Грани Эпохи

этико-философский журнал №80 / Зима 2019-2020

Читателям Содержание Архив Выход

Александр Херсонов

 

Картины-символы
деятелей Теософского общества

Часть первая. Ничто не ново под Луной…

Современник, не равнодушный к будущему России, а таковых становится всё больше, возможно знаком с этико-философским учением Эры Водолея. Имеются в виду книги Учения Живой Этики, явленные человечеству благодаря подвижнической деятельности Е. И. Рерих. Следует отметить, что приближается столетие появления первой книги Учения (1922 г). Сегодня с основами УЖЭ при желании может ознакомиться каждый. Учение исходило от Великих Учителей Белого Братства и распространялось сотрудниками Е. И. Рерих по всему миру. Но прежде всего направлялось в Россию: «В Новую страну моя первая весть…» Почему именно в Россию? Вероятно, в надежде на то, что россияне примут Учение близко к сердцу, а когда придёт время, раньше других встанут на призывный путь Живой Этики. О чём это говорит? О высокой оценке Великими Учителями духовного потенциала России, о неукротимой жизненной и творческой энергии россиян будущего. Но… «ничто не ново под Луной». Справедливо увлёкаясь эмоциональной и призывной мощью УЖЭ, следовало бы не забывать, что до самоотверженного сотрудничества Е. И. Рерих на духовном поприще трудились предшественники, о которых сегодня многие не имеют представления.

Исключение, пожалуй, составляет Е. П. Блаватская, трудами которой основано в США Теософское общество и под руководством Учителей Белого Братства выпущен капитальный труд «Тайная доктрина». Но и Блаватская была не одинока в духовных исканиях, поскольку обрела множество сторонников. Е. И. Рерих считала себя духовной наследницей Блаватской, и данное УЖЭ во многом явилось развитием и продолжением идей «Тайной Доктрины». Однако когда Блаватская ушла из жизни, коллеги-теософы отнеслись к УЖЭ противоречиво, а зачастую и откровенно враждебно. При жизни выпады на Блаватскую не прекращались никогда.

Е. И. Рерих писала: «Содержание её печатных трудов настолько превышает уровень обывателей и злопыхателей, что все нападки их не имеют значения. Кроме того, сами того не замечая, злопыхатели отдают ей дань высокого признания перечислением имён тех выдающихся учёных и философов, которые почитали её при её жизни, и описанием, как один из них даже умер, держа в руке её книгу «Голос Безмолвия».

Затем замечает: «Возражать на такой пасквиль должны теософы. Но имеются ли среди [них] сейчас достойные и даровитые сотрудники? Теософическое Общество и сами теософы могут скончаться, но Свет, принесённый Е. П. Б., не может погаснуть, ибо он был зажжён от Великого Источника» (8).

В книге П. Беликова «Рерих. Опыт духовной биографии» читаем: «Живая Этика, считая истинным учение Блаватской, своих последователей учила, прежде всего, свободе познания (и теософы не пользовались среди них никаким преимуществом)» (1, стр. 220).

Вероятно, отсутствие среди теософов свободы познания как раз и настраивало против УЖЭ вставших после Блаватской у руля теософского движения, присвоив исключительное право на владение истиной, а несогласных относя в стан врагов.

Наиболее рьяно не принимала УЖЭ видный теософ А. А. Каменская, о которой в письме А. М. Асееву Е. И. Рерих писала: «Также не худо было бы запросить г-жу Каменскую, как относится она к Обществу, основанному Франчиа Ла Дью и Уильям[ом] Дауэром, и к книгам, даваемым через них? Общество это существует с девяностых годов прошлого столетия и имеет ответвления и в других странах. Высокое Учение, получаемое ими, не расходится с даваемым нам, и мы состоим с ними в самых прекрасных отношениях, именно, не исключаем друг друга. Также и Уч[итель] М[ориа] иногда беседует с ними, и мы имеем послания от Уч[ителя] Иллар[иона] и Других» (17.02.34г).

 

Незаурядные личности

Итак, в конце XIX века в Калифорнии основывается община «Храм Человечества» и выходит изложенное в книге «Учение Храма». У Е. И. Рерих упомянуты две фамилии: Франчиа Ла Дью и Уильям Дауэр. Кем же являлись столь незаурядные личности? И каковыми предстанут исследователю микрокосмы рождения духовных лидеров теософии? Необходимо познакомиться и с сотрудниками ближайших сподвижников Блаватской, а именно с Генри Стил Олкоттом и Уильямом Кван Джаджем. Задача автора – ответить на поставленные вопросы и проследить, как духовная сторона теософов, открытая микрокосмами рождений, проявилась на жизненном поприще. Для компактности публикации микрокосмы рождений приводиться не будут. Они без труда могут быть составлены читателем, владеющим компьютерной астрологической программой.

Исследование картин-символов Дэйна Радьяра будет проводиться по шести наиболее важным параметрам (автор приводит не все картины-символы, а наиболее выразительные и яркие). Итак…

  1. Особенность Жизненной и Творческой энергии (Солнце в градусе Зодиака).
  2. Особенность Момента рождения (Асцендент в градусе Зодиака).
  3. Особенность Славы и Репутации (МС в градусе Зодиака).
  4. Особенность Сотрудничества (VII дом в градусе Зодиака).
  5. Особенность Философских, Научных и Религиозных воззрений (IX дом в градусе Зодиака).
  6. Особенность Вхождения в Общественные отношения (XI дом в градусе Зодиака).

 

 

1. Елена Петровна Блаватская – женщина, испытывающая трепет открытия

 

Дух Блаватской имел многовековые накопления знания, и потому она могла собрать «Тайную Доктрину» и принести миру подтверждение и знание, утерянное о существовании Великого Братства.

2, стр.350

 

Из энциклопедии. «Еле́на Петро́вна Блава́тская (урождённая Ган, нем. von Hahn; 31 июля [12 августа] 1831, Екатеринослав, Российская империя – 26 апреля [8 мая] 1891, Лондон, Англия) – русская дворянка, гражданка США, религиозный философ теософского (пантеистического) направления, литератор, публицист, оккультист и спиритуалист, путешественница.

Блаватская объявила себя избранницей некоего «великого духовного начала», а также ученицей (челой) братства тибетских махатм, которых она именовала «хранителями сокровенных знаний», и начала проповедовать авторскую версию теософии. В 1875 году в Нью-Йорке вместе с полковником Г. С. Олкоттом и адвокатом У. К. Джаджем основала Теософское общество, поставившее задачу изучать все без исключения философские и религиозные учения с целью выявления в них истины, которая, по мнению Блаватской и её приверженцев, поможет раскрыть сверхчувственные силы человека, постичь таинственные явления в природе.

Одной из главных целей общества было заявлено «образовать ядро Всемирного Братства без различия расы, цвета кожи, пола, касты и вероисповедания». Позднее штаб-квартира общества переместилась в Индию, в город Адьяр, около Мадраса; с 1895 года общество называется Теософское общество Адьяр.

Определим особенности микрокосма рождения Блаватской, а так же содержание картин-символов, каковые представляются психоаналитику Дэйну Радьяру.

Родилась Е. П. Ганн (Блаватская) на Украине 12 августа 1831 г в г. Днепропетровске. Составим символический гороскоп рождения и для целей исследования обозначим важнейшие градусы гороскопа.

Астрология выявляет следующие особенности микрокосма рождения: Солнце – 19 градусов Льва, Момент рождения – 6 градусов Скорпиона, Слава и Репутация – 18 градусов Льва, Сотрудничество – 6 градуса Тельца, Философия, Наука и Религия – 10 градуса Рака, Вхождение в общественные отношения – 21 градусов Девы.

Символ Солнца рождения в 19 градусе Льва отмечен выразительной картиной, несомненно, имеющей отношение к биографии неугомонной путешественницы: «Развлекательная поездка на пароходе».

В картине читается «наслаждение временной свободой от жестко структурируемого социального поведения» (4, стр.119). Обнаруженным тезисом объясняется многое. И категорическое неприятие впопыхах заключённого брака, и, словно из заточения, побег в неизвестность, и разрыв отношений с родными и близкими, и многое, многое другое.

Из комментария Дэйна Радьяра следует предположить, что Блаватская «стремилась ощутить вкус свободного потока энергии, освобождающей от рутинной деятельности, искала возможность найти высвобождение естественных энергий и компаний, обеспечивающих свободу от социальной жестокости».

И это похоже на правду. Упомянутая психоаналитиком «компания» действительно была «найдена», вернее, создана Блаватской. Имя «компании» известно всему миру. Это Теософское общество.

Смысл рождения Е. П. Ган (Блаватской) в 6 градусе Скорпиона (АСЦ) выражен в картине: «Золотая лихорадка» отрывает людей от родных земель».

О чём идёт речь в известной исторической картине США? Не будем воспринимать картину буквально. Золотом, как таковым, здесь не пахнет. Картина-символ о «страстном поиске новых ценностей, который на каком бы то ни было уровне обещает более изобильную жизнь» (4, стр.161).

