№72 / Зима 2017-2018
Грани Эпохи

 

 

Елена Уварова

 

Тайна "Моны Лизы"

Леонардо да Винчи (1452-1519) – один из величайших художников всех времён. Интерес к нему не исчезает, а в каждом веке пробуждается всё с новой силой. В Лувре, в зале с портретом "Моны Лизы", не иссякают толпы туристов, их притягивает улыбка самой загадочной женщины нашего мира.

Существует много версий, кто изображён на полотне, но все они не объясняют тайны притягательности этой картины. И эта притягательность будет вечной.

Сам художник был человеком необычайной глубины с редким талантом наблюдателя. "Природа так обо всём позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться", – говорил мастер. Всю свою жизнь Леонардо не расставался с записной книжкой, в которой отмечал всё, что казалось достойным его внимания.

Благодаря познаниям в различных областях науки, он пришёл к выводу, что любой предмет или объект – это целое, которое всегда состоит из частей, соразмерность которых при объединении в единое целое и есть то, что называют гармонией. Оказалось, что понятия "красота", "гармония", "природа" неразрывно связаны. Их объединяет закон, следуя которому образуются различные формы в природе – от далеких звёзд до пыльцы на лепестках цветков. Этот закон можно выразить языком цифр, а его применение служит ключом к достижению красоты и гармонии создаваемого мира форм.

Своё открытие он назвал "Золотое сечение, или Божественная пропорция". В античном мире, в Греции и Египте, этот закон уже был известен и широко использовался в различных видах искусства. Леонардо открыл вновь этот забытый в Средние века закон. После смерти мастера появился трактат "Золотое сечение". Книга написана на языке математики и физики.

Леонардо в течение своей жизни серьёзно изучал химию, ботанику, геологию, анатомию, астрономию, оптику. Но основной для него всё же была живопись, посредством которой мастер стремился выразить красоту и гармонию окружающего мира. Образы Леонардо загадочны и в то же время удивительно жизненны, хотя можно сказать, что именно жизнь преподносит нам огромное количество загадок.

Художник, по мнению Леонардо, воссоздаёт природу на полотне и в то же время превосходит её, "придумывая бесчисленные формы животных и трав, деревьев и пейзажей". Мастер говорит о фантазии как о следующей ступени мастерства: "Там, где природа кончает производить свои виды, там человек начинает из природных вещей создавать с помощью этой же самой природы бесчисленные виды новых вещей". Со страниц своих рукописей Леонардо призывал художников развивать своё воображение.

Мастер во многом превосходил современников и поэтому приковывал всеобщее любопытство. Они отмечали, что он был высоким, красивым человеком. Он замечательно пел, танцевал, играл на лире, был остроумным рассказчиком, обладал прекрасными манерами и буквально очаровывал людей лишь своим присутствием. Именно потому большинству из них он был непонятен, инстинктивно его считали опасным, обвиняли в служении дьяволу. Этим только подтверждалось, что жизнь гениев всегда нелегка. Так люди со средним мышлением противятся тем, кто пытается просветить, поднять их уровень сознания.

На написание этой статьи вдохновила замечательная авторская программа уже ушедшего от нас искусствоведа Паолы Волковой "Мост над бездной", посвящённая Леонардо да Винчи. Её глубокие, во многом прозорливые размышления вплотную подвели к пониманию самых загадочных картин Леонардо.

В самом конце XV – начале XVI века Леонардо да Винчи узнаёт нечто – великую тайну, о которой рассказывает в своих картинах, ничего не объясняя зрителям. Тогда и появляются три величайшие его картины – "Мадонна с веретеном" (1501), "Мона Лиза" ("Джоконда", 1503) и "Святая Анна с Марией и младенцем Христом" (1510). Возможно, художник и приходил в этот мир, чтобы оставить человечеству три вышеперечисленных шедевра.

На картине "Мадонна с веретеном" мы видим младенца, держащего веретено в виде распятия. Распятие напоминает о будущей судьбе Христа. Вся фигура Марии выражает любовь к ребёнку. Её глаза пристально и мягко глядят на него, рука приподнята в оберегающем жесте.

На картине мы видим два разных пространства – земное и вышнее.

С момента написания "Джоконды" и до конца своих дней Леонардо будет с ней неразлучен. Эта небольшая по размеру картина, всего 77 на 53 сантиметра, производит незабываемое впечатление.

На губах Джоконды мы видим едва уловимую улыбку сочувствия, понимания, знания того, к чему мы даже пока не способны.

Джоконда сидит в кресле. На картине мы также видим два мира. Джоконда принадлежит обоим пространствам.

На полотне "Святая Анна с Марией и младенцем Христом" Анна, мать Марии, – центральная фигура. Она написана на фоне неземного ландшафта. Мария, хотя и сидит на коленях Анны, не видит Анну, не подозревает о ней. Фигура Марии не выходит из пространства Земли. Всё внимание Марии поглощено младенцем, который пришёл на Землю, находится в её сфере.

Благодаря многослойной живописи, создающей эффект дымки, который Леонардо назвал итальянским словом "сфумато", художнику удалось создать на полотне атмосферу нежности и неразгаданной тайны. Христос обнимает ягнёнка, символизирующего его будущие страдания, а Мария пытается сдержать его.

Что же объединяет эти три картины?

На всех этих картинах у Марии, Джоконды и Анны на голове траурная повязка, волосы распущены. Это указывает на их вдовство, одиночество. И вообще – у этих женщин одно лицо, одна улыбка. Леонардо посвятил свои самые выдающиеся произведения одной женщине!

Однако кого была достойна кисть столь совершенного мастера?

Знание многих вещей, о которых помнили в древности, люди, к сожалению, утратили, но стали ли от этого счастливей?

В древности люди прекрасно знали, что везде существует Закон аналогии. Как на небе, так и на Земле. Каждый человек имеет отца и мать. Также наша планета имеет своего Небесного отца и свою Небесную мать.

На Руси её называли Царицей Небесной – защитницей и заступницей всех людей. В Криптограммах Востока её называют Матерью Мира.

Леонардо посвящал свои картины этой великой представительнице женского начала!

Почему же она одинока и изображена с траурной повязкой на голове?

Чтобы знать это, нужно прочитать хотя бы Криптограммы Востока.

Супруг Люцифер решил отделить Землю от всего Мироздания и этим начал своё падение. Последователи его, поистине, начали прибегать к постыдным средствам.

После Атлантиды, когда Люцифер нанёс удар культу духа, "Матерь Мира сокрыла Лик Свой и запретила произносить Имя, пока не пробьёт час Светил".

Она оставила нашу Землю, но из Тонкого мира продолжает помогать осиротевшему человечеству. С давних пор Матерь Мира посылает на подвиг. Так, она была духовной матерью Христа и Будды.

Леонардо прекрасно знал о Матери Мира. Отсюда и два плана на его картинах. И не случайно людей так притягивает "Джоконда", мудро и с улыбкой надежды опекающая своих одиноких детей...

Может быть, этим детям немного и жаль узнать тайну улыбки Джоконды, но новая тайна – сокровенная тайна Матери Мира –  не менее притягательна и терпеливо ждёт своих исследователей.

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

№59 дата публикации: 07.09.2014