Иисус во время Тайной Вечери. Даже индусского бога мудрости (или магических познаний), с головой слона, Ганешу, можно найти среди лепных фигур мексиканских развалин»[11] .

На основе множества фактов Блаватская приходит к выводу о том, что «…все религиозные памятники старины, в какой бы они стране и в каком бы климате они ни находились, являются выражениями одних и тех же мыслей, ключ к которым находится в эзотерической доктрине. Без изучения последней, напрасны будут старания разгадать тайны, веками хранящиеся в храмах и развалинах Египта, Ассирии, Центральной Америки, Британской Колумбии и Нагкон-Ват Камбоджи. И хотя эти храмы были построены различными народами, и ни один из этих народов веками не имел сношений с другими народами, то также несомненно, что все они были запланированы и построены под непосредственным наблюдением священнослужителей. И духовенство всех народов, хотя и совершало обряды и церемонии, которые могли внешне отличаться друг от друга, очевидно, было посвящено в те же самые традиционные мистерии, в которых учили по всему миру. Чтобы дать возможность лучшего сравнения между образцами доисторической архитектуры, находимыми в наиболее противоположных точках планеты, нам нужно только указать на грандиозные индийские развалины Эллора в Деккане, мексиканские Чичен-Ица на Юкатане, и ещё более величественные руины Копана в Гватемале. Они представляют такие черты сходства, что кажется невозможным избегнуть убеждения, что они были построены людьми, движимыми одними и теми же религиозными идеями, и что эти люди достигли равного уровня в высокой цивилизации, в искусствах и науках»[12] .

Е. П. Блаватская особо подчёркивает тот факт, что официальная наука мало что знает о древнейших народах планеты, и утверждает, что «…если мы не поведём изучение в том же направлении, в каком его вели древние жрецы, то и на будущее у нас мало шансов. Мы знаем только то, что они позволяли знать непосвящённым, но то малое, что мы о них узнаем путём дедукции, должно быть достаточным, чтобы убедить нас, что даже в девятнадцатом веке, несмотря на наши претензии на превосходство в мастерствах и науках, мы не только не в состоянии построить что-нибудь подобное памятникам Египта, Индии и Ассирии, но даже не можем снова открыть наименьшего из «утерянных искусств» древних»[13] .

Всё это, бесспорно, свидетельствует в пользу истинности теософской теории циклического характера исторического процесса и существования на Земле высокоразвитой доисторической цивилизации, предшествовавшей современному человечеству.

Ещё одна заслуга Блаватской как автора состоит в том, что, помимо изложения теософской точки зрения на проблемные темы древней истории, она проанализировала взгляды передовых учёных своей эпохи и нашла среди них немало единомышленников в ряде вопросов. Разумеется, далеко не все собратья по науке разделяли точку зрения этих учёных, но тот факт, что их мнение соответствовало взглядам, утверждаемым Е. П. Блаватской, говорит сам за себя. Уже в XIX веке находились учёные, понимающие, что теория происхождения и эволюции человечества, принятая официальной наукой, не является единственно верной. Так, например, ссылаясь на мнение крупного археолога XIX века, Блаватская пишет, что «… сэр Гарднер Уилкинсон[14] сильно выразился по поводу извлечённых из земли сокровищ древних, добавляя, что «там нет никаких следов примитивного образа жизни или варварских обычаев, но есть некая стойкая цивилизация, дошедшая с отдалённейших времён»»[15] .

Немного отвлекаясь от основной темы, заметим, что аналогичную точку зрения – только не о египтянах, а о праславянских народах – высказал в своё время великий русский художник Н. К. Рерих, являвшийся в то же время и выдающимся археологом своей эпохи. Рерих был первым в России историком и археологом, который обратил внимание современников на то, что представления официальной науки о древнейших эпохах развития человечества не соответствуют многим историческим и археологическим фактам. Он был убеждён, что на русских землях во времена каменного века жили не дикие племена, а народы, обладавшие развитой культурой. Свою позицию художник аргументировал прежде всего результатами своих археологических исследований. По его мнению, на территории России уже в эпоху неолита была развитая культура, ничем не уступавшая культурам древнейших цивилизаций мира: «Неолит же русский изобилует и богатством своим, и разнообразием предметов искусства. В русском неолите находим все лучшие типы орудий.

