Назад на обложку

 

П. Ф. Беликов

 

«Мысль должна творить…»

Избранные фрагменты писем

 

30 февраля 1935 г.

Всегда нужно быть творцом жизни, а не арендатором готовых идей, убеждений и обычаев. Твои цели могут совпасть и обязательно даже совпадут с чужими, но если они тобою созданы, то ты будешь идти к ним не по принуждению, не по глупости, а свободно… Люблю я людей. И ту малость, которую способен измышлять мой мозг, ничтожный результат его работы и опыта, я не желаю уносить с собою в могилу, я хочу его отдать другим. Я хочу, чтобы хоть одна моя мысль, перепетая другим, пережила меня. Не ради меня самого, не ради «моего имени», нет – ради той правды, которую в себе содержит эта мысль и в которую я глубоко верю… Мысль человеческая должна творить, она дана для творчества, и радость творчества – самая высокая радость. Каждый человек должен уметь пользоваться мыслью как творческой силой. Это не трудно, это не значит, что каждый должен писать «Фаустов» и выдумывать теории «относительности», но каждый обязан создать для себя образ более совершенный, нежели он есть, и к этому образу, превосходящему его самого, стремиться. Мало пользоваться готовыми образцами, примерами, которые перед нами в изобилии имеются, они могут только помогать, быть показательными вехами. Самый большой авторитет никогда не будет служить тебе опорой, если ты сам не пройдёшь творческим путём этого авторитета и не сделаешь его мысли своими мыслями…

 

25 января 1936 г.

Самая незначительная причина может быть поводом для радости, и похоже, что мы нарочно избегаем этих причин и ищем каждую причину, которая дала бы повод раздражению. Вот ещё две строчки из Рериха: «Одна мать, держа на руках своего младенца, спрашивала, что есть чудо? Спрашивала, отчего чудеса не встречаются в нашей жизни. Держа в руках чудо, она спрашивала, что есть чудо?» Не поступаем ли и мы таким образом, когда говорим – нам нечему радоваться. Разве не закрываем мы своих глаз на большинство достаточных для радости причин и жалуемся после этого, что нам нечему радоваться? Неразумная птица умеет выражать своим пением радость, когда увидит первые лучи восходящего солнца, а умудрённому человеку чувство радости незнакомо, несмотря на то, что его душа несоизмеримо богаче птичьей. Разве допустимо такое положение? Допустим, что больше чем от птиц с нас спрашивается, что трудно нам приходится, что дорого обходится расплачивание за свои ошибки. Но ведь:

 

Сколько 6 не дал человек, – всё мало,

Чтоб пред жизнью погасить свой долг

 

Всё-таки наши вопли о страданиях – ничто перед одним мгновением истинного счастья. И нет человека, который мог бы пожаловаться, что такое мгновение его обошло. Разве не было их у нас? Или разве не будет их? Были и, конечно, будут ещё. Чтобы радоваться, небольшое усилие надо сделать. Надо лишь прозреть, захотеть видеть дальше сегодняшнего дня, и кто научится смотреть вдаль, к тому обязательно радость придёт. Потому что «радость – есть особая мудрость», а всякая мудрость пользуется большими масштабами, всякая мудрость живёт веками и в веках, и если от этих грядущих веков отвернуться, радость станет редким гостем. Ведь ей тесно в миниатюрных рамках наших минутных настроений, мы душим её своими будничными заботами о том, как сегодня нам прожить, что поесть и во что одеться. Много работы, очень много надо произвести над собой, чтобы расширить свои горизонты, обновить свои понятия, уничтожить привычки и серенькие никчёмные обычаи. Но работа эта вознаградится достойной платой – радостью.

 

31 мая 1936 г.

Вы глубоко правы, когда предполагаете, что у меня имеется общее восприятие жизни целиком, человечества целиком и лежащей перед ним вечности. Да, это чувство никогда меня не покидает. Я иногда даже чувствую как бы биение Космического пульса, перед которым наши личные страдания и радости – сущий пустяк, близорукость какая-то, которая дальше своего носа ничего не видит. Но Вы глубоко ошибаетесь, если думаете, что это чувство обезличивает людей. Личность, индивидуальность – в человеке самое главное, и значение индивидуальности растёт на общем фоне человечества, а не уничтожается последним.

 

12 марта 1962 г.

Одна и та же личность на разных людей оказывает совершенно разное впечатление и воздействие. Вы вправе получать там, где другие имеют такое же право ничего для себя не найти. Но никто не имеет права скрещивать по этому поводу меч[и]. Мир широк и разнообразен. Поток Света столь обширен и могуч, что нет на Земле фокуса, способного вобрать все знания и через своё преломление передать их остальным. Поэтому для меня неправы только те, кто претендует на подобную роль или считает обязательным для всех толкование одного…

 

6 июня 1965 г.

Меня нельзя удивить или «расстроить» нападками или плохими отзывами в адрес Н.К. Я слишком много их знаю. В большинстве они опираются на недостаточн[ую] осведомлённост[ь], но есть, конечно, и случаи сознательного противодействия. Последние не стесняются в выборе средств, чтобы опорочить Н.К. и всю его деятельность. Но, даже прибегая к прямым измышлениям, ещё никто не мог или не рисковал сослаться на какой-либо конкретный случай, указывающий на то, что свои способности, своё «положение», свои знания Н.К. употребил бы кому-либо во зло. Фактов его добротворчества во многих областях жизни не заметить нельзя. Фактов злотворчества не удавалось открыть даже самым злейшим врагам. И я, пожалуй, не ошибусь, если скажу, что благожелательность – единственный щит, который поднимал в свою защиту Н.К. Во имя Истины, служителем которой он себя считал, он одинаково не страшился показаться гордым или смешным... Добропорядочность, светлое творчество, чувство человеческого достоинства, самая широкая помощь нуждающимся, пропаганда знаний – всегда находили в нем своего поборника…

 

5 июля 1965 г.

