Грани Эпохи

этико-философский журнал №79 / Осень 2019

Читателям Содержание Архив Выход

Александр Удачин

 

Александр Пушкин, дорогой и незаменимый

Рассказы о жизни и судьбе поэта

 

6 июня 1799 года родился Александр Сергеевич Пушкин

 

«О, Александр! Ты был повеса,

как я сегодня хулиган.

 

…Но эти милые забавы

Не затемнили образ твой,

И в бронзе выкованной славы

Трясёшь ты гордой головой».

С. А. Есенин

 

Всё-таки жаль, что поэт Александр Пушкин немного не дожил до рождения эры фотографии. Поэт ушёл из жизни в феврале 1837 года, а первая фотография в России появилась два года спустя. Это был дагерротип Исаакиевского собора, сделанный 8 октября 1839 года.

 

6.06.1799 г – 10.02.1837 г.

6.07.1833 – 19.07.1914 г.

 

И всё же потомки имеют возможность видеть не только изображение Александра Пушкина на картинах художников, но и… его же изображение в старости. Каким образом? Достаточно присмотреться к фотографии старшего сына Александра, чтобы увидеть пушкинские черты лица.

 

 

Рассказ первый. «Каким родился, таким и пригодился»

У каждого из нас свой Пушкин. Как правило, вдохновенный, страдающий, увлекающийся, непокорный. Тот, что рождается в нас благодаря творчеству поэта. Не могу себе представить человека, который был бы равнодушен к Пушкину и его творчеству. Отсюда даже идёт перехлёст, даже избыток чувств по отношению к Пушкину, когда говорят: «Пушкин – наше всё». Не всё, конечно, но очень многое. Пушкин предстает нами в образе поэта. Это естественно. А Пушкин-человек? Пушкин-человек остаётся за рамками понимания, но мы остро чувствуем неблагополучие жизненное, досадную неудачу и нам становится жаль поэта. Жаль до слёз.

Однако многое, что мы не знаем и не понимаем «в Пушкине» можно узнать и понять, обратившись к науке космобиологии, которая укажет «каким родился Пушкин», в чём была сила и слабость характера, почему свершилось непоправимое. Но вначале обратимся к тому, что думал о себе сам Пушкин, как воспринимал реалии собственного рождения. Думается, что в этом поэт не ошибался, поскольку редко ошибался в людях.

 

Символический микрокосм рождения А. С. Пушкина

 

Микрокосм рождения Пушкина на редкость интересен. Прежде всего, тем, что на Момент рождения повлияла энергия Урана, определяя «стремление к свободе, необыкновенный интуитивный талант, вместе с тем, эксцентричность, непоседливость, постоянную потребность в новых переживаниях. Рутина, обычная жизнь – это не для Пушкина, умеренность – не его идеал. Пушкину подавай волнения и приключения, вопреки надёжности и безопасности. Поступки и цели Пушкина подвержены постоянным переменам, впадают в крайности. Положение отчасти спасёт совокупность влияющий на Уран гармоничных энергий Луны, Марса и Сатурна, указывающих на высший интеллект, ум и интуицию, гениальные открытия в литературе и поэзии».

И всё же, как оценивал свой характер, способности и возможности сам А. С. Пушкин? Весьма критически и, прямо скажем, негативно. При том, что только два показателя микрокосма рождения могли бы указать на неблагополучие. Это конфликт Солнца и Урана, и положение Нептуна. Отсюда в Пушкине могло проявиться «капризное, неумное поведение, неосуществимость идей, по причине нехватки опыта, терпения и дисциплины. В критической ситуации нервные напряжения опасны. Гордость и свобода мешают прислушиваться к советам, может стать ожесточённым врагом, когда вражда подогревается мнимой или действительной несправедливостью» (не так ли было с Дантесом?)

Многое объясняет Нептун, показывающий, что подсознательные привычки и интуиция противоречат господствующему течению, при этом представленный шанс упускается. Однако в критической ситуации Пушкин, вероятно, способен правильно оценить общественные позиции, избежать безумие масс (это к вопросу Пушкин и декабристы). Отсюда следует, что многие беды Пушкина берут начало в прошлых жизнях.

А вот «звоночек» от Нептуна, касающийся личной жизни Пушкина: «Опасность быть обворованным, отберут самое дорогое, что создавалось долгим трудом, отберут путём интриг или стечением обстоятельств». И ведь отобрали, лишили семьи, жены и детей, самой жизни. Любопытен и такой тезис: «Выпадет доля помогать в тяжёлых условиях осуществлению духовных целей». Как тут не вспомнить в подтверждение тезиса:

 

«И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я Свободу

И милость к падшим призывал».

 

 

А. С. Пушкин. Из писем 1815 – 1830 годов

«Я жажду краёв чужих, авось полуденный воздух оживит мою душу» (П. А. Вяземскому, 21 апреля 1820 г.).

