Грани Эпохи

этико-философский журнал №81 / Весна 2020

Читателям Содержание Архив Выход

Александр Херсонов

 

Влияние энергии Водолея на развитие
религиозного сознания Руси
XVI – XVIII веков

От автора

Начнём с теоретической части предлагаемой работы. Рассматривая «Космоэнергетическую модель развития человечества» (КЭМРЧ)*, автором не раз отмечалось, что решающая схватка космических энергий, под именами «дряхлеющие Рыбы» и «созревший Водолей», произошла в начале ХХ века. Ориентировочно в 1910 – 20 годах. На обоснованность предположения указывает ярко выраженный символизм катастрофических событий, прокатившихся в начале ХХ века по всему миру, особенно по Европе и России. Понятно, что череду катастроф вызвало влияние «зрелого» Водолея. Понятно, что рождение энергии Водолея, его первоначальное «дуновение» на землян уходит в далёкое прошлое. Но как именно далеко? Обратимся к астрологии. Известно, что за 5 градусов до пересечения планетой границы Знака Зодиака планета начинает испытывать влияние следующего Знака. Знака, к которому она приближается. В случае, когда планета выходит из Знака Зодиака, переходя в следующий Знак, то на протяжении 3 градусов движения по новому Знаку планета всё ещё продолжает испытывать влияние покинутого Знака. Речь идёт о хорошо известном в астрологии и Учении Живой Этики, не исключено, что и в астрономии, явлении инерции движении и инерции энергетического воздействия планет. Но возможно ли указанные теоретические градусы перевести в реальные временные периоды земного измерения? Оказывается, возможно, если иметь в виду универсальность законов и принципов, по которым строится земная и надземная жизнь. Известно, что в прецессионном движении ориентируя на космическое пространство, ось Земли проходит один градус небесной сферы за 72 года. Следовательно, 5 градусов ось будет проходить за 360 лет. Это и есть период времени, за который «от рождения» приходящая на Землю энергия достигает состояния «зрелости». Если от принятого нами среднего значения – 1915 год – отнять 360 лет, но получим примерное время прихода на Землю первоначальной энергии Водолея. Образно говоря, «первый глоток» энергии Водолея планетой Земля произошёл примерно в 1555 году. Разобьём 360 лет на три равных промежутка времени (по 120 лет) и получим условные ключевые точки времени: 1675 год, 1795 год и 1915 годы. Таким образом, период действия «раннего» Водолея занимает 15551670 годы, период «срединного» Водолея отнесём к 16701795 годам, период «зрелого» Водолея состоялся к 17951915 годам.

Рассмотрим, как энергия Водолея, пробуждающая жадное восприятие обновления и открытость миру, провозглашение «свободы, равенства и братства», проявилась в религиозном сознании важнейших событий Руси XVI – XVIII веков. Событий, главным из которых явились реформа патриарха Никона и раскол религиозного сознания православных.

 

 

Часть 1. Перемены в религиозном сознании Руси в период перехода «раннего» Водолея в «срединный» Водолей (1555 – 1675 годы)

В конце указанного периода, начиная с 1653 года, произошла реформа патриарха Никона, которая вызвала важнейшее общественное событие – многолетнее и упорное «Соловецкое восстание». Понятно, что «энергетически» реформа Никона готовилась в течение 120 лет развития «раннего Водолея». В чём суть реформы Никона и имеем ли мы право связывать реформу церкви с содержанием энергии Водолея? Обратимся к астрологии и определим существенные характеристики знака Водолей.

«ВОДОЛЕЙ. Символический 11-ый дом, дом общественных отношений. Ключевое слово, фраза: Я мечтаю, мечта.

Положительные характеристики: независимый, новатор, терпимый, индивидуалист, прогрессивный, талант к искусству, научный дух, логичный, гуманный, интеллектуальный, альтруист.

Отрицательные характеристики: непредсказуемый, легко возбудимый, не вникающий в подробности, холодный, резкий, стеснительный, эксцентричный, радикальный, безличный, мятежный.

 

Как видим, если натура патриарха действительно оказалась «подвержена» воздействию энергии Водолея и Никон откликнулся на воздействие, то в реформе обязаны проявиться приведённые выше качества Водолея: новаторство индивидуалиста, независимость и прогрессивность, дух науки и искусства, интеллект и альтруизм.

