Грани Эпохи

этико-философский журнал №82 / Лето 2020

Читателям Содержание Архив Выход

Бориэль Сим

 

НА ПРОТЯЖЕНИИ ОДНОГО ВОПЛОЩЕНИЯ

(Из цикла «Институт Духовнократии»)

 

Составлено из фрагментов книг трилогии "Пять жизней на Земле. Эволюция душ".

 

 

РАЗНЫЕ ЖИЗНИ С ДЕТСТВА ДО СТАРОСТИ

 

Возрастные изменения на протяжении текущего воплощения более или менее существенно отражаются на качествах души и нравственном облике человека, но процессы духовного развития остаются скрытыми от глаз стороннего наблюдателя, и судить о них можно лишь по поведению человека, когда он оказывается в разных ситуациях.

У детей истинные качества их души поначалу трудно распознать, так как они находятся в упакованном состоянии, свёрнуты подобно листьям в почке растения, которым ещё предстоит раскрыться.

Малышам свойственен страх перед насилием; как и детёныши животных, они тянутся к старшим за защитой и лаской.

Порой может показаться, что души всех детей чисты, что они гораздо лучше взрослых; и отчасти это так, ибо они ещё не приняли в себя реалии мира, в котором воплотились, включая конкретные формы зла, и ещё не проявили себя в нём соответственно качествам их душ.

В процессе взросления индивидуальные особенности души, её эгоизм постепенно раскрываются, особенно в периоды так называемых переходных возрастов; так душа подростка, юноши, молодого человека последовательно воспроизводит ступени развития, преодолённые ею в предшествующих воплощениях.

Бывает заметным, как взрослеющий ребёнок, прежде благоразумно прислушивавшийся к воспитателям, будто глупеет, и его поступки становятся более эгоистичными, – такова ступень, которую заново преодолевает раскрывающаяся душа; для кого-то эта ступень последняя из достигнутых в прошлой жизни, для кого-то промежуточная.

В полной мере уровень развития души проявляется лишь в зрелом возрасте, характеризуя личность; тогда же она в наибольшей степени готова к сознательным изменениям в самой себе.

У перваков[1] завершение взросления, знаменующее наступление зрелости, происходит раньше, в то время как пятаки дольше других остаются детьми, продолжая проходить ступени, преодолённые ими в прошлых жизнях, и продолжая меняться.

С разного возраста и в разной степени у людей возникает интерес к приобретению знаний; с разного возраста и в разной степени начинает одолевать тяга к вещам, богатству и власти над людьми; в разном возрасте и в разной степени люди задумываются о принципах мироздания.

Старость с присущими ей телесными проблемами и физической немощью есть не менее важный этап развития души, чем детство и зрелый возраст, но совсем немногие понимают это.

В развитом обществе состарившиеся люди могут выполнять посильную для них работу, большее время уделяя размышлениям, переосмыслению событий своей жизни, раскаянию в содеянных грехах, помощи детям в воспитании внуков.

В глубокой старости, когда физические возможности человека и его интеллектуальные способности ослабевают, когда уже нет более сил скрывать свой эгоизм за неискренними словами, улыбками и кокетливыми жестами, человек нередко являет собою портрет его истинной духовности; сознательность его личности, её глубина и качества его души становятся видны окружающим.

Давая характеристику людям, отличающимся уровнем развития души, мы говорим только о типичном и не рассматриваем особые ситуации, например, связанные с серьёзными заболеваниями и травмами, искажающими общую картину, а также исключительные случаи, некоторые из которых упоминаются далее.

В самом раннем детстве люди разных уровней внешне мало отличаются, что смущало умы философов, искавших корни различия людей у их истока, но неизменно находивших всех новорождённых более или менее милыми созданиями вне связи с тем, кто из них потом вырастет.

Вновь прибывшие души, обретшие младенческое тело, сначала адаптируются к земным условиям существования, затем, по мере взросления – к среде обитания, языкам общения, условиям жизни и условностям коллективного сосуществования.

Бессловесные новорождённые поведением напоминают детёнышей животных, и люди первых жизней часто относятся к ним с самого рождения как к глупым созданиям, не усматривая постепенно вызревающую личность и не отдавая должного уважения их достоинству, что препятствует духовному развитию детей и искажает их впечатление от реальности, в которой они изволили воплотиться.

Между тем в период детства, в особенности раннего, человек наиболее восприимчив ко всякому обучению, каким бы оно ни было.

Несколько большая тяга к движениям и шумным развлечениям у подросших детей-перваков и втораков, тяга к чтению и интеллектуальному общению с взрослыми у детей-четвертаков и пятаков, организационные и хозяйственные интересы у детей-третьяков – вот примерные различия между ними в этом возрасте.

