№71 / Осень 2017
Грани Эпохи

 

 

Выражение «открыть ящик Пандоры» уже упоминалось в предыдущем обращении к читателям. Звучало оно в контексте бедствий, вызваных неудачным подходом к решению задач эволюции. И хотя сам миф давно уже стал классикой, поиск новых решений проблем настоящего подтолкнул нас упомянуть о нём ещё раз, но теперь под другим углом. И дело не только в том, что у столь актуального мифа нет однозначной концовки: т.е. не понятно, была ли надежда навсегда скрыта от людей на дне ящика Пандоры или же содержимое ларца всё ещё доступно?.. Намного более важным, на наш взгляд, является возможность выяснить, на что сегодня возлагает свои надежды бóльшая часть изнывающего под тяжестью неисчислимых бедствий человечества.

Существует распространённое мнение о том, что политика правительства, состоящего из высококвалифицированных специалистов, гораздо эффективнее прочих форм управления обществом. Для обоснования этого мнения нередко приводят идею Платона передать управление государством философам. И, на первый взгляд, эффективность работы правительства экспертов покажется вполне очевидной. Но относится ли такая очевидность к числу однозначных, лишённых двойственности явлений? Оказывается, нет:

 

«Нужно принять технократию, как уловку тёмных. Много раз устремлялись тёмные на механические решения. У них была надежда занять человеческое внимание, лишь бы отвлечь от духовного роста. Между тем, решить проблему жизни можно только расширением сознания. Можно видеть, как механические гипотезы легко овладевают людскими надеждами. У древних это и была Майя, которая могла нарушиться от малейшего толчка.» /Мир Огненный часть 1. 349/.

 

Оставим на совести апологетов технократии попытку приравнять “высококвалифицированных специалистов” к обладателям истинного знания. Платон не только утверждал обратное, но и называл таких специалистов «любителями мнений», а не мудрости. Более того, Мыслитель утверждал, что никто, кроме философов, не способен вести общество за собой:

 

«Раз философы – это люди, способные постичь то, что вечно тождественно самому себе, а другие этого не могут и застревают на месте, блуждая среди множества разнообразных вещей, и потому они уже не философы, то спрашивается, кому из них следует руководить государством?» /Платон. Государство. Книга 6. 484b/

 

Каким разочарованием прозвучат эти слова для тех, кто ещё надеется, что его проблемы может решить группа опытных экспертов. Как просто было бы снять с себя ответственность за решение всех локальных и глобальных проблем, и, оставаясь при этом в блаженном неведении, переложить её на чьи-то плечи. Куда труднее работать каждый день для расширения сознания, изучать себя и окружающий мир, оберегая их от усталости и истощения, а накопленные знания от обыденности!

Увы, сегодня было бы небезопасно полностью остановить усовершенствование механизмов, но пренебрежение духовным развитием будет иметь ещё более разрушительные последствия. Для того, чтобы рухнула созданная ныне материальная иллюзия, не нужно слишком большого толчка – им может оказаться уже нарушенное экологическое равновесие. И в час суровых испытаний дорогу в будущее смогут проложить только люди, способные постичь то, что вечно тождественно самому себе. Без этого знания не появится способность жить в гармонии с Природой. Возможно, поэтому истинная надежда, – расширение сознания, – одновременно и заперта, и открыта для людей, и решить эту дилемму для себя должен каждый.

 

Медлить нельзя!

 

С уважением ко всем нашим авторам, читателям и участникам форума,
редакция этико-философского журнала Грани эпохи

 


 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

№74 дата публикации: 01.06.2018