Грани Эпохи

этико-философский журнал №82 / Лето 2020

Читателям Содержание Архив Выход

Л. Матвеева

 

Община. От теории к практике.

Часть 2

 

Доклад на XIII Международной научно-практической конференции «Рериховское наследие».

Санкт-Петербург, октябрь 2013.

 

 

Участники великого труда не могут быть человеконенавистниками.

Община, 5

 

Время, в котором нам довелось жить, отличается существенной особенностью: человечество стоит на пороге великих перемен – неизбежных, как восход Солнца. Сегодня мы вплотную подошли к тому этапу своего пути, когда со ступени Человека Разумного должны взойти на ступень Человека Духовного.

Но Человек Духовный – существо не земного происхождения.

Область его зарождения и преобладающего действия – Тонкий Мир, Мир Духа, влияние которого на физический план должно способствовать утончению и преобразованию всех форм жизни на Земле. Перенося своё сознание из материального мира в Мир Духа, мы вступаем в такие взаимоотношения с Космосом, когда Высшие Духовные Сферы могут вносить коррективы в развитие человечества, направляя его к дальнейшим эволюционным целям и задачам.

Однако, чтобы приступить к их выполнению, мы должны в полной мере осознать Законы Новой Эпохи, одним из которых является Закон сотрудничества и общины, лежащий в основании всего Космоса. В Живой Этике много внимания уделено значимости этих основ, в частности сказано:

Грядущий век должен освободить человечество от всякого рабства. Можно этого достичь сотрудничеством Иерархическим. Не устанем твердить о сотрудничестве… [1]

Безусловно, нам всем понятно, что под рабством подразумевается не только физическое порабощение одного человека другим, но и порабощение каждого отдельного человека его собственными нравственными пороками и вредными привычками. Разновидностей их очень много, но самым разрушительным является проявление антагонизма, разрывающего человеческое общество на множество враждующих между собой частей. Как ни странно, эта тенденция нашла себе пищу и в общественном движении, внешне объединённом Учением Живой Этики.

А между тем, кому как не нам необходимо словом и делом утверждать провозглашённые в Учении Основы? Как просто и ясно сказано нам:

Силы, действующие друг против друга, взаимно уничтожаются. Силы, действующие параллельно в том же направлении, являют сумму этих энергий, и силы, действующие врозь, теряют в зависимости от угла расхождения. Как люди не могут принять, что этот основной закон физики также есть основной закон сотрудничества! [2]

В кооперации и сотрудничестве заключена успешность того дела, которому мы должны посвятить себя, утверждая общину как прообраз Братства.

Снова находим в Живой Этике ободряющие слова Учителя человечества:

…если хотите выявить в жизнь Нашу Общину, вы должны раньше выявить вашу собственную. Мы же вам поможем.[3]

Из этих слов следует только один вывод: Новый Мир как воплощение на Земле высшей формы жизни в лице более совершенного человека, утверждающего всеми своими действиями План Владык, целиком и полностью зависит от того, насколько мы, ныне живущие, осознаём значение общины и насколько стремимся к её осуществлению. Необходимость этого должна быть понята в кратчайшие сроки, так как общество, которое мы наблюдаем сегодня, в значительной степени деморализовано, в нём утрачено стремление к единству и патриотизму. С утратой этих охраняющих от разложения и разрушения качеств поблекло и ушло в забвение и понятие общины, следовательно, для глобальных преобразований, которых мы ждём, отсутствуют подходящие и необходимые условия.

А между тем, ещё в далеком 1926 году было сказано:

Наша Община имеет основание требовать новых форм. (…) Примите это указание для немедленного приложения. [4]

Что мы, как последователи Живой Этики, можем понимать под новыми формами? Очевидно, такие формы взаимоотношений между людьми и целыми коллективами, где преобладает высшая этика, расширение сознания, служение Общему Благу и устремление к дальним мирам. Эти вехи, расставленные для нас Живой Этикой, являются одновременно теми рычагами, которые сдвинут старые, отработанные энергетические пласты, сжимающие Землю в скорлупе предрассудков и одичания. Пертурбации в Космосе и на Земле взаимосвязаны и синхронны, поэтому стоит приложить всю наблюдательность, чтобы вовремя отзвучать на притяжение Космического Магнита. Без сознательного поступательного движения с волной Космической эволюции мы не сможем войти в резонанс с Пространством и Дальними Мирами, и дальнейшее удушение Земли газами отработанных энергий приведёт нашу цивилизацию к трагическому концу.