«Они …оживили во мне воспоминания о вас, и чувство прекрасного всегда драгоценное для моего сердца…» (Каменка, 4.12.1820 г.).

«В дружеском общении я предаюсь резким и необдуманным суждениям. Они должны оставаться между нами…» (Л. С. Пушкину, Октябрь 1822, Кишинёв).

«…как часто бываю я подвержен так называемой хандре. В эти минуты я зол на целый свет и никакая поэзия не шевелит моего сердца» (П. А. Плетнёву, ноябрь 1822 г.).

«Нынче день смерти Байрона – я заказал с вечера обедню за упокой его души. Мой поп удивился моей набожности и вручил мне просвиру, вынутую за упокой раба божия боярина Георгия» (П. А. Вяземскому, 7 апреля 1825 г.).

«Люди по большей части самолюбивы, беспонятны, легкомысленны, невежественны, упрямы. Старая истина, которую не худо повторить…» (Давыдову, Июнь 1823 г, Кишинёв – Одесса).

«Пишу тебе в гостях с разбитой рукой – упал на льду не с лошади, а с лошадью: большая разница для моего наезднического честолюбия» (П. А. Вяземскому, 28 января 1825 г.).

«Твои письма гораздо нежнее для моего ума, чем операция для моего аневризма. Они точно оживляют меня, как умный разговор, как музыка Россини, как похотливое кокетство итальянки» (П. А. Вяземскому, 14 августа 1825 г.).

«Буду тебе сводничать старых твоих любовниц, – я чай, дьявольски состарились. Напиши кто? Я готов доныне идти по твоим следам, утешаясь мыслию, что орогачу друга» (Н. С. Алексееву, 1 декабря 1826 г.).

«Толпа жадно читает исповеди, записки etc., потому что в подлости своей радуется унижению высокого, слабостям могущего. При открытии всякой мерзости она в восхищении. Он мал, как мы, он мерзок, как мы!...Врёте, подлецы: он и мал, и мерзок – не так, как вы – иначе» (П. А. Вяземскому, первая половина ноября 1825 года).

 

 

Рассказ второй. Во что «суеверил» Пушкин?

Известно, сколь суеверен был первый поэт России. В отношении всякого рода примет, знаков, знамений вера Пушкина была непоколебима. И тут дело не только в природе рождения поэта. Вера Пушкина в чудесное легко и просто уживалась с верой в обыденное и очевидное. Природная и бытовая суеверность Пушкина, предрасположенность к тайному и потустороннему привела поэта в масонскую ложу, за которую, по его словам, «запретили все ложи в России». Однажды поэт признался: «Я мнителен, как отец мой». Наследственность? Вероятно. И всё же Пушкин имел здравомыслящую натуру, а верить невероятному его заставляли события собственной жизни. И в этом главную роль сыграла история с гадальщицей. Однажды, гуляя с Н. В. Всеволожским по Невскому проспекту, Пушкин ради интереса заглянул к гадальщице, которая предсказала поэту обязательное свершение трёх событий. И сказала, что два события произойдут вскоре, а третье на 37 году жизни.

И, действительно, вскоре произошли два неожиданных события, на которые намекала гадалка, о которых не знал и не ведал сам Пушкин. Поэт получил по почте карточный долг приятеля-лицеиста и это были довольно большие деньги. В это же время ему предложили занять выгодную дипломатическую должность, от которой, здраво рассудив, Пушнин отказался. Поэт уверился в истинности предсказаний гадалки и неизбежно стал готовиться к третьему событию, которое обещало экстраординарное: «смерть от руки «белоголового человека». Надо заметить, что после убедительного предсказания Пушкин многие годы высматривал в окружении «белоголового человека».

Друг поэта С. А. Соболевский в разговоре с Н. А. Муравьёвым как-то признался: «Пушкин, думаю, суеверен и потому, как только случай сведёт его с человеком, имеющим сии наружные свойства, ему сейчас приходит на мысль испытать, не этот ли роковой человек? Он даже старается раздражить его, чтобы скорее искусить судьбу. Так случилось и с Вами, хотя Пушкин к Вам очень расположен».

Да, но откуда исходил интерес Пушкина к магнетизму? Осенью 1833 года во время пребывания Пушкина в Казани, по воспоминаниям А. А. Фкус, зашёл разговор о магнетизме, в существование которого многие не верили. А Пушкин? Поэт старался всевозможными доказательствами уверить собравшихся в истинности магнетизма, для чего приводил пример: «Испытайте, когда вы будете в большом обществе, выберете из них одного человека, вовсе вам не знакомого, который сидел к вам даже спиною, устремите на него все ваши мысли, пожелайте, чтобы незнакомец обратил на вас внимание. Но пожелайте сильно, всей душой, и вы увидите, что незнакомый как бы невольно оборотится и будет на вас смотреть. Были случаи, что женщина, вовсе не любившая, как бы невольно, со страхом исполняет желание мужчины, даже до самоотвержения. Это и есть сила магнетизма».

