№76 / Зима 2018-2019
Грани Эпохи

 

 

Роман Овчинников

 

Хатшепсут

1

 

Древние цивилизации, отстоящие от нас на несколько тысячелетий, можно уподобить старинным росписям, сохранившимся не полностью, фрагментарно. Среди них можно встретить такие, которые, несмотря на свои повреждения, неизбежные в силу их давности, оставляют необычайно яркое, сильное впечатление. В красоте линий и красок, в индивидуальных особенностях композиции мы опознаём творческий импульс, вызвавший их к жизни, ощущаем огненную, творческую мощь Духа – их создателя.

Подобно этим образцам, среди эпох прошлого, наше знание о которых очевидно не полно, можно видеть те, что отмечены особой озарённостью и исполненностью красотой и Высшей целесообразностью.

К таким эпохам должно отнести царствование Хатшепсут. «Вспомним женщину-фараона Хатшепсут, – читаем в письмах Елены Ивановны Рерих, – по количеству проведённых благих реформ царствование её превосходило многих фараонов» [1].

Эпоха Хатшепсут, ставшая временем мира и культурного строительства – временем, когда Начало Духа утвердилось как основа политики и государственного управления, – представляется одной из светлых вех в истории человечества.

 

* * *

Время жизни Хатшепсут пришлось на период восстановления Египта после кризиса, сопряжённого с распадом страны, с завоеванием значительной её части племенами хекау хасут (гиксосами), пришедшими из Азии.

За несколько десятилетий до воцарения Хатшепсут чужеземцы были изгнаны. Честь окончательного освобождения Египта от них принадлежит царю Яхмосу I, основателю XVIII династии, с которой берёт начало эпоха подъёма и процветания страны, традиционно называемая Новым царством [2].

Яхмос I, предположительно, был предком – дедом Хатшепсут.

 

* * *

Статус женщины в Египте был достаточно высок. «…в течение всей эпохи фараонов, женщины Египта обладали равными правами с мужчинами. Они могли не только распоряжаться своим имуществом… но и участвовать в сделках с недвижимостью, нанимать слуг, обучать учеников, быть истицами и ответчицами в суде, управлять имуществом… быть судьями в сельских советах» [3].

«Если наша Христианская церковь унизила женщину и при бракосочетании дьякон вопиет: "Жена да повинуется своему мужу", то в древнем Египте формула эта произносилась обратно, – пишет Е. И. Рерих. – Именно жена являлась главою дома» [4].

Женщины участвовали в государственном управлении. «…в древнем Египте, – говорится в письмах Е. И. Рерих, – Верховные жрицы Изиды передавали Веления Богини Иерофантам, а не наоборот» [5]. «…их [верховных жриц] можно назвать истинными водительницами власть имущих» [6].

Женщины не единожды фактически находились во главе государства, – становясь регентами при малолетних наследниках престола. В эпоху Нового царства, в отсутствие царя, предпринявшего военный поход, гарантом спокойствия и порядка, в какой-то степени, выступала его жена или мать. Вместе с тем случаи, когда женщины становились официально полноправными царицами Египта, подобно Хатшепсут, были крайне редки [7].

 

* * *

Хатшепсут была пятой представительницей XVIII династии. Она жила в период, который можно ограничить приблизительно последней третью XVI – первой половиной XV веков до н.э.

Её родителями были царь Тутмос I и царица Яхмос. Детство будущей царицы проходило, скорее всего, в соответствии с традициями того времени – «во дворце под наблюдением кормилиц и воспитателей» [8].

Молодые годы Хатшепсут ретроспективно упоминаются в древней надписи: «Стала её величество велика более всего, смотреть на неё прекраснее всего; облик её подобен богу, очертания её подобны богу, делает она всё подобно богу, благодатна она подобно богу. Стала величество её юницей прекрасной, молодой… Сделала чтимым она облик её божественный… Сильная дланью, владычица совершения обрядов» [9].

