Грани Эпохи

этико-философский журнал №81 / Весна 2020

Читателям Содержание Архив Выход

Наталья Башкова,

канд. филос. наук, г. Тула

http://etikavomne.agni-age.net/

 

Подвижность и приспособляемость
как принципы жизни и качества сознания

"Всегда готов!" – говорит подвижность.

Надземное, 926.

 

…Чем больше мы допустим и представим себе,

тем мы окажемся менее связанными.

Мир Огненный, ч. 1, 402.

 

 

Подвижность – нравственно-волевое качество человека, означающее активность, быстроту, гибкость и открытость сознания, направленность к достижению большей целесообразности и соизмеримости с Высшим, готовность к новым знаниям, впечатлениям, неожиданным поворотам событий; широкое допущение многообразия жизни и вариативности развития её форм; синтетический охват ситуации во всех подробностях и деталях для эффективного управления ею – во Благо и духовное продвижение всего живущего.

Необходимо различать подвижность от изменчивости, часто доводящей до беспринципности и предательства. Важной вехой на духовном пути каждого человека Учение Живой Этики отмечает умение вмещать противоположения, которыми полон наш земной мир – именно не сталкивать их, не противопоставлять в непонимании, а уметь находить их духовно-синтетическое совмещение, когда каждый из принципов (идей, качеств) дополняет и при необходимости замещает противоположный в различных жизненных ситуациях и условиях. Так, подвижность невозможно правильно понимать и эволюционно применять без таких нравственных качеств, как непоколебимость, постоянство, преданность.

По мере роста сознания наше представление о духовных идеалах, ценностях и целях меняется, расширяясь и утончаясь. Однако глубинная сущность их неизменна, поскольку созвучит и отражает свойства и атрибуты высшего Духовного Мира, проявление Законов Космоса и Плана эволюции Жизни, которые непреложны для всего сущего. Вместе с тем, приложение высших Законов и Плана эволюции к той или иной сфере бытия, к текущему этапу развития различных форм жизни имеет определённую шкалу вариативности. В понимании этих двух свойств – неизменности (в главных целях) и подвижности (при воплощении в конкретных жизненных условиях), в умении сориентироваться и приспособиться ко всем необходимым изменениям при удержании маяка Духа лежит залог выживаемости человека и его дальнейшего успешного продвижения. Так, постоянство, непоколебимость и подвижность, приспособляемость, дополняя друг друга, чётко очерчивают радиус действия обоих. Подвижность, будучи следствием свободной воли и выбора человека, должна созвучать и действовать в русле вечных Законов космической эволюции, иначе она обернётся тщетной суетой, невежественным упрямством и безумием своеволия.

В повседневной жизни первейшим врагом подвижности являются человеческие привычки – от психологических до бытовых. Автоматизм, стереотипность, неосознанность, традиционность, дошедшая до атавизма, отражают инерционное движение или застой человеческого сознания, тогда как Жизнь требует от человека новых достижений, овладения новыми рубежами в стремительном потоке эволюции. Живая Этика призывает к борьбе с ветхими привычками, глубоко сознательному их пересмотру вследствие расширения сознания, совершенствования наших мировоззренческих установок, новых научных открытий. Только продуманные и утверждённые благой сознательной волей намерения и действия достойны получить ритмическое, каждодневное применение. Так, подвижность удерживает наше сознание в постоянной бодрости духа, поиске лучших возможностей, способствует более целесообразному использованию и сохранению сил, повышению их результативности. Она утверждает открытость к новому и необычному, укрепляет мужество перед неожиданным, воспитывает «отвагу переделывать жизнь по мере новых накоплений»[1] и отказываться от ненужных и уже устаревших элементов жизни.

Качество подвижности ярко проявляется при стремлении человека воплотить в жизнь чётко поставленную цель или план действий. В Учении Живой Этики рекомендуется использовать «тактику адверза», один из аспектов которой состоит в том, что при организации и проведении в жизнь благих, созидательных проектов целесообразно представить подробное, детальное развитие событий, выделить наиболее сложные повороты в нём, с тем, чтобы предположить наихудший вариант стечения обстоятельств и негативное влияние других людей. Это позволяет подвижно предусмотреть резервные варианты и дополнительные меры для осуществления плана, предвидеть возможные способы использования возникающих трудностей на пользу дела. «Подвижность сознания есть качество Высшего Мира, – утверждается в Учении. – ...Подвижность научает понимать предмет с разных сторон… Не упирайтесь в одно решение. Если враги закрывают один путь, тем самым они упускают другой»[2]. «Истинно, надо иметь десяток переулков на один пожар. Усилено действие, когда за ним десяток решений»[3], – советует Духовный Учитель. «Для проведения плана в жизнь нужно каждый час быть готовым к подвижности»[4].

