№73 / Весна 2018
Грани Эпохи

 

 

Александр Херсонов

 

Латвийская «пекарня» Рериха
в символических картинах
трансцендентного знания

Е. И. Рерих – Ф. Д. Лукину 13 января 1934 г.

«Родной наш Феликс Денисович, получила Ваше письмо, – такое оно задушевное, содержательное и строительное. Приветствую от всего сердца все Ваши благие начинания. Мила мне очень Ваша пекарня. В понятии хлеба есть нечто священное, и не забудем, что и столь почитаемый нами Преподобный Сергий всегда сам пёк просфоры и хлеб. И работа под чтение Учения имеет в себе столько возвышающего! Самый хлеб, испечённый при таких условиях, увеличит свою питательность, пропитается целительными эманациями духовной атмосферы.Также шлю Вам, родной Феликс Денисович, и сотрудникам Вашим, помогавшим изданию книжечки о Преподобном Сергии[1] , мою самую горячую благодарность. Книжечка эта вышла очень удачной».

 

 

Часть 1. Фрагменты из «Рериховской энциклопедии»

«В 1930–4 гг. Обществом руководил Ф. Д. Лукин, в 1934–6 гг. – К. И. Стурэ, в 1936–40 гг. – Р. Я. Рудзитис. Сначала оно именовалось Обществом друзей Музея им. Рериха (Нью-Йоркского) в г. Риге/Латвии (Rericha Muzeja Draugu biedriba Latvija), но со временем устроило и собственный музей (бесплатный; открыт 10.10.1937 г. – в день начала работы Первого конгресса Прибалтийских обществ Рериха)…»

«…Наиболее активный из европейских рериховских центров. Рига шефствовала над другими прибалтийскими обществами и группами. Официально Общество было открыто 13.10.1930 (некоторые считали от 8.10 или 17.10.1930; учредительное собрание прошло 5.8.1930). Выросло из кружка В. А. Шибаева и Ф. Д. Лукина, который существовал с 1926 г. Были отделения Общества и в других городах Латвии: в Вентспилсе (Виндаве), Даугавпилсе (Двинске), Тукумсе, Руэне, Валке.

В неофициальных упоминаниях чаще использовалось название "Общество Рериха» – для сокращения, а затем и в связи с предательством в Нью-Йоркском Музее. 1.5.1938, в связи с переменой законодательства, было выбрано официальное имя "Общество Музея Рериха". Перерегистрировано Общество было в январе 1939 г.

«По уставу были провозглашены задачи ознакомления населения Латвии с художественными и научными трудами Рериха, развития духовной культуры, укрепления этики жизни, усиления дружбы и сотрудничества народов на поприще культуры, в связи с чем были предусмотрены культурно-просветительные подразделения. Доклады в основном готовили собственными силами, изредка выступали приглашённые лектора. Работали секции религиозно-философская (изучение Учения Живой Этики и Учений восточных; практиковалось в основном совместное чтение книг Агни-Йоги и писем Рерихов, составление тематических рефератов по Учению, доклады о высокодуховных индивидуальностях – деятелях культуры), Пакта Рериха и Знамени Мира (пропагандировали соответствующие идеи…»

«Печатать новые книги Учения в Риге начали 19.9.1935) около 50 книг, в том числе серию Учения (латышские переводы литографическим способом ещё с 1929), "Тайную Доктрину» Е. П. Блаватской, "Письма Елены Рерих", "Знамя Преподобного Сергия Радонежского", сборник "Zelta gramata»(1938; по материалам конгресса), другие книги Е. И. Рерих, Н. К. Рериха и о нём…»

«...Но после включения Латвии в СССР, по указу от 5.8.1940 о закрытии обществ несоциалистической направленности, Общество с музеем ликвидировали, книги и мебель распродали на аукционе (почти все книги выкупили рериховцы), картины передали в Рижский городской художественный музей (в постоянной экспозиции выставлены с 1956 г.), библиотеку – Госбиблиотеке».

«…В октябре 1988 г. Общество было официально воссоздано, 17.11 прошло торжественное открытие».

 

 

Часть 2. Картины-символы важнейших дат становления «Рериховского общества»

Астрология, эта величайшая из наук, дающая людям ключ к совершающимся и грядущим событиям, осмеяна невеждами, как некогда осмеивались все великие открытия, на которых сейчас зиждется все благополучие потомков этих невежд.

Из письма Е. И. Рерих от 19.08.37

 

Для целей исследования из вышеизложенного насчитываем пять дат (они выделены). Официально Общество было открыто 13.10.1930 г. На эту важнейшую дату построим символический гороскоп рождения и получим следующие отправные данные: Солнце в 19-м градусе знака Весы, Момент рождения в 9-м градусе знака Стрелец, Слава и Репутация в 17-м градусе знака Весы, Вхождение в общественные отношения в 10-м градусе знака Скорпион.