После смерти Тутмоса I власть перешла Тутмосу II, мужу Хатшепсут. На этот момент ей было, предположительно, около тридцати лет или, возможно, менее.

Тутмос II правил недолго, по-видимому, всего три года. Номинально его преемником стал его сын и пасынок царицы – Тутмос III, которому в то время было не более двух лет. Хатшепсут, являясь старшей представительницей царствующей династии, становится регентом при нём.

Однако спустя некоторое время, – пройдя обряд коронации (предположительно, на седьмом году регенства), – Хатшепсут достигает статуса полноправной царицы Египта. Её царствование продлилось немногим более двадцати лет; его возможная датировка: ок. 1504–1483 г. до н.э. [10].

 

* * *

Царь в Древнем Египте почитался сыном бога. Со времён Древнего царства его именовали «сын Ра». Ра – бог солнца, в образе которого можно усмотреть символ Иерархии Света – явленного аспекта Высшего, Божественного Начала. В царе видели также сына Амона – бога, имя которого означает «скрытый», «потаённый», указывая на непостижимый, запредельный аспект Божества.

В эпоху Нового царства почитание Амона приобретает иной смысл. Далёкое, космическое божество осознаётся теперь как Образ Высочайшего, но и, вместе с тем, сокровенно близкого Духа.

Я. Ассман, немецкий исследователь, так характеризует произошедшую перемену: «Недостаточно просто ощущать свою близость к этому богу в храме, в космосе и при чтении или слушании священных текстов. Необходимо быть его сознательным приверженцем, то есть "поместить его в своё сердце" и действовать по его указаниям… Близость к богу отныне проявляется в изменении человеческой жизни, в личной истории и в индивидуальном благочестии» [11].

Примечательно, что начало нового религиозного сознания учёный связал с царствованием Хатшепсут [12].

Как символ её духовной близости Высочайшему Духу можно расценить включение имени «Амон» в личное имя царицы: Хатшепсут («Первая из благородных дам») и Хенемет-Амон Хатшепсут («Соединившаяся с Амоном, первая из благородных дам»).

Тексты того времени, освещающие взаимодействие Амона и Хатшепсут, нередко окрашиваются в особый проникновенно-сердечный тон.

 

* * *

Исходя из свидетельств времён Хатшепсут, можно заключить, что её жизнь была как бы освящена присутствием Высочайшего Духа.

Так, Амон упоминается уже в связи с приходом Хатшепсут в мир земной: «Явился Бог [13] этот великолепный, чтобы увидеть дочь его, любимую им… После того как родилась она, [была,] истинно, сладостность сердца его велика весьма…» [14].

От Амона исходит Указание будущей царской власти Хатшепсут. Как сообщает древняя надпись от её имени: «…[Бог этот дал] весьма великий (оракул)… предсказал мне царскую власть Обеих Земель… [15]» [16].

В другом тексте приведены слова самого Амона. В них запечатлён прообраз царствования Хатшепсут, а также даётся ручательство в Покровительстве и Помощи ей: «Будет она исполнять обязанность эту благодетельную в земле этой до пределов её. Сила моя – у неё, мощь моя – у неё, почести (воздаваемые) мне – у неё, венец мой – у неё. Будет царствовать, будет править она в Обеих Землях, будет предводительствовать она живущими всеми… Буду я защищать достаток её каждый день…» [17].

Как ответ на слова Амона звучит признание Хатшепсут (надпись на обелиске в Карнаке):

 

Вот, знает меня Бог превосходно,

Амон, Владыка престолов Обеих земель;

Наградил он меня,

Сделал правителем Чёрной земли и земли Красной [18];

Никто не смеет восстать во всех странах против воли моей.

Подчинены мне все земли чужие,

Расширил он границы мои до пределов небес,

Повелеваю я всем, что обходит диск солнечный. […]

Я, воистину, дочь его от плоти его,

Та, что служит ему, зная все его пожелания,

Награждённая отцом жизнью, здравием, властью,

На престоле Хора живущая в вечности, подобно Ра [19].

