№75 / Осень 2018
Грани Эпохи

 

 

М. В. Петриченков

 

Сдержанность

Доклад на семинаре СибРО, октябрь 2013.

 

В Гранях Агни Йоги говорится о проходимом нами переходном времени:

«…что это будет временем конечного и неистового напряжения тьмы. Натиск последний будет очень силён. Выдержать его будет очень трудно. Тяжкое время для всех, а для знающих- особенно. Облегчения ждать не приходится, ибо отягчения во всех видах неизбежны. Многие не выдержат физически. Много будет преждевременных смертей. Раковые заболевания и туберкулёз возрастут. Ожесточение и человеконенавистничество дойдут до предела. Будет очень темно. Даже лучшие начинания тёмные постараются обратить во зло. И даже знание будущего не облегчит тягости текущего времени». 11.28. (Янв. 12).

Но «Как бы ни было трудно идти и как бы неблагоприятно ни складывались внешние и внутренние условия, идти всё же нужно, и только вперёд. Даже малый шаг в правильном направлении полезен, лишь бы только не вспять. И, когда очень уж трудно, всё же можно выискать хотя бы какое-то качество, чтобы усилить его. Вызвать искусственно духовный подъём и горение сердца не всегда под силу, но уявить сдержанность или спокойствие или помыслить о постоянстве незримого Присутствия можно при всех условиях. Лишь бы только не отвлекаться от наинужнейшего и не забыть, ради чего дух облекается в плотное тело и живёт на Земле». 10.594. (Нояб. 27).

В этих словах мы видим 3 качества, указанные нам: сдержанность, спокойствие, связь с Высшим. На предыдущем семинаре мы говорили о молитве как связи с Высшим. Остановимся сейчас на других качествах, упомянутых выше.

Качества спокойствия и равновесия нам известны давно. Мы думаем о них и читаем постоянно, но при попытках практического освоения они либо переходят в разряд воображаемых качеств, либо, при добросовестном подходе и почти неизбежно сопутствующих ему, особенно поначалу, неудачах – начинают казаться чрезвычайно сложными. Вот тут и приходит на помощь качество сдержанности, которое является компонентом и преддверием спокойствия и равновесия, но при этом более понятным и доступным на нашем уровне.

Это тем более понятно, если учесть, что в Учении о сдержанности сказано мало, а в Гранях Агни Йоги это качество выделено особо в связи с большой ролью Агни или психической энергии в нашей жизни. В переходное время на смене Эпох только наличие запаса светлого Агни позволит выдержать натиск Огненных энергий и ассимилировать их, т.е. пройти  Огненное Крещение.

В Гранях говорится:

«Самой ценной собственностью человека на Земле и в Мирах является психическая энергия. Она - собственность неотъемлемая. Сдержанность обладает свойством сохранять запас этой энергии от расточения. Внутри человека происходит целый ряд душевных движений. Когда они вырываются наружу в действиях, словах или чувствах, происходит утечка огненной силы. Есть люди, которые постоянно опустошают свою сокровищницу словоизвержениями, другие - распущенностью эмоций и переживаний, третьи - ненужными действиями или просто движениями, особенно нервными. Очень много энергии уходит на беспокойство, страхи, суетливость. Ещё больше - на злобу и раздражение. Недовольство, уныние, восторженность, обывательская весёлость и все сопровождающееся внешним эффектом требуют того или иного количества сил. Сдержанность позволяет их сохранить внутри микрокосма с тем, чтобы тратить только сознательно, и с соизволения воли, и только тогда, когда это необходимо. Два вида действия придётся отметить при этом: это действие сдержанное, сохраняющее в запасе известное количество психической энергии, и действие исчерпывающее, растрачивающее этот запас целиком. Действий, исчерпывающих полностью силы, следует опасаться как вреднейших врагов. Исчерпавший себя человек подобен пустой шелухе. Исчерпать себя можно словами, эмоциями, мыслями и поступками, даже голос свой можно исчерпать пением. Сдержанность служит вернейшим затвором, удерживающим напрасную и непроизвольную растрату огненной силы. Когда внутренние проявленные энергии ничем не выдают себя внешне, происходит их накапливание. Равновесие, это трудно достижимое качество духа, возможно лишь при наличии сдержанности, упорной, сознательной и суровой. Сколько энергии уходит на болтливость или на желание нравиться людям и всем угождать. Доброта и доброжелательство так далеки от этих ненужных свойств. Добротворчество осуществляется сиянием сердечных огней и не нуждается в словоговорении, во всяком случае - ненужных слов. Именно по пустякам и в действиях привычных и малых, не сдерживаемых контролем воли, тратится бездумно драгоценная энергия. Положительные качества духа - накопители огненной мощи, отрицательные - расточители. Для примера можно взять мужество и страх и проследить, как страх обессиливает человека, парализуя его энергию. Качество сдержанности можно утверждать сознательно и планомерно, зная, что каждое ненужное слово или внешнее выражение неконтролируемых чувств служат признаком распущенности психической энергии. Каждое качество духа требует к себе внимания и заботы и может расти беспредельно». 8.238. (Апр. 29).

