Грани Эпохи

этико-философский журнал №79 / Осень 2019

Читателям Содержание Архив Выход

Наталия Жукова

 

«Он есть Свет…»

 

С. Н. Рерих. Пиета. («Скорбящая»). 1960

 

 

Наталия Спирина

Смерть, где твоё жало?!

Осия, 13:14

 

Возрастающий дух

в убывающем теле...

Тесно  в темнице.

Расстаться не жаль.

Власть не имеет то,

что слабеет

И не довлеет.

Где твоё жало?

Свобода – не смерть.

И полёт – не могила.

Жизнь – ты всесильна.

Здравствуй, заря

Новой судьбины,

нового дня! [1]

 

 

…Спаситель Страдал за весь мир, и путь, Им указуемый, остаётся единственным навеки. (…) Владыка Сказал: в мире будете иметь скорбь. Через страдания к счастью – таков путь [2].

Грани Агни Йоги

 

 

Алая роза – символ распятого Христа и Его страданий. Во время Страстной седьмицы, в преддверии Пасхи – Великого Праздника Воскресения духа – вспомним Сына Человеческого и Его Великую Жертву.

Пиета́ или Пьета́ в переводе с итальянского означает – «Скорбящая». Так называют изображение Божьей Матери со снятым с креста телом её Сына.

 

Откроем Евангелие.

«При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина» [3].

«Там были также и смотрели издали многие женщины, которые следовали за Иисусом из Галилеи, служа Ему;

между ними были Мария Магдалина и Мария, мать Иакова и Иосии, и мать сыновей Зеведеевых.

Когда же настал вечер, пришёл богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса;

он, придя к Пилату, просил тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать тело;

и, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею

и положил его в новом своём гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился.

Была же там Мария Магдалина и другая Мария, которые сидели против гроба» [4].

 

Святослав Николаевич Рерих не раз обращался к этому сюжету [5], но эту картину создал в 1960 году, после внезапной кончины в Москве его старшего брата – востоковеда с мировым именем Юрия Николаевича Рериха (1902–1960).

На картине «Пиета» («Скорбящая») художник изобразил Оплакивание Христа Богоматерью. Тело Спасителя сняли с креста… Матерь и Мария Магдалина в глубокой скорби склонились над ним. Угас Свет Мира. Тьма объяла землю. Безутешно горе. Но розовый луч – луч надежды прорезает мрак… Воскресение близко!

Святослав Рерих так говорил о картине: «Это общечеловеческая тема… Герой – сын, который пожертвовал собой за какой-то идеал. Рядом его мать и любящая женщина, которые… принимали участие в его подвиге и, таким образом, тоже были героями, потому что никто не может измерить чувство матери или… любящей женщины. И может быть… горе матери больше, чем страдания самого героя.

Это повторяется в жизни всё время и всюду. И мы должны помнить, что не только один… герой принимал в этом участие, но были… близкие, которые его не только поддерживали, но остро переживали этот героический поступок.

Розовый луч, который пронизывает тьму, – это луч надежды. Во всём, даже в страшной кромешной тьме всегда есть что-то, что освещает глубину нашего горя и даёт нам надежду» [6].

 

* * *

Подвиг Христа человечество будет помнить всегда. Он вывел народы из тьмы к Свету, «смертию смерть поправ», дал надежду каждому на воскресение, открыв перспективу жизни вечной…

По мере роста нашего духа, придёт осознание, что когда Он, добровольно приняв крестную муку, освободил людей от непосильного бремени накопленных к тому времени прегрешений, мы тоже жили и внесли свой греховный вклад в Его ношу. Дай-то Бог только, что не стояли мы тогда в той толпе, что бросала камни в Него и вопила озверело «Распни Его!»

Наталия Дмитриевна Спирина, выступая по Новосибирскому радио в 1993 году, сказала:

«В книге «Надземное» о Христе говорится: «...Он умел говорить кратко и просто». «Мудро дал Он простое слово народу об основах жизни». «…В самых простых словах Он давал наставления всей сущности жизни. Именно, ценность Его подвига была в простоте. Эта простота не была измышлена для народа, но красота была в том, что Высочайшее выражалось наипростейшими словами. Нужно постоянно обращать сложное в простое. Только в простоте выражается добро...» [7].

Как нам приблизиться к Христу? Он сказал об этом предельно ясно: «Кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» [8].

В чём же выражается воля Отца Небесного и самого Христа, так как Он и Отец – едины? [9]

Две основные заповеди дал Он нам – о любви к Богу и о любви к ближнему. Все остальные Его поучения и притчи являются только дальнейшим раскрытием этих двух понятий, на которых держится мир. И чем проще заветы, тем они труднее для исполнения. В первом случае требуется полное отрешение от себя, самозабвенная любовь к Богу всем сердцем, и всею душою, и всем помышлением; вторая – приравнивание себя ко всем остальным и ко всему остальному. Ибо под ближним подразумевается всё сотворённое сущее – и все существа, и вся природа, и планета наша и Космос.