 

* * *

Достижение Хатшепсут статуса полноправной царицы Египта означало для неё исполнение Поручения, данного Свыше. Само нахождение на вершинах земной власти – было предстоянием перед Высочайшим Духом и реализацией Его Воли.

Подобное понимание власти, существенно разнящееся от обычного, обывательского, объясняется в Учении Живой Этики – в «Книге о Жертве»:

 

Какою силою утвердитесь?

Как достигнете исполнения Нашего Дела?

Властью, Нами данною [Курсив. – Р. О.], –

 

и далее:

 

Мне ли говорить о власти,

Когда всё глупое и когда всё тщеславное

к власти устремляется?

Но Я говорю и утверждаю.

Но Наша Власть иная:

Наша Власть – Жертва! [20]

 

Е. И. Рерих, противополагая два понятия власти, пишет: «…властвование и истинное водительство являются антиподами. Одно есть порождение невежества, тьмы, другое – Свет знания в вечном устремлении к совершенствованию» [21].

 

* * *

Власть-жертва осуществима лишь через сердце. И именно сердце, согласно древним текстам, было источником решений и указов Хатшепсут, было ведущей, направляющей её силой.

«Совершила Я это по замыслу сердца моего», – сообщает, например, надпись от имени Хатшепсут, рассказывающая о восстановлении ею храма богини Пахет [22].

В надписи с обелиска, цитированной выше, находим следующие строки:

 

Сотворила я это с любящим сердцем

для отца моего, Амона,

Посвящённая в таинство его начала начал,

Знающая о мощи его благотворной,

Не забывающая о приказаниях его. […]

Подсказало сердце моё (Курсив. – Р. О.) сотворить для него

Два обелиска, что (покрыты) электрумом,

Высота которых достигает небес… [23]

 

«…Символом Водящего всегда было Сердце!» – пишет Е. И. Рерих [24].

 

2. Обелиск Хатшепсут в Карнаке

 

* * *

Надпись архитектора Инени, служившего ещё при Тутмосе I, отце Хатшепсут, и заставшего также её царствование, содержит слова, характеризующие, хотя и довольно скупо, атмосферу, общее состояние дел в Египте того времени: «…Хатшепсут пребывала в заботе о стране. Обе Земли (жили) по воле её, работали для неё, Египет – в усердии. […] Владычица повелений, превосходная замыслами своими; довольны Оба Берега, когда говорит она!» [25].

В приведённых словах можно уловить образ солидарности народа и Водительницы, – вовлечённости всех в созидательный труд на общее благо.

Но, как представляется, так и должно быть, когда во главе страны находится представитель Иерархии Света, – Дух, устремлённый к более совершенному состоянию. Огонь его устремления не может не сообщаться людям, – зажигая, увлекая их, побуждая к выявлению лучших их качеств.

 

* * *

Несмотря на миролюбивый и спокойный в целом характер царствования Хатшепсут, оно не являлось пацифистским. Если возникала необходимость в военных действиях, они осуществлялись.

Египетский учёный Л. Хабаши, изучив древнее свидетельство об одной из военных кампаний Хатшепсут – о столкновении, произошедшем в Нубии, по-видимому, около девятого года её правления, – пришёл к выводу, что «это была не рядовая стычка с некоторыми племенами, но, несомненно, серьёзное сражение, в котором царица сама принимала участие» [26].

 

* * *

Значимым аспектом деятельности Хатшепсут была организация экспедиций.

Таковые неоднократно направлялись на Синайский полуостров, где после периода безвременья и упадка «египтянам пришлось заново открывать медные рудники и копи полудрагоценных камней», а также – бирюзы, весьма ценимой ими [27].

Самой значительной экспедицией Хатшепсут стало путешествие в страну Пунт, или Та-Нечер – «Страну Бога». Экспедиция была осуществлена на восьмом-девятом годах её царствования.

