№73 / Весна 2018
Грани Эпохи

 

 

Н. Ковалева

 

Пути русской революции

(К 100-летию Октябрьской социалистической революции 1917 года)

 

В этом году наша страна отметит столетний юбилей тех событий, которые без преувеличения можно назвать общенациональной драмой в истории России. Среди самых разнообразных оценок, которые когда-либо давались русской революции, удивительной глубиной отличается точка зрения духовных Учителей Рерихов на причины и последствия событий Октября, а также на тех, кто вершил эту историческую драму – Ленина и партию большевиков.

Ленина сейчас многие считают кем-то вроде тирана-заговорщика, организовавшего вооружённый государственный переворот, в результате которого к власти пришли люди, впоследствии залившие кровью всю страну. Многие историки высказывали мысль о том, что если бы не партия большевиков и возглавивший её Ленин, то и революции никакой не было бы. Но духовные Учители Рерихов придерживались иного мнения на этот счёт. Интересно сопоставить то, что говорится в работах Рерихов, с самыми распространёнными в наше время (но, как правило, далёкими от объективности) мнениями относительно событий Октября.

Как уже говорилось, одно из утверждений ряда современных публицистов состоит в том, что Октябрьская революция не была исторической неизбежностью; согласно этой точке зрения, если бы не Ленин с большевиками, то и революции не было бы.

С точки зрения эзотерических учений, столь крупные исторические события, как революции, не могут быть результатом деятельности одного человека, окружённого незначительным числом последователей. Все революции и войны являются следствиями национальной кармы, складывающейся в течение долгих веков. Позорное крепостничество, бесчеловечная эксплуатация рабочих масс в начальный период складывания капиталистических отношений в России накопили тяжёлую карму социальной несправедливости. Многовековой народный гнев против власть имущих вылился в события сначала февральской, а затем и Октябрьской революции 1917 года. Судьба России была предрешена, и «русский бунт, бессмысленный и беспощадный», который, вероятно, предчувствовал Пушкин, совершился бы и без Ленина и большевиков.

Ещё одна распространённая точка зрения состоит в том, что ответственность за массовый террор и жертвы революции должна быть возложена только на большевиков и Ленина, как их руководителя.

Но в действительности жертв в ходе революционных событий могло быть и гораздо больше, если бы на тот момент в стране не было политического деятеля и партии, способных направить энергию революционных масс на строительство, а не на разрушение. Тогда в России действительно произошёл бы бессмысленный и беспощадный бунт, подобный народным восстаниям прежних веков. Историческая заслуга Ленина в том и состояла, что он смог направить основную энергию мятущихся народных масс не только на разрушение старого, но и на созидание нового, разработав программу строительства нового государства. «Примите появление Ленина как знак чуткости Космоса», – говорилось по этому поводу в книге «Община».

В этой же книге о позитивных и негативных тенденциях революционных процессов сказано: «…строительство в революции является самым опасным моментом. Множество несовершенных элементов будет нагнетать построения вниз, в слои вещества отработавшего и отравленного. Только безумство мужества может обратить построение вверх, в слои неиспытанные и прекрасные содержанием новых элементов»[1].

Этот опасный разрушительный аспект революции в полной мере проявился в российских событиях Октября 1917 года (нечто аналогичное произошло и во время Великой французской буржуазной революции). Но было бы несправедливо винить в многочисленности жертв революции одного Ленина и коммунистов. Причиной разрушительных действий восставших масс была не столько идеология партии большевиков, сколько общий низкий уровень сознания народных низов в ту эпоху. Таким образом, в «тирании черни», происходившей во время революции, были повинны прежде всего все те, кто эту чернь веками угнетал, низводил до уровня рабов и тем самым лишал возможности развиваться и интеллектуально, и нравственно.

Из эзотерических учений известно, что все революции и военные действия, в силу неизбежного наличия в них разрушительного аспекта, привлекают на земной план массу негативной энергии; их отрицательный потенциал сразу же стремятся использовать антиэволюционные силы, пытаясь ввергнуть в хаос как можно большую часть общества.

В 1917 или 1918 году, размышляя о революционных событиях в России, Н. К. Рерих создал картину «Дымы мира». На ближнем плане гористой местности вдалеке мелькают тут и там фигурки людей, а из-за гор поднимаются в тревожное серо-жёлтое небо клубы дыма, словно очаги пожарищ. Спокойные голубоватые тона зимнего пейзажа нарушает ярко пятно на ближнем плане – багряный плащ персонажа картины, стоящего спиной к зрителю. Как и находящиеся неподалёку от него люди, он стоит на лыжах, но в одной руке держит не лыжную палку, а нечто, подобное копью с заострённым концом. Это копьё направлено вдаль, туда, где видны клубы дыма. Создаётся впечатление, что между этим персонажем в багряно-красном плаще и очагами полыхающих вдалеке пожарищ есть какая-то невидимая связь, словно он незримо управляет появлением на горизонте всё новых и новых очагов дыма…

 

Н. К. Рерих. «Дымы мира» 1917 (1918)

 

Вполне возможно, что Н. К. Рерих изобразил в качестве зачинщика революционных «пожаров» («дымов») иерофанта сил зла, или, во всяком случае, некий персонаж, олицетворяющий эти силы. А в дневниках Рерихов об антиэволюционных силах, которые провоцировали именно разрушительный аспект Октябрьской революции, было сказано: «Пришли демоны и сидят у костров»[2].

