№71 / Осень 2017
Грани Эпохи

 

 

Анатолий Шпунт

 

Правда и только правда

Н.К.Рерих. Земля Всеславянская (Земля Славянская). 1931

Н. К. Рерих. Земля Всеславянская.1931

 

Одно слово Правды весь мир перетянет.

Русская пословица

 

…Диавол… не устоял в истине, ибо нет в нём истины. Когда говорит он ложь, говорит своё, ибо он лжец и отец лжи.

Евангелие от Иоанна, 8:44

 

Настоящее наказание лжеца не в том, что ему не верят, а в том, что он сам никому поверить не может.

Народная мудрость

 

Слово «ложь» и произносить-то не хочется. И не только «лишний раз», а вообще.

Лучше будем говорить о правде и утверждать правду. Альберт Швейцер сказал, что «правда есть фундамент духовной жизни» [1]. Кто хочет жизни духовной, будет утверждать фундамент!

А слово «ложь» давайте заменять на «враньё». Всё же при этом как-то легче на душе.

Поучительно послушать, что сказал о правде и вранье 11-летний человек-индиго Лёва Бондарев в 2007 году, выступая на конференции «Живая Этика и наука» в Международном Центре-Музее им. Н. К. Рериха. Он назвал своё выступление «Правда о правде», а посвятил правде и свободе.

Он сказал: «Если человек врёт, он волнуется: а вдруг его ложь раскроется. Если он лжёт всё больше и больше, то начинает плохо спать; в конце концов, он так переволнуется, что это плохо сказывается на его здоровье и работе. У него снижается биоэнергия. (…)

Взрослые врут больше и бессовестнее, чем дети. Попытайтесь врать целый день, не переставая, – у меня не получилось, думаю, и у вас не получится. Дети до четырёх лет вообще не врут. А дети от шести до десяти лет врут, но это больше похоже на сказки, фантастические истории – это просто проявление творчества. Таким детям надо давать больше творческих заданий.

Дети старше десяти лет врут по-настоящему, как взрослые. Я считаю, это происходит оттого, что маленькие дети запоминают, что говорят взрослые – запоминают, как надо лгать. Враньё зарождается в школьной среде – ребёнок лжёт, когда что-то не сделал или не успел сделать на уроке. Потом ему приходится выкарабкиваться из трясины лжи. Надо устроить такие школы и институты, в которых нет оценок и есть индивидуальное обучение. Возможно, тогда через несколько поколений общество перестроится к лучшему.

Считаю, надо задачники и учебники сделать смешными, тогда ребёнок перестанет бояться, что не справится с заданием. А если он не боится, то и нет причины врать по этому поводу. По-моему, только по-настоящему свободный человек может перестать врать. Ведь само слово «свобода» – круглое, летящее ввысь – похоже на воздушный шарик.

Я говорю сейчас о детях, но и взрослые должны себе признаться, что они врут. Мне хочется, чтобы поперёк каждой улицы висело полотнище, где бы было написано: «Хватит врать!» Возможно, звучит наивно, но я вижу в том действенный способ вернуть человечество к правде».

Так говорил мудрый ребёнок.

«Жить не по лжи», – определил главную мысль для возрождения России Александр Солженицын. Жить не по лжи, значит, возвести правду в ранг государственной политики, в цель жизни каждого гражданина в его жизни каждого дня.

В одной из последних работ Александра Исаевича правда, как и у Лёвы Бондарева, неразрывна со свободой. Солженицын объясняет, что ложь (неправда, враньё) и насилие над людьми, подавление их свободы, есть личные и общественные явления, друг друга поддерживающие. Послушаем, как он это преподносит: «Не забудем, что насилие не живёт одно и не способно жить одно: оно непременно сплетено с ложью. Между ними самая родственная, самая природная глубокая связь: насилию нечем прикрыться, кроме лжи, а лжи нечем удержаться, кроме как насилием (курсив наш, – А.Ш.). Всякий, кто однажды провозгласил насилие своим методом, неумолимо должен избрать ложь своим принципом. (…)

И простой шаг простого мужественного человека: не участвовать во лжи, не поддерживать ложных действий! Пусть зло приходит в мир и даже царит в мире, – но не через меня. Писателям же и художникам доступно большее: победить ложь! Уж в борьбе-то с ложью искусство всегда побеждало, всегда побеждает! – зримо, неопровержимо для всех! Против многого в мире может выстоять ложь, –но только не против искусства.

А едва развеяна будет ложь, – отвратительно откроется нагота насилия – и насилие дряхлое падёт.

Вот почему я думаю, друзья, что мы можем помочь миру в его раскалённый час. Не отнекиваться безоружностью, не отдаваться беспечной жизни, – но выйти на бой!

В русском языке излюблены пословицы о правде. Они настойчиво выражают немалый тяжёлый народный опыт, и иногда поразительно:

«ОДНО СЛОВО ПРАВДЫ ВЕСЬ МИР ПЕРЕТЯНЕТ» [2].

