Грани Эпохи

этико-философский журнал №80 / Зима 2019-2020

Читателям Содержание Архив Выход

А. Поздняков

 

Чуйский тракт – дорога памятников

Опубликовано: «Алтай туристический», сентябрь 1983 г.

 

Каждый, кто поедет Чуйским трактом с севера на юг, увидит в этой стране множество других стран…

С. Залыгин

 

 

Чуйский тракт – основная транспортная магистраль Горного Алтая, дорога дружбы двух братских стран – СССР и МНР. Он протянулся на шестьсот с лишним километров – по горам и перевалам, по долинам и полупустыням. Стоит хоть раз проехать по нему – и вы очарованы им на всю жизнь. Не удивительно, что и многие туристические маршруты связаны с ним.

На месте нынешней асфальтированной ленты дороги тысячелетиями проходила тропа. Возможно, первыми её проложили звери. А затем ею пользовались люди каменного века, воины, позднее – торговцы. Проходившие века оставляли на этой трассе свои отметины, ставшие археологическими, историческими памятниками. Правда, из окна быстро мчавшихся автобусов или автомашин их не заметишь, не разглядишь. Нужно неторопливо по нему, осматривать окрестности. И тогда любознательному откроются и каменные изваяния, и наскальные рисунки, и древние захоронения.

Большой интерес представляют памятники производственной деятельности человека. Кроме орудий труда, на Алтае сохранились остатки древних оросительных систем, древних дорог и мостов, крепостей, плавильных печей и рудников.

Период перехода века бронзы к веку железа получил название эпохи ранних кочевников. От него сохранились большие каменные курганы, ряды вертикально поставленных камней и высоких стел. Древнетюркское время украсило долины рек и степи Горного Алтая каменными изваяниями.

По остаткам этих памятников можно судить и о культурных связях европейских и азиатских народов, прошедших длинный путь протяжённостью в тысячелетия, и, может быть, по самой древней дороге человечества – Чуйскому тракту.

Возможно, первыми с шумом проехали по нему вооружённые воины на боевых колесницах, о чём свидетельствуют и остатки дорог. В последнее время в Средней Азии, в Монголии и на алтае обнаружено множество наскальных рисунков, изображающих боевые колесницы, датируются они пятым тысячелетием до нашей эры.

У современных учёных всё больший интерес вызывают кочевые племена, создавшие когда-то великие кочевые империи в степях Внутренней Азии, а затем распространившиеся на большие географические пространства, оказавшие огромное влияние на европейские народы. Тогда процветал знаменитый скифский «звериный стиль» в искусстве, объединивший все кочевые племена.

 

Мы знаем о расцвете этого искусства на Алтае, который стал известен благодаря раскопкам скифо-сибирских погребений. Но южные границы его уходят в глубь Азии и к Северным склонам Транс-Гималаев, где велись обследования кочевых погребений участниками экспедиции Н. К. Рериха.

Н. К. Рерих, учёный и художник, придавал большое значение изучению наскальных рисунков – этому культурному наследию давно ушедших народов. Он был глубоко убеждён, что культура всегда тесно с духовной деятельностью и творческой. Поэтому так важно изучать «наскальное» искусство народов Центральной Азии и Алтая.

Экспедиция Н. К.Рериха проходила по тем местам, где жива в народе память о Гэсер-хане – главном герое монголо-тибетского героического эпоса, широко распространённого в Центральной Азии, в котором Гэсер воспевается как народный герой, борец за свободу.

Анализируя устное народное творчество и наскальное искусство, Н. К. Рерих писал: «Главное внимание привлекают многочисленные рисунки на скалах. Опять бараны и лучники. Очень древние. Лама Мингиюр с гордостью зовёт к камню, на котором изображение меча. Вот почему задумывалась картина «Меч Гэсер-хана». Где же мы видели эти характерные формы меча-кинжала? Видели их в Минусинске, видели на Кавказе, видели во многих сарматских и кельтских древностях. Всё к тем же соображениям к переселению народов ведёт этот меч, так отчётливо запечатлённый на древней, веками заполированной коричнево-пурпурной поверхности камня. Знак ли битвы? Знак ли мужественного прохождения? Или забытая граница? Победа?»

Изображения этого меча имеются на каменных стелах, расположенных по Чуйскому тракту, в доступных для обозрения местах.

К разряду уникальных писаниц, расположенных на Чуйском тракте, можно отнести изображения танцующих мужчин в грибовидных шляпах, мифических животных, древних символов и родовых знаков, боевых колесниц, антропоморфных изображений и многих других рисунков и сюжетов, а также древнетюркские и монгольские письмена.

Вот ещё одно интересное наблюдение Н. К. Рериха, которое имеет отношение к Чуйскому тракту, над религиозными шествиями паломников: «…Опять перед нами пещеры и вершины священного паломничества. Вечно бродящие странники тянутся с котомками за плечами. Не только вера, но непреодолимое стремление к житию странному увлекает их по рудным горным тропинкам».

С этого и началось, то есть поводом к началу торговли на реке Чуе послужило ежегодное религиозное шествие тюрбенцев (термин этот долгое время оспаривался) в сопровождении монгольского войска для положения дощечки в верховья реки Катуни в урочище Байхгач, где находилось большое священное дерево. По дороге к паломникам присоединялись и другие пограничные жители для обмена товарами у чуйских двоеданцев (так назывались алтайские племена, которые платили дань одновременно двум государствам), которые таким образом и сделались посредниками в торговле русскими товарами; сами же русские купцы явились на Чую гораздо позже.

В начале торговля шла контрабандным путём, так как ни одно из правительств не давало прочных гарантий. Лишь с подписанием Тяньзынского трактата в 1858 году российский капитал устремился через Кош-Агач по вьючной тропе в Северную Монголию. И лишь в конце XIX века эта тропа получает название Чуйского тракта.

 

Фото автора.

 

Публикуется по материалам Музея Рерихов (Филиала Государственного Музея Востока)

 

 


№92 дата публикации: 01.12.2022

 

Оцените публикацию: feedback

 

Вернуться к началу страницы: settings_backup_restore

 

 

 

Редакция

Редакция этико-философского журнала «Грани эпохи» рада видеть Вас среди наших читателей и...

Приложения

Каталог картин Рерихов
Академия
Платон - Мыслитель

 

Материалы с пометкой рубрики и именем автора присылайте по адресу:
ethics@narod.ru или editors@yandex.ru

 

Subscribe.Ru

Этико-философский журнал
"Грани эпохи"

Подписаться письмом

 

Agni-Yoga Top Sites

copyright © грани эпохи 2000 - 2020