С другой стороны, мы вправе ожидать в деятельности патриарха Никона проявления и отрицательных черт энергии Водолея. Но так ли это? Именно так. В основательной книге Семёна Денисова «История об отцах и страдальцах словецких» (1) повсеместно находятся примеры воздействия на события отрицательных черт энергии Водолея. Речь идёт о фанатичных жестокостях, с которыми патриарх Никон усмирял непокорных, толкая старообрядцев к массовому сожжению. Семён Денисов указывает, что только в Палеостровском монастыре вместе с Игнатием Соловецким «были сожжены за древнее отеческое благочестии, присланными туда воинами» 2700 человек. В Новгородском монастыре самосожжению предали себя 1500 людей старой веры. Это ли не примеры отрицательного воздействия Водолея с его непредсказуемостью, лёгкой возбудимостью, холодностью и резкостью, радикальностью и мятежностью?

Обратимся к энциклопедической оценке деятельности патриарха Никона и, если обнаружим, выделим интересующие нас места.

«Патриа́рх Ни́кон (мирское имя Ники́та Ми́нин (Минов)); 7 мая 1605, село Вельдеманово – 17 (27) августа 1681, Тропинская слобода, Ярославль) – московский патриарх, имевший официальный титул патриарх Московский и всея Руси, Божиею милостию великий господин и государь, архиепископ царствующаго града Москвы и всеа великия и малыя и белыя России и всеа северныя страны и помориа и многих государств Патриарх (с 25 июля 1652 года по 12 декабря 1666 года), также и титул Великого Государя).

Церковные реформы патриарха Никона, которые он начал в 1650-х годах, были направлены на изменение существовавшей тогда в Русской Церкви обрядовой традиции в целях её унификации с современной греческой»

Далее: «В 1646 году отправился в Москву, где явился, по тогдашнему обычаю новопоставленных игуменов, с поклоном к молодому царю Алексею Михайловичу, произвёл на него хорошее впечатление. Царь велел Никону остаться в Москве, а Патриарху Иосиф – посвятить его в архимандриты Новоспасского монастыря.

Став во главе братии Новоспасской обители, Никон вошёл в состав неформального кружка духовных и светских лиц, который профессор Н. Ф. Каптерев называет кружком «ревнителей благочестия». Главные идеологи этой группы – духовник Алексея Михайловича протопоп Благовещенского собора Стефан Вонифатьев, боярин Ф. М. Ртищев и протопоп Казанского собора Иоанн Неронов – ставили перед собою и своими сподвижниками задачу оживления религиозно-церковной жизни в Московском государстве, улучшения нравственности как населения, так и духовенства, насаждения просвещения. Вводилась забытая в Москве практика церковной проповеди с амвона, «единогласие» в богослужении, большое внимание уделялось исправлению и переводов богослужебных книг. Начал ездить к царю во дворец каждую пятницу для бесед и совета не только по духовным делам, но и по государственным».

 

От автора

Надо ли доказывать, что в означенной деятельности Никона и товарищей по кружку «ревнителей благочестия» проявился позитивный, реформаторский дух, «заряд положительной энергии Водолея»?

Но продолжим: «В начале июля 1652 года в Москву были доставлены мощи святого митрополита Филиппа из Соловецкого монастыря – инициатором перенесения мощей в столицу был Новгородский митрополит Никон, который получает предложение царя Алексея Михайловича о замещении патриаршего престола перед гробницею святителя.

25 июля 1652 года Никон был торжественно возведён на престол патриархов Московских и Всероссийских. Во время интронизации Никон вынудил царя дать обещание не вмешиваться в дела Церкви. Царь и народ поклялись «послушати его во всѣм, яко начальника и пастыря и отца краснѣйшаго».

 

И в этой части мы наблюдаем вполне очевидное: патриарх Никон действительно проявил в деятельности типичные свойства Водолея: инициативу, духовность, свободу действий и независимость. У молодого царя Алексея Михайловича Никон сумел «выбить» себе не только титул Великого Господина, но и титул Великого Государя. Тайна этого беспрецедентного события будет раскрыта особенностью гороскопа рождения Никона ниже.

 

 

Часть 2. Время реформ

 

Реформы Никона утвердились и были поддержаны царём на церковном соборе, который состоялся в Москве конце марта 1654 года.

 

Составим символический гороскоп рождения Реформ Никона.

Среди взаимовлияний планет особый интерес вызывает гармония Юпитера и Урана, за которой стоит «интерес к новым формам религиозного выражения и религиозной практики, способность использовать новые условия, участие в гуманных мероприятиях, откровенность и уверенность в будущем, умение извлечь пользу».

Кстати, отмечу важное обстоятельство: такой же благотворный аспект гармонии Юпитера и Урана наблюдается и в гороскопе рождения Никона. Следовательно, по сути, и сам Никон, и его реформы – «близнецы и братья».

