Грани Эпохи

этико-философский журнал №80 / Зима 2019-2020

Читателям Содержание Архив Выход

Александр Херсонов

 

«Предательства не было»

К истории взаимоотношений Николая Рериха и Луиса Хорша

 

От автора

В недавней публикации автор разбирался в истории конфликта между харбинскими учениками Б. Н. Абрамова и учеником Николаем Урановым (ГЭ, №79). В результате искусственно раздутого конфликта имя выдающегося учёного и творческого последователя Учения Живой Этики на долгие годы оказалось под запретом. Что нанесло непоправимый вред Рериховскому движению. Однако помимо искусственно раздутого конфликта, история рериховедения содержит страницы конфликта подлинного, трагического. Конфликта с тяжкими материальными и духовными последствиями. Речь идёт о конфликте в начале 30-х годов прошлого века Николая Рериха и его ближайшего американского сотрудника Луиса Хорша.

 

 

«Предательства не было»

Эта работа, вероятно, не была бы написана, не обнаружь автор в Интернете видеофильм с беседой Даниила Энтина. Давая оценку разрыву отношений между Николаем Рерихом и Луисом Хоршем, директор американского Музея Николая Рериха не стал расценивать разрыв как предательство. По его словам, предательства не было. А что же было? Было «глубокое разочарование в Н. К. Рерихе». Что ж, разочарование вполне могло возникнуть.

Но при условии, что, не смотря на годы Служения посланнику Махатми Учению Живой Этики, Луис Хорш ни на шаг не продвинулся в духовном развитии. И, в конечном счёте, явил облик обывателя оскорблённого недостаточным уважением и оценкой предпринятых им усилий на благо Учителя и его Дела.

 

 

Откроем энциклопедию

О горьком разочаровании Луиса Хорша в Николае Рерихе сообщает энциклопедия Википедия (далее цитируется она же):

«В августе 1935 года разразился кризис – Хорш окончательно вышел из повиновения Рериху: «Работая под Вашим руководством, мы ожидали, что высокие духовные принципы будут претворяться в жизнь, но, напротив, в работе мы испытали наиболее плачевные и отрицательные аспекты человеческих отношений и жизни. Под маской духовности мы наблюдали служение эгоизму и самовосхвалению. Ваш подход и действия по отношению к нам были крайне несправедливыми, и Ваше пренебрежение тем, что я сделал ради Вас, Вашей семьи и дел, которые прославили Ваше имя, ни с чем не сравнимо». (Полностью письмо см. в конце статьи в Приложении).

Автору и раньше казалось, что в оценке того, что произошло между Николаем Рерихом и Луисом Хоршем, именуемым «правой рукой» Учителя, не всё представляется однозначно. Однако обратимся к известным фактам.

 

 

Кто такой Луис Хорш?

1922 год. Год знакомства Н. К. Рериха и Е. И. Рерих с четой Хоршей. Считается, что знакомство Хоршей с Николаем Рерихом произвёло неизгладимое, сильнейшее впечатление. Хорши восторженно, безоговорочно приняли образ Учителя и его Учение.

Приехавшему в Америку известному художнику несказанно повезло: на многотрудном пути встретился состоятельный человек, готовый по «идейным» соображениям взять на себя бремя немалых расходов.

Луис Хорш являлся старшим партнёром фирмы Horch-Rosentahl, специалистом биржевых валютообменных операций и слыл докой в делах финансов, опытным брокером и бизнесменом. О присутствии подобного специалиста в делах Рериха можно было только мечтать. Удивительное, невероятное везение! И невольно, сама собой закрадывается мысль о том, что Хорша свело с Рерихом само провидение.

 

Как всё начиналось

Когда и при каких обстоятельствах познакомились Рерихи с четой Хоршей? Поищем начало встречи в дневнике З. Г. Фосдик «Мои учителя». Дневник начинается 1922 годом, а именно 10 июля, где пишется: «Мы уже четвёртый день на острове Монхиган (штат Мэн)». Видимо, после этой даты и следует искать дату встречи с Рерихов с четой Хоршей. Первое упоминание относится к 23 июля: «Завтра приезжают Хорши и Грант…»

Судя по фразе, первая встреча, о которой, к сожалению, Фосдик не упоминает, произошла раньше, где-то между 10 и 23 июля. А 24 июля следует запись: «Приехали Хорши, и мы сегодня провели пять часов, обсуждая дела. Хорши дают деньги на рекламу и на перегородки для Школы. Очень хорошие люди и Школа дорога их сердцу. Нас теперь семь человек. М.М. уже давно сказал нам про семерых».

