№72 / Зима 2017-2018
Грани Эпохи

 

 

Владимир Деревянко

 

Человек как самоуправляемая эволюционирующая система

Цикл: "Философские аспекты человековедения"

 

Введение

 

Более трёх тысячелетий идёт процесс познания человека, но и теперь его сущность ещё не вполне ясна. Считается, что человека невозможно определить в силу его противоречивости и двойственности, принадлежности одновременно - телу и духу, природе и обществу... Вопросы о том, что есть человек, в чём смысл его жизни, относятся к числу "вечных", неразрешимых философских вопросов. Тем не менее, наблюдая людей, думающих и действующих, - трудно согласиться с тем, что каждый из них настолько единичен, многомерен и противоречив, что их невозможно понять и определить хотя бы в самых существенных проявлениях и чертах.

Накоплен большой объём знаний и опыт существования человека, наработано множество подходов к его изучению и возникают новые, в частности, системный подход, которые позволяют преодолеть ограниченность и субъективизм исследователей прошлого и выделить общезначимую функционально-смысловую основу его сущности и её основания и свойства. К их числу, несомненно, должны быть отнесены обмен веществ и энергии, определяющий биологическое, телесное начало человека, и разум, выражающий психическое, духовное. Организующей и объединяющей их основой является осознаваемая разумом и реализуемая телом жизненная необходимость.

Рассматривая человека как самоорганизующуюся систему, взаимодействующую с другими людьми и природой и управляемую разумом, можно констатировать, что её энтропия постепенно снижается... Пока это происходит случайно, стихийно, но, – всё может измениться к лучшему, если человек начнёт регулярное самопознание и станет действовать более разумно, сообразно своей сущности. По мере её познания и оптимизации действий человека будет совершенствоваться его разум и этот процесс, имманентный его сущности, предопределит поступательное развитие человечества, обещая его великое будущее на Земле и во Вселенной.

 

 

1. Проблемы и возможности определения человека

 

Можно ли и как определить человека? Н. Бердяев писал, что человек является величайшей загадкой в мире и он хотел бы знать, "кто он, откуда пришёл и куда идёт?" Однако, ещё со времён Аристотеля, считавшего, что сущность человека определяется теми из его свойств, которые нельзя изменить, чтобы он не перестал быть самим собой, не сложилось единого и однозначного её определения. Многие пытались выделить существенное – основное в человеке: Р. Декарт доказывал, что это – мышление, Д. Локк – ощущения и опыт, Д. Юм – скептицизм и агностицизм... И. Кант выделял в человеке то, что делает из него природа и то, что он, как свободно действующее существо, делает из себя сам. Можно было бы привести ещё немало подобных мыслей, но в отличие от естественных наук, где имеется общий формальный фундамент, обеспечивающий накопление, преемственность знания и поступательное движение науки, в философии такой фундамент отсутствует, – как следствие, имеет место неоднозначность теоретических трактовок и тысячелетия многообразия толкований природы человека...

В философии Древнего Востока и античности человек представляется частью природы, жизненный путь которого предопределён законами судьбы, а сущность неким божеством. В оккультных и эзотерических учениях человек понимается как существо, соединяющее в себе множество планов ("миров") – душу, эфирное тело, монаду, ауру, тело... В христианской традиции человек – образ и подобие Бога, целью которого является спасение души для жизни вечной в раю. С точки зрения учения Ч. Дарвина природа человека эволюционна и подвержена изменениям в зависимости от окружающей среды, в которой развивается вид. Некоторые гипотезы (концепт tabula rasa Д. Локка, бихевиоризм) утверждают, что человек формируется преимущественно через воспитание, другие (биологический, генетический детерминизм) говорят о характере, как врождённой особенности организма, проявления которой воспитание лишь маскирует.

Известны подходы к пониманию природы человека как биологической модели, описывающей его в ряду других сложных организмов (позитивизм, необихевиоризм, биоэтика и др.), или восходящие к "философии жизни" представления о человеке как "несостоявшемся животном", обречённом на поиск "противоестественных" способов существования (Ницше, Бергсон, Зиммель...). Ряд направлений неклассической философии (экзистенциализм, феноменология, персонализм) актуализируют уникальность индивидуального человеческого существования и его несводимость к каким-то общим законам, другие обосновывают решающее значение в формировании человека социальных отношений (марксизм) и структур - политических, идеологических (структурализм). Одни философы высказывают сомнения в наличии природы человека как таковой, считая человека "воплощённой проблемой, сплошной и весьма рискованной авантюрой" [5], другие говорят, что природ человека как минимум две – биологическая, телесная и психическая, духовная [4].