При наличии любви нет ни к чему и ни к кому безразличного отношения, а есть желание блага и добра всем и всему, как себе самому. И в этой второй любви человек входит во всё мироздание как его частица, растворяется в нём; и всё, что происходит в этом мироздании, – совершается с ним самим.

Поразительный пример этого слияния со всеми дал Христос в пронзающих душу словах: «...То, что вы сделали одному из братьев Моих меньших, то сделали Мне» [10]. Это ли не величайший пример единения себя со всеми?! Можно ли при таком мироощущении причинять боль или вред кому бы то пи было, чему бы то ни было? Ибо нет мёртвой природы или неживой точки в космическом пространстве. Всюду в любой, постигаемой или непостижимой для нас форме – жизнь, которая живёт любовью. И если ближнему можно помочь куском хлеба, то для пространства нужна наша добрая и светлая мысль. Слова: «Пусть будет Миру хорошо!» – с вложением в них чувства сердца – это тоже даяние той Вселенной, в которой мы живём. Ставя же себя не участником, а лишь свидетелем всего происходящего вокруг, человек изолирует себя от жизни и замыкается в круг личной безысходности, из которого нет пути к дальнейшему его росту и прогрессу. Но Христос призывал идти Его путём и вступить в Жизнь Вечную, в Царство Добра и Света, которому не будет конца» [11].

 

 

* * *

Каждый год в Страстную Пятницу замолкают птицы, затихает вся природа, весь мир содрогается от горя, неизгладимо помня, как более двух тысяч лет назад на Голгофе «сделалась тьма по всей земле» и померкло Солнце…

И скорбит, и плачет каждое живое сердце…

 

Но пронзает тьму розовый луч надежды! И за горем неизбежно идёт радость.

«Каждый великий духовный Учитель приносил человечеству знание о том, что смерти нет, и каждый раз эта истина постепенно стиралась из памяти людей… Христос провозгласил её путём страшной цены – собственной смерти, чтобы утвердить бессмертие. (…) Безысходность сменилась надеждой. Древний, впавший во тьму, мир переродился. Наступила весна духовного возрождения» [12].

 

В преддверии Праздника Воскресения внемлем Словам Того, Кто Победил смерть.

«Зачем и к чему подвиг и Жертва Спасителя? Чтобы в момент тягчайшего напряжения тьмы утвердить и дать явление Света. И Дал, и Утвердил. Кажущаяся победа тьмы явилась причиной её поражения тогда и ступенью грядущего преображения мира ныне. И вы во тьме предрассветной усмотрите зарницы Света. (…) По теням мрака будем судить о величии идущего Света. (…)

Когда-то Я Был Один, Остался Один перед волной тьмы, но ныне миллиард – знак Моего войска. Когда-то нужно было пассивное утверждение Света, ныне нужно активное. Когда-то Запретил Моему воину поднять меч, ныне Призываю воинов держать мечи наготове, чтобы нанести удар твёрдой рукой. Новый Мир входит в жизнь Земли победителем. Мир обречённый уйдёт. Иерархия Света утвердит свою Мощь» [13].

 

«Я Говорю: «Бодрствуйте в понимании происходящего. Не годен глухой и слепой дозорный. Потому очи откройте и уши продуйте пониманием». Говорю: «Напрягитесь к происходящему, ибо принимаете в нём участие, Мне ведомое, но неведомое вам». (…) Сейчас стоять в стороне от жизни нельзя. Народ принимает участие в жизни страны коллективно. Утверждена кооперация всенародная. (…)

Так народ Страны Новой, объединённый сердцем к пониманию течения судьбы своей, Рукою Ведущей Владыки направляется. (…) Головы всех обернуты к сердцу страны, и общее напитывание сознаний Лучами Моими значительно облегчается. …Своё слово скажет народ, но объединённый в Свете Моих Лучей. Гигантскими шагами пойдут события, внешне себя уявляя лишь поверхностно. Главное течение в глубине, врагам недоступной. Всходы пробили толщу земли и буйно потянутся к свету и воздуху. Светом объединятся, чтобы дать урожай сказочный. Выдвинутые моментом вынуждены стать выразителями народных решений, иначе не устоят, и вождь, Мною утверждённый, станет выразителем коллективной воли народной и устремлений пробуждённого духа. (…)