На другой день следует запись: «Хорш даёт семь с половиной тысяч для Школы и несколько тысяч для Корона Мунди. Поразительно, как активно они и Грант взялись за дело, удивительна их любовь к Школе. Во всём рука М., его любовь и забота о Школе. Как трогательно отношение Рерихов к этой поддержке. Это они принимают как дар, посланный М. на Его дело».

Последнее замечание чрезвычайно важно, поскольку может пролить свет на причину горькой обиды Луиса Хорша: «Ваш подход и действия по отношению к нам были крайне несправедливыми, и Ваше пренебрежение тем, что я сделал ради Вас, Вашей семьи и дел, которые прославили Ваше имя, ни с чем не сравнимо».

В изложении энциклопедии Википедия, факты взаимоотношений Рериха и Луиса Хорша выстраиваются в следующий ряд.

Июль 1922 года. Знакомство Рериха и четы Хоршей. Луис Хорш в восторге от нового знакомства: «Хорш и его жена Нетти (англ. Nettie) попали под сильнейшее влияние учения и личностей Н. К. и Е. И. Рерихов, к которым они обращались как «Гуру» и «Возлюбленные Мать и Отец». В переписке Рерихов Хорш упоминается под эзотерическими именами Логван и Рука Фуямы».

1923 год. Хорш устроил в своём трёхэтажном особняке Музей Рериха.

Ноябрь декабрь 1924. Дата приезда и проживания Рериха в США. «После 1923 года Н. К. Рерих приезжал в США только три раза и суммарно провёл в США менее года (ноябрь – декабрь 1924, июнь 1929 – апрель 1930, март – апрель 1934 годов».

1925 год. Финансистом Хоршем положено начало «масштабного в финансовом отношении проекта» строительства Мастер-Билдинга (англ. Master Building, Дом Мастера или Дом Учителя). Хорш подарил свой участок для строительства нового здания.

1929 год. Год окончания строительства Дома Учителя.

Лето 1929 года. Мэр Нью-Йорка организовал торжественную встречу для приехавшего в США Н. К. Рериха и принял его в своём офисе.

Июнь 1929 апрель 1930. Дата очередного приезда и проживания Н. К. Рериха в США.

Лето 1929 года. «Открытие Мастер-Билдинга практически совпало с началом Великой депрессии в США. Рынок недвижимости, равно как и рынок ценных бумаг, стремительно обрушился. Вложения в недвижимость, сделанные, к концу того же года обесценились приблизительно в два раза».

С 1929 года «все коммерческие начинания Рериха и Хорша шли неудачно. Концессии в России не смогли реализоваться, начавшаяся Великая депрессия привела к существенному падению доходов от «Дома Мастера» и прямым убыткам Хорша».

17 октября 1929 года. Дата торжественного открытия Мастер-Билдинга.

Опережая события, определим содержание микрокосма рождения здания, ставшего многострадальным.

Рождение Дома Учителя находится в знаке «Козерог» (АСЦ), что является символом трудной жизни, упорного сопротивления тяжёлым обстоятельствам.

Здание находится под управлением Сатурна, конфликтующего с Венерой, что указывает на «любовь без взаимности и невзгоды, лишающие симпатий». К тому же Сатурн находится в доме «лишений и страданий» (XII дом).

О «взрывных» отношениях с близкими, братьями и сёстрами, указывает союз Луны и Урана в III доме. Это и есть символ предстоящего разрыва Луиса Хорша и Николая Рериха.

 

Но вернёмся к начатой хронологии.

  1. Начало 1930 года. С этого периода «в Институте еженедельно проходили разнообразные музыкальные мероприятия, лекции, собрания; зал часто арендовался театральными труппами для спектаклей».
  2. 1932 год. «Держатели облигаций подали иск против Л. Хорша, обвиняя его в недобросовестном управлении (англ. mismanagement)».
  3. 1932 год. «Конфликты сопровождались трагическим эпизодом: уволенный директор музея Гарри Керпер (Harry J. Koerper) покончил с собой».
  4.  Март апрель 1934 года. Дата очередного приезда и проживания Н. К. Рериха в США.
  5.  