За тридцать веков развития философской мысли не удалось объяснить человека, – его феномен как бы ускользает от анализа. Считается, что определение природы человека в философии – не исходный пункт, а конечная цель, ибо человека невозможно определить в силу неустранимого противоречия его жизни, суть которого в его двойственности, принадлежности одновременно телу и духу, природе и обществу... Человек слишком многомерен и многозначен, чтобы стать предметом одной тотализирующей науки. При этом всякая наука преследует цель разработать универсальные модели и законы, а человек – существо единичное, неповторимое и к тому же диахронное, возникающее в потоке истории и процессе онтогенеза...

Не мудрствуя лукаво и рассуждая здраво, сама собой приходит мысль о том, что для философии человека и философской антропологии в их теперешнем виде важны не выделение и определение существенных свойств человека, а акцентирование его уникальности и двойственности, не исследование и систематизация отправлений и действий человека, а рассуждения о его единичности, неопределённости и противоречивости или рассмотрение его как онтологической идеи (С. Смирнов / Антрополог.ру) наряду с Бытием, Природой, Богом...

Глядя на людей, – живых, думающих и действующих для достижения определённых целей: индивидуальных, корпоративных, национальных, международных, – трудно согласиться с тем, что их действия настолько загадочны и разносмысленны, что их невозможно постичь. Если бы это было так, наверное, были бы затруднены коммуникация между людьми и их экономические отношения, не было бы современных медицины и педагогики, искусства и науки, например, биологии и психологии. При этом ни одна из упомянутых, ни другие, в том числе, и точные науки, не обладают абсолютным знанием своего предмета, находясь в бесконечном движении от одной относительной истины к другой, более полной и точной...

В таком контексте ничто не мешает и наукам о человеке перестать мудрствовать о том, есть или нет у человека сущность и насколько он неоднозначен и постижим, и начать индуцировать необходимые для практики знания и модели, описывающие его в существенных чертах. При этом возможен процесс своеобразной интеграции и усреднения всех знаний и данных, относящихся к человеку и среде его существования, когда многие основания и свойства его сущности, если не могут быть приняты за постоянные величины, то могут быть обобщены и систематизированы. Вспоминая законы "больших чисел", можно говорить, что наши теперешние знания о человеческой природе как бы прошли "статистическую проверку" тысячелетиями истории в пределах целых этносов, сотнях поколений [3].

Не смотря на различие подходов, многие исследователи признают факт существования природы человека, как и его разумность и биосоциальность. В этом смысле весьма любопытна мысль А. Круглова [4] о "вечных" или общечеловеческих ценностях, которые вытекают из самой природы человека. Интересно мнение К. Вальверде [1], считающего, что человек является родовым существом со своими индивидуальными и основополагающими структурными константами, основаниями. К этому можно прибавить идущее из глубокой древности мудрое утверждение о том, что суть человека выявляется в его деяниях, о чём, например, написано в Экклезиасте: "Всё, что может делать рука твоя, по силам делай, потому что в могиле, куда уйдёшь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости".

Как говорил А. Эйнштейн, в исследовании сложного явления важно выбрать точку отсчёта, а для лучшего его понимания – адекватную теорию. На что же можно опереться в изучении человека? По-видимому, на то, что определяет его важнейшие базовые функции, потребности и действия. Что же в человеке наиболее существенно?

Во-первых, и об этом говорил ещё Платон, у человека есть тело и душа, которые Аристотель рассматривал как два аспекта единой сущности, подводя к целостному восприятию человека. Далее естественно обратить внимание на природные взаимодействия человека, связанные с обменом веществ и жизненными ресурсами, на его разум и очевидную социальность, с которыми он не рождается, а постепенно формирует. Таким образом, для понимания человека надо выделить нечто жизненно необходимое для него, без чего он не может существовать и что предопределяет его природно-социальную сущность.

Ничтоже сумняшеся, таким определяющим и жизненно необходимым процессом является обмен веществ и три важнейшие составляющие его процесса: дыхание (воздух), питие (вода) и питание (еда). Без воздуха человек может существовать несколько минут, без воды – несколько дней, без пищи – несколько недель. Следуя логике жизни и развития человека от его рождения, следует отметить цикличность (вдох/выдох, бодрствование/сон и т.д.) жизненных отправлений и ритмичность действий – возбуждение/торможение, работа/отдых, которые взаимосвязаны. Имеющие инстинктивно-физиологическую основу, они по мере развития человека контролируются интеллектом-мышлением, которое вместе с самопознанием и накоплением знаний и опыта, рефлексией формируют сознающую, организующую и управляющую его жизнедеятельностью субстанцию - разум.

