№75 / Осень 2018
Грани Эпохи

 

 

Наталия Жукова

 

Искатель мудрости

Н. К. Рерих. Искандер и отшельник. 1938

 

 

Мудрость всех веков указывает –

«Познай самого себя!»

В таком совете обращено внимание

на самое сокровенное, которому

суждено стать явным[1].

Аум

 

Сколько проникающих в сердце образов

запечатлено в истории Ирана![2]

Н. К. Рерих

 

К вечной теме поисков мудрости обращает нас картина Николая Константиновича Рериха «Искандер и отшельник» из серии «Сказания Ирана» («Иранский эпос»)**, созданной в 1938 году на сюжеты великих поэтов средневекового Востока Фирдоуси (ок. 940–1020 или 1030) и Низами (ок. 1141– ок. 1209).

 

* * *

На берегу ручья, сбегающего с отрогов синих гор, беседуют двое: древний старец и молодой правитель.

Отшельник изображён в пещере, служащей ему жилищем. Очертания её входа повторяют силуэт его фигуры, подчёркивая его полное слияние с природой. Об этом же свидетельствует цвет его ветхой одежды, напоминающий окружающие скалы, а ниспадающие пряди бороды и волос струятся подобно водам горного ручья, протекающего рядом. Лик старца спокоен, кроток и полон гармонии. Жест рук, обращённых к царю, выражает даяние готовность – делиться мудростью.

Рядом молодой правитель в восточном тюрбане. Золотом горит его царская одежда. Он протягивает отшельнику книгу, как бы вопрошая о чём-то. В его лице и наклоне головы – почтительность. Он нуждается в мудрости старца, готов слушать его поучения. Мы видим беседу двух равных людей, хотя один владеет всем земным, а другой ничем на земле не владеет.

Учение Живой Этики так повествует о подобных встречах: «Некий юноша просил мудреца научить его управлять государством. Мудрец сказал: «Охотно, но для начала назначу тебя правителем своего сердца, когда осилишь это царство, тогда придёшь ко мне»[3]. «Некий воитель находился под покровительством уважаемого отшельника. После победы он пришёл к отшельнику и поблагодарил за два чудесных спасения. Но отшельник сказал: «Непризнательный воин, ты был спасён не два, но двенадцать раз. Ты не признал самых главных избавлений»[4].

 

* * *

На картине Н. К. Рериха с отшельником беседует Искандер – Александр Македонский, прозванный Великим (356--323 гг. до н.э.). Легенды об этом знаменитом завоевателе, крупнейшем полководце и государственном деятеле Древнего мира широко распространены и на Западе, и на Востоке. Вспомним его жизнеописание по греческим источникам.

Александр был сыном македонского царя Филиппа II и царевны Олимпиады. Учителем его был знаменитый греческий философ Аристотель. Александр отличался личной храбростью, обладал решительным и твёрдым характером. Он с детства мечтал о великих подвигах.

Став царём в 20 лет, Александр начинает стремительное завоевание мира. Вначале он покорил Грецию, затем Малую Азию, Месопотамию, Палестину, Египет. Дважды разбив войска Дария III – персидского царя из династии Ахменидов, – он овладел могучей державой персов, завоевал столицы персидских царей – Вавилон, Сузы, Персеполь и Экбатану. Продолжая поход на Восток, Александр Македонский занял центр Иранского нагорья и вторгся в Среднюю Азию. Затем он пошёл в Индию, намереваясь захватить долину реки Ганг, однако не довёл завоевание до конца и повернул назад, встретив сопротивление своего войска.

В возрасте 33-х лет, в разгар приготовлений к новому походу, Александр Македонский внезапно умер, не завершив своих грандиозных планов.

В Записях Елены Ивановны Рерих есть упоминание о миссии Александра Македонского: «Напомню о другом плане – Объединении Азии с Европою. Когда Александр Македонский начал дело великое, он... отослав возлюбленную Мелиссу, нарушил кору судьбы. Оба – Наполеон и Александр Македонский имели предсказание о Камне***, но человеческая природа затемняет ясность задачи. Правда, они отдавали его (Камень) с лучшим чувством возлюбленным, но потом теряли связь, затемнённые звериными вспышками. Его должна носить женщина, которой отдано лучшее чувство»[5].