     

  6. Лето 1934 года. «Хорш предпринял сложные переговоры с двумя основными группами держателей облигаций, которые были успешно завершены. Держатели облигаций образовали акционерное общество, обменяв свои облигации на акции».
  7. Февраль 1935 года. «Суд утвердил соглашение, и внешнее управление было снято. Ранее на совете поверенных Музея и Мастер-Института при утверждении плана реорганизации за отсутствующих Рерихов голосовали по доверенности представители Хорша».
  8. 193435 годы. «Маньчжурская экспедиция Рериха превратилась, как это воспринималось из США, в сплошной скандал; американская пресса обвиняла Рериха в «унижении правительства США». Хорш, дороживший контактами с президентом, предчувствовал, что Рерих вот-вот превратится для правительства США в персону non grata».
  9. Август 1935 года. «Разразился кризис. Хорш окончательно вышел из повиновения Рериху».
  10. 1935 год. «После реорганизации в 1935 году контроль над Мастер-Билдингом (как зданием) по существу принадлежал Хоршу (при реорганизации Хорш выкупил большую часть акций новой компании, владевшей зданием). Рерих распоряжался им постольку, поскольку Хорш был готов добровольно ему повиноваться. Таким образом, как только Хорш отказался сотрудничать с Рерихом, он оказался фактическим владельцем всего здания, а также, к особенному расстройству Рерихов, и коллекций музея. Кроме того, Хорш располагал и частными векселями Н. К. Рериха».

 

Последствия конфликта

1. «Вкупе с разрывом Рериха с Г. Э. Уоллесом, претензиями к Рериху со стороны правительства США, критическим отношением к Рериху американской прессы данные события (сопровождавшиеся наложением ареста на всё имущество Рериха в обеспечение погашения налоговой задолженности) привели к тому, что Рерих более не смог вернуться в США. Хорш добился того, что Госдепартамент разослал консульствам указания не выдавать Рериху американскую визу. Рерих и Хорш так и не примирились».

2. Декабрь 1935 года. «Хорш убрал имя Рерихов с вывесок и бланков всех учреждений, а в 1937 году выгнал сохранивших верность Рерихам сотрудников из здания».

3. «Рерихи были вынуждены свернуть деятельность Института гималайских исследований «Урусвати», прекратить экспедиции и до самой смерти (Н. К. Рерих умер в 1947 году, Е. И. Рерих умерла в 1955 году) жили в своём доме в Индии, в долине Кулу, ведя скромный в финансовом отношении образ жизни».

4. «На фоне угасания рериховских учреждений активисты рериховского движения Фрэнсис Рут Грант и Зинаида Лихтман (Фосдик) рассорились. Ф. Грант в качестве компрометирующего материала продала связанным с республиканской партией журналистам так называемые «Письма Гуру» – письма Г. Э. Уоллеса к Н. К. Рериху, оказавшиеся в её распоряжении. На президентских выборах 1940 года Уоллес был выдвинут демократами на пост вице-президента, и республиканцы пытались использовать письма как компрометирующий материал, свидетельствующий об идиотизме Уоллеса. Хотя Уоллес и был избран, письма снова «выстрелили» к выборам 1944 года и послужили одной из причин того, что кандидатом в вице-президенты на эти выборы был выдвинут Г. Трумэн».

5. 1938 год. «В результате череды скандалов, арестов имущества и судебных процессов Музей Рериха был закрыт, а коллекции – вывезены Хоршем из здания; здание попало под контроль Хорша, который продолжал использовать его в схожих гуманитарных целях, разместив в нём музей современного американского искусства (англ. Riverside Museum) и театр (англ. Equity Library Theater»).

6. 1948 год. «Долги отягощали здание ещё очень долго. Хорш в интервью сообщил, что ипотечная задолженность составляет 1,29 млн долларов. Самого себя Хорш, в тот момент, бывший правительственным чиновником, называл человеком, который «когда-то был богат».

7. «Коллекции и документы Музея Рерихов также попали в руки Хорша. Хорш, после разрыва с Рерихом, не считал его художественные работы ценными и пытался сбыть коллекцию с рук. Однако из-за резко упавшей репутации Рериха в США покупателей не находилось. Постепенно коллекция работ Рериха была частично раздарена Хоршем различным образовательным учреждениям (также полностью не осознававшим их ценности), частично продана частным коллекционерам, частично выкуплена сохранившими верность Рерихам последователями».