К сожалению, в Россию Живая Этика пришла много позднее, чем в другие страны мира, а преимущественное положение наша страна утратила ещё тогда, когда протянутая Рука Братства была отвергнута, что привело к тяжелейшим испытаниям в течение последующих десятилетий.

Тогда же было сказано: Пусть русские сами судят своё будущее. Мы ценим каждое движение к общине, но упрямство невежества нужно пережить самим. Правильно думаете, что Ленин был бы арестован сейчас. [5]

Думается, что и сегодня он тоже был бы арестован. И «упрямство невежества» до сих пор не иссякло. Встают два вопроса:

  • Каких бедствий нам ещё не хватает для прозрения?
  • Почему так упорно игнорируется и замалчивается основа Космоса и человеческого общества – община?

Как мне кажется, первая причина того, что община не находит широкого признания и практического утверждения, заключается в авторитаризме отдельных лиц – руководителей обществ, которые могли бы являть собой первичные общины по сути и по назначению. Но в подавляющем большинстве случаев этого не происходит, потому что изначально в основание этих коллективов не были заложены принципы братства и сотрудничества.

Сегодня можно констатировать, что с возвратом к капиталистическому строю мы утратили чувство общности и следующим поколениям людей прививаются его основные, антиэволюционные черты – конкуренция и соперничество, которые проникли и в ряды последователей Живой Этики, поэтому нет в нём того единства, которое так необходимо для согласованных и координированных действий. Самое парадоксальное в том, что именно этика и отсутствует у большинства, что служит причиной для вражды и раздоров между учениками одного Учителя. Зная человеческую природу, Он сказал:

Среди развития дел будет, конечно, встречаться и враждебность, но нужно твёрдо помнить два условия. Одно, что людей враждебных следует избегать, ибо не они предназначены, и второе, что, может быть, именно враждебность будет достойным трамплином. Но задержка не во врагах, сосчитайте ближе! [6]

Итак, мы можем сделать вывод, что причина задержки ожидаемых сроков заключается в нас самих. И если мы признаем, что враждебность поселилась в наших рядах и мешает нам продвигаться, то следующим нашим шагом должно быть устранение перекоса в строении, а для этого следует заложить новый фундамент и заново начать строительство здания Нового Мира. То есть совершить прыжок в Пространство, преодолев притяжение тяжёлых энергий Земли. Разумеется, этот прыжок вызовет бурю, но по этому поводу нам сказано:

Помните, не орешки в сахаре, но молния в буре. Русские, русские, Я жду. Русские, русские, русские, Я жду – иначе не пройдёте. Говорю решительно. (…) Кому же собрали Мы жатву? Конечно, Общине Мира. Послушайте, искатели общины, огнём прочистите ухо – жду, жду, жду. …Время близко и благоприятно, если приблизиться без предательства и без тупости…[7]

Но повторюсь, что именно общине до сих пор уделяется меньше всего внимания; большей частью мы погружаемся в экстатическое восприятие Учения и созерцательное внутреннее состояние, тем самым уходя от жизни, которую призваны преобразить. По Живой Этике, к нашей общей радости, уже написано множество достойных трудов и защищено немало научных диссертаций, но самое насущное до сих пор остаётся вне зоны нашего внимания. Между тем, не утвердив в полной мере и красоте понятие общины, кооперации и сотрудничества, мы не сделаем следующего шага, а именно:

…после общины к дальним мирам. [8]

Следовательно, до тех пор, пока в обществе не будет восстановлено разумное и соответственное отношение к опороченному в годы застоя понятию «община» и не появится естественное стремление к общинному мировоззрению, целью и сутью которого является Общее Благо, мы не сможем вступить в духовное сотрудничество с мировым Пространством.