Вы пишете о непосредственности детских восприятий и желании ощутить их снова. Мне очень понятны Ваши чувства. Они дают радость Бытия. Бытие без радости – это не жизнь, а существование. Но сказано, что «радость – особая мудрость». Детский период жизни – период «открытия мира». Взрослый период жизни – период творческой реализации своего «я». Первый период не знает ответственности. Он – бездумно радостен. Это период накоплений. Второй период – период отдачи. Мы должны «честно» с жизнью рассчитаться, и каждый чуткий человек начинает ощущать свою ответственность перед жизнью. Именно эта ответственность лишает нас детской непосредственной радости. Но проверьте на себе, какую радость дают человеку сознательное творчество, исполнение высшего долга, сознание служения Истине. Эту радость на детскую сменить никто не согласится, хотя она и несравнимо «труднее» первой…

 

11 сентября 1975 г.

…Наша соотечественница Е. П. Блаватская многие годы провела на Востоке, изучала Восточные системы. Её основной задачей было – синтезировать всё лучшее в разных религиях и синтезировать религиозные представления с научными представлениями своего времени. Поэтому и своим девизом она поставила: «Нет религии выше Истины». Истина же, конечно, в любви и в чувстве единения с Высшим. Но к этому подходят разными путями. Один человек не может всех их понять и вместить и уже в силу этого не имеет права отрицать всё не вмещённое в собственное сознание. Сознание наше постоянно изменяется. Возьмите только наши научные представления – как они за последнее столетие изменились, и разве есть на Земле такой универсальный учёный, который во всех областях науки был бы компетентен и мог бы творчески работать, вмещая в одном себе все человеческие знания? Такого учёного нет, и с этим все соглашаются. Но ведь Божественный Разум, Бог, о Котором Державин в своей непревзойдённой оде писал:

 

О Ты, пространством бесконечный,

Живый в движеньи вещества,

Теченьем времени предвечный,

Без лиц, в трех лицах Божества!

Дух всюду сущий и единый,

Кому нет места и причины,

Кого никто постичь не мог,

Кто все собою наполняет,

Объемлет, зиждет, сохраняет,

Кого мы называем – Бог!

 

Ведь этот Бог в неизмеримое количество раз сложнее всей нашей земной науки. А между тем, что часто происходит? Люди настаивают на правильности только своего понятия Божественного и готовы на кровопролитие, чтобы отстоять свою, часто очень куцую «правду»…

Принимая то, на что отвечает Ваше сердце, приближаясь своим путём, нельзя нарушать иные пути, которые в конечном итоге идут к той же Единой Цели… Радость постоянного возвышения и приближения к Божественной Правде невозможна без всевмещающей человеческой любви, выраженной в краткой формуле: «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Эта заповедь, конечно, не обманет, если любить не только в стенах церкви, но именно в жизни, именно всегда и всех, и этой любовью мерить поступки окружающих…

 

29 сентября 1975 г.

Если бросить ретроспективный взгляд на жизнь человечества в целом, то не трудно заметить, что в отдельных частях мира назревали и гасли волны прогресса. При этом особенных высот достигал какой-то один аспект знаний, развивался один комплекс человеческих свойств и возможностей. Такое одностороннее развитие вызывало отставание в чём-то столь же необходимом, хотя и заметно ускоряло продвижение выдвинутых на первое место комплексов знаний и особенностей человека. Например, развитие самоуглубления, сосредоточения, управления своим организмом отвлекло в своё время Восток от изучения и воздействия на объективный мир. Как бы корректируя это отклонение, Запад ушёл далеко вперёд в познании объективного мира, в научных открытиях нашего времени. Однако при этом было потеряно то, в чём опередил нас Восток. Аналогичных примеров можно привести много. Эволюции человечества свойственна своего рода «диалектика», в которой «тезисы» сменяются «антитезисами», накапливая при этом «материал» для ещё не состоявшегося «синтеза». Ж[ивая] Э[тика] – принадлежит именно будущему «синтезу», и лично я думаю, что человек восточного мировоззрения больше замечает в ней то «западное», что ему не хватает, а люди западного порядка мышления в первую очередь восполняют своё мировоззрение тем, что в нём отсутствовало. Поэтому нам кажется, что Ж[ивая] Э[тика] дана именно для Запада, т.к. она даёт нам новое мировосприятие, а на Востоке по этой же причине может казаться, что Ж[ивая] Э[тика] предназначена для Востока. Но мне лично представляется, что Ж[ивая] Э[тика] именно «синтетична», хотя некоторое форсирование «западного адреса» в Ж[ивой] Э[тике] определённо имеется. Полагаю потому, что необходимо спешно ликвидировать то нарушение равновесия, которое привело к полному отрицанию духовности, что грозит уже всеобщей катастрофой. Полностью преобразить «лик Планеты», сделать её «земным раем» в смысле благополучного, безбедного на ней существования – более доступно Западу с его материальными возможностями, чем Востоку. И этот этап должен быть пройден. Смешно говорить о Космической жизни тем, кто не в состоянии упорядочить жизнь на одной Планете, на которой всё для этого упорядочения имеется. Всё, за исключением Духовности и Высокого сознания ответственности за Жизнь. И за этой Духовностью Западу необходимо обратиться к Первоисточникам Востока. Ж[ивая] Э[тика], являясь таким первоисточником, на нашем этапе общечеловеческой эволюции нужна больше именно Западу…

 

8 декабря 1975 г.

Вера – понятие всеобъемлющее, какие-то её аспекты могут быть и интуицией учёного, которая переходит в знание, рождающее новые догадки. Но высшая и самая необходимая вера, без которой человек ещё не может стать настоящим человеком, – это вера в глубокий смысл человеческого существования, в Божественное Бытие, частицей которого человек является. Наши знания будут меняться, представления о мироздании изменяться, наука будет делать новые и новые открытия, но всё это останется «суетой сует», если в нас нет основной «руководящей» веры в Промысел Божий, Который вызвал к Жизни наши души, наш разум, нашу свободную волю…

Учитель, который провозглашает «своё» учение – не может называться Учителем с прописной буквы. Может быть только Единое Учение. Ведь даже Сам Христос говорил, что творит Волю «Пославшего Его». Истина – Едина. Другое дело – насколько мы можем вместить Её и, тоже очень важно, – претворить в своей жизни. Фома Кемпийский писал о «подражании Христу», а не только о преклонении перед ним. Сам Христос сказал: «Вера без дел – мертва есть». И вот «дела человеческие» ещё далеки от «Дел Божественных», от той Жизни Христа, которая была явлена нам…

 

19 декабря 1975 г.