Среди детей-перваков и втораков можно встретить как заторможенных, так и неудержимых, «без тормозов», которым трудно даётся постижение новых знаний и не ощущается к тому мотивации.

В характерах детей довольно рано можно распознать лукавство, склонность ко лжи, элементы коварства, как и простодушие.

Шалости иных перваков и втораков могут быть безжалостными по отношению к сверстникам и учителям, а драки и расправы за пределами школы – даже жестокими.

Им более свойственно равнодушие к учёбе и к мнению окружающих, нежели чувство стыда за неподготовленный урок или неблаговидный поступок; нередко лишь физические наказания и лишение удовольствий вырабатывают у них рефлекс на слова: «это делать нельзя» и «это сделать ты обязан».

Тщеславие подвигает одних из них выглядеть героями в глазах сверстников, других – проявлять большую усидчивость.

У иных с раннего возраста обнаруживаются отвратительные качества души, каковые можно назвать врождёнными пороками.

В отличие от них большинство детей-четвертаков и пятаков – прилежные, старательные, доброжелательные и совестливые.

Они испытывают чувство стыда, когда их отчитывают за шалости, и не могут позволить себе не выполнить задание учителя.

Внутренний голос, предупреждающий: «так поступать нельзя» или «это сделать ты обязан» – оберегает их от дурных поступков.

Хотя развитие детей-пятаков более продолжительное, у многих из них рано проявляются высокие качества души – то, что именуют врождённым чувством достоинства, благородством и сознательностью.

На детей-пятаков воспитателям не нужно повышать голос, достаточно сделанного замечания или неодобрительного взгляда.

У большинства из них в раннем возрасте проявляются способности к искусствам – музыке, рисованию, лепке... к языкам и математике.

Вместе с тем дети-четвертаки не вполне свободны от таких чувств как жадность, зависть, ревность и тщеславие, хотя многие из них способны осознавать, что это дурно и недостойно.

Дети-перваки и втораки в подростковом возрасте предпочитают общество сверстников, избегая общения со строгими родителями и воспитателями с их предостережениями и наставлениями.

Порой они проявляют успехи в спорте и труде, демонстрируя большую ловкость и координированность, ибо их не отвлекают сковывающие тело глубокие душевные переживания.

Дети-третьяки – организаторы и заводилы компаний, как правило, состоящих из детей первой и второй жизни.

Хотя они любят всевозможные развлечения и удовольствия, но в шалостях более осмотрительны, чем дети-перваки и втораки, и огорчаются, когда учителя или родители повышают на них голос.

Они бывают ревнивы, злы и коварны, болезненно завидуют успехам сверстников, что стимулирует их проявлять большую усидчивость.

Подростки-четвертаки и пятаки, как правило, выбирают творческие занятия – музыку, изобразительное искусство, интеллектуальные игры, научные опыты; уединение с книжкой или беседу с родителями они предпочтут шумному, бездумному веселью и шалостям.

Дети первых ступеней четвертакам и пятакам кажутся глупыми, а их интересы – примитивными.

Любовь и её проявления в юношеском возрасте также отличаются у людей с разным уровнем развития души.

Юноши-четвертаки и пятаки испытывают глубокие, возвышенные чувства, которые они способны пронести через всю свою жизнь; любимой они посвящают стихи, поэмы, романсы, далёкие звёзды...

У юношей-перваков то, что именуют любовью, приобретает черты животного телесного влечения к противоположному полу.

Почти все физически здоровые девушки кажутся юношам-первакам привлекательными и подходящими для близких отношений; многие их них пытаются заворожить их рельефной мускулатурой и достижениями в единоборствах.

Девушки-пятаки предъявляют самые высокие требования к душевным качествам претендентов; с ними трудно сблизиться; они чаще других остаются одинокими.

Девушки-третьяки тщеславны, кокетливы и переборчивы.

Девушки-перваки доверчивы, их легко соблазнить; почти любой физически здоровый молодой человек, кажется им подходящим.

Фактически большинство людей женятся на теле и окружающей его обстановке, удовлетворившись внешними данными партнёра, его сексуальной и материальной состоятельностью.

Молодые люди перваки и втораки с трудом воспринимают моральные наставления воспитателей и учатся на опыте собственных ошибок; в выборе жизненного пути они полагаются на советы тех, кто имеет авторитет в их глазах; фанатизм в обретённой ими вере – нередкое проявление свойств их души.

Молодые люди третьяки критически относятся к своим и чужим поступкам, но из-за консерватизма с трудом меняют убеждения.