В применении этого качества большую роль играет чуткость, способность распознавания, постоянная работа человека над расширением своего мировоззрения, развития и утончения мышления и форм поведения. Чем менее психика человека перегружена и ограничена привычками, предубеждениями и стереотипами, чем шире и универсальнее его подходы к жизни, способности и умения, чем разнообразнее тактика его действий, – тем подвижнее и свободнее он себя чувствует в любых ситуациях, тем адекватнее и успешнее он сможет ответить на вызовы окружающего мира.

В Учении Живой Этики обращается внимание на качество, очень близкое к подвижности, – приспособляемость. Следует отличать это качество от беспринципности, приспособленчества, соглашательства.

Приспособляемость предстает в Учении как движущая сила самого процесса эволюции. «Надо быть сильным, – отмечается в «Гранях Агни Йоги». – В процессе эволюции видов выживают сильнейшие и наиболее приспособленные к борьбе»[5]. При этом следует знать, что в отношении человека в контексте Учения имеется в виду сила не столько физическая, а прежде всего духовная; победит только то, что достойно бессмертия, вечности и беспредельности, то есть Мира Духа. Подлинное развитие человека происходит через воплощение высших, духовных целей и идеалов в земную реальность, а это невозможно осуществить без практической смекалки, распознавания, сообразительности, приспособляемости, гибкости и подвижности сознания.

Если человек своё преимущественное внимание обращает на подлаживание под обстоятельства, ориентируется на конъюнктурность и моду, то, достигая внешних результатов, сиюминутной выгоды, он легко теряет цель своей жизни, её истинное назначение. Он вынужден постоянно поступаться и изменять своим внутренним принципам, убеждениям, духовным ценностям. Только если в фокусе стремлений человека утвердилось главное – непрерываемость духовного совершенствования, тогда приспособляемость станет тактикой для реализации этой цели. «Преодоление жизни, приспособляемость к условиям её, победа над обстоятельствами – всё это явления одного и того же порядка, – указывает Духовный Учитель. – Цель их – сохранить постоянство непрерываемого движения, и притом двигаться так, чтобы ничто не мешало. Это движение вперёд ставится вне зависимости от каких бы то ни было сочетаний внешних или внутренних условий, равно как и состояний сознания. Мало ли что может случиться в пути, и мало ли какие могут быть настроения и чувства. Движение совершается при всех и всяких условиях жизни во всех жизнях и на всех планах существования во всех мирах»[6].

Конечно, в жизни много привходящих обстоятельств, влияний и условий, далеко не всегда благоприятно складывающихся для нас, часто отвлекающих и мешающих воплощению наших стремлений и целей. Елена Ивановна напоминала своим ученикам: «Великий Будда учил в жизни идти как змея. Голова змеи всегда направлена прямо к цели, но тело её следует, извиваясь в соответствии с неровностями пути. Главное, чтобы не отойти от поставленной перед нами цели, цели принесения нового света и знания на общее благо»[7]. Огибая и преодолевая препятствия, змея неуклонно движется к цели. Очень важно помнить о главном, уметь сохранить и даже усилить искреннее устремление ко Благу, несмотря на препятствия, – только так, в напряжении будут развиваться наши силы, и мы сумеем подвижно и разумно перестроить и окружающие обстоятельства.

Как в земной жизни следует учиться уравновешенно и спокойно встречать волны новых обстоятельств, так и в Надземном Мире, столь отличном и непохожем на земной мир и наполненном поражающими неожиданностями, тем более необходима приспособляемость нашего сознания. Надземный Мир, существующий по особым законам и принципам, более длительный по периоду пребывания там человека, может и должен быть познаваем нами уже на земле. Живая Этика призывает осмыслить наше земное бытие как подготовку к Надземному существованию. Это знание о вечности человеческого духа освобождает от растерянности и оцепенения сознания, позволяет скорее и легче ассимилировать необычные условия жизни и быстрее овладеть новыми, богатыми возможностями. Вот почему Учение подчёркивает важность таких качеств, как подвижность, приспособляемость, сдержанность, равновесие, бесстрашие, ценность которых раскрывается перед нами в полной мере именно в Надземном Мире.

