№73 / Весна 2018
Грани Эпохи

 

 

Юрий Алянский

 

Загадки одной коллекции

Когда мы думаем о тайнах и загадках, которых ещё полным-полно на нашей земле, то, вероятно, меньше всего вспоминаем о музеях, где, казалось бы, всё давно известно, ясно, очевидно. В тихой обители экспозиционных залов висят знаменитые, давно знакомы полотна, стоят не раз виденные на репродукциях статуи, и секретов тут никаких не предвидится.

Всё это не так. Вот Русский музей в Ленинграде. В течение полутора десятков лет ведётся здесь работа по составлению генерального каталога всех сокровищ знаменитых коллекций русского национального искусства, хранящихся в прекрасном здании Карла Росси. В одном только каталоге живописи, который займёт два увесистых тома общим объёмом в сотню печатных листов, останется, как рассказал научный редактор этих томов Георгий Смирнов, около восьмисот работ неизвестных художников, около тысячи портретов неизвестных лиц. И это – при том, что в процессе подготовки томов удалось сделать около тысячи уточнений и прояснений.

А сколько ещё в Русском музее (как и в других сокровищницах мира) нераскрытых рисунков, акварелей, икон, произведений народного искусства. Заведующая отделом народного искусства музея Ирина Богуславская долгими месяцами, а порой и годами занимается расследованиями причудливой судьбы какого-нибудь старинного подзора из Карелии или столешницы-скатерти из Белозерского края. Реставраторы-графики опускают в свои растворы листы пожелтевшей бумаги, порой ещё не зная, какое изображение «проявится» на них после удаления вековой грязи. Специалисты по хранению произведений искусства совместно со стекольщиками, химиками, микологами бьются над созданием такого стекла, какое способно было бы предохранить бумагу от губительного воздействия света.

О том, как возникают в музее свои тайны, как трудятся над их раскрытием учёные, здесь и пойдёт рассказ.

 

Особое место в Русском музее занимает отдел скульптуры. Это самое богатое собрание произведений русской скульптуры в Советском Союзе. Отделом сорок пять лет руководит старейший сотрудник музея Григорий Преснов, много сделавший для постоянного пополнения коллекций скульптуры.

Эта коллекция не только весьма значительна по объёму – около двух тысяч произведений – но и разнообразна по составу. В музее можно найти все виды и формы пластического искусства – от уникальных значков и медалей до знаменитых памятников прошлого.

Сейчас Преснов занят в числе других вопросов одной из загадок Зимнего дворца.

В 1910 году при постройке здания в одном из центральных районов Петербурга, роя котлован, рабочие неожиданно наткнулись на… кладбище скульптуры. В земле лежали какие-то каменные фигуры, части фигур, особенно много голов. Тогда же всю эту обширную находку перевезли на территорию Русского музея и свалили в примыкающем к его зданию Михайловском саду.

Занялись ими уже после революции по инициативе того же Преснова. Откуда взялись эти статуи? Где они стояли? Кто их создал? И вот недавно выяснилось, что сначала одна из голов, а потом и другие фрагменты найденной скульптуры совпадают с сохранившимися изображениями статуй, украшавших в шестидесятых годах восемнадцатого века незадолго перед тем построенный Зимний дворец.

Зимний дворец явился последним крупным созданием выдающегося архитектора Варфоломея Растрелли. В первоначальном виде дворец до нас не дошёл: в 1837 году он горел, был восстановлен, неоднократно перестраивался. Однако изменения обычно касались внутренних помещений. Внешний же облик здания архитекторы старались сохранить. Сейчас на кровле дворца, по законам барокко богато орнаментированного, установлены чеканные статуи, сделанные в самом конце девятнадцатого века. Но куда девались те, другие статуи из пудожского камня, которые, как известно, украшали здание Растрелли и были сделаны под его непосредственным руководством? Сотрудники отдела скульптуры установили, что их-то и нашли строители в 1910 году сложенными в котлован. Несколько фрагментов этих статуй вошли сейчас в экспозицию музея.

Но загадка остаётся. Известно, что статуй тогда было 174, что рубили их русские мастера каменных дел, талантливые резчики. Историки искусства знают их имена. Однако имена скульпторов-посредников между Варфоломеем Растрелли, определившим характер статуй, и резчиками по камню пока неизвестны.

Обширный отдел скульптуры музея включает в себя секцию нумизматики. Её собрания чрезвычайно интересны. Несколько частных коллекций монет и медалей поступили в музей ещё семьдесят лет назад, при его открытии. А ордена, жетоны, всевозможные знаки здесь начали собирать гораздо позднее – уже после минувшей войны. И всё-таки собрание этих произведений ювелирного искусства, которое, как и другие коллекции музея, отражает некоторые грани общественной жизни страны, разумеется, оставляет немалое поприще для поисков. В дни, предшествовавшие семидесятилетнему юбилею музея, здесь была открыта выставка новых поступлений. О двух удивительных её экспонатах, представленных секцией нумизматики, следует рассказать.