Все «дуалисты», проповедующие «объективную необходимость» борьбы добра и зла, как мне представляется, впадают в одну и ту же ошибку: они отождествляют зло, рождённое несовершенствами человека, со «злом», которое наблюдается нами в окружающем нас мироздании, т.е. в Природе. Таким образом, человеческие злодеяния возвышаются до степени всеобщей закономерности. Восточная философская мысль признаёт диалектически закономерной «Тьму» или «Хаос» с прописной буквы, но эту «Тьму» никак нельзя отождествлять с человеческими злодеяниями. Поясню хотя бы на таком, может быть, несколько примитивном примере: возьмём глыбу мрамора (Хаос), ваятеля (Космические творческие Силы), прекрасную статую (результат, хотя бы, человеческой деятельности, вызванной к жизни Космическими творческими Силами) и, наконец, невежду, который разбивает молотом созданное. Разве между этим невеждой, вернее, осколками статуи, которую он уничтожил, и первоначальной глыбой мрамора можно провести знак равенства? Закономерная диалектика Жизни заключает в себе Возможности Непроявленного (Хаос), творческую разумную силу (в том числе и человеческую) и, как их Синтез, Мироздание, Проявленную Беспредельность, в которой человеческие злодеяния играют роль разрушителей, тормозов, не имеющих ничего общего с «объективной необходимостью» «хаотических» явлений Природы. В Плане Космической Жизни Хаос должен «сдерживаться», должен «отступать», должен «побеждаться» Творческим Светом Разума и, вместе с тем, этот Хаос – неисчерпаем, ибо неисчерпаемы возможности Непроявленного. Человеческое же зло, человеческие злодеяния – подлежат уничтожению, и их уничтожение нимало не нарушит диалектического принципа Жизни и, конечно, не является силами, вносящими в нашу человеческую жизнь какое-либо «равновесие»…

Высказывание Г. Гессе не противоречит Основам Ж[ивой] Э[тики]. Абсолютная Истина, безусловно, ни в одном «учении» не может быть раскрыта и не может быть вмещена человеческим сознанием. Ведь в данном случае отрицается «абсолютное, единственное, совершенное и умудряющее учение». Ведь такое «учение» закрыло бы путь в Беспредельность. Те зёрна Истины, которые содержатся в той или иной степени во многих Учениях и которыми, с учётом нашей эпохи, насыщены книги Ж[ивой] Э[тики], дают реальные ростки Истины только в том случае, если мы взрастим их на своём поле деятельности. Каждое Учение, содержащее в себе зёрна Истины, – есть руководство к жизни, а следовательно, и к самоусовершенствованию. Пройдя один этап самоусовершенствования, мы подходим к новым, более углублённым Учениям. И все они будут «относительными» к понятию «Абсолютная Истина» и необходимыми, даже абсолютно необходимыми для нашей духовной эволюции. Ведь и само высказывание героя Г. Гессе: «Истина должна быть пережита, а не преподана» – является тоже своего рода «учением» и тоже не «совершенным и единственным». В данном случае «форсируется» один из обязательных аспектов познания Истины. Многие ищут и жаждут открыть Её в книгах, а, между тем, Истина – это нечто Беспредельное, реализуемое в Жизни. И Учение Ж[ивой] Э[тики] – является Руководством к такой реализации, а не «вместилищем Истины». Вместить Её ни одна книга не может…

 

4 февраля 1976 г.

Вы, конечно, правы, считая, что человек творец своей кармы, а не покорный её раб. Понятие кармы низводится иногда до понятия предопределения, между тем это лишь один из аспектов общего закона причин и следствий, закона движения всего и всех. Карма – именно двигатель Жизни, однако двигаться можно и бессознательно, и сознательно, и по любым направлениям. Ж[ивая] Э[тика] учит нас не только выбирать правильное направление, но и оснащает всем необходимым, чтобы успешно следовать ему. Мне очень по душе Ваш образ мышления. Действительно, и наши знан[ия], и наши определения – относительны. Так и в понятие «сомнение» укладываются или нерешительность, или самоконтроль, «не сомневающийся» может быть и закоснелым догматиком, и безбоязненным искателем новых форм жизни. Всё это нужно осознать, и без постоянного контроля над самим собой, без готовности от чего-то отказаться и что-то новое вместить – такого осознания не произойдёт...

В сложном узоре жизни трудно бывает разобраться. Оглядываясь на свою жизнь, могу сказать, что многие её моменты, казавшиеся в своё время нежелательными, задерживающими что-то, оказались в конечном итоге неизбежными и положительными для всего дальнейшего. Главное – ни при каких обстоятельствах не терять устремления и не прекращать работы над собой, над самоусовершенствованием в самом широком смысле этого понятия. На своём жизненном пути придётся и со старыми долгами расплачиваться, а иногда и в новые «влезать». Напомню пар[аграф] 309 из «А[гни] Й[оги]»: «Среди всех проявлений ценим абсолютное состояние духа. Ошибки ничто, когда зерно огня крепнет. Действие, как развевающееся знамя воина; как корона его решимость; как жемчужина пламя его духа. Пламенный дух, ты сожигаешь заблуждения и пронзаешь тьму. Через всё ценим огонь духа».

 

11 февраля 1976 г.

Древняя философия Востока, в том числе Индии и Египта, очень разнообразна по своим направлениям. На ней базировалась вся Греция, из неё вытекало и гностическое христианство. Ведь христианство появилось не на пустом месте, и Христос выполнял «Волю Пославшего М[ен]я».