Балтийские янтари, находимые у нас с кремниевыми вещами, не моложе 2000 лет до Р. Х. Площадки богатого таинственного культа в Киевской губернии, где находятся и полированные орудия, по женским статуэткам обращают нас к Астарте Малоазийской XVI и XVII века до Р. Х.

При Марафоне некоторые отряды ещё стреляли кремниевыми стрелами! Так переплетались культуры.

Русский неолит дал груды орудий и обломков гончарства на берегах рек и озёр. С трепетом перебирая звонко звенящие осколки и складывая разбитые узоры сосудов, изумляешься силе воображения, заключённой в них. Особо заметим осколки гончарства. Тот же орнамент богато украшал и одежду, и тело, и разные части деревянных построек, всё то, что время истребило»[16] .

В своих работах Рерих не однажды писал, что современной исторической науке мало что известно о древнейших эпохах существования Руси: «Не может ли возникнуть вопрос: каким образом Киев в самом начале истории уже оказывается таким исключительными центром культуры и искусства? Ведь Киев создался будто бы так незадолго до Владимира? Но знаем ли мы хоть что-нибудь о создании Киева?

<...> Не будем презирать и предания. В Киеве будто бы был и апостол – проповедник. Зачем попал в далёкие леса проповедник? Но появление его становится вполне понятным, если вспомним таинственные, богатые культы Астарты малоазийской, открытые недавно в Киевском крае. Эти культы уже могут перенести нас в XVI – XVII века до нашей эры. И тогда уже для средоточия культа должен был существовать большой центр.

Можно с радостью сознавать, что весь великий Киев ещё покоится в земле в нетронутых развалинах. Великолепные открытия искусства готовы также и для наших дней. То, что начато сейчас раскопками Хвойко, надо продолжить государству в самых широких размерах. Останавливаемся на исследовании Киева только потому, что в нём почти единственный путь углубить прошлое страны»[17] .

Возвращаясь к теории цикличности исторического развития, изложенной Блаватской, отметим, что в современной России появилось немало сторонников этой теории. Группа независимых российских учёных взяла на вооружение данную теорию и с этих позиций проводит исследования древнейших культур Мезоамерики и других стран мира. Активисты этой исследовательской группы основали фонд «Третье тысячелетие», в рамках деятельности которого ими ведётся не только экспедиционная, но и просветительская работа, выражающаяся в создании научно-популярных фильмов, посвящённых загадкам древней истории. Один из созданных этим фондом фильмов с характерным названием «Запрещённая история»[18] мы очень рекомендуем посмотреть читателям. В фильме убедительно, на конкретных примерах доказывается, что сторонники теории существования на Земле древнейшей доисторической цивилизации, есть и среди современных западных учёных; интересен при этом факт ярого неприятия этой теории последователями ортодоксальной исторической науки.

 

 

Пирамиды в Европе

Также интересно отметить, что некоторые современные археологические открытия доказывают правоту мнения Блаватской о существовании на нашей планете единой древнейшей цивилизации. К фактам такого рода можно причислить открытие Семиром Османажичем целого комплекса пирамид в Боснии, в 22 километрах от города Сараево, столицы Боснии и Герцеговины. В 2005 году археолог-любитель Семир Османажич, 15 лет посвятивший изучению пирамид Латинской Америки, предположил, что имеющий удивительно правильную пирамидальную форму холм высотой 213 м. в окрестностях города Високо в Боснии (местные жители называли его горой Височицей), является на самом деле скрытой под слоем земли пирамидой[19] . Эта гора в Боснии издавна была окружена ореолом легенд и преданий; жители Високо на протяжении многих поколений находили в окрестностях Височицы искусно обточенные камни со странными орнаментами и украшали этими камнями фасады своих домов и изгородей.