Ждут бессознательно явления Прихода. (…) Моя Страна облекается в новые светлые одежды новой ступени. Переход труден, но плавно и мощно разольётся река жизни, сломав льды. Видим борьбу светотени и Свет, побеждающий буйно. Мощно Стою у руля. Кто силён против силы Моей, когда пришло время исполнить волю сроков? Исполняю её и исполнителей Прошу встать плотно, и зорко, и напряжённо. Всем быть на местах в напряжении устремлённого бодрствования, но великим спокойствием вооружившись, ибо вступаем в царство необычного и неожиданного. Провод надо держать крепко. Иерархия в напряжении завершающем. Башня пылает Лучами посылаемыми, и пространство поёт. Песнь пространственного огня, или песнь Света, звучит над пробуждённой страной и слышна на чуткое ухо. Доносится звон колоколов пока ещё захороненного в глубинах града. Предвещают торжество небывалое. На Праздник Воскресшего духа придут все, кто от Света. Меня ждут. Я жизни чудесной страницу Переверну новую. Я сказкой Сделаю жизнь. Я каждому пострадавшему духом Воздам в сто крат. Вас, близких, Сделаю источниками, насыщающими дух ждущих. И будете изливать свет, себя позабыв в подвиге светоносном, в подвиге внесения света в жизнь. Моё Учение понесёте людям, о Свете изголодавшимся. (…) Велика радость даяния им, желающим получить и истинно алчущим. Новые, новые ждут. Новых, новых возвысим. Новые, новые поймут ценность сокровища. Их надо сердцем учуять, ибо велико будет их приношение себя на служение Свету.

Приду в указанную Страну. Скоро Приду!» [14]

 

С. Н. Рерих. Иисус Христос. Рисунок. 1930-е

 

 

Наталия Спирина

Он есть Свет, разрушающий тьму.

Н. К. Рерих. Держава Света.

 

«Он есть Свет, разрушающий тьму!»

В постоянной победной борьбе

Его мысль о вселенской судьбе

Всех приводит к пути одному.

 

Его мысль, как горнило огня,

Расплавляет препятствия зла.

Его мысль все преграды смела

Для прихода заветного Дня.

 

Его мыслью воздвигнутый Град

Воплощается в лучшей стране,

А вокруг расцветает в огне

Красотою засеянный Сад [15].

 

 

 

6 апреля 2015 г.,

Новосибирск

 

 

Примечания:

1. Спирина Н. Д. Перед Восходом: Сборник стихов. Новосибирск, 2013.

2. Грани Агни Йоги, 1954, 137.

3. Евангелие от Иоанна, 19:25.

4. Евангелие от Матфея, 27:55–61.

5. Известны эскизы С. Н. Рериха к картине «Пиета» 30–40-х годов, находящиеся в собрании Музея Николая Рериха в Нью-Йорке. Также П. Ф. Беликов упоминает первый вариант этой картины: «Первый вариант «Пиеты» Святослава Рериха близок принятой традиции: те же две фигуры в таком же сочетании, хотя интерпретированы они свободно, без намёков на религиозное содержание». См. Беликов П. Ф. Святослав Рерих. Жизнь и творчество. М., 2004. С. 138.

6. Рерих С. Н. Объяснение картины «Пиета» («Скорбящая»). Из архива Н. Д. Спириной: http://voshod.sibro.ru/article/27620

7. Надземное, 160,146,150.

8. Евангелие от Матфея, 12:50.

9. Евангелие от Иоанна, 10:30.

10. Евангелие от Матфея, 25:40.

11. Спирина Н. Д. Живая Этика о Христе. Из передачи Новосибирского радио (цикл «Светочи Мира»). 15 ноября 1993 г. // Спирина Н. Д. Отблески–1993. Екатеринбург, 1997.

12. Спирина Н. Д. Слово в День Пасхи. // Спирина Н. Д. Отблески–1992. Екатеринбург, 1997.

13. Грани Агни Йоги, 1952 (1), 183.

14. Грани Агни Йоги, 1953 (1), 173.

15. Спирина Н. Д. Перед Восходом: Сборник стихов. Новосибирск, 2013.

16. Каталог картин Н.К. и С.Н. Рерихов: http://gallery.facets.ru/

 

 


№61 дата публикации: 07.04.2015

 

Оцените публикацию: feedback

 

Вернуться к началу страницы: settings_backup_restore

 

 

 

Редакция

Редакция этико-философского журнала «Грани эпохи» рада видеть Вас среди наших читателей и...

Приложения

Каталог картин Рерихов
Академия
Платон - Мыслитель

 

Материалы с пометкой рубрики и именем автора присылайте по адресу:
ethics@narod.ru или editors@yandex.ru

 

Subscribe.Ru

Этико-философский журнал
"Грани эпохи"

Подписаться письмом

 

Agni-Yoga Top Sites

copyright © грани эпохи 2000 - 2020