№76 / Зима 2018-2019
Грани Эпохи

 

 

Владимир Деревянко

 

Человек с разных сторон как единое целое

Тематический цикл – "Параллельные миры"

Введение

В настоящей статье обсуждаются важнейшие стороны жизни человека и представления о нём религии, науки и эзотерики. Большое место в статье уделяется рассмотрению существенных свойств, различий и взаимосвязи организма и психики, темперамента, характера и личности человека, чтобы попытаться связать их в едином ансамбле или холистическом представлении для лучшего понимания человека. На этой основе и в свете положений и принципов нашего человековедения, определившего ряд специальных показателей, производится выделение уровней развития человека и человечества и делается попытка приближения к определению сущности человека. В контексте представлений о сущности человека определяются важнейшие сферы его жизни и анализируются интересы, выгода и польза людей, делающие более понятными их самих и их проблемы. Важное место в статье занимает рассмотрение вопросов, связанных с различиями и общностью людей, их самооценкой и оценкой извне, подводящее к лучшему пониманию их действий и смысла жизни.

 

 

1. Человек – настоящее, прошлое и будущее

О человеке сказано и написано много: и что он – творение Господне и царь природы, и что человек – звучит гордо и создан для счастья, как птица для полёта, и что человек человеку друг, товарищ и брат... Но есть и другие мнения, – человек несовершенен и противоречив, все люди враги, а их жизнь – суета сует или безумный, безумный мир... Впрочем, это не научные суждения, но и последние, особенно философские, столь многообразны и так запутаны разными авторами, школами и течениями, что извлечь нечто общезначимое и, тем более, конструктивное, весьма непросто. По-видимому, чтобы говорить о человеке определённее, надо обратиться к его рождению и развитию.

Известно, что поначалу это происходит практически также, как и у млекопитающих-приматов, затем в зависимости от условий и обстоятельств жизни ребёнок по мере включения и развития его разума и в процессе социализации обретает человеческие личностные качества. Чем более сообразно наследственной программе развития и благоприятно для него действуют воспитатели и всё окружение, тем лучше развиваются его физическое и психическое начала. По разным причинам развитие человека может варьировать в больших пределах, предопределяя состояние его организма и жизненную ориентацию, которая позиционируется между эгоистической самоценностью удовольствий и их необходимостью и пользой, определяемых разумом в контексте взаимодействия индивидуума с социумом и природой.

В силу своей социальности и зависимости от других людей, особенно в ранний период жизни, зрелый человек должен думать и действовать для того, чтобы компенсировать затраты на своё развитие, обеспечивая расширенное воспроизводство рода и улучшение вида. То есть, мотивы поведения и жизненные цели человека формируются на пересечении его чувств-желаний и разума-логики, под воздействием ближайшего окружения и других людей. Всё вместе складывается в то, что называется жизненными ценностями, которые определяют действия людей для достижения того, что они считают необходимым и полезным для себя или того, что наполняет смыслом их жизнь. Нетрудно видеть, что современные жизненные ценности немалого числа людей принципиально мало отличаются от того, что движет животными, – стремления к овладению большими жизненными ресурсами и более высокому положению в стае-социуме...

Генезис человека, как и возникновение и развитие жизни на Земле вообще, не имеет однозначного толкования, – накопленные данные и некоторые факты позволяют высказывать лишь более или менее обоснованные гипотезы. Религиозная версия и пять научных концепций происхождения жизни на Земле, в том числе, эволюционная теория Ч. Дарвина, применимые к человеку, в последнее время дополнились концепцией инволюции человека от более совершенного пращура, которая сделала ещё более неоднозначной гипотетическую картину его прошлого. Претендуя на оригинальность, увы, она не принесла более конструктивного, чем эволюционная теория, видения происхождения человека и лучшего понимания его сущности.

Анализируя доводы за и против эволюции и инволюции, следует заметить, что ни то, ни другое не имеет сейчас однозначного подтверждения. Более того, об эволюции и инволюции можно говорить, если не как о тесносвязанных, то зависимых процессах, достаточно вспомнить человека или любое другое млекопитающее, которые по законам природы сначала развиваются – эволюционируют, затем – стареют и инволюционируют, а в зрелости развитие и деградация идут рядом... В то время, как необратимый характер изменениям неживой природы задает второе начало термодинамики, для живого вещества применим дарвиновский закон выживания и естественного отбора. Можно говорить, что в эволюции принимают участие два основных антагонистических процесса: нарастание энтропии в мире неживого и её снижение в мире живого, имеющие циклический характер, плюс случайные факторы, вызывающие мутации, бифуркации...

На этом сопоставлении двух направлений движения жизни основаны крупнейшие религиозно-философские системы Востока и это представляется значительно более позитивным и конструктивным, чем уничижение эволюционной теории Дарвина и противопоставление эволюции и инволюции. Жизнь – это сложнейший механизм, где переплетаются потоки эволюции и инволюции, возрастания одного и угасания другого, развёртывания и свёртывания взаимообусловленных процессов развития и деградации. Эволюция и инволюция – это две ипостаси, два неразрывных компонента любой формы жизни, чередование и смена циклов, двуединый процесс, две тесно сплетённые стороны Бытия...

Основные этапы развития человека начинают свой отсчёт примерно 2 млн лет тому назад и их связывают с началом его прямохождения и изготовления орудий труда, возникновением речи и использованием огня. В ходе длительного совершенствования человека и орудий труда, накопления индивидуального опыта и опыта социальных взаимодействий люди перешли к коллективной деятельности и производительному хозяйству, которые в историческое время прошли ряд этапов, изменяясь от первобытнообщинного к рабовладельческому, феодальному и капиталистическому способам производства и соответствующих им формам социальной организации.

Наше человековедение, проанализировав процесс исторического развития человека на основе его жизненных целей и ценностей, уровня самоорганизации и способов хозяйствования, производства и использования жизненных ресурсов и энергии, характера самовоспроизводства и уровня самореализации, особенно в социальном плане, степени самоотчуждения и разобщения людей, совершенства и справедливости социальной организации, экологичности взаимодействия людей с природой, степени безопасности и продолжительности их жизни, выделило четыре уровня развития – примитивный, хозяйственный (корыстный), организованный и совершенный.

Если к примитивному можно однозначно отнести первобытнообщинный этап развития и некоторые элементы последующих, то все формации от рабовладельческого до капиталистического – это этапы развития человека хозяйственного при господстве частной собственности. При этом частному владению средствами и результатами производства противостоит его всё более общественный характер, о чём впервые упомянул К. Маркс ещё в середине XIX века. Тем не менее, как показал опыт развития человечества последних столетий, это противоречие непреодолимо силой, революционно.

