Грани Эпохи

этико-философский журнал №79 / Осень 2019

Читателям Содержание Архив Выход

Виктор Агранович

 

Игра

Что нас привлекает в джазе?.. Джаз - многоплановая музыка со сложной мелодикой и гармонией, но всё же, душой джаза остаётся импровизация. В Москве несколько музыкальных школ, а также школ искусств, где работают педагоги, преподающие джазовую импровизацию. У каждого своя методика, свои подходы, но всех объединяет одно: чтобы ученик заиграл джаз, надо раскрыть его личность, его глубинный интерес к музыке и музыкальному самовыражению.

Джаз начинается с подбирания мелодий на слух. Ох, как трудно бывает консерваторцам-“нотникам” научиться импровизировать! Они часто не представляют, как можно играть без нот.

Юрий Павлович Козырев, основатель московской джазовой школы “Москворечье”, где учились взрослые и дети, так говорил об этом: “сначала мы отклеиваем от нот…” И, действительно, вся методика обучения в “Москворечье” с момента её возникновения основывалась на развитии слуха. Там была разработана специальная система обучения сольфеджио, которая позволяет “слышать клавиатуру” и свободно ориентироваться в джазовой гармонии и мелодике. Одновременно с фортепиано дети осваивают блок-флейту, которая даёт им ощущение “дыхания” в музыке, “живого голоса”. Подбирая простые песенки, дети учатся мыслить музыкально. Я начал учиться в “Москворечье” уже во взрослом возрасте. Когда я поступил туда, мне было 20 лет, и я учился в техническом вузе. В то время я и не мечтал стать профессиональным музыкантом, однако… не подозревал, что сам себе заложил основы джаза в 11 лет! В то время родители купили фортепиано (с 9-ти лет я учился на виолончели), и я целыми днями подбирал на нём знакомые мелодии. Именно тогда мне открылся секрет, что скучные “тоники”, “субдоминанты” и “доминанты”, которыми пичкали нас в музыкальной школе на уроках сольфеджио, имеют весьма приятное практическое применение: с их помощью можно сыграть любые известные мелодии, главное - научиться вовремя брать эти аккорды в левой руке. К 13 годам я набил руку до такой степени, что мог сходу сыграть любую мелодию с аккомпанементом. Конечно, это было всего три-четыре тональности, да и гармонически моя интерпретация не представляла особого интереса. Уже в “Москворечье” открылись джазовые горизонты. Благодаря системе обучения в “Москворечье”, оттуда вышли многие известные профессиональные музыканты. А эта система держалась на “двух китах”: игре на слух и ансамблевом музицировании. Там было несколько “уровней” ансамблей: так называемые УАПы (учебно-ансамблевая практика). Впервые учащиеся начинали в этих учебных ансамблях осознавать, что такое импровизация, и как сделать, чтобы хаотические звуки, выходящие из-под пальцев, превратились в осмысленную музыку. Были УАПы 2-го курса, УАПы 3-го курса, а на 4-м курсе (обучение в школе для взрослых длилось 4 года) эти УАПы превращались в КОАПы (концертно-ансамблевая практика) и начинали выступать на многочисленных фестивалях и концертах, проводимых в то время в ДК “Москворечье”, где находилась джазовая школа. Ю. П. Козырев основал школу в 1967году. Методика обучения менялась и совершенствовалась, и творческий дух, который царил там на протяжении многих лет существования школы, был совершенно потрясающим! Это была полная противоположность “школярству”, игре “из-под палки”. Хотелось заниматься на инструменте по много часов в день, потому что каждый знал, что приходя на занятие по импровизации, или репетицию УАПа, увидит таких же энтузиастов “с горящими глазами”, и просто стыдно будет играть кое-как. И всё это происходило во времена расцвета “застоя”, т.е. в 70 - 80-е годы. Был такой эпизод: на одном из джазовых фестивалей было запрещено играть американские мелодии, а “рекомендовалась” музыка советских композиторов. И это было объявлено буквально за неделю до начала фестиваля! Никто не растерялся… На гармонии американских джазовых тем тут же были придуманы собственные мелодии, и руководители ансамблей сделали новые аранжировки. Так выживал джаз у нас в стране до “капиталистической революции” 1991 года. Сейчас уже никто не указывает педагогам - что играть и как играть, однако проблема джазового обучения - это вечная проблема: как заинтересовать ученика, как приобщить его к джазу? Сложность этой задачи в том, что наша страна с точки зрения джазовой культуры является провинцией. Уже достаточно у нас джазовой информации - продаётся множество дисков с записью “джазовых звёзд”, есть передачи на радио и телевидении о джазе, издаются книги по истории джаза, но, увы, очень сложно бывает в школах, где существуют джазовые отделения, создать дух джаза, т.е. творчества и самовыражения. Уникальным педагогом в этом смысле является трубач, руководитель нескольких московских детских биг-бендов Борис Дмитриевич Кузнецов.