Это, в свою очередь, лишает нас возможности сознательного общения с Высшими Сферами и препятствует необходимым преобразованиям во всех сферах жизни. В необозримое будущее отодвигается начало Новой Эпохи, ибо сказано:

Вмещение понятия общины составит врата к следующим достижениям, и сроки их зависят от самих людей. [9]

Закон общины требует особого внимания и заботы. Для восстановления в сознании человечества истинного значения общины нужно, прежде всего, вернуть слово «община» в нашу речь. Затем задаться целью все наши ячейки и общества формировать именно на общинных началах, строго следуя нравственному кодексу общинного образа жизни, чтобы не допустить очередного искажения и унижения этого космического понятия, его профанации и дискредитации. Мы должны на личном примере показать, насколько актуален этот принцип в своём чистом, не замутнённом человеческим эгоизмом виде. Насколько он отвечает сознанию и духовной потребности каждого человека, способного думать не только о своем личном благополучии, но радеющего о благе своих собратьев. Мы должны утвердить преимущества общинного образа жизни, показав его на деле, действуя координированно и с сознанием полной ответственности за этот сверхважный и сверхзначительный период становления человеческой истории, непосредственными участниками и творцами которой мы являемся. Осознать свою сопричастность к происходящим на Земле процессам, которые рано или поздно ознаменуются рождением нового, по выражению К. Э. Циолковского, «лучистого» человечества, и твёрдо следовать по пути, указанному нам Владыками – наша обязанность и долг, потому что нам доверено быть проводниками идей Высшего Мира. Будем помнить, что с тех, кому много дано, много и спросится. Нам дано Учение, опережающее земное время; мы встали под Знамя Мира и являемся знаменосцами Шамбалы; мы заявили о своём праве на Будущее – так давайте же подойдём к строительству Нового Мира в согласованности и гармонии!

Конечно, немало сложностей возникает из-за того, что признанию Агни Йоги передовым Учением современности существенно мешает всё ещё сильное сопротивление противодействующих сил. Но мы должны помнить, что спасти нужно всех, всех, всех, а это значит, что выстраивая свои деловые и дружеские отношения с представителями другого направления мысли и духовного склада, мы в ненавязчивой форме можем познакомить их с нашими духовными основами и, в первую очередь, воочию показать достоинство и эволюционное значение понятия общины. Все эти люди могут стать нашими друзьями, друзьями общины, и впоследствии самостоятельно, без нашего зазывания и навязывания, приобщиться к Живой Этике, если они будут видеть, как работают её идеи на Общее Благо. Но для этого мы сами должны стремиться к безупречности в своих делах и взаимоотношениях, чтобы не вызывать чувства разочарования и антипатии. Мы должны понимать, что наше влияние на каждого человека будет иметь свои кармические последствия, и каждый человек, отвращенный от Учения тем, что не увидел в наших рядах провозглашённой Этики в действительности, ляжет жерновами на наши шеи так же, как зазванный.

Мы не должны превращать Живую Этику в новую религию, обросшую догмами и запретами. Я не буду касаться тех исключительных случаев, когда приходится оградиться от приближения людей с явно больной психикой, однако хочу сказать о той высокомерной нетерпимости, которая присутствует в нашем движении и произрастает в большинстве случаев на самомнении тех, кто мнит себя устоем Учения, но при этом с враждебностью и подозрительностью относится к единомышленникам и ограждается от окружающего мира. Какая будет польза миру, которому мы призваны служить, если мы будем замыкаться в своих узких кругах? Ведь не секрет, что такие замкнутые на самих себя общества напоминают секты, что и является одной из причин гонения на Живую Этику в непросвещённом и плохо информированном обществе. Прибавив к этому старания сил, призванных как можно больше опорочить Агни Йогу, мы можем сделать печальный вывод: почти за сто лет в нашей жизни не наступило ничего, что могло бы иметь признаки Нового Мира. Большая часть человечества весьма смутно представляет себе Общее Благо, понятия не имеет о Космических Законах и ещё меньше знает о Живой Этике.

Отсутствие положительных изменений в обществе говорит о наших неправильных действиях. Если проанализировать результативность всего движения в целом, то единственное, что можно рассматривать как достижение – это публикация книг Учения и работа музеев, в которых собраны все ценности, имеющие отношение к семье Рерихов. Безусловно – это очень важная и кропотливая работа. Без самоотверженного труда сотрудников музеев, рериховедов и хранителей ценностей мы бы уже утратили всё наследие великой семьи безвозвратно.