 

 

* * *

 

Община, 245. Приспособляемость есть лучшее сохранение сил. Часто спрашивают – как развивать это качество? Развитие приспособляемости, конечно, происходит в потоке жизни. Всем известно ощущение границ сфер. Когда вы выходите из дома зрелищ на серую улицу, вам кажется, что произошло падение в низшую сферу. Когда после торжественных празднеств возвращаетесь к обычному труду, вы бываете поражены печалью обыденности. Когда после стужи входите в прекрасное здание, оно представляется венцом совершенства. Медленная приспособляемость порождает ряд ложных представлений. Эта ложь делает вас робкими и неуклюжими. Люди низкопоклонствуют перед миражом аффекта. Они сужают свои понятия перед неожиданностью, между тем всё должно происходить наоборот. Сурово приучайте себя к восприятию противоположных ощущений, к овладению неожиданностью. Всё жданно, ибо всё осознано.

 

Знаки Агни Йоги, 192. ...Подвижность будет лучшим выходом из ловушки жизни.

 

Знаки Агни Йоги, 373. Подвижность сознания есть качество Высшего Мира. Нужно понять, почему воплощения царские могут чередоваться с сапожниками без умаления. На Земле трудно вмещают подвижность внешних форм, ибо не представляют восхождения духа. Подвижность научает понимать предмет с разных сторон, и формула «руками и ногами человеческими» перестаёт быть отвлечённостью.

Так поймите и незыблемость общего плана. Так ищите и вы. Не упирайтесь в одно решение. Если враги закрывают один путь, тем самым они упускают другой.

 

Беспредельность, ч. 2, 484. Искание новых путей – самый необходимый вопрос. При необычности условий будущего невозможно будет пройти старыми путями. Это должны запомнить все новые. Самое ужасное, когда люди не умеют выходить из старой колеи. Самое ужасное, когда люди подходят к новым условиям со старыми привычками. Как невозможно со средневековым ключом открыть современный замок, так невозможно людям со старыми привычками открыть дверь в будущее.

Скажем всем: нужно, нужно, нужно найти новые пути.

Свойство найти новые пути ценно. Потому Мы испытываем ученика на умении приспособиться при необычных условиях.

 

Беспредельность, ч. 2, 486. Человечество должно сначала принять будущее, если ждёт успеха. Но не может быть успеха в прошлом, потому искание новых путей – первая необходимость. Уявление подвижности в искании есть основа успеха.

 

Община, 135. Ничто не закончено, ничто не недвижимо, потому отнесёмся сознательно к тому, что можно предусмотреть. Когда Мне удаётся предусмотреть нужные действия, не считаю это законченным. С одной стороны, вы и множество кармических обстоятельств могут нарушить уровень предусмотренного; с другой стороны, Мы и новая карма можем улучшить соединение частей.

Истинно, когда можно что-нибудь упростить и украсить, мы должны это сделать. Слепо прикрепиться к чему-то, несомому потоком, было бы похоже на кораблекрушение. Значение потока нужно осмыслить. Указанная подвижность есть лишь приготовление к осознанию великого потока. Как неубывающая спираль, питаемая силами материи, стремится вечный поток. Мысль может догонять свет, который может следовать за потоком.

После подробностей обихода нужно обращаться к явлениям великого движения. Нужно взлететь и тем оторваться от Земли. Уявление великого потока принесите к вашему рабочему станку и окрылите ваш труд. Как же иначе вольёте совершенную технику в ваши изделия? Насыщенность трепета возможностей даст ритм работе. От каждого зерна, сознательно уявленного, подымается серебряная нить к дальним мирам. Мысль пронижет слои атмосферы и соткет пряжу.

Как растолковать, что без единения миров жизнь на земной коре – нелепость?! Сознание малости и несовершенства Земли может помочь тяготению к дальним мирам.

Не забудем, что мы – микроорганизмы, населяющие складки планеты. Надо научиться мыслить. Никакая лекция не научит мыслить. Качество мышления образуется одиночеством во всей разумной устремлённости. Именно мысль высекает искру жизни из вещества материи.