Случаев пушкинского суеверия известно достаточно. Некоторые из них упоминаются в письмах жене, Наталье Николаевне. Так, в письме от 14.09.1833 года сообщает о следующем: «Только выехал на большую дорогу, как заяц перебежал её». И что же? А то, что поездка могла незаладиться, сопровождаться злоключениями, что и вынудило поэта возвратиться назад. В письме рассерженный Пушкин пригрозил «косому»: «Дорого бы я дал, чтобы быть борзой собакой, уж этого зайца бы отыскал».

Или взять, например, попов. В письме от 2.10.1833 года Пушкин признаётся: «Выехав за границы Болдина, встретил я попов, и так же озлился на них, как на симбирского зайца. Недаром все эти встречи».

Однажды в гостях у П. В. Нащокина Пушкин уронил на пол серебряную копеечку и как ни старался, найти её не мог. Прошло какое-то время и Пушкин пишет другу (январь 1832 года): «Если найдёшь её – перешли. Ты их счастью не веруешь, а я верю». Вспоминает П. В. Нащокин и те случаи, когда Пушкин давал указания отправлять готовую в дорогу тройку и поданную к подъезду. В это время, кто-то из домашних приносил ему забытые перчатки или часы. В таких случаях Пушкин не отменял поездку, а выжидал некоторое время, после чего, по его мнению, примета теряла силу, затем отправлялся в путь.

В число суеверий Пушкина входила и Луна, что, в общем-то, понятно, поскольку речь идёт о тонко чувствовавшем поэте. Особенно фаза, когда Луна становится месяцем. В письме от 14.09.1835 года Пушкин сообщает жене: «Сегодня я видел месяц с левой стороны и очень о тебе стал беспокоиться».

Да, Пушкин был суеверным человеком, но ошибутся те, кто примет его суеверие за легковерие. Пушкин никогда не был легковерным человеком и вот тому доказательство. В 1836 году в обществе ходили упорные слухи об …обитаемости Луны. Пушкин со всем жаром африканской натуры доказывал окружающим нелепость этой идеи! По свидетельству Е. А. Драшаусовой он «подшучивал над легковерием тех, которые падки принимать за наличную монету всякую отважную выдумку». П. И. Бартенев, вспоминая похороны его матери в Святогорском монастыре, приводит пример редкого мистицизма Пушкина. Глядя, как засыпают могилу, Пушкину вдруг пришло на ум заявить о том, что когда умрёт Нащокин, то похоронить его следует здесь же: «Земля прекрасная ни червей, ни сырости, ни глины». Надо ли упоминать о том, что Нашокин являлся «Альтер эго» Пушкина, и, говоря о Нащокине, Пушкин имел в виду себя самого. К великому несчастью пророческое пожелание Пушкина осуществилось.

 

 

Рассказ третий. Как Пушкина в антихристы записали

Осенью 1833 года поэт путешествовал по Оренбургскому краю, где собирал материалы для написания «Истории Пугачёвского бунта». Однажды Пушкин вошёл в избу, в которой по просьбе поэта для беседы собрались очевидцы грозных событий. Появление Пушкина по воспоминаниям присутствующих вызвало явное неудовольствие крестьян и крайнюю настороженность. Но не смуглый цвет кожи и широкий нос были тому виной. Крестьян неприятно удивило то, что, войдя в избу, Пушкин не снял шляпы и не перекрестился на образа. Но когда присутствующие заметили непомерно длинные ногти поэта, больше похожие на когти, то и вовсе уверились в том, что перед ними …антихрист. Однако на вопросы Пушкина крестьяне отвечали охотно, описав события тех лет довольно подробно, но когда поэт в благодарность за услугу захотел наградить крестьян мелкими серебряными монетами, те отказались от подарков, резонно рассудив, что брать деньги от Сатаны невозможно. К Церкви или как называл поэт к «поповскому племени», Пушкин относится недоброжелательно. В известной сказке «О попе и его работнике Балде» Пушкин явно не симпатизировал представителю Церкви. Как уже было сказано, следуя примете, завидев на дороге попа, Пушкин поворачивал обратно. Неприязненное отношение Пушкина к Церкви было замечено и болдинским дьяконом Кириллом Раевским, при котором поэт читал о церкви насмешливые и сатирические стихи. Но, с другой стороны, существует немало свидетельств того, что поэту, которому «на перепутье явился шестикрылый серафим», были не чужды глубоко религиозные чувства. Например, поэт досконально знал и любил читать Евангелие. Почему же наблюдается противоречие?

Да потому, что родившись в мае и обретя психотип человека – «Близнецы», Пушкин, как на то указывает космобиология, оказался соткан из противоречий и противоречивость характера наглядно отразилась в отношении Пушкина к церкви. Дочь Наталии Николаевны Пушкиной-Ланской вспоминала, что в роду бояр Пушкиных из поколения в поколение, как реликвия передавалась ладанка с гравированным на ней «всевидящим оком». Эта ладанка во все времена принадлежала старшему сыну. В своё время она стала принадлежностью А. С. Пушкина, который ежегодно 10 июля по старому стилю, в праздник Положения честной ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве, творил перед ладанкой святой молебен.