В 2006 году Османажич с помощью волонтёров начал раскопки и обнаружил множество доказательств тому, что холм действительно таит под слоем почвы, поросшей деревьями и травой, древнее мегалитическое сооружение. Высота предполагаемой пирамиды много больше, чем самой большой из великих египетских пирамид, но исследователи полагают, что пирамида в Боснии уникальна тем, что изначально представляла собой естественное образование из песчаника, которому древние строители лишь придали правильную форму. Рядом с этой пирамидой, названной боснийской пирамидой Солнца (по аналогии с известной пирамидой майя), Османажич открыл три пирамиды меньшей высоты и один комплекс непирамидальной формы – все они также представляли собой поросшие растительностью холмы. Раскопки Османажича вызвали резкую критику ортодоксальных учёных, которые даже потребовали от правительства Боснии запретить Османажичу проводить археологические исследования, мотивируя это тем, что в ходе их могут быть нарушены культурные слои средневековья и древности (эпохи Древнего Рима), хотя известно, что средневековые и более древние памятники города Високо находятся в нескольких сотнях метров от тех мест, где были начаты раскопки. Многие представители официальной науки выступили с критикой предположения Османажича о том, что холм является пирамидой, утверждая, что он представляет собой естественное природное образование. Долгое время археологические исследования Османажича считались псевдонаучными. В Археологическом парке Високо (так стали называть местность, на которой велись исследования Османажича) побывали многие учёные, в том числе из России; некоторые из них подтвердили, что холмы, раскапываемые Османажичем, имеют искусственное, а не природное происхождение и представляют собой архитектурные сооружения; однако скептически настроенные учёные отрицательно отзывались об исследованиях Османажича, продолжая утверждать, что холмы образовались естественным путём и никаких пирамид под ними нет. Но вскоре археолог-любитель и его сторонники обнаружили подземные туннели, ведущие под основание холма, причём внутри них были найдены обработанные мегалитические плиты, а на дне этих туннелей в ряде мест сохранилась древняя каменная кладка. Кроме того, у основания пирамиды Луны, расположенной в той же местности, на глубине одного метра была обнаружена кладка из одинаковых каменных плит, террасами восходящая к пирамиде.

 

Каменная кладка на южной стороне пирамиды Луны.

Фото с сайта: http://www.perunica.ru/istoria/996-piramidy-v-bosnii.html

 

Внутри холма Вратница, расположенного в той же местности, также обнаружили гладко отполированные многотонные плиты, составляющие сложную конструкцию из каменно-бетонных блоков, идентичных тем, которые были найдены в пирамидах Високо, и весьма похожие на те, из которых построены великие египетские пирамиды. (Холм Вратница имеет не пирамидальную форму; по мнению Османажича он представляет собой древний храмовый комплекс.) Фотографии артефактов, обнаруженных Османажичем, уже не позволяют говорить о том, что холмы, на которых ведутся исследования, имеют исключительно естественное, природное происхождение. В ходе раскопок в Археологическом парке были найдено множество небольших каменных плит с орнаментами, которые, возможно, служили облицовочными плитами, покрывавшими стены пирамиды. Все эти находки лишний раз свидетельствуют в пользу предположения о том, что Османажичу и его сторонникам удалось обнаружить целый комплекс мегалитических сооружений, возведённых неизвестными науке народами.

Отвечая на критику своих оппонентов, Османажич также приводил в пример найденные в различных местах Боснии и Герцеговины огромные гранитные сферы, или шары, имеющие доисторическое происхождение. Всего их найдено восемь; все они имеют одинаковый размер и весьма совершенную форму. В местечке Завидовичи даже был открыт Археологический парк «Боснийских каменных шаров» (The Archaeological Foundation of ‘Bosnian Stone Balls’).

 

Гранитные сферы Боснии.

Фото с сайта: http://www.perunica.ru/istoria/996-piramidy-v-bosnii.html

 

Ряд учёных согласились с выводами Османажича, в противовес скептически настроенным археологам, отрицающим возможность существования пирамид в Европе. В 2006 году в Археологическом парке Високо побывали двое российских учёных из Института Земли имени Шмидта, – директор этого института, известный специалист по изучению пирамид, академик РАН Олег Хаврошкин и его коллега, специалист по аномальной сейсмологии и геофизике, профессор Владислав Циплаков. Российские учёные подтвердили, что каменные блоки, обнаруженные в пирамиде, имеют не естественное, а искусственное происхождение, и, следовательно, речь действительно идёт об открытии в Боснии пирамид. Известные учёные из Египта – геолог, доктор Али Баракат и археолог Эль Хадиди – также признали, что каменные блоки, обнаруженные в боснийской пирамиде Солнца, имеют искусственное происхождение. Эти блоки длиной от 2 до 3 метров сделаны из бетона, химический состав которого существенно отличается от современного бетона. Специалисты нескольких боснийских институтов, в том числе Строительного института в Сараево, тоже подтвердили, что блоки изготовлены из бетона. Кроме того, боснийские геодезисты установили, что все четыре стороны пирамиды Солнца сориентированы по сторонам света, а северная её сторона направлена к Полярной звезде. Таким же образом сориентированы пирамиды Египта и Мексики. Следовательно, европейские пирамиды строили представители той же загадочной цивилизации, которая возвела пирамиды Египта и Мексики?