 

Мир Огненный, ч. 1, 546. Так Огонь своими качествами учит нас при восхождении. "Буду как Агни", – пусть скажет себе каждый желающий постигать. (…) Как Огонь неуловим, так же подвижно становится сознание, приобщившись к Агни.

 

Братство, 529. Именно привычки делают человека неподвижным и невосприимчивым.

 

Братство, 499. Суетливость есть выражение неприспособленности к жизни. Не годится паяц на пути к Братству.

 

Надземное, 249. Урусвати знает, что эволюция, даже самая стремительная, должна быть планомерна, иначе хаос зальёт. При таком положении особенно трудно совладать со свободной волей. Даже разумные люди не могут иногда сопоставить личное с эволюционным. Сроки мировые они не связывают с личными. Такие непонимания могли бы быть безвредны, если бы не начиналось противоборство свободной воли. Такие поединки причиняют огромный вред. Человек упрямо упирается в своём представлении и не хочет допустить, что могут быть иные решения. На такие умиротворения свободной воли тратится много энергии. Итак, когда Мы говорим о зоркости и подвижности ума, Мы хотим предотвратить пагубные следствия упрямства.

 

Надземное, 417. Урусвати знает, что каждый миг планетного потока имеет особое значение. Между тем, эта простая истина не воспринимается человечеством. Оно хочет всеми силами не допустить, что всё сущее находится в беспрерывном движении. Сама красота такого потока в беспредельности не прельщает воображение человечества.

Но как же можно осознать эволюцию, если начало движения не принято в сознании? Даже те, которые слышали о движении планет, не признают тот же закон для себя. Пусть Земля себе вращается, но человечество мыслит о недвижимости. Так каждое слово о прекрасном движении натыкается на неподвижность сознания. При такой дисгармонии с сущим можно ли ждать быстрого совершенствования?

Можно в жизни каждого дня убеждаться, насколько начитанные люди оказываются примитивными, когда дело касается их личности. Мы, при всех Наших опытах, страдали от человеческого противодействия. Особенно поразительно, когда люди, считающие себя новыми, оказываются беспросветно древними. Утверждаю, что пока космический поток не осознан, не может быть правильного продвижения.

Люди являют иногда прыжки, обусловленные страхом или предубеждением, или всеми страстями самости, но невозможно двигаться прыжками, нужно во всём планомерное движение. Только таким золотым путём, который не имеет ничего общего с золотом, можно преуспеть. (…)

Мыслитель говорил: "Счастье в том, что движение наше не может прекратиться".

 

Надземное, 469. Урусвати знает, что воображение порождается впечатлениями действительности. Когда человек исполнится наблюдательности и подвижности, он соберёт в "чашу" сокровища жизни, которые преобразят его будущее существование.

 

Надземное, 623. Урусвати знает, как часто люди не умеют сочетать родственные понятия. Вот подвижность и непоколебимость землянам представляются противоречием. Они считают подвижность шатанием и непоколебимость как одеревенением, получается как бы шатающееся дерево, которое угрожает прохожему и несносно скрипит. Не приходит в голову сопоставление подвижности в незыблемости или незыблемости в подвижности.

Человек должен пребывать в подвижности, в готовности к подвигу, но он должен опираться на посох незыблемости. Только в таком сочетании путник преуспеет. Не нужно считать Надземное законами неземными, и там потребуется посох и ощутится тяга к подвигу. Немало жителей надземных мечтают о полётах прекрасных и жалеют о грузе, им препятствующем. Поистине, такой груз накопляется не только вопиющими преступлениями, но и всякими смущениями и шатаниями.

Не смешайте шатание с поиском, который имеет в себе поступательное движение, такую подвижность назовем благородной. Также незыблемость осознания основ назовем благодатной.

Мыслитель учил познаванию родственных понятий. Он говорил: "Мы сами рассекаем великое тело Бытия".