Подобные путешествия египтяне предпринимали и ранее, во времена Древнего и Среднего царств, однако в переходный период перед Новым царством контакты с Пунтом прекратились. Хатшепсут – возобновила их. Причём её экспедиция «по размерам и по значению далеко превзошла все предшествующие путешествия» [28].

Экспедиция была осуществлена по Указанию Амона, данного через оракул: «найти пути в Пунт, открыть дороги к уступам мирры (антиу), провести войско по воде (и) по земле, чтобы доставить чудеса из страны Бога…» [29].

Точное местоположение Пунта не определено. Предположительно, «Страна Бога» находилась на восточном побережье Африки – по разным версиям, от современной Эритреи до северного побережья современного Сомали.

 

3. Пунт. Хижина и деревья

 

Среди участников экспедиции были писцы и художники, фиксировавшие (запоминавшие или зарисовывавшие) растительный и животный мир далёкой экзотической страны.

Экспедиция завершилась успешно. Среди «вещей прекрасных» [30], привезённых из Пунта, были, прежде всего, ароматические вещества, а также мирровые деревья, которые впоследствии были высажены перед храмом Джесер-Джесеру (см. ниже) [31].

По возвращении экспедиции Хатшепсут лично принимала дары, привезённые из Пунта.

 

* * *

В царствование Хатшепсут происходило интенсивное храмовое строительство по всей территории Египта.

Среди архитектурных сооружений её эпохи следует отметить прежде всего те, что были связаны с почитанием Амона. Часть из них была построена в храмовом комплексе Ипет-Сут («Избраннейшее из мест»; современное название – Карнакский храм), центральная часть которого была посвящена богу Амону-Ра.

Так, на её территории были установлены две пары гранитных обелисков. Один из них, высотой почти 30 метров, сохранился до наших дней (см. ил. 2) [32].

Там же была построена и так называемая Красная часовня [33], оригинальное название которой — Сет иб Имен («Место сердца Амона»). В ней хранилась священная ладья Амона, которую жрецы выносили во время праздников. Красная часовня была сооружена в последние годы царствования Хатшепсут [34].

 

4. Красная часовня

 

В Ипет-Сут Хатшепсут воздвигла ещё один храм, посвящённый Амону, – храм Амона-Камутефа.

Наиболее известный и самый выдающийся архитектурный проект эпохи Хатшепсут – храм Джесер-Джесеру («Священнейший из священных») в Дейр-эль-Бахри [35]. Он был сооружён, как гласит посвятительная надпись, «в качестве памятника её [Хатшепсут] для отца её Амона» [36]. Джесер-Джесеру являлся также заупокойным храмом царицы.

Его воздвижение началось после коронации Хатшепсут, на седьмом году её царствования и продолжалось приблизительно пятнадцать лет. Построенный «из камня белого прекрасного» [37] Джесер-Джесеру отличается простотой и выразительностью форм, гармонично оттеняющих геометрию окружающего ландшафта.

 

5. Джесер-Джесеру

 

Храм обладал богатым убранством; его оформление включало, в частности, около двухсот статуй. Перед ним были устроены искусственные водоёмы, рядом с которыми – высажены деревья, привезённые из Пунта: было создано подобие «Страны Бога» в Египте [38].

 

6. Транспортировка египтянами мирровых деревьев на корабли

 

7. Остатки дерева, высаженного перед храмом Джесер-Джесеру,

которое, предположительно, было привезено из Пунта

 

* * *

Архитектором Джесер-Джесеру был Сененмут (Сенмут), приближённый царицы. Будучи незнатного происхождения, в её время он занял привилегированное положение, став «самой главной фигурой царского административного аппарата» [39].

Сененмуту царица доверила воспитание своей дочери Нефрура, которая, возможно, стала бы по прошествии времени её преемницей. Но около шестнадцатого года царствования Хатшепсут Нефрура умирает. А вскоре, на рубеже семнадцатого-восемнадцатого годов, уходит из жизни и Сененмут.

 

8. Сененмут и Нефрура

 

* * *

Ряд культовых сооружений, построенных Хатшепсут, был связан с почитанием женских Божеств.

