Грани Эпохи

этико-философский журнал №81 / Весна 2020

Читателям Содержание Архив Выход

С. И. Ивентьев,

юрисконсульт ООО «ЮК «ЮМАРК», г. Казань

 

Карма как духовно-нравственный и социальный регулятор человеческих отношений

В статье рассматривается карма с точки зрения четвёртого и пятого поколений прав человека.

 

 

Пощады не может быть, когда закон кармы до знака должен исполниться. Карма догонит, но качество её может быть изменено добровольной жертвой незнакомым людям».

Карма важна, но ещё важнее избрание. Карма только условие избрания, но только избранный поручение несёт.

Листы Сада Мории. Зов

 

Соединение юриспруденции и духовности в данном случае я вижу в понимании и осознании неотвратимости наказания самой жизнью.

Читатель

 

 

Общественные отношения, возникающие в процессе социальной деятельности людей, регулируются социальными нормами или регуляторами: неправовые обычаи, традиции, ритуалы, корпоративные нормы, религиозные нормы, мораль (нравственность) и нормы права [1, с.197; 2, с.112].

Как правило, под социальными нормами понимают определённые правила, которые регулируют поведение людей и деятельность организаций в их взаимоотношениях [1, с.196].

О вышеперечисленных социальных регуляторах написано много философских, религиозных и научных работ, но предметом нашего исследования является давно вошедшее в наш обиход понятия «карма» («Закон Кармы»).

Согласно Свободной энциклопедии Википедии, Ка́рма, Ка́мма (санскр. कर्म, пали kamma – «причина-следствие, воздаяние», от санскр. कर्मन् karman – «дело, действие, труд») – одно из центральных понятий в индийских религиях и философии, вселенский причинно-следственный закон, согласно которому праведные или греховные действия человека определяют его судьбу, испытываемые им страдания или наслаждения. Карма лежит в основе причинно-следственного ряда, называемого сансарой и применяется в основном для понимания связей, выходящих за пределы одного существования».

В Философском энциклопедическом словаре под кармой понимается: «согласно учению брахманистов, буддистов и джайнистов, «труд»; в широком смысле – сумма добрых и злых деяний жизни, которая на основе присущей ей автоматически действующей и закономерной причинности создаёт предпосылки для нового, последующего существования определённой судьбы» [3, с.200].

Как указывается в Энциклопедии символов, «Буквально – «деяние», «поступок». Одно из основополагающих понятий в системе воззрений практически всех восточных школ. Понимается как закон причинно-следственной связи (закон возмездия, закон воздаяния). Считается, что посредством этого закона в космосе осуществляется высшая справедливость, которая всякую причину приводит к соответствующему следствию, а всякий поступок – к такому же результату. Так считается, что жизнь человека протекает в трёх мирах (планах) и во всех этих мирах человек проявляет себя через какие-то действия, карма проходит через все миры (планы). С уходом из мира физического прекращается карма земная, и вступает в силу карма высших миров. Таким образом, смерть не прерывает работы человека над собой, над своими умственными, эмоциональными, побудительными (проявляющимися в действии) качествами… Недаром сказано, что «человек в следующей жизни становится тем, над чем он размышляет в этой»… Восточная традиция различает три вида человеческой кармы.

1. Зрелая карма, или карма прошлых действий («карма действия не может быть исчерпана бездействием»). Она определяет продолжительность земной жизни, особенности организма, влияет на подбор родственников, друзей, врагов и вообще всех людей, с которыми человек войдёт в соприкосновение…

2. Скрытая карма – это следствия причин, которые могут переноситься из воплощения в воплощение, оставаясь невостребованными до создания определённых условий, необходимых для её проявления. В противоположность «зрелой», «скрытая» карма может быть изменена. Она, как правило, обнаруживает себя в виде определённых наклонностей, берущих начало в прошлом. Влияя на те или иные наклонности, человек через внутреннюю работу может облегчить этот вид кармы, и даже неудача есть шаг вперёд, т.к. сопротивление негативному уничтожает часть той отрицательной энергии, которая может входить в состав кармы.

