№74 / Лето 2018
Грани Эпохи

 

 

Александр Херсонов

 

Дэйн Радьяр, чья книга явилась «настольной»

Астролог, может быть, захочет использовать сабианские символы в своей непосредственной практике.

…Книга явилась плодом длительных раздумий и практического опыта творчески одарённо и высокодуховного человека, создателя «гуманистической астрологии», художника, музыканта, поэта, общение с которым плодотворно независимо от тех или иных частных задач и интересов читателя.

О. Симонов,

переводчик с английского языка

книги «Астрологическая мандала»

 

Многолетний читатель «Граней эпохи», знакомый с публикациями автора, давно заметил, что почти в каждой работе упоминается имя Дэйна Радьяра и ссылки на книгу «Астрологическая мандала». Книгу, которая в работе автора давно стала «настольной». Несправедливо, что до сих пор автор не удосужился познакомить читателя со столь неординарной личностью. Правда, в 2013 году в «ГЭ» прошла публикация о знакомстве художника Святослава Рериха с музыкантом и философом Дэйном Радьяром*. Однако настало время настоящего знакомства с плодотворным творцом ХХ века, словно пришедшим из эпохи Возрождения.

 

 

Человек модерна и радикализма

Из энциклопедии. «Дэйн Радьяр, также Дейн Редьяр (англ. Dane Rudhyar; 23 марта 1895, Париж – 13 сентября 1985, Сан-Франциско) – писатель, композитор-модернист, художник-абстракционист, поэт, философ, один из наиболее значимых астрологов XX века – Дэйн Радьяр – автор почти пятидесяти книг и сотен статей, большинство из которых посвящены астрологии, в рамках которой он положил начало гуманистическому и трансперсональному направлениям.

На основе работ К. Г. Юнга Радьяр разработал психологический подход к астрологической интерпретации.

Как композитор-модернист Радьяр считается одним из несправедливо забытых авторов, сыгравших не главную, но значительную роль в истории американской музыки 1920-х годов».

 

 

Франция. Человек-«семя» (1895–1916)

«Дэйн Радьяр (при рождении Даниэль Шенневьер, Daniel Chenneviere) родился 23 марта 1895 года в Париже. Был одарённым ребёнком<. В 12 лет перенёс серьёзную болезнь и операцию, подорвавшие его здоровье. В возрасте 16 лет окончил Сорбонну<, став бакалавром философии. В течение нескольких лет посещал музыкальные курсы Парижской консерватории<, однако не успел окончить её в связи с начавшейся в 1914 году Первой мировой войной<».

Комментарий автора. Упомянутое стрессовое событие, случившееся во время коренной перестройки психики, даёт основание предположить, что у мальчика могли «проснуться» экстрасенсорные способности. Кстати, Даниэль Шенневьер, несмотря на то, что здоровье оказалось подорвано… прожил долгие 90 лет. Не удивительно ли? Нет, не удивительно. Поскольку явил жизнь творца с мощной духовной составляющей, с бьющей через край психической энергией, которая, в конце концов, и определила прожитые годы.

Из биографии. «В возрасте 18 лет, вдохновлённый Ф. Ницше и О. Шпенглером, Радьяр написал книгу о Клоде Дебюсси («Claude Debussy and His Work», 1913). В то же время начал писать музыку.

…Его музыкальный стиль стал более резким, изменившись после посещения премьеры в мае 1913 года «Весны священной» И. Стравинского, пророческой, по мнению Радьяра, работы. Радьяр писал рецензии для местного журнала, короткое время работал секретарём у Огюста Родена, общался в артистической среде.

Философские исследования привели его к выводу, что бытие носит циклический характер. Радьяр полагал, что западная цивилизация< находилась на осенней< стадии увядания, а себя считал её порождением, «семенем», которому необходимо прорасти на новой и плодородной культурной< почве. По этой причине в возрасте 21 года он отправился в «Новый Мир», Америку<, с целью самореализации».

 

 

Переезд в Америку. Музыкальный модернизм. (19161930)

В ноябре 1916 года Радьяр, получивший небольшое денежное наследство, приехал в Нью-Йорк. 4 апреля 1917 года его оркестровые аранжировки и оригинальные композиции были исполнены в Метрополитен-опера на мультимедийном представлении танцовщицы Валентины де Сен-Пуа (фр.) русск. «Metachorie» – абстрактном синтезе танцевальных движений, поэзии, музыки, геометрических форм, цветов и запахов. В дальнейшем Радьяр утверждал, что это была самая радикальная музыка, которую можно было услышать в Америке в то время. Представление, премьера которого состоялась за два дня до объявления Америкой войны Германии, потерпело неудачу.

 

Картина Радьяра

 

С 1917 по 1919 год проживал в Нью-Йорке и Филадельфии, а также Канаде, где издал томик своих стихотворений и открыл для себя музыку А. Н. Скрябина. В январе 1920 года переехал в Калифорнию, где играл эпизодические роли в театре и кино, писал статьи на различные темы, открыл магазин восточных товаров.