Вполне возможно, что в будущем пирамиды будут найдены не только в Европе. Мы уже цитировали слова Е. П. Блаватской о тех природных переменах, которые периодически происходят на планете в ходе смены космических циклов развития: «Полярный и экваториальный климаты постепенно обмениваются местами, первый медленно передвигается по направлению к экватору, а тропическая зона со своей роскошной растительностью и кишащей животной жизнью заменяется суровыми пустынями ледяных полюсов». Вполне возможно, что ныне закованные в ледяные панцири полярные области, как и холмы Боснии, таят в себе интереснейшие археологические артефакты, доказывающие существование доисторической цивилизации и в этих краях. Во всяком случае, фотоснимки трёх геометрически правильных пирамидальных холмов в Антарктиде поневоле вызывают ассоциации с горой Высочицей в Боснии, в основе которой оказалась пирамида.

 

Одна из так называемых «пирамид» Антарктиды.

Фото: https://new.vk.com/civilizatia

 

Завершая тему археологических артефактов существования доисторической цивилизации, вспомним о теории взаимосвязи всех мегалитических сооружений в мире, высказанной последователями так называемой альтернативной истории (иными словами, неакадемических исторических исследований). Если эта теория верна и в распределении древних памятников архитектуры по лику Земли есть некая система, это тем более подтверждает идею Блаватской о существовании на всей планете древней высокоразвитой цивилизации, предшествовавшей современному человечеству. Известно, что ряд последователей альтернативной истории приписывает создание мегалитических памятников и такие артефакты, как рисунки на плато Наска, исключительно палеоконтактам, то есть гипотетическим визитам на Землю инопланетян. Но если технические возможности исчезнувшей цивилизации во многом не уступали современным достижениям (а в архитектуре даже превосходили таковые), то не будет ли резонным предположить, что необъяснимые наукой археологические артефакты оставили не инопланетяне, а земляне – предшественники нашей расы (кем бы они ни были – лемурийцами, атлантами, арийцами или кем-либо ещё)?

Как бы то ни было, думается, что аналогичные боснийским пирамидам историко-археологические «сюрпризы» ждут своего часа и в России. Н. К. Рерих не случайно писал о том, что нам мало что известно о древнейшей жизни наших предков. Возможно, настанут времена, когда артефакты существования доисторической цивилизации, населявшей некогда всю планету, будут обнаружены и на территории России, открыв перед учёными новую страницу познания прошлого нашей страны.

 

 

Знание, ставшее тайным

Есть нечто провиденциальное в том, что именно памятники искусства – главным образом, архитектуры – являются главными (в смысле их очевидности для всех) и практически бессмертными свидетелями существования на Земле доисторических высокоразвитых цивилизаций. Не случайно Учителя Блаватской придавали такое значение искусству в процессе духовной эволюции всего человечества; ныне же искусство (прежде всего архитектура) выступает к тому же и главным артефактом, подтверждающим правоту учения Махатм о древнейших эпохах существования человечества.

