Грани Эпохи

этико-философский журнал №80 / Зима 2019-2020

Читателям Содержание Архив Выход

Александр Херсонов

 

Леонардо да Винчи глазами философа и астролога

Леонардо и в самом деле был больше, чем просто гениальным художником и учёным. Он был одной из самых загадочных личностей не только своей эпохи, но и всей земной истории. Кем же был великий флорентиец в действительности?

…Вдохновителями Леонардо были духовные Учители Белого Братства, и это – главная тайна великого флорентийца, до сих пор неизвестная большинству искусствоведов, историков и исследователей всего мира.

Н. Ковалёва. Нераскрытая тайна Леонардо, ГЭ № 77

 

От автора

Это не первый случай, когда публикация философа Натальи Ковалевой вызвала у автора-астролога неожиданный призыв к продолжению темы. Первый раз это произошло в отношении работы, где Н. Ковалёва рассуждала о расах человечества (к 185-летию со дня рождения Е. П. Блаватской, «ГЭ», № 66). После чего в продолжение и развитие темы последовала серия публикаций астролога («ГЭ», № 67–79). Вот и теперь философская «Нераскрытая тайна Леонардо» подвигла автора осмыслить жизнь и творчество великого деятеля Возрождения с позиции астрологии. В результате появилась возможность проследить, насколько «узловые моменты» философии соотносятся с результатами исследования микрокосма рождения «итальянского Фауста».

 

Из энциклопедии

Леона́рдо ди сер Пье́ро да Ви́нчи (итал. Leonardo di ser Piero da Vinci; 15 апреля 1452, селение Анкиано, около городка Винчи, близ Флоренции – 2 мая 1519, замок Кло-Люсе, близ Амбуаза, Турень, Франция) – итальянский художник (живописец, скульптор, архитектор) и учёный (анатом, естествоиспытатель), изобретатель, писатель, музыкант, один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения, яркий пример «универсального человека» (лат. homo universalis).

 

Рождённый в огненном знаке «Лев»

Не правда ли, изучая портрет Леонардо, находим в облике нечто действительно «львиное»? Но «львиное», безусловно, находим и в микрокосме-символе рождения Леонардо. Причём не благодаря субъективным ощущениям, которые могут быть обманчивы, а благодаря факту построенного микрокосма.

 

>

 

Символ рождения во «Льве» (ASC) подтверждает огненность натуры и характера. Природа «львиного» огня известна – это огонь солнечный, ласкающий, продлевающий жизнь, а не оставляющий после себя пепелище, как это случается с огнём марсового «Овна».

 

Родился под символом знака «Лев»

 

 

Для начала обратимся к содержанию картины-символа Солнца в 16-м градусе «Льва», где обнаружим, что «Буря кончается, вся природа наслаждается сиянием солнца».

Символ картины под стать огню солнечному и означает «волну жажды и любви после большого кризиса». Итак, с рождением Леонардо миру «явилась радость и сила новых начинаний» (1, стр.118). Коих в творчестве Леонардо, как известно, насчитывается великое множество.

Но о каком «большом кризисе» прошлой жизни ведёт речь символ рождения? Что именно содержит «ночь души», из которой удалось вырваться Леонардо? После чего наступило отдохновение, «солнце и жизнь пробудились в очищенном и освобожденном уме». Таков строй размышлений по поводу рождения в 16-м градусе «Льва» выдающегося психоаналитика и астролога Дэйна Радьяра (1, стр.118).

Вначале обратимся к особенности положения Солнца, как управителя символа рождения. Солнце «Тельца» гармонично Луне и Юпитеру, конфликтует с Плутоном, соединено с арабскими точками «Судьбы» (№ 14) и «Развода» (№ 41). См. ниже на рабочей схеме.

 

Жизнь находится под особой защитой

В части исследования упомянутых планетарных аспектов находим вероятность «благоприятных возможностей и бесконфликтного развития, в том числе и дружбу с женским полом, а если представится возможность брака, то брака хорошего». Более того, жизнь Леонардо «находится под особой защитой, что-то всегда смягчает удар». Отсюда начинаются истоки «оптимизма и великодушия, интуитивного знания преодоления трудностей и полезности труда, религиозность и склонность к философии, хороший интеллект и умение наслаждаться жизнью» (2, стр.90).

Серьёзные затруднения ожидаются со стороны Плутона, который может «заставить копаться в содержании подсознания, пробудить негатив прошлой жизни, явить властность и повелительность». Что касается прошлой жизни Леонардо и опасностей, грозящих из прошлого, то это статья особая. Место ей в конце повествования. Любопытно, что рядом с Плутоном находится точка «Перемен» (№ 25), попадающая на год жизни, когда художник получил к исполнению первый заказ.