Картина-символ Солнца вначале озадачивает: «Шайка разбойников в бегах». Этот выразительный символ, думаю, не станет шокировать читателя, если добавить, что под ним подразумевается психоаналитиком «протест против дисгармонии социальных привилегий». Некогда Русь знала таких разбойников, как Емельян Пугачёв, Стенька Разин, Пётр Болотников, борцов с несправедливостью русской жизни. Беглых людей, искателей правды, распределителей материальных благ в пользу «униженных и оскорблённых». Возникшее Общество Рериха тоже выразило протест, но протест иного рода, протест социальный, духовный: против закоренелого и убогого засилья материального, против пренебрежения духовным. Вот что по поводу символизма картины пишет психоаналитик: «Протест против неуравновешенного общества с его жестокой стратификацией может рассматриваться как позитивный фактор, даже если он бросает вызов принципам порядка, потому что это проявление в индивидуумах динамических качеств и воли к трансформации. Иначе говоря, это тень идеала «необладания». Вопрос в том, насколько действенен и эффективен этот род протеста».

Общество Рериха действительно «бросало вызов принципам установленного порядка», потому и прекратило существование в августе 1940 года. Насколько «действенен и эффективен род протеста» Общества, можно судить из «Рериховской энциклопедии».

Главное, что подчёркивается в символизме Дэйна Радьяра, заключается в следующем: «В одиночку индивидуум не может произвести реальных изменений в социальном сознании, нужно сформировать группу, ключевое слово – групповой протест».

 

Перед нами основатели и руководители Латвийского общества Н. К. Рериха:

 


В. А. Шибаев
(1898–1975)

Ф. Д. Лукин
(1875–1934)

Р. Я. Рудзитис
(1898–1960)

 

 

Картина-символ Момента рождения Общества такова: «Мать ведёт маленького ребёнка шаг за шагом по крутой лестнице».

Как видим, символизм картины удивительно точным образом отражает суть рождения Общества Духа: «Необходимость в любой социальной ситуации помогать менее развитым справиться с проблемами, разрешение которых общество требует от своих членов». Именно такова трактовка психоаналитика представленной выше картины-символа. Таким образом, в ситуации рождения Общества заложена «социальная забота о менее развитых».

Картина-символ Репутации Общества: «Морской капитан в отставке смотрит на корабли, которые входят в гавань и выходят из неё». В данном случае символизм указывает на «способность обрести объективное и спокойное понимание человеческого опыта, в который когда-то был глубоко вовлечён». Вовлечён некто. Кто же? Н. К. Рерих? Его последователи? Символический «морской капитан», который «провёл свой корабль через бури и штили сознания» и который в данной ситуации «смотрит и знает, а другие учатся», не кто иной, как Н. К. Рерих. Опираясь на славу и репутацию Н. К. Рериха, собирается строить планы и осуществлять деятельность Общество его имени. Итог таков: «Спокойный ум выше борьбы и побед». Спокойный ум Н. К. Рериха выше борьбы и побед.

Вхождение в общественные отношения Общества знаменуется картиной-символом: «Товарищеский ужин собирает старых друзей». Речь идёт об «обертонах человеческих отношений, основанных на общности работы и опыта». И этот символ как нельзя лучше соответствует изучаемому событию, поскольку «символ изображает связь людей, участвовавших в каком-то общем деле». Известно, что это за «дело». Это «дело» жизни Н. К. Рериха, дело распространения по всему миру Учения Живой Этики. По поводу символизма картины Дэйн Радьяр пишет: «Общая деятельность порождает социальное сознание, и культурные паттерны, перерастающие в институты, возникает «групповая личность», обнаруживающая характерные черты и порождающая коллективные эмоции и ценности». И тем самым «подчёркивается ценность товарищества». Что беспрестанно подчёркивалось в письмах, почти в каждом письме, Е. И. Рерих в адрес латвийских и американских сотрудников. Итак, общество Рериха предстаёт, как некая «групповая личность». И тогда, в 30-х годах ХХ века в Риге, и сегодня в XXI веке в рериховском движении по всей России, да и по всему миру. Увы, обозначенная выше «групповая личность» сегодня не имеет твёрдого и ясного образа, зачастую представляется расплывчатой и спорной…