Даже не зная сущности, можно говорить о некоем постоянном на протяжении жизни природно-наследственном базисе – генотипе, на котором строится жизнь человека: конституции тела и структуре физиологических функций, индивидуальном нервно-психическом потенциале, предрасположенностях и способностях, и приобретаемой на протяжении жизни в результате взаимодействия со средой переменной совокупности свойств – фенотипе. Вместе взятое, вспомним И. Канта, это позволяет утверждать, что человек – органическая часть природы и общества, формируемая под воздействием обоих факторов. Признаваемое многими, это утверждение имеет апологетов того и другого (панбиологизм и пансоцилогизм), которые по-разному акцентируют их роли в онтогенезе человека, особенно в формировании и детерминировании его разума.

Анализируя важнейшие отправления, действия и взаимодействия человека и поднимаясь над внешней непохожестью людей, различиями темпераментов и особенностями поведения, можно увидеть общезначимую функционально-смысловую основу жизни, имеющую свои особенности и закономерности, выражаемые совокупностью оснований и свойств. Таковым, как было отмечено выше, является обмен веществ – метаболизм, благодаря которому организм самовоспроизводится и формирует энергию движения и действия. Для реализации потенциала разумности человека в обеспечении метаболизма жизненными ресурсами и их использовании, для адаптации к изменяющимся условиям жизни, развития и самореализации в окружающем мире людей и природы необходима информация. Обмен веществ имеет фазы – производство и потребление, преобразование, усвоение и выведение отходов, а все процессы в жизни человека имеют определнные циклы, ритмы и темпы развития и протекания, связанные с природными явлениями, особенностями функционирования организма и психики. Отправляя свои потребности сообразно им, человек и в своей жизнедеятельности также цикличен, при этом, чем более разумны и организованы его действия, тем более продолжительным может быть его жизненный цикл.

Природа создала человека таким, каков он есть, – млекопитающим с инстинктами и разумом, потребностями и чувствами, сохранив многое из того, что свойственно "братьям его меньшим". Инстинкты, проявляясь при возникновении некоторой ситуации, как бы автоматически включаются и воздействуют на человека через чувства. Только немногие люди, обладающие высокой рефлексией, могут не подчиниться инстинкту, при этом картина их поведения включает как бы два "я" и переплетение инстинктивных и рассудочных, нередко противоречивых мотивов. Необходимость в удовлетворении некоторой потребности и реализации инстинктивного или сознаваемого действия сопровождается чувствами-желаниями и ощущениями, позитивными или негативными (приятно-неприятно), которые могут оцениваться разумом. Последнее относительно степени разумности человека, которая, как показывает практика, у большинства людей пока недостаточна.

Разумность – не только свойство, отличающее человека от животного, но и формируемое качество. Новорождённый лишён разума и его жизнь подчинена инстинктам, но с момента включения разума, примерно на третьем месяце жизни и по мере социализации в зависимости от воспитания и развития его количество и качество возрастают. Разум позволяет человеку осознавать себя элементом системы общества и природы, как микросистему тела и духа. Связывая отдельные её проявления и основания и оценивая действия человека, как результирующую этого системного взаимодействия, он способен приблизиться к пониманию его сущности и задач существования.

 

 

2. Сущность как соединение и выражение оснований и свойств человека

 

2.1. Основания и свойства тела. Тело является материально-энергетической субстанцией человека и носителем его духовного начала, важнейшими процессом которого и основанием сущности человека является обмен веществ, энергии и информации. Странно, почему многие философы не хотят этого видеть, – возможно, в силу инерции религиозного пренебрежения грешным телом человека. При этом естественно выделяются два контура обмена веществ: внешний – между человеком, социумом и природой и внутренний – между внутренними органами человека и его подсознанием и сознанием. В обоих ресурсно-энергетических контурах имеется несколько уровней управления – во внутреннем: внутриклеточный, тканевый, гормональный, нервная система, рефлексы и подсознание, сознание, во внешнем – индивидуально-семейный, социально-этнический, политико-экономический, социо-природный и общечеловеческий, в разной степени определяемые частными и общими интересами людей, и управляемые инстинктами и сознанием, и регулируемые моралью и правом.

