Грани Эпохи

этико-философский журнал №80 / Зима 2019-2020

Читателям Содержание Архив Выход

Н. Ковалева

 

Великая Жертва

«Звезда Моя познала века»

 

Учение Агни-Йоги подарило нам целый мир не только великих духовных истин, но и возвышенных понятий и образов. Среди них альфой и омегой всего, что связано с высшим знанием, является образ Учителя Учителей.

Дневниковые записи Рерихов и письма Елены Ивановны Рерих открывают нам впечатляющие страницы прошлых жизней духовного Руководителя Белого Братства – Великого Учителя М., или, как называли Его на Востоке, Великого Владыки.

На одном из сеансов Николай Константинович автоматически записал поэтический, изложенный белым стихом текст, в котором говорилось о выдающихся исторических деятелях прошлого. Этот текст затем вошёл в первую часть («Зов») книги «Листы Сада Мории», открывшую серию книг Агни-Йоги. Вот этот фрагмент:

 

«Наша Власть – Жертва.

Поясню немногими словами.

 

Когда Курновуу Правитель

Созидал золотые Врата,

Он стремился во храм,

Но всё же донёс свою жертву.

 

Когда Соломон искал власть Красоты,

Когда символом Суламиеи[1] был показан символ нечеловеческой правды,

Он всё же остался царём и донёс свою жертву.

Когда духовный учитель Тибета Аллал-Минг

стремился в горы, где впервые предстал ему Бог,

Он всё-таки остался в долине

И принял чашу.

 

Когда шейх Россул-Ибн-Рагим

Стремился передать власть сыну,

Он всё же услышал голос

И отдал всё, чтобы дойти.

 

Когда учитель Ориген отдавал

И телесное, и духовное, лишь бы научить их последнему преданию Христа,

Он всё же сохранил тяготу Учительства.

 

Когда Сергей из Радонеги уединился от престола Митрополита,

Когда он стремился говорить со зверями,

Он всё же остался строить домы общежитий,

И он сохранил около себя учеников.

 

Когда Акбар, названный Великим,

Слагал камни единения Церкви,

Душа Его стремилась под дерево Мудрости,

Где сходило Ему просветление,

Но Он всё же остался на ступенях трона»[2].

 

Все великие исторические деятели, перечисленные в этом отрывке, были воплощениями Великого Учителя М. Но все эти имена были лишь незначительной частью тех земных обликов, в которых Он приходил в мир на протяжении тысячелетий.

В одной из книг Живой Этики есть поэтические слова: «Пройди мост и испытай себя! Но звезда Моя познала века»[3].

Звезда Великого Учителя действительно светила над нашей планетой века и тысячелетия, служа нерушимым маяком, свет которого поддерживал и вёл по пути истинного знания всех, кто хотел и мог постичь его. Сообщая в одном из своих писем, что все школы эзотерического знания были основаны на Востоке Великими Учителями, Е. И. Рерих пишет, что Орфей, Зороастр и Кришна также были воплощениями Великого Учителя М[4]. В известных мифах, легендах и преданиях Востока эти образы были богато приукрашены народной фантазией и далеко не всегда отвечали исторической реальности. Но тайное знание, хранящееся в сокровенной обители Белого Братства, сохранило для нас истинные исторические облики этих великих деятелей прошлого. Так, в одном из писем Елена Ивановна отмечала, что реальный, исторический облик Кришны весьма отличался от его фольклорного образа как пастушка: «Все Великие Учителя принадлежали к касте кшатриев, считавшейся в древнейшие времена самой высокой. (…) Так и Кришна был царского рода и сам был царём, и всё Его Учение проникнуто благородным мужественным духом и даже кульминировало в форму прекраснейшей поэмы, посвящённой великой Битве на Поле Курукшетра[5]. Все легенды о Кришне как о пастухе, проводящем время в танцах и игре на свирели в обществе пастухов и пастушек, есть позднейшее развитие народной фантазии (…)»[6].

О роли Учителя Мории в деятельности всего Белого Братства в учении Агни-Йоги говорится: «Урусвати давно предугадала, Кто есть Основоположник Братства. Можно проследить долгий ряд жизней и пребываний в Тонком Мире, но при всём разнообразии следует усмотреть одну основную задачу бытия. Также можно видеть, как разрушались земные храмы и твердыни, но идеи, их создавшие, не умирают. Они не только питают целые поколения, но даже с веками процветают прекрасно в новом понимании. Мы не придаём значения колебаниям почвы, зная, что сущность непоколебима.

Можно сопоставить ряд воплощений и изумиться разнообразием внешности их, – то Владыка, то претерпевающий духовный Учитель, то герой, то отшельник, то водитель народов, то мудрый правитель, то монах, то философ, наконец, в Тонком Мире – врач и целитель земных народов. Длинно перечислять все прошлые жизни, но всюду было то же Служение и то же преследование»[7].