Александр Великий создал мировую державу, простиравшуюся от Дуная до Инда, основал на Востоке более 70 городов, открыл миру греческую культуру, прославился веротерпимостью и уважением к религиям и культурам восточных народов, милосердием к побеждённым.

Целью Александра, как отмечал известный исследователь его жизни Ф. Шахермайр, было создание мирового государства, чтобы «принести людям согласие, мир и единение»[6]. Он «освобождал народы от шор национальных предрассудков и нетерпимости, приносил им мир, безопасность, благосостояние и свободный культурный... обмен»[7]. Великий полководец «хотел, чтобы люди считали своей родиной весь мир, ойкумену»[8].

Благодаря своему учителю Аристотелю, Александр Македонский с юных лет приобщился к утончённой греческой культуре, страстно полюбил философию, науки, искусства и сам процесс познания. Всегда в походах его сопровождали учёные, философы, литераторы, поэты и художники.

«Походы Александра Македонского расширили познания греков в области географии и способствовали развитию таких наук, как математика, астрономия, ботаника, медицина»[9]. Появился общегреческий язык «койне». «Возникли новые культурные центры – Пергам (в Малой Азии), Антиохия (в Сирии), особенно Александрия (в Египте), основанная Александром в 332-331 гг. до н.э.»[10], которая стала «великим престолом учёности и философии». Средоточием литературы и науки стал Александрийский музей и библиотека при нём.

О знаменитой Александрийской библиотеке писала Е. П. Блаватская, отмечая, что та «когда-то гордилась 700 000 свитков или томов... своим музеем, первой подлинной академией наук и искусств; своими всемирно известными учёными... астрономами, физиками, анатомами... врачами, музыкантами, художниками и т.д. Она стала ещё более знаменитой благодаря своей... нео-платонической школе, основанной в 193 году н.э. Аммонием Саккасом, учениками которого были Ориген, Плотин и многие другие... Известнейшие школы гностиков берут своё начало в Александрии. Филон Иудей... Явмлих... Климент Александрийский... Ипатия (дева-философ) и бесчисленное множество других звёзд... – все принадлежали, в разное время, к этим великим школам и помогли превратить Александрию в один из наиболее справедливо прославленных оплотов учёности, когда-либо созданных миром»[11]. «В Александрии возникла филологическая наука, творили поэты Каллимах, Феокрит, Аполлоний Родосский, началась научная деятельность Архимеда, в ней жили математики Евклид, астрономы Аристарх Самосский и Птолемей»[12].

Хотя мировое единство, которое стремился создать Александр, оказалось непрочным, тем не менее, влияние эллинизма распространилось по всему миру, неся с собой утончённый вкус, почитание искусства и веротерпимость.

«Там, где были основаны эллинские колонии, сейчас процветает искусство. Это несомненно дар Богов, что Красота живёт в тех местах, где были эллины. Истинное величие там, где жизнь и искусство неразрывны. А этот союз ведёт к бессмертию!»[13] – утверждал Н. К. Рерих.

В своих завоеваниях Александр Македонский доходил до Индии. Н. К. Рерих отмечал, что полководец побывал и в долине Кулу, в Гималаях, где художник жил в конце жизни: «Я пишу эти строки в величественных Гималаях. Далеко внизу серебряной лентой извивается река Биас. У этой самой реки Александр Великий остановился в своём походе на Восток. Итак, даже здесь, в Гималаях, живёт память об Элладе»[14]. «Берега Биаса связаны... с Александром Великим, войско которого не пошло дальше этой горной реки»[15].

 

* * *

На Востоке Александра Македонского называли Искандер Зулькарнайн, то есть «двурогий» – покоривший оба рога вселенной – Запад и Восток. В Коране он назван пророком.

Подвиги Искандера воспевали многие восточные писатели и поэты с первых веков нашей эры до XVIII века включительно. Вспомним некоторые имена: Табари, Балами и Фирдоуси (X в.), Ат-Туртуши и Газали (X–XII вв.), Низами (XIII в.), Дехлеви (XII–XIV вв.), Джами и Навои (XV в.) и другие. Многочисленны были устные предания и легенды. Но наиболее ярко и полно писали об Искандере Фирдоуси и Низами.