Н. Ковалева: «По свидетельствам современников, Леонардо был необыкновенно колоритной фигурой своей эпохи. Он был исключительно красивым человеком, обладавшим не только прекрасным лицом и фигурой, но и особой грацией».

А что скажет астрология? Венера, гармоничная Урану, находится в «Тельце», в доме Карьеры и Профессии» (Х дом), рядом располагается точка «Страсти» (№ 62). Читаем: «Многие художники и скульпторы имеют Венеру в Тельце. Эти люди чувствуют влечение к земле, цветам, растениям. Телец – шея и горло, Венера – красота и грация, эти люди имеют мелодичный голос, среди них много певцов» (2, стр.33).

Далее: «Имеют амбицию в искусстве, профессия в искусстве принесёт признание, через общественное положение и богатство, дружеские отношения с влиятельными людьми.

И, между прочим, «успех у женского пола, что вероятно помогает и в карьере» (2, стр.37).

Кроме того: «Любят говорить на эмоциональном языке, имеют особую художественную или музыкальную одарённость, ведут дела связанные с искусством, естествознанием, техникой».

Итак, астрология упомянула технику. В развитии темы обратим внимание на благотворные отношения Марса «Сотрудничества» (VII дом) с Сатурном «Мышления» (III дом), от которых ожидается «большая сила воли, применяемая разумно и систематически, возможность работать в оптике, инженерами, с точными инструментами» (1, стр. 108).

Положение Нептуна в доме «Разума» (III дом), указывает на «интуитивное мышление, восприимчивость к идеям высших плоскостей сознания. Кроме того, на возможность телепатии и желание делиться знаниями, служить передатчиком информации» (2, стр. 61).

 

Чем, безусловно, объясняется обширное эпистолярное наследие Леонардо, потребность вести многочисленные дневники.

 

 

К слову, Е. И. Рерих так же оставила в дневниках и в письмах богатое наследие. Правда, по признанию, письма начинала писать крайне неохотно и делала это благодаря настоянию Владыки.

 

Рабочий вариант алхимического исследования микрокосма рождения

 

 

Но вернёмся к Венере рождения. Картина-символ Венеры в 25-м градусе «Тельца» именуется «Большой общественный парк», а понимается как «культивирование природных энергий для коллективного использования и отдыха».

Заметим, природные энергии культивируются не ради себя, ради нужд общества. Далее, будет обнаружено, что указанный тезис находит развитие в отношении Леонардо к братству.

 

Воспетые мадонны

В творчестве великого художника бесспорно просматривается культ Женщины-Матери, интерес к проблеме деторождения, что даёт право предполагать у Леонардо обычные, традиционные сексуальные отношения.

К тому же ранее дважды встречалось указание на то, что художник благоволит Женщине и это тоже позволяет сомневаться в приписываемой Леонардо нетрадиционной половой ориентации. Автор уделяет внимание столь необычному вопросу только потому, что тема «половой ориентации» Леонардо затрагивается в публикации Н. Ковалёвой: «Леонардо, будучи человеком, удивительно мягким, гармоничным и великодушным по своему душевному складу, менее всего давал своим завистникам какие бы то ни было поводы для клеветы. И всё же одна сплетня в отношении художника пережила его время и до сих пор фигурирует в ряде публикаций, посвящённых жизни и творчеству великого мастера. Речь идёт о предположениях, что Леонардо якобы имел склонность к мужеложству».

 

Доводы Марса и Сатурна

Водолейский Марс при поддержке Сатурна проявляется в сфере «Сотрудничества и Партнёрства» (VII дом) и указывает на вероятную профессию в механике и технике, желание действовать своевольно и независимо. Однако Леонардо нельзя признать изобретателем-одиночкой. Творец Леонардо нацелен на сотрудничество с людьми самого высокого уровня, а потому вправе ожидать особенный успех.

Картина-символ Марса в 16-м градусе «Водолея» впечатляет: «Крупный бизнесмен за своим столом». И вновь символ указывает на коллективизм Леонардо, поскольку предполагает «способность организовать многие аспекты предприятия, включая большую группу людей» (2, стр.211).

 

Женат не был…

С тезисом об «удивительной мягкости» Леонардо, можно согласиться, однако с двусмысленной склонностью к «красивым мальчикам», вряд ли. Астрология раскрывает образ Леонардо как образ заботливого Учителя и Наставника в отношении талантливых последователей, ценителей прекрасного. Но не более того.

В микрокосме рождения в 12-м градусе «Стрельца» имеется Дом «Соблазнов и Наслаждений» (V дом), где тема пресловутого «секса» обязательно должна прозвучать. И что же?

