№74 / Лето 2018
Грани Эпохи

 

 

Наталия ЖУКОВА

 

ТАЙНА СВЯТОГО ОСТРОВА

Путешествия в духе

 

…Как нужно путешествовать! Не только надо оторваться от дома, но надо преобороть само понятие дома. (…) Там, где мы, – там и дом. (…) Зовём тех, кто может дать простор мысли. Хочу видеть вас идущими по лицу мира… (…) Удумать надо, как человечеству нужны путешествия!

Община (1)

 

Однажды летом зазвонил телефон… В трубке раздался радостный голос нашего друга:

– Я звоню со Святого острова...

От неожиданности я молчала и только слушала шум прибоя – это бились волны о скалы…

В душном городе вдруг дохнуло северной прохладой, повеял бодрый ветер Ладоги, донеслись смолистые ароматы сосен и крики чаек…

Ветер, высокое небо, синие озёрные дали, скалы и восхищение духа… Вот счастье!

 

Н. К. Рерих. Святой остров. 1917

 

* * *

 

«Святой остров» называется картина Николая Константиновича Рериха, написанная им в Карелии, в 1917 году.

…К высокому скалистому острову по синей глади Ладоги подплывает лодка с двумя святыми старцами. Они полны молитвенного смирения, их склонённые головы озаряют золотые нимбы… Пред ними возносится Святой остров, как духовный Оплот, как величественная Твердыня… В очертаниях каменных массивов чудятся строгие Лики… Рерих запечатлел, как «на скалах выступают великие головы и величавые профили…» (2) Стволы и ветви сосен, как руки молящихся, тянутся к Небу. Здесь всё наполнено особой тайной жизнью. Святой остров – как нерукотворный Храм – место молитв и духовных подвигов…

 

В часы Любви и высшего Покоя

Ты удаляешься в Дом Духа,

в горний Скит,

И там твоя душа с Великою Душою

В безмерной радости

безмолвно говорит. (3)

 

* * *

 

Святой остров принадлежит Валаамскому архипелагу, состоящему более чем из 50-ти островов. Он находится на Ладожском озере, к северо-востоку от Валаама.

Валаам называют «Северным Афоном».

По преданию, во времена распространения христианства в первые века нашей эры апостол Андрей Первозванный двигался на Север, проповедуя Евангелие. Пройдя Днепр и Волхов, ученик Христа вошёл в «бурные и вращающиеся воды озера Нево» и установил на «горах Валаамских» каменный крест.

Позже, «из восточных стран» – с Афона, из Греции – на Валаам пришли двое иноков, Сергий и Герман. В X-XI веках, ещё до крещения Руси, эти Валаамские Чудотворцы основали здесь знаменитый Спасо-Преображенский монастырь. Но достоверная его история начинается с XIV века… С тех пор многие подвижники селились на Валааме и прославляли его своей святой жизнью… (4)

Но на Святой остров, по преданию, отшельники-монахи пришли раньше, чем на Валаам… (5) Считается, что Преподобные Сергий и Герман вначале обосновались именно здесь. Но особенно прославили Святой остров духовные подвиги Преподобного Александра Свирского (1448-1553).

 

Преподобный Александр Свирский. XVI в.

 

Расскажем немного об этом дивном Подвижнике.

После чудесного второго обретения его нетленных мощей в 1998 году, найденных среди экспонатов Военно-Медицинской Академии в Санкт-Петербурге, куда они попали в 1918 году после разграбления Александро-Свирского монастыря и переплавки серебряной раки – поток паломников к местам жизни и подвигов святого небывало возрос. Люди приезжают отовсюду, получают исцеления – и физические, и духовные… Нетленные мощи, которым около 500 лет, мироточат и благоухают…

Святого Александра Свирского почитают «новозаветным Авраамом», ибо он – единственный из православных святых удостоился явления Святой Троицы в виде Трёх Ангелов. Читая его житие, думаешь – как похож он в неустанных трудах и молитвах на Преподобного Сергия Радонежского.