На примере своей жизни Вы можете судить, как с годами менялось Ваше мировосприятие, как привносилось в него нечто такое, что преображало всю Вашу жизнь. Возможно, что на отдельных этапах расширения своего сознания каждый человек думает, что данный этап – последний, т.к. он включает в себя всю «истину». Проходит какое-то время, и оказывается, что это не так, что «вся истина» подвержена новым изменениям, новому дополнительному росту. Это доказуемо на примере одного [человека]. В масштабах же всего человечества, всей истории его духовного развития всё это приобретает грандиозный диапазон. И ведь надо учитывать, что равномерного духовного развития никогда не было и нет. Так что, если мы возьмём сегодняшний день, то и в этот день разным людям нужно очень разное для того, чтобы дух их возгорелся светочем и разум бы просветился.

Поэтому не бойтесь разнообразия и не стремитесь привести его «к одному знаменателю», т.е. единственно логическому для Вас объяснению разных Учений и Учителей. Имея перед собой одну Цель, они в разное время и для разных людей открывали разные, наиболее доступные им пути к достижению Высокой Цели.

Добавлю, что «предопределение» – не мёртвое понятие, это Божественный План, который необходимо постигнуть, свободно принять и выполнить. Каждое отклонение от этого Плана уводит нас в сторону, порождает причины, которые влекут за собой неизбежные следствия. Каждый человек в отдельности, как и всё человечество в целом, идут движимые свободной волей, и каждый может свободно принять или отвергнуть те Высокие Пути, которые нам «предопределены» Высшей Волей, но эти Пути скорее «предуказаны», чем фатально «предопределены».

 

15 марта 1976 г.

Вы спрашиваете об открытиях атомной энергии, о космических полётах. Но ведь мы все до известной степени являемся «космонавтами», т.к. живём на большом «Космическом корабле» – нашей планете Земля. Чтобы правильно управлять этим кораблем, нам необходимо познать Сущее. От этого Сущего, от множества космических явлений зависят часто и наши периоды подъёма и упадка духа, силы, настроения. Атомная энергия, как и многие другие источники энергии, существует «от века» и используется в Космосе независимо от того, умеем или не умеем мы ею управлять. Возможно, что используется Разумными силами на других, более совершенных мирах, о которых сказано: «У Отца Моего Обителей много». В процессе эволюции, причём эволюции космического масштаба, человечеству многое предстоит ещё открыть и освоить. Но, конечно, до того, как начать осваивать такие энергии, как атомная, необходимо полностью «освоить» и научиться управлять самим собой. Всё, что Вы перечисляете в своём письме: любовь, терпение, великодушие, кротость, целомудрие, смирение и послушание – все это качества, которые нам нужно воспитать и укрепить в себе. Являясь частицами Божественного мироздания, наделёнными свободной волей и творческим началом, мы несём громадную ответственность за порученную нам Землю и, лишь улучшая самих себя, можем браться и за улучшение всего, что нас окружает. А окружает нас множество несовершенств, включая и тех «грешных и низменных» людей, с которыми мы сталкиваемся и которых Вам хочется жалеть. Конечно, они заслуживают сострадания, но ещё больше помощи. И одной из основных возможностей помочь человеку является возможность подействовать на расширение его сознания. Если вырвать сознание человека из плена бытовых мелочей, суметь показать человеку Величие мира, которое можно показать и при помощи тех же космических полётов, расширяющих наши понятия Жизни, то это уже будет очень хорошо…

 

20 марта 1976 г.

Помните всегда, что настоящий наш жизненный путь – лишь короткое мгновение нашего бытия, которое началось не сегодня и кончится тоже не сегодня. Пришли мы в свой сегодняшний день с определёнными задачами, среди которых важнейшее место занимает самоусовершенствование. И надо знать, что для каждого человека знакомство с Откровениями, в том числе и с Агни Йогой, очень ответственный момент. У каждого, кто хоть немного соприкоснется с Йогой, сильнее выявляется не только всё хорошее, что заложено в нём, но и все плохое. Ведь последнее надо изжить, и потому-то оно начинает нас сильнее тревожить, сильнее предъявлять на нас «права». Не всем суждено с первого же раза выйти победителем из этой борьбы, и не каждый, кто прочитал Агни Йогу и согласился с её Основами, находит в себе силы следовать этим Основам и уничтожить в себе всё отрицательное. Соглашающихся, вообще-то, много, но следующих Учению гораздо меньше…

 

16 мая 1976 г.

Часто сама Карма ставит нас в нужную обстановку, а мы противимся ей, не умеем её использовать именно в тех целях, которым она больше всего благоприятствует. Бывает и хуже – благоприятная в одних отношениях обстановка оказывается очень неблагоприятной в других, а мы, вместо того чтобы пользоваться её благоприятной стороной, ударяемся в противоположную. Любое испытание (а жизнь земная всегда какое-то испытание) всегда выдвигает перед нами не только возможность продвинуться вперёд, но и ставит перед нами жёсткие требования избавиться от каких-то наших несовершенств, предъявляет к оплате старые кармические долги. И наши колебания, наши переходы из одной крайности в другую далеко не всегда обусловлены законами диалектики Жизни. Диалектика – это Основа Жизни. Наши же колебания подчас не больше чем наша собственная слабость или неумение распознать ближайшие ступени восхождения. Тезис и антитеза – это не положительные и отрицательные моменты нашей жизни. Синтез может быть построен и из положительных величин нравственного, интеллектуального и духовного характера. Поэтому так важно поверх своих колебаний ощущать основное направление духовной эволюции и не изменять ему…

 

23 мая 1976 г.