Думая о будущем людей, естественно связывать его с настоящим, которое весьма несовершенно и проблематично, и предполагать его различные варианты. Наиболее существенным фактором неоднозначности будущего являются большие различия людей в развитии – физическом, интеллектуальном и нравственном, а также в мировоззрении и социально-имущественном положении, препятствующих созданию единого, справедливого и развитого сообщества. Причина этого – в господствующей жизненной ориентации людей на обогащение и власть. Естественно, на основе частной собственности из разноразвитых людей нельзя построить привлекательное для большинства и прочное здание лучшей жизни – социально-экономическую систему людей, народов, человечества, которое будет обеспечивать оптимальное решение задач существования каждого человека и улучшение всего его вида.

То есть, чтобы иметь лучшее будущее, необходимо сделать людей более эволюционирующими и совершенными в массе, а это непростая задача, предполагающая целенаправленные и немалые усилия по их развитию, воспитанию и самовоспитанию. Последнее затрудняется не только неадекватной этой задаче современной ценностной ориентацией людей и педагогической системой, но и отсутствием единства в определении сущности человека, без которого его жизнь не может быть вполне осмыслена, а будущее достаточно определено...

 

 

2. Каким представляют человека наука, религия
и некоторые психо-духовные практики?

Существуют разнообразные, нередко неоднозначные, а порой и противоречивые представления о человеке и его сущности. Для примера приведём рассуждения на данную тему из современной философской антропологии П. Гуревича: "Человек, несомненно, часть природы, в то же время естественные функции не выглядят органичными. Всё, что есть в человеке, как бы отрицает само себя. Человек принадлежит природе и в то же время отторгнут от неё..." По-другому говорил о человеке К. Маркс: "Его природа социальна, а сущность – ансамбль общественных отношений. Глубинные, "родовые" характеристики, составляющие сущность человека, – итог мировой истории, результат социальных воздействий".

В философии персонализма и экзистенциализма Н. Бердяева: "Природа и сущность человека невыражаема в каком-то одном определении, ибо эти понятия выражают неустранимое противоречие человеческого бытия, суть которого – в двойственности человека, в принадлежности его к двум мирам – природе и обществу, телу и духу". Весьма интересны представление о человеке Ф. Ницше как о "ещё не установившемся животном, имеющем природную ущербность" и вывод М. Шелера: "Человек есть нечто столь обширное, многоообразное, что все известные определения вряд ли могут считаться удачными".

Действительно, человек сложен и многообразен: он млекопитающее и имеет более развитую, чем у животных, психику, ему свойственны разные темпераменты и конституция тела, он принадлежит нескольким расам и многочисленным национальностям со своими языками, жизненным укладом и вероисповеданием. Люди отличаются полом и возрастом, уровнем развития и родом занятий, характерами и мировоззрениями, жизненными интересами и нравственными качествами...

Можно предположить, что одна из важнейших, если ни самая важная, причина многоообразия представлений о человеке и его неопределённости, как и несовершенства его жизни состоит в том, что люди недостаточно и неодинаково разумны и отличаются разными представлениями о жизни. Это предопределяет различия в выборе критериев оценки их желаний и действий, как и неоднозначное видение общезначимой пользы. Для решения проблемы неопределённости человека и несовершенства его жизни, людям следовало бы подняться над их различиями и частным и пытаться сознавать и осуществлять то, что необходимо для всех и общеполезно? Но как это сделать, возможно ли это и когда? Ещё очень не скоро, ибо предполагает непрерывное развитие и совершенствование человека и его социума и их переход на более высокий уровень осмысленности и организованности действий, приближающих к осознанию того, что им необходимо и полезно!

Вместе с тем, несмотря на многие различия и противоречия, люди не только общаются, понимают друг друга и находят общий язык, но соединяются в браке и становятся партнёрами в делах и крупных предприятиях, в том числе, межнациональных и международных, например, в освоении космоса... Одни люди учат и лечат других, что было бы невозможно без того, что является общим – одинаковым или похожим, – того, что всех объединяет.

Разнообразие представлений о человеке и его сущности сложилось сравнительно недавно и долгое время господствующими были религиозные установления, основанные на главном постулате о сотворении мира и человека Богом по своему образу и подобию, после чего в результате грехопадения человек забыл о нём и вынужден заново искать путь к Богу. Обычно религии представляют Бога единым в своих четырёх проявлениях: как важнейшего начала, обеспечивающего священный порядок, которому подчиняется мироздание и которым определяется человеческая судьба; Бога как силы, обладающей святостью, к которой надо приближаться с трепетом после ритуального очищения; Бога как всепроникающей силы, обеспечивающей гармонию жизни и позволяющей достичь цели мистических поисков; Бога как личности, трансцендентной по отношению к миру и человеку и одновременно связанной с ним.

Религиозные учения предстают как попытка гармонизировать противоречие существования и сущности человека. В христианстве человек выступает как субъект грехопадения и объект спасения, а его социальное отчуждение выводится из представления об отпадении человека от единства с Божественным первоначалом. Последнее понимается как деградация природы человека, её глубокое повреждение или извращение, которое влечёт за собой смерть, болезни, тяжёлый труд, крушение замыслов, вражду, убийство, войны и другие бедствия. Человек, который оторвался от Бога, пребывает в неподлинном состоянии – грехе, в нём нарушается гармония сил: плоть восстаёт против души, чувства противоборствуют уму. Очищение от греха является идеалом совершенствования человека, а примирение и приближение к Божеству определяют смысл его существования.

В отличие от религиозных учений, требующих беспрекословного следования принятым в конфессиях идеям, и религиозных ритуалов, оказывающих воздействие на психику человека (исихазм в православии, суфийские ордена и т.п.), эзотерические психо-духовные практики нацеливают человека на устойчиво сознательную эволюцию и совершенствование. Наиболее известной и развитой из эзотерических практик является индийская йога, корни которой уходят в глубокую древность (10 тыс. лет до н.э.). Одним из важнейших инструментов психологического самовоздействия, используемых практически во всех культурах и связывающих психо-духовные практики и религию являются обеты – молчания, голодания или ограничения в приёме какой-либо пищи или действий...

Во всех случаях человек, ограничивая какие-либо из своих потребностей и действий, добивался накопления и усиления внутренней духовной энергии, как и актуализации проблем, мешающих их выполнению. Выделяются несколько основных видов устойчивых изменений психики, к которым стремились адепты различных эзотерических систем: формирование новых качеств личности; развитие имеющихся и овладение новыми способностями, в том числе, "сверхспособностями"; расширение сознания, увеличения уровня осознанности.