Но не только архитектурные памятники подтверждают утверждения о том, что в доисторические времена на Земле уже существовала высокоразвитая цивилизация. В «Разоблаченной Изиде» приводятся ссылки на многие интересные артефакты, свидетельствующие о высочайших познаниях и умениях народов древних рас. Е. П. Блаватская отмечает: «Если уж современные мастера настолько опередили древних, то почему они не могут восстановить для нас утерянные умения, которыми обладали наши после-потопные прадеды? Почему они не дают нам неблекнущих красок Луксора – пурпура тирианцев; яркого вермильона и ослепительной сини, которыми украшены стены этого места и которые сегодня так же ярки и свежи, как в день их нанесения; неразрушающегося цемента пирамид и древних акведуков; дамасского лезвия, которое можно было скрутить в его ножнах наподобие штопора и при этом не сломать; великолепных, ни с чем несравнимых оттенков цветного стекла, которое находят среди песков древних руин и в оконных перекладинах древних соборов; и секрета подлинного ковкого[20] стекла? И если химия почти неспособна состязаться по некоторым искусствам даже с ранним средневековьем, зачем тогда хвастать достижениями, которые, по всей вероятности, были хорошо известны тысячи лет тому назад? Чем дальше развиваются археология и филология, тем сильнее уязвляют нашу гордость открытия, которые они ежедневно совершают, и тем больше славных свидетельств они приносят в пользу тех, кто в силу своей отдалённости во времени считались невежами, погрязшими в трясине суеверия»[21] .

Книги Блаватской ставят читателя лицом к лицу с многочисленными фактами, свидетельствующими о непревзойдённом совершенстве древних мастеров в оптике, алхимии (и химии, естественно), обработке металлов, производстве текстиля и ряде других областей. Более того, Е. П. Блаватская анализирует мировоззрение древних философов и некоторые открытия современных ей учёных, и на примере многих научных идей доказывает, что открытое в XIX столетии «новое» – это просто хорошо забытое старое. «Что может лучше иллюстрировать теорию циклов, нежели следующий факт? – говорится в «Разоблаченной Изиде». – Почти за 700 лет до Р. X. в школах Фалеса и Пифагора преподавалось учение об истинном движении Земли, её форме и о целой гелиоцентрической системе. А в 317 году нашей эры мы находим, что Лактантий, наставник Криспа Цезаря, сына Константина Великого, учил своего ученика, что Земля плоская, и плоскость эта окружена небом, которое состоит из огня и воды; он также предостерегал своего ученика от еретического взгляда, что Земля имеет шарообразную форму!

Каждый раз, когда мы, охваченные гордостью при каком-либо новом открытии, оглядываемся назад в прошлое, мы обнаруживаем, к нашему недовольству, некоторые следы, которые указывают на возможность, если не на полную определённость, того, что наше якобы открытие не было полной неизвестностью для древних»[22] .

Знакомясь с приведённым в работах Блаватской множеством фактов, говорящих об огромных познаниях древних народов, невозможно не задать вопрос – почему же эти познания оказались недоступными большинству человечества и остались уделом меньшинства? Теософия даёт нам ответ и на этот вопрос. В неумолимом беге времени народы рас лемурийцев и атлантов уходили с исторической арены, и их великое знание не находило себе преемников среди представителей новой, нашей расы: она находилась тогда в младенческом периоде своего развития. Хранителями древнего знания на Земле вечно оставались Адепты Белого Братства, международное братство духовных Учителей всего мира. Веками Учители хранили знание основ всех наук и искусств, и по мере развития новых рас постепенно передавали его лучшим представителям человечества.

Сокровенное знание, или эзотерическая философия, была неотъемлемой частью древнего знания, содержащей в себе его идейные основы и мировоззренческие принципы. Духовные Учители Востока прикладывали колоссальные усилия, чтобы распространять это знание среди людей, но само человечество в своём невежестве неуклонно стремилось уничтожать и источники этого знания, и его редких носителей в нашем мире. В силу этого, а также некоторых других причин эзотерическое знание никогда не выдавалось невежественным толпам. В «Разоблаченной Изиде» приводится целый ряд фактов, свидетельствующих о том, как планомерно и варварски уничтожались источники древних знаний в прошлые века: «…вандалы раннего христианства, позднейшие крестоносцы и фанатики средневековья <…> уничтожили три четверти того, что осталось от Александрийской библиотеки и её последних школ. Профессор Дрейпер доказывает, что один только кардинал Ксименс «предал пламени 80000 арабских рукописей на площадях Гренады, причём среди них было много переводов классических авторов». В Ватиканских библиотеках было обнаружено, что в наиболее редких и драгоценных древних трактатах целые абзацы были выскоблены, вычеркнуты для того, чтобы вместо них вписать нелепые псалмы!»[23]