В сложных делах, в которых неизбежно и необходимо участие многих людей, всегда существуют разные, зачастую противоречащие друг другу течения и взгляды. Всё это приходится учитывать. Ко мне сходятся многие «провода», и я всегда стараюсь, чтобы противопоказанные к соприкосновению «полюса» не вызывали искр «короткого замыкания». Такая осмотрительность в работе со многими людьми – необходима. Приходит она с опытом. На первых шагах всё кажется более простым, т.к. подходим мы к людям со своими, а не с их мерками. Действовать же нужно научиться по формуле «Господом твоим», а не «моим». Против этого Указа больше всего ошибаются. И ошибки здесь возможны с двух сторон. Одна – когда мы в своей «твёрдости» навязываем людям свои взгляды и нормы, другая – когда мы в своей «допустимости» открываем поле деятельности и способствуем самому настоящему «дьяволу», которого приняли за «чужого Господа». Так что будьте осмотрительны в новых контактах, учитесь улавливать разницу между «откровенностью» и «искренностью». Первая далеко не всегда уместна и чревата роковыми последствиями, вторая же определяется основным направлением наших помыслов и действий и является мерилом нашего отношения к людям в полном соответствии с Высокими Задачами Бытия…

 

25 мая 1976 г.

Ваш вопрос о «воздействии материи через материю» касается вообще всего Сущего, в том числе и нас самих. Ведь все мы «ведомы» своей кармой и Помощью свыше, однако это нимало не умаляет самостоятельности наших действий и полной за них ответственности. То же и в случае Е.И. и Н.К., если не считать, что их положение было много труднее нашего, ибо помимо кармических накоплений имела место ещё и Жертва, т.е. добровольное воплощение и новые кармические связи с давно уже пройденным для них этапом.

Ведь если бы не было закона «воздействия материи через материю», то им и воплощаться в данном случае не было бы надобности. Их большие духовные накопления не требовали воплощения в наше несовершенное и трудное время. Эти же накопления позволили им, в меру действия того же закона, наладить связь с Высшими сферами, которым они принадлежат, осознать принятую на себя миссию. Однако выполнение этой миссии, так же, как и вся «земная» сторона их жизни, были подчинены тем самым земным законам, по которым живём и мы. Это только усугубляло трудности, ибо в этом смысле изречение: «Во многой мудрости – много печали» – особенно остро ощущается. Представьте себе, что Вы со всеми вашими знаниями и научными представлениями нашего времени появились бы среди дикарей-людоедов и всякая связь с оставленным Вами миром, за исключением радиоприёмов, была бы нарушена. При всём этом Вы должны были бы выполнить определённую эволюционную задачу, имея возможность пользоваться только теми средствами, которыми располагают окружающие Вас дикари. В такой ситуации первый же неосторожный шаг с Вашей стороны мог бы погубить Вас и свести на нет порученную Вам миссию. Примерно в таком же положении находились Е.И. и Н.К.

«Предопределённость», вызванная Кармой и поставленными перед каждым из нас задачами, заложена во всех, в том числе и в меня с Вами. Привносим мы с собой в потенциале и все возможности, которые помогут нам реализовать наши очередные кармические задачи. Однако «развернуть» потенциальные возможности в полной мере и употребить их максимально – зависит от нашей воли, на которую Высшие Силы не воздействуют. Е.И. и Н.К., преодолевая все жизненные препятствия нашего плана, полностью осуществили это, что и является величайшим для нас примером. Они не шли вслепую за «Ведомой Рук[ой]», это было бы нарушением закона «воздействия материи на материю» и закона Кармы. Связь с Высшим пробуждала накопления Чаши, способности, приобретённые во многих жизнях, давала возможность получать «Указы», которые опять-таки могли быть реализованы по законам нашего земного плана, через людей, на сознание которых можно было воздействовать путём убеждений и доступных им понятий. Т.е. вся земная жизнь строилась у Е.И. и Н.К. так же, как и у нас, только масштабы были неизмеримо большими, а отсюда и ответственность вырастала по изречению: «Кому больше дано, с того больше и спросится»…

 

16 ноября 1976 г.

Мне приходилось встречать истинно верующих людей, которые гораздо больше опасались уловок дьявола, чем стремились любовью ко всему сущему приблизиться к Богу. В результате дьявол у них всегда оказывался на первом месте, а Бог уже на втором. Не скажу, чтобы я считал это правильным…

 

11 мая 1977 г.

Конечно, главное – работа над собой. Личный пример наиболее убедителен. Однако надо иметь в виду, что каждая эпоха имеет свои средства совершенствования, свои задачи, даже свою терминологию. Ведь не случайно и не напрасно каждое столетие по-новому раскрывается Истина и даются новые аспекты Единого Учения. Цель и Основа Космической Эволюции в отношении всего Человечества, самой Планеты – неизменны, но ступеней к этой Цели пройти надо много, и каждая ступень имеет свои особенности. Также и каждый идущий по Пути имеет и свою карму, и свою задачу, которую необходимо осознать и выполнить… Научные открытия этого века позволяют говорить о синтезе, границы между мистицизмом и наукой должны стираться, и их уже не следует противоставлять друг другу. Противодействи[е] следует оказывать отсталым теориям, но в противодействии должны участвовать на первом месте передовые взгляды, всегда научно обоснованные. Само понятие и даже слово «мистика» должно заменяться понятием Великого Космического Реализма, и борьбу нужно вести за признание этого Реализма. В этой борьбе именно науке принадлежит огромное место. Однако без духовного совершенствования такая борьба будет безрезультатной. Задачи нашего века сложнее, чем задачи прошлых веков. Духовное и интеллектуальное усовершенствование должны идти рука об руку и дополнять, а не противоречить друг другу. И, конечно, каждый должен достичь этого, прежде всего над самим собой. Убеждать можно только личным примером…

 

18 июля 1977 г.