8. 1949 год. «Под руководством Зинаиды Лихтман (Фосдик) последователи Рерихов организовали второй музей Рериха в Нью-Йорке».

 

Месть Луиса Хорша

«Хорш, проявив мстительность, отказался вернуть Е. И. Рерих её рукописи (не представлявшие для него самого никакой ценности). Только после смерти Нетти Хорш, в 1990-х, бумаги Е. И. Рерих были переданы наследниками в Амхерст Колледж (Amherst College) и стали доступны для исследователей.

 

Между прочим

«Общий объём пожертвований Хорша на проекты Рерихов к тому моменту (1929 год) превысил 1 000 000 долларов, что соответствовало 13 – 16 млн. долларов 2010 года.

«…Управляющей зданием организацией стал Музей Рериха (The Roerich Museum), руководимый Президентом Л. Хоршем и Советом поверенных(The Board of Trustees), Н. К. Рерих был Почётным президентом Музея. Хорш пожертвовал Музею 500 000 долларов и принадлежавший ему участок земли, а также дал в долг ещё 600 000 долларов. Общая стоимость здания составляла 2 900 000 долларов».

 

И в заключение

«О Рерихе в здании сегодня напоминает закладной угловой камень, сохранивший эмблему Музея. Внутри камня находятся присланные Рерихом и положенные в него Хоршем при закладке здания реликвии: изображение Майтрейи, письмо Махатмы Мории, две тибетские монетки, чудесным образом, явившиеся Е. И. Рерих, и 17 мексиканских долларов».

 

Предательство? Или глубокая и искренняя разочарованность?

Вернёмся к июлю 1922 года, ко времени знакомства Николая Рериха с четой Хоршей. Из воспоминаний З. Г. Фосдик следует, что Хорши с первых дней знакомства с невероятным энтузиазмом принялись осуществлять планы Николая Рериха. С чего бы это? Безмерная любовь Хорша к живописи известного художника? Отнюдь. Выяснилось, что Хорш проявлял равнодушие к картинам Рериха. Что же явилось причиной почти фанатичного участия финансиста в делах человека, о котором месяц назад не имел ни малейшего представления? Откуда взялся невероятный энтузиазм? Остаётся предположить, что причиной удивительного сближения столь непохожих людей явился Махатма Мория, который «направил» Хорша на знакомство с Николаем Рерихом. Дал толчок сближению. Явил идею соединить богатство и предприимчивость Хорша с духовными ценности Рериха. И закоренелый материалист Хорш заманчивой идеей загорелся! Судя по дневниковой записи Фосдик, в планы Махатмы Мория входило включить чету Хоршей в круг помощников Рериха: «Нас теперь семь человек. М.М. уже давно сказал нам про семерых».

Таким образом, догадка автора о том, что чету Хоршей свело с Рерихами само провидение, а именно Махатма Мория, не лишена основания. Отсюда следует, что неожиданному финансовому благополучию Рерихи обязаны не направленному на сотрудничество Хоршу, явившемуся передаточным звеном, а усилиям Махатмы Мория. Возможно, этим объясняется несколько пренебрежительное отношение американских сотрудников к меценату и спонсору Хоршу, возжелавшему стать учеником Гуру. Да и обычную ревность «никто не отменял»…

Судя по регулярным письмам в Америку, это крайне беспокоило Е. И. Рерих, которая на протяжении многих лет внушала группе американских сотрудников необходимость взаимопонимания, уважения и почитания друг друга. И не вина Рерихов, что с годами в отношениях американских сотрудников верх взяла, самость.

В результате члены группы разобщились, проявили гордыню и зависть, обидчивость и непонимание, без должного уважения отнеслись к руководству Гуру Рериха, о чём в мае 1929 года встревожено писала Е. И. Рерих: «Родные и любимые, Фуяма везёт Вам все сокровища Учения и благие Указания, все лучшие заботы. Примите их в открытое сердце, ибо в исполнении их лежит залог успеха. Ведь все мы сознаём серьёзность момента, знаем, что идём над пропастью, когда один неверный шаг может грозить гибелью. Потому, любимые, умоляю Вас теснее сплотиться в действиях и возложить ответственность на Фуяму. Пусть не является сомнение в правильности его действий и указаний. Ведь его сознание слито с Высшим Сознанием, которое видит действительность, а не обманчивую близорукую очевидность!»