 

 

Далее. Гармония Юпитера и Венеры предполагает «сильные социальные тенденции, развитие искусства на темы религии, сотрудничество, дающее выигрыш общества, мощную энергию, способствующую возрождению окружающих».

Но как же без «ложки дёгтя в бочке мёда»? Таковая «ложка» присутствует. Это ситуация конфликта Юпитера и Плутона, от которого Никону один шаг до «духовного высокомерия, религиозного и философского догматизма». Но при этом желания создавать новые общественные институты в области религии и права».

Любопытна символическая картина (по Дейну Радьяру*) «вхождения в общественные отношения» (XI дом) проводимого Никоном собора (17 градус Тельца): «Символическая битва между «факелами» и «шпагами», за которой стоит «отказ зависеть от прошлого, идущий превращается в бойца, вновь вступающего в вечную «Великую битву». И это лучший ответ на вопрос, следует ли российскому государству увековечивать память о патриархе Никоне…

 

 

Часть 3. Реформы Никона с точки зрения тайнознания

Как известно, вскоре после начала реформы Никона произошёл раскол церкви на старообрядцев и новообрядцев. На Севере России, на острове Соловки, где расположен мощный и влиятельный монастырь, началось восстание религиозных догматиков, категорически отвергших новшества порождённые энергией Эры Водолея и крепко подчинённые прошлому рабскому энергетическому воздействия Эры Рыб. Но предоставим слово самим старообрядцам, противникам патриарха Никона: «Патриарх Никон решил изменить древнее церковное предание и начал вводить в русскую Церковь новые обряды, богослужебные тексты и другие новшества без одобрения собора. Он вступил на московский патриарший престол в 1652 году. Ещё до возведения в патриархи он сблизился с царём Алексеем Михайловичем. Вместе они и задумали переделать русскую Церковь на новый лад: ввести в ней такие чины, обряды, книги, чтобы она во всём походила на современную им греческую церковь, которая давно уже перестала быть вполне благочестивой». Как видим, и в оценке противников Никона мы различаем прогрессивный характер реформ патриарха, проявленный им характер Водолея.

В чём же конкретно проявилась суть реформ и можно ли реформы с уверенностью причислить к влиянию Водолея? Помимо изменений в церковных книгах, нововведения касались порядка богослужения. Выделим наиболее важные моменты реформы.

1. «До 1653 года православные крестились в «два перста», реформа потребовала креститься в «три перста».

2. «Крестный ход вокруг церкви совершать не по солнцу (с востока на запад, посолонь), а противу солнца (с запада на восток)».

3. «Вместо земных поклонов делать поясные».

4. «Крест почитать не только восьми- и шестиконечный, но и четырёхконечный».

5. «Аллилуйю петь три раза, а не два и некоторые другие».

 

От автора

Начнём с нумерологии. Как видим, Никон отверг числа 2, 6 и 8, а взамен утвердил главенство числа 3. В нумерологии число 3 имеет большие возможности, оно более «богато» по сравнению с числом 2. Число 3 устойчивее числа 2. Простой пример. Двумя пальцами трудно удержать что – либо, а тремя, да ещё сложенными в «щепотку», можно ухватить предмет, в том числе даже сыпучий материал. Число 3 лежит в основании числа 9, а число 9, как установлено автором, считается числом России. Число 9 является числом планеты Марс и лежит в основании развития русской истории. Не потому ли «три перста» на бессознательном уровне явились Никону более приемлемыми для отправления церковной службы, чем «два перста»?

Что касается числа 4, определённому Никоном в «почитании креста», то число 4 более приемлемо, чем числа 6 или 8, по той причине, что оно более «практично» и «по жизни» ближе людям. Известны четыре времени года, четыре стихии природы, четыре стороны света, четыре недели жизни, составляющие месяц (ритмика жизни человека) и т.д.

Обратимся к изменениям в крёстном ходе. По старому «ходили» с Востока на Запад (по часовой стрелке), и тогда солнце светило в спину. Но новому стали ходить с Запада на Восток (против часовой стрелки) и солнце стало освещать лица православных. Приметный символизм, как утверждение жизни и обновления! Кстати, против часовой стрелки располагаются и Знаки Зодиака (от Овна к Рыбам), следовательно, Никон распорядился в согласии с законами миропорядка, отражаемыми астрологией.

Перейдём к поклонам: «Вместо земных поклонов делать поясные». Как не увидеть в изменении Патриарха символический знак свободы, когда православный, не принуждён рабски гнуться до земли, а только поклоняться в пояс?