Весь наш жизненный путь насыщен противоречиями, но противоречия эти – результат несовершенства нашего сознания, на самом же деле они являются всеобъемлемостью Жизни. Расширяя своё сознание, мы решаем в правильном направлении и противоречия, находя каждому явлению его надлежащее место. Будда испытывал своих учеников именно на противоречиях, т.к. приближение к Истине невозможно без сознательного вмещения многообразия Жизни. Уже во второй книге Уч[ения] дан Завет: «Господом твоим», т.е. при сношениях с людьми исходить следует не из того, что является наиболее Высоким для тебя, а из того, что является наиболее Высоким для другого. Лишь таким образом каждый из нас может и помочь другому, и получить что-то необходимое самому себе. Вы правильно пишете, что Истина одна и главное – стремление к Ней. Но в «Бхагават-гите» сказано: «На каком бы пути ни приблизился ко Мне человек, на том пути и благословлю его». Истина одна, но путей к ней много, ибо в течение миллионов лет стремятся познать её и приблизиться миллиарды людей. Каждый из них может в чём-то преуспеть больше или меньше, чем мы с Вами, поэтому нет у нас единой меры оценок – кто ближе или дальше на пути к Истине продвинулся. И путь этот – не спортивная дорожка, на которой ставят рекорды в беге и стараются перегнать друг друга, а дорога Жизни, сотен перевоплощений и преодолений кармических последствий, в которых совершенствуется наша духовная сущность и должен один раз родиться Новый Человек. Безусловно, главное на этом пути – стремление к Истине, без этого мы с дороги собьёмся, однако и мелочами пренебрегать нельзя. Зачастую какой-нибудь пустяк может задержать нас на пути и будет возвращать из воплощения в воплощение всё на то же самое место. Мелочи не имеют значения, когда мы умеем от них отказываться, но если мы не изживём в самих себе таких «мелочей», как обидчивость, раздражение, тщеславие, упрямство и т.п. «человеческие» качества, проявляемые в каждодневном быту, то никакие книжные знания не подвинут нас ни на йоту на пути к Истине. Поэтому так важна работа над собой. Из Книг Вы лишь узнаете – куда и как нужно идти, все же Ваши реальные достижения должны быть сделаны, как образно сказано, – «руками и ногами человеческими»…

 

26 сентября 1977 г.

Сначала и мне казалось, что несоответствие профессии на постоянной работе с моими творческими наклонностями и устремлениями вносит в мою жизнь дисгармонию и мешает моему «самому главному», но потом я понял и другое, а именно то, что в жизни много «самого главного» и среди этого множества – умение совмещать кажущиеся противоречия, умение связывать между собой то, что на первый взгляд никакой связи не имеет. По существу, тот Высокий План Жизни, к которому мы стремимся, то Космическое Бытие, о котором лишь слабо догадываемся, во всех отношениях отстоит от нас гораздо дальше, чем вызванные прямой необходимост[ью] условия добычи «хлеба насущного» и наши идеалы. И если тот Высокий План Жизни смог в наших идеалах отразиться и позвать к себе, то и наши идеалы должны найти отражение в нашей повседневной жизни и работе. Высшее всегда должно воздействовать и поднимать низшее, и степень реализации наших идеалов в обыденном является основным показателем нашей готовности служить Высоким Задачам эволюции человечества. Это, конечно, не значит, что Вы всю жизнь должны проработать на своём теперешнем месте, но найти и там применение чего-то вновь для себя воспринятого и усвоенного – необходимо. Каждый виток расширения сознания, каждая ступенька самоусовершенствования должны находить выход в окружающую нас каждодневную жизнь и деятельность. Вместе с тем, систематически занимаясь параллельно в области Вашего духовного устремления, Вы будете накапливать в себе и нечто такое, что подготовит для Вас новую сферу деятельности в плане каждодневной жизни, и разрыв между последней и Вашими духовными и творческим устремлениями будет уменьшаться или, вернее, лучше осознаваться и использоваться как стимулирующий фактор вечного движения вперёд. У В.Луговского в стихотворении «Ночь весны» хорошо сказано:

 

Всё в порядке –

работа,

любовь

и семья,

Только,

если не замерло

сердце в груди –

Настоящее счастье

всегда впереди.

 

Жизнь неизбежно будет тревожить нас, и чувство неудовлетворённости подчас даже угнетать. В жизни будут и свои закономерные ритмы подъёма и упадка. Но всё это гораздо лучше, чем самоуспокоение и самодовольство.

 

24 октября 1977 г.

В своё время, при личных собеседованиях, Юрий Николаевич указывал мне на важность современного творческого претворения мыслей Живой Этики. К сожалению, многие не понимают или не умеют подходить к этой важнейшей задаче. Отсюда – и попугайское повторение заученных фраз, и осуждение в «кощунстве» тех, кто творчески пользуется Живой Этикой при разработке современных животрепещущих проблем. Между тем именно Е.И. и Н.К. всегда указывали, что Этика – руководство к действию, а не свод догматических изречений. Примером действенного применения Этики был Ю.Н., которого многие из нас знали лично, был и остаётся С.Н., с которым многие у нас встречались. Но и тот, и другой остались мало понятыми. Визитные карточки с афиширующими декларациями ещё многим и многим приемлемее и дороже, чем видимое воздействие Этики при «невидимом» её присутствии. Протащенной «контрабандой» фразе, которую кто-то затвердил наизусть, – аплодируют, хотя для большинства она остаётся только фразой, а развитие и внедрение в человеческие сознания основоположных мыслей – игнорируют, если даже не сочтут и за «ересь»…

 

23 марта 1978 г.

Духовность – очень сложное понятие и единого для всех объяснения не имеет. Ведь на эту тему написаны тысячи книг. Большинство культурных ценностей человечества считается результатом духовной жизни человека. Внутренняя культура человека – тоже духовность. Радость, устремление, доброта, совесть, спокойствие – различные проявления духовной структуры или духовной жизни человека, но они – только определённые качества, а не основа духовности в том смысле, как это имеется в виду в «Зове». В этом смысле духовность – постоянное ощущение Высшего начала и преобладание силы духа над ограниченными желаниями и стремлениями чисто земного плана. Именно только такая сила духа, которой подчиняются все эгоистические побуждения, поддерживает мост общения с Высшим. Добрых и знающих людей на свете не так уж мало, но только доброты и знания без силы духа, конечно, недостаточно для того, чтобы иметь контакты с Высшим… Внутренний голос всегда подсказывает нам, когда мы поступаем правильно, а когда нет. Особенно это касается в общении с разными людьми. Почти в каждом человеке есть определённая доля духовности, к ней и следует обращаться. Даже и в тех случаях, когда сами мы иначе духовность понимаем и иначе на неё опираемся. Люди очень разн[ые], но все мы обитатели одной Планеты и взаимно связаны друг с другом великой ответственностью за Планету в целом…

 

6 февраля 1979 г.