 

 

Великий Инициатор

В письмах Елены Рерих говорится о роли Великого Владыки не только в прошлом, но и в будущем всех народов Земли. Сравнивая представления разных народов и религиозных традиций о Мессии, или грядущем Аватаре, Елена Ивановна отмечала:

«Мессия Евреев тождественен Майтрейе, Калки Аватару, Мунтазару и т.д. – тому Высочайшему Облику, который должен появиться на смене Расы, чтобы дать Новое Провозвестие и установить ту вибрацию, на которую будет звучать духовная эволюция Нового Цикла. По древнейшим еврейским Писаниям, Мессия в Книге Своих еврейских Жизней должен иметь такие воплощения, как Моисей и Соломон, Сын Давида, так же как Калки Аватар, по индусским традициям – воплощения Рамы и Шри Кришны, творца Бхагавад-Гиты; и, наконец, Майтрейя, согласно буддистам, перед своим последним проявлением должен явиться в своей земной сфере как Владыка Шамбалы. Может быть, Вы догадываетесь и узнаете Тот Высокий, Огненный Облик, который объединяет в себе все эти и ещё другие великие воплощения, устремлённые к самоотверженному подвигу на служение человечеству. И если Вы прочтёте в этом духе Бхагавад-Гиту, Вы убедитесь в полной тождественности Источника. В Братстве Света этот Огненный Облик часто именуется Учителем Учителей. Истинно это так. И теперь Вам станет ясно, почему мы именуем этого Великого Иерарха Владыкой»[8].

Добавим, что несколькими годами ранее Е. И. Рерих написала в письме одному из своих корреспондентов: «Хочу ещё передать, что Моисей должен быть включён в цепь Имён М.М.»[9].

В эзотерических философских учениях Востока основоположник Великого Белого Братства именовался также «Великой Жертвой». О том, что означает этот титул и кому он даётся, говорится в «Тайной Доктрине» Е. П. Блаватской. В этом фундаментальном труде рассматривается участие Высшего, космического Разума в зарождении и развитии земной цивилизации, и особо подчёркивается роль Иерарха, принимающего на себя ответственность за эволюцию планеты. Как говорится в «Тайной Доктрине»:

«Вначале это было Чудесное Существо, называемое «Инициатором[10] », а после него группа полубожественных, получеловеческих Существ. (…) «Существо», только что упомянутое, которое должно остаться не названным, есть Древо, от которого в последующие века ответвились все великие, исторически известные мудрецы и Иерофанты, подобные Риши Капиле[11], Гермесу, Эноху, Орфею и пр[очим]. Как объективный человек, он есть таинственная (для профана – вечно невидимая), но всегда присутствующая Личность, о которой говорят все легенды Востока, особенно среди оккультистов и учеников Сокровенной Науки. Это Существо изменяет форму, оставаясь вечно тем же. Он есть духовный Авторитет всех посвящённых Адептов во всём мире. Его называют «Неимеющим Имени», которое имеет столько имён и, тем не менее, имена и самая сущность которого не известна. Он есть «Инициатор», именуемый «ВЕЛИКАЯ ЖЕРТВА». Ибо, находясь у порога Света, Он взирает на него изнутри Круга Тьмы, который Он не преступит; и до последнего Дня этого Цикла Жизни не покинет Он своего поста. Почему Одинокий Страж остаётся на избранном им самим посту? Почему сидит Он у Фонтана Предвечной Мудрости, из которого Он больше не пьёт, ибо Ему нечего узнать, чего бы он уже не знал – ни на этой Земле, ни в её Небесах? – Потому, что одинокие, усталые путники, возвращаясь домой, никогда не уверены даже до последней минуты, что не потеряют свою тропу в этой беспредельной пустыне Иллюзии и Материи, называемой Земною Жизнью. Потому, что Он жаждет показать каждому узнику, которому удалось освободиться от уз плоти и иллюзии, путь к той области свободы и Света, из которой Сам Он добровольный изгнанник. Потому что, короче говоря, Он пожертвовал собою ради Спасения Человечества, хотя лишь немногие избранные могут воспользоваться этою ВЕЛИКОЮ ЖЕРТВОЮ.

Под непосредственным молчаливым руководством этого МАХАГУРУ, со времени первого пробуждения человеческого сознания, все другие, менее божественные Учителя и Наставники Человечества, сделались руководителями раннего Человечества. Через посредство этих «Сынов Бога» младенческое Человечество получило свои первые понятия о всех искусствах и науках, так же как и о духовном знании. Именно Они положили первый камень основания тех древних цивилизаций, которые так справедливо вызывают удивление нашего современного поколения учёных и исследователей.

