№72 / Зима 2017-2018
Грани Эпохи

 

 

«Не кулачные бои, но творцы будут гордостью страны» – в этой строке из книги «Община», – как и в названии самой книги, – есть достаточно информации для того, чтобы люди, где бы они ни жили, задумались о том, чем по сути может гордиться их страна, и как развивать в народе творческое отношение к жизни. Конечно, первое, о чём подумает практически любой житель планеты, будет школа. И, действительно, если не принимать во внимание единичные случаи индивидуального обучения, то школа и есть то самое место, где вне семьи дети получают первые навыки общины, то есть навыки общения и сотрудничества. Иначе говоря, именно те навыки, которые во многом будут определять их взрослую жизнь. Это утверждение вполне отражает сложившуюся ситуацию, даже в том случае, когда в школе не поощряется сотрудничество и насаждается всякого рода соперничество. Разница лишь в том, что навыки, полученные детьми в такой школе, сделают из них “кулачных бойцов”.

 

Всё более очевидным становится тот факт, что не конкуренция и борьба за выживание, а сотрудничество являются неотъемлемым условием жизни. Логично было бы предположить, что именно сотрудничество, – как по своей форме, так и по содержанию, – должно стать таким же неотъемлемым условием школьного образования. Но, с тех пор, когда в конце XIX-го века, теософия восстала против вдалбливания человеку с самого начала его жизни, что "я" – низшее, личное, животное "я" – и есть единственная цель и реальность жизни, в образовательной системе мало что изменилось. Точнее говоря, изменения, произошедшие в системе образования, окончательно превратили её в место для тренировки физической памяти.

 

Труды великих педогогов свидетельствуют, что необходимость перемен в образовании назрела задолго до того, как о ней открыто заявили теософы. Но для того, чтобы из несознательной общины, которая лишь вырабатывает приемлемый вид общежития, школа могла вырасти до творческой мастерской единомышленников, умеющих не только жить в гармонии с окружающим миром, но и способных работать на блага народа и страны, следует обратиться к практическому знанию, собранному в книге «Община». В частности, там выделены шаги, с которых следует начинать, а именно: восстановить утраченное понимание основных понятий; утверить в школе уважение к произносимому слову; связать воедино получение прикладных знаний и изучение таких предметов как история и философия. И это лишь первые шаги!

 

«Всякое рабство есть признак темноты», – говорится в «Общине», и там же сказано, что без путей красоты не может быть образования. Поэтому и в школах не может быть место насилию. Кроме того, стоит отдельно отметить катастрофическую быстроту, с которой распространяется по планете одержимость всевозможными машинами и гаджетами[1]. Остановить эпидемию машинного рабства нужно именно в школе, научив детей уважать полезные изобретения, отличая их при этом от бесполезных и вредных. Всё перечисленное немыслимо без учителя, роль которого – быть наставником и другом, способным показать молодёжи кратчайший и лучший путь к познанию. Учитель не только с любовью поможет обдумать свой предмет, но и знает, как из каждой вещи сделать соучастницу счастливой жизни.

 

Однако есть ещё и государство, без помощи которого невозможно в полной мере реализовать все приведённые выше перемены.

 

«Государство, направленное к созиданию, к позитивному решению житейских проблем, не может игнорировать положение учителя. Игнорируя положение педагога, государство будет игнорировать положение всего своего юношества. Конечно, педагог, погружённый в образовательную, требующую сосредоточения работу, является наименее протестующим элементом, разве что он будет вынужден это сделать какими-либо безысходными бедствиями. Ведь люди хотят, чтобы учитель не только преподавал хорошо, чтобы не только обладал постоянно пополняемыми сведениями, но чтобы учащиеся любили своего учителя. Любовь неразрывна с уважением, и само государство обязано создать для педагогов особо уважаемое положение. Невозможно резко делить педагогов на низших и высших, ибо синтез науки всюду высок и надо положить много времени и сосредоточенных усилий, чтобы усвоить и остаться на гребне этого синтеза знания» // Николай Рерих "Учительство".

 

Именно так: игнорируя положение педагога, государство игнорирует положение всего своего юношества! Но, даже если сейчас государственные деятели разных стран не вполне осознают стоящую перед ними задачу улучшения образования, неуклонный рост проблем, порождённых нашей цивилизацией, на деле покажет, что именно творцы были, есть и будут гордостью любого народа.

 

Медлить нельзя!

 

С уважением ко всем нашим авторам, читателям и участникам форума,
редакция этико-философского журнала Грани эпохи

 

[1] Гаджет (от англ. gadget) – модная безделица, без которой легко можно обойтись. Прим. редакции.

 


 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

№71 дата публикации: 01.09.2017