Речь идёт о «страстном поиске» Блаватской духовных ценностей, обеспечивающих «жизнь изобильную», то есть гармоничную и счастливую. Именно духовная лихорадка «оторвала» Блаватскую от царской России и заставила путешествовать по всему миру. Обратимся к комментарию психоаналитика: «Величие человека состоит в том, что он всегда может быть ещё более великим. За возбуждённой «жадностью» находится глубоко заложенное желание играть более важную или более заметную роль в обществе или группе».

Что, заметим, особенно важно для Блаватской как для человека психотипа «Лев», человека от природы амбициозного и желающего играть в обществе «важную роль». Речь идёт о «драматической способности Блаватской оторваться от известного и знакомого, рискуя всем ради мечты».

Благодаря развитию духовной алчности, Блаватская заявит, что «верит в Христа безличного, а не в Иисуса из Назарета, что для неё Кришна или Будда тот же Христос, что христианское учение перековеркано и грубо материализовано Церковью, она провозгласит безличный Божественный Принцип…» (3, стр.141). На эти же позиции в духовном развитии встанет и Е. И. Рерих.

Картина-символ «Славы и репутации» в 18 градусе Льва: «Химик проводит эксперимент перед студентами». Символ указывает на то, что «исследуя скрытые процессы природы, человеческий ум испытывает трепет открытия» (4, стр.119).

Показательно, что символ указывает на эксперимент именно химика, поскольку только в химическом эксперименте получается нечто новое, то, чего не было минутой ранее. Новые вещества, новые энергии, новые мысли, новые Учения. То, что соотносится с известным тезисом «Нет религии выше истины». Возникает вопрос: трепет какого открытия могла испытывать Блаватская? Может быть, сознание того, что «мистицизм, с помощью которого совершенствуется человеческая личность нельзя противопоставлять научному анализу, что необходимо с широких научных позиций (а не узких) исследовать и постигать тайны человеческого духа»? (3, стр.150).

И, разумеется, понимание того, что пришло время объединить науку, философию и религию в единое Учение.

Дэйн Радьяр поясняет, что «эта способность основывается на знании, приобретаемом человеческим обществом и передаваемом из поколения в поколение. Символ подчёркивает это, рисуя ситуацию обучения» (4, стр.119).

Из письма Е. И. Рерих: «Блаватская уже в своих прежних жизнях уявлялась на йогическом пути[1], но в этой жизни ей пришлось принять тело сильного медиума, ибо поручение её было работать среди большого числа людей, среди постоянного враждебного к ней отношения и окружения дисгармоническими аурами, и уявлять чудеса для убеждения избранных в существовании иных законов Природы, в существовании знания высшего[2] » (5).

Итак, Блаватская выступает перед молодёжью в роли Великого Учителя, несущего знания, переданные из поколения в поколение. Отсюда следует, что Блаватская является «звеном в цепи трансляции, и её деятельность продолжается в будущее». Что, безусловно, соответствует действительности.

Картина-символ Сотрудничества в 6 градусе Тельца указывает на «захват отделённости групповой кооперации», что представляется «демонстрацией человеческой способности преодоления препятствий и достижения эволюционной связанности, равно как и пространственной экспансии» (4, стр.65).

В указанном Дэйном Радьяром тезисе «групповая кооперация» видится как «отделённое» от широкой общественности Теософское общество. Общество, направленное на достижение эволюционной связанности и пространственной экспансии.

Картина-символ Философских, Научных и Религиозных взглядов в 10 градусе Рака содержит «ревностные упражнения ради полного выявления идеала», что указывает на мастерство в социальном смысле достижения совершенства» (4, стр.98).Тем самым приходим к выводу, что Блаватская является человеком, мастерски стремящимся к установленному идеалу.

Картина-символ Вхождения в Общественные отношения в 21 градусе Девы представлена «физической культурой как средством привить чувство участия в коллективной культуре», чем подчёркивается «определённый тип образовательной деятельности с культурными и эмоциональными обертонами», тип сознания особенно восприимчивого к коллективным силам» (4, стр.136).

Символ, на первый взгляд кажущийся отвлечённым, требует уточнения, которое поищем в чувствительной точке «Продвижение» в 22 градусе Весы.

В этом случае картина-символ такова: «Ребёнок, дающий птицам пить из фонтана». Что означает «заботу простых душ о благополучии и счастье менее развитых существ, которые жаждут жизненного обновления» (4, стр.154). Таким образом, приходим к выводу, что Блаватская строит отношения с Обществом на основе трогательной заботы о благополучии всех живущих.

 

 

2. Описания полковника Генри Стил Олкотта

 

Два тома дневника Олькотта дают описания его встречи и работы с Блаватской и всех чудес, происходивших тогда.

2, стр. 341

 

Из энциклопедии. «Генри Стил Олкотт (иногда Олькотт; англ. Henry Steel Olcott; 2 августа 1832 – 17 февраля 1907) – один из основателей и первый президент Теософского Общества, участник Гражданской войны в США, полковник, юрист, журналист и писатель. Считается ведущей фигурой в современной истории ланкийского буддизма. Его деятельность в качестве главы Теософского общества помогла возрождению буддизма, и за это его почитают в Шри-Ланке».

И ещё: «Олькотт Генри Стил (1832–1907) – американский журналист, издатель, адвокат, один из основателей и первый президент Теософского общества. Работал в сельскохозяйственной редакции (1859–1861) "New York Tribune". Участвовал в Гражданской войне и был назначен особым комиссионером (1862–1866) военного и морского департаментов США для расследования коррупции и подлогов в военных арсеналах и на морских верфях. Практиковал как юрист в Нью-Йорке с 1868 по 1878 год. В 1875 году избран президентом Теософского общества и на этом посту пребывал до конца жизни. Неустанно трудился на благо Теософского общества и от его имени, путешествуя по Индии, южной Азии, Австралии, Европе и другим местам. Также приложил свои силы к возрождению буддизма на Цейлоне, оказав помощь в организации трёх колледжей и 250 школ».

 

Символы астрологии

Астрология выявляет следующие особенности микрокосма рождения Олкотта: Солнце – 10 градусов Льва, Момент рождения – 3 градуса Скорпиона, Слава и Репутация – 9 градусов Льва, Сотрудничество – 3 градуса Тельца, Философия, наука и религия – 4 градуса Рака, Вхождение в общественные отношения – 12 градусов Девы.

Начнём, как обычно, с содержания Жизненной и Творческой энергии. Картина-символ Солнца в 10 градусе Льва указывает на «возвышенные чувства, поднимающиеся в душе индивидуума, успешно прошедшего через долгую ночь, испытавшую его силу и веру» (4, стр.115).

Что ж, адвокатская и боевая биография полковника, прошедшего через долгую ночь, испытавшая его силу и веру, вполне соответствуют символу Солнца рождения Олькотта.

Символ Момента рождения в 3 градусе Скорпиона определяет «чувство общности, проявляемое в объединении фундаментальных усилий» (4, стр.160).

И что, как не проявленное Олкоттом «чувство общности», вывело на творческую дорогу журналиста, издателя, юриста, участника войны, борца с коррупцией? В итоге чувство общности привело Олкотта на путь «объединения фундаментальных усилий».

Слава и Репутация в 10 градусе Льва обнаруживает картину, где Олкотт представлен в символической роли «стеклодува, управляющего своим дыханием и выдувающим красивые вазы».

В переводе с языка символов Слава и Репутация Олкотта является следствием «необходимости ввести в творческое действие самые духовные и жизненные силы, чтобы породить значимые и новые формы» (4, стр.114). Согласитесь, репутация более чем завидная. Основанная на творческой потенции Олкотта, увлечённого оккультизмом и написанием духовных книг.

Однако есть одно «но». И заключается оно в том, что, видимо, ввод в действие духовных и творческих сил у Олкотта не исключал проявлением самости, недопустимой интеллектуальной зависти, что следует из письма Е. И. Рерих: «Кого нашла Блаватская? Неужели Олькотта, который уявил столько злопамятства и зависти, допустив в своём дневнике неуместные и злобные замечания о ней, о ней, всё ему открывшей» (6).

Что касается Сотрудничества в 3 градусе Тельца, то символ указывает на «постепенное расширение индивидуального сознания после оплодотворяющего опыта» (1, стр.64).

Постепенное расширение сознания на пути которого неизбежны и ошибки, и заблуждения, и неправильные оценки, в том числе и в отношении самой Блаватской. При этом делается акцент на то, что необходимо «усердно и решительно, но со смирением и верой стремиться достичь естественного свершения».

Из письма Е. И. Рерих: «Теперь о перечисленных Вами сотрудниках Е. П. Блаватской. Олькотт был её ближайшим сотрудником. Он был приближен по кармическим причинам, однажды он спас жизнь Е. П. Блаватской в [одном] из её прежних воплощений. Но он не мог считаться учеником в полном смысле этого слова. Иначе он не предавал бы её так, как он неоднократно это делал, не оставил бы писаний, умаляющих ту, которая столько ему открыла! Но, конечно, не обладая широким умом, он не мог оценить широту сознания Е. П. Блаватской, житейские мелочи закрывали для него внутренний великий облик. Чтобы оценить правильно великого человека, нужно самому быть не менее великим» (7).

Со «смирением и верой», по-видимому, у Олкотта также было не всё в порядке. Понятно, что упомянутый «оплодотворяющий опыт» относится на счёт знакомства Олкотта с Блаватской. Благодаря чему и произошло «постепенное расширение индивидуального сознания». И, несмотря на это, сознания не оценившего по достоинству Учителя.