«…Цель жизни земной человека - Агни умножить, запасы его накопив и удержав их в форме утверждаемых и утвержденных качеств. Качества духа есть фиалы живого огня, кристаллы которого отлагаются в Чаше». 1960 Сент. 4

Именно от правильного обращения с психической энергией-Огнём сейчас зависит в прямом смысле наша жизнь и здоровье. Есть важное подтверждение в Гранях:

«…Правильны также выводы, что, когда пылают огни сердца, нет потребности и желания ни в вине, ни в каких-либо возбудителях, и отпадают разные недостатки и охота потворствовать своим слабостям. Словом, огонь очищает, и лёгким становится преодоление того, что в обычном состоянии кажется почти неодолимым. И усталость, и недомогание легче лечить в это время. И многое кажется близким и достижимым. Но нужно беречься размагничивания. Люди, лишённые психической энергии, в этом отношении очень опасны. Правильно отметили, что долгий разговор о делах обывательских вызывает утечку сил и оживление уснувших слабостей. …» 8.529.

«…Поэтому выбирать людей для общения с ними надо очень заботливо. Деловые отношения действуют не так убийственно, ибо внимание сосредоточивается на работе. Сдержанность, наблюдение за собою и дозор могут до известной степени помочь. И лучше в этом случае побольше молчать». 8.260. (Май 10).

Опасна и другая крайность: безудержное пылание, которое сопровождается бесконтрольной раздачей энергии при положительных эмоциях. В Записях Б. Н. Абрамова читаем:

«…Возбуждаемость нервов очень легко отличить от огненного напряжения, ибо последнее регулируется сдержанностью, иначе напряжение превратится во вспышку или безудержное пылание. Самообуздание необходимо. Антиподом его будет распущенность или даже разнузданность. …» 8.399. (Гуру).

Поэтому и рекомендуется «…сдержанность, которая означает способность контролировать внутреннее напряжение. Безудержное пылание недопустимо. Путь Агни Йоги есть путь овладения пламенем. Будучи существом огненным, человек не может подниматься выше известной ступени, не овладев в себе огненной стихией. Все действия человека огненны, потому контроль распространяется на все действия. Результаты сдержанности слов и эмоций проявляются уже через несколько дней». 8.438

«…Сдержанность хороша, но сдержанность сознательная, расходующая энергию под постоянным контролем и выдающая её всегда меньше, чем это делается при бесконтрольной выдаче, приводящей к исчерпанности. Состояние исчерпанности недопустимо. … Овладение мыслью - ключ от всех достижений. …» 10.650

«Есть люди, которые ни обуздывать, ни сдерживать себя не хотят, и особенно в мыслях. Но кармически именно мысль имеет решающее значение в развитии качеств, ибо каждому действию предшествует мысль. Овладение мыслью будет предшествовать овладению чувствами и желаниями. Мысль первее всего». 10.281. (Май. 7).

Так же невозможно обойти и вопрос астрала, ведь именно «…Антиподом его будут сдержанность и самообладание. …» 10.608. (Дек. 4).