Последние дни жизни Пушкина так же прошли в полном согласии с Церковью. Видимо, предчувствовавший смерть поэт смягчил отношение к Церкви. Когда умирающему Пушкину осторожно намекнули на необходимость исполнения христианского долга, он тут же попросил послать за священником. Вскоре из Конюшенного прибыл отец Пётр. В его присутствии Пушкин исповедался и причастился Святых Тайн. Свидетели церемонии вспоминают, что долг христианина Пушкин исполнил настолько благоговейно и с таким чувством, что вызвал слёзы на глазах священника.

 

 

Рассказ четвёртый. Талисманы Пушкина

Первый перстень-печатка Пушкина был масонского происхождения. Поэт приобрёл его во время пребывания в обществе «Зелёная лампа», существовавшем под девизом «Свет и надежда». У всех участников общества, согласно масонским традициям, были одинаковые печати в виде античного светильника, которыми они пользовались при переписке. Сохранилось письмо Пушкина товарищу по «Зелёной лампе» П. Б. Мансурову, датированное 27 октября 1819 г. и запечатанное масонским перстнем. К сожалению, мы не знаем, из какого материала был сделан масонский перстень и являлся ли он для Пушкина талисманом... Позже у Пушкина появился другой перстень-печатка. Сам поэт считал его своим талисманом и очень им дорожил. Перстень-печатку с сердоликом ему подарила Е. К. Воронцова в день отъезда поэта из Одессы в Михайловскую ссылку, то есть в сентябре 1824 года, и уже в следующем году Пушкин откликнулся на дорогой подарок известным стихотворением «Храни меня, мой талисман». Поэт говорит о «таинственной силе», которая даётся любовью, о том, что талисман охранит «от преступленья, от сердечных новых ран, от измены, от забвенья». Перстень с сердоликом пришёлся А. С. Пушкину как нельзя кстати, поскольку подарен был «во дни гоненья, во дни раскаянья, волненья». В то же время поэт не питал иллюзий по поводу «любовного» талисмана и сознавал, что тот не сможет помочь «от недуга, от могилы, в бурю, в грозный ураган». Увы, талисман Воронцовой был бессилен одарить «богатствами Востока, покорить поклонников Пророка, умчать на лоно друга». По мнению Л. Звягинцева (очерк «Перстни-талисманы»), точно такой же перстень, как и у Пушкина, был у самой Воронцовой, она запечатывала им любовные послания к поэту. Именно об одном из таких посланий говорит Пушкин в стихотворении «Сожжённое письмо», где «перстня верного утратя впечатленье, растопленный сургуч кипит». Вот как описывает «любовный» талисман Пушкина один из посетителей выставки в Петербурге, на которой перстень экспонировался в 1880 году: «Это крупное золотое кольцо витой формы с большим камнем красного цвета и вырезанной на нём восточной надписью». Камнем красного цвета как раз и являлся сердолик. Но подходил ли сердолик Пушкину? Являлся ли сердолик «камнем рождения» поэта? Пушкин родился 26 мая (по старому стилю) и с точки зрения космобиологии принадлежал к стихии воздуха и психотипу зодиакального знака «Близнецы», для которых «родным» считается зелёный цвет, но никак не красный.

Таким образом, перстень с сердоликом в лучшем случае был «безвреден» для поэта и помогать в делах любви не мог. Понятно и то, почему Пушкин был неравнодушен к сердолику (у него имелось ещё одно кольцо с этим камнем). В лапидариях – книгах, описывающих самоцветы, которые были в библиотеке поэта, указывалось, что сердолик «охраняет от падения, разврата, моральной неустойчивости», которой грешил поэт.

На смертном одре поэт подарил перстень-печатку с сердоликом, которым так дорожил, В. А. Жуковскому. Тот, в свою очередь, передал его И. С. Тургеневу, после чего перстень попал к его сыну, а сын отдал перстень в Пушкинский музей Александровского лицея. Откуда в 1917 году был украден.