3. Зарождающаяся карма – это те следствия, которые создаются нашими мыслями, желаниями и действиями в настоящем для последующей отработки в будущем. Контролируя эти три плана, мы можем определять своё будущее, сознательно формируя нашу последующую жизнь» [6, с.537–540].

Выделяют бытовую (личную), родовую и социальную (общественную) карму [7, с.99]. Их можно назвать соответствующими кармическими картами.

Карма распространяется на физический и духовный планы человека, обеспечивая исполнение Божественных и духовных законов [5, с.96], тем самым очищающе действуя на душу человека.

В эзотерической традиции считается, что основная цель Кармы заключена в переработке минусов в плюсы и возвращение человека на путь, ведущий к Богу.

В настоящей работе не рассматриваются причины и сроки появления Закона Кармы.

Человек является духовным существом [4, с.38–39].

Издревле в человеке выделяют три составляющих: тело, душа и дух [4, с.9; 8, с.105–110]. В последнее время наука всё больше стала уделять внимание душе человека (см. Приложение 1).

В конце ХХ века в России было открыто четвёртое поколение прав человека – духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина, которые провозгласили и провозглашают духовные и нравственные ценности личности [5, с.5–7].

К четвёртому поколению прав относятся право на жизнь, уважение духовного и нравственного достоинства человека, запрет пыток и бесчеловечного обращения, право на творчество, право выбора и свобода воли, свобода совести и вероисповедания, право на духовное образование и воспитание, право на духовное и нравственное совершенствование, право на благоприятную окружающую среду и др.

В начале нашего столетия в России было провозглашено и введено в юридическую науку пятое поколение прав человека – Божественные права и свободы, основу которых составляют Любовь, Божественная информация и энергия [7, с.20; 3].

К пятому поколению прав человека, как правило, относятся такие права: право на Любовь, Вера и любовь к Богу, единство с Творцом, право на рождение в Любви, право на обращение к Богу, право на информацию и управление энергией, право на управление пространством-временем, право на развитие энергетической мощи своей души и своих энергооболочек, право на Сотворчество и совершенствование окружающего мира, право на Божественное совершенствование, право на дары Бога, право человека на бессмертие и другие права, которые вытекают из Любви и Божественной энергии.

Впервые в современной теории прав человека появилось право человека на Любовь и право человека на рождение в Любви, что стало новшеством в современной юриспруденции.

Четвёртое и пятое поколения прав человека направлены на защиту духовной сущности человека, его Души и Духа, которые бессмертны.

Реализация указанных прав четвёртого и пятого поколений прав человека, а также прав человека первого-третьего возраста сознательно или бессознательно формирует кармические связи (планы).

С юридической точки зрения Закон Кармы обладает следующими основными принципами:

1. Принцип законности и вины.

Наказание наступает только при нарушении Божественных законов и отступлении от Бога и Любви, т.е. при наличии вины.

Нарушение Божественных законов ведёт всегда к неотвратимости наказания. Здесь хотелось бы обратить особое внимание на то, что не Бог наказывает человека, а сам человек создаёт свою судьбу по кармическим планам.

2. Принцип равенства перед Законом Кармы.

Виновные лица равны перед данным Законом независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений и преследуемых целей, принадлежности к политическим и иным общественным объединениям, определённой миссии (светлой или тёмной), а также других обстоятельств.

3. Принцип справедливости.

Наказание в отношении виновного лица применяется с учётом сделанных добрых дел или наработанных плюсов. Оно может быть отменено или смягчено Богом-Творцом, а также сами человеком или другими людьми в отношении виновного лица благодаря молитвам, добрым делам и духовно-нравственному совершенствованию.

К основным видам кармического наказания относятся:

1. В материальных мирах: болезни, физические, нравственные и душевные страдания, утрата материальных благ, уголовное преследование со стороны государства, вырождение рода, смерть человека и др.

2. В духовных мирах: спуск души в посмертные чистилища или в ад, распад души и др.

Очевидно, что наука, религия и эзотерика по-своему объясняют причину следствия (заболевание и смерть человека, попадание в тюрьму, банкротство, экономические кризисы, несчастные случаи и т.д.). Как нами указывалось, религия и эзотерика объясняют первопричину заболевания человека, обращаясь к духовной сущности человека, при этом используя духовные инструменты для излечения души и тела (соблюдение заповедей Бога, молитва, пост, покаяние, медитация, экзорцизм, йога, балансировка энергий и пр.) [9, с. 107–111].