Каковы же Научные, Философские и Религиозные взгляды генерала «от теософии»? В этом случае предстаёт странная и любопытная картина-символ: «Кошка, спорящая с мышью» (4, стр.95).

Кто в данном случае есть кто? Олкотт в образе «кошки»? Олкотт спорщик? Вероятно. А кто «мышка»? И «мышкой» является всё тот же Олкотт! Теософ спорит сам с собой, «надеясь убедить себя, что старые импульсы по-прежнему законны, поскольку «желания тела всё ещё заглушают голос «нового человека».

Символ являет Олкотта в попытке самооправдания. При этом «ум хитро отворачивается от последствий желаний и беспокойства». Обозначенная выше особенность личности указывает на то, что благодаря непримиримой борьбе с собой прежним, научные, философские и религиозные взгляды Олкотта, в конце концов, трансформировались во взгляды выдающегося теософа, явились итогом упорной борьбы за «нового человека».

Показательно, что именно в этой сфере в 8 градусе Рака отмечается чувствительная точка «Счастье». В комментарии Дэйна Радьяра читаем: «Существующая у всех форм жизни тенденция имитировать высшие формы как стимул к росту».

В этом, по-видимому, и находил Олкотт личное счастье: имитировал «высшие формы» Блаватской, тем самым являя стимул к собственному росту (4, стр.96).

Остаётся определиться с Вхождением в Общественные отношения в 12 градусе Девы. В этом случае обнаруживаем «проникающую и раскрывающую силу воспитанного ума». При этом Дэйн Радьярподчёркивает «мужское действие, уравновешивающее женскую визуализацию мечты» (4, стр.131).

Итак, мечта Олкотта имеет женскую природу, но при этом действие проявляется мужское. В действии Олкотта психоаналитик предполагает раскрытие, снятие покрывала. Что за странный образ? Какое «покрывало» силой воспитанного ума старается снять Олкотт с глаз Общественности? Вероятно, речь может идти о «раскрытии мистерий, долгое время хранившихся в тайне». Икниги Олкотта красноречиво свидетельствуют в пользу предполагаемого тезиса.

 

Женская мечта и мужское действие Олкотта

В сентябре 1875 года Олкотт предложил образовать общество для изучения оккультизма и каббалы.

 

 

К сожалению, у автора данной статьи отсутствует точная дата образования Общества, что не позволяет уверенно составить гороскоп несомненно выдающегося события. Но не всё безнадёжно. За помощью обратимся к астрологии.

Теория астрологи даёт возможность «выйти» на искомую дату и составить требуемый гороскоп. Каким образом? Рассуждения просты и понятны: в какой-то из дней сентября 1875 года транзитные планеты обязаны «отметиться», войти в соприкосновение с Моментом рождения или точкой Славы и Репутации микрокосма рождения Олкотта.

При этом особое внимание следует обратить на транзитный Юпитер, поскольку речь идёт о совершении религиозно-философском события. И что же? Проработка вопроса показывает, что 23 сентября транзитный Юпитер точно совмещается с Моментом рождения и наверняка «толкает» Олкотта к основанию Общества оккультного типа. К тому же в этот день транзитный Уран «обнимает» Меркурий микрокосма рождения, что, вероятно, дополнительно укрепляет мысль Олкотта основать Теософское общество.

Но имеется ли возможность убедиться в правильности выбранной гипотетической даты? Имеется. Если на дату 23 сентября 1875 года Нью Йорка составить символический гороскоп, то в открывшиеся картинах-символах Дэйна Радьяра можно убедиться в соответствии духу выдающегося оккультного события.

Таким образом, выявляется следующее:

  1. Жизненная и творческая энергия основанного Олкоттом оккультного Общества представляется «полной концентрацией, необходимой для достижения духовной цели».
  2. Символ, связанный с Моментом рождения указывает на «карму прошлых деяний, влияющую на возможности в новом цикле».
  3. Символ Репутации и Славы общества Олкотта подчёркивает «трансмутацию плодов прошлого опыта в зёрна-реализации вечно творческого духа». В расшифровке Дэйна Радьяра это звучит так: «Реполяризация внутренних энергий, ведущая к творческой централизации сознания».
  4. Символ Сотрудничества оккультного общества указывает на «индивидуальное свершение в исполнении социальной функции, которая связана с определённым престижем». При этом индивидуальное свершение относится непосредственно к Олкотту.
  5. Религиозно-философская составляющая Общества определяется впечатляющей картиной: «Радуга, после сильной бури», символ которой указывает на «связывание верхнего и нижнего, завет с собственной божественной природой, обетование бессмертия».

  6. Символ Вхождения в отношения с Обществом, показывает «фундаментальное человеческое стремление расширить социальный горизонт и узнать о результатах коллективных усилий и новых способах жизни».

 

 

3. Уильям Кван Джаджчеловек с «потрясающей формой головы»

 

Джадж был лучше многих. Много клеветали на него. Но, конечно, и у него были слабости, которые недопустимы в признанных учениках. Так, Махатмы не нашли ни одного истинного ученика среди европейцев… Итак, никто из европейцев не дошёл до Башен.

Е. И. Рерих, т. 6, письмо от 15.04.39 г.

 

Из энциклопедии. «Уильям Кван Джадж (англ. William Quan Judge; 13 апреля 1851 – 21 марта 1896) – один из трёх главных основателей Теософского общества, оккультист, писатель, юрист».

Скульптор А. Линдстрем, никогда не видевший Джаджа в жизни, делал слепок с головы умершего. Вот его мнение:

«Делая посмертную маску, я был потрясён формой головы мистера Джаджа, которая разительно отличалась от всего, что я когда-либо видел. Головы большинства выдающихся людей показывают развитие какой-нибудь одной, возможно нескольких способностей в ущерб другим. Я сразу же заметил, что голова мистера Джаджа свидетельствует о высоком, равномерном и хорошо сбалансированном развитии всех способностей. Это удивительное сочетание огромной силы воли с развитой в равной степени мягкостью, высшая практичность и приспособляемость с высоко идеалистичным характером, гигантский интеллект рука об руку с бескорыстием и скромностью…

Я считаю, что из всех черт нос наиболее точно определяет характер. Его нос был самой выдающейся чертой его внешности. Он показывал огромную силу и одновременно полный контроль над каждой мыслью и каждым действием, свидетельствовал о деликатности и чувствительности его натуры. Его рот отражал нежность и твёрдость в равной мере. Скулы свидетельствовали о силе воли. Мягкие волосы показывали утончённость и доброту. Взятое вместе всё это свидетельствовало о гармоничном развитии, отсутствии пороков. Внимательное изучение его головы в каждом аспекте доказывает, что он был великий и благородный человек. Если такой человек посвятил свою жизнь Теософскому Обществу, я думаю, что у такого Общества великая миссия».

Из воспоминания Джаджа о Блаватской: «Наша первая в этой жизни встреча с Е. П. Б. произошла в 1875 году в Нью-Йорке. Полковник Г. С. Олкотт позвонил мне по её просьбе из квартиры на Ирвинг Плэйс… Меня поразили её глаза, глаза человека, которого я знал в давно прожитых жизнях. Во время первой встречи она взглянула на меня, как бы узнавая, и с тех пор этот взгляд никогда не менялся… Это было так, как будто накануне вечером мы разошлись по домам, отложив на завтра задачи, требующие обоюдного участия. Мы были учителем и учеником, старшим и младшим братьями, стремящимися к одной цели».

 

Болезнь, проявившая необычные способности

Из биографии: «Уильям рос хилым ребёнком и в шесть лет серьёзно заболел. Врач сообщил его родным, что больной не выживет, и вскоре констатировал смерть. Однако вопреки медицинской науке, Уильям пришёл в сознание и начал постепенно выздоравливать. После выздоровления у него обнаружились способности и знания, которые раньше не проявлялись. Внешне он казался тем же самым и, в то же время внутренне изменился радикальным образом: семье, можно сказать, пришлось знакомиться с ним заново. Никто не знал, что он умеет читать, но, после выздоровления, на восьмом году жизни, он стал внимательно изучать все доступные ему книги по месмеризму, френологии, религии, магии и философии.

 

Аккуратность, упорство и трудолюбие

…В 21 год он стал американским гражданином. В том же году, сдав экзамен, получил право на юридическую практику. Как адвокат, он специализировался в коммерческом праве. Как юрист отличался аккуратностью, упорством и трудолюбием, завоевав этим уважение, как со стороны работодателей, так и клиентов.

В 1874 году Джадж узнал о Е. П. Блаватской. Ему попалась книга Г. С. Олкотта «Люди с того света», очень его заинтересовавшая. Джадж написал автору, чтобы узнать адрес заслуживающего доверия медиума. В это время поднялась волна интереса к оккультизму, и начались дискуссии о нём. Эксперименты нескольких людей, включая Блаватскую, на ферме братьев Эдди были предметом широкого обсуждения. Полковник Олкотт предложил Джаджу встретиться с Блаватской.

Как было отмечено ранее, Г. С. Олкотт предложил образовать общество для изучения оккультизма, каббалы и Уильям Джадж, энергичный, идеалистически настроенный молодой человек, был среди тех, кто стоял у истоков Теософского Общества.