Преподобный Александр Свирский был из крестьянской семьи из приладожского села Мандеры на реке Оять (притоке реки Свирь). Его благочестивые родители услышали Голос, который предвещал им рождение долгожданного сына. Его назвали Амос. Когда Амос подрос, учение давалось ему с трудом. Тяжело переживая это, Амос часто молил Бога о помощи. Однажды он отправился в близлежащий Острожский Введенский монастырь и стал горячо молиться перед иконой Божией Матери. Во время молитвы отрок услышал голос: «Восстани, не бойся; а еже просил еси, имаши восприяти».

С тех пор Амос стал преуспевать в учении и вскоре опередил своих сверстников.

Он был всегда послушен и кроток, избегал игр и смеха, носил самую простую одежду… Когда Амос вырос, он пожелал посвятить свою жизнь служению Богу. После знакомства с валаамскими монахами юношей овладело неодолимое желание уйти на Валаам. В 19 лет он тайно покинул родительский дом и отправился в дальний путь.

Ночь застала его на берегу тихого лесного озера, названного позже Святым. Во время молитвы юноша услышал Голос, который повелел ему идти на Валаам, но через некоторое время вернуться на это место и основать здесь обитель. На избранное Богом место сошёл небесный Свет.

Утром Амос продолжил свой путь. Долго пробирался он по лесным дебрям и очень утомился. Вдруг он увидел путника, который сказал, что знает дорогу на Валаам. Они пошли вместе и через некоторое время достигли Валаамского Спасо-Преображенского монастыря. Воздав хвалу Богу у ворот обители, Амос хотел выразить благодарность своему спутнику, но тот внезапно исчез. Тогда Амос понял, что это был Ангел Божий.

 

Спасо-Преображенский монастырь. Валаам

 

Семь лет пребывал Амос послушником в Спасо-Преображенском монастыре, дни проводя в трудах, а ночи – в молитвах. Иногда он обнажался до пояса и молился всю ночь в лесу, весь покрытый комарами и мошками.

В 1474 года Амос принял иноческий постриг с именем Александр и удалился на уединённый остров, названный Святым. Там он семь лет жил в пещере. Далеко разнеслась слава о его подвигах. Говорят, что над островом, где жил и молился старец, ночами стоял дивный Свет…

Позже, в 1759 году. около входа в пещеру был установлен большой деревянный крест.

 

Святой остров. Пещера Преподобного Александра Свирского

 

Желая избегнуть людской молвы, Преподобный Александр решил удалиться в неведомые леса, но по просьбе игумена остался. В 1485 году во время ночной молитвы перед иконой Пресвятой Богородицы в келье святого воссиял Свет, и он услышал Голос, повелевавший ему возвратиться на прежде указанное место. В окно Преподобный увидел, будто перст указывает в сторону Святого озера.

На берегу Святого озера в шести верстах от реки Свирь, Преподобный Александр построил малую келью, в которой прожил семь лет, не видя человеческого лица, не вкушая хлеба и питаясь лишь плодами леса. За это время святой отшельник претерпел немало лишений от холода, голода, болезней и диавольских искушений, но Господь не оставлял подвижника Своими неизречёнными милостями.

Однажды, когда Преподобный был тяжело болен и не мог даже приподнять голову с земли, он лёжа напевал псалмы. Вдруг предстал пред ним «преславный муж», положил руку на больное место, осенил его крестным знамением и исцелил праведника. В другой раз, когда Преподобный шёл за водой и громко пел молитвы, он услышал голос, предрекавший приход к нему множества людей, которых надлежало принять и наставить.

В 1493 году на жилище отшельника во время охоты набрёл боярин Андрей Завалишин. Он очень обрадовался этой встрече, так как давно хотел посетить место, над которым неоднократно видел «овогда яко столп стоящ, овогда же яко лучу Божественную сияющую, а иногда дым светел от земли к высоте восходящ». С того времени Андрей Завалишин стал часто посещать святого отшельника, а затем по его совету принял постриг на Валааме с именем Адриан. Впоследствии он основал на восточном берегу Ладожского озера Ондрусовский монастырь и прославился обращением на путь покаяния многих разбойников. От разбойников же преподобный Адриан Ондрусовский принял мученическую кончину.