На данном этапе развития человеческой цивилизации можно считать Закон Кармы универсальным, т.к. он проявляется не только на человеке, его духовном и физическом планах, но и в общественной жизни.

По мере развития и совершенствования человечества Закон Кармы будет корректироваться и смягчаться. Безусловно, что в этом будет активную роль принимать и сам человек.

Полагаем, что для выбора основных путей развития общества и государства и определённого вида наказания необходимо учитывать кармические карты человека, общества и государства.

Таким образом, карма является невидимым духовно-нравственным и социальным регулятором человеческих отношений, который неотвратимо работает в той или иной ситуации.

 

Список литературы

1. Хропанюк В. Н. Теория государства и права. – М.: Дабаков, Ткачев, Димов, 1995. – 384с.

2. Лазарев В. В. Общая теория прав и государства. – М.: Юристъ, 1996. – 472с.

3. Филосоский энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА-М. 2009. – 570с.

4. Коршикова М. Г.Духовно-нравственное развитие в ДОУ // Духовно-нравственное и патриотическое воспитание в вузе и школе: матер. Всерос. науч.-практич. конф. г. Балашов, 4 апреля 2013 года / под ред. З. Л.Сучковой. – Балашов: Николаев, 2013. – С.38-39.

5. Ивентьев С. И. Духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина. – Казань, 1999. [Электронный ресурс] – режим доступа: http://iventev.narod.ru/; переизд. – Москва: Директ-Медиа, 2012. – 143с.

6. Энциклопедия символов / сост.В. М. Рошаль. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2007. – 1007с.

7. Ивентьев С. И. Божественные и духовно-нравственные права и свободы человека: монография / С. И. Ивентьев. – Новосибирск: ООО «Агентство «СИБПРИНТ», 2012. – 357с.

8. Ивентьев С. И. Наш Бог-Творец / С. И. Ивентьев. – Казань: Самиздат, 2013. – 250с.

9. Ивентьев С. И. Диагностика заболеваний с точки зрения четвёртого и пятого поколений прав человека // Система ценностей современного общества: сборник материалов ХХХIII Международной научно-практической конференции / Под общ.ред. С. С. Чернова. – Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2014. – С.107–111.

 

 

Приложение 1

РЕЦЕНЗИЯ

на статью Е. М. Красновой «Душа человека»

 

Ознакомившись с вышеуказанной работой студентки факультета психологии, кафедры социальной педагогики и психологии Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых Е. И. Красновой, хотелось бы обратить внимание на следующие аспекты исследуемого вопроса, который имеет не только научное и философское значение для человечества, но и приоритетное начало для каждого человека.

Верно Е. М. Краснова увязывает душу с человеческими чувствами, но при этом, не указывает, что душа человека имеет мыслительную, чувственную и волевую стороны (сферы), где последняя связана с энергией, способностью к решительным действиям [3, с.21–26].

В строении души свв. Отцы выделяют три силы (способности) – разумную, раздражительную и вожделевательную.

Разумная сила души (γνωστικον, rationale) также именуется словесной, мыслительной и познавательной. Она признается господствующей частью души. В своём неповреждённом состоянии разумная сила «здраво рассуждает и верно отличает добро от зла, и показывает определённо и властно, силе желательной, к каким вещам ей подобает склоняться желанием, какие любить, а от каких отвращаться; раздражительная же сила стоит между ними двумя, как благопокорный раб, готовый усердно служить их желаниям» (св. Симеон Новый Богослов).

Раздражительная сила души (παρασηλοτικον, irascile) есть её чувствующая, эмоциональная сила. Св. Василий Великий называет её душевным нервом, сообщающим душе энергию для утруждения в добродетелях. Этой части души свв. Отцы приписывает гнев и яростное начало. Однако в данном случае гнев и ярость означают не страсти, а ревность (рвение, энергию), которая в своём первозданном состоянии была ревностью к добру, а после падения должна использоваться как мужественное отвержение зла. «Дело раздражительной части души гневаться на дьявола», – говорят свв. Отцы. Раздражительная сила души также именуется сердцем.