Расширение сознания является одной из наиболее сложных и интересных целей психо-духовных практик. По мере роста и усиления сознания человека снижается количество бессознательных проявлений, давящих на него, а позиции сознания становятся более прочными и доминирующими. Этому же способствует достижение осознанности и целостности за счёт поглощения сознанием энергии компонентов бессознательного. Процесс расширения сознания является целью не только эзотерических практик, но и современной психотерапии, однако, в последней уровень его ограничивается пределами социальной адаптации пациента, тогда как эзотерические системы продолжают этот процесс и далее. Среди задач, к решению которых стремились последователи эзотерических систем, выделяются: совершенствование органов восприятия, кондиций тела, культуры движений; развитие специфических коммуникативных навыков; способности к произвольному изменению состояния сознания и волевому контролю физиологических процессов в организме.

Последнее в определённой степени связывает психо-духовные практики с нашим человековедением, определяющим жизнь человека как открытую динамическую систему, важнейшие целевые функции которой состоят в непрерывном развитии и совершенствовании организма и сознания для достижения их гармонии между собой и с другими людьми и природой. В отличие от других наук и прежде всего философской антропологии, человековедение поднялось над неоднозначностью и многоообразием представлений о человеке и, рассматривая его системно во взаимодействии тела и духа между собой и с другими людьми и окружающей природой, обосновало логику его существенных потребностей, желаний и действий. Соединяя тело и дух посредством разума, человековедение акцентирует разумность человека как способность сознавать свою сущность и выражающую её жизненную необходимость и оценивать свои потребности, желания и действия по степени адекватности им. При этом мерой адекватности или природосообразности является степень их полезности для человека как индивидуума, части социума и природы, поднимая его над инстинктами и удовольствиями, определяющими животную ипостась человека, и указывая на его самую суть!

Чем более человек разумен, что означает – более сообразен своей сущности, тем более необходимо и полезно то, что он делает! И самый важный и понятный критерий природосообразности – радость жизни! Человековедение даёт принципиальную информационно-логическую основу свободного и эффективного развития и природосообразного поведения, помогая человеку познавать себя и выбирать адекватные его сущности жизненные цели и оптимальные средства их достижения, которые не противоречат целям и средствам других людей и законам природы, а сближают их, выражая общечеловеческие интересы в улучшении всего вида! Ориентируя человека на самопознание и природосообразное развитие, нормальное расширенное самовоспроизводство и эффективную самореализацию в гармонии с людьми и природой, человековедение видит своей главной задачей его непрерывное совершенствование, без которого невозможно действительное улучшение жизни людей. Многочисленные исторические попытки сделать это силой, увы, стоили людям многих жертв и не принесли желаемых результатов...

Лучшая жизнь – это жизнь лучших, более развитых и совершенных телом и духом людей. Чтобы лучше жить, надо становиться лучше духовно и физически с раннего возраста, тем более, что существенной особенностью человека является жизненная необходимость регулярной загрузки мышц и мозга (тела и духа) до уровня, обеспечивающего его непрерывное развитие и совершенствование! Без этого человек деградирует, опускаясь до уровня животного...

 

 

3. Тело и психика человека – общие свойства
и различия в развитии и многообразии

3.1. Общие свойства, особенности и взаимодействие тела и духа человека и человека с окружающим миром. Тело и психика – наиболее крупные, относительно самостоятельные и взаимозависимые, взаимодействующие и развивающиеся составные части системы-сущности человека, каждая из которых состоит из сложных подсистем, подчинённых решению задач его существования. Существенной особенностью тела является его первичность по отношению к психике, значительно большая история развития и материальность, которая, впрочем, свойственна и психике. Важным свойством организма и психики человека, прежде всего молодого, незрелого, является их незавершённость и необходимость поступательного развития и тренировки для достижения оптимального уровня самореализации и хорошего здоровья.

Функциональные различия между телом и психикой позволили Б. Паскалю писать о невозможности их соединения в человеке, а Н. Бердяеву думать о неустранимом противоречии человеческого бытия из-за его двойственности. Однако, не смотря на принципиальные особенности тела и духа, очевидно их единство, ибо психика, реализуемая мозгом (головным и спинным), как бы встроена в тело, составляя с ним единое целое. При этом, закономерности функционирования психики не сводятся только к функционированию мозга, а зависят и от окружающих человека условий. Как тело и его органы развиваются по генетически заданной программе, так и психика не даётся человеку в готовом виде, а развивается в процессе его воспитания, обучения и взаимодействия (социализации) с другими людьми.

Можно ли говорить об иерархии жизненных начал человека? Можно, предполагая приоритет духа, сознания, но в определённой степени и прежде всего для зрелых людей с высокими IQ, волей и рефлексией. Для большинства же других важнее потребности и желания тела, – потому уместнее говорить о комплементарности тела и психики, как и необходимости больших усилий в развитии последней и их гармонизации в контексте рационализации решения важнейших задач существования человека индивидуально, в социуме и природе.

3.2. Основные функции и свойства тела и психики человека и их развитие. Развитие человека имеет ряд закономерностей и определяется его генотипом во взаимодействии генов между собой и под воздействием различных факторов внешней среды, формирующих его фенотип. Рост и развитие индивидуума протекают поэтапно, при этом в организме происходят необратимые количественные и качественные изменения. Каждый период (от новорождённого до старческого и долгожительского) онтогенеза человека проявляется характерными морфофизиопсихическими чертами. В процессе свободного развития тела в разные периоды и в разных темпах изменяются его размеры и пропорции, формируются и созревают органы и системы, завершаясь к 20–25 годам, а затем начинается постепенное угасание их функций.

Определяя тело или организм человека, следует, прежде всего отметить его материальность и иерархичность (молекулы организованы в клетки, клетки – в ткани, ткани – в органы, органы в системы органов), системность и целостность. Важнейшие функции тела: быть вместилищем-носителем человеческой сущности и формировать энергию посредством обмена веществ с окружающим миром для обеспечения жизнедеятельности организма и психики, перемещения человека – движения, его мышления и практических действий – самореализации.

Говоря о психике, нельзя не сказать о том, что это – свойство высокоорганизованной материи, состоящее в активном отражении субъектом объективного мира и саморегуляции на этой основе своих действий. Её физиологическую или материальную основу составляет нервная система – центральная (ЦНС), реализуемая головным и спинным мозгом, и периферическая. Главная функция ЦНС – регуляция работы органов и систем организма и осуществление связи и взаимодействия между ними, обеспечивая целостность организма и его связь и взаимодействие с окружающей миром людей и природы.