…В 1886 году Джадж начал издавать ежемесячный теософский журнал «Путь» (англ. The Path), который существует и поныне. В 1888 году он помогал Блаватской в организации её Эзотерической школы. После смерти Е. П. Блаватской Джадж и Безант вместе руководили Эзотерической школой.

…Адвокатами Блаватской было возбуждено два дела: одно против Коуза, второе против газеты. Им был предъявлен иск за нанесение морального ущерба в размере 50 тыс. долларов. Второе дело, о клевете на Теософское Общество Нью-Йорка, возбудил против газеты Джадж, с иском в размере 60 тыс. долларов. Именно иск Джаджа и заставил «Сан», несмотря на смерть Блаватской, пойти на попятную».

 

Конфликт неизбежен

«…В 1893 году Джадж опубликовал книгу «Океан теософии», представляющую собой компендиум теософской доктрины. Между тем, к 1894 году разногласия в связи с непризнанием руководством Теософского Общества подлинности полученного Джаджем послания от Махатм привели к конфликту Джаджа с Олкоттом и Безант.

В конце концов, в июне 1895 года Американская секция Теософского Общества объявила о своей «полной и абсолютной автономии», выделилась в независимое Американское Теософское Общество, и Джадж был избран его президентом.

Организация, происходящая из фракции Олкотта, базируется в настоящее время в Индии и известна как Теософское общество Адьяр, в то время как организация Джаджа известна как Теософское общество Пасадена».

Забегая вперёд, обозначим, что в данном случае выявляет чувствительная точка «Расстройств и разногласий» рождения Джаджа в 25 градусе Льва.

Она показывает «самодостаточность перед лицом длительного и истощающего приключения». А это означает, что Джадж «нуждается в полной независимости от окружения и совершенной уверенности в себе, готовности рассчитывать на себя» (4, стр.122).

При том, что в натуре Джаджа проявляется стремление к одиночеству и потребность работать самостоятельно, только чтобы другие не мешали и не портили. Такова истинная причина раскола Теософского общества и ««полной и абсолютной автономии» Джажжа. Но приступим к астрологии.

 

Астрологическое исследование

Итак, обратимся к реалиям гороскопа-символа рождения Джаджа.

Солнце – 23 градуса Овна, Момент рождения – 13 градусов Льва, Слава и Репутация – 23 градуса Овна, Сотрудничество – 13 градуса Водолея, Философия, Наука и Религия – 22 градуса Рыб, Вхождение в общественные отношения – 3 градуса Близнецов.

В чём же заключалась жизненная и творческая энергия человека с «потрясающей формой головы»? Символ в 23 градусе Овна указывает на «Плодородие». И только. Но этого «только» вполне достаточно, поскольку означает, что голова Джаджа никогда не работала в пустую, постоянно плодила новые мысли и идеи. Перед нами символ человека внутреннего свершения (4, стр.58). Джадж вполне утверждал пословицу «И один в поле воин».

А Момент рождения в 13 градусе Льва? В этом случае символ означает «воспоминания успокоенного ума о кризисах и радостях далёкого прошлого». Это «покой достигнутый в конце жизни» (4, стр.116). Далёкое прошлое Джаджа… Его прошлые жизни?

Из биографии не трудно сделать вывод, что Репутация Джаджа представляется далеко не однозначной. Были в его жизни и суды, и конфликты, и расколы по идеологическим соображениям. Но что выявит картина-символ? Она совпадает с картиной-символом Солнца. То есть Репутация Джаджа так же плодородна, как и его множественные мысли. Таким образом, Репутация так же видится не однозначной, способной меняться по причине умственного «плодородия».

Но, каковым Джадж «смотрится» в вопросе Сотрудничества в 13 градусе Водолея? В этом случае символ обозначается словом «Барометр», то есть указывает на «способность обнаруживать фундаментальные природные факты, позволяющие планировать будущие действия» (4, стр.209).

И это важно, поскольку в значительной мере этим определяется и Репутация Джаджа. Подкорректируем содержание проблемного сотрудничества Джажда символом чувствительной точки «Сотрудничество» в 10 градусе Рака. Получим «ревностные упражнения ради полного выявления идеала» (4, стр.98). Или «в социальном смысле достижение совершенства», что могло восприниматься враждебно сотрудниками Джаджа.

Вопрос отношения к Философии, Науке и Религии в 22 градусе Рыб символизируется картиной, которую невозможно «оставить за кадром», не представить читателю. Картина называется: «Пророк, несущий скрижали Закона, спускается с горы Синай». В расшифровки символа читаем: «Потребность довести до уровня повседневного существования ясное понимание того, что проявилось в великом опыте необычного» (4, стр.230).

Не эта ли потребность подвигла Джаджа к написанию замечательной книги «Океан Теософии»? Предположительно это и явилось «камнем преткновения» между Джаджем и Олкоттом, который не находил успокоения в себе самом, всё оспаривал и подвергал сомнению. И потом, интеллектуальную ревность никто «не отменял». Ревность интеллекта в отношении новаторства ближнего – страшная, разрушительная вещь. У Олкотта, безусловно, были причины ревновать коллегу Джаджа, упорно стремящегося к «полному идеалу».

Подтверждение тому следует из предисловия Роберта Кросби к книге Джаджа «Океан философии»: «Около двадцати двух лет назад первое издание «Океана теософии» было опубликовано его автором Уильямом Джаджем. С этого времени тысячи книг были опубликованы более или менее выдающимися учениками теософии, но, к сожалению, ни одна из них по охвату и диапазону знаний не сравнима с представленным в этом томике. Ещё больше можно сожалеть о том, что методы, взятые на вооружение этими писателями, послужили тому, чтобы затуманить наличие книги по теософии, написанной учителем этой науки жизни».

А отношения Джаджа к жизни Общества? Ответ на этот вопрос следует из символа в 3 градусах Близнецов, который выявляет «формализацию коллективных идеалов посредством применения разума и порядка к вновь открытым аспектам природы». Иными словами, «ясность сопровождается эгоцентрализацией и почитанием формализма» (4, стр.78).

Как видим, и в этом случае речь идёт о применении разума, о работе мысли, при желании относиться к Обществу довольно формально. Выходит, прав был скульптор А. Линдстрем, ничуть не лукавил, когда писал о том, что «голова мистера Джаджа свидетельствует о высоком, равномерном и хорошо сбалансированном развитии всех способностей».

 

 

Часть вторая

1. Уильям Г. Дауэрчеловек, с интересом к электричеству

 

Не покажется ли странным, что отдельной биографической страницы выдающегося теософа Уильяма Г. Дауэра в энциклопедии не находится? Имя Уильяма Дауэра, как одного из основателей Храма Человечества, конечно упоминается, но наряду с другими именами. И только.

В биографическом этюде П. Ф Дауэра написанном в марте 1938 года в Халсионе, о жизни Уильяма Дауэра читаем следующее: «Дауэр получил религиозное образование в Епископальной церкви и воскресной школе. Однако он понимал, что религия гораздо более глубокая жизненная реальность, чем вероисповедание. Он старался создать для себя свою систему духовной жизни. Время от времени он вёл дневник». Его запись за 1 января 1888 года свидетельствует о юности, пыле, энергии, а также философском складе его ума: «Время не ждёт никого. Какая истина сильнее этого? Прошёл ещё один год. Кажется, пролетел он как один день».

 

 

Экспериментатор

Из биографии: «В детстве и в более поздние годы он очень интересовался электричеством и проводил много экспериментов в своём доме. 10 января 1887 года он прочёл лекцию об электричестве в студенческом клубе, и вот что он об этом написал в дневнике: «Я чувствовал себя почти удовлетворённым моими усилиями, но не совсем».

Итак, речь идёт об электричестве. На эту тему в одном из писем Е. И. Рерих читаем: «Теперь Вы спрашиваете, что есть электричество? Электричество есть, конечно, вечный Огонь. Потому так мало учёные понимают Фохат оккультистов. Зодиакальный свет есть Свет астральный. Иерархия Света, конечно, есть Лестница Иакова» (т.2, № 43).

Позднее П. Ф. Дауэр запишет: «Нам следует быть очень внимательными, чтобы выполнять требования жизни. Что может быть ужаснее, чем в старости оглядываться на потраченную впустую жизнь? Каждая минуту бесценна. Но когда это уже непоправимо, «пусть золотые мгновения, подобные солнечному свету, не минуют нас», и это самое прекрасное чувство. Какие чудеса мы можем совершить, если будем применять это в наших жизнях. Ретроспективный взгляд на события прошедшего года моей жизни: я сделал ошибки, некоторые из них исправил. Чувствую, что сейчас я как будто бы на правильном пути к успехам в том, чего я желаю больше, чем ранее желал в течение почти семи лет. Я также должен делать другие дела, которые имеют первостепенное значение для достижения цели. Это надо делать быстро, с помощью Божественного Творца всего добра».

«Велики мутации времени, и ни один человек не знает, что исходит из Великого Неизвестного. Я надеюсь и молюсь, чтобы великая причина всего сущего, которая до сих пор покровительствовала мне, не покинула меня, но подводила бы меня к самым высоким вершинам и проявила своё великое милосердие» (9).