Обычная с виду бронзовая медаль с изображением тюремного замка и человеческих фигур на его фоне вряд ли сразу привлечёт внимание зрителей. Между тем медаль уникальна.

Императрица Екатерина II при своём восшествии на престол решила освободить заключённых. В честь этого события и была выбита памятная медаль. Нумизматам хорошо известна аналогичная медаль, выпущенная по тому же поводу Елизаветой Петровной. Но на этот раз, в 1762 году, при Екатерине, тиража медали почему-то сделано не было. И вот экземпляр её – возможно, пробный – недавно попал в музей. Таким образом медаль, сделанная известным скульптором-медальером Пьером Луи Вернье, в первый же день своего появления на свет оказалась редкостью.

А в соседней витрине среди всевозможнейших русских нагрудных знаков, выпущенных по случаю исторических событий, а также различными ведомствами, обществами. Учебными заведениями России, находится знак из обычной жести.

Его появление непосредственно связано с днями свержения самодержавия во время Февральской буржуазно-демократической революции 1917 года. 27 февраля против царизма восстали солдаты лейб-гвардии Волынского полка. В связи с этим сразу же было выбито какое-то число – может быть, десятки – нагрудных знаков, особенность которых, кроме всего прочего, заключалась в том, что каждый был именным. На лежащем в витрине музея экземпляре стоит: «27 февраля 1917 г. Муретов – волынец».

Неразрешённые загадки в искусстве – наследие не только прошлых веков. Обратимся к нашему времени.

В 1960 году в Русский музей поступила коллекция картин замечательного русского художника Николая Рериха – 355 работ, написанных в Индии в период между серединой двадцатых годов и декабрём 1947 года – датой смерти художника. Эти работы были завещаны Рерихов Советскому Союзу.

Картины были показаны в Москве, Риге и других городах страны, а потом поступили в Русский музей. Встал вопрос о включении их в готовящийся каталог живописи. А как это сделать, если даты создания этих полотен либо явно неверны, либо неизвестны? Между тем знать их точно – дело в музейной практике да и вообще в искусствоведении немаловажное. Сын художника, Юрий Рерих, профессор-востоковед, привёз из Индии вместе с полотнами и авторские списки картин. Вскоре, однако, они были утеряны.

Выявлением всех связанных с этим делом вопросов занялась сотрудница Русского музея – кандидат искусствоведения Валентина Князева. Незадолго перед тем она впустила в свет книгу о Николае Рерихе и, разумеется, отлично знала, что не только в советских музеях, но и в других музеях мира картины Николая Рериха зачастую не датированы – художник не любил обозначать время создания своих вещей.

Рассматривая картины, Князева обнаружила, что на каждой из них, точнее – на задней стороне подрамника стоит какой-либо геометрический знак, явно поставленный здесь самим художником: треугольник, квадрат, кружок, иногда - горизонтальные чёрточки: две, три, четыре.

Князева решила попытаться отыскать пропавшие списки. Она обратилась к родственникам художника, к некоторым частным коллекционерам – и несколько копий пропавших списков нашлось. Находка имела немаловажное значение, но не решала вопрос.

Князева была хорошо знакома с другим сыном Николая Рериха – Святославом Рерихом, художником и искусствоведом, живущим в Индии. Сотрудница Русского музея вступила с ним в переписку и рассказала про обнаруженные ею таинственные значки. Открытие советского искусствоведа чрезвычайно заинтересовало Святослава Рериха и он, стараясь помочь делу, сообщил Князевой свои соображения о датировке картин отца.

Князева между тем продолжала исследовать копии списков. И вот в нескольких, очень редких случаях она обнаружила, что та или иная картина помечена художником одновременно и значком, и датой. Это был важный шаг вперёд, пожалуй, даже ключ к таинственному шифру.

Сейчас сотрудница Русского музея продолжает свою увлекательную работу. Когда этот труд будет завершён , появится датировка картин выдающегося художника – тех, что находятся в наших и многих других зарубежных художественных музеях .

…И в музеях есть свои тайны. Их достанет ещё на многие поколения искателей.

 

Опубликовано: Газета «Советская Латвия», №135 от 12.06.1968 г.

 

 

Послесловие

В письме Зинаиде Григорьевне Фосдик от 10.09.1968 г. Павел Фёдорович Беликов пишет: «Прилагаю для Вас ещё одну вырезку относительно датировок картин Н. К. [Рериха] Писала ли Вам Валентина Павловна [Князева] подробнее по этому вопросу? Она готовит сейчас специальную статью о датировках в связи с обнаруженными на картинах знаками и номерами. Однако, далеко не всё ещё ясно, и лично мне думается, что знаки и номера имеют, кроме годов, ещё другое значение. Ведь имеются картины, на которых проставлены и год, и знак с номером, и много картин, на которых ни знаков, ни номеров нет, между тем известно, что они написаны именно в тот год, в который картины отмечались знаками и номерами. Поэтому возникает сомнение в целесообразности частичного обозначения знаками и номерами картин, если они должны были обозначать исключительно год и порядковый номер картины в данном году. Приходилось ли Вам с этой проблемой сталкиваться, и есть ли в Вашем музее картины с аналогичными знаками и номерами?»