Из них, прежде всего, должно выделить богиню Хатхор, богиню неба. Некогда её представляли в образе небесной коровы. Позднее её облик слился с обликом Исиды. Царицы Египта считались дочерями и как бы воплощениями Хатхор. «Мать её Хатхор», – говорит древний текст, в связи с Хатшепсут [40].

 

9. Хатшепсут (в центре) [41], благословляемая Хатхор (слева) и Амоном-Ра (справа)

 

Молельня Хатхор имелась в Джесер-Джесеру. Кроме того, сама территория, выбранная для строительства данного храма, была местностью, где почиталась эта Богиня [42].

С экспедицией в Пунт, который египтяне считали родиной некоторых богов, в том числе Хатхор, Хатшепсут отправила дары, предназначенные для неё; среди них была парная статуя Амона-Ра и царицы [43].

Хатшепсут восстановила храм, посвящённый ипостаси Хатхор – богини Пахет [44] (недалеко от современного селения Бени-Хасан), – святилище, которому она, «по-видимому, придавала особенное значение» [45].

Также возводились сооружения, посвящённые другим Богиням. Так, рядом с храмом Амона-Ра в Карнаке был построен храм Мут, супруги Амона. Вокруг (или позади) Красной часовни был сооружён Дворец Маат, богини истины, дочери Ра.

Перечисленные сооружения свидетельствуют о значимости для Хатшепсут почитания Женского Начала. С женскими Божествами, кроме того, была ассоциирована она сама.

Так, в надписи из Джесер-Джесеру Хатшепсут названа именем Рат – женского двойника бога Ра [46].

Начальные фрагменты имён-титулов царицы, представляя игру слов, также содержат имена нескольких богинь. Её тронное имя – Маат-ка-Ра («Истина – это ка [47] Ра») – включает имя богини истины Маат, которое занимает в нём «ключевое место» [48]. Другие титулы: Усерет-кау («Мощная ка») – содержит имя богини Усерет (Усрет); Уаджет-ренпут («Процветающая годами») – имя богини Нижнего Египта Уаджет; Нечерет хау («Божественная воссияниями») – обозначение женского Божества как такового: нечерет [49].

 

* * *

«Высочайший аспект Женского Начала выражен в Образе Матери Мира», – читаем в «Гранях Агни Йоги» [50].

 

10. Н. К. Рерих. Матерь Мира (1924)

 

«Матерь Мира, – по словам Е. И. Рерих, – не есть символ, но вполне реальное Существо, стоящее во главе Иерархии нашей Планеты» [51]. «С этим Духом связаны облики всех женственных Божеств, как Лакшми, Дурга, Изида, Астарта, Дуккар и прочие и прочие, хотя Дух этот уже не проявлялся в упомянутых образах, но лишь посылал свой Луч, чтобы сопутствовать своей Заместительнице на тернистом пути служения человечеству» [52].

Не принадлежала ли сама Хатшепсут к числу этих Заместительниц, – царствование которой дало исключительный пример и образец выявления потенциала Женского Начала?

 

11. Хатшепсут

 

* * *

Земной путь Хатшепсут завершился приблизительно на двадцать втором году её царствования. Какими-либо сведениями об обстоятельствах её ухода мы не располагаем.

Свет её достижений озарил последующую эпоху. Преемником Хатшепсут стал Тутмос III, прославившийся как царь-воитель, при котором Египет стал мировой державой. «И не она ли [Хатшепсут] своим мудрым управлением подготовила победы Тутмоса III?» – спрашивает Е. И. Рерих в одном из писем [53], – возводя тем самым предпосылки успехов царя к деятельности его предшественницы.

Можно предполагать, что царствование Хатшепсут укрепило страну изнутри – имело следствием собирание, накопление сил, реализованных впоследствии Тутмосом III в военной сфере.

 

* * *

Явление, бывшее для египтян чем-то исключительным, – женщина, руководящая страной, официально наделённая полнотой власти, – в наши дни не вызывает удивления.