С другим перстнем-талисманом Пушкину повезло гораздо больше. Речь идёт о золотом перстне с изумрудом квадратной формы. Уже отмечалось, что «родной» цвет А. С. Пушкина – зелёный, а среди зелёных камней лучшим считается изумруд. Каким образом у поэта появился перстень с изумрудом, неизвестно. Вполне возможно, что изумруд выбрал для себя сам Пушкин, имея книги с описанием самоцветов. Перед смертью перстень с изумрудом поэт подарил врачу и писателю В. И. Далю, который до последней минуты находился рядом с умирающим поэтом. По утверждению Даля, Пушкин называл перстень с изумрудом своим талисманом. И, действительно, с точки зрения космобиологии изумруд, действительно, являлся талисманом поэта. Жаль только, что носил его Пушкин не там, где положено, а именно: на большом пальце правой руки, в то время как носить его следовало на последней фаланге мизинца, пальца Меркурия, планеты рождения поэта. Чем же мог быть полезен Пушкину изумруд-талисман? Во-первых, это камень-врачеватель, нормализующий давление, помогающий при сердечной недостаточности, что для больного аневризмой поэта имело исключительное значение. Как известно, операции Пушкин избежал, пережил критические 30 лет. Возможно, в этом ему и помог лекарь-изумруд. Помимо благотворного влияния на сердце, изумруд контролирует высшие эмоции и мышление, может защитить от чёрной магии, помогает предвидеть будущее, наделяет красноречием, придаёт словам убеждающую силу, смиряет свирепость лихорадки и порывы сладострастия. Последнее было для любвеобильного поэта особенно важным. Изумруд издавна считался камнем поэтов и художников, вдохновляющим их на творческие искания. Судя по всему, изумруд-талисман действительно сыграл в судьбе Пушкина положительную роль. Первое упоминание о перстне с изумрудом относится к ноябрю 1824 года, когда поэт в письме брату Льву попросил прислать перстень, поскольку ему «скучно» без него. У перстня с изумрудом более счастливая судьба: он сохранился, и его можно увидеть в музее поэта в Петербурге.

 

 

Рассказ пятый. «Масонство без подчинения немыслимо»

Известно, что Пушкин «соблюдал красу ногтей», имел ногти невероятно длинные, но тот, что был на мизинце, был самым длинным. И это было не случайно. Оказывается, по длине ногтя на мизинце, своего рода пароля, Пушкина собратья узнавали как члена масонской ложи. Рассказывают, что знаменитый художник Тропинин, сам член масонской ложи, когда рисовал портрет Пушкина, обратил на мизинец внимание и подал Пушкину секретный знак масона, на что поэт в ответ лишь «погрозил ему пальцем».

Жена П. В. Нащокина вспоминает такой случай. В дневниковых записях А. Н. Вульф значится, что Пушкин имел книгу «мрачной наружности», на обложке которой был треугольник масонства. Заметив её внимание к книге, Пушкин пояснил, что книга «была счётною книгой масонского общества, а он теперь в ней пишет стихи». Отсюда можно сделать вывод, что к масонству Пушкин относился несерьёзно. И это при том, что Пушкин «вырос» на масонстве. Его отец Сергей Львович и его дядя Василий Львович состояли в знаменитых ложах и в больших масонских чинах. Круг чтения будущего поэта в числе прочего составляли масонские книги, а Пушкин по натуре был любопытен. Строй мыслей, фундамент мировоззрения Пушкина складывался под влиянием масонских сочинений, что для поэта было естественно. Но это была не безобидная, опасная естественность. При характере Пушкина состоять в масонах было невозможно. И это была причина, по которой Пушкин, ради интереса решивший вступить в масоны, получил отказ. Вполне обоснованный отказ, поскольку повесе, гуляке, человеку буйного и неблагонравного поведения не место было среди строгого воспитанных и идейных масонов. Вместе с тем, с Пушкиным злую шутку сыграл лицей, являвшийся гнездом масонского влияния. Лучшие друзья поэта, Пущин, Кюхельбекер, Горчаков, были масонами. В становлении личности Пушкина принимали участие масоны Вяземский, Карамзин, Чаадаев, Каверин, Катенин. И в масонскую ложу Пушкина рекомендовали люди из лицея. И всё же, Пушкин получил отказ. Не обидно ли? Как же Пушкин оказался среди масонов? Пушкина приняли в масоны в ссылке, в Кишинёве, благодаря участию генерала Инзова. Поэт был принят в ложу «Овидий». Итак, причисление к масонам со всей атрибутикой, испытаниями, клятвами, секретами, тайными делами, свободолюбивому и независимому Пушкину было категорически противопоказано. Существует версия, что опасная для Пушкина ситуация проявилась, когда было решено отомстить Пушкину за отход от масонства. Такое не прощалось. Но так ли это? Ниже мы вернёмся к этому вопросу. Считается, что дуэль, лишившая Россию великого поэта, явилась «операцией», спланированной масонами с целью устранения Пушкина. Такова была плата за нарушение масонской клятвы.

Вместе с тем, следует признать, что масонство сыграло и положительную роль в судьбе Пушкина, продолжавшего мучительные поиски себя. Масонство помогало поэту сохранить духовный стержень, отвлечь от пустого «прожигания жизни», служило опорой и надеждой, наполняла жизнь смыслом. На опасных поворотах судьбы друзья-масоны пытались «образумить» Пушкина. Как, например, в истории скоропалительной женитьбы Пушкина. Друзья понимали всю пагубность женитьбы поэта на первой красавице Москвы. Пушкина отговаривал и Павел Нащокин, и Вяземский, и Чаадаев и Пушкин долгое время колебался в приятии рокового решения.