Периферическая нервная система – условно выделяемая часть нервной системы, находящаяся за пределами головного и спинного мозга (нервные волокна и узлы, нервные сплетения и рецепторы) в свою очередь функционально и структурно разделяется на соматическую, регулирующую деятельность скелетной мускулатуры и воспринимающую сигналы рецепторов, и вегетативную, регулирующую деятельность гладкой мускулатуры внутренних органов, сосудов, кожи, мышцы сердца и желёз.

В психике человека выделяются 4 группы психических явлений: процессы, состояния, свойства и образования, составляющих 4 выраженных блока. Психические процессы как первичные регуляторы поведения делятся на познавательные (ощущения, восприятие, внимание, речь, мышление), эмоциональные (эмоции, чувства, настроения, аффекты, переживания), волевые (волевой акт, принятие решения, напряжение воли), индивидуальные и групповые – внутренние (психические) и внешние (поведенческие). Психические состояния представляют собой внутреннюю целостную характеристику индивидуальной психики, относительно неизменную во времени. Психические свойства – это индивидуально-психические особенности, определяющие постоянные способы взаимодействия человека с окружающим миром, делающие его неповторимым среди людей и составляющие основы его личности (темперамент, характер, способности). Психические образования – производные развития психики в результате приобретения жизненного и профессионального опыта (знания, компетенции, привычки, убеждения, ценности).

Содержательную, интегрирующую основу психики человека и её высший уровень представляет сознание, которое является двумерным или двухсторонним. Во-первых, оно отражает и накапливает информацию о внешнем, объектном мире, во-вторых, – направлено на самого человека, субъекта сознания, выступая в качестве самосознания. Последнее есть осознание человеком своих ощущений и эмоций, потребностей и чувств, мыслей и действий. С самосознанием тесно связано самопознание – способность, свойственная только человеку. По мере развития его сознания формируются система взглядов на реальный, объективный мир (1), отношение к окружающему миру и к себе, включающее убеждения и идеалы, морально-этические ценности и принципы познания и применения опыта восприятия природы и общества (2), и наконец, жизненная позиция (3). Перечисленные три компонента составляют мировоззрение человека.

3.3. Тело и психика человека – особенности проявления и взаимодействия. Как было отмечено выше, тело и психика человека, составляя цельный системный организм, развиваются поэтапно по индивидуальным генетическим программам в конкретных жизненных обстоятельствах. То есть, онтогенез людей предопределяется многообразием телесного и психических проявлений, разноуровневостью сознания или различиями горизонтов реальности. Для одних – это череда работы и магазинов, семейных забот и развлечений, для других – зрелища, несложное, иногда бульварное чтиво, нехитрая попсовая или иная музыка, алкоголь, секс и т.п... Если первые в лучшем случае могут подниматься над повседневностью, то вторые живут на уровне условных и безусловных рефлексов, что похоже на животное существование. Редко встречаются люди, которые хотели бы сделать что-то для других, большинство же живёт только для себя.

Иногда время рождает героев, способных отдать жизнь за других и в то же время всегда есть такие, которым надо, чтобы им служили другие, а они поднимались всё выше по ступеням власти. Некоторым представляется, что такое многообразие типажей делает людей разнообразными и неповторимыми, иначе говоря, более интересными, индивидуальными, но скорее оно свидетельствует о разноуровневости и разнонаправленности развития их телесных и психических качеств, которые далеко не всегда безобидны для окружающих, если вспомнить о проблемах людей и, прежде всего, преступности.

Человеку естественно и необходимо стремиться к совершенству тела и духа – психики, сознания, мировоззрения и современные системы воспитания, образования и здравоохранения, демократические и социальные институты, кажется, нацелены на это, однако, жизненные реалии говорят о том, что, если не совершенства, то хотя бы нормального, здорового и зрелого состояния очень многим людям по разным причинам достичь не удаётся...

Рассуждая о телесных и психических проявлениях человека, нельзя не увидеть их общего свойства, отмеченного выше: в процессе жизнедеятельности и целенаправленной тренировки, они развиваются и совершенствуются, а без работы слабеют и деградируют... Можно предположить существование некой логики проявления физиологического и психического начал человека, за которой просматривается скрытый или явный смысл его существования... Наверное, это логика развития, движения вперёд и совершенствования, реализация позитивного наследственного кода и улучшение человека и его жизни!

Последнее в определённой степени идеалистично, ибо не согласуется с господствующими жизненными ценностями, однако, вполне имеет право на существование, благодаря упомянутому выше свойству человека. Если люди осознают необходимость и пользу регулярной работы/тренировки мышц и мышления для движения к лучшей жизни, а так оно, наверное, и будет, благодаря НТП и образованию, постепенному совершенствованию человека и организации социума, то с помощью разума люди начнут приближаться к гармонии тела и духа и лучшему пониманию себя как дуальной и целостной сущности и смысла своего существования.

 

 

4. Темперамент и характер, личность и сущность человека

4.1. Темперамент как наследственно-психофизиологическая основа человека. Выше были кратко рассмотрены самые общие свойства и различия тела и психики человека, которые далеко не исчерпывают его важнейшие проявления, к числу которых следует отнести темперамент и характер. Слово "темперамент" (от лат. соотношение, смешение частей, соразмерность) ввёл античный врач Гиппократ, понимая под ним и анатомо-физиологические, и индивидуально-психологические особенности человека, определяемые преобладанием в организме одного из "жизненных соков" (четырёх элементов): лимфы – флегматик; жёлтой желчи – холерик; крови – сангвиник; чёрной желчи – меланхолик.

Гениальное прозрение Гиппократа нашло своё подтверждение в учении И. П. Павлова (первого российского лауреата Нобелевской премии) о типах нервной деятельности, общих для человека и высших млекопитающих. Он доказал, что психофизиологической основой темперамента является тип высшей нервной деятельности, предопределяемый генотипом, от которого зависит соотношение основных свойств нервной системы: силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения, протекающих в ней. Павлов выделил 4 чётко очерченных типа высшей нервной деятельности: 1 – слабый тип со слабыми возбудительным и тормозным процессами, соответствующим гиппократовскому меланхолику; 2 – сильный неуравновешенный тип с сильным раздражительным и относительно слабым процессом торможения, – холерику; 3 – сильный уравновешенный подвижный тип, – сангвинику, и 4 – сильный уравновешенный, но с инертными нервными процессами, – флегматику.