И в этом – знак будущего. По словам Е. И. Рерих: «Новая эпоха увидит Женщину, стоящую рядом с мужчиной у кормила власти, разделяющую все тяготы управления. Здравый смысл и, главное, сердце Женщины подскажет многие правильные решения» [54].

Со временем взаимодействие Начал эволюционирует от противоборства к сотрудничеству, открыв перед человечеством необыкновенные, неслыханные перспективы. В «Гранях Агни Йоги» читаем: «Ныне время пришло, когда Великое Женское Начало утверждает Космическое Право своё на полное равенство с Началом Мужским. Равновесие должно быть восстановлено и восстанавливается яро. Люди не учитывают, какое огромное эволюционное значение будет это иметь для быстрого продвижения человечества в суждённое ему будущее. Как вверху, так и внизу, так и везде, во всём Космосе. Утверждая равноправие Начал, люди неизмеримо усиливают творческие возможности духа. Строительство Нового Неба и Новой Земли пойдёт под этим знаком равенства полов. Лучи Звезды Матери Мира это явление на планете утвердят прочно и на века. И начнётся Великая Светлая Эпоха Матери Мира, когда женщина займёт положение, принадлежащее ей по праву, и яро поможет преображению человечества и восхождению его на новую ступень жизни» [55].

 

12. Н. К. Рерих. Агни-Йога. Проект фрески (I). 1928

 

 

ПРИМЕЧАНИЯ

 

[1] Рерих Е. И. Письма: [В 9-и т.] / Ред.-сост. Т. О. Книжник. М.: МЦР. Т. V: 1937. 2003. 383 с. (№ 73, от 9 авг. 1937 г.).

[2] В целом историю Египта можно представить как чередование периодов упадка и подъёма, процветания. Последние традиционно называют Древним, Средним и Новым царствами. Периоды между ними – переходными.

[3] Меню Б. Рамсес II. Царь царей / Пер. с фр. Е. Кононенко. М.: Астрель; АСТ, 2006. (История. Открытие). С. 115.

[4] Рерих Е. И. Указ. соч. Т. III: 1935. 2001. 767 с. (№ 99, от 31 мая 1935 г.).

[5] Там же.

[6] Рерих Е. И. Указ. соч. Т. II: 1934. 2000. 575 с. (№ 78, от 17 авг. 1934 г.).

[7] Кроме Хатшепсут, это были царицы Нейтикерт (Древнее царство, конец VI династии), Нефрусебек (Среднее Царство<, конец XII династии) и Таусерт (Новое царство, конец XIX династии). Существование Нейтикерт, нередко называемой первой женщиной на престоле Египта, следует признать не вполне доказанным, – «древнеегипетские памятники с её именем нам пока неизвестны» [Томашевич О. В. Послесловие // Жак К. Египет великих фараонов. История и легенда / Пер. с фр. Е. В. Пантюшевой; примеч. О. В. Томашевич. М.: Наука. Гл. ред. вост. лит., 1992. (По следам исчезнувших культур Востока). С. 322]. Периоды правления двух других цариц, Нефрусебек и Таусерт, – «представительниц угасающих династий», – в отличие от царствования Хатшепсут, оказались непродолжительны и не были отмечены значительными событиями [Бльш., Большаков В. А. Дочь Ра Хатшепсут: Моногр. М.: РУДН, 2009. С. 4–5].

[8] Большаков В. А. Указ. соч. С. 27. Своей главной кормилице Сатра Хатшепсут впоследствии выказала знаки признательности и благодарности: ей было позволено установить свою статую в храме; кроме того, она была захоронена в отдельной гробнице в царском некрополе [Большаков В. А. Указ. соч. С. 27–28].

[9] История Древнего Востока. Тексты и документы: Учеб. пособие / Под ред. В. И. Кузищина. М.: Высш. школа, 2002. С. 65.

[10] Иные датировки; см. http://www.maat-ka-ra.de/english/start_e.htm [меню: HatshepsutHistory].