…Известно, что Вяземский, прощаясь, положил Пушкину в гроб ритуальную белую масонскую перчатку. Так «брат» прощался с «братом». Это не оставляло сомнений в масонстве Пушкина и, символизировало, что «братья» простили Пушкина за отход от масонства, в смерти с ним примирились.

 

 

Рассказ шестой. Пушкин и восстание декабристов

По окончании Лицея в 1817 году Пушкин поселился в Петербурге. Он сразу был принят в литературное общество «Арзамас», где в это время идеи о социально-политическом содержании литературы начали выдвигать члены Союза благоденствия (многие участники которого будут участвовать в восстании 1825 года) – Михаил Орлов, Никита Муравьёв и Николай Тургенев. Наиболее интенсивное и близкое общение Пушкина с деятелями декабристских обществ, пришлось на годы Южной ссылки. «В Кишинёве я был дружен с майором Раевским , с генералом Пущиным  и Орловым », – вспоминал поэт в письме к Жуковскому в начале 1826 года. Однако и на юге Пушкин не оставил эпатажных выходок, привлекавших к нему постоянное внимание, которое не было нужно будущим заговорщикам: «Обритый после болезни, Пушкин носил ермолку. Славный стихами, страшный дерзостью и эпиграммами, своевольный, непослушный, а ещё в ермолке – он производил фурор. Пушкин был предметом любопытства и рассказов на юге и по всей России».

Читаем: «Площадное вольнодумство» и антирелигиозность Пушкина шли вразрез с конспиративным поведением декабристов. Хотя Пушкин принимал участие в политических беседах в Каменке  и даже присутствовал при инсценированном заседании тайного общества, декабристы по многим причинам относились к нему довольно настороженно».

К первой половине 1825 года относится оживлённая переписка Пушкина с членами Северного общества и издателями альманаха «Полярная звезда» – литераторами Александром Бестужевым (после восстания будет приговорён к каторжной работе на 20 лет) и Кондратием Рылеевым (один из пяти казнённых декабристов), которые высказали довольно резкую критику в адрес Пушкина. История неудавшейся поездке Пушкина в Петербург накануне 14 декабря, была много раз зафиксирована его современниками со слов поэта. Происходит серия встреч, которые мешают суеверному Пушкину выехать в столицу и он возвращается от ворот домой и остаётся в деревне. Создаётся впечатление, что действует некая таинственная сила, которая против того, чтобы Пушкин встретился с декабристами.

В ответе на вопрос царя о 14 декабря Пушкин не отрёкся от дружбы с декабристами, однако и не высказал своего согласия (или несогласия) с их программой. Неоднозначное отношение Пушкина к декабристам проявляется и в остальных его высказываниях: «Бунт и революция мне никогда не нравились, это правда; но я был в связи почти со всеми и в переписке со многими из заговорщиков».

Чем объяснить двойственное поведение Пушкина? Дело в том, что, как было показано, Пушкин принадлежал к зодиакальному психотипу «Близнецы», о которых пишут следующее: «Родиться Близнецами – большое испытание, впрочем, не столько для них самих, сколько для окружающих. Беспокойный характер, недостаток энергии и умственная разбросанность мешают им концентрироваться на чём-то одном и доводить начатые дела до конца. Двойственная натура Близнецов проявляется во всех сферах жизни. Устойчивости и стабильности нет нигде – ни в деньгах, ни в работе, ни в любви, ни в дружбе». И это, словно, сказано о Пушкине…

В «Близнецах» одновременно сосуществуют два человека, причём оба смотрят в противоположную сторону. Когда один говорит «Да», другой говорит «Нет». Это символ ненадёжности, постоянного сомнения, раздвоенности. Вот почему Пушкину не доверяли ни масоны, ни декабристы. И правильно делали, когда на следствии по делу декабристов открещивались от участия Пушкина. Поэт понимал, что в общество бунтовщиков «не впишется», поэтому расстался и с декабристскими, и с республиканскими, и с многими иными иллюзиями молодости. И в результате открыл для себя великую книгу – Библию, которая стала для него, как он сам писал, «великим утешением».

 

 

Рассказ седьмой. «Бесстыдное бешенство желаний»

Так чему или кому обязан Пушкин назойливо подаваемыми знаками против женитьбы на Наталье Гончаровой? Разумеется, Провидению, тому незримому Оку, которое с небес следит за каждым смертным. Это были знаки во спасение гениального поэта. И Пушкин видел эти знаки, понимал их значение, но, как загипнотизированный, поступал по-своему. Отчего же? В одном из юношеских стихотворений он признавался: «Я нравлюсь юной красоте бесстыдным бешенством желаний». Предполагается следующее: пагубные желания явились следствием влияния на подсознание прошлой жизни, содержанием Чёрной Луны. Положение, которое указывает на «страсти покрытые мраком». Чёрной Луной, к тому же связанной негативными энергиями с Луной, Марсом, Венерой, Сатурном. Отсюда открывается целый букет опасного негатива: паталогического состояния психики, праздности и распутства, импульсивности и безрассудства, гордыни и честолюбия. В таком случае становится понятно, откуда у потомка сына Африки, по его же признанию, взялось 113 любовниц.