 

Знаменательная встреча

«Он смог завершить свои медицинские занятия в Сиракузах. После окончания их в 1891 году он поехал в Нью-Йорк и поступил в аспирантуру и в это же время встретил У. К. Джаджа и других выдающихся деятелей Теософского общества. Он вступил в это общество и в 1892 году возвратился в Сиракузы, где и основал очень активное отделение Т.О.

Джадж назначил его президентом. В обществе проходило много интересных собраний, лекции, прочитанные на них, публиковались в прессе, возбуждали у людей интерес. Офис доктора стал неформальным центром общества. В 1898 году доктор Дауэр и Франчиа Ла Дью основали Храм Человечества под руководством Учителя Иллариона в Сиракузах. В 1903 году они перевели Храм в Халсион, штат Калифорния, где доктор Дауэр сконцентрировал свою медицинскую практику вокруг халсионского санатория, расположенного около Ошеано, а дом Франчиа Ла Дью стал штаб-квартирой Храма в Халсионе. После её смерти в 1922 году доктор Дауэр принял пост Главного Хранителя Храма вплоть до своей кончины 9 октября 1937 года» (9).

Итак, обозначим особенности микрокосма Уильяма Г. Дауэра, рождённого 22 марта 1866 года в Сиракузах, штат Нью-Йорк:

Солнце – 2 градуса Овна, Момент рождения – 20 градусов Рака, Слава и Репутация – 30 градусов Рыб, Сотрудничество – 20 градусов Козерога, Философия, Наука и Религия – 1 градус Рыб, Вхождение в общественные отношения – 7 градусов Тельца.

Начнём с картины-символа жизненной и творческой энергии, определяемой положением Солнца в 2 градусах Овна. Картина-символ такова: «Комедиант раскрывает человеческую природу» (4, стр.46). Картина в переводе с языка символики означает «способность смотреть объективно на себя и других».

А это, в свою очередь, указывает на то, что Дауэр не был склонен к заблуждению, трезво оценивал свои возможности и возможности сотрудников. В том числе и существо наступающих событий. Символ вменяет Дауэру «развить объективную осведомлённость о существовании».

Итак,Дауэр – человек трезвого мышления, откуда следует установка: «Нам следует быть очень внимательными, чтобы выполнять требования жизни».

Момент рождения в 20 градусах Рака представлен символом, в котором упоминается счастье: «Счастье как обертон социальной интеграции и конформности по отношению к обычаю» (4, стр.104). За уточнением терминологии обратимся к энциклопедии.

Что такое обертон? Обертон – особый оттенок, особое качество звучания. В данном случае в «общественно принятой игре эмоций в праздничном веселье». Конформность – пассивное восприятие. Отсюда следует, что к общественной жизни Дауэром проявлялось особое отношение, при не невозможности рутинного существования. Что, по-видимому, и составляло «счастье» жизни теософа. В чём же заключалась отмеченная «особость»? В осознании текучести невозвратного времени и невозможности ничего исправить, когда время на исходе? Но подобные ощущения свойственны многим людям. В необходимости не потерять ни минуты, успеть выполнить предназначенное? И это не является новостью. Тогда что же?

Для уточнения вопроса рассмотрим картину-символ чувствительной точки «Счастье» в 9 градусе Весов и обнаружим: «Необходимость вернуться к источнику во время запутанных поисков новых ценностей в хаотическом обществе» (4, стр.147).

Таким образом, возврат к источнику в поиске новых ценностей и составлял подлинное счастье Уильяма Дауэра.

Что касается Славы и Репутации в 30 градусах Рыб, то возникает своеобразная картина-символ: «Величественная скала, напоминающая лицо, идеализируется мальчиком, который принимаете как свой идеал величия. По мере того как он растёт, он становится похожим на неё» (4, стр.233).

Итак, Дауэр в образе мальчика. Фантазия Дауэра рождает образ величия. С годами образ величия растёт и воплощается в Дауэре. Символ указывает на «способность ясно визуализированных идеалов формировать жизнь визуализирующего». В таком случае важно «увидеть» (представить) свой идеал и тогда идеал начнёт формировать тебя. Ровно это и случилось с Дауэром. Жизнь теософа формируется под влиянием чётко обозначенного маяка-идеала, двигаясь к которому невозможно заблудиться…

Особенность Сотрудничества в 20 градусе Козерога представляет картину-символ: «Спрятанный хор поёт во время религиозной службы» (4, стр.197).

Обнаруженный символ адекватно обрисовывает теософскую суть деятельности Дауэра: «Осуществление творческих функций индивидуума посредством участия в групповом действии, посвящённому трансцендентному единству».

Здесь же имеется указание на «самую чистую групповую гармонию, основного и наиболее трудного свершения социализирования».

Из тезиса следует, что Храм Человечества выстраивают люди самой чистой групповой гармонии. К тому же основной и наиболее трудной работы ради общества. При этом «скрытый хор» являет «идеал полноты бытия».

Что касается аспектаФилософии, Науки и Религии в 1 градусе Рыб, то Дауэр, как человек философского склада ума, представлен символом, требующим не спешного и не поверхностного осмысления: «Процесс смешения и обмена, который на всех уровнях демонстрирует здоровье общества» (4, стр.218).

Что же означает словосочетание «смешения и обмена»? То, что идеи Храма Человечества на всех уровнях демонстрируют здоровье общества – это понятно. А «смешения»? Стремление воспользоваться всеми имеющимися философскими точками зрения и на том основании выработать собственную точку зрения? Потом «обменяться» выработанными идеями с другими теософами? Видимо, так.

А что может означать «получено в социальном обмене, в особенности в коммерции в самом широком смысле слова»? О какой коммерции может идти речь? Чем могли торговать теософы? Идеями? Возможно, ясности в вопрос добавит символ чувствительной точки «Высшее образование» в 1 градусе Близнецов: «Обнаружение подсознательных энергий и глубинных психических структур», по поводу чего Дэйн Радьяр замечает: «Искренний исследователь обнаруживает новые измерения реальности» (4, стр.77).

Вот, оказывается, какой философский товар пытался сбыть теософ Дауэр! Товар под маркой «новые измерения реальности».

Но каковыми могли быть отношения Дауэра с обществом? Была ли и тут своя «изюминка»? Итак, тезис Вхождения в Отношения с обществом в 7 градусе Тельца. В этом случае символ обнаруживает «встречу традиционного прошлого и творческого духа, указывающего будущее» (4, стр.65).

Дауэрпривносит в традиционную общественную жизнь дух творчества, но такого творчества, которое способно указать путь в будущее. Безусловно, в качестве «маяка» как указателя будущего явился Храм Человечества, основанный Дауэром. Психоаналитик, комментируя содержание символа, поясняет: «В коллективную ситуацию вносится совершенно новый фактор, трансцендирующий её, при этом «новое качество бытия делает старые паттерны устаревшими». И это понятно.

Итак, «новым фактором» в жизни широкой общественности явился Храм Человечества, предлагающий обществу «новое качество бытия».

 

 

2. Франчес Бичженщина по имени «Голубая звезда»

 

Со смертью Франчиа Ла Дью, которая была той магнитной силой, тем фокусом, через которую проливались Высшие энергии, сейчас Сообщения от Великих Учителей сильно сократились, и они большей частью перепечатывают старый материал, данный ещё при жизни Основательницы.

Письмо Е. И. Рерих, т.2, № 70

 

Из энциклопедии. Франчиа А. Ла Дью (англ. Francia A. La Due, урождённая Бич; 19 января1849, Чикаго, штат Иллинойс, США20 июля1922, Халсион, штат Калифорния, США) – американский теософ, борец за права коренных жителей Америки, основатель и первый Главный Хранитель духовной общины «Храм Человечества».

Прежде чем приступить к рассмотрению биографии героини, ознакомимся с замечанием Е. И. Рерих: «Должна огорчить Вас относительно биографических данных Франчиа Ла Дью. Только что прислали материал, состоящий из полстранички с пустым перечислением самых обыденных фактов её личной жизни, и ни слова о самой главной деятельности, ни слова об основании и развитии центра. Не нашлось у её ближайших сотрудников ни одного достойного слова, лишь сладкие перечисления её кротости и улыбок и трогательных недостатков…» (10)

Из биографии: «Франчиа Ла Дьюродилась 19 января 1849 года в Чикаго. Когда ей было четыре года, её родители переехали в город Сиракьюсштат Нью-Йорк. Училась в местной государственной школе, писала рассказы и стихи, некоторые из них были опубликованы в еженедельных изданиях. Не имея медицинского образования, работала медсестрой в государственных учреждениях, вела частную практику.

В 1894 году Франчиа Ла Дью становится членом отделения Теософского обществав городе Сиракьюс, которое было там основано в 1892 году доктором Уильямом Дауэром.

Из воспоминаний У. Дауэра о первой встрече с Франчией Ла Дью: «Однажды, когда я работал в кабинете, вошла г-жа Ла Дью. Она прочитала о наших теософских собраниях, и её сильно привлекла их тема. Она держала в руке книжку, куда записывала многие свои чудесные внутренние переживания, которые, однако, не могла объяснить и не знала, что с ними делать».