…Если взглянуть фактам в глаза, а не пользоваться их трактованием, то авторитет – вообще химера, поскольку «общепризнанных» явлений, как и «общепризнанных» людских авторитетов, нет и никогда не было. Реальным было и остаётся слепое следование тому, что в данное время для меня и для кого-то другого представляется «авторитетным». Что же в таком случае «виновато», с чем следует бороться – с самим слепым следованием или с авторитетом, который и так уже для кого-то авторитетом не является? В конце концов, это не имело значения. Определяло человека лишь то – слепо ли он за своим «авторитетом» следовал, слепо ли постигал заданное жизнью, или же сознательно подходил к решению познания себя и окружающего мира…

 

19 февраля 1979 г.

Разнообразие жизни включает в себя и эквивалент многоплановости, поэтому арифметический счёт («один» и много») не может охватить «всего» и не является безусловным. В сложной мозаике жизни (как и в мозаичном произведении искусства) единственное не растворяется в общем, хотя и является его непременной частью и своими гранями соприкасается со многим. И любить, и учиться мы, конечно, должны много и у многих. Но, прежде всего, мы должны искать и найти собственный путь, создать свою собственную расцветку (опять-таки наподобие камешка мозаики) и, согласно этой расцветке, гармонично вписаться в общую, бесконечно разнообразную мозаику Бытия. Бесцветный камешек, принимающий цвет соседней окраски камешек, как и дисгармонирующий с соседними по цвету, – одинаково для мозаики не пригодны. Каждый камешек должен быть незаменим на своём месте и чувствовать незаменимость других. Для этого необходимо иметь общее представление о мозаике в целом. Отсюда и придаётся особое значение расширению сознания. Однако – это лишь один из аспектов множественности. Другой аспект уже в корне отличается от мозаики, как произведения искусства, тем, что в живой жизни каждый «камешек», каждое человеческое «я» сознательно или бессознательно меняет свою расцветку. Не растворяясь в соседствующих расцветках, это «я» воспринимает от них и нужное для него и, как правило, совсем не нужное. Без такого активного взаимодействия нет жизни. При этом же взаимодействии всегда нас стережёт опасность раствориться в чужом цвете («нанизывая жемчужины единства») или вообще «обесцветиться» (если мы не будем «сметать пыль множественности»). Человеческая природа легче подвержена первой опасности, поскольку полировать лоб земными поклонами перед одной и той же иконой легче, чем осмысливать множественность мироздания. Но ведь и слепо, механически вбирать в себя множественность – это значит погружаться в хаос. В соприкосновении с множественностью необходима активность, при которой сметается пыль ненужного и сознательно воспринимается то необходимое, что трансформирует нашу «расцветку» в прогрессивном направлении. При этом нужно иметь в виду ещё и то, что не одни мы меняем расцветку. В разной степени интенсивности это делают и соседствующие, и далеко отстоящие от нас «камешки», т.е. аналогичные нам человеческие «я». Так что живая мозаика беспредельного Бытия требует постоянного перемещения «мозаичных камешков», совершенно нового их рисунка, который благоприятствовал бы не только гармоничным сочетаниям, но и плодотворным взаимообменам. Есть люди, которые уже ничего не могут нам дать, есть люди, которые могут дать что-то в большей или меньшей степени, но нет людей, которые могли бы дать нам всё, ибо никто не может нам дать нас самих. Самих себя мы должны создать сами. Точно так же не можем мы и самих себя перелить в чужие, а тем более чуждые нам души. Но в общей мозаике жизни мы просто обязаны находить место и себе и другим…

 

11 ноября 1979 г.

Сама жизнь достаточно нам уже доказала, что, сколько бы мы не изменяли окружающее нас «бытие», ничего к лучшему не меняется до того, пока мы не начнём менять к лучшему самих себя. Так что загнанное в угол понятие «самоусовершенствование» не грех извлечь из позорного угла и поставить во главу угла строительства человеческого общества! Но не легко это даётся. Тонка граница между «самоусовершенствованием» и «самомнением». Почувствовав себя на миллиметр лучше, человек склонен чувствовать себя уже на целый километр выше других. Воображаемая же высота всегда оборачивается вполне реальным падением. Вот почему, признавая величие Космической Эры и испытывая сердечный трепет у её преддверия, я лично сторонюсь «космических мальчиков» и седовласых вещателей «Второго Пришествия». Я не боюсь и не стыжусь признаться в том, что я верю в Разумную Силу Мироздания, которая в неисчислимое количество раз превышает человеческую разумность. Не боюсь признаться и в том, что мне становится просто смешно, когда общепризнанные умы от современной науки, признав Беспредельность Мироздания как таковую, в первую очередь берутся определять – чего в этой Беспредельности нет и быть не может. По существу, такие учёные мужи, вещатели «конца мира» и «космические мальчики», обходящиеся запанибрата с «Владыками Шамбалы», лично для меня стоят на одной и той же плоскости «человеческого, слишком человеческого». Уж очень хочется нам в отрезке своей мимолетной жизни познать и увидеть что-то «абсолютно истинное», что-то «окончательно неопровержимое», что-то «самое главное». Подчас мне кажется, что человек, опоздав к началу мироздания, по меньшей мере, намерен присутствовать при его крушении. Быть свидетелем «самого главного», а тем более его пророком – большой соблазн. Ведь это значит и самого себя к «самому главному» сопричислить. Соблазнительно поставить точку над «и» до того, как само «и» чёрным по белому выведено? Очень соблазнительно! Но, в конечном итоге, исторический опыт свидетельствует, что все такие точки превращались в многоточие, многоточия в вопросительный знак, а вопросительный знак в «зеро»…

 

22 октября 1980 г.