В 1923 году в Петрограде вышла в свет книга П. К. Губера «Донжуанский список А. С. Пушкина», в которой автор приводит слова современника о «повышенной эротической чуткости и отзывчивости» первого поэта России. Дело доходило до того, что Пушкин «готов был буквально сойти с ума в тех случаях, когда женщина оставалась недоступной». Сестра поэта, Ольга, писала: «Брат говорил мне, что иногда чувствует себя самым несчастным существом, когда видит свою жену разговаривающей или танцующей на балах с красивыми молодыми людьми. Уже одно прикосновение чужих мужских рук к её руке причиняет ему приливы крови к голове и тогда на него находит мысль, не дающая ему покоя, что жена его, оставаясь ему верной, может изменять ему мысленно».

Готовый с лёгкостью «орогатить» друга, Пушкин болезненно боялся, что кто-то может «орогатить» и его самого. Отсюда бешенная, патологическая ревность, которая, в конце концов, привела под пулю Дантеса. Особенно тяжкие муки ревности Пушкин испытал осенью 1832 и 1833 года. Так, в письме к жене от 27 сентября 1832 года поэт жаловался: «Нехорошо, что ты пускаешься в разные кокетства. Хоть я в тебе и уверен, но не должно свету подавать повод для сплетен». Прошёл год. И что же? Поэт убедился, что его наставления как «глас вопиющего в пустыне», и решил изменить тактику: «Кокетничать я тебе не мешаю, но требую от тебя холодности, благопристойности, важности, – не говорю уж о беспорочности поведения, которое относится не к тону, а к чему-то уже важнейшему».

Но проходит всего неделя, и 30 октября строки поэта полны горечи и безысходности: «Ты кажется не путём искокетничалась. Смотри: недаром кокетство не в моде и почитается признаком дурного тона. В нём толку мало. Ты радуешься, что за тобой, как за сучкой бегают кобели, подняв хвост трубочкой и понюхивая тебе. Есть, чему радоваться!»

Идея-фикс, что первый поэт России должен жениться на первой красавице Москвы, кроме забот и страданий ничего Пушкину не принесла.

 

 

Рассказ восьмой. «Счастья мне не было…»

Пушкин с его «несчастным характером» не был предназначен для семейной жизни. Судите сами: воспламеняется от вида любой красотки, неаккуратен с деньгами, которые никогда у него в руках не держатся, ему сложно зарабатывать. Не может заставить себя делать то, что приносит деньги, жизнь с красавицей требовала престижного жилья и неимоверных трат, да ещё рождались дети …Но и это ещё не всё: служить Пушкин не хотел и не умел, поскольку был человеком свободы. Финансовые предприятия Пушкина проваливались, он был далёк от коммерции. Затеял журнал, но начинание провалилось (подписались всего 600 человек). Это не оправдывало ни типографских расходов, ни гонораров писателям, бесконечно просил ссуды. При этом умудрялся много денег проигрывать в карты. С одной стороны любимая жена, обожаемые дети, но, с другой стороны, Пушкин камер-юнкер (смешная должность в его годы), с ним обращались, как с холопом и это он чувствовал. При том, что был болезненно самолюбив. К тому же, для Пушкина произошло, казалось бы, невероятное: поэт охладел к литературным занятиям. На «Бориса Годунова», которого считал одним из величайших произведений, набросилась критика… Перед Пушкиным открывалась тяжкая, безрадостная картина, заставляющая предположить, что в последние годы Пушкин не дорожил жизнью и был готов уйти в мир иной. Но для этого нужен был серьёзный повод. И такой повод представился в лице француза Дантеса, напропалую увивавшегося за женой Пушкина (по сценарию руководства масонов?), что дало обществу повод считать Пушкина рогоносцем, хотя рогоносцем он не был. Поэта затравили, морально уничтожали. За что? Только ли за поэтическую гениальность и величие? Вот вопрос! Была ли это с участием Дантеса действительно спланированная провокация по уничтожению Пушкина?