 

 

Церковный архитектор

Вновь обратимся к энциклопедии: «Одним из направлений деятельности патриарха Никона было основание в России монастырей. В 1653 году на острове Валдайского озера были построены первые деревянные строения Иверского монастыря. В 1655 был заложен каменный Успенский собор. В 1656 году Никон добивается у царя разрешения на основание на Кий-острове монастыря, известного сейчас как Онежский Крестный монастырь. Строительством первых сооружений на острове с 1656 по 1659 гг. руководили старцы Нифонт Теребинский и Исаия, а также стольник Василий Парамонович Поскочин – доверенные лица Никона. В том же 1656 году патриархом Никоном был основан Новоиерусалимский монастырь, который замышлялся как подмосковная резиденция патриархов. Монастырь был построен на землях села Воскресенское. По замыслу Никона, он в будущем должен был стать центром православного мира».

 

 

Размолвка с царём

«Молодой царь Алексей Михайлович почитал патриарха Никона, доверял его советам в делах государственного управления, а во время войн с Речью Посполитой (1654 – 1667) и длительного своего отсутствия оставлял патриарха де-факто во главе правительства. Повелением царя к титулу патриарха «Великий Господин» был добавлен царский титул «Великий Государь». Такое положение вызывало зависть и недовольство как бояр, не желавших терять возможность влиять на царя в своих интересах, так и многих духовных лиц, в частности, бывших членов кружка «ревнителей благочестия».

Патриарх Никон стремился противодействовать тому, что воспринималось им как посягательство гражданского правительства на его юрисдикцию и полномочия. Особенный протест вызвало принятие Соборного уложения 1649 года, умалявшего статус духовенства, ставившего Церковь фактически в подчинение государству. Так, доходы от эксплуатации монастырских вотчин переходили к созданному в рамках Уложения Монастырскому приказу и поступали в государственную казну; мирские суды стали рассматривать дела, относившиеся к ведению судов церковных. Вследствие сего, а также интриг со стороны части бояр и духовенства, имевших влияние на царя и враждебно настроенных к патриарху Никону, произошло охлаждение отношений между царём и патриархом. 10 июля 1658 года Никон в качестве протеста оставил Москву: не отказавшись от Московской кафедры, он удалился в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь, который (наряду с Крестным и Иверским монастырями) сам основал в 1656 году и имел в своей личной собственности».

 

 

Опала и извержение из священства

«В 1660 году на созванном в Москве Соборе было постановлено лишить Никона архиерейства и даже священства; однако суд не состоялся, так как дело было решено передать на суд восточных патриархов.

12 декабря 1666 года состоялось третье, заключительное по делу Никона, заседание Собора в Благовещенской церкви Чудова монастыря. В грамоте, подписанной всеми архиереями Русской поместной церкви Большого Московского собора, а также иерархами (патриархами, митрополитами, архиепископами, епископами) греческих поместных церквей от 12 декабря, указаны преступления, из-за которых Никон извержен из патриаршества и священства судом поместного собора Русской церкви:

1. Никон досадил (обидел) царя, когда оставил паству и удалился в Воскресенский монастырь, лишь по причине, что царский чиновник ударил слугу патриарха.

2. Никон не смирился и не стал каяться, а совершал хиротонии в новом месте, строил новые монастыри, которые назвал «неподобающими словами и суетными именованиями»: Новым Иерусалимом, Голгофою, Вифлеемом, Иорданом, тем самым он ругался божественным и глумился святым, прославляя себя патриархом Нового Иерусалима, похищая разбойнически, и если была бы у него сила, то отнял бы и третью часть царства.

3. Анафематствовал патриархов Паисия и Макария, приехавших его судить, назвав их Анною и Каиафою, а царских послов, которые к нему были посланы, чтобы вызвать его на суд, назвал Пилатом и Иродом.

4. Никон написал личные письма патриархам, в которых писал про царя Алексея, что царь «латиномудренник, мучитель и обидник, Иеровоам и Озия» и то, что Российская церковь в латинские догматы впала, больше всего обвиняя в этом Паисия Лигарида.

5. Никон без соборного рассмотрения сам лично лишил епископа Павла Коломенского сана, свирепея, стащил с Павла мантию, и того «в язвы и наказания предаде тяжчашие», отчего Павел лишился ума и бедный погиб: или был растерзан зверями, или в реку упал и погиб.

6. Своего духовного отца Никон два года немилостиво бил и ему наносил язвы, после чего патриархи сами видели духовника Никона «всеконечно расслабленным». За эти преступления Никон был извержен из священства: не только патриаршего достоинства, но из епископского сана и стал простым монахом. Монах Никон после соборного суда и извержения был сослан в Ферапонтов Белозерский монастырь; после смерти Алексея Михайловича был переведён под более строгий надзор в Кирилло-Белозерский монастырь».