Известие о духовных подвигах Преподобного Александра широко распространилось, к нему стали стекаться иноки. Иноки расчищали лес, благоустраивали пашню, сеяли хлеб, которым кормились сами и подавали просящим. Преподобный Александр из любви к безмолвию уединился от братии и устроил себе «отходную пустынь»… у озера Рощинского. Там на него вооружились бесы: они являлись ему в образе зверей, змей, пытались запугать святого, понуждали бежать. Но молитва праведника, «яко пламень огненный, от уст его исхождаху и вся бесовская немощнейшая ополчения попали и к тому невидими быша». В пустыни преподобному явился Ангел… и предсказал основание на этом месте обители с храмом во имя Святой Троицы.

В 1508 году, на 23-м году пребывания преподобного Александра в заповедном месте, ему было явление Живоначальной Троицы. Преподобный молился ночью в пустыни. Вдруг воссиял сильный Свет, и святой увидел вошедших к нему Трёх Мужей, облачённых в светлые белые одежды. Освящённые Небесной Славой, Они сияли чистотой ярче солнца. Каждый из Них держал в Своей руке жезл. Преподобный получил повеление возвести храм и устроить обитель во имя Святой Троицы.

 

Явление Святой Троицы Преподобному Александру Свирскому

 

После этого видения Преподобный Александр стал размышлять, на каком месте соорудить храм. Ангел Божий указал ему место. В том же году была построена деревянная церковь во имя Живоначальной Троицы, а в 1526 году на её месте был воздвигнут каменный храм. Сразу после построения деревянной церкви братия стали уговаривать Преподобного принять священство. Смиренный старец отказывался, но братия обратились за помощью к архиепископу Новгородскому святителю Серапиону. Вскоре братия умолили Преподобного принять игуменство.

Став игуменом, Преподобный Александр стяжал ещё большее смирение и кротость. Он спал на полу, одежды носил в заплатах, сам готовил пищу и замешивал тесто, испекал хлеб. Однажды не хватило дров, и эконом просил игумена послать в лес тех иноков, кто в то время был празден. «Я празден», – сказал Преподобный и пошёл рубить дрова. Ночами, когда братия спали, святой игумен приходил в помещение, где мололи хлеб жерновами, и молол за других. Обходя кельи и слыша суетные разговоры, он тихонько стучал в дверь и уходил, а утром наставлял братию. Вскоре Свирская обитель прославилась строгостью жизни иноков. Несколько учеников Преподобного Александра стали основателями новых монастырей.

В конце жизни преподобный пожелал построить каменный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Когда заложили основание храма, то на месте алтаря преподобному явилась Божия Матерь с Младенцем в окружении множества Ангелов. Царица Небесная обещала исполнить молитвы праведника об учениках и обители. «И не только при животе твоем, – сказала Она, – но и по отшествии твоем неотступной буду от обители твоея, потребная неоскудне и снабдевающи и покрывающи».

Перед кончиной Преподобный Александр Свирский завещал предать его тело погребению в болотистом месте. Но братия не согласились. Тогда он просил, чтобы его тело погребли не в обители, а в «отходной пустыни». Преставился преподобный Александр 30 августа 1533 года 85-летнем старцем.

В житии Преподобного Александра рассказывается о множестве чудес, совершённых по его молитвам. Он имел дар исцелять больных и возвещать будущее.

17 апреля 1641 года честные мощи подвижника чудесным образам были обретены нетленными и положены в Преображенском храме, в Александро-Свирском монастыре…

Александро-Свирский монастырь стал одной из наиболее значительных обителей на севере Руси, духовно-просветительным центром для всего Олонецкого края. Сам город Олонец был основан в 1647 году на средства Александро-Свирского монастыря. Большую помощь оказал монастырь в 1703 году при основании Санкт-Петербурга.

 

Александро-Свирский монастырь

 

Обитель, основанная Преподобным Александром Свирским, имела исключительно важное значение для сохранения целостности Русской державы и неприкосновенности её границ на севере.