Молодых людей перваков, втораков и, отчасти, третьяков влекут развлечения, в коих они находят смысл своего существования; работа представляет интерес для них лишь как источник средств для безбедного и нескучного существования; многих из них подстерегают такие искушения, как алкоголь и наркотики.

Молодых четвертаков и пятаков привлекают творческие занятия – наука, искусство, право, философия, религия, эзотерика; они предпочитают серьёзную литературу, извлекая из неё и из событий жизни духовную пищу.

В работе они ищут интересное для души и ума, а также удовлетворение от сознания пользы, приносимой людям; они весьма остерегаются греховных поступков, как их понимают, и активно учатся на ошибках окружающих и прошлых поколений.

Сомневаясь, как ему поступить, пятак полагается более на нравственные критерии и то знание, которое его душа получает свыше, нежели на результаты логического анализа или чьё-то мнение.

Творец раскрывается пятаку постепенно, по мере его взросления и роста сознания души.

Переосмысливая всё, что он видит вокруг себя и чувствует, пятак в какой-то момент осознаёт могущество Творца, Его совершенство и неподвластность времени, Его справедливость и милосердие; это укрепляет его веру в Идеал, в бессмертие души и склоняет к праведной жизни, ведущей на путь, преисполненный святости.

Иные из пятаков с Божьего благословения ощущают себя самодостаточными, без посторонней помощи обретая необходимые знания и силы, и не нуждаются ни в одобрении, ни в сочувствии окружающих.

Для людей первых ступеней, не верующих в Творца, Его не существует, и это вполне соответствует их ощущениям, ибо Творец не открывается тем, кто Его не ищет и отказывается признавать.

Потому люди первых ступеней легко соглашаются как с утверждением, что Бога нет, так и с утверждением, что Бог – не один; они – язычники.

Таким образом, средства и пути духовного развития в каждой жизни существенно иные, сообразные с уже достигнутым уровнем; даже можно условно провести параллель с отличием жизненных путей насекомого в стадиях личинки, куколки и бабочки.

Чем меньше человек знает об истинном устройстве мира, тем больше он уверен в правильности своего мировоззрения; подобная косность характерна для малоразвитых душ.

Людей финальной жизни, ощущающих Бога в душе своей, обычно не беспокоит приближение их кончины, они следуют Заповедям и уповают на Всевышнего.

Люди третьей жизни – самые беспокойные: они уже осознали, что мир устроен сложнее, чем их представления о нём, а также что в их окружении немало эгоистичных и коварных личностей, и что в любой момент в силу множества причин они могут лишиться жизни и оказаться пищей для червей.

В старости физические возможности человека, связанные с его телом, в частности, с работой мозга, угасают, но его духовные качества, эгоизм души находятся в том состояния, которого достигли.

Как летом иная живописная крона скрывает кривой ствол и корявые ветви, так в зрелом возрасте ум помогает человеку скрывать его эгоизм и негативные качества души от окружающих; однако в зимнем старческом возрасте, когда изворотливость ума ослабевает, качества души обнажаются, и все могут видеть, что из себя представляет та или иная личность в действительности.

Так, примитивный, неуживчивый, скупой, глупый, отталкивающий старик – вполне типичен для первака.

В меру скупая, в меру завистливая, самоуверенная, кокетливая, любопытная старушка, без угрызений совести осуждающая других, назойливая, любящая давать советы – типична для третьяков.

Пятаки умеют красиво стареть, они сохраняют духовные интересы и целеустремлённость, отличаются благоразумием и мудростью, излучают доброту и всегда готовы придти на помощь.

Если пожилые люди первых ступеней находят себя состарившимися, то люди пятой жизни сетуют на то, что их тело износилось, хоть душа молода и активно продолжает развиваться.

Что касается кары небесной за грехи земные, то она минимальна в детском возрасте и возрастает по мере взросления человека, требования же к душе возрастают по мере перехода из жизни в жизнь.

К пятакам предъявляются самые строгие требования как к осознающим, что есть грех, и они могут в этом убедиться, сопоставляя свою судьбу с судьбами тех, кто не понимал, что творит.

 

 

ОТКЛОНЕНИЯ И ИСКЛЮЧЕНИЯ

 

Выше был дан обобщённый портрет людей пяти ступеней, но нет двоих, душа которых достигла бы в точности одинакового уровня.

Творец не ограничивает возможностей индивидуального духовного продвижения, однако крайне редко бывает, что в течение одного воплощения человек преодолевает две ступени.

Впервые воплотившиеся в человеческом обличии развиваются медленнее всех; выдающихся успехов чаще достигают четвертаки и пятаки.