Как бы там ни было, но произошло и другое. Метаморфоза духовной сущности Пушкина. По версии автора произошло раздвоение личности, трагическое раздвоение духа на две взаимоисключающие и уничтожающие противоположности. Это, в том числе, и привело Пушкина к гибели. Одна из составляющих духовной сущности шла по новому пути развития, воплотилась в гениальное литературное творчество, способное «чувства добрые лирой пробуждать». Другая, рабски подчинённая неотступному «зову прошлого», продолжала идти по старому, гибельному пути. И даже сумела проникнуть в святая святых Пушкина, его великую Поэзию. Пушкин оказался обречён на борьбу с самим собой, на тяжкий поиск разумного компромисса между духовной и физической жизнью. Компромисса не произошло. Для Пушкина супружество оказалось мучительным испытанием. Не потому ли, предчувствуя беду, долго ходил в холостяках? Пушкин сознавал кармическую задачу и следовал зову кармы, видя в этом своё спасение. Но у него не хватило сил, в борьбе с прошлыми негативными накоплениями, выполнить задачу в полной мере. Поэт явился человечеству гениальным учителем «здорового духа», высокой нравственности и «здорового тела», однако именно в этом проявил слабость. И хорошо сознавал слабость перед жизнью: «Толпа жадно читает исповеди, записки и т.д., потому что в подлости своей радуется унижению высокого, слабостям могущего. При открытии всякой мерзости она в восхищении. Он мал, как мы, он мерзок, как мы. Врёте, подлецы! Он мал и мерзок – не так, как вы, – иначе».

 

Рабочий вариант символического микрокосма рождения А. С. Пушкина

 

Предчувствие тяжких испытаний, неотвратимое возмездие за нарушение кармы вырвали из уст поэта признание: «Молодость моя прошла шумно и бесполезно. Счастья мне не было». В письме Н. И. Кривцову (10.02.1831 г.) Пушкин признаётся: «Горести не удивят меня: они входят в мои домашние расчёты». Пушкин сознательно шёл к гибели и нельзя согласиться с Мариной Цветаевой, считавшей, что «Гончарову не любившую он взял вместе с Дантесом, то есть с собственной смертью». Не в красавице Наталье Гончаровой заключалась погибель Пушкина. Гончарова оказалась роковой жертвой сексуального выбора поэта. Не потому ли, перед лицом смерти, принимая вину за случившееся на себя, смертельно раненный Пушкин произнёс: «Я его прощаю…» Можно представить, чего стоили эти слова ревнивцу-Пушкину! В период мучительных раздумий о предстоящей женитьбе поэт писал П. А. Плетнёву: «Чёрт меня догадал бредить о счастии, как будто я для него создан. Должно было мне довольствоваться независимостью, которой был обязан я Богу и тебе». Что ж, как видим, Пушкин жил с ясным пониманием того, как следовало жить, но зависимость от пагубных пристрастий прошлого была сильнее.

В заключение для прояснения вопросов жизни и смерти Пушкина обратимся к содержанию микрокосма рождения. Прежде всего, отмечаем, что основные события жизни Пушкина логично вписываются в структуру микрокосма. Год вступления Пушкина в масонскую ложу близок к положению Солнца, после чего проявляется Дом «Репутации» Пушкина. Репутации сопровождающийся двумя чувствительными точками (ЧТ), образующими тезис «Смерть Внезапной удачи» (33,75). И здесь нет парадокса. Тезис может означать: «внезапная удача» вступления Пушкина в масонскую ложу чревата «смертью», что подтверждает версию об участии масонов в организации дуэли и убийства Пушкина. Год жизни Пушкина в дни декабрьского восстания попадает в Дом «Вхождение в общественные отношения» (XI). Это естественно. Здесь же проявляется союз энергий Венеры и Сатурна, предполагающий видеть проблемы в их реальности и правильно к ним относиться. Это означает, что Пушкин не разделял взгляды декабристов. Это соотносится с двумя ЧТ, формирующими тезис «Увольнение Друзей» (69, 48). Что надо понимать как потерю друзей-декабристов. Здесь же «спорное путешествие» (39, 9), что понимается как необязательность поездки Пушкина к месту событий (из Михайловского в Санкт-Петербург).

Рассмотрим злосчастный вопрос женитьбы Пушкина. Он так же решается в сфере «Вхождения в общественные отношения» и соотносится с тремя ЧТ, означающими «Продвижение к Осуждению Мальчиками» (17, 38, 57). Иными словами, друзья отговаривают Пушкина от женитьбы, осуждают его. И, наконец, вопрос дуэли и ухода из жизни Пушкина, который попадает в Дом «Лишений и Страданий». Это так же естественно. Здесь отмечается ЧТ «Высшее образование» (49) приводящее к «Коренному изменению» судьбы (67). Как это понимать? А понимать следует так: решение избавиться от непосильного бремени жизни Пушкиным принималось обдуманно и всесторонне.

 

 


№95 дата публикации: 01.09.2023

 

Оцените публикацию: feedback

 

Вернуться к началу страницы: settings_backup_restore

 

 

 

Редакция

Редакция этико-философского журнала «Грани эпохи» рада видеть Вас среди наших читателей и...

Приложения

Каталог картин Рерихов
Академия
Платон - Мыслитель

 

Материалы с пометкой рубрики и именем автора присылайте по адресу:
ethics@narod.ru или editors@yandex.ru

 

Subscribe.Ru

Этико-философский журнал
"Грани эпохи"

Подписаться письмом

 

Agni-Yoga Top Sites

copyright © грани эпохи 2000 - 2020