Итак, Дом «Наслаждений и Удовольствий» Леонардо. В Доме присутствует «одухотворение и распространение символов новой эры в умах, чувствительных к предвещающим её проявлениям» (2, стр.178). И только. Вероятно, в этом и находил истинное удовольствие Леонардо, от этого испытывал наслаждения.

В указанном доме, рядом со «Злой Фортуной» (показана крестиком) поселились точки «Сотрудничество» (№28) и «Тайные враги» (№70), что читается как «огорчение в сотрудничестве по вине недоброжелателей».

Об этом же пишет Е. И. Рерих: «Очень напоминаю, утверждаю всё великое значение великого творчества и личности Леонардо да Винчи. По биографии судя, зависть к нему художников-товарищей была не меньше, нежели она наблюдается среди современных условий» (3).

Чтобы закрыть порядком надоевшего тему, рассмотрим содержание точки «Сексуальное влечение» (№72), которая находится в Доме Разума (III дом). Имеется и такая арабская точка. Тот факт, что сексуальное влечение Леонардо распространялось на сферу Разума и Мышления, а не физиологии, говорит само за себя. Вывод подтверждает содержание картины-символа точки «Секса» в 26-м градусе Весов: «Взаимодействие принципов духовной воли и Любви, когда возникает критическая необходимость» (2, стр.156).

Окончательно поставить точку в «щекотливом» вопросе поможет точка «Женитьба» (№ 58) в 27-м градусе «Рыб». И в этом случае символ являет не картину причудливого вожделения, а картину «Света свершения, благословляющего хорошо сделанную работу» (1, стр.232). Этим и довольствовался Леонардо, потому и не был женат. Хотя и воспевал красоту Женщины-Матери.

Как видим,плотская утеха, да ещё в извращённой форме, к Леонардо не имеет никакого отношения. Откуда же пошли оскорбительные слухи? Леонардо женат не был, что и вызывало грязные подозрения. Отсюда проистекали обывательские толки в сексуальной нетрадиционности художника. Совершенно напрасные подозрения. И вот почему. Великие люди, находящиеся на Служении, Воины Света, а Леонардо был именно таковым, выполняют ответственные поручения Белого Братства и, как правило, живут одиноко, детей не имеют. Оно и понятно: обременительная семья, скопление под одной крышей разных по духовному развитию людей, несёт проблемы и не способствует выполнению исторической миссии. Но бывают и исключения. Так, семья Н. К. Рериха состояла из людей духовно близких и была специально собрана в единую творческую «батарею».

 

Служение

Обнаруженное астрологией знание поддерживает версию об особом Служении Леонардо, о выполнении им ответственного кармического задания. Этот вопрос поднимает и Н. Ковалёва: «Леонардо обладал не только творческим гением, но и высочайшим духовным потенциалом, следствием чего и были необыкновенные самодисциплина и сила воли, свойственные ему. Уже с юных лет будущий гений осознавал, что цель его жизни состоит не в разбазаривании времени и энергии на примитивные удовольствия, а в научных изысканиях и творчестве».

И далее: «Высшая ступень ясновидения состоит в способности предвидеть грядущие события в планетарном масштабе, а также в умении проникать в тайны Природы и человеческой истории…

Таким даром владели только единицы. И именно подобной способностью обладал Леонардо, – только этим можно объяснить тот гигантский скачок в будущее, который он сделал, опередив научное развитие своей эпохи на многие столетия».

 

Провозвестник будущего

Что касается экстрасенсорных способностей Леонардо, то следует познакомиться с положением высших планет микрокосма: Урана, Нептуна и Плутона. Картина-символ Урана в 22-м градусе «Рака» называется «Молодая женщина, ждущая парусник». А понимается картина как «жажда трансцендентного счастья в душе, открытой великим снам».

При этом Уран, гармоничный Венере, находится в доме «Лишений и Страданий (XII дом). Последнее означает, что Леонардо, как это и предполагалось ранее, «посвящал себя подробному изучению подсознания, искал высшего духовного единения, проявлял интерес к формам мистического погружения, в частности к йоге, а также особые интуитивные способности, даже ясновидение» (1, стр. 59).

Итак, астрология указала на возможность йоги и ясновидения Леонардо. Нечто любопытное на этот счёт находим в одном из писем Е. И. Рерих: «Дисциплина всех Йог одинакова, требуется некоторое воздержание во всей жизни и развитие воли. Воля – основа всего, всего знания и преуспеяния. Путь Любви облегчает развитие воли, ибо устремление к Высшему Идеалу развивает постоянное горение сердечное, полное радости и постижений. В конце концов, устремление и воля – синонимы (4).