Вещества и энергия, которые человек берт в природе и у других людей и отдаёт их в том или ином виде обратно, органично связывают его с ними и определяют характер его взаимодействия с окружающим миром. Это позволяет говорить о человеке как природно-социальном феномене и как активной и одновременно зависимой части системы природы и общества, которому естественно стремиться к снижению её энтропии. Задача разума человека – контролировать и нормализовать обмен веществ, энергии и информации в обоих контурах, что является условием достижения его индивидуального благополучия, социальной справедливости и экологического равновесия. Её решение находит своё выражение в сменяющих друг друга так называемых общественно-экономических формациях, степень оптимальности которых пока оставляет желать лучшего...

Мотивация действий человека, определяемая его потребностями, реализуется через желания, удовлетворение которых доставляет удовольствие. Если животное ограничивается ощущениями – приятно-неприятно, то человек с помощью разума способен оценивать свои желания и удовольствия по их необходимости и пользе, например, – необходимость и пользу движения для тела и мышления для разума или вред избытка пищи для тела и информации для мозга. Цикличность процессов жизнедеятельности, имеющих космические причины, потребности и инстинкты, чувства и действия естественно преломляются в сущности человека и выражающей её жизненной необходимости.

Движения (действия) как, впрочем, и мышление человека, требуют энергии, то есть действие – это не только работа мышц, но психофизический акт для достижения некоторой цели или действие, управляемое разумом. Под управлением понимается подчинение действия человека удовлетворению желаний, в той или иной мере выражающих его существенные потребности или адекватных его жизненной необходимости. Её важнейшими элементами являются процессы самосохранения, развития и продолжения рода. При этом самосохранение включает необходимые самозащиту и возобновление организма и сознания в процессе самовоспроизводства для развития и эффективной самореализации, которое в свою очередь является необходимым условием самовоспроизводства.

Развитие, будучи результатом целесообразных действий человека по самосохранению, реализации генетической программы и достижению необходимого уровня и нормализации функционирования организма и сознания, является важнейшим основанием сущности и условием его существования. Цель развития человека состоит в достижении психофизиологической, нравственной и правовой зрелости, необходимых для реализации его сущности индивидуально, в социуме и природе. Заключая рассуждения о свойствах тела, следует заметить, что оно является материально-энергетической основой человека и имеет присущие ему основания и свойства, которые в соединении с основаниями и свойствами духа-психики, которую оно вмещает, образуют единую сущность человека.

 

2.2. Основания и свойства духа и его соединение с телом. Важнейшим основанием духа является наличие интеллекта-разума, существенные свойства которого – включение, развитие и регулярная деятельность. Сопутствующим этому процессу является социализация человека, без которой он не становится человеком (эффект Маугли). Развитие мышления и речи человека в раннем возрасте – следующее условие. Можно детализировать и детерминировать психические процессы – предмет изучения психологии, выделяя ощущения, внимание, восприятие, мышление, память, воображение, чувства, волю, темперамент, наконец, высшую ступень развития психики – сознание, которые интегрируются в понятиях личности и деятельности человека.

Как известно из психологии, его психика формируется! в деятельности и определяет! её, выступая с телом как система взаимодействующих элементов. Целостность этой системы, как и балансирование жизненных отправлений человека естественны и производны его развитию и разумности, проявляемой в двух важнейших процессах, – организации жизни (самоорганизации) и рационализации жизненных ресурсов и энергии в контексте метаболизма. При этом организующей и объединяющей тело и дух основой является осознаваемая разумом и реализуемая телом жизненная необходимость.

Что есть жизненная необходимость и как она осуществляется? Будучи относительно понятной по своему звучанию, жизненная необходимость является выражением сущности человека и складывается из двух взаимодополняющих элементов: познания и реализации сущности. Назвав и поставив их в таком порядке, следует заметить, что самоосуществление человека начинается прежде всего с реализации сущности, в процессе которой естественно происходит и самопознание. Собственно, реализация сущности человека, как было отмечено выше, представляет собой решение двух важнейших задач – самосохранения, как циклического самовосстановления и пополнения жизненной энергии за счёт внешних ресурсов и метаболизма, и – самореализации через самовыражение для производства жизненной энергии, в обмен на результаты которой человек получит необходимые ресурсы для оптимальных самовоспроизводства и развития.