«Один только Диоклетиан сжигал целые библиотеки с сочинениями по «тайным наукам»; ни одна рукопись, трактующая об изготовлении золота и серебра, не избегла гнева этого неотесанного тирана. <…> …языческие и христианские вандалы уничтожали такие литературные сокровища, где бы они им не попадались; <…> император Александр Север прошёл весь Египет, собирая священные книги по мистицизму и мифологии и разграбляя все храмы…»[24]

Отношение невежественных людей к высшим знаниям, до восприятия которых они не доросли, было давно известно тем, кто таким знаниями обладал, именно поэтому эти знания всегда были эзотерическими, то есть рассчитанными на узкий круг последователей. В святилищах и школах тайноведения в древности могли обучаться лишь избранные, наиболее подготовленные духовно и интеллектуально ученики. При этом передача знаний от учителей ученикам осуществлялась устно. Те немногочисленные фрагменты эзотерической доктрины, которые были записаны и дошли до наших дней, не отражают всей полноты древнего знания, к тому же эти источники записаны особым символическим языком, сравнимым с тайнописью, понять которую мог лишь посвящённый. Именно поэтому те фрагменты эзотерической мудрости, которые дошли до наших дней в виде письменных источников, кажутся современным учёным наивными и несостоятельными. Получая посвящение от высших жрецов-иерофантов, будущий посвящённый давал обет неразглашения передаваемых ему знаний, обещая не передавать их непосвящённым ни в устной, ни в письменной форме.

Одним из посвящённых древности был великий философ Платон. В своих книгах Е. П. Блаватская рассказывает о неизвестном современным учёным аспекте философского наследия Платона. Платон также принимал участие в мистериях и был посвящён в эзотерическое знание, в силу чего он не имел права передать потомкам в устной или письменной форме большинство из того, что знал. Это касалось и вопроса об Атлантиде. Рассказ Платона об Атлантиде Блаватская интерпретирует в «Тайной Доктрине» следующим образом: «Если гипотеза – ныне вызывающая такие сомнения и решительно отвергаемая некоторыми учёными авторами, рассматривающими это, как шутку Платона – будет когда-либо удостоверена, тогда, пожалуй, учёные поверят, что описание материка, обитаемого Богами, не было вполне басней[25] . И тогда они поймут, что осторожные намёки Платона и то обстоятельство, что он приписывал рассказ этот Солону и египетским жрецам, было лишь безопасным способом передать этот факт миру, и, в то же время, искусно переплетая истину с вымыслом, он не связал с собою сказание, выдача которого запрещалась ему обетами, принятыми при Посвящении»[26] .

И далее: «Платон, повторяя рассказ, переданный Солону жрецами Египта, намеренно смешивает – как поступил бы каждый посвящённый – два материка и приписывает небольшому острову, который погрузился последним, все события, относившиеся к двум огромным преисторическим и традиционным материкам. <…> Платон должен знать, как и каждый посвящённый Адепт, историю Третьей Расы[27] после её Падения, хотя, как произнесший обет молчания и тайны, он никогда не выдавал своего знания в многословии»[28] .

Таким образом, относительно известных ему эзотерических истин Платон оставил в своих трудах лишь намёки – не более того. Современные последователи восприняли их буквально, то есть заведомо неверно, и нашли в них повод для критики взглядов великого философа. По словам Блаватской, «Непроницаемый покров тайны был наброшен на науки, преподаваемые в святилищах. Вот это и есть причина, почему наши современники осуждают древние философии. Даже Платон и Филон Иудей были обвинены многими комментаторами в абсурдных несообразностях, тогда как в самом деле схема, скрывающаяся под путаницей метафизических противоречий, так сбивающая с толку читателя «Тимея»[29] – весьма очевидна. Но разве когда-нибудь толкователи классиков читали Платона с пониманием? Задавать такой вопрос нам даёт право резкая критика, которой подвергают Платона такие писатели, как Стелбаум, Шлейермахер, Фициний (перевод с латыни), Хейндорф, Сайденхэм, Бутман, Тэйлор и Бургес, не говоря уже о меньших авторитетах. Завуалированные намёки греческих философов на эзотерические истины явно сбили с толку этих комментаторов до последней степени»[30] .