«И не живут ли и посейчас певучие образы и мысли поэтов... в которых излюбленные народные герои произносят незабвенные слова мужества, подвига, преданности и любви»[16], – вспоминаются вдохновенные строки Николая Константиновича Рериха.

«Разве не прекрасна ''Книга Царей'', созданная мощью великого поэта, выразившего иранское самосознание?!»[17] – писал Рерих о поэме «Шах-наме» Абулькасима Фирдоуси.

Согласно «Шах-наме»[18], Искандер являлся законным наследником персидского престола, так как он был сыном персидского царя. В битвах он побеждал войска врагов, но проявлял милосердие к царю Дарию и его семье. Когда того погубили его же придворные, Искандер оплакивал властителя. Он женился на дочери Дария Роушанек и стал правителем Персии. Далее описываются походы Искандера в фантастические страны, поиски живой воды, построение вала против диких народов.

Во время своих походов Искандер попадает в Индию, в страну брахманов-отшельников. Вот как описывает их поэт:

 

...Тела измождённые обнажены,

Согбенны, но души познаньем сильны.

Одежда их – листья, а снедь – семена,

Им пиршества чужды, война не нужна.

В степях и горах обитают они,

Там пищу и кров обретают они.

 

Там и происходит примечательная беседа правителя с мудрецом. Искандер задаёт ему вопросы.

 

Спросил: «От неведенья кто пробуждён?

Кто может быть грешником в мире сочтён?» (...)

Сказал он в ответ: «О, благой властелин,

Достигнуть стремящийся правды глубин!

Избавлен от мрака неведенья тот,

Кто малым довольствуясь, в мире живёт.

Всех более грешен, кто злобой палим

И алчностью лютой всегда одержим.

Уверишься в правде сужденья сего,

Коль взор обратишь на себя самого». (...)

Царь ищет побед, но усилий его

Не стоят сокровища мира сего.

Срок минет, покинет он бренный дворец,

Оставит богатства, оставит венец.

С собой лишь благие деянья возьмёт,

Главу и престол его прах занесёт.

 

Царь готов одарить мудрецов. «Они говорят: «Закрой перед нами врата старости и смерти». Искандер сознаётся, что это не в его силах. «Зачем же, – спрашивают они, – ты тогда стремишься к завоеванию всего мира?»[19]

 

* * *

Наиболее полно раскрыл образ Искандера великий персидский поэт, учёный, праведник и мудрец Низами Гянджеви в поэме «Искандер-наме», которая завершает его знаменитую книгу «Пять поэм», или «Хамсе». Эту поэму Низами написал в конце жизни, в 1203 году, через 300 лет после Фирдоуси, и выразил в ней свои сокровенные чаяния.

Низами был образованнейшим человеком своего времени, однако превыше всех наук он почитал мудрость, которой владели только суфии-мистики, старцы-наставники. Как и все персидские поэты X–XIII вв., он в своих произведениях был воспитателем и учителем этики. Не случайно по-персидски этика – «адаб», а литература – «адабиёт». Для поэта главная задача – духовно возвысить человека[20].

В поэме Низами впервые складывается образ Искандера как идеального правителя, защитника слабых и угнетённых, царя-философа и пророка. Даже происхождение его необычно – согласно Низами, он сын отшельницы и усыновлён царём Филиппом. Искандер – бесстрашный рыцарь, гроза всего тёмного и злого, защитник и покровитель обиженных.

Все походы Искандера в поэме Низами связаны с поисками великих носителей истины. Так, Искандер беседует с индийским магом, а затем встречается с семью великими мудрецами: Сократом, Аристотелем, Платоном, Аполлонием Тианским, Фалесом Милетским, неоплатоником Порфирием Тирским и Гермесом Трисмегистом. Он ведёт с ними тайные беседы о сотворении мира.

 

* * *

О встречах Искандера с отшельниками поэт упоминает неоднократно.