По замыслу Н. К. Рериха, музеи, представляющие собой естественные культурные магниты, видятся научными учреждениями, ведущими широкую общественную культурно-просветительскую деятельность. Их потенциал позволяет им стать Институтами Агни Йоги, трибуной для передовых общественных мыслителей, школой для ликвидации духовной безграмотности населения. Все ныне существующие общества могут присоединиться к этому благородному труду, общими усилиями привлекая к идеям Живой Этики более широкое внимание. Особенно важной представляется работа с детьми, подростками и молодёжью. Для этого нам необходимо оставить в стороне все разногласия и создать единый центр, способный координировать деятельность разрозненных обществ.

Нужен совместный труд специалистов различных областей, чтобы составить специальную культурно-просветительскую программу для детей и юношества. Поскольку идея общины является единственной, несущей в себе основу Братства, можно утверждать, что только единение обществ Санкт-Петербурга на базе музея-института семьи Рерихов может положить начало широкой кооперации, интеграции и сотрудничеству в укреплении позиций Живой Этики в нашем городе и за его пределами. Очень надеемся, что мы будем услышаны и поддержаны в этом направлении.

Темой нашего доклада в феврале этого года на конференции в СПБГУКИ тоже была община. Там мы уже выдвигали предложение по организации на кооперативных началах культурно-просветительской деятельности, которая должна быть направлена на работу с детьми. В наше время резких контрастов и преобладания а-культурного мышления и образа жизни, потребность в красоте возрастает всё больше, поэтому сейчас мы имеем самый благоприятный момент для расширения связей со школами, интернатами и детскими домами. Кооперируясь с наиболее активными последователями Живой Этики – как с частными лицами, так и с целыми коллективами, привлекая молодёжь вузов – к примеру, театрального, можно в короткие сроки создать мощное движение по просвещению и приобщению к Живой Этике подрастающего поколения. Если этого не сделать сейчас, то наше будущее потонет во мраке окончательного разложения.

Поэтому вопрос о недопустимости обособления приобретает глобальное значение и, возвращаясь к идее общины, нужно с особой тщательностью изучить все рекомендации по этой теме, проработать их в своих коллективах и приступить к исполнению. Конечно, зная наше человеческое несовершенство, не приходится думать, что общинная жизнь и внутренняя гармония легко достижимы, но именно это обстоятельство и должно придать максимальное ускорение нашим действиям, потому что много трудностей личного характера встанет на этом пути.

Предупреждая их, Учитель говорит:

…У ещё неопытных общинников не мало подозрительности и чванства, но для Нас община является сложившимся делом жизни. И Мы можем говорить о ней со всею ясностью долгого опыта. Нас не запугает никакая недодуманная неразбериха, и Мы видели достаточно космического сора и принадлежать к нему не собираемся. Общину-содружество будем защищать силами знания. [10]

Человечеству Земли не стоит рассчитывать на то, что Высшие Силы чудодейственным образом осуществят за него его работу. Нужно желать преобразований и чётко представлять, в какие формы они выльются.

Сколько человечеству нужно перестрадать, прежде чем оно догадается о пользе единения! Самые разрушительные силы направлены, чтобы омрачить зачатки объединения. Каждый соединитель подвергается лично опасности. Каждый миротворец похуляется. Каждый работник высмеивается. Каждый строитель называется безумцем. Так служители разложения пытаются стереть с лица земли знамя Просвещения. Труд невозможен среди вражды. Строение немыслимо среди взрывов ненависти. Содружество борется с человеконенавистничеством.

Удержим в памяти эти старые Заветы. [11]

Чтобы не быть голословной, могу поделиться нашим опытом построения общины, а также коротко проанализировать процессы, в ней происходящие.