Как видим, в Никоне ярко проявились обозначенные астрологией и положительные, и отрицательные качества Водолея.

 

 

Символический гороскоп рождения Никона

Известно, какова натура и характер человека, таковы и его деяния. Автор обозначил основные этапы деятельности патриарха с тем, чтобы читатель получил возможность сопоставить особенности проявления характера Никона с особенностями устройства гороскопа рождения. Мы не знаем точного времени рождения Никона, поэтому составим гороскоп на полдень, в котором символически фокусируются события, произошедшие в течение суток, и, таким образом, получим символический гороскоп.

Символическим гороскопом управляет Меркурий, который находится в доме философии, религии и права (IX дом), там же «в обнимку» стоят Венера и Плутон, а это указывает на то, что Никону с рождения «показана дорога» в высокие церковные деятели.

 

 

Согласно гороскопу, Никон обладатель аналитического и скептического ума, способный в идеях к резкому повороту. Венера может означать духовное перерождение человека, а Плутон – личность харизматическую, способную на волевое решение увлечь за собой народные массы. Что, как известно, и произошло. На характер Никона оказывает сильнейшее влияние Нептун, за которым стоит мистицизм способность к предчувствию и восприятию ещё не оформившихся событий. Это тоже важно. Таким образом, мы определяем основу, благодаря которой оказалась построена реформа Никона. «Обнимка» Венеры и Плутона чревата проблемами в личной жизни и может вызвать гипнотическую силу влияния на других людей. Не этим ли, в том числе, объясняется способность Никона понравиться молодому царю Алексею Михайловичу и успешное с ним сотрудничество? О благотворности аспекта между Юпитером и Ураном уже говорилось. Именно этот аспект пробудил в Никоне дух зрелого Водолея и «толкнул» церковного деятеля на проведение реформ. В заключение, обозначим наиболее интересные (по Дейну Радьяру) символические картины ключевых градусов гороскопа Никона. Слава, репутация и карьера Никона определяется 18-м градусом Тельца, за которым стоит следующая картина: «Женщина, проветривающая старый мешок в открытом окне своей комнаты». Символизм картины более чем понятен: патриарх Никон, введением реформ, «проветривает старый мешок» церковной Руси, причём, открыв окно, делает это на всеобщем обозрении решительно и смело. Таким образом, происходит очищение церковного эго-сознания. Посмотрим и картину градуса «вхождения в общественные отношения» (XI дом, 29 градусов Близнецы). Картина «Первый весенний пересмешник» указывает на «творческое изобилие человеческой души, отвечающее фундаментальному жизненному опыту». Этим и объясняется та виртуозность, с которой патриарх Никон явил свои реформы.

 

 

Памятники Никону

В 1862 году скульптура Никона была включена в число скульптур на «Памятнике Тысячелетию России» в Великом Новгороде.

В 2005 году четырёхсотлетие со дня рождения патриарха Никона было отмечено возведением в селе Вельдеманово, на месте дома, в котором патриарх провёл детство, памятника-часовни. В рамках этого под горою был облагорожен родник и сделана купальня. Рядом с памятником поставили поклонный крест от мордовского народа.

5 августа 2006 года в канун 325 годовщины со дня смерти Патриарха Никона в Саранске открыт и освящён патриархом Алексием II памятник Никону. Автор монумента – известный мордовский скульптор Николай Филатов.

В 2013 году гробница патриарха Никона была вскрыта археологами, но был обнаружен только пустой саркофаг – гробница ранее подверглась разграблению.

 

 

Примечания:

*Дейн Радьяр «Астрологическая мандала», Москва, Сампо, 2006.

(1) Семён Денисов. История об отцах и страдальцах соловецких. Языки славянской культуры, Москва, 2002.

В работе использованы книги Ф.К.Величко «Энциклопедия домов гороскопа» и «Энциклопедия важнейших аспектов», Москва, Рост, 2006

 

 


№64 дата публикации: 09.12.2015

 

Оцените публикацию: feedback

 

Вернуться к началу страницы: settings_backup_restore

 

 

 

Редакция

Редакция этико-философского журнала «Грани эпохи» рада видеть Вас среди наших читателей и...

Приложения

Каталог картин Рерихов
Академия
Платон - Мыслитель

 

Материалы с пометкой рубрики и именем автора присылайте по адресу:
ethics@narod.ru или editors@yandex.ru

 

Subscribe.Ru

Этико-философский журнал
"Грани эпохи"

Подписаться письмом

 

Agni-Yoga Top Sites

copyright © грани эпохи 2000 - 2020