«Воины Искандера спрашивают его, почему он так жалует святых отшельников, когда все победы обеспечили ему только они, воины. Если молитва сильнее меча, они побросают мечи. Но Искандер не отвечает им. Вскоре войска приходят к Дербентскому проходу. В этом ущелье стоит замок. (...) Искандер осаждает его. Стенобитные машины оказываются бессильными разбить его мощные стены. Осада затягивается.

Искандер узнаёт, что поблизости в горах живёт святой отшельник, и отправляется к нему. По просьбе Искандера отшельник творит молитву – стены замка тут же рушатся, разбойники сдаются Искандеру. «Что же всё-таки сильнее, – спрашивает он теперь своих воинов, – ваши мечи и стенобитные машины или молитва мудрого старца?»[21]

И ещё одну встречу Искандера с отшельником описывает Низами. На этот раз им был мудрец Сократ (или Букрат по другой версии), который удалился от мира в уединение.

Искандер устраивает пир для учёных и, высоко ценя мудрые наставления Сократа, приглашает его во дворец. Но Сократ отказывается прийти. Снова и снова Искандер посылает к нему гонцов. Но тщетно.

 

Только Господу служба Сократу знакома.

Для людей у Сократа не будет приёма.

 

Наконец, сам Искандер решает пойти к мудрецу. Он предлагает ему богатства и чины. Но Сократ отвечает, что он гораздо богаче Искандера.

 

Я богаче тебя, подвиг светлый верша.

Я – в посту, а твоя ненасытна душа.

 

Далее он говорит царю: «Я – дающий веленья, а ты – исполнитель». Царь гневается, но отшельник объясняет, что он покорил свои страсти, а Искандер подчиняется им.

 

Перед этим рабом ты склонился, о славный!

Пред слугою моим ты – служитель бесправный.

 

Сократ даёт Искандеру поучения, как сделать душу прекрасной.

 

С сердца ржавчину счисть – и в пути ему милом

Привлечётся оно лишь к возвышенным силам.

 

И Фирдоуси, и Низами восхищались духовными достижениями святых отшельников, которые неизмеримо выше богатства, славы и власти земных правителей. Только мудрец, чьё сердце свободно от земных страстей, может видеть Истину и передавать её другим. «И положил с вечера мысль на сердце, а заутро дал решение», – сказано о Старце Горы в хрониках персидских»[22].

 

* * *

Персидские миниатюристы иллюстрировали многие страницы поэм об Искандере. «Никто не забудет художников Ирана: Бихзаада, Аббази, ага Ризу, Мирака, Мухамади из Герата со всеми их волшебными перетолкованиями Шах-наме, со всею эпопеей Искандера...»[23] – писал Н. К. Рерих. Но Николай Константинович выбирает для своей картины только одну сцену, видимо, самую важную, – встречу и беседу Искандера с отшельником.

Интересно сравнить некоторые миниатюры, иллюстрирующие поэму Низами, с картиной Н. К. Рериха. Искандер Рериха близок образу миниатюры бухарской школы «Свадьба Искандера и Роушанек» («Хамсе», 1578, Бухара). Рерих сохраняет юный облик правителя, его позу, одеяние.

 

Свадьба Искандера и Роушанек. Хамсе, 1578. Бухара

 

Среди персидских миниатюр удалось найти несколько, запечатлевших беседу Искандера с отшельником (или дервишем).

На одной из них дервиш изображён сидящим в пещере. Он в рубище, в руках у него чётки, Искандер – молодой правитель в узорчатых одеждах.

 

Искендер у дервиша-мудреца.

Хамсе, 1442, Герат. Лондон, Британский музей

 

На другой – Искандер выглядит гораздо старше, но отшельник – седобородый аскет – подобен образу Рериха.

 

Искендер у дервиша-мудреца.

Хамсе, 1495, Лондон, Британский музей

 

Персидские художники выработали каноническую композицию: на лоне природы, где повстречались правитель (шах) и отшельник (дервиш), последний адресует венценосцу призыв к справедливости и разумному правлению.

С простотой, лаконичностью и убедительностью Николай Константинович художественно претворяет традиционные образы. Он сохраняет все особенности миниатюры, её композицию, силуэтность и плоскостность фигур, чистоту и яркость красок, но вместо пышной челяди и дворцов, украшенных с восточной декоративностью – бескрайний простор небес и величественные синие горы безмолвно внимают сокровенной беседе властелина и мудреца.