До 1935 года, до полного разрыва отношений было далеко, но уже тогда опасность «неверного шага грозила гибелью». В Хоршах годами вызревала возможность «неверного шага» и к 1935 году произошло то, что предотвратить оказалось невозможно.

Луис Хорш прекрасно знал о Законе Иерархии, однако отказался от исполнения Закона, от строгого подчинения воле и решениям вышестоящего Николая Рериха. Вместо этого с его стороны последовали обвинения посланника Махатм в немыслимых грехах: «Под маской духовности мы наблюдали служение эгоизму и самовосхвалению».

Итак, Хорши отказали Рериху в духовности, увидели на нём «маску духовности». Вина за разлад в работе группы американских сотрудников полностью лежит на самих сотрудниках, а уж никак не на Рерихах, которые всеми силами пытались направить заблудших на путь истинный. В истории разлада, безусловно, негативную роль сыграл факт эпизодического появления Николая Рериха в Америке, руководство американскими сотрудниками на расстоянии, путём переписки.

 

Что же в итоге?

Более 10 лет Луис Хорш являлся учеником Николая и Елены Рерих, изучал книги Учения Живой Этики. С годами ученика-финансиста стало «задевать» подчинение воле и указаниям отсутствующего рядом Николая Рериха, словно его и не существовало вовсе. Между тем, все усилия, все достижения, все воплощённые планы во многом явились заслугой Луиса Хорша, которому не достаточно было быть «правой рукой» Учителя. Хотелось самому носить высокое звание духовного Гуру: «Отныне мы будем вести работу по пути высших принципов и этики, согласно высшим идеалам». Луис Хорш жаждал собственной безграничной власти, а Николай Рерих воспринимался помехой, стоял на пути к вожделённой цели. Безусловно, отношения Хорша и Рериха осложнились в результате разразившегося в начале 30-х годов финансового кризиса и тяжёлого экономического положения США. В результате природа взяла своё, в Хорше взыграла самость, последовали непредсказуемые поступки с тяжкими последствиями. Было бы наивно думать, что к серьёзному и ответственному делу финансирования проекта «Николай Рерих в США», Махатма привлёк человека случайного. Отсюда следует, что в прошлых жизнях Хорш, вероятно, имел отношение к Белому Братству. Поэтому ему доверяли, на него надеялись. В одном из писем Е. И. Рерих читаем: «Позванный, не может отойти». Но позванный Хорш отошёл. И не просто отошёл, а применив свободную волю, сделал всё для того, чтобы как можно сильнее навредить Учителю. И в дальнейшем не одумался, ни в чём не раскаялся. Можно понять и принять во внимание обстоятельства, при которых совершено предательство. Понять можно, но простить нельзя: позванный, не может отойти.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Собственность народа Соединенных Штатов Америки

 

МУЗЕЙ РЕРИХА основан 17 ноября 1923 г. Нью-Йорк[1]

С верой в то, что высокое искусство и идеалы Николая Рериха являются одной из блистательных вех эволюции человечества, мы, Попечители Музея Рериха, посвящённого искусству и идеалам этого мастера, настоящим провозглашаем Музей Рериха собственностью народа Соединённых Штатов Америки.

Постоянно устремляясь к единению человечества через великие образы Красоты, Николай Рерих посвятил свою жизнь Америке и миру во имя свободного и просвещённого развития человечества.

Объявляя Музей Рериха собственностью американского народа, мы, Попечители Музея Рериха, настоящим заявляем неизменное условие, что Музей Рериха никогда не должен быть разобщён, продан, не должен изменять своё название или цель – служить памятником искусству Николая Рериха; а его стены никогда не должны быть использованы для других целей, кроме как для экспозиции живописных работ этого мастера, искусству которого посвящён Музей Рериха.

 

Назначить приемника

В будущем, чтобы увековечить вышеизложенные цели и принципы Музея Рериха, и для того чтобы желание его пожизненно избранных Попечителей не было изменено, каждый из Попечителей должен в течение своей жизни назначить себе официального преемника, с той целью и с той уверенностью, чтобы назначенный преемник в будущем проводил в жизнь те идеалы, с которыми основатели Музея Рериха позаботились о его возникновении. И, в дальнейшем, чтобы каждый таким образом назначенный Попечитель, который также будет исполнять свои обязанности пожизненно, в свою очередь определил себе преемника, увековечив, таким образом, судьбу этого храма искусства.