Самовоспроизводство и самореализация – важнейшие сущностные составляющие и процессы, от верности понимания, реализации и акцентирования их целей и потоков жизненных ресурсов и энергии которых зависят индивидуальная жизнь и организация социума, взаимоотношения людей и в конечном счёте состояние человека как вида! Если в процессе самовоспроизводства преобладают потребление и накопление, это говорит о потребительской направленности действий человека, что имеет место сейчас, вспомним словосочетание "общество потребления"... Чем более разумной и природосообразной будет структура жизненных ресурсов и энергии, тем большая их часть будет использована на развитие и совершенствование человека и рационализацию его социо-природных взаимодействий и улучшение жизни, тем скорее возможно решение современных проблем!..

По своей природе человек смертен, но конечность жизни, являющаяся камнем преткновения для его философского постижения, связывается в сущности с бесконечностью жизни человечества, открывая отнюдь не "рискованную авантюру" его жизни, а позитивную перспективу улучшения вида и вместе ним и человека в контексте продолжения рода, которое наряду с метаболизмом и самовоспроизводством, ещё более раскрывает его разумную сущность, дополняя содержание жизненной необходимости. При этом разумность – это не только существенный признак человека (Р. Декарт), хотя и не единственный, и способность человека к мышлению, познанию и осмыслению происходящего, что соответствует интеллекту, но и способность к рефлексированию и осознанному улучшению себя и своего вида через рационализацию представлений о необходимости и пользе, сообразуемым с его сущностью.

Человек и его социум являются открытой системой, в которой управляющие факторы возникают в ней самой, а не воздействуют извне. Поэтому в таких системах имеют место процессы самоуправления и саморегулирования, а сами системы являются самоорганизующимися. Одной из важнейших задач самоорганизации человека и его социума является оптимизация развития и совершенствование человека и социума в их взаимодействии между собой и с природой сообразно сущности и выражающей её жизненной необходимости для достижения высшей пользы улучшения вида. Последнее суть квинтэссенция сущности человека и её материальное и духовное выражение!

 

2.3. Для лучшего понимания этого следует определить несколько специфических атрибутов сущности – относительно постоянных на протяжении его жизни и изменяющихся по внутренним причинам – генотипа или генетической программы развития (1), фенотипа или изменяющихся в зависимости от внешних обстоятельств составляющих сущности (2) и мало/медленно меняющиеся обстоятельства (3). К числу первых могут быть отнесены: внутренние строение, развитие и функционирование систем и элементов организма и внешние его проявления: цвет кожи, глаз и волос, мимика и походка... Генетически обусловлены также: включение интеллекта и социализация, заданный цикл формирования организма и сознания, темперамент и психофизиологические предрасположенности человека. Фенотипические свойства человека (2) – общий уровень реализации генетической программы в зависимости от благоприятности условий среды существования, уровень развития интеллекта и степень духовности, социальность и нравственно-этические качества человека. Наконец, к мало или медленно меняющимся (3) можно отнести политико-экономические, социально-этнические, ценностно-культурные признаки существования социума и производный от них образ жизни и мыслей людей, как бы консервирующие жизнь на некоторый исторический период.

Отмеченное выше усложняет, но не делает невозможным постижение человека и его сущности, которые предстают в единстве тела и духа как самоорганизующаяся на основе обмена веществ и энергии система, взаимодействующая с людьми и природой для рационального самосохранения и развития, самореализации и продолжения рода, составляющих его жизненную необходимость, в контексте достижения высшей пользы. Человек – общественное существо, жизненные цели которого достигаются вместе с другими людьми, без которых невозможно осуществление жизненной необходимости. Человек – активная часть природы, способная благодаря разуму к самоорганизации и не только к адаптации к изменяющимся условиям жизни, но и преобразованию природы для обеспечения и рационализации жизненных ресурсов и энергии. Наконец, будучи органической частью общества и природы, человек не должен противопоставлять себя окружающему миру, вредить другим и себе, – его задачи состоят в осознании единства тела и духа, себя, общества и природы и самоосуществлении в развитии и совершенствовании и гармонии с миром!

Человек – разумное, деятельное, социальное существо, способное к самосознанию и природосообразным действиям, с которыми он не рождается, а постепенно осваивает по мере развития и совершенствования. Важнейшими критериями его действий являются их необходимость и польза, осознаваемые разумом. В процессе осознания необходимости и по мере её осуществления в контексте достижения всё большей пользы происходит совершенствование человека и его разума и этот процесс лежит в основе поступательного развития человека и человечества, обещающего их позитивную перспективу! И этот вывод человековедения подтверждается другими учениями, в частности, Агни Йогой Н. К. и Е. И. Рерихов.