Он автор учебника “Детская джазовая практическая школа”, который был представлен в методкабинете два года назад. Меня поразило тогда, как совсем маленькие дети, его ученики, выходят на сцену и довольно легко играют на сложнейших духовых инструментах - трубе, тромбоне и пр. и, мало того, после одного-двух лет обучения уже импровизируют в разных тональностях!

Когда я побывал на концерте в школе им. Дунаевского, где преподаёт Кузнецов, мне стало понятно, откуда всё это. Никакие методики не смогут дать ученику представление о джазе, если рядом нет опытного педагога и джазового энтузиаста, каковым является Борис Дмитриевич. Его ученики играют с удовольствием, он всё время шутит, подбадривает их, и всё это создаёт атмосферу игры. Это понятно и приятно детям, они с радостью выполняют тяжёлую работу, связанную с обучением на инструменте, потому что им это… интересно! Они могут изобретать, экспериментировать, импровизация становится для них частью их жизни и глобальной задачей, связанной не просто с обучением на инструменте, но напрямую с ростом их личности. Ведь в тот момент, когда они играют на своих инструментах, они чувствуют, что их музыка - это и есть их душа! В своё время меня поразило высказывание Ю. П. Козырева о том, что качество джазовой импровизации напрямую зависит от того, насколько человек развит как личность. И ещё, что джаз - это музыка взрослых людей, и примерно к 40 годам человек начинает по-настоящему играть. Теперь для меня это очевидные вещи! В школе им. Дунаевского на джазовом отделении, которым руководит талантливый пианист Евгений Гречищев, царит именно дух любви и творчества. И это благодаря содружеству замечательных педагогов, которые там работают, среди которых “звёзды” отечественного джаза певица Галина Филатова, барабанщик Вано Авалиани и многие другие. А Борис Дмитриевич Кузнецов объединяет всех учеников в своем биг-бенде, создаёт общность всех этих духовиков, пианистов, басистов и барабанщиков, играющих в его оркестре. Недавно в Центральном Доме Работников Искусств отмечалось его 60-летие. Это был творческий вечер Бориса Дмитриевича, на котором выступило огромное количество его выпускников, и, что меня поразило, он всех представил по имени и даже вспомнил некоторые истории, связанные с их обучением.

Ещё один уникальный педагог - это Пётр Петрович Петрухин. Его детские ансамбли действительно играют джаз со всеми джазовыми атрибутами - напором, свингом, импровизацией. Пётр Петрович сам организует множество концертов по всей Москве для своих детей, и они, участвуя в этих концертах, растут, осознают постепенно, что такое джаз, многие из них становятся профессионалами.

Такая же радостная, творческая атмосфера царит и на занятиях в школе №686, которой руководит Сергей Зиновьевич Казарновский. Называется она «Класс-центр музыкально-драматического искусства». Это не музыкальная, а общеобразовательная школа, но там большое внимание уделяется художественному развитию учащихся, и значительное время посвящено джазу. Там работают опытные педагоги, и даже существует два детских джазовых оркестра - старший и младший.

В известном смысле джазовая методика обучения противоположна академической.

Я думаю, что так же, как и на джазовых фестивалях, которые проводятся по всему миру, не принято выделять “победителей” и раздавать призы, т.к. считается, что каждый ансамбль и каждый исполнитель по-своему уникален и неповторим, так же и в школе не надо делать акцент на экзаменах и оценках учеников, занимающихся джазом, а необходимо сосредоточиться на том, чтобы им было интересно учиться, ведь для них это игра, которая, кто знает, может стать игрой всей их жизни…

 

Сайт автора: www.granicenter.ru

 

 


№54 дата публикации: 07.06.2013

 

Оцените публикацию: feedback

 

Вернуться к началу страницы: settings_backup_restore

 

 

 

Редакция

Редакция этико-философского журнала «Грани эпохи» рада видеть Вас среди наших читателей и...

Приложения

Каталог картин Рерихов
Академия
Платон - Мыслитель

 

Материалы с пометкой рубрики и именем автора присылайте по адресу:
ethics@narod.ru или editors@yandex.ru

 

Subscribe.Ru

Этико-философский журнал
"Грани эпохи"

Подписаться письмом

 

Agni-Yoga Top Sites

copyright © грани эпохи 2000 - 2020