 

Наша современность даёт яркие иллюстрации сплетённости вранья и насилия. Достаточно назвать… борьбу общественности за сохранение Химкинского леса.

«Неправда часто рядится в разные одежды. Люди говорят о неискренности, притворстве, вымысле и даже о предательстве, когда имеет место всё та же неправда-ложь», – говорится в книге «Аум» [3].

А бывает ещё и дипломатичность, доходящая до неправды.

И ещё очень распространённый сегодня вид неправды – необязательность, передаваемая от отцов к детям как нравственная эстафета, а, вернее, безнравственная, эстафета и заболевание психики. Её и неправдой не считают. Обещал и не выполнил, сказал и не сделал. Получается, что слова это какой-то мусор, пустой звук, за которым нет содержания. Порой кажется, что мы живём в море необязательности, где есть отдельные островки правды. Сказал, обещал, – значит, сделал, несмотря ни на что. На пользу себе и другим. И, если уж в крайнем случае не получилось, мало ли какие обстоятельства приключаются, извинись и ни в коем случае не оправдывайся и не оправдывай себя перед самим собой, – это верный признак первого из всех смертных христианских грехов в тебе. В православии он речётся гордыней… Один наш знакомый сказал, что людей, которые не выполняют обещаний, он презирает и не имеет с ними никаких дел. Правильно ли такое отношение? И выполнимо ли оно?

А ведь как, казалось бы, просто. Не уверен, что не выполнишь, не обещай. Или, хотя бы, давая обещание, оговорись: «если смогу».

Самое, конечно, трудное, это правдивое признание перед самим собой. «Честность признания есть явление, которое каждый дух должен в себе развить» [4], – гласит Учение Живой Этики.

Какая честность признания была у Льва Толстого! Только она позволила ему докопаться до истины, до глубоких вечных истин в «Исповеди». В этой работе, которая была написана уже зрелым человеком и всемирно известным писателем, поставлены вопросы бытия Бога, начиная с фундаментального – есть Он или нет Его? – и жизни человека – как жить, если Его нет?! И есть ли в этом случае вообще смысл жить? Глубокая внутренняя правдивость привела Толстого к выводу о неправедности христианской церкви – православной, католической, любой. Привела к обличению церкви и к разрыву с ней.

Веление времени – сотрудничество. Но можно ли сотрудничать, если не утверждена правдивость! Можно ли вообще иметь словесное общение, если слово – пустой звук? С неправдивостью утрачиваются нами радости человеческого общения, а это, как сказал Антуан де Сент-Экзюпери, «единственная настоящая роскошь».

Как улучшился бы мир, если бы все люди начали говорить правду! Да что – все, хотя бы – десятая, сотая, не знаю какая… часть. Правда нужна нам как воздух, как это банально не звучит. Без правды общество рассыпается как песок, ничем не скреплённый.

Протоиерей Иоанн Толмачёв сказал в ХIХ веке: «Нет ни одной греховной привычки, более общей между людьми, как привычка лжи. Как трудно найти рыбу без костей, так трудно встретить человека, который бы не лгал».

Носители правды заслуживают семейной, народной и государственной охраны до тех пор, пока она не станет достоянием каждого человека.

В Учении упанишад, в Веданте, в самой древней из упанишад Брихадараньяке, мудрость Индии отлилась в слова: «Закон есть власть над властью. Ибо нет ничего более высокого, чем закон. С помощью закона более слабый побеждает более сильного, словно он царь. Закон есть одно и то же, что и правда» [5]. А также: «Во всём мире развитие этики начинается с того, что её первым большим достижением является высокий принцип Правдивости. Не с принципа осознавать в полной мере необходимость доброго отношения к своим знакомым, но с принципа, осуждающего ложь, обман и злобу, делает человек первый шаг от низшей этики к высшей.

Долг соблюдать правдивость стоит для брахманов на первом месте [6]. (…)

Брахманы совершили такое великое и такое весьма необычное дело – сутью их жреческого занятия стала обязанность говорить правду!» [7]

 

Обман разобщает людей, даже когда он проявляется в такой, казалось бы, мягкой и безобидной форме, как необязательность. А разобщение, разъединение – это зло. Правда объединяет, сближает, она – добро.

Когда ты говоришь мне правду, мы стоим, мы идём рядом, мы объединяемся, преодолеваем трудности вместе, радуемся вместе.

Когда говоришь неправду – оказываемся по разные стороны баррикады. Мы уже не друзья, хотя, может быть, и не враги.

«Жить не по лжи» – великое напутствие.

«Ложь есть уничтожение любви», – рёк Преподобный Иоанн Лествичник (VI–VII вв.).

И ещё сильнее – у Преподобного Ефрема Сирина: «Лгать и обманывать – значит, Бога презирать, а людей бояться».

Ложь и лицемерие не практичны, они ухудшают ауру – подлинный паспорт человека.