Духовным залогом процветания русского Севера были тесные молитвенные связи между Александро-Свирским монастырём и другими известными обителями русского Севера – Соловецким и Валаамским монастырями. (6)

 

* * *

 

Николай Константинович и Елена Ивановна бывали на Святом острове…

 

В 1917-1918 годах, по совету врачей, Рерих с семьёй жил в Карелии, вначале в городке Сортавала на берегу Ладожского озера, а потом в уединении – «на острове Тулола среди разнообразных шхер ладожских». (7)

 

Н. К. Рерих. Долина голубых гор. 1917-1918

 

Здесь Рерих написал повесть «Пламя», в которой воспел чарующую красоту Карельской природы:

«Не буду говорить о чудесах нашего края.

О глубоких, эмалевых красках камней. О самородках серебра, меди, свинца. О парчовых, затейливых коврах мха.

Не буду описывать прекрасные картины заката и восхода. Не скажу о великих грозах и сказочных туманах. О сверкающем снеге не буду говорить. Пройду мимо весёлых игр волн под утёсом.

Не скажу о пещерах и скалах, таких извилистых, таких причудливых... Не остановлюсь на разноцветной весенней листве, на пышном золоте осенних уборов. Даже не скажу о таинствах засыпающей и вновь проснувшейся природы...

Всё это остановило бы внимание настолько, насколько всё это вечно чудесно. (…) Мне хотелось только намекнуть… что мы видим, что мы слышим. И почему мы любим нашу гору, наш остров». (8)

 

Небо особенно завораживало: «В облачных боях носятся в вышине небесные всадники. Герои гоняются за страшными зверями. В смертельных поединках поражают тёмного змея. Величественно плавают волшебницы, разметав волосы и протягивая длинные руки». (9)

«Люб мне здешний край. Мои скалы, леса, озёра и мхи. Много бодрости и подлинных зовов земли», – писал художник. (10)

Красота этих мест вдохновила его на создание многих прекрасных картин.

 

Н. К. Рерих. Ладожское озеро. 1918

 

Неоднократно Николай Константинович с женой Еленой Ивановной и сыновьями Юрием и Святославом посещали остров Валаам и окрестные острова с древними скитами.

 

Особо трепетное впечатление производили службы в храмах, в присутствии старцев-схимников, славных святой подвижнической жизнью.

 

Святослав Николаевич Рерих вспоминал:

«Среди многих переживаний как источников вдохновения, я живо помню очень трогательный случай, когда я был четырнадцатилетним мальчиком.

Это было памятное богослужение в честь двух великих Русских Святых, проводимое в подземном склепе всеми Отшельниками и Анахоретами, которые вышли в этот день из мест своего уединения.

Здесь, в этом склепе, вокруг гранитного саркофага стояли в своих торжественных одеяниях отшельников те Старцы, которые отрешились от мира и сейчас вышли молиться на эту особенно красивую службу, чтобы отметить день двух великих Святых. Их истощённые, суровые и добрые лица были скрыты под покровами схимнических одеяний и были видны только их седые бороды, да их тонкие пальцы, которые держали длинные восковые свечи. Что может быть значительнее, чем эта возможность стоять рядом с людьми, достигшими Святости, и во время Божественной Службы к их молитве присоединить свою.

Это переживание стоит в моей памяти как живое, такое же, как и тогда, когда я это видел так много лет назад. Это воспоминание не будет мною забыто никогда, оно никогда не потускнеет и будет излучать свой Благословенный Свет на долгие-долгие годы моей жизни.

Когда памятное переживание вспоминается с особой радостью и благоговением, его можно назвать Вдохновением. Оно становится особым светом и неотъемлемой частью нашего существования». (11)

 

Н. К. Рерих. Святые гости. 1923

 

Здесь, в Карелии, на берегу Ладожского озера, решалась дальнейшая судьба Николая Константиновича и всей его семьи, намечался их будущий Путь Служения. В тишине, в благодатной атмосфере святых, намоленных многими веками мест – ясно слышались духовные Зовы…

 

Тогда же, в повести «Пламя», Рерих упоминает Высоких Учителей и приводит строки «Белой книги» – Бхагават-Гиты – священной книги Древней Индии:

«Делаю земной поклон Учителям. Они внесли в жизнь нашу новую опору. Без отрицаний, без ненавистных разрушений Они внесли мирное строительство. Они открывали путь будущего. (…)

Где оно – облако благодати, чтобы покрыть ожесточение сердца? Какою молитвою молчания можно вернуть тишину? Каким взором можно взглянуть в бездну неба?