«…Ему обязательно надо яро провибрировать на внешние воздействия и, если их нет, создать движения или вихри в своём собственном проводнике изнутри. В этом его жизнь. … каждое решение утвердить то или иное качество или уничтожить тот или иной недостаток тотчас же вызовет ярое противодействие стихий астрала именно по линии этого качества или недостатка. … Если в спокойствии полном дать ему прозвучать и пройти мимо, это будет победой. Если астрал победит в этом конфликте, следует дальше идти, и притом так, как будто бы ничего не случилось и решение добиться победы осталось неизменным и твердым. … Обузданный и сдержанный в одном, он непременно уявит себя в чём-то другом, но и этим не надо смущаться. Особенно выигрывает он на неожиданностях. Неподготовленное к чему-то неожиданному сознание легче теряет равновесие, чем подготовленное. Значит, надо быть готовым всегда. Слова «всегда готов» надо понимать широко. Рождение воли восставшего духа уявляется в том, что серебряная узда духа всё чаще и чаще начинает мелькать на всех чувствах и действиях ученика. И большие, и малые проявления астрала должны быть обузданы. И с малыми, пожалуй, даже труднее, ибо малые незаметны, и времени нет, чтобы их всех уследить. Но уследить всё же нужно и, обнаружив, убить. Ведь это борьба за жизнь, за право спасения бессмертия, ибо смертен астрал и все, что с ним происходит».59.65

«…проявления эмоций астрала на одном полюсе неизбежно вызывают проявления и на другом. Путь золотой, срединный, сдерживая выявления чего-либо на одном полюсе, тем самым умеряет интенсивность напряжения противоположного полюса единой вещи… Сдержанность чувства - это умение владеть своими огнями. …» 8.501. (Сент. 2).

При борьбе с астралом следует помнить, что сдержанность не есть лицемерие. В Гранях т. 8 говорится:

«Тонка граница между лицемерием и прямым и искренним выражением своей сущности. Ведь если раздражение, или злоба, или дурное настроение выражаются прямо и искренне и без всяких сдерживающих начал, то не будет ли такое выражение хуже, нежели попытки сдержать их хотя бы внешне. Мы Требуем от учеников, чтобы их внутреннее состояние соответствовало внешнему выражению, то есть чтобы фальшь и лицемерие не могли иметь места. Кроме того, Мы Говорим, что спокойствие, и равновесие, и серебряная узда на всех чувствах ученика безусловно необходимы. Сдержанность не будет лицемерием, но умением собою владеть. Лицемерие не есть сдержанность, но обдуманный и длительный обман. Достоинство духа не позволяет проявляться многим отрицательным качествам. Достоинство это и лицемерие несовместимы. Сдержанность освобождает от необходимости являть ложный вид и тела, и духа. …» 8.460. (Авг. 12).

Работа над качеством сдержанности неизбежно принесёт свои плоды, которые постепенно перейдут и границы плотного мира.

«Воздержание от действия в некоторых мыслях наяву влечёт за собою такую же сдержанность, или обузданность, в действиях и во сне. …» 10.282. (Гуру).

Сон, как известно, смерти подобен. «…Земные качества сдержанности и спокойствия в Мире Надземном более нужны, чем на Земле. …» 10.613. (Дек. 6) – сказано в Гранях.

В завершении доклада вернёмся к вопросу помощи и даяния людям.

Вспомним слова из Граней: «делиться богатством своим необходимо с теми, кто не имеет, но кто хочет его. Пусть никакие соображения не останавливают дающую руку. Далеко не все могут давать, ибо ничего не имеют или имеют, но не своё, а взятое у других. Но имеющий своё и получающий щедро от Учителя сокровища духа обязан ими делиться». 11.32. (М.А.Й.).

Качество сдержанности не запрещает этот процесс, помощь людям нужна и важна безусловная помощь. Но требуется сознательность и соизмеримость, «светить - совсем не значит отдать и светильник, и масло. Ведь тогда светоч погаснет и прекратится явление пользы. Это следует осознать всеми силами и всеми мерами охранять пламя от угашения. Слишком много гасителей, и слишком много потухших сознаний. …» 8.529.

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

№56 дата публикации: 03.12.2013