Научно обоснованные и материально-педагогически обеспеченные воспитание и образование людей могли бы способствовать ускорению этого важного процесса. В связи с этим просматривается огромное теоретическое и практическое значение определения разумной сущности человека как системы взаимосвязанных подсистем и элементов, подчинённых достижению целей, выражающих логику её осуществления в жизненной необходимости и содержания рациональных действий людей, которые можно изучать и осваивать в контексте предметно-смыслового выражения его сущности и решения задач существования!

 

 

3. Сущность и смысл существования человека

 

Обсудив важнейшие основания и свойства человека, мы приблизили и понимание его сущности. О чём бы ни думал и чего бы ни желал человек, он должен делать то, что необходимо и полезно для его развития и обеспечения самосохранения, продолжения рода и улучшения вида. Последнее, включая предыдущие задачи как необходимые составляющие, воплощает высшую пользу и определяет идеальное смысловое наполнение жизни человека. Впрочем, это теоретический посыл и далеко не каждый человек задумывается над ним, при этом, как бы далека ни была задача улучшения вида от насущных потребностей человека, к ней он обязательно подойдет по мере своего развития. Высшая польза улучшения вида, как экспортная ориентация экономики, нацелит его на рациональное природосообразное поведение. Представляя собой открытую, управляемую разумом и самоорганизующуюся систему познания и реализации его сущности, оно показывает: чем лучше человек осознаёт и осуществляет жизненную необходимость, тем эффективнее его развитие и решение задач существования и тем более совершенным он становится!

Одним из важнейших процессов, составляющих жизненную необходимость человека, является рационализация жизненных ресурсов и энергии для обеспечения решения задачи самосохранения, которую следует рассматривать не только, как выживание и самозащиту, но и как более широко понимаемое и реализуемое самовоспроизводство человека, включающее метаболизм тела и его самоорганизацию и самореализацию во взаимодействии с социумом и природой под управлением разума. В силу того, что самовоспроизводство тесно переплетается с самореализацией и другими процессами жизни человека, решение задачи самосохранения подводит его к полноценной реализации жизненной необходимости и природосообразному поведению.

По мере развития человека и развёртывания его генокода во времени он становится способным к продолжению рода. Проявляющаяся на уровне инстинкта, эта потенция является органической составляющей жизненной необходимости и выливается в важнейшую задачу его существования, которую он должен решить и в той или иной степени решает. Энергия размножения, заложенная природой в человеке и с его половым созреванием аккумулируемая в организме, так велика и активна, что не приходится сомневаться в её необходимости, хотя далеко не всегда она реализуется позитивно, будучи зависимой от многих обстоятельств и прежде всего от его разумности. Важнейшим условием решения задачи продолжения рода является её материальная, информационная и нравственная обеспеченность, – в контексте достижения высшей пользы человек должен наилучшим образом развиться сам и способствовать эффективному развитию своих детей, помогая им максимально реализовать внутреннюю энергию развития и совершенствования.

Продолжение рода как преодоление конечности жизни человека в бесконечности жизни человечества должно занимать в его жизни более значимое место, чем творческое самовыражение, предопределяя решение самой важной задачи существования человека – улучшение вида. К продолжению рода человека должны вести не только предвкушение бесподобных ощущений оргазма, но и сознание значения этого акта в разумной жизни. Люди должны делать всё необходимое и возможное для того, чтобы они сами и их дети становились лучше и шли всё дальше, "вставая, как говорил И. Ньютон, на плечи гигантов" и стремясь к новым высотам и достижениям. И это высшее нравственное проявление сущности человека и его разума лучше всяких революций и перестроек поможет людям и их жизни становиться лучше, совершеннее!

Впрочем, до этого ещё далеко и достоинства человека теперь нередко оцениваются по количеству денег и занимаемому положению, а не по степени разумности и совершенства... Можно много говорить об осуществлении жизненной необходимости и решении задач существования человека, но это будут абстрактные, далекие от его повседневных нужд слова, как и то, что достижение высшей пользы является кардинальным условием его наилучшего самосохранения и продолжения рода. Надо понимать, что речь идёт об абсолютных величинах и идеальных устремлениях человека, которые способен сформировать его зрелый разум! К сожалению, далеко не все люди теперь достигают высокого уровня зрелости, однако, регулярное, целенаправленное развитие человека с детства на основе природосообразной педагогики могло бы изменить положение к лучшему.