Находим и в рассуждениях Н. Ковалёвой: «Истинную суть гения-ясновидящего смогли понять лишь духовные учителя более близкой к нам эпохи. Ими стали выдающийся индийский философ и общественный деятель, создатель учения интегральной веданты, Шри Ауробиндо и его духовная сподвижница Мирра Альфасса, которую ученики Ашрама Ауробиндо называли Матерью. В одной из своих работ Мирра Альфасса со слов Ауробиндо отметила: «Йогом был Леонардо да Винчи, и он был, если не самым величайшим, то одним из величайших, художником».

…«Художник, как и йог, входит в глубокое сосредоточение, ожидая и получая вдохновение. Чтобы создать что-то истинно красивое, он должен вначале заглянуть внутрь себя, постигнуть его как целое в своём внутреннем сознании; только, когда это найдено, увидено и удержано внутри, он может выразить его внешне, создать его в соответствии со своим внутренним видением. Это, своего рода, йоговская наука, так как посредством её художник входит в тесную связь с внутренним миром…» – писала Мирра Альфасса об эзотерической основе подлинного искусства живописи».

Кстати, картина-символ Нептуна в 30-м градусе «Девы» означает «Полную сосредоточенность на выполнении непосредственной задачи, когда человек глух к соблазнам» (2, стр.141).

Что, заметим, всецело относится к человеку, выполняющему кармическое задание. Об этом же читаем у Н. Ковалёвой: «Леонардо обладал не только творческим гением, но и высочайшим духовным потенциалом, следствием чего и были необыкновенные самодисциплина и сила воли, свойственные ему. Уже с юных лет будущий гений осознавал, что цель его жизни состоит не в разбазаривании времени и энергии на примитивные удовольствия, а в научных изысканиях и творчестве».

Повторимся: Плутон в 5-м градусе «Льва» и в XII доме, негативно воздействует на Солнце и сферу «Карьеры и Профессии», предполагает «потребность осознавать содержание подсознания и расшифровывать его, отсюда же происходит интерес к психологии, оккультному и мистике. Кроме того, для Леонардо теоретически имеется «опасность тайных врагов, вхождения в контакт с разрушительными психическими силами, навязывание другим своей воли» (2, стр.66). Однако, благодаря противовесу Солнца, напитанного благотворной энергией Луны и Юпитера, проявление серьёзной опасности вряд ли могло реализоваться.

 

«Защитить себя от агрессивных социальных элементов»

 

Вернёмся к рассмотрению положения Сатурна и Юпитера микрокосма рождения. Сатурн находится в «Весах», в доме «Разума и Способа жизненного самовыражения» (III дом), а это «даёт понимание того, как следует сотрудничать, чтобы планы осуществились, проявлять настойчивое и методичное мышление, что даёт способности к математике и естественным наукам» (1, стр.53). Показательно, что около Сатурна находится точка «Споры» (№39), что может указывать на то, что завистники, не понимающие природу гения, вступают с ним в спор.

О чём упоминает и Н. Ковалёва: «Одним людям свойственно преклоняться перед теми, чьи знания и мастерство недостижимы для всех остальных. Другие же почему-то предпочитают завидовать, клеветать и порочить людей, превосходящих своими талантами всех других. Как и все великие деятели, художник не избежал самых разнообразных сплетен в свой адрес».

Картина-символ Сатурна в 14-м градусе «Весов» так же указывает на возможность клеветы в отношении Леонардо: «Потребность восстановить силы в пределах социального паттерна повседневной деятельности» (2, стр.150).

Обратимся к содержанию Юпитера в «Рыбах», в Доме «Смерти и Наследства» (VIII дом). Картина-символ Юпитера во 2-м градусе «Рыб» следующая: «Белка, прячущаяся от охотников» (любопытно представить себе Леонардо в образе «Белки», которая прячется от клеветников-охотников). И в этом случае указывается на то, что Леонардо требовалась защита, поскольку в переводе с языка символа означает: «Индивидуальная потребность обеспечить себе будущее существование и защитить себя от агрессивных социальных элементов» (2, стр.219).

 

Предвидеть будущее

Положение Юпитера интересно тем, что может привести к заблуждению, попытке сделать жизнь другого человека необременительной. Вместо того, чтобы укрепить человека в любви, мудрости и воли. Видимо, с ростом духовной зрелости Леонардо избежал неприятного заблуждения, проявил ожидаемое «универсальное духовное понимание, интерес к жизни после смерти».