[11] Ассман Я. Египет: теология и благочестие ранней цивилизации / Пер. с нем., [вступ. ст.] Т. Баскаковой. М.: Присцельс, 1999. С. 294–295.

[12] Его первую манифестацию Я. Ассман связал с оракулом Амона, предуказавшем царствование Хатшепсут (см.: [Ассман Я. Указ. соч. С. 287 и далее]).

[13] В данном случае автор счёл допустимым изменить начальную букву в слове «Бог» со строчной (как в оригинале) на прописную. Все последующие случаи написания слова «Бог» с прописной буквы в цитатах из египетских текстов также являют собой подобную замену.

[14] История Древнего Востока… С. 64.

[15] Обе земли – Верхний и Нижний Египет.

[16] Цит. по: Большаков В. А. Указ. соч. С. 36–37.

[17] История Древнего Востока… С. 62.

[18] Чёрная земля – плодородные районы вдоль берегов Нила. Красная земля – пустыня.

[19] Цит. по: Солкин В. В. Египет: вселенная фараонов. 2-е изд., доп., испр. М.: Кучково поле, 2014. (Египтология). С. 212.

[20] Зов, 23 сент. 1922 г. (353).

[21] Рерих Е. И. Указ. соч. Т. I: 1919–1933. 1999. 431 с. (№ 63, от 17 авг. 1930 г.).

[22] Цит. по: Большаков В. А. Указ. соч. С. 101.

[23] Цит. по: Солкин В. В. Указ. соч. С. 210–212.

[24] Рерих Е. И. Указ. соч. Т. I. (№ 57, от 24 февр. 1930 г.).

[25] Цит. по: Большаков В. А. Указ. соч. С. 35.

[26] Habashi L. Two Graffiti at Sehēl from the Reign of Queen Hatshepsut // Journal of Near Eastern Studies. Vol. 16, № 2: Apr., 1957. P. 104 http://www.jstor.org/stable/542272?seq=1#page_scan_tab_contents

[27] Большаков В. А. Указ. соч. С. 121.

[28] Там же. С. 124.

[29] Цит. по: Большаков В. А. Указ. соч. С. 126.

[30] Цит. по: Большаков В. А. Указ. соч. С. 129.

[31] Среди надписей из упомянутого храма, – содержащих «отчёт» об экспедиции в Пунт, –ё имеется перечисление приобретений египтян: «Нагружаются корабли весьма тяжело… всякими прекрасными растениями Земли Бога, грудой мирры с деревьев мирры, эбеновым деревом и чистой слоновой костью, зелёным золотом земли Аму, растениями тишепес и хесит, благовониями ихмут, ладаном, чёрной краской для глаз, павианами, мартышками, собаками, многочисленными шкурами леопардов», а также – «местными жителями и их детьми». В последнем пункте речь идёт, скорее всего, о добровольных путешественниках из Пунта; упоминание рабов в тексте отсутствует [Цит. по: Большаков В. А. Указ. соч. С. 129].

[32] Недалеко от него лежит ещё один обелиск, составлявший с ним пару. Другая пара обелисков не сохранилась.

[33] Для постройки часовни использовался красный кварцит, что было уникальным явлением, «которое не повторяется в других сооружениях эпохи фараонов». «Этот необычайно твёрдый и с большим трудом поддающийся обработке камень использовался весьма редко, главным образом для изготовления статуй и саркофагов, то есть небольших по размерам предметов, либо для архитектурных деталей, лишённых декора» [Большаков В. А. Указ. соч. С. 93–94].

[34] Декоративная отделка часовни была завершена уже после Хатшепсут Тутмосом III. Позднее он разобрал её, использовав как материал для других построек. В 2001 году Красная часовня была воссоздана.

[35] «Строго говоря, храм Хатшепсут представляет собой центральный элемент большого комплекса, который включал в себя ныне разрушенный долинный храм, находившийся в конце плоской равнины примерно в километре восточнее верхнего святилища. Верхний храм, который, собственно, и известен его посетителям как храм Хатшепсут, занимает северную часть живописного горного котлована, с двух сторон окружённого возвышенностями и замыкаемый с запада высокой почти отвесной скалой» [Большаков В. А. Указ. соч. С. 108–109].