В Учении Живой Этики сказано: «Какое значение имеет мысль, показывает даже несложный аппарат, изучающий спектр ауры. Меняют окраску ауры не только осознанные мысли, но в такой же мере действуют и летающие мухи нашего резервуара духа, не доходящие до рассудка и памяти. (…) Трудно усвоить людям, что мысль имеет то же воздействие, как и поступок. Но кто желает принять участие в эволюции мира, тот должен понять значение мысли. (…)

Не следует относить к исключительным личностям – этот закон общий всем.

Как главное следствие будет непрактичность лжи и лицемерия…

Нехитрые учёные знают, что одною мимолетною мыслью физически окрашивается целая аура. Казалось, совершенно тайная мысль, а следствие её – физический цвет, научно установленный.

Измеритель аур даёт большое доказательство для невежд» [8].

 

Наталия Дмитриевна Спирина в Слове «Путь к общине» [9], говоря о недопустимых в общине свойствах, поясняла:

«С глубокой древности ложь и лицемерие считались одними из смертных грехов, то есть грехов, приводящих к смерти духа. «Лжесвидетель не останется ненаказанным, и кто говорит ложь, не спасётся» [10], – сказано в Притчах Соломоновых. В книгах Учения Живой Этики об этом отрицательном явлении говорится: «Жизнь во лжи есть пресмыкание перед тьмою» [11]. «Каждое ложное обвинение, подозрение и утверждение немедленно отягощает пославшего. Неразумно надеяться, что последствия лжи можно отложить или скрыть. Именно эти последствия подобно обещаниям врастают в карму для неотложного изживания» [12].

«Извращение истины может быть сознательное и бессознательное. Люди будут уверять, что они извращают бессознательно, но, по большей части, именно они действуют сознательно. Различие в том, что сознательность будет разных степеней. Часто можно видеть, что изобретаются самые невероятные нагромождения, лишь бы получить малую выгоду для себя, чтобы потешить самолюбие или приобрести пригоршню серебра. При этом забывают несоизмеримость жалкого бакшиша с величием потрясаемой истины» [13].

«Пусть люди приучаются изгонять из жизни множество мелкой лжи и научатся применять к  жизни правду. Ничто так не разрушительно, как сознательное, вредоносное извращение действительности...» [14]

 

«Урусвати не терпит ложь. Лишь малейшая часть человечества борется против лжи. Одни противоборствуют во имя нравственности, другие уже понимают космический вред лжи. Действительно, если мысль и слово живут в пространстве и на безмерных расстояниях излучают вибрации, то сколько мрачных, лживых измышлений появляются и отравляют планету!

Также и Надземный Мир страдает от человеческих измышлений. Но и сами лжецы повстречают свои ядовитые посылки. Они поймут, как неизлечимо они заражали пространство.

Нужно в школах сказать о космическом вреде лжи. Не только нравственное поучение может глубоко запасть в сознание, но научное указание на непоправимый вред изменит мышление молодёжи.

Так Мыслитель напутствовал: «Приветствуйте ярых борцов против лжи» [15].

 

Современная поэтесса Валентина Тимонина написала:

 

Прислушайтесь, колокола звонят,

Над всей Россией этот звон надрывный,

Колокола о Правде бьют в набат,

И бьют, и бьют, и звон их непрерывный [16].

 

15 июля 2011 г. – 8 июня 2012 г.

Усть-Кокса, Республика Алтай.

 

Автор благодарен Наталии Жуковой, Людмиле Осинцевой и Денису Осинцеву,

нашедшим и дополнившим статью цитатами из Евангелия, Учения Живой Этики,

Слова Н. Д. Спириной «Путь к общине» (2003) и воспроизведением картины

Н. К. Рериха «Земля Всеславянская» (1931).

 

 

 

Примечания:

1. Швейцер Альберт. Благоговение перед жизнью. М., 1992. С. 32.

2. Солженицын А. На изломах: Рассказы. Крохотки. Публицистика. М., 2009. С. 412.

3. Аум, 435.

4. Агни Йога, 661.

5. Швейцер Альберт. Мировоззрение индийских мыслителей. М., 2002. С. 52.

6. Там же. С. 51.

7. Там же. С. 52.

8. Листы Сада М. Озарение, 3-V-14.

9. Спирина Н. Д. Путь к общине. // Спирина Н. Д. Отблески–2003. Новосибирск, 2004. С. 21–37.

10. Притчи Соломоновы, 19:5.

11. Братство, 351.

12. Агни Йога, 146.

13. Надземное, 336.

14. Иерархия, 332.

15. Надземное, 942.

16. Тимонина В. Стихотворение. // Зелёный луч. Газета Рязанского экологического общества, 2004, № 93. С. 9.

17. Каталог картин Н.К. и С.Н. Рерихов: http://gallery.facets.ru/

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

№62 дата публикации: 01.06.2015