 

* * *

Согласно Низами, Искандер достиг вершины премудрости. Он создал государственный совет, в котором принимали участие не знать и вельможи, а учёные, поставившие свои знания на службу человечеству. Устремление его души к Творцу не осталось без ответа. К нему явился Архангел – Божественный Вестник, возвёл его в сан Пророка и повелел ему обойти весь мир, призывая людей вступить на путь истинной веры.

В конце своей жизни Искандер попал туда, куда всегда стремилась его душа – в Сокровенную страну, где извечно царят справедливость и братство.

Когда властелин Запада и Востока умер, в руке у него была лишь горсть праха. Ведь большего не возьмёт с собой никто, ибо единственная ценность в вечном потоке преходящей жизни – это Мудрость.

И Искандер нашёл её.

 

Властелин

По картине Н. К. Рериха «Искандер и отшельник»

 

Звенит ручей, сбегая с гор.

Ведет негромкий разговор.

А у ручья, средь голых скал,

В пещере тот, кого искал,

К кому стремился Искандер,

Забыв про царский свой удел, –

Отшельник древний и святой.

Он изможден, полунагой.

Но светел взгляд его очей,

И дивен смысл его речей.

Давно он дал благой обет,

Ему открылся Истин свет.

Царь во дворец его зовёт,

Но мудрый власть не признаёт.

«Ты – раб, – царю он говорит. –

Путь к Небесам тебе закрыт.

Весь мир лежит у ног твоих,

Но в рабстве ты у чувств своих.

Я страсти духу покорил

И путь к свободе проложил.

И мир, любимый так тобой,

Не властен больше надо мной.

Ты с сердца ржавчину сними.

Не видишь, что оно в пыли?

Любви сияющий магнит

Лишь чистый сердцем сохранит.

Достигнув власти над собой,

Ты подвиг совершишь любой.

О, царь! Не медли же, дерзай!

Покинув ад, откроешь рай.

Свободу духа обретёшь,

Источник Мудрости найдёшь».

 

3 сентября 2001 г.

 

 

Примечания:

[1] Аум, 371.

[2] Рерих Н. К. Иран. 1935 / Рерих Н. К. Листы дневника. Т. 1. М., 1995. С.134.

[3] Надземное, 658.

[4] Мир Огненный III, 578.

[5] Рерих Е. И. У порога Нового мира. М., 2000. С. 116.

[6] Шахермайр Ф. Александр Македонский. М., 1986. С. 302.

[7] Там же. С. 303.

[8] Там же. С. 302.

[9] Античная культура. М., 1995. С. 22–23.

[10] Там же.

[11] Блаватская Е. П. Теософский словарь. М., 1994. С.34.

[12] Античная культура. М., 1995. С. 22–23.

[13] Рерих Н. К. Триумф Эллады. 1939 / Рерих Н. К. Листы дневника. Т. 2. М., 1995. С. 239.

[14] Рерих Н. К. Триумф Эллады. 1939 / Рерих Н. К. Листы дневника. Т. 2. М., 1995. С. 239.

[15] Рерих. Н. К. Наггар. 1937 / Рерих Н. К Листы дневника. Т. 2. М., 1995. С. 116.

[16] Рерих Н. К. Иран. 1935 / Рерих Н. К. Листы дневника. Т. 1. М., 1995. С. 134.

[17] Там же. С. 133.

[18] Здесь и далее см. Фирдоуси А. Шахнаме. Т. 5. М., 1984.

[19] Бертельс Б. Э. Роман об Александре и его главные версии на Востоке. М.-Л., 1948. С. 29.

[20] См. Низами. Искандер-наме / Низами. Пять поэм. М., 1988.

[21] См. Низами. Искандер-наме / Низами. Пять поэм. М., 1988. С.374.

[22] Сердце, 394.

[23] Рерих Н. К. Иран. 1935 / Рерих Н. К. Листы дневника. Т. 1. М., 1995. С.134.

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

№76 дата публикации: 10.12.2018