Нашей Общине «Крылья Духа» исполнился ровно год. За это время мы заметно расширили свои дружественные связи с другими обществами, продвигая идеи сотрудничества и кооперации. У нас много планов и надежд на будущее, но нам не хватает рабочих рук и специалистов во многих областях знания и труда, поэтому мы держим открытыми двери для новых сотрудников, прежде всего объединённых Учением Живой Этики, однако не исключаем из поля своего зрения и людей, никогда не слышавших о ней, ибо сказано в Учении:

Учение не может отвергать истинные ценности. Община не может рассуждать – он наш или не наш. Община говорит – он ценен для эволюции или не ценен. [12]

Закон кооперации и сотрудничества гласит:

Кооператив не есть закрытое общежитие. (…) Нельзя запретить, если люди сойдутся для сотрудничества в совершенно новом сочетании. Кооператив есть оплот государства и рассадник общественности. Откуда придёт общественное мнение? Откуда составится желанное преуспеяние? Откуда одинокие труженики получат помощь? Конечно, сотрудничество научит и единению. [13]

На своём собственном опыте мы ощутили силу единства. Наши сотрудники находятся в разных городах, но общим домом стал одноимённый сайт, на котором мы заняты совместным трудом и творчеством. Все, кому близки сотрудничество и кооперация, получают возможность улучшить результаты своего собственного труда за счёт привлечения помощи сотрудников и коллег. Основная наша деятельность пока сконцентрирована в Интернете, помимо этого мы выпускаем малоформатную газету, и её выход обеспечен общими усилиями.

Продолжается процесс сонастройки, и уже можно сказать, что это самая ответственная и трудная сторона внутренней жизни общины. Несмотря на то, что исключено «телесное» толкание в силу удалённости сотрудников друг от друга, личностные качества каждого имеют такое же влияние на общение, как и при непосредственном прямом контакте.

Другая сторона этого процесса связана с возникновением на определённом этапе такого глубокого чувства единства, что уже невозможно себе представить жизнь вне коллектива единомышленников. Происходит круговое замыкание энергий в целом и между отдельными сотрудниками, создавая неразрывные духовные узы. Это ощущение братства мощно запечатлевается в душах, и думается, что продолжая утончаться и возвышаться, оно должно подвести каждого искреннего искателя к тому порогу, за которым открывается дверь в Общину Надземную. И какой бы далёкой ни казалась дорога к этой цели, начало пути положено уже сейчас, и без сомнения, только от нас самих зависит его успешность.

На вопрос о том, какие преимущества каждому общиннику принесла община, были высказаны следующие наблюдения, основанные на собственных ощущениях людей:

  • Совместная работа над статьями для газеты и текстами публичных выступлений во много раз увеличивает их качество.
  • Объединение в духе даёт много импульсов к новым идеям и разрешению многих проблем.
  • Труд в общине помогает избавиться от самости и мыслить об Общем Благе (имеется в виду благо нашей общины и общечеловеческое).
  • Совместное прохождение испытаний духа и постижение их уроков способствует духовному росту каждого общинника.
  • С каждым днём наше единение становится всё более отчётливым и энергетически мощным.
  • Объединённый единой целью труд делает общину более сильной, и даже начинающие творческий путь люди заметно улучшают качество своего труда.

Но самое главное – в гармоничной общине возникает естественная и возвышенная любовь общинников друг к другу, а что может быть выше этого достижения?

 

 

Список использованной литературы

  1. Сердце, 139.
  2. Беспредельность, ч. 2, 433.
  3. Озарение, ч. 3, VI, 21.
  4. Община (Урга), II. – V, 2.
  5. Высокий путь. – М.: Сфера, 2006. – 1301,1 ноября 1926.
  6. Иерархия, 387.
  7. Община (Урга), II. –  V, 3.
  8. Община, 133.
  9. Община, 14.
  10. Община, 127.
  11. Община, 272.
  12. Община, 254.
  13. Аум, 441.

 

 


№56 дата публикации: 03.12.2013

 

Комментарии: feedback

 

Вернуться к началу страницы: settings_backup_restore

 

 

 

Редакция

Редакция этико-философского журнала «Грани эпохи» рада видеть Вас среди наших читателей и...

Приложения

Каталог картин Рерихов
Академия
Платон - Мыслитель

 

Материалы с пометкой рубрики и именем автора присылайте по адресу:
ethics@narod.ru или editors@yandex.ru

 

Subscribe.Ru

Этико-философский журнал
"Грани эпохи"

Подписаться письмом

 

Agni-Yoga Top Sites

copyright © грани эпохи 2000 - 2020