Самопознание и рационализация внутренних и внешних взаимодействий человека с окружающим миром людей и природы предопределяют эту основу в самом общем виде. Поскольку разум человека не является постоянной величиной и его необходимо регулярно тренировать, а для эффективного использования и обеспечивать информацией о необходимости и полезности того или иного действия, как и его адекватности обстоятельствам жизни, следует считаться с различиями в рациональности действий людей. Последнее говорит о том, что есть абсолютная логика разумного существования человека, и она определена выше в контексте достижения высшей пользы, и есть относительная логика реального существования людей, находящихся на определённом уровне развития, которому адекватна меньшая мера полезности и необходимости.

В высшей пользе человека сфокусированы процессы самосохранения и продолжения рода, самовоспроизводства и самореализации, самопознания и самоорганизации, преодоления самоотчуждения человека и разобщения людей, оптимизации самовыражения и так далее до элементарных жизненных отправлений, составляющих жизненную необходимость. То есть, если человек стремится к своей высшей пользе, он в меру развития думает, знает, желает и реализует жизненную необходимость!.. Но также верно и другое, – если человек знает, желает и осуществляет жизненную необходимость, он стремится к достижению высшей пользы! И всё это заключено в его сущности, при том, что жизненная необходимость – реальна, а высшая польза – идеальна. Как ни абстрактно и непривычно оно для слуха современного человека, это утверждение можно лучше понять, если заниматься самопознанием и развивать свой разум, последовательно приближая то, что предопределено твоей сущностью и выражающей её жизненную необходимость, – вместе с другими людьми действовать для улучшения вида!

Жизненная необходимость выражает существенные потребности человека и настраивает разум на волну повышения их полезности. В процессе познания и реализации сущности постепенно уточняются представления об индивидуальных, социальных и общечеловеческих потребностях и действиях, правах и обязанностях человека, осознаётся и повышается степень их необходимости и пользы. Знание высшей пользы подвигает человека к её достижению, но между ним и его необходимостью и пользой стоят незнание и леность, неразвитость мышления и нерациональное поведение. Для изменения этого положения необходимы познание и следование своей сущности и большая внутренняя энергия развития и совершенствования, которая может быть сформирована целенаправленными и согласованными усилиями разума и тела человека.

И это – отнюдь не абстрактный посыл! Есть такое понятие – мышечная радость, аналогично можно говорить о радости мышления и постижения, самовыражения и удовлетворения достигнутым, ну, а почему не сказать о радости жизни, которая включает и мышечную и творческую и ещё человеческую радость, например, радость любви и рождения ребёнка, полноты жизни и умиротворения. Так вот, осуществление жизненной необходимости для достижения его высшей пользы подарит человеку радость жизни, – не это ли награда за усилия и не в этом ли самая суть и смысл человеческой жизни и его счастья?! Пожалуй, но в жизни бывает не только радость...

Каждый человек, чаще в отрочестве или юности задаётся вопросом о неизбежности своей смерти, нередко переживая чувства растерянности и безнадёжности. Преодолевая эти чувства и размышляя над этим вопросом, человек может поверить в бессмертие своей души или в абсолютный разум, думать о единственности и неповторимости своей жизни, искать её смысл и вырабатывать собственное отношение к жизни и смерти. Накопленный человечеством нравственный опыт долгое время осмысливался в рамках религиозных догм, опирающихся на суд и воздаяние человеку после смерти. Вспомним Ф. М. Достоевского: "Если Бога нет, то всё дозволено".

В случае материалистического мировосприятия человек отказывается от утешения, даже иллюзорного, в пользу достижения жизненного успеха, развития способностей, творчества, личного вклада в прогресс общества и культуры, которые определяются социально-этическими и нравственно-гуманистическими факторами. Л. Н. Толстой писал: "Человек может рассматривать себя как животное среди животных, живущих сегодняшним днём, но может видеть себя и как член семьи, общества, народа, живущего веками, может и даже должен (потому что к этому неудержимо влечёт его разум) рассматривать себя как часть всего бесконечного мира, живущего бесконечно". "Я умру так же, как и все,.. но моя жизнь и смерть будут иметь смысл и для меня и для всех".