Пусть тот, кто сомневается в этом утверждении, объяснит на одинаково разумном основании тайну изумительного знания, которым обладали древние и кто, как это утверждается некоторыми, развились из низших и животно-образных дикарей, «пещерных людей» палеолитического периода!»[12].

Путь духовного самосовершенствования, ведущий ученика от уровня обычного человека к уровню Адепта, был суров и очень сложен всегда, во все времена и для всех. Как писал Махатма Кут Хуми своему мирскому ученику А. П. Синнетту, люди всегда считали путь Адепта каторгой из-за трудностей и многочисленных испытаний, неизбежных на нем. Тем не менее, рано или поздно человек, достигший ступени Адепта, получал свою награду за успешно пройденный им путь: он овладевал такими знаниями и умениями, которые открывали перед ним новый прекрасный мир, не ограниченный трёхмерностью обычной земной реальности. Это с лихвой вознаграждало его за суровую дисциплину и все трудности духовного ученичества.

Но что касается главного Инициатора, возглавлявшего Иерархию Светлых сил, помогающих людям эволюционировать, то для Него в этом мире не могло быть никаких наград, а была только Жертва во имя других, – тех, кому Он указывал путь к познанию. Всё, что надлежало постичь ученикам духовного Знания – Он Сам уже давно постиг. Он ничего не хотел и не мог обрести для себя, и вся Его миссия как Инициатора и Иерарха Света сводилась только к помощи другим, к служению миру и людям. Поэтому Его и называли Великой Жертвой.

Понятие Великой Жертвы поясняется также в записанном в дневниках Рерихов диалоге Елены Ивановны с Учителем в связи с новыми циклами воплощения Иерарха (следовательно – создания Его новой кармы) на земном плане.

«– Когда иерофант Нефру закончил земной путь, избрал ли он сам свои дальнейшие проявления или же [они] были указаны ему Иерархией?

– Иерархия Владык указала.

– Свободный дух, проявляясь вновь, неизбежно начинает новую карму, не есть ли это Великая Жертва?

– Да»[13].

Ещё одна причина того, почему хранители эзотерических знаний называли Иерофанта Светлых сил Великой Жертвой, заключалась в суждённой Ему роли Спасителя Земли. Из-за духовного падения Князя мира сего Владыке Мории и Его ближайшим сподвижникам вместо Нирваны – бытия в высших, совершенных и духовных сферах мироздания – пришлось много веков подряд воплощаться на Земле, в несовершенных условиях физического бытия, и постоянно бороться с кознями тёмных сил ради спасения земной цивилизации.

«Я понимаю, что Вы пришли на Землю, когда увидели замысел Люцифера, чтобы спасти человечество, и потому Вас и называют «Великая Жертва», – сказала однажды Учителю во время беседы М. Е. И. Рерих. «Так и бывает»[14], – ответил на это Махатма М. Подвиг, самопожертвование, Великая Жертва – эти понятия всегда сопутствуют всему, что связано с жизнью и деятельностью Великих Учителей человечества.

Отмечая День Учителя, вспомним о Великой Жертве, принявшей на себя ношу этого мира…

 

Примечания:

[1] Старая форма имени Суламифь.

[2] Дневник, 23.09.22. Также: Листы Сада Мории, книга первая, «Зов».

[3] Знаки Агни Йоги, 657.

[4] Рерих Е. И. Из письма от 18.11.35.

[5] Махабхарата. – Прим. авт.

[6] Рерих Е. И. Из письма от 09.08.37.

[7] Надземное, 93.

[8] Рерих Е. И. Из письма от 30.06.34.

[9] Рерих Е. И. Из письма б/д, ноябрь, 1928 г.

[10] Т.е. Посвятителем. – Прим. авт.

[11] Индийский философ ведийского периода, по преданию, разработавший основные принципы философской системы Санкхьи. – Прим. авт.

[12] Блаватская Е. П. Тайная Доктрина. Т.1.

[13] Записи Учения Живой Этики. Запись от 15.12.24.

[14] Записи Учения Живой Этики. Запись от 16.08.36.

 

 


№69 дата публикации: 24.03.2017

 

Оцените публикацию: feedback

 

Вернуться к началу страницы: settings_backup_restore

 

 

 

Редакция

Редакция этико-философского журнала «Грани эпохи» рада видеть Вас среди наших читателей и...

Приложения

Каталог картин Рерихов
Академия
Платон - Мыслитель

 

Материалы с пометкой рубрики и именем автора присылайте по адресу:
ethics@narod.ru или editors@yandex.ru

 

Subscribe.Ru

Этико-философский журнал
"Грани эпохи"

Подписаться письмом

 

Agni-Yoga Top Sites

copyright © грани эпохи 2000 - 2020