Как мы видим, множество примеров, приведённых в книгах Е. П. Блаватской, свидетельствует о том, как много открытий в самых разных областях науки несёт в себе эзотерическое философское наследие. И несмотря на консерватизм последней, её отношение к эзотерической философии, по-видимому, всё же начинает меняться. С каждым годом появляется всё больше непредвзято мыслящих учёных, а вместе с ними и научных исследований эзотерической философии. Это вселяет надежду, что рано или поздно, но всё же настанут времена, когда остракизм по отношению к эзотерике уйдёт в прошлое и сменится системным изучением этого великого наследия – квинтэссенции культуры таинственных древних цивилизаций.

 

 

Примечания:

[1] Аватары Шамбалы. М.: ЭКСМО, 2015.

[2] В теософии расами называются не антропологические типы современного человечества, а эволюционные типы людей, возникающие на протяжении всего исторического процесса на Земле, начиная с доисторических времён, о которых ничего не известно современной науке. – Прим. ред.

[3] Блаватская Е. П. Разоблаченная Изида.

[4] Кругами в письмах Махатм назывались крупные эволюционные циклы, или периоды, развития планеты. – Прим. авт.

[5] Письма Махатм. М.: ЭКСМО, 2011. Письмо № 93.

[6] Блаватская Е. П. Разоблаченная Изида.

[7] Прежде чем учёные отвергнут такую теорию – как это стало традицией – им следовало бы объяснить, почему в конце третичного периода северное полушарие подверглось такому падению температуры, что знойная зона превратилась в сибирский климат? Не забудем, что гелиоцентрическая система пришла к нам из Верхней Индии и зародыши всех великих астрономических истин были оттуда же принесены Пифагором. До тех пор, пока у нас нет математически правильных доказательств – одна гипотеза настолько же достоверна, как и другая. – Прим. Е. П. Блаватской.

[8] В «Теософском словаре» Е. П. Блаватская поясняла, что неросом называются крупные исторические циклы, меньший из которых длится 600 лет. – Прим. авт.

[9] Блаватская Е. П. Разоблаченная Изида.

[10] Там же.

[11] Блаватская Е. П. Разоблаченная Изида.

[12] Блаватская Е. П. Разоблаченная Изида.

[13] Блаватская Е. П. Разоблаченная Изида.

[14] Джон Гарднер Уилкинсон (1797–1875) – крупнейший британский египтолог, считающийся родоначальником египтологии в Великобритании. – Прим. авт.

[15] Блаватская Е. П. Разоблаченная Изида.

[16] Рерих Н. К. Радость искусству // Рерих Н. К. Врата в будущее. С. 115.

[17] Рерих Н. К. Радость искусству // Рерих Н. К. Врата в будущее. С. 106–107.

[18] Фильм можно найти в интернете по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=p_5FFz3xfLU

[19] Яковенко М. Боснийская долина пирамид 2006: открытие века. http://www.perunica.ru/istoria/996-piramidy-v-bosnii.html

[20] В оригинале – «malleableglass», т.е. податливое, пластичное, гибкое (текучее) стекло. – Прим. ред.

[21] Блаватская Е. П. Разоблаченная Изида.

[22] Блаватская Е.П. Разоблаченная Изида.

[23] Блаватская Е. П. Разоблаченная Изида.

[24] Блаватская Е. П. Разоблаченная Изида.

[25] С тех пор появилось сочинение Доннели «Atlantis», и скоро действительное существование Атлантиды станет научным фактом.

[26] Блаватская Е. П. Тайная Доктрина. Т.2.

[27] Третьей расой считаются лемурийцы, четвёртой – атланты. – Прим. авт.

[28] Там же.

[29] «Тимей» – один из диалогов Платона. – Прим. ред.

[30] Блаватская Е. П. Разоблаченная Изида.

 

 


№66 дата публикации: 02.08.2016

 

Комментарии: feedback

 

Вернуться к началу страницы: settings_backup_restore

 

 

 

Редакция

Редакция этико-философского журнала «Грани эпохи» рада видеть Вас среди наших читателей и...

Приложения

Каталог картин Рерихов
Академия
Платон - Мыслитель

 

Материалы с пометкой рубрики и именем автора присылайте по адресу:
ethics@narod.ru или editors@yandex.ru

 

Subscribe.Ru

Этико-философский журнал
"Грани эпохи"

Подписаться письмом

 

Agni-Yoga Top Sites

copyright © грани эпохи 2000 - 2020