Рациональный природосообразный гуманизм способен сформировать идеал, определяющий смысл человеческой жизни в её индивидуальных, социальных и общечеловеческих проявлениях. Он предполагает диалектическую системную взаимосвязь биологического и духовного, частного и общего, конечного и бесконечного, смерти и бессмертия человека. В развитии и совершенствовании человека и его разума и растущей духовности – залог бессмертия человечества.

Опираясь на метаболизм, без которого невозможна жизнь, и учитывая цикличность жизненных отправлений, разум человека стремится к их рационализации во взаимодействии с социумом и природой, при этом количество и продолжительность жизненных циклов находится в зависимости от его способности организовать и реализовать возможно более продолжительный цикл, – определить его цели и задачи, обеспечить ресурсами, организовать и оптимально управлять. Короткие индивидуальные циклы реализуют близкие цели /так называемые циклы удачи, потребления и простого самовоспроизводства/ и, как правило, не требуют значительных усилий, – соответственно их результаты и польза не столь значительны. Достижение высшей пользы предполагает единый жизненный цикл нормального расширенного самовоспроизводства для оптимального развития и совершенствования человека в гармонии с людьми и природой для улучшения его вида!

Пройдут столетия, прежде чем будут реализованы потенции разума и духовности, заключённые в человеке, но вопросы о сущности, смысле и конечности жизни останутся для него важнейшими, обретая новые грани и аспекты, связанные с его развитием, освоением Земли и Вселенной, возможностью нахождения других форм жизни и разума. Это может повлиять на наши представления о человеке и смысле его жизни, смерти и бессмертии, способствуя осознанию его великого космического предназначения!

 

 

Заключение

 

В статье были отмечены наиболее типичные подходы к определению человека, сложившиеся за тридцать столетий развития философии, которой пока не удалось объяснить человека... Тем не менее, многие исследователи признают факт существования природы человека, его разумность и биосоциальность, а накопленные данные позволяют выделить в нем то, что определяет его базовые процессы и функции, потребности и действия, без которых он не может существовать и которые характеризуют его материально-духовную сущность, способствуя лучшему пониманию и рационализации его действий и взаимодействий в социуме и природе.

Такими определяющими и жизненно необходимыми процессом и функцией соответственно являются метаболизм и разум. Позволяя человеку осознавать себя как микросистему тела и духа, которая в свою очередь является элементом системы общества и природы, разум поднимает его над многомерностью, противоречивостью и неповторимостью, о которых не раз говорили философы, открывая позитивную содержательно-смысловую картину его существования. Он связывает потребности и действия человека через жизненную необходимость и, оценивая его действия по степени полезности как результирующую этого взаимодействия, приближает к пониманию его сущности и задач существования. Благодаря этому, человек предстаёт в единстве тела и духа, как самоорганизующаяся, развивающаяся система, взаимодействующая с социумом и природой и управляемая разумом.

То, что мы имеем на Земле и в космосе теперь, – отражение наших желаний, разумности и организованности. Если мы захотим большего, то должны совершенствоваться сами и развивать науки о человеке, преодолевать разобщение с людьми и природой и становиться более разумными. Человек способен на многое! Познавая мир и себя, действуя сообразно сущности в единении со всеми людьми, он призван стать духовным дополнением и выражением природы и обрести такие возможности, о которых сейчас никто не может мечтать даже в самых смелых своих мечтах!

21.05.2014

 

 

Литература

1. К. Вальверде. Философская антропология. Электронный ресурс (ЭР).

2. В. Деревянко. Основы человековедения. 9-я ред., 2012. ЭР.

3. С. Каменский. Аксиоматика для человековедения (в порядке постановки задачи). Из цикла "Древние знания на службу современности". ЭР.

4. А. Круглов (Абелев). Что такое "природа человека"? Афоризмы, мысли, эссе. ЭР.

5. Х. Ортега-и-Гассет. Человек и люди. // Х. Ортега-и-Гассет. "Дегуманизация общества" и другие работы. М., 1991. с.242.

6. И. Фролов. Введение в философию: учебное пособие для ВУЗов. Проблема жизни смерти в духовном. ЭР.

7. Ф. Фукуяма. Наше постчеловеческое будущее. ЭР.

8. Б. Юдин. О человеке, его природе и его будущем. "Вопросы философии" - 02/2004г. ЭР.

---------------------------------------------------------------

Примечание. Источники, помеченные "ЭР", можно легко найти в Интернете по названию.

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

№58 дата публикации: 17.06.2014