Все строения разрушаются бездонным творчеством облачным. Не в храм рукотворный, но в пустыню тишайшую отдам молитву мою. Выше облачных сводов не созидалось храмов. Ярче звёзд и луны не светили огни торжеств. (…)

Кончу словами Белой книги. (…)

«Знай, что то, которым проникнуто всё сущее, неразрушимо. Никто не может привести к уничтожению то Единое, незыблемое.

Преходящи лишь формы этого Воплощённого, который вечен, неразрушим и необъятен.

Поэтому сражайся.

Взирай лишь на дело, а не на плоды его. Да не будет побуждением твоим – плоды деятельности.

Отказываясь от привязанности, оставаясь одинаково уравновешенным в успехе и в неудаче, совершай деяния в слиянии с Божественным». (12)

 

«Жена моя Лада прозревала на всех путях наших. Нашла она водительство духа…» –  вспоминал художник.

Неслучайно здесь, в Карелии, в 1918 году, Н. К. Рерих написал притчу и картину «Властитель ночи», посвящённые духовным Прозрениям Елены Ивановны.

 

Н. К. Рерих. Властитель ночи. 1918

 

 

Николай РЕРИХ

 

Властитель ночи

 

«Должен Он прийти – Властитель ночи. И невозможно спать в юрте на мягких шкурах. Встаёт Дакша, и встают девушки. И засвечивают огонь. Ах, томительно ждать. Мы его призовём. Вызовем. Огонь жёлтый, и юрта золотая, и блестит медь. Начинается колдовство. Пусть войдёт Он, желанный. Придёт ведунья. И зажжёт травы. И вспыхнет зелёный огонь. Надежда! И ожидание. Но молчат тени, и нейдёт Он.

Ах, бессильны добрые слова. Пусть войдёт та, злая. И бросит красные травы. И заволочёт туманом стены. И вызовет образы. И духи возникнут. Кружитесь. И летите в пляске. И обнажитесь. Откройтесь. И мы удержим образы возникшие. И сильнее образы, и багровее пламя. Ах, приди и останься. И потянулась и обняла пустое пространство.

Не помогло красное пламя. А вы все уйдите. И оставьте меня. Здесь душно. Пусть тухнет огонь. Поднимите намёт. Допустите воздух сюда. Вошла ночь. И открыли намёт. И вот она стоит на коленях. Ушёл приказ. Ушло волхование. И тогда пришёл Он, Властитель. Отступила Дакша, замирая. И опустилась. Он уже здесь. Всё стало просто. Ах, так проста ночь. И проста звезда утра. И дал Он власть. Дал силу. И ушёл. Растаял. Всё просто».

(Карелия, 1918) (13)

 

На картине Николая Рериха – женщина на коленях перед откинутым золотым пологом юрты… Будто с высоты птичьего полёта открывается перед ней Ладожское озеро с вереницами скалистых островов и изрезанными фиордами берегами… Властитель ночи пришёл, и вознёсся её дух на землёй. И юрта воспарила, и перед взором Дакши открылись неведомые дали…

 

Но где впервые услышала Елена Ивановна Безмолвный Голос Учителя, позже давшего через неё Откровение Новой Эпохи?

На Святом острове? (14) Возможно… Века Священный Свет сияет над ним…

 

* * *

Друг наш привёз из Карелии много фотографий, и мы любовались синим раздольем Ладоги, Валаамскими скалами, поросшими соснами, монастырями и скитами…

Чтобы добраться до Святого острова, ему пришлось на лодке преодолеть немалое расстояние к северо-востоку от главного острова.

 

На пути к Святому острову. Ладога

 

Расположился он на прибрежных скалах и провёл там три дня, так как на Ладоге начался шторм, и дорога назад была слишком опасной.