Большинство не может преодолеть те или иные догмы и смотрит на мир через их очки. В основе таких догм всегда лежит страх. Человек «на всякий случай» сохраняет для себя путь отступления в нечто «хорошо известное», и эта «истина» становится для него непреодолимым препятствием в Беспредельности. Ведь «хорошо известное» рано или поздно оказывается обычным курятником, и его апологет – верным стражем при нём…

 

24 ноября 1980 г.

Необходимо создать именно Культурный центр, пропагандировать его широкие идеи внесения Культуры в жизнь. Вся беда в том, что часто «мальчики с горящими глазами» (и не только они) думают, что всё спасение – в Агни Йоге, и не задаются мыслью о том, что для Рериха сопутствующее Агни Йоге было обязательным. А сопутствовать ей должна большая Культура и целесообразность. Когда они (мальчики) поймут это, тогда будут заниматься Агни Йогой серьёзно, а не как сенсацией сегодняшнего дня. Все же новейшие толкования Агни Йоги, до того, как она сама будет освоена, ни к чему не приводят… Везде ищут «сверхъестественное» и игнорируют тем вполне «естественным» подвигом, которым была заполнена жизнь Рерихов…

 

29 апреля 1981 г.

Отрадно знать, что современная молодёжь серьёзно задумывается над вопросом цели существования человека и человечества. Звучит это хотя и обще, но без решения этого вопроса обойтись нельзя. По существу, это ещё более общий вопрос – что такое Жизнь и как её следует прожить. Лучшие умы человечества пытались ответить на него, и каждый по-своему. Но величие Космоса не оставляет места только человеческим рассуждениям. Жизнь – всегда постигнутое нами плюс постигаемое, она Беспредельна. Потому не будем делать окончательных выводов, ибо в них заключена смерть. Но это не означает, что ступени Беспредельного не познаваемы. В познании их и заключена Жизнь, и там, где нет такого Беспредельного познавания, там и нет Жизни…

Конечно, прошлое имеет своё отражение в нашем настоящем. Об этом нельзя забывать, как нельзя забывать и о будущем, творцом которого являемся мы. В этом отношении Рерих может принести большую пользу своим синтетическим мышлением, своим сознанием, вмещавшим бытие по формуле «Всё, для Всего, Всегда»…

 

1981 г.

Сколько возможностей остаётся за порогом нашей жизни только потому, что мы не приоткрыли им дверей? Почему наши усилия больше направлены на плохие, слабые стороны жизни, а не [на] её хорошие стороны? Или их вообще нет? Оглянитесь кругом, только как можно шире. Взгляните на небо, усеянное звёздами, взгляните на землю, которая у Вас под ногами. Какое разнообразие породила эта земля, сколько красоты она сумела создать, и всё это неисчислимое разнообразие находится в гармоничном сочетании между собой. Иначе бы хаос поглотил бы проявленные формы жизни. Как же случается, что маленькая, беззащитная бабочка радостно проживает свою коротенькую жизнь, а человек должен мучиться и страдать? А так ли уж должен? – зададим себе вопрос. Проверим свои радости и свои страданья и попробуем определить, действительно ли первых не было ни малейшей возможности прибавить, а без вторых не было никакой возможности обойтись. Есть одно золотое правило, без соблюдения которого мы не в состоянии ни себя улучшить, ни окружающих нас изменить в лучшую сторону. Оно очень коротко и просто: надо в удвоенное стекло смотреть на всё доброе и в десять раз уменьшать несовершенства. Попробуйте следовать этому правилу, и Вы убедитесь, что многое станет на своё место и не будет причинять Вам ненужных страданий. Такое отношение к жизни не является беззубым попустительством злу и всяческим несовершенствам. Просто – любое зло, любое несовершенство можно вытеснить только добром, только гармоническим взаимоотношением между людьми. Представьте себе, что Вы начали строить какое-то здание и хотите его сделать как можно лучше. Среди строительного материала всегда окажется какое-то количество недоброкачественного, так называемого брака. Этот брак необходимо распознавать, но только для того, чтобы отбрасывать его в сторону. Если Вы начнёте этот брак собирать, прилаживать его к постройке, подпирать его даже и добротным материалом, Ваша постройка всё равно долго не выдержит, ей суждено рухнуть. Наша жизнь – такая же постройка. И личная, и семейная, и общественная. Она складывается из отдельных кирпичиков, из так[их] мелочей. И чем больше мы будем удерживать в себе и около себя плохих, «бракованных» мелочей, тем непрочнее будет наша жизнь. Жизнь складывается тем, что есть в людях хорошего, а не тем, что в них есть плохого, и если бы плохого было больше, чем хорошего, то давно уже никакой бы жизни не существовало. Это надо твёрдо усвоить. Это не «общие места», не отвлечённость, а сам принцип жизни. Только широко приняв его, можно конкретно переходить к своим личным неполадкам или, вернее сказать, к устранению их. Мне приходилось видеть много людей, потерявших веру в себя, и я твёрдо знаю, что обрести опять эту веру, а вместе с ней и радость жизни – всегда возможно. Мне известны чисто медицинские приёмы, которые быстро могут восстановить душевную неуравновешенность, сгармонизировать работу нервов, поправить общее состояние здоровья. Но все они окажут эффективное действие только в том случае, если человек действительно стремится к улучшению жизни, если он любит радость жизни, серьёзную радость творческой красоты…

 

* * *

П. Ф. Беликов. «Мысль должна творить…» (Избранные фрагменты писем) // Непрерывное восхождение. Сб., посвященный 90-летию со дня рождения П. Ф. Беликова. В 2 т. – М., 2003; архив А. Н. Анненко.

 

Сост. А. Н. Анненко, член Союза журналистов России, Русского географического общества.

Май 2017 г.

г. Абакан.

 

Публикуется по материалам «АБАКАНСКОГО РЕРИХОВСКОГО ТОПОСА».

 

 

Ваши комментарии к этой статье

 

№69 дата публикации: 15.05.2017