О революционных массах, одержимых жаждой разрушения, Н. К. Рерих писал в пьесе «Милосердие», в которой в символической форме были отражены события революции 1917 года: «Они одержимы тёмными силами. Но они их не видят! Тёмные сами!»

Так что ситуация могла быть и ещё хуже, если бы над восставшими массами не было сдерживающего начала, направлявшего их энергию на созидательные цели. Таким началом как раз и послужили Ленин с его партией и идеей строительства справедливого социального строя.

Ещё одна точка зрения состоит в том, что Октябрьская социалистическая революция не принесла стране ничего, кроме разрушения и зла. Верна ли она? В целом негативно оценивая идейно-политическую линию советского правительства после смерти Ленина, Махатмы всё же видели в попытке строительства социализма в России не только отрицательную, но и положительную сторону. Ускоренное промышленное развитие страны, внедрение обязательного образования и бесплатной медицинской помощи, а также ряд других социально-экономических изменений и реформ, направленных на улучшение уровня жизни основного населения страны, были несомненными достижениями революции.

На наш взгляд, один из главных позитивных аспектов социалистического строительства заключался в привнесении в жизнь общества новой идеологии, согласно которой главной целью деятельности государства являлось достижение социального равенства и построения справедливого социального строя (хотя на самом деле в стране формировался коммунизм не подлинный, а казарменный). Вероятно, именно поэтому Учитель М. сказал Рерихам: «Коммунизм необходим для эволюции, поэтому России честь за первый шаг»[3].

Во время поездки по Советской России в 1926 году Н. К. Рерих отметил в своих путевых заметках (вошедших затем в книгу «Алтай – Гималаи») немало позитивных сторон тогдашней российской действительности. И они были связаны, прежде всего, с мировоззрением простых русских людей. Позднее Е. И. Рерих также писала в одном из писем: «Я и Н. К. [Рерих] проникали в окрестности России во время её нового режима. Знаем все ужасы его, но должны сказать, что сдвиг в сознании народа произошёл, и это нужно понять. Народ жаждет света, он жаждет духовной пищи, но пища эта должна быть чистой, и ризы новых духовных наставников должны стать действительно белоснежными…»[4]

Но трагедия нашей страны заключалась в том, что на поворотном рубеже истории у неё не оказалось не только подлинных духовных наставников, но и прозорливых государственных деятелей, способных стать истинными преемниками Ленина.

Одно из распространённых (но при этом иллюзорных) представлений современников революции, равно как и представителей нашего поколения, состоит в том, что соратники Ленина понимали и во всём поддерживали его. Но если для Маяковского «партия и Ленин» были «близнецы-братья», то Махатма М. в сообщениях, передаваемых Рерихам, не однажды подчёркивал кардинальную разницу между вождём революции и его ближайшим окружением. Учитель М. негативно относился к деятельности большевиков, назвав их, уже после смерти Ленина, «ячейкой мелких междуразделенцев, называющих себя коммунистами…»[5] При этом Учитель позитивно оценивал историческую роль Ленина, считая его Махатмой и народным учителем. Почему? Потому что ни один из ближайших соратников Ленина по партии не обладал свойственной ему широтой и аналитичностью мышления и умением видеть историческую перспективу пути, по которому шла возглавляемая им страна.

Умение видеть действительность неприкрашенной помогло Ленину уже в первые годы советской власти понять, что русский крестьянин по натуре своей оказался мелким собственником, а не природным социалистом, как ранее считал и он сам, и все большевики. Уже тогда ему стало ясно, что материальный стимул как был, так и остался главным фактором трудовой деятельности населения, и социалистический способ распределения благ не вдохновляет широкие народные массы. В этой ситуации исключительно важным решением Ленина было введение НЭП, которое было бы спасительным для дальнейшего развития Советской России.

Ленин вовремя понял, что на современном этапе исторического развития народ не готов работать без личной материальной заинтересованности в результатах своего труда. И если бы у Ленина были достойные последователи, способные продолжить его политику в данном направлении, то судьба страны, возможно, сложилась бы намного счастливее, и один из вариантов известной теории конвергенции социализма и капитализма, возможно, смог бы осуществиться именно в нашей стране. В конце концов, именно близкий к НЭПу способ ведения экономической деятельности Дэн Сяопин много позже с успехом использовал на благо своей страны.

Однако соратники по партии не обладали свойственной Ленину гибкостью и подвижностью мышления, позволявшей адекватно оценивать социальную действительность и в соответствии с этим корректировать внутриполитический курс государства. Поэтому в ургинском издании «Общины» говорилось: «Среди чуждых ему сотрудников нёс Ленин пламя неугасимого подвига».