В 1922 году выиграл приз в 1000 долларов на написание оркестровой работы для Филармонического оркестра Лос-Анджелеса, однако написанная им композиция «Soul-Fires» так и не была исполнена, сочтённая слишком радикальной главным дирижёром оркестра.

 

Да здравствует новая музыка!

Радьяр сыграл заметную роль в истории американского модернизма, движения в классической музыке 1920-х годов. С 1922 года Радьяр был членом Международной гильдии композиторов, с 1925 – «Нового музыкального общества» Г. Коуэлла. На первом концерте общества было премьерное исполнение оркестровой работы Радьяра «The Surge of Fire» (1921). Его ранние произведения были мощными и экспрессивными, похожими в своей выразительности на работы Ф. Листа и А. Скрябина.

В конце 1920-х Радьяр написал немало крупных музыкальных работ, но все они за исключением «Five Stanzas» (1926) и «Sifonietta» (1928) были исполнены много позже. Сам же он немало концертировал по Калифорнии и не только, исполняя свои фортепианные произведения. Радьяр также писал статьи и книги по музыке, среди которых – «Dissonant Harmony» (1928), «Rebirth of Hindu Music» (1928), «The New Sense of Sound» (1930). В 1926 году Радьяр стал гражданином США. В 1930 году женился на М. Контенто (Malya Contento).

Комментарий автора. Однако вернёмся к жизни Радьяра в 1922 году. В августе того же года Зинаида Фосдик записала в дневнике: «Дукельский, Данилов, Радьярпроникают через Святослава и всё время сидят в их доме. Имеют очень плохое влияние на Святослава, Е. И. прямо больна от их присутствия, до того на неё действует их аура» (запись от 8.12.1922 г).

Кто такие Дукельский и Данилов? мы не знаем, но вряд ли можно предположить, что такой высокоталантливый и потенциально духовный человек как Дэйн Радьяр мог иметь «плохую ауру» и «очень плохо влиять» на Святослава. Но и учить Святослава астрологии, как это предполагалось автором ранее, Радьяр не мог, поскольку увлёкся астрологией значительно позже, после 1931 года*.

 

Время «активного действия» в сторону восточной философии

Из биографии. «В то же время Радьяр встретил Сасаки Роши (Sasaki Roshi), одного из первых японских учителей дзэн в Америке, который заинтересовал его изучением восточной философии и оккультизма. В те же годы Данниэль Шенневьер взял себе псевдоним Радьяр (Rudhyar), созвучный санскритскому корню rudra («активное действие») и имени ведийского бога Рудры. Его дальнейший интерес к востоку активизировался приобщением к теософии и теософскому обществу, с которыми он познакомился, когда в 1920 году его попросили написать музыку для представления в штаб-квартире общества».

 

От музыки к астрологии (19311969)

К 1931 году из-за личных обстоятельств, проблем, обусловленных Великой Депрессией, и повторяющихся отказов по его обращениям за грантом в «Guggenheim Fellowship» о поддержке его работы, Радьяр фактически прекратил музыкальную деятельность. С 1931 года он жил в Санта-Фе (Нью-Мексико) и Калифорнии, где и провёл большую часть своей жизни. В те же годы состоялось знакомство с Марком Эдмундом Джонсом, который заинтересовал Радьяра астрологией и передал ему откопированные на мимеографе лекции. Постигая астрологию, Радьяр изучал психологические труды К. Г. Юнга и, находясь также под влиянием книги «Холизм и эволюция» (Holism and Evolution) Я. Смэтса, обдумывал объединение астрологии и аналитической психологии.

К 1933 году он уже ежемесячно писал статьи для астрологических журналов American Astrology и Horoscope Magazine, а в 1936 году, воодушевлённый своим другом Алисой Бейли, подготовил монументальный труд «Астрология личности» (The Astrology of Personality). Предложенный Радьяром в книге подход к психологической интерпретации гороскопов< принят многими практикующими астрологами.

Из биографии. «В период с 1938 по 1954 год Радьяр сделал себе имя как абстрактный художник<, в том числе участвовал в «Группе трансцендентальной живописи» и написал значительное число картин (маслом, акварелью и тушью).

В 1945 году Радьяр развёлся с первой женой, а вскоре снова женился. В общей сложности он был женат четырежды, в последний раз – в 1977 году на Л. Раэль (Leyla Rael). В 1949–1950-х годах пианист У. Масселос дал в Нью-Йорке ряд значимых концертов из работ Радьяра.