Вожделевательная часть души (επιθυμητικον, concupiscentiale) также называется желательной (пожелательной) или деятельной. Она позволяет душе стремиться к чему-либо или отвращаться от чего-либо. К вожделевательной части души относится воля, которой свойственно действовать [2, с.11].

Автор не удосужился указать, из чего же состоит душа. Например, некоторые авторы считают, что она состоит из духовных элементарных частиц [1, с.124].

Автор упоминает о высшей душе и высшем состоянии души – любви, при этом, к сожалению, не раскрывает их сущность. Любовь является основой пятого поколения прав человека.

Работа была бы наиболее полной, если вопрос души был бы рассмотрен не только с позиции христианства, но и других религий, а также существующих учений. Например, с точки зрения символизма душа соответствует огню [5, с.163]. В атеистическом словаре и словаре символов приводятся следующие определения души: «Душа (др.-евр. ruah, греч. psyche, лат. anima) – духовная сущность человека, особое начало, противопоставленное телесному и определяющее жизнь, способности и личность человека. Душа символизирует бессмертие, т.е. вечное существование в потустороннем мире или, как в индуизме, бесконечное переселение в другие тела. Прежде чем воплотиться, душа долго выбирает себе сосуд физического тела. В земную жизнь она попадает с целью совершенствования, чтобы победить свою чувственность и очиститься посредством воплощения или переселения. Душа, с одной стороны, является энергетическим центром, символом проявления скрытой в человеке реальности, а с другой – своеобразной энергией, которая способна преодолевать трудности на пути к наивысшему миру. Учение о душе лежит в основе всей системы религиозной морали, так как все нравственные нормы соотносятся со спасением души от греха...» Некоторые учёные считают, что душа – «это часть мироздания, свойственная человеку. Душа – это вывернутый Бог, Бог наружу» [4, с.216].

Е. М. Краснова не раскрыла значимость знаний о душе для решения важных вопросов в психологии и педагогики. В частности, например, для раскрытия причин девиантного поведения человека и суицидальных его проявлений.

Из работы не ясно, почему восточная и западная мысль по-разному относятся к вопросам души.

В целом можно сказать, что статья имеет незаконченное состояние, а значит, требует своего логического завершения.

Радует то, что молодёжь стала обращать своё внимание на важные вопросы человеческого Бытия.

05 сентября 2014 г.

 

Советник Российской Академии Естествознания,

член Российского Философского Общества,

юрист Ивентьев С. И.

 

Список литературы

1. Ивентьев С. И. Наш Бог-Творец. – Новосибирск: Издательство «СИБПРИНТ», 2014. – 228 с.

2. Ивентьев С. И. Божественные и духовно-нравственные права и свободы человека: монография / С. И. Ивентьев. – Новосибирск: ООО агентство «СИБПРИНТ», 2012. – 357с.

3. Священник Родин. Люди и демоны. – СПб.: ИП Базунов, ИП Голубев, 2007.

4. Тихоплав В. Ю., Тихоплав Т. С. Крайон. Аструс: Что мы знаем о человеке? – М.: Эксмо,2013. – 432с.

5. Энциклопедия символов / сост. В. М. Рошаль. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2007. – 1007с.

 

Публикуется по:

Ивентьев С. И. Карма как духовно-нравственный и социальный регулятор человеческих отношений // Социально-экономические науки и гуманитарные исследования: сборник материалов IV Международной научно-практической конференции / Под общ.ред. С. С. Чернова. – Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2015. – С.158-164.

 

 


№81 дата публикации: 01.03.2020

 

Оцените публикацию: feedback

 

Вернуться к началу страницы: settings_backup_restore

 

 

 

Редакция

Редакция этико-философского журнала «Грани эпохи» рада видеть Вас среди наших читателей и...

Приложения

Каталог картин Рерихов
Академия
Платон - Мыслитель

 

Материалы с пометкой рубрики и именем автора присылайте по адресу:
ethics@narod.ru или editors@yandex.ru

 

Subscribe.Ru

Этико-философский журнал
"Грани эпохи"

Подписаться письмом

 

Agni-Yoga Top Sites

copyright © грани эпохи 2000 - 2019