Смерть Ленина положила конец эпохе позитивных преобразований в стране. Ленинское окружение умело строить лишь казарменный коммунизм и, самое главное, не смогло противодействовать приходу к власти тирана.

«Надо, надо осветить положение – жестокий развал. Главное, не знают, как приняться, и боятся новых движений. Нет людей, нет мужества, нет знания. Шаблонная политика зарыла все возможности»[6] – так оценил Учитель М. внутриполитическую ситуацию в России, сложившуюся после смерти вождя революции.

Ещё в 1926 году, до утверждения у власти Сталина, Махатмы предприняли попытку передать советскому руководству предупреждение о недопустимости строительства социализма насильственными методами, и направили в Москву своих посланников – Рерихов. Помимо предупреждения, Учители предложили кремлёвскому руководству интереснейший план действий, базирующийся на ряде факторов как внутренней, так и внешней политики. В случае, если руководство страны согласилось принять этот план – это наверняка помогло бы решить ряд наиболее болезненных проблем формирующегося в России нового строя и нового государства. Но ни предупреждение, ни советы Махатм не были приняты в Москве.

В дневниках Рерихов появились записи сообщений Учителя:

«Пусть русские сами судят своё будущее. Мы ценим каждое движение к общине, но упрямство невежества нужно пережить самим. Правильно думаете, что Ленин был бы арестован сейчас»[7];

«Кроме Ленина не видим на Москве общинников»[8];

«Кажется, Ленин и некоторые его сотрудники явно мыслили, устремлялись, но тем не менее ничего из этого не вышло»[9].

Последующий же приход к власти Сталина ознаменовал собой наступление самого трагического этапа в истории нашей страны. В книге «Надземное» о драматических событиях той эпохи говорилось: «Урусвати знает, что мировые события особенно отражаются на тех, кто принимал в них участие. (…) Тот, кто направлял на путь праведный народ во время революции, теперь опечален, видя, как стремительно направляется к гибели народ»[10]. Последнее было сказано, конечно, о Ленине.

Вероятно, именно прозрения Махатм в будущую трагедию всего народа нашли отражение в лаконичных сообщениях Учителя М. Рерихам:

«Явление смерча над Москвой. <...> Число совершенных убийств не покрыть подвигом Ленина. Москву не жалейте. Сибирь одна ответит будущим построениям»[11].

«Уже знаете, какую карму готовит себе Россия»[12].

Подобная карма изживается в течение многих и многих поколений. Вполне возможно, что именно карма, созданная событиями той эпохи, лежит тенью на нашем сегодняшнем дне, таком непростом, и омрачает наш день завтрашний.

И всё же, по словам Учителей, несмотря на все драмы прошлого, у России есть надежда на великое и светлое будущее. Е. И. Рерих в своих письмах писала: «Покровительство Сил Света и знак благоденствия стоят над нашей страной. Знаем, что все события послужат лишь на пользу её, потому радость живёт в сердцах наших. Новая Россия находится под знаком Водолея, созвездия Новой Эпохи»[13].

Много вдохновенных строк о будущем нашей страны содержат сообщения Учителя М., записанные в дневнике Рерихов:

«Укажи на духовное значение будущей России»[14];

«…Россия – Моя Страна, ибо России выпал жребий, ибо Россия отдала больше всех, даже имя своё. Потому говорю о возможности всяких средств, лишь бы произошло новое обстоятельство»[15];

«Русский мужик сегодня беден – завтра велик. Святая Русь ещё ходит по дорогам. Этого наименования ни Америка, ни одна из европейских держав не может присвоить. Конечно, нет. Истинно святая, потому и трудимся на Россию. Нива русская послужит великим путям.

Новая Россия – звено Наше. Страна забитая, страна униженная, страна оскорблённая, хочу видеть тебя великой! <…>

Вижу счастливое русло России. Помогите строить Мою Страну»[16].

 

Сможем ли мы выполнить этот завет Учителя?

 

Примечания:

[1] Община, 66.

[2] Записи Учения Живой Этики. Запись от 04.09.24.

[3] Записи Учения Живой Этики. Т. 6. Запись от 28.06.25.

[4] Рерих Е. И. Из письма от 12.09.34.

[5] Записи Учения Живой Этики. Т. 8. Запись от 03.06.27.

[6] Записи Учения Живой Этики. Т. 7. Запись от 15.10.26.

[7] Записи Учения Живой Этики. Т. 8. Запись от 01.11.26.

[8] Записи Учения Живой Этики. Т. 8. Запись от 24.04.27.

[9] Записи Учения Живой Этики. Т. 8. Запись от 01.07.27.

[10] Надземное, 364.

[11] Записи Учения Живой Этики. Т. 8. Запись от 15.12.27.

[12] Записи Учения Живой Этики. Т. 8. Запись от 03.11.28.

[13] Рерих Е. И. Из письма от 08.03.38.

[14] Записи Учения Живой Этики. Т.1. Запись от 06.08.21.

[15] Записи Учения Живой Этики. Т.6. Запись от 14.12.25.

[16] Записи Учения Живой Этики. Т. 5. Запись от 19.01.25.

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

№71 дата публикации: 31.10.2017