 

Грани Агни Йоги. 1955 г. 565. Сын Мой, трепещут ожиданием нити сердца, коснувшегося будущего. Ощущение правильное, только не надо относить его на ближайшее время. Этот огонь пусть будет пищей для духа на долгом пути. От времени до времени эти ощущения будут усиливаться. Их не надо тушить. Они укрепляют связь с грядущим. Подвижность Плана требует большой приспособляемости сознания. Часто надо успеть примениться к обстоятельствам, не нарушая стройности поступательного движения. Для этого нужна большая подвижность сознания и стойкость. Когда предоставлены самим себе, стойкость будет надёжной опорой, стойкость и мужество. Не давайте окружающему засасывать сознание и навязывать ему свой тонус. Волна утверждения исходит от фокуса сознания, являющегося узлом планетной сети Света. Ему нельзя терять своего ритма, иначе его свет будет затоплен вибрациями окружающей его сферы и растворится в ней, как капля воды в океане, утеряв себя. И некуда будет тогда послать Луч, и фокус света погаснет, и сеть Света явит порывы. Потому стойте всею силою, всеми мерами, всеми способами. Устоять надо во что бы то ни стало. Не смущайтесь ничем: ни собственными слабостями и недостатками, ни несовершенствами ближайших. Задача не в том, чтобы стать сразу совершенными, а в том, чтобы стойкость сохранить и устоять при уявлении резкой подвижности Плана, когда условия совершенно меняются, но главное направление остается всё то же. В этой изменчивости временных условий надо усмотреть непреложность основного Плана и силы в себе найти сознание быстро настроить созвучно ему, но в новом ладе. В этом и скажется тонкое качество быстрой приспособляемости сознания к изменившимся условиям. Так приспособленность к определённым обстоятельствам заменяется приспособляемостью сознания к любым и всяким условиям, когда не страшны никакие перемены и неожиданности.

 

Грани Агни Йоги. 1956 г. 298. …Трудно было сочетать Космическую работу и связанный с нею отрыв от Земли с жизнью земною. Трудно жить в мире сём, будучи не от мира сего. Но мы и наши в этом мире должны стоять твёрже и ориентироваться лучше, чем обычные люди. Это нужное свойство приспособляемости к вещам и условиям следует развивать в себе постоянно. Оторванная от жизни мечтательность не свойственна нам. Наши мечты практически творческие, долженствующие воплотиться в жизнь. И говорят, и мыслят, и действуют чётко и определённо люди, близкие нам. Практическая сметка, быстрая смекалка – любимые нами черты в характере человека. Их можно упражнять и развивать и чувствовать радость и удовлетворение, когда они успешно проявляются в жизни. Чтобы удивить народ смекалкой, немало её надо иметь самому. Решение в том, что при сосредоточении мысли на любом явлении, предмете или вопросе они расширяются, как бы раскрывая свои дальнейшие возможности и новые сочетания своих элементов и освещая лучшие их комбинации. Смекалка приходит именно этим путём, причём долгая практика и опыт делают процесс быстрым и почти молниеносным. Но глубокое сосредоточение, хотя бы и краткое, нужно. Хочу, чтобы и вы, ввысь устремлялись, крепко ступая шли по Земле.

 

Грани Агни Йоги. 1971 г. 592. Реакция человека на те или иные воздействия зависит от предшествующих накоплений и опыта. Два человека, очутившись в одинаковых условиях, могут чувствовать себя – один счастливым, другой – несчастным. Дело не в условиях, но в отношении или реакции сознания. Можно почувствовать упоение бурей, а можно и дрожать от страха. Так, самые тяжкие и трудные обстоятельства вызывают у стойких людей подъём и силу противостояния, но слабых приводят в отчаяние. При умении и желании психологировать себя и выявлять желаемую реакцию сознания можно настраивать себя на любой лад. Это во власти человека. Можно заставить себя не падать духом и даже при труднейших испытаниях. Метод, рекомендуемый Нами, прост: следует представить себя в условиях, ещё более худших и тяжких, и по сравнению с ними увидеть, что то, что происходит, не так уж плохо, как кажется. Много значит и опыт. Живущие в пустынных местах дикари находят себе пропитание и воду, но погибает неопытный горожанин. В хижине из листвы и прутьев дикарь чувствует себя дома, но жестоко будет страдать европеец. При умении настраивать сознание на желаемой волне и при обладании качеством приспособляемости может выдержать человек любые испытания, не теряя равновесия. Стойкие и мужественные люди давали примеры тому, даже бесстрашно смотря в лицо смерти. Дух нерушим и несокрушаем. Осознание этого даёт силу противостояния трудностям жизни, даже самым невыносимым. В тепле и в сытости может чувствовать себя человек очень несчастным, в то время как другой, действительно несчастный, на его месте был бы счастливым. Всё относительно и условно. Если это понять и применить метод сравнения и сопоставления с условиями, много более тяжкими и почти безвыходными, можно выдержать достойно любое испытание.