Тем не менее, некоторые из людей первых ступеней – прямодушные, искренне стремящиеся к созидательной деятельности и не уловленные сетями злоумышленников, реализуют получаемое свыше Божественное вдохновение в труде, дар «умного делания», удивляя произведениями рук своих и вдохновляя других, выполняя обыкновенную работу как творческую без принуждения и с радостью сердца, каковая, подобно мудрости, хранит их ум от злых мыслей и намерений, а уста от речи лживой.

Заметим при этом, что умение и знание – вещи разные: умение даровано Творцом всем живым существам, человеку же сверх того Им дана широкая свобода воли и приоткрывается Истина, что позволяет пытливым умам извлекать знание ради всего человечества и расширять горизонты умения возможностями создаваемых ими машин.

Редко, но случается, когда ребёнок первой-второй ступени рождается у родителей четвёртой-пятой, как и наоборот.

В духовных мирах души продолжают своё развитие, и те, кто успешно прошёл несколько земных воплощений, могут продолжить своё развитие, воплощаясь на других планетах.

Большинство душ, преодолевших четвёртую и пятую ступени, выбирают для себя внеземные программы дальнейшего совершенствования, немногие из них возвращаются на Землю.

Единицы из наиболее продвинувшихся выдвигаются Творцом к выполнению особой духовной миссии на Земле.

Среди людей встречаются имеющие дар сверхчувственного восприятия – ясновидящие и яснослышащие, а также обладающие способностью привлекать внимание Творца к страждущим и исцелять больных Его силой.

Некоторым людям Творец открывает настоящее в его истинном свете, показывает последствия ошибочных поступков, а также пути решения проблем, кажущихся неразрешимыми.

Встречаются и лукавые обманщики, выдающие себя за ясновидящих и пророков.

Предсказания истинных пророков, коим наитствует Сам Творец, сбываются – таким образом выявляют лжепророков.

Слова Творца, вложенные в уста пророка, разъясняют людям нравственный смысл происходящего, предостерегают о бедах, грозящих вследствие греховного поведения людей, описывают варианты будущего, которое люди приближают своими поступками, и увещевают сойти с порочных путей.

Иные пророчества даются заранее, подобно содержащимся в Торе, – чтобы человечество могло подготовиться к ним.

 

 

* * *

 

Души приходят в сей мир вещей и уходят, происходит то, что называют сменой поколений, но неизменна эгоистическая природа человека, и в каждом поколении перед людьми встают те же нравственные проблемы, что и в предыдущих, и в каждом поколении Творец желает видеть людей исполняющими Его заповеди.

В критических обстоятельствах Творец пытается увести человечество с пути, ведущего к катастрофе, с помощью Своих пророков, в надежде, что Его послушаются; но принцип свободы воли, дарованной Им людям, – неколебим, как и Его нравственные требования.

Благодаря открываемым свыше знаниям, изменятся условия жизни людей и изменится облик планеты, утратят авторитет религии, оказавшиеся не в состоянии отстаивать свои догмы, появятся новые философские учения и прагматичные идеи о смысле и цели жизни человека, и людям начнёт казаться, что Десять заповедей устарели, но это заблуждение: высеченные Самим Творцом на каменных скрижалях Заповеди – вечны, ибо соответствуют эгоистической природе воплощающихся на Земле душ.

Массовое игнорирование Заповедей есть следствие естественной попытки пришедших на Землю незрелых душ освободиться от нравственных запретов Творца, это путь к деградации, к язычеству в новых аморальных формах, ведущий к усилению несправедливости и жестокости.

Никто не вправе отменить Десять заповедей Творца, исказить их или заменить иными; потомки сынов Израиля во всех поколениях обязаны нести знание о Боге Единственном и Его требованиях народам мира и убеждать примером праведной жизни в изменившихся условиях земного бытия[2].

 

 

Сайт автора: http://www.five-lives.com/

 

Примечания:

[1] «Дети человечества»: http://grani.agni-age.net/index.htm?article=5711

[2] «Тора и Десять заповедей»: http://grani.agni-age.net/index.htm?article=5513

 

 


№58 дата публикации: 17.06.2014

 

Комментарии: feedback

 

Вернуться к началу страницы: settings_backup_restore

 

 

 

Редакция

Редакция этико-философского журнала «Грани эпохи» рада видеть Вас среди наших читателей и...

Приложения

Каталог картин Рерихов
Академия
Платон - Мыслитель

 

Материалы с пометкой рубрики и именем автора присылайте по адресу:
ethics@narod.ru или editors@yandex.ru

 

Subscribe.Ru

Этико-философский журнал
"Грани эпохи"

Подписаться письмом

 

Agni-Yoga Top Sites

copyright © грани эпохи 2000 - 2020