В настоящее время твёрдо установлено, что тип темперамента у человека имеет природную обусловленность, но он также формируется и под воздействием социальных факторов. При этом люди с чётко выраженным темпераментом встречаются довольно редко, чаще он бывает смешанным при преобладании того или иного типа. Известно также, что темперамент не определяет ни ценностные критерии, ни его потребности, интересы, взгляды, как бы дистанцируясь от характера человека, тем не менее, между темпераментом и свойствами его характера существует тесная взаимосвязь.

4.2. Характер как совокупность индивидуальных качеств/черт человека. Характер (с греч., отпечаток, примета, знак) – это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к реальности и проявляющихся в его действиях. Характер, как и темперамент, является достаточно устойчивым и малоизменяемым, тем не менее, темперамент оказывает воздействие на форму проявления характера, своеобразно окрашивая те или иные его черты. С другой стороны, и темперамент перестраивается под воздействием характера: человек с сильным характером может подавить некоторые отрицательные стороны своего темперамента. При этом статику характера определяет тип нервной деятельности, а его динамику – внешняя среда.

С характером человека связаны и способности, которые формируются в деятельности одновременно с такими чертами, как трудолюбие и настойчивость, прилежание и организованность. Например, в процессе труда, как одного из основных видов деятельности человека, развивается, с одной стороны, способность к труду, а с другой – трудолюбие, как черта характера. Характер в отличие от темперамента обусловлен не только свойствами нервной системы человека, но и его воспитанием и культурой. Чтобы лучше понять и определить характер, следует выделить в нём существенные или типичные проявления – черты. Общие черты характера проявляются в отношениях личности к труду и самому себе, людям и природе. В этой связи выделяются такие черты характера как трудолюбие/леность, активность/пассивность, прилежание/небрежность, эгоизм/альтруизм...

Определяя существенные, наиболее выраженные свойства личности, характер наряду с мотивационными её чертами, которые побуждают, направляют и поддерживают деятельность, можно отнести к числу инструментальных личностных свойств. От него в большей степени зависит форма или способ выполнения какого-либо действия, а не содержание. Большое значение для человека имеют волевые качества характера, которые помогают преодолевать препятствия и действовать решительно и целеустремленно. По волевой активности характеры подразделяются на сильные и слабые, при этом волевые качества можно развивать, о чём И. П. Павлов писал: "Человек – единственная система, способная регулировать себя в широких пределах, т.е. может самосовершенствоваться". Задача совершенствования лежит в основе многих религий, эзотерических учений, в частности, Агни-Йоги и нашего человековедения.

4.3. Характер, личность и сущность человека. Характер человека не является наследственным и неизменным, он формируется в течение всей его жизни. При этом, если согласиться с зависимостью характера от внешнего облика или конституции тела человека, положения планет, даты рождения или имени, придётся признать невозможность изменения характера, которая опровергается всей практикой воспитания... Характер – лишь одна из сторон, но не вся личность, как личность не адекватна сущности человека. Можно найти много определений личности, но её главным атрибутом являются способность человека сознательно принимать решения и нести ответственность за свои действия на основе мировоззрения. Личность – продукт и субъект индивидуальной жизни и социальных отношений.

Сущность – философская категория, отражающая естественные и релевантные характеристики, присущие всем людям и отличающие их от других форм и родов бытия. Одни считают, что сущность человека определяется его генотипом (Ф. Фукуяма), другие полагают, что её нет или она непостижима (экзистенциализм, неопозитивизм). Третьи утверждают, что она познаваема, и выдвигают самые разные её толкования, четвёртая, довольно распространенная точка зрения – о связи сущности человека с его личностью, которая тесно переплетена с психикой (С. Пинкер), познав которую, можно понять и сущность. И, наконец, нельзя не сказать о марксистском определении сущности человека как совокупности общественных отношений.

Попытаемся приблизиться к пониманию и определению сущности человека. Прежде всего, мало у кого вызывает сомнение тот факт, что человек – существо биосоциальное, – его нельзя вырвать из природы, с которой его связывает метаболизм, и одновременно – рассматривать вне социума, без которого, вспомним эффект Маугли, он не может быть полноценным человеком. Впрочем, социальность не даётся человеку от рождения, а формируется как производная развития его мышления, сознания и мировоззрения до наступления зрелости в разной степени у разных людей.

С одной стороны, человек представляет собой элемент многоуровневой макросистемы природы и общества, с другой – микросистему тела и духа – психики, представляющих собой относительно самостоятельные и взаимозависимые подсистемы, соединяемые для достижения некоторых жизненных целей. Оценивая действия человека, как результирующую системного взаимодействия его тела и духа между собой и с другими людьми и окружающей природой по критериям необходимости и пользы для всей системы социума и природы, можно приблизиться к пониманию того, что стоит за каждым действием и его результатами. В противном случае не удивительно ограниченное восприятие сущности человека и смысла жизни через его желания и удовольствия, мышление или борьбу, веру или экзистенцию, либо представления об их отсутствии...

Итак, рассматривая важнейшие процессы, факторы и составляющие сущности человека, нельзя обойти вниманием уже упомянутый метаболизм или обмен веществ и энергии (тело), а также и информации с окружающим миром людей и природы (дух, сознание) [1], циклы и ритмы жизни [2], инстинкты, эмоции и чувства [3], наследственные и средовые факторы онтогенеза и жизнедеятельности [4], самовоспроизводство и самореализацию [5], продолжение рода [6], наконец, мыслящую и сознающую, связывающую и организующую перечисленное выше в контексте осознания и осуществления жизненной необходимости самосохранения, продолжения рода и достижения высшей пользы улучшения вида субстанцию – разум [7].

То есть, сущность человека можно представить как разумную и познаваемую, циклическую и открытую самоорганизующуюся систему обмена веществ, энергии и информации, органическую активную часть природы и общества, симбиоз организма и сознания с наследственными и средовыми особенностями онтогенеза и жизнедеятельности, способную, благодаря разуму и развитию во всё менее противоречивом взаимодействии с окружающим миром людей и природы, к оптимальному решению задач существования, составляющих его жизненную необходимость, в продолжительном жизненном цикле совершенствования для улучшения вида.

Уточним, изложенное выше – наше представление о сущности человека, которое обосновано в работе – "Основы человековедения", 9-я ред., 2012 г. (Электронный ресурс). Для лучшего понимания определения сущности см. предыдущие разделы настоящей статьи и особенно – разделы 3 и 4, а также упомянутую выше работу, в которой рассмотрены его важнейшие смысловые, содержательные и прикладные аспекты.

 

 

5. Сферы проявления и реализации сущности человека и их особенности.
Интересы, выгода и польза человека.