 

 

* * *

 

Надземное, 420. Урусвати знает, что каждая несвоевольная смена оболочки должна быть встречаема радостно, хотя бы из чувства любознательности. Человек может отправляться в новое плавание полный надежд. Полезно, чтобы люди любили путешествия и умели развивать в себе чувство подвижности.

Поверьте, именно это чувство пригодится в Тонком Мире, ведь и там можно погрязнуть в неподвижности духа. Но как же тогда устремиться к верхним слоям? Между тем, это стремление должно не покидать жителей Тонкого Мира ради совершенствования.

 

Грани Агни Йоги. 1965 г. 263. К мышлению Тонкого Мира хорошо приучить себя ещё на Земле, чтобы возможно скорее ассимилировать новые условия. Опытный дух чувствует себя там сразу – как дома. Неопытный теряется и вынужден переживать процесс приспособления. Порою этой растерянностью пользуются другие развоплощенцы. Знающий защищён своим знанием. Сила накопленного Агни остаётся силой и там, и мысль, отточенная знанием, действует остро. Пребывание в новых условиях Надземного существования очень интересно и увлекательно для духа, не связанного земными пережитками и притяжениями.

 

Надземное, 389. Урусвати знает, что закон притяжения и отталкивания действует во всех мирах, но он полон жизненности, ибо в областях, где властвует мысль, посредником будет самая подвижная энергия. Поучительно наблюдать, как закон этот проявляется в Тонком Мире. Можно изучать его применение гораздо лучше, нежели в плотном мире.

Люди полагают, что в Тонком Мире можно находиться лишь в одной сфере по духовному сродству. Даже такое утверждение условно. Поистине, каждый привлекается в определённую сферу, но это не препятствует ему посылать мысль в иные сферы. По этим мысленным мостам могут происходить новые общения, лишь бы закон отталкивания не проявлялся. Но и такое препятствие можно преодолеть, лишь бы посылаемая мысль была чёткой и доброй.

 

Надземное, 832. Человек носит в себе наклонность к самому отвратительному рабству. Человек полон малыми привычками. Не думайте, что эти привычки пагубны лишь в земной жизни, гораздо больше они вредны в Мире Надземном.

Неуклюж и неподвижен такой явленный путник Надземного Мира. Он сам лишил себя восприятий тончайших. Он не умеет отозваться на лучшие зовы. Он не может воспринять тонкие ритмы, ибо он глух и нем, как раб. Учитель не может сообщиться с рабом.

Но нужно помнить, что свобода есть высшая дисциплина, потому нельзя считать свободными тех, кто лишь уявляет беспорядочное смятение. Можно сожалеть таких мнимо-свободных, которые только нарушают ценные вибрации. Они не понимают, как протягновенен вред, причиняемый пространству. Итак, взвесим, которые привычки подавляют нашу свободную волю? Поймём, что мы можем сделаться строителями и разрушителями. Явите понимание истинной свободы.

Мыслитель указывал: "Не будьте рабами, но явите свободу прекрасную".

 

 

Примечания:

 

[1] Мир Огненный, ч.1, 308.

[2] Знаки Агни Йоги, 373.

[3] Община, 83.

[4] Листы Сада М. Озарение, ч. 2, гл. VI, 17.

[5] Грани Агни Йоги. 1971 г. 34.

[6] Грани Агни Йоги. 1958 г. 936. (757).

[7] Рерих Е. И. Письма Том VI (1938-1939 гг.). М.: МЦР, 2006. С 41. (№ 17. Г. Ф. Лукину. 17.02.1938).

 

 


№61 дата публикации: 04.03.2015

 

Оцените публикацию: feedback

 

Вернуться к началу страницы: settings_backup_restore

 

 

 

Редакция

Редакция этико-философского журнала «Грани эпохи» рада видеть Вас среди наших читателей и...

Приложения

Каталог картин Рерихов
Академия
Платон - Мыслитель

 

Материалы с пометкой рубрики и именем автора присылайте по адресу:
ethics@narod.ru или editors@yandex.ru

 

Subscribe.Ru

Этико-философский журнал
"Грани эпохи"

Подписаться письмом

 

Agni-Yoga Top Sites

copyright © грани эпохи 2000 - 2020