Франчиа Ла Дью вместе с Уильмом Дауэром активно участвовала в отстаивании прав индейского племени Онондага, которое находится недалеко от города Сиракьюс и входит в союз Лиги ирокезов. В благодарность за это индейцы посвятили их в свой Клан Черепахи. Позже был создан индейский общественный центр «Гайавата». По утверждениям Франчии Ла Дью, в конце XIX векаона вступает в видимое и невидимое общение с одним из Учителей Великого Белого Братства, которого называет Илларионом. С этого времени она считает его своим Учителем, и он руководит её деятельностью, передаёт различные послания.

«Через медиаторство Франчиа Ла Дью, прекрасной души, давалось Учение Братом Белой Ложи, Учителем Илларионом. Учение это известно как «Темпль Тичинг». Книга прекрасная» (11).

В конце 90-х годов XIX века отделение теософского общества в г. Сиракьюс из-за различных трудностей перестаёт существовать. И в 1898 году Франчиа Ла Дью, по указанию своего духовного учителя Иллариона, вместе с Уильямом Дауэром основывает общину «Храм Человечества» в г. Сиракьюс, целью которой стало продолжение работы, начатой Е. П. Блаватскойв Нью-Йорке в 1875 году».

Франчиа Ла Дью стала Первым Главным Хранителем «Храма Человечества», получив эзотерическое имя «Голубая Звезда». В 1900 году община стала издавать ежемесячный журнал «The Temple Artisan», в котором впервые начали публиковаться наставления учителя Иллариона, позже названные «Учением Храма» и изданные отдельными книгами.

 

Храм Человечества в г. Сиракьюс

 

В 1903году Община переезжает в Халсион, штат Калифорния, где существует и поныне. После смерти Франчии Ла Дью в июле 1922 года следующим Главным Хранителем Храма Человечества стал Уильям Дауэр, и под его руководством в течение нескольких лет члены Храма Человечества построили в Халсионе мемориальный храм в честь Франчии Ла Дью, который назвали "Храмом Голубой Звезды". В другом источнике читаем: «К 1898 году Учитель попросил Уильяма Дауэра и Франчиа Ла Дью основать Храм. Место для его создания надо было выбрать не просто так, а с учётом силовых линий Земли, благодатной энергетики. Франчиа Ла Дью совершила две поездки в Калифорнию и там нашла район на восточном побережье океана, где в 1903 году в Халсионе и началась духовная работа Храма. К ней присоединились и члены самой первой группы Храма в Сиракузах».

…В представленном «раскладе» событий, автор обращает внимание на то, что Теософское общество основал Дауэр, к которому спустя два года пришла мало кому известная Франчи Бич (далее будем указывать девичью фамилию).

Однако Первым Главным Хранителем «Храм Человечества» оказался не Дауэр, а Франчи Бич. И только после смерти Франчи Бич важнейший пост занял Дауэр. Почему так произошло? Только потому, что место для Храма, хотя это и важно, выбирала Франчи Бич? Или на то были иные веские причины? Ответ на столь важный вопрос впереди.

Обозначим астрологические показатели микрокосма Франчи Бич, рождённой в Чикаго 19 января 1849 года.

Солнце – 30 градуса Козерога, Момент рождения – 17 градусов Тельца, Слава и Репутация – 27 градусов Козерога, Сотрудничество – 17 градусов Скорпиона, Философия, Наука и Религия – 6 градусов Козерога, Вхождение в общественные отношения – 22 градуса Водолея.

Картина жизненной и творческой энергии в 30 градусе Козерога впечатляет полным соответствием реалиям биографии Франчи Бич: «Тайная встреча людей, ответственных за принятие важных решений относительно мировых дел» (4, стр.201).

Именно так, а не иначе. Именно важных решений. И не каких-нибудь, а относительно мировых дел.Вот и ответ на вопрос почему Франчи Бич стояла у истоков основания Храма Человечества и по праву заняла пост Первого Главного Хранителя «Храма Человечества». Символ указывает: решение основать Храм Человечества на «тайной встрече» исходило именно от неё, от Франчи Бич. Более того, столь важное решение было заложено в момент рождения Франчи Бич, продиктовано её жизненной и творческой энергией, а потому имело кармическую природу.

И это вполне соответствует воспоминанием Уильяма Дауэра: Она держала в руке книжку, куда записывала многие свои чудесные внутренние переживания, которые, однако, не могла объяснить и не знала, что с ними делать».

Перед нами случай реализации оккультного символа жизненной и творческой энергии выдающегося теософа.

Оценка особенности «тайной встречи» представляется психоаналитику следующим образом: «Способность принимать ответственность за выбор в критической ситуации после зрелого обсуждения с теми, кто разделяет эту ответственность» (4, стр.201).

Как видим, рядом с Франчи Бич «между строк» читается и присутствие Уильяма Дауэра. Могучая «парочка» теософов в критической ситуации после зрелого обсуждения приняла на себя небывалую ответственность. Но справедливости ради следует уточнить: вместе с теми, кто способен разделить эту ответственность. Имена этих людей не называются. По мнению Дэйна Радъяра «мы видим кульминацию социальной ответственности, высочайшую исполнительную власть».

Такова, вскрытая символизмом, всесторонняя оценка принятия теософами решения основать Храм Человечества. Следует ожидать, что не менее убедительно представится и символ Момента рождения в 17 градусе Тельца. Предположение подтверждается противоборствующей картиной: «Символическая битва между «шпагами» и «факелами» (4, стр.70).

Битва, хотя и невидимая глазу, как бы витающая в воздухе, однако, происходящая вполне реально. Битва бушующих на Земле космических энергий. Понятно, что «Шпаги» – прошлое человечества, «Факелы» – его будущее. Отживший «скарб» духа человечества вступает в смертельную схватку с новорождённым обновляющим духом Будущего. Битва, лишённая компромисса. Битва, управляемая законами Космоса. И происходит битва не только в общественной жизни, но и в самой Франчи Бич. Причём, исподволь, начиная с момента рождения.

По самому большому счёту, в масштабах человечества символ «битвы» означает следующее: в начале ХХ века космическая энергия уходящей Эры Рыб («шпаги»), яростно сопротивляется идущей на смену и наступающей энергии «Эры Водолея» («факелы»).

По сути, перед нами глубинная причина катаклизма человечества ХХ века. В частности, гибели царской России и рождения Новой страны под именем СССР, а потом и распада СССР, насильственные действия которого противоречили духу нового времени и потому обрекли СССР на разрушение…

В расшифровке символа читаем: «Отказ зависеть от прошлого, идущий превращается в бойца, вновь вступающего в «Великую битву». И далее: «Такова драма этой стадии эволюции человечества – стадии поляризации ценностей» (4, стр.70).

Таким образом, приходим к важному выводу: начало ХХ века – время поляризации ценностей человечества. Время обострённого интереса к духовной жизни общества. Проявления неожиданного и резкого, когда жизнь буквально менялась на глазах и не могла не вызвать масштабные катастрофы. Такие, например, как кровопролитные гражданские войны.

Не менее убедительна картина-символ Славы и Репутации в 27 градусе Козерога: «Пилигримы, взбирающиеся по крутым ступеням, ведущим к усыпальнице на горе» (4, стр.200).

Понятно, что в данном случае пилигрим – Франчи Бич. Понятно, что, поскольку ступени крутые, слава и репутация выдающегося теософа даются с большим трудом. Усыпальница на горе – символ вершины духовной культуры. Преодолевая ступени на пути к духовной вершине, Франчи Бич поднимает уровень сознания на небывалую высоту. Из комментария картины-символа: «Подъём индивидуализированного сознания к высшему пониманию, достигаемому духовными вождями культуры».

Итак, обнаруживаем, что сознание Франчи Бич поднялось к высшему пониманию, благодаря чему человечеству явился духовный вождь культуры.

Картина-символ Сотрудничества в 17 градусе Скорпиона необычайно плодородна: «Женщина, оплодотворённая собственным духом, «велика ребёнком» (4, стр.166).

Каково женщине носить во чреве «великого ребёнка»? О физическом ребёнке говорят иначе: родился крупным, поэтому в данном случае ребёнок «велик» не размером и весом. Этот ребёнок – духовный. Ребёнок, явившийся результатом оплодотворения собственным духом. И, тем не менее, получивший материальное воплощение. Это Храм Человечества.

И ещё вопрос. Каково иметь «полное доверие указаниям Бога внутри»?А ведь символ, помимо прочего, указывает и на это!Указывает наредкое, но совершенно необходимое качество духовного человека. Иметь доверие указаниям Бога внутри себя. Доверие, которого настойчиво добивалась от сотрудников Е. И. Рерих: «Будьте мужественны, будьте тверды в своей вере, в доверии к Руке Водящей и Охраняющей Вас. Непоколебимое доверие есть уже сотрудничество с В[еликим] Вл[адыкой]. Сотрудничество это совершенно исключает всякий страх и сомнение» (12).

На пути к Богу Франчи Бич – рыцарь без страха и упрёка, благодаря чему появляется «сверхличный путь существования, путь, ведущий к творческим мутациям».

Картина Философии, Науки и Религии в 6 градусе Козерога представляется с первого взгляда понятной, поскольку символизирует «необходимость закончить предпринятое, прежде чем искать вход в то, что будет найдено за этим» (4, стр.184).