Вероятно, Юпитер мог бы проявиться и в потребности найти богатого покровителя. И Леонардо, судя по всему, такого покровителя действительно нашёл. Здесь же обнаруживаем причину склонности Леонардо к оккультизму, способность к предвидению, на что указывает и Н. Ковалева: «…Леонардо явно предвидел нелёгкое будущее нашей цивилизации. Предвидел он и многие открытия грядущих эпох, о чём говорят страницы его рукописей: «Люди будут разговаривать друг с другом из самых отдалённых стран и друг другу отвечать: «Ты увидишь себя падающим с великих высот без всякого вреда для тебя»; «Люди будут ходить и не будут двигаться; будут говорить с тем, кого нет, будут слышать того, кто не говорит»; «Люди (...) будут собственной персоной мгновенно разбегаться по разным частям мира, не двигаясь с места».

Эти и иные пророчества говорят о том, что Леонардо действительно «ясно видел» будущее.

 

«Ночь души» из прошлого

Чтобы по достоинству оценить подвиг жизни и творчества Леонардо, следует ознакомиться с тем, что же представляла упомянутая символом «ночь души» прошлой жизни. Об этом повествует Чёрная Луна (Лилит) в 28-м градусе «Козерога» в сфере «Работы и повседневности» (VI дом). Любопытно, что в точке расположения «Чёрной Луны» находим картину-символ: «Душа способная освоиться с духовными ценностями, радуется им» (2, стр.200). И это следует воспринимать, как светлячок «ночи души», шанс души выйти на призывный светлячок, выбраться из непроглядной темени.

Теория предполагает, что в прошлой жизни Леонардо проявлялось отвращении к работе, вражда с коллегами, корысть и слабые моральные принципы, когда жизнь ни во что не ставилась». И это не всё. В вероятный набор негатива прошлой жизни могли войти «индивидуализм и эгоцентризм, болезненное честолюбие и тирания близких людей, ограниченное и консервативное мышление».

Столь неприглядной могла явиться «ночь души» Леонардо, выбраться из которой стоило огромного труда. Труда Души. По сути, это означает, что в прошлой жизни человечество могло иметь своего рода «Анти Леонардо». И это похоже на правду. Если принять во внимание с какой неистовой страстью и силой воли Леонардо отверг засевшие в подсознании негативы прошлой жизни.

Что же помогло справиться с «ночью души»? Спасителем явилась Белая Луна (Селена), что заняла место в 4-м градусе «Девы», в доме Натуры и Характера (I дом). Картина-символ Селены способствует «преодолению социокультурных предрассудков и в межличностной группе придаёт характер братства» (2, стр.128). Селена явилась той силой, что «камня на камне не оставила» от негативов прошлой жизни, «влила в Леонардо новые силы, явила светлые и добрые тенденции, поселила веру и надежду на лучшее будущее». А затем «пробудила любовь к людям, личное обаяние и привлекательность, оптимизм и альтруизм, творческие способности, способствовала созданию ситуаций и обстоятельств для реализации творческих способностей».

Итак, в «ночи души» прошлого Леонардосветил спасительный, призывный огонёк, ориентир на будущее, поскольку душа смогла освоиться с духовными ценностям, а для этого от Леонардо требовалось проявить великое терпение, сосредоточение и железную волю. Любопытно, что рядом с проблемной Чёрной Луной расположилась точка «Фатальности» (№ 2), что указывает на вероятность проявления негатива прошлой жизни (см. схему). Но отчего же негатив прошлого так и не проявился? Да оттого, рядом со спасительной Селеной, как альтернатива чёрной «фатальности», находится точка «Высокой оценки Любви» (№ 8). Видимо, она-то и предопределила жизнь и судьбу Леонардо да Винчи.

 

Литература

1. Дэйн Радьяр. Астрологическая мандала. М.: Сампо, 2006.

2. Френсис Сакоян, Льюс Экер. Большой учебник астрологии. М., 1991.

3. Письма Е. И. Рерих, Том 3, № 107.

4. Там же, т.8, №216.

 

 


№80 дата публикации: 02.12.2019

 

Оцените публикацию: feedback

 

Вернуться к началу страницы: settings_backup_restore

 

 

 

Редакция

Редакция этико-философского журнала «Грани эпохи» рада видеть Вас среди наших читателей и...

Приложения

Каталог картин Рерихов
Академия
Платон - Мыслитель

 

Материалы с пометкой рубрики и именем автора присылайте по адресу:
ethics@narod.ru или editors@yandex.ru

 

Subscribe.Ru

Этико-философский журнал
"Грани эпохи"

Подписаться письмом

 

Agni-Yoga Top Sites

copyright © грани эпохи 2000 - 2019