Отвечая на вопрос П. Ф. Беликова, З. Г. Фосдик в ответном письме сообщает: «В виду того, что Вы спрашиваете о датировке картин Н. К., посылаю Вам здесь копию бумажной этикетки, которая наклеена на всех 42-ух картинах. Наш реставратор сделал для меня эту бумагу со всеми числами и номерами - они на оборотной стороне каждой картины. Вы заметите некоторые мои пояснения, как то: какие номера меняются и какие постоянны. Знаков на этих картинах нет, лишь номера. <…> На всех же других картинах в музее нет возможности что-либо найти, ибо они все под стеклом и в рамах. Они тщательно заклеены с оборотной стороны плотной бумагой, против пыли. Мы обыкновенно ставим на картинах название, год и номер. Часто также указывается размер картины. Может быть, Вы найдёте в личных записях Н. К. указания на специальные знаки на некоторых картинах и пояснения их. Ведь Ю. Н. [Рерих] привёз с собой, я уверена, подробный список всех картин Н. К. с полной информацией - неужели это пропало? Вал. П. [Князева] мне о датировках картин не писала, но Вы можете передать ей эту бумагу, со всеми пояснениями».

 

На вырезке из газеты, где напечатана статья корреспондента АПН Юрия Алянского «Загадки одной коллекции», посланной П. Ф. Беликовым З. Г. Фосдик, вверху рукою П. Ф. Беликова написано: «”Советская Латвия”, 1968, 12. VI N135. Статья публиковалась также в Ленинградской газете “Смена” [Газета «Смена» (Ленинград). 1968. 22 мая.]».

 

Использованы материалы архива Музея Николая Рериха (Нью-Йорк, США).

 

Публикация А. Н. Анненко.

 

Примечания:

[1] Князева В. П. Николай Константинович Рерих. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Искусство, 1968. – 46 с.: ил.

[2] См. Князева В. П. О датировке произведений Н. К. Рериха последнего периода творчества. Государственный Русский музей. Современный художественный музей. Проблемы деятельности и перспективы развития. Сборник научных трудов. Ленинград, 1980. http://soratniki.narod.ru/book/kniaz.pdf

[3] Дополнительные материалы по этой теме:

1) Выступление О. В. Румянцевой на пресс-конференции «Судьба наследия Рерихов: правда и вымысел». Государственный музей Востока, 25 сентября 2007 г., http://lebendige-ethik.net/forum/archiv/viewtopic.php?t=977:

«В результате серьёзной исследовательской работы мы выяснили точные названия многих картин, что было утверждено фондовой комиссией. Например, более 40 маленьких горных пейзажей имели по списку название «Гималаи» без каких-либо ещё сведений. Но мы обратили внимание на то, что если посмотреть на обороте, то там стоит геометрический значок с неким номером в середине. Затем Владимир Васильевич Соколовский, составитель каталога художественного наследия Николая Рериха, обнаружил на квартире Юрия Николаевича Рериха списки картин, сделанные самим Николаем Константиновичем. В результате он-то и раскрыл тайну загадочных значков с номерами на оборотной стороне картин. Оказалось, что геометрический значок означает год написания картины, а номер соответствует названию картины по авторскому списку этого года. В итоге мы обозначили картины их правильными изначальными названиями. Так, у одной картины из серии «Гималаи» оказалось название «Серебряное царство», а у другой – «Гималаи. Розовый восход» и т.д. Так что, вот такая большая работа была сделана. Позднее известная рериховед из Русского музея Валентина Павловна Князева опубликовала в музейном сборнике специальную статью на эту тему».

2) «Рериховская энциклопедия. Каталог картин Н. К. Рериха.» http://roerich-encyclopedia.facets.ru/kartiny.html:

«Что касается выяснения дат и названий картин, не всегда учитывалась такая кодировка Н.К. последнего десятилетия жизни: "На обратной стороне каждой картины был номер со значком (или круг, или два круга, или треугольник, или квадрат); если Вы мне пришлёте эти обозначения, то я смогу Вам дать первоначальные и точные названия картин" [Листы Дневника , 2.8.40]. <…> Кодировка 1937-47 гг. расшифрована в статье В. П. Князевой (см. сборник "Современный художественный музей. Проблемы деятельности и перспективы развития" (Л., 1980)). В той же статье были впервые опубликованы авторские списки за 1937-41, 1943, 1946 годы».

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

№53 дата публикации: 08.03.2013