Однако в символе заложен глубокий смысл. О чём наставление философии? О том, что в духе необходимо подниматься, строго соблюдая определённую последовательность. Со ступени на ступень. И никак иначе. Необходимо чтить иерархию. Наставление о том, что пока не усвоено малое, не следует пытаться понять большое.

Как замечает Дэйн Радьяр «зерно должно хорошо созреть». И продолжает: «Здесь человек достигает порога, на котором ему, может быть, нужно остановиться, чтобы обезопасить дальнейшее продвижение».

Как это важно: надёжно обезопасить себя. Не всё безобидно на пути познания высших духовных истин. И если человек «замахнулся» на познание сокровенных тайн Космоса, то для этого необходимо созреть. Быть готовым. Иначе можно оказаться на принудительном лечении в известном учреждении. И таких случаев известно немало.

Картина-символ Вхождения в Общественные отношения в 22 градусе Водолея вполне миролюбива: «Ковёр положен на пол в детской, чтобы детям было тепло и удобно играть» (4, стр.214).

Такова позиция Франчи Бич по отношению к Обществу. Это забота. В основе отношения к общественной жизни лежит «тепло понимания, приходящее к тем, кто с ранних лет открыт к новым возможностям». А это в свою очередь даёт привилегию «расти безопасно и счастливо до полной зрелости».

Символ умалчивает о том, каким образом следует «расти» по достижению «полной зрелости». Во взрослой жизни всё намного сложнее. Тогда, возможно, не каждому гарантируется «тепло понимания» и привилегия «расти безопасно и счастливо». Здесь многое зависит от самого человека. Но высокая помощь тем, кто «открыт к новым возможностям», обеспечивается.

 

О чём указывала в письмах сотрудникам Е. И. Рерих: «Если Вы вступили на Путь Служения, Вы никогда не будете одиноки духовно. Приучите себя к мысли, что каждую минуту Вашей жизни за Вами наблюдает Орлиный Глаз и Огненное Сердце Того, Кто позвал Вас или получил Ваш Зов. Только наше плотное тело и грубые чувства мешают нам ощутить это Великое Присутствие. Но будьте терпеливы, ибо не знаете ни дня, ни часа, когда что-то великое может открыться Вам. Ведь цель не в том, чтобы ослабить или разрушить наш организм, но закалить его для восприятий и опытов самых высоких, поэтому Великие Учителя так заботятся о своих учениках и сотрудниках. (т.8, № 73).

 

 

С чего начинался «Храм Человечества»?

Итак, обозначены следующие важные даты духовной жизни Франчи Бич: 1898 год – обращение Учителя Иллариона с просьбой основать Храма Человечества.

Октябрь 1900 года – первый съезд и начало издания ежемесячного журнала «The Temple Artisan», где впервые печатается «Учения Храма».

1903 год - начало духовной работы в Халсионе.

Возникает вопрос: когда произошла обнаруженная символизмом «тайная встреча людей, ответственных за принятие важных решений относительно мировых дел»?

Может быть, в городе Сиракуз во время Первого съезда членов Храма Человечества? Или же ранее, в 1889 году, когда Учитель Илларион дал указание о строительстве Храма Человечества? Для истории и астрологии важны обе даты. Однако дата «октябрь 1900 года» даёт астрологу надежду на теоретическую возможность установления конкретного дня проведения Съезда. А это предоставляет новые исследовательские возможности. Каким образом?

Идея та же, что опробована ранее: аспекты транзитных планет искомой даты обязаны благотворно соотнестись с точкой Репутации (МС) микрокосма Франчи Бич. Или с Моментом рождения (АСЦ). Таким образом, гороскоп-символ на выбранную дату даёт возможность проверки на соответствие картинам-символам Дэйна Радьяра. Обнаруженные символы либо убедят в реальности установленной даты, либо внесут сомнения в её подлинность. Итак, по дате рождения строим гороскоп-символ Франчи Бич, затем изучаем транзиты планет октября 1900 года применительно к точке Репутации (МС) микрокосма. После чего выбираем дату наиболее приемлемого «воздействия» планет на точку Репутации.

Всесторонний анализ воздействия транзитных планет на важнейшие точки Момента рождения и Репутации рождения указывают астрологу на дату 4 октября. В означенный день транзитный Сатурн точно и благотворно воздействовал на точку Репутации рождения Франчи Бич (полусекстиль), а транзитные Юпитер и Уран гармонично повлияли на Луну микрокосма, что весьма вероятно и «подтолкнуло» Франчи Бич к «тайной встрече» и принятию важных решений относительно мировых дел. Остаётся поверить установленную дату 4 октября 1900 года на соответствие картинам-символам Дэйна Радьяра. При этом обнаруживаем следующее.

Жизненная и творческая энергия Съезда теософов и основанного журнала определяется картиной-символом 11 градуса Весов: «Профессор, внимательно рассматривающий студентов поверх очков». Символ отмечает «проблемы, связанные с передачей знания в специальном культурном контексте» (4, стр.148). И это вполне соответствует истине.

Символ Момента рождения в 19 градусе Стрельца так же вполне убедителен: «Потребность в людях, озабоченных будущим и стремящихся найти новые способы жизни в более здоровой среде» (4, стр.181).

Символ Репутации Съезда в 13 градусе Весы: «Игра воображения, предвещающая идею «глобального человека», человека полноты» (4, стр.149). Символ так же в «теме» рассматриваемого вопроса.

Символ Сотрудничества Съезда в 19 градусе Близнецов. В данном случае необходимо для убедительности привести и символ, и исходную картину: «Большая древняя книга, содержащая мудрость традиции» (4, стр.87).

Символ подчёркивает, что «контакт со всечеловеческим планетарным Умом лежит в основе всякой культурной и личной ментальности». Символ впечатляет, и, как видим, дорогого стоит!

Символ Науки, Философии и Религии Съезда 6 градусе Козерога: «Роковое (даже если к этому стремились) подчинение причудам или желаниям эмоциональной природы».

Именно, роковое. Что же стоит за столь серьёзным определением? Представленный тезис может показаться туманным, но тем и любопытным. На взгляд автора, в тезисе следует усматривать «роковое» отношениепричуд или желаний эмоциональной природы руководства теософов, интеллектуально ревнующих возникшему позже Учению Живой Этики Е. И. Рерих. Как это было отмечено выше в случае госпожи А. А. Каменской, напрочь отвергавшую УЖЭ.

Символ Вхождения в Общественные отношения Съезда в 22 градусе Водолея весьма убедительно «работает» на представленную версию: «Преодоление негативных результатов социальной практики и эгоистических стремлений» (4, стр.162).Как видим, в тезисе усматривается застарелая болезнь прошлого и сегодняшнего мировой теософии. Болезнь, имя которой – самость. Эгоистический культ собственного величия и безусловная уверенность в собственной непогрешимости и правоте.

Автор не лишил себя удовольствия проверить выстроенную конструкцию Храма Человечества на соответствие чувствительным точкам, многие из которых дали вполне «адекватный» результат. Например, точка «Судьбы» в 6 градусе Скорпиона обнаружила «страстный поиск новых ценностей, которые на каком бы то ни было уровне обещают более изобильную жизнь» (4, стр.161).

 

 

3. «Крупный дух» Анни Безант

 

Безант, несомненно, крупный дух, прекрасный оратор и неутомимая работница и организаторша. Но после ухода Блаватской контакт её с Учителями затруднился. … Лучше всех написали о Блаватской А. Безант и Ж. Мид, последний был известным учёным и лингвистом.

Письма Е. И. Рерих, т. 1, № 131

 

Из энциклопедии. «Анни Бе́зант (англ. Annie Besant, урождённая Вуд (англ. Wood), 1 октября 1847, Клэпхэм, Лондон – 20 сентября 1933, Адьяр, Индия) – известный теософ, борец за права женщин, писатель и оратор, сторонница независимости Ирландии и Индии».

Из биографии: «Анни Безант принимала участие в организации громких политических акций, включая демонстрацию «Кровавое воскресенье» в 1887 году и забастовку работниц спичечной фабрики в Лондоне в 1888 году. Была активным членом Фабианского общества и марксистской Социал-демократической федерации, избрана в Школьный комитет Лондона, несмотря на то, что подавляющее большинство женщин в то время не обладало правом голоса.

В 1890 году, после встречи с Еленой Блаватской, заинтересовалась теософией. Путешествовала по Индии, в 1898 году приняла участие в организации Центрального колледжа Хинду.

В 1902 году основала международный масонский орден в Англии и в течение нескольких последующих – масонские ложи в различных частях Британской империи.

В 1908 году Анни Безант стала президентом Теософского общества и начала переориентацию общества с буддизма в сторону индуизма. Принимала активное участие в политической жизни Индии, вошла в Индийский национальный конгресс. С началом Первой мировой войны стала одним из организаторов Лиги самоуправления Индии, начавшей кампанию за демократизацию Индии и приданию ей статуса доминиона Британской империи. Кульминацией кампании стало избрание Анни Безант президентом Индийского национального конгресса в конце 1917 года. С этого момента и до самой своей смерти в 1933 году она возглавляла компанию за независимость Индии».