Из «Рериховской энциклопедии» не вполне понятно, из каких соображений в становлении Общества указаны даты близкие к рассмотренной с помощью гороскопа выше. Это 8 и 17 октября 1930 года. Однако, автор «выявил «символизм картин и упомянутых дат и пришёл к определённому благоприятному выводу. Так, Момент рождения Общества на 8 октября открывает картину-символ в 6-м градусе знака Стрелец: «Игра в крикет». Казалось бы, какое отношение может иметь этот символ к рождению Общества Рериха? Однако, вопрос снимается, если иметь ввиду ту расшифровку, которую даёт психоаналитик: «Развитие искусности в групповых ситуациях, испытывающих коллективные цели». Чтов свою очередь указывает на «важность групповой солидарности». Здесь же имеется картина-символ Репутации Общества в 11 градусе знака Весы: «Профессор, внимательно рассматривающий студентов поверх очков». В чём следует усматривать «проблемы, связанные с передачей знания в специальном культурном контексте». И мы знаем, что такие проблемы возникали, и возникали не однажды, что следует из переписки Е. И. Рерих с руководителями Латвийского Общества Рериха. Здесь же выявляется картина-символ Вхождения в общественные отношения в 6-м градусе знака Скорпион: «Золотая лихорадка» отрывает людей от родных земель». В символизме психоаналитику видится «страстный поиск новых ценностей, которые, на каком бы то ни было уровне обещают более изобильную жизнь». Понятно, что в данном случае это страстный поиск духовных ценностей…

Не менее выразительны картины-символы гороскопа, составленного на 17 октября. Так, картина-символ Солнца в 23 градусе знака Весы выявляет «Петушиный крик, приветствующий восход солнца». Не правда ли, вполне убедительная картина-символ в плане обустройства Общества Рериха? Картина-символ, за которой стоит «забота простых душ о благополучии и счастье менее развитых существ, которые жаждут жизненного обновления». Именно таково прочтение картины-символа Дэйном Радьяром! Впечатляет и картина-символ Момент рождения Общества в 12-м градусе знака Стрелец. Символ, как говорится, «попадает в яблочко» рассматриваемой ситуации: «Флаг превращается в орла, орёл – в петуха, приветствующего рассвет». Читатель, конечно, заметил, что в отношении Общества Рериха автором обнаружены две независимые «петушиные картины». И это замечательно! Поскольку петух, «приветствующий рассвет», далеко не «мокрая курица», усевшаяся на насесте… Последняя картина-символ раскрывает «Одухотворение и распространение символов новой эры в умах, чувствительных к предвещающим её проявлениям». Можно ли лучше и точнее выразить сущность того, чем планировало заниматься Общество и какие виды строить на будущее? И, наконец, последняя картина-символ, картина Вхождения в общественные отношения в 13-м градусе знака Скорпион: «Изобретатель выполняет лабораторный эксперимент». В картине видится «стремление к достижению, лежащее в основе цивилизации». Какое же достижение в данном случае должно лежать в основе цивилизации с точки зрения трансцендентного знания? Таким достижением является Учение Живой этики, которое распространяли по всему миру сотрудники Н. К. Рериха, и в первую очередь сотрудники Латвийского общества.

Подведём итоги. Автором рассмотрены десять картин-символов дат, лежащих в основании Общества Рериха. И все они, «как один», соответствует сути происходящего события. Правда, имеется ещё одна дата – дата Учредительного собрания Общества. Дата «первого шага» на пути к Рериху, от которого, по-видимому, не следует ожидать значительного содержания. Так оно и есть! Картины-символы ранней даты, а именно 5 августа 1930 года, подтверждают предположение автора. Судите сами.

В картине-символе Солнца означенной даты в 12-м градусе знака Лев усматривается (всего лишь) «Вечеринка взрослых людей на лужайке, освещённой разноцветными фонарями». По мнению психоаналитика, это не что иное, как «групповой отдых в модной обстановке как уход от рабочей рутины». Возможно. В первом организационном собрании будущих членов Общества Рериха вряд ли можно усматривать решение каких-то серьёзных вопросов, обсуждения каких-то фундаментальных проблем.

Не менее интересно, каким образом выглядит в ситуации «первого шага» картина-символ Вхождения в общественные отношения в 10-м градусе знака Дева. Картина-символ весьма любопытна: «Две головы, выглядывающие поверх теней». В символизме речь идёт о «росте истинного понимания, рождающегося из преодоления дуальности даже при погружении в мир дуальности». В заключении поясним непростую для понимания картину-символ суждением психоаналитика: «В глубоком философском смысле мы видим здесь ум, стремящийся выйти даже за ту тень, которую он сам бросает на весь опыт, то есть самотрансцендирующую деятельность ума». Такова она, весёлая вечеринка на лужайке! Вечеринка, в которой можно усмотреть черты нарождающейся «социальной моды». «Моды», столь трудно и драматично пробивающей дорогу в жизнь.

В последующей публикации «Латвийская «пекарня» Рериха в символических картинах трансцендентного знания» в соответствующих датах мы обнаружим и рассмотрим новые картины-символы: символы открытия Музея Рериха, печатания книг УЖЭ, указов о ликвидации и восстановлении Общества Рериха.

 

 

Примечания:

[1] Знамя Преподобного Сергия Радонежского. Рига, 1934.

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

№68 дата публикации: 01.12.2016