В случае, если непредвиденные обстоятельства помешают Попечителю назначить себе преемника, то настоящим мы решаем, что остальные Попечители большинством в две трети голосов изберут нового члена, который, с их точки зрения, будет продолжать традиции этого Учреждения.

 

Приносим наш дар народу Америки

Мы, Попечители Музея Рериха, настоящим приносим наш дар народу Америки с глубокой убеждённостью, что вдохновенное послание Рериха принесёт этой стране новую красоту и его призыв к новому братству людей добавит славы настоящему и будущему Америки.

Для засвидетельствования этой Резолюции, Мы, Попечители Музея Рериха, ставим свою подпись и печать Музея Рериха.

Нью-Йорк, июля 24-го дня, 1929 г.

Н. Рерих, Луис Л. Хорш, М. М. Лихтман, Франсис Р. Грант,

Зина Лихтман, Софья Шафран, Юрий Рерих

 

 

Письмо Л. Хорша

МУЗЕЙ РЕРИХА

основан 17 ноября 1923 г. Нью-Йорк

313 West 105th Street New York City

12 августа 1929 г.

Уважаемый Профессор Рерих,

От имени Совета Директоров Музея Рериха я с великой радостью сообщаю Вам, что единогласным решением собрания 24 июля 1929 года Вы были избраны пожизненным Попечителем Музея Рериха.

Зная Вашу глубокую озабоченность судьбой этого Учреждения и Ваши непрестанные мысли о его развитии, я счастлив послать Вам это официальное уведомление об этом решении. С глубочайшим уважением,

Луис Л. Хорш, Президент

 

Письмо Л. Хорша Н. К. и Е. И. Рерихам

МУЗЕЙ РЕРИХА

Riverside Drive, 310 New York City

 

Кабинет Президента, 27 сентября 1935 г.

Уважаемые Профессор Рерих и г-жа Рерих,

В соответствии с моими недавними письмами и записями в Журналах Заседаний, хочу заявить Вам на будущее, что Ваши методы не есть мои методы и наши отношения подошли к концу. Мы более не признаём Вашего руководства, и примирение между нами невозможно. У нас есть много причин придти к такому заключению. Работая под Вашим руководством, мы ожидали, что высокие духовные принципы будут претворяться в жизнь, но, напротив, в работе мы испытали наиболее плачевные и отрицательные аспекты человеческих отношений и жизни. Под маской духовности мы наблюдали служение эгоизму и самовосхвалению. Ваш подход и действия по отношению к нам были крайне несправедливыми, и Ваше пренебрежение тем, что я сделал ради Вас, Вашей семьи и дел, которые прославили Ваше имя, ни с чем не сравнимо.

Отныне мы будем вести работу по пути высших принципов и этики, согласно высшим идеалам. Если Вы попытаетесь подстрекать против нас Ваших любимых сотрудников, г-на и г-жу Лихтман, мисс Франсис Р.Грант или г-жу Шафран, то хотим Вам напомнить, что больше не потерпим подрывной деятельности, поскольку эти сотрудники, которых вы настраивали против нас, сделали невыносимой нашу жизнь за последние тринадцать лет.

Поскольку г-жа Рерих отменила способ Указаний, назвав его «примитивным», Вам нет никакой нужды посылать нам какие-либо Указания через любой источник.

Искренне Ваш

Луис Л.Хорш

P.S. Говоря «мы», я имею в виду г-жу Нетти С. Хорш, себя и мисс Эстер Дж. Лихтман.

 

Примечания:

[1] Перевод с английского Д. А. Тихомирова.

 

 


№80 дата публикации: 02.12.2019

 

Оцените публикацию: feedback

 

Вернуться к началу страницы: settings_backup_restore

 

 

 

Редакция

Редакция этико-философского журнала «Грани эпохи» рада видеть Вас среди наших читателей и...

Приложения

Каталог картин Рерихов
Академия
Платон - Мыслитель

 

Материалы с пометкой рубрики и именем автора присылайте по адресу:
ethics@narod.ru или editors@yandex.ru

 

Subscribe.Ru

Этико-философский журнал
"Грани эпохи"

Подписаться письмом

 

Agni-Yoga Top Sites

copyright © грани эпохи 2000 - 2019