 

На берегу Святого острова. Фотография 2010 г.

 

Но всё было не зря. В этом наполненном Благодатью месте сознание преображается. Стихает суета, с каждым вздохом чистого воздуха проясняются мысли.

И сердце обретает мир, покой и радость…

 

Спокойна зеркальная гладь;

Она отражает высокое небо

И солнце, и звёзды, и месяц ночной.

И ты будь спокойна, душа.

И в чистых глубинах твоих отразится

Божественной Правды чертог.

Июль, 1999.

 

Здесь по-новому звучат слова Николая Константиновича Рериха:

«Вообще, помни о Севере. Если кто-нибудь тебе скажет, что Север мрачен и беден, то знай, что Севера не знает. Ту радость, и бодрость, и силу, какую даёт Север, вряд ли можно найти в других местах.

Надо подойти к Северу без предубеждения. Где найдёшь такую синеву далей? Такое серебро вод? Такую звонкую медь полуночных восходов? Такое чудо северных сияний?» (15)

Здесь, на скалах Святого острова, совсем иначе читаются любимые книги…

Здесь открываются тайны…

«Расскажу смелым искателям, опьянённым загадками; расскажу чтецам звёздных рун, чьи души привлекаются песней. И там, где вы можете знать, вы будете презирать доказательства», (16) – слышится голос Николая Константиновича…

И ночью, под звёздами, под плеск волн, не мечтается ли о чём-то несказанно Прекрасном и Высоком?

 

Скалы Святого острова

 

 

Наталия СПИРИНА

 

Ветви сосен тянутся к югу;

Руки духа тянутся к Солнцу;

Невозможно прожить без Неба,

Если сам ты его частица.

 

По лучистым каналам Света

До космических братьев звёздных

На легчайших крылах стремлений

Улетаем мы в бездну неба.

 

Наше время есть трасса в Вечность,

Наши меры – поверх пространства;

И разлуки есть только встречи

На бескрайних путях Судьбы! (17)

 

31 марта 2014 г.

Новосибирск

 

 

 

Примечания:

1. Община, 93.

2. Спирина Н. Д. Капли. (Сборник стихов).

3 . Рерих Н. К. Пламя // Рерих Н. К. Пути Благословения.

4. Святая гора Афон.Валаам.http://www.isihazm.ru/?id=586

5. Соболев А. П. Памятные места Рерихов в северном Приладожье. СПб., 2009. www.cintes.ru

6. Житие Преподобного Александра Свирского. http://www.vidania.ru/saints/zitie_aleksandra_svirskogo.html

7. Рерих Н. К. Финляндия // Рерих Н. К. Листы дневника. Т 3. С. 599-600.

8. Рерих Н. К. Пламя // Рерих Н. К. Пути Благословения.

9. Там же.

10. Рерих Н. К. Письмо Е. А. Ляцкому. 21.06.1917 // Рерих Н. К. 1917-1919. Материалы к биографии. СПб., 2008. С. 43.

11. Рерих С. Н. Источник  моего вдохновения // Соболев А. П. Памятные места Рерихов в северном Приладожье. СПб., 2009. www.cintes.ru

12. Рерих Н. К. Пламя // Рерих Н. К. Пути Благословения.

13. Рерих Н. К. Властитель ночи//«Перед Восходом», 1996, № 3. С. 8.

14. Ю. В. Линник пишет (правда, без ссылок на источники): «Особый свет стоит над Святым островом. Здесь в 1918 году Елена Ивановна внятно услышала зов Шамбалы. Первые строки Учения завязались под сенью скита Александра Свирского». См Линник Ю. В. Борис Алексеевич Смирнов-Русецкий в Сортавале // Смирнов-Русецкий Б. А.Прощание с Сортавалой. Альбом. Одесса: «Астропринт», 2005. С.7.

15. Рерих Н. К. Пламя // Рерих Н. К. Пути Благословения.

16. Там же.

17. Спирина Н. Д. Перед Восходом. (Сборник стихов).

18. Каталог картин Н. К. и С. Н.Рерихов. http://gallery.facets.ru/

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

№59 дата публикации: 01.09.2014