 

О сотрудничестве с Ледбитером

«В 1894 году А. Безант познакомилась с Ч. Ледбитеро, бывшим англиканским священником, который вскоре стал «известным экстрасенсом Теософского Общества». Работая с Ледбитером, она развила своё собственное «психическое видение тонких миров и прошлых жизней». Для неё это сотрудничество было очень важно, потому что оно предоставило ей «эмпирические доказательства, опровергающие атеизм».

Начиная с 1895 года, Безант и Ледбитер исследовали прошлые жизни теософов и «тонкую материю вселенной» и опубликовали такие книги, как «Оккультная химия» и «Мыслеформы».

…Безант выбрала для своего эго псевдоним «Геракл», с целью навести читателя на мысль о «её большой силе духа», которую она проявляла во множестве описанных перевоплощений.

Безант полагала, что в IV веке нашей эры она была Ипатией<, философом-неоплатоником в Александрии, убитой толпой христианских фанатиков. Она также считала, что её следующим после Ипатии воплощением был Джордано Бруно, доминиканский монах, которого «за его пантеизм» сожгли на костре в 1600 году в Риме».

Комментарий автора.

Е. И. Рерих относилась к сотрудничеству Анни Безант с Ледбитером негативно. И, видимо, не в последнюю очередь по причине того, что экстрасенс Теософского общества ошибочно оценивал воплощения Великих Духов: «Джордано Бруно был воплощением Вел. Уч. Иллариона. Но оставьте это сведение для себя, ибо теософы ложно приписывают это воплощение Ан. Безант. Ан. Безант была крупным духом, но всё же зачем приписывать ей чужие воплощения» (13).

 

 

Активное участие в масонстве

Из биографии: «Учитывая активность Анни Безант в отношении прав женщин, гуманитарных целей, тайных и оккультных учений, её интерес к масонству и последующее руководство и активность в нём не вызывает никакого удивления. Она участвовала в масонстве с одинаковой энергией, когда же она возглавила Международный смешанный масонский орден Право человека, то направила свои усилия на «принятие женщин наравне с мужчинами».

Она видела масонство, в частности, со-масонство, как расширение её интереса к правам женщин и большему братству людей, а также усматривала со-масонство в качестве «движения, которое практикует истинное братство, в котором мужчины и женщины работают бок о бок для совершенствования человечества».

…Анни Безант не только основала британскую Федерацию Ордена Право Человека, но и стала великим командором ордена, оказывая ключевое влияние на международное развитие и рост Ордена». Таков многоликий и многообразный очерк о жизни и деятельности Безант.

Обозначим астрологические показатели микрокосма Безант, рождённой 1 октября 1847 г. в Лондоне (Клэпхэм).

Солнце – 8 градусов Весы, Момент рождения – 11 градусов Стрельца, Слава и Репутация – 10 градусов Весы, Сотрудничество – 11 градусов Близнецов, Философия, Наука и Религия – 3 градуса Девы, Вхождение в Общественные отношения – 6 градусов Скорпиона.

Первое, что хотелось бы обнаружить автору в отношении Безант, так это источник неукротимой, прямо таки вулканической энергии, оставившей неизгладимый след в теософии, масонстве и политике. Но… Как покажет исследование, прямого, явно выраженного указания на источник искомой энергии не находится. Зато аспекты планет микрокосма рождения красноречиво описывают облик Безант, в том числе возможное проявление заносчивости и самомнения, упорство в идеях, гордость и высокомерие, склонность проникнуться неясными идеями, проявлять чрезмерную импульсивность и беспокойный дух.

Видимо, обозначенное выше не в последнюю очередь лежит в основе «энергоёмкости» Безант, которая, при символическом рождении в Стрельце, имеет явную склонность к познанию и распространению истины, того, что называется учительством. Однако в поиске истины стрелы Безант летят по всем направлениям, указывая на широкие интересы и духовную всеядность натуры.

Предположение не лишено основания, поскольку подтверждается картиной-символом чувствительной точки «Судьба» в 10 градусе Близнецов: «Самолёт, выполняющий пикирование» (4, стр.82). Что следует воспринимать как «высшую способность бросать вызов природе и играть с опасностью».

Вначале исследования, как принято, обратимся к положению Солнца микрокосма рождения в 8 градусе Весов и весьма неожиданно обнаружим грустную картину-символ: «Горящий камин в покинутом доме» (4, стр.147).

Тут есть, над чем задуматься. Что за «дом-символ» покинула жизненная и творческая энергия Безант? Может быть, «дом» Теософского общества, переориентированного от буддизма в направлении к индуизму? Благо, в покинутом «доме-символе» продолжал гореть камин, знак всё ещё достаточного количества приверженцев буддизма.

Следует заметить, что с сегодняшних позиций УЖЭ «переориентировка» теософии с буддизма в сторону индуизма является благом, поскольку правит человечеством всё таки не «просветлённый» Будда, а вездесущий Абсолют.

Картина-символ не объясняет природу неукротимой творческой энергии Безант, однако вносит определённый штрих в образ выдающегося теософа: «Понимание, что даже в самые пустые часы духовная сила всегда готова приветствовать и согреть сбившееся с пути сознание, возвращающее к центру».

Наверняка у Безант, как и у других, выпадали на духовном пути «пустые часы». По признанию, выпадали «пустые часы» и у Е. И. Рерих. Но выручала «духовная сила», благодаря которой Безант и Е. И. Рерих возвращалась к Богу.

Момент рождения в 11 градусе Стрельца (АСЦ) так же способен удивить, поскольку имеет символом «ценность «возвращения к телу», пропагандируемую современными мыслителями как средство уравновесить стресс интеллектуальности и объективного сознания» (4, стр.177).

На что намекает символ? На то, что излишне разумной Безант необходимость уравновесить стресс интеллектуальности и объективного сознания? Вероятно. По крайней мере, смысл в этом есть. Положим, Безант действительно нуждалась в том, чтобы уравновесить стресс интеллектуальности. Но какими средствами? Может быть, искусственно «выстроенным» поведением в общественной жизни? Осознанным решением не заноситься, не «возвышаться» над народом? Находясь в гуще происходящего, быть для менее интеллектуальных личностей «попроще»? Биография Безант поддерживает эту версию.

А Слава и Репутация в 10 градусе Весов (МС)? И та, и другая явились устойчивыми, значительными. Но за счёт чего? Картина-символ обнаруживает «самообладание и управление собой, необходимые для достижения состояния внутренней устойчивости» (4, стр. 148). Внутренней устойчивости…

Что, заметим, особенно необходимо для «заносчивой и беспокойной» от рождения Безант. Выходит, она смогла справиться с негативом рождения, усмирила натуру? В связи с этим любопытно выяснить, что покажет одноимённая чувствительная точка «Славы и репутации» в 13 градусе Девы?

«Перед нами персонаж, наделённый харизмой, неуловимой и таинственной силой, приходящей к человеку, открытому к планетарной эволюции» (4, стр.132).

Таким образом, высокая репутация Безант утверждается за счёт (помимо интеллектуальности) выработанной в себе уверенности, постоянства и предсказуемости, широкого охвата затронутых вопросов, в основе которых лежит осознание кармического предназначения. Вот почему картина-символ являет Безант «рыцарем без страха и упрёка». Перед нами образ человека с крепкими нервами, самообладающего и самоуправляющего. Именно за счёт «внутренней устойчивости» и харизмы личности Безант вошла в жизнь общества одновременно политиком, теософом, масоном, основателем множества обществ, орденов, лож…

Из пояснения картины-символа психоаналитиком следует: «Внутренние «откровения», принёсшие драматические столкновения, теперь могут быть предметом размышления, отражаясь в спокойных водах ума». В результате наступает облегчение. То самое облегчение, в котором так нуждалась Безант.

Но были ли «внутренние откровения» Безант, за которыми последовали «драматические столкновения»? Были. И, возможно, те, что позволили отойти от учения Будды и примкнуть к религии, где миром правит непознаваемый Абсолют.

С этим, видимо, и встретила Безант старость, дожив до преклонного возраста. Ни на шаг не отступая от выбранного пути познания Истины, пути, не терпящего догматизма.

Особенность Сотрудничества в 11 градусе Близнецов раскрывается картиной-символом: «Новооткрытые земли предлагают пионерам возможности опыта» (4, стр.82).

Подлинность картины-символа не вызывает сомнения, поскольку предполагает «способность и радость новых начинаний», которых у Безант находим предостаточно (см. биографию).

Из пояснения Дэйна Радьяра: «Человек, захвативший, по крайней мере, до некоторой степени, коллективные и материальные энергии природы и общества, становится относительно «отдельным» и независимым от прошлого, он стоит лицом к будущему, каждый шаг вперёд должен показать его на высоте положения».

Тезис подчёркивает внешне кажущийся «народным» образ Безант, но внутренне, безусловно, отделившийся от общества. В необходимости стоять «лицом к будущему».

Уточним предполагаемый тезис картиной-символом чувствительной точки «Сотрудничество» в 13 градусе Рыб: «Древняя шпага, бывавшая во многих битвах, выставлена в музее».

Что означает: «Благодаря использованию воли, посвящённый человек становиться символом мужества для всех, кто следует за ним» (4, стр.224).

Что касается отношения к Науке, Философии и Религии в 3 градусе Девы, то символ подчёркивает благостную картину безусловной толерантности Безант: «Чёрные и белые дети, счастливо играющие вместе» (4, стр.127