 

Уход в астрологию (19701985)

С 1930-х годов Радьяр посвящал значительную часть своего времени астрологии, и большинство из его почти пятидесяти книг и сотен статей посвящено астрологии. Долгие годы, находясь в почёте в астрологической среде, вне её Радьяр оставался неизвестным. Для заработка он писал статьи для журнала «American Astrology» и других. Однако в 1970-х с возникновением движения Нью-эйдж его книги стали печататься крупными издательствами, и среди первых книг была «Практика астрологии» («The Practice of Astrology»), изданная в 1970 году в Penguin Books.

Кроме книг по астрологии, Радьяр был автором книг по философии («Rythm of Wholeness», 1983), эстетике и социальной критике («Culture, Crisis and Creativity», 1977), написал нескольких сборников стихотворений, два художественных произведения («Rania – An Epic Narrative», написанная в 1930 году и «Return from No Return (A Paraphysical Novel).

Астрологические работы Радьяра оказывали влияние на движение Нью-эйдж в 1960–1970 годах, особенно на хиппи в Сан-Франциско, где он жил и давал частые лекции. Он написал несколько работ о «планетарном сознании» и философии Новой Эры, в 1972 году предположил, что астрологическая эра Водолея начнётся в 2062 году.

…Дэйн Радьяр умер в возрасте 90 лет 13 сентября 1985 года в Сан-Франциско, Калифорния, США.

 

Астрология личности

Книга, после которой Дэйн Радьяр стал признанным авторитетом в астрологии, была его первой книгой по этой теме: «Астрология личности» (The Astrology of Personality, 1936).

В книге Радьяр постулировал, что звёзды не оказывают влияния на человеческую жизнь, но движение Солнца, Луны и планет по Зодиаку является символическим языком («алгеброй жизни»), с помощью которого можно описать психологические силы, действующие в человеческой личности. Таким образом, Радьяр смещал фокус внимания от внешних событий, происходящих с личностью, к её внутренней жизни, делая акцент на свободе воли и возможности человека к индивидуации.

Радьяр утверждал, что астрология не является по существу предсказательной дисциплиной (тем более наукой), но скорее способствующей интуитивному прозрению. Он считается одним из астрологов, которые признают, что астрология – это оккультная практика.

 

Гуманистическая и трансперсональная астрология

Сначала Радьяр называл свой новый подход к интерпретации «гармонической астрологией» (harmonic astrology), но в дальнейшем переименовал его в «гуманистическую астрологию» (humanistic astrology).

Это современное астрологическое движение отвергает научный подход к астрологии в пользу глубинной психологии, холистической и восточной философии. И именно благодаря Радьяру произошёл сдвиг в современной астрологии от предсказательной интерпретации гороскопов к психологической.

В 1969 году Радьяр основал Международный комитет гуманистической астрологии (International Committee for Humanistic Astrology). Последовавшая за этим декада была одним из самых плодотворных периодов его жизни.

В этот же период он закладывал основы новой ветви астрологии, которая была сосредоточена на изучении изменённых и возвышенных состояний сознания, и которую он назвал «трансперсональной астрологией». Радьяр называется одним из первых, кто ввёл в употребление и определил термин «трансперсональный».

 

Книга, ставшая настольной

Перед вами книга Дэйна Радьяра, первой появившаяся у автора. И при довольно странных обстоятельствах. Такое впечатление, что некто невидимый сблизил с книгой, специально «положил» на мой рабочий стол. История такова.

С книгой Дэйна Радьяра я познакомился в кабинете выдающегося химика и астролога Феликса Каземировича Величко. Каким образом могла оказаться книга у меня в руках? Самовольно взять книгу у профессора, даже если бы она мне очень понравилась, я не мог. Постеснялся бы. Значит, книгу протянул Феликс Каземирович. Но этого факта я как раз и не помню… Однако, полистав книгу, понял: сия премудрость мне «не по зубам». И равнодушно положил книгу на письменный стол профессора. Каково же было моё удивление, когда приехав домой и разбирая портфель, обнаружил, что книгу привёз с собой.

Но судьба книги от Ф. К. Величко оказалась незавидной. Книга по старости извлекала столь неприятный запах, что её присутствие чувствительный нос вынести не мог. И уж о том, чтобы работать с книгой, не могло быть и речи. Ничего не оставалось, как тщательно упаковав, определить место профессорской книги в архиве.

Но спустя несколько лет произошла повторная встреча с «Астрологической мандалой». На этот раз в книжном магазине, где и возникло желание её приобрести. Став обладателем новенькой «мандалы», принялся настойчиво вчитываться в мудрёные мысли Дэйна Радьяра. Постепенно к книге возник интерес. Чему способствовало знакомство с невероятной историей создания ясновидящей мисс Уилер и астрологом Марком Джонсом 360-ти «Сабианских картин-символов». Вскоре «Астрологическая мандала» доказала автору безусловную жизненность и практическую ценность, после чего возникло стойкое желание использовать книгу в астрологической практике. Остальное читателю известно.

 

 

 

Примечание:

*«ГЭ», № 55 от 02.09.2013.

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

№78 дата публикации: 01.06.2019