5.1. Человек и его жизнь многообразны и неразделимы с окружающим миром людей и природы, представляя собой сложный продукт развития и самоорганизации. Рассматривая существенные зависимости и действия человека, естественно обратиться к процессу, вокруг которого "вертится" его жизнь – обмену веществ. Метаболизм физиологически связывает человека с природой и предопределяет важнейшие сферы и формы его взаимодействий. Природная среда-антропосфера и организм человека, который с ней взаимодействует, образуют его внешний ресурсно-энергетический контур жизни. В организме – внутреннем контуре человека, природные ресурсы преобразуются в необходимые для систем и органов тела и психики вещества и энергию.

Как и у других млекопитающих, физиологическая сфера человека функционирует практически автономно, будучи во многом зависимой от внешних условий и ресурсов. Однако, в отличие от животных, у человека формируются сознание и разум, способные помогать ему лучше адаптироваться к внешним условиям, оптимизировать его ресурсы и балансировать внешние и внутренние взаимодействия. Тело и психика человека находятся в непрерывном взаимодействии, составляя индивидуальную сферу, при этом, безусловно, первично тело, особенно в самом начале жизни, а разум вторичен, что не означает его подчинённости телу, оптимизируя непрерывное обновление (самовоспроизводство) организма и сознания человека за счёт внешних ресурсов и энергии, часть которых должна быть преобразована во внутреннюю энергию развития, самосохранения и самореализации. В зависимости от уровня развития и разумности человека характер преобразования энергии варьирует, определяя направленность его действий. При этом формируется общая энергия жизни и организуются /на данном этапе развития человека экономизируются/ его усилия.

В процессах производства и распределения жизненных ресурсов люди взаимодействуют между собой, образуя социальную сферу жизни, которая реализует необходимые, объективные ресурсно-хозяйственные и организационно-правовые отношения и имеет очень большое значение для каждого человека и его личности. По мере её развития, как и улучшения организации социума возникают общезначимые (глобальные) интересы людей, – теперь это, прежде всего, пацифизм и сохранение природы, борьба с терроризмом и исследование космоса, которые позволяют выделить ещё одну сферу жизни человека – общечеловеческую. Каждую из выделенных сфер можно детализировать и это предмет специальных дисциплин, однако, ни одна из них, включая философию, не интегрирует их в цельную полисферу жизни человека, – пока эту задачу решает человековедение.

Исследуя процессы познания и реализации сущности человека, оно нашло и обосновало её важнейшее звено – разум, как высшее проявление сознания, которое не только определяет и связывает все сферы его жизни, но и позволяет сбалансировать их между собой. Эта задача системна и сложна, предполагая значительные природосообразные усилия человека, который, увы, не всегда стремится к их наращиванию и в своей массе ищет более лёгкие пути достижения совсем других целей. Кажущееся естественным, такое положение приводит к накоплению проблем и образованию болезней...

Обращение к сферам жизни человека не случайно, – изучая их, человек соприкасается со своей сущностью, её многомерностью, системностью и связанностью с природой и обществом и в его сознании постепенно складывается представление о выражающей его сущность – жизненной необходимости как совокупности того, что необходимо и полезно делать для его оптимального развития и совершенствования. В перспективе, по мере развития людей и выхода их жизненных интересов на общечеловеческий уровень, возможно появление вселенской сферы реализации сущности человека совершенного, когда люди займутся изучением и освоением Вселенной в пространстве десятков, сотен и тысяч световых лет и начнут взаимодействовать с внеземными цивилизациями...

5.2. Человеком от рождения движут потребности, которые проявляются через желания и удовольствие от их удовлетворения. По мере развития он в той или иной степени осознает свои потребности и рационализирует их. Поскольку современный человек не в состоянии удовлетворить все свои потребности сам, он вступает во взаимодействия с другими людьми, которые осуществляются по некоторым правилам, отражающим меру развития сознания людей и степень совершенства их социальной организации. Некоторая (и немалая) часть людей, не понимая или признавая общепринятых норм и правил, удовлетворяет свои потребности и накапливает состояния – силой ли, хитростью ли, используя служебное положение, отнимая, либо присваивая имущество других. Происходящее – продукт рассудочно-расчётливого поведения людей, которое отражает соотношение их индивидуальных и социальных интересов, сконцентрированных в господствующих жизненных ценностях и ходульных выражениях, вроде этого: "если ты умный, почему не богатый?"

Позитивные примеры социализации и демократизации жизни передовых стран показывают, что ситуация постепенно изменяется, но этот процесс протекает весьма непросто из-за различий в понимании людьми понятий демократии, социальности, их представлений о себе и смысле своего существования, как и невысокого среднего уровня их развития... В жизни торжествует животное эго, усыпляющее разум и подменяющее духовные интересы людей инстинктивными влечениями, – потому, наверное, неудивительны несправедливость отношений и большое число проблем их существования.

Обращаясь к современной жизни, нетрудно видеть, что она строится в основном на выгоде, – для людей более важны деньги, удовольствия и потребление. К сожалению, то, что полезно по большому счёту, – эффективные развитие и совершенствование человека, рационализация экономических и общественных отношений – где-то за горизонтом, видимо, потому, что это требует усилий разума, а главное – не даёт выгоды, желательно большей и быстрой... Актуален процесс достижения максимальной частной выгоды и накопления материальных средств и состояний и остаётся в тени задача реализации пользы всех людей...

Что же важнее по большому счёту: выгода или польза человека? А это как посмотреть, точнее, как глубоко и далеко смотреть. Кому выгоден, например, 1% населения России, владеющий 70% национального богатства, не облагаемого прогрессивным налогом, как это делается во всём цивилизованном мире? Или выгодно ли продавать невозобновимые природные ресурсы, когда это – не на пользу людям ни сейчас, потому что выгоднее продавать продукты их переработки, ни в будущем, когда ресурсы истощатся... Или выгодно занимать господствующее положение в социуме и распоряжаться ресурсами в угоду своим адептам, в то время, как малоимущие едва сводят концы с концами? А кому выгодны длинные цепочки посредников в движении товаров и продуктов от производителя к потребителю?..

Таких выгод-парадоксов можно привести немало по очень простой причине: парадоксален капитализм с его общественным производством и частной собственностью... И перестройка в России, где, кажется, пытались на выгоде отношений собственности поднять экономику и уровень жизни людей, а получили несколько сотен очень богатых нуворишей, разваленное производство и вырождающееся население... А общемировая тенденция к продвижению экономики в третий мир с дешёвой рабочей силой и использованию гастарбайтеров у себя в стране, приводящая к серьёзным национально-демографическим проблемам?.. Наконец, нередко говорят, но мало кто задумывается об угрозе апокалипсиса, к которому ведёт людей эгоистичное стремление к максимальной выгоде, а не к общей, если не высшей пользе...