[36] Цит. по: Большаков В. А. Указ. соч. С. 108.

[37] Цит. по: Большаков В. А. Указ. соч. С. 108.

[38] С анимированной реконструкцией храма можно познакомиться здесь: http://www.historie.ru/3d-rekonstrukcii/blizhnij-vostok/618-hram-hatshepsut-rekonstrukciya.html

[39] Большаков В. А. Указ. соч. С. 70.

[40] История Древнего Востока… С. 65.

[41] Хатшепсут изображена в мужском облике. Подобная трансформация её образа, а также использование царских титулов в мужском роде были обусловлены её статусом. Как уже было отмечено, женщины в Египте, при всём почтительном и уважительном отношении к ним, лишь в редчайших случаях оказывались официально во главе страны и видеть их в этом статусе было для египтян, по-видимому, всё же чем-то необычным.

[42] Большаков В. А. Указ. соч. С. 111.

[43] Там же. С. 128.

[44] Греки, отождествив Пахет с Артемидой, назвали этот храм Спеос Артемидос («Грот Артемиды»).

[45] Большаков В. А. Указ. соч. С. 100.

[46] Там же. С. 58.

[47] Понятие ка расшифровывается в «Гранях Агни Йоги»: «В Древнем Египте верили, что у каждого человека есть его "Ка", что оно бодрствует в то время, когда физическое тело спит, и охраняет спящего, и может выполнять некоторые поручения, что, когда человек умирает, его "Ка" продолжает жить. Конечно, это есть тонкое тело человека» [Т. VIII, 651].

[48] Большаков В. А. Указ. соч. С. 54.

[49] http://www.maat-ka-ra.de/english/start_e.htm [меню: Hatshepsut → History]

[50] Т. V, 539.

[51] Рерих Е. И. Указ. соч. Т. III. (№ 86, от 8 мая 1935 г.).

[52] Рерих Е. И. Указ. соч. Т. VI: 1938–1939. 2006. 558 с. (№ 74, от 13 авг. 1938 г.).

[53] Рерих Е. И. Указ. соч. Т. V. (№ 73).

[54] Рерих Е. И. Указ. соч. Т. III. (№ 86).

[55] 1956 г, 823.


 

 

ИЛЛЮСТРАЦИИ

 

  1. http://historie-s.tumblr.com/post/38257533613/laphamsquarterly-it-is-not-precise-to-call
  2. Aivar Mikko. https://fineartamerica.com/featured/1-the-obelisk-of-queen-hatshepsut-in-karnak-temple-aivar-mikko.html
  3. https://en.wikipedia.org/wiki/File:Punt2.JPG
  4. https://hannahpethen.com/p1030441
  5. http://www.ancient-origins.net/ancient-places-africa/mortuary-temple-hatshepsut-deir-el-bahri-002777
  6. Kenneth Garrett. https://www.nationalgeographic.com/magazine/2009/04/hatshepsut
  7. http://stillunfold.com/history/queen-hatshepsut-the-second-female-pharaoh-of-ancient-egypt
  8. https://commons.wikimedia.org/wiki/File:BlockStatueOfSenenmutAndNeferura-LeftProfile-BritishMuseum-August19-08.jpg?uselang=ru
  9. http://www.godkingscenario.com/gks/venus-in-the-guise-of-hatshepsut-gks-3
  10. http://gallery.facets.ru/show.php?id=502
  11. http://www.nationalgeographic.com.es/historia/grandes-reportajes/hatshepsut-la-gran-reina-de-la-dinastia-xviii_9394/1
  12. http://gallery.facets.ru/show.php?id=3

 

В иллюстрации 11 изменён фон.

Иллюстрации 1, 7, 9, 11 кадрированы.

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

№73 дата публикации: 22.09.2017