А в чём состоит польза человека и как оптимально выстроить структуру потребностей человека и изменить его отношение к жизненным ресурсам, чтобы реализовать пользу всех? На эти вопросы отвечает человековедение, которое по какой-то странной причине /может быть, из-за стремления людей к выгоде?/ трактуется по-разному, как и сущность человека, и не имеет пока официального статуса в отличие от природоведения, давно и успешно развивающегося. Из-за стремления к выгоде, а не к пользе, действия людей выглядят парадоксальными и примитивизированными, лишая веры в возможность построения другой, более справедливой и равновозможной для всех жизни.

Под углом зрения пользы и, тем более, высшей пользы теряют смысл многие желания и действия людей, – то же, о чём думают и как действуют слабые и сильные мира сего, предстаёт, как игра с какими-то странными неразумными правилами... Стоит ли удивляться тому, как несовершенна современная жизнь и как сильно расходятся декларации политиков и насущные потребности людей, как далеки от решения острые социальные и экологические проблемы!.. Не потому ли это происходит, что частная выгода, а не польза всех движет людьми?

 

 

6. О различиях и общности людей. Самооценка человека и его оценка извне.
О частном и общем в определении смысла жизни человека?

6.1. О различиях и общности людей. Бывают люди очень похожие внешне или схожие по интересам, а бывают и непохожие. Людей различают анатомо-физиологические и индивидуально-психологические черты, многообразие личностных и нравственных проявлений, разноуровневые горизонты сознания, материальные возможности и положение среди людей. О людях можно судить по их манерам и действиям, достижениям и отношениям к себе и семье, социуму и природе... Наконец, есть люди сильные и слабые, умные и глупые, добрые и злые, мягкие и агрессивные, хитрые и бесхитростные, законопослушные и непослушные... Одни качества ведут людей к успеху, другие – к преступлениям, третьи – к проблемам и болезням... Однако, наиболее важные различия людей проявляются в отношениях собственности и социальном положении, вызывая разобщение людей и серьёзные противоречия между ними.

Всё это не оставляет людей равнодушными и давно принуждает искать пути преодоления сложившегося положения, которое вряд ли можно считать нормальным. Более полутора столетий продолжаются попытки объяснения и решения проблем капитализма, прежде всего, революционным и социал-демократическим путями, но при некоторых достижениях не удаётся сделать главного – преодолеть неравенство людей и социальную несправедливость. Сама собой приходит мысль о том, что таков человек?.. Однако, в этом можно усомниться, вспомнив отмеченное выше (раздел 3) свойство развития и совершенствования организма и мышления человека при регулярной и целенаправленной тренировке, и мысль И. П. Павлова (раздел 4) о способности человека к саморегулированию (самосовершенствованию), позволяющие надеяться на лучшее будущее.

К этому необходимо добавить, что при многих различиях, у людей немало общего, позволяющего понимать друг друга, учить и лечить, создавать прекрасное и мудрое, двигать науку и развивать экономику, технику, в общем – делать необходимое и полезное для всех... Людей сближают родственные, племенные и национальные узы, конгениальность и дружба, необходимость противостояния внешним угрозам и совместные, в том числе, международные научно-технические проекты, примерами которых могут служить МКС и большой адронный коллайдер. Наконец, есть то, что объединяет всех людей, делая их обществом и человечеством – их биосоциальная сущность и разум, сознающий социальность человека как жизненную необходимость единения людей для достижения пользы всех.

6.2.1. Самооценка человека. Самооценка или оценка человеком самого себя, своих качеств, возможностей и позиции среди других людей, являясь ядром личности, играет роль важнейшего регулятора его поведения и действий. Самооценка является производной самосознания и самопознания, с которым тесно связана рефлексия как способность осознавать не только то, "что я ощущаю, мыслю и делаю", но и "что именно я ощущаю, мыслю и делаю". Самооценка влияет на все сферы деятельности человека – на жизненную позицию, уровень требовательности и критичности к самому себе, на отношение личности к своим успехам и неудачам. Она является стержнем саморегуляции, определяет её направленность и включается в структуру мотивации поведения личности.

Формирование самооценки начинается в дошкольном возрасте и наибольшее воздействие на этот процесс оказывает ближайшее окружение ребёнка. Его самооценка может сформироваться заниженной, если родители/педагоги будут постоянно подчёркивать недостатки ребёнка и проявлять недоверие к его возможностям. И наоборот, самооценка станет завышаться, если они будут перехваливать ребёнка, преувеличивать его способности.

В младшем школьном возрасте формирование самооценки определяется ведущим видом деятельности – учёбой. Под воздействием оценки учителя, положительной или отрицательной, и начинается активное формирование самооценки ребёнка. В подростковом возрасте решающим фактором формирования самооценки становится желание ребёнка утвердиться в коллективе одноклассников, занять в нём значимое место и завоевать у них авторитет. Среди основных факторов формирования самооценки подростка, а впоследствии и юноши выделяются: семья, школа, референтная или эталонная (наиболее значимая для человека группа) и интимно-личностное общение.

Развитие самооценки человека происходит благодаря интериоризации (переходу извне во внутрь) внешних оценок и социальных реакций на его действия, то есть она формируется на основе оценок данного индивида со стороны окружающих людей. Важная роль в процессе формирования самооценки личности отводится сопоставлению в её сознании образов Я-реального (кто я есть на самом деле?) с Я-идеальным (каким я хочу быть?). Также нельзя преуменьшать значения межличностного общения, в процессе которого человек получает больше всего оценок. Кроме того, самооценка связана с самосознанием человека и уровнем его притязаний, на её формирование влияют потребности в самоутверждении и саморазвитии, общая направленность личности, развитие когнитивных процессов и эмоционально-волевой сферы.

6.2.2. Оценка человека извне, варианты и уровни. Внешние оценки человека, даже инструментальные, далеко не всегда отражают его объективное состояние. Требуется комплексное обследование, чтобы поставить диагноз заболевания или охарактеризовать его личность. Нередко при опросе человек бывает не искренен, если хочет сохранить в тайне нечто важное или компрометирующее его, и это следует учитывать при формировании резюмирующей оценки. Весьма важным в оценке человека является подготовленность и уровень развития стороны, дающей оценку, ну, а в случае философско-антропологических оценок существенны их принципы и теоретическая опорная база. Практически же в этой области преобладают некоторые специальные и специфические системы оценок, начало которым было положено около 3 тысяч лет назад в Китае. Например, подозреваемому в совершении преступления предлагали пожевать рисовую муку, а затем выплюнуть её. Если он без труда это делал, считался невиновным, – в противном случае при сухости в рту – виновным.

Кроме исследовательских оценок человека имеют значение оценки практические – бытовые, деловые, служебные, статистические и политические. Оценки людей в бытовых отношениях важны для нормального общежития и общения, в бизнесе объективные оценки партнёров важны для обеспечения честного и равноправного взаимовыгодного сотрудничества, служебные отношения предполагают следование корпоративным ценностям, а оценки людей, участвующих в них, важны для обеспечения эффективности работы и конгениальности отношений. Особо важно умение быстро узнать и оценить человека в области подбора персонала, а в некоторых случаях и для оценки платёжеспособности или лояльности клиента (так называемые – фэйс-контроль и дресс-код). Статистические оценки в виде опросов преследуют цели определения структуры общественного мнения и, наконец, референдумы используются как форма оценки непосредственного волеизъявления граждан по наиболее значимым вопросам государственного, регионального или местного значения.

Из многообразия оценок часто выпадает оценка человека и его жизни, которая так устроена, что, будь то простой обыватель или сильный мира сего, стремясь к достижению целей, не понимают или не считаются с тем, насколько они необходимы и полезны для него и других, как и мало или совсем не думают о возможных последствиях и побочных эффектах своих действий... Не вполне сознавая конечность жизни, как и естественную взаимосвязь между людьми, человек нередко сокращает жизнь себе и мешает жить другим. Можно предположить, что цена жизни соотносится с жизненными интересами и ценностями людей, которые производны их развитию и степени осознания своей социальности. И это особенно важно потому, что ресурсно-энергетические потребности и безопасность людей не могут быть обеспечены ими самими без общих, социально–значимых усилий.

Надо ли, зачем и как оценивать жизнь человека? Надо, хотя бы затем, чтобы выше ценить и лучше сохранять её, поскольку жизнь, – самое дорогое для человека. Увы, но даже живя рядом с опасностями, люди часто не сознают их вполне потому, что цена жизни не велика для них настолько, чтобы заставлять думать и делать больше для своего самосохранения, чем это делают животные... Человеку рациональному, создавшему множество вещей и сложных устройств, весьма дорогих и требующих к себе внимания, стоило бы относиться к себе и своей жизни, как самому дорогому "устройству природы", чтобы жить лучше и дольше. А для этого надо учиться оценивать и ценить свою жизнь.

6.3. Об оценках действий человека и подходах к определению их смысла? Думая о возможных критериях оценки действий человека, следует исходить из того, что они должны учитывать позитивные проявления его потребностей и желаний, способность развитого разума к управлению чувствами, объективной оценке ситуации и определению необходимых действий по их целесообразности (необходимости и полезности) в контексте решения задач существования. Не так давно один из сайтов Интернета по поиску работы опубликовал данные собственного исследования размещающих на нём свои резюме, которые показали, что 88% мужчин имеют завышенную самооценку, 7% – заниженную и только 5% – адекватную. У женщин картина другая: 56% – занижают самооценку, 12% – завышают, а 32% – точно оценивают свой потенциал. Эти данные говорят о том, что если бы люди верно себя оценивали, их жизнь могла бы сложиться намного лучше.

С другой стороны – должны быть более важные – сущностные, смысловые оценки и самооценки людей, которые будучи отражением их развития и понимания задач существования, могли бы стать серьёзным стимулом развития их самих, совершенствования систем образования и управления экономикой и государством. Однако, в силу больших различий людей и многообразия форм жизнеустройства, нелегко найти общезначимые и взаимоприемлемые способы решения современных проблем, которые, как это ни покажется странным, в конечном счёте замыкаются на человеке и его желаниях, мыслях и действиях...

В этом смысле было бы полезно определить и связать сущность человека с задачами существования, что позволило бы сформировать конструктивную основу анализа и рационализации его действий – индивидуальных, в социуме и природе. На этой основе уровням развития людей и их социальных отношений может быть поставлен в соответствие процесс сменяющих друг друга социально-экономических систем... Последнее позволяет сделать вывод о том, что действия людей производны их развитию и интересам и улучшать их жизнь – означает совершенствовать людей!

Как мы уже знаем (см. раздел 3.3), природа наделила человека способностью к самосовершенствованию, за которой просматривается скрытый или явный смысл его существования, предопределяющий его развитие, движение вперёд и совершенствование. Излагая выше наш подход к определению сущности человека, мы выделили существенные её черты, главная из которых – разумность, благодаря которой, развиваясь и совершенствуясь, человек может всё более рационально взаимодействовать с окружающим миром людей и природы и более успешно решать задачи существования, стремясь к достижению высшей пользы!

Последнее позволяет говорить о высшем или абсолютном смысле – идеале существования человека, а общие задачи его существования – самосохранение, продолжение рода и улучшение вида с их составляющими есть то, что наполняет реальным смыслом жизнь людей и предопределяет такие жизненно необходимые действия, которые помогут улучшить сначала людей, а затем и их жизнь и со временем забыть о мрачном прогнозе апокалипсиса М. Нострадамуса.

 

 

Заключение

В статье были затронуты разные стороны и аспекты жизни человека и его сущности, за многообразием которых можно увидеть недостаточность одних данных и повторы других, определённую логику выбора и подачи материала и построения статьи. Разумеется, это не случайно, будучи подчинённым достижению главной её цели, – попытаться увидеть человека и его сущность, не как нечто неоднозначное и противоречивое, чего предостаточно в других, особенно философских работах, но как цельный и системный, мыслящий и развивающийся, единый и действующий для достижения определённых целей субъект и объект познания, приблизив понимание смысла его существования.

Этой же цели было подчинено и рассмотрение таких понятий человековедения, как цена жизни, которая недостаточно ценится многими людьми, социальность человека, понимание которой поможет ему, если не полюбить людей, вспомним религиозную заповедь – возлюби ближнего своего, то относиться к окружающим с большим уважением, и необходимость рационального взаимодействия с людьми и природой, органической частью которой он является, ибо вредя другим и природе, человек вредит себе...

Резюмируя, хочется повторить, что за рассмотрением существенных черт человека, можно не сразу увидеть главную его способность, – благодаря разуму, развиваться и совершенствоваться. И как это ни сложно, надеемся, в данной статье нам, пусть в небольшой степени, удалось приблизиться к пониманию того, в каком направлении надо действовать, чтобы становиться лучше самим и улучшать свою жизнь!

27.08.2016

 

С другими работами автора можно познакомиться на его сайте – http://ocheloveke.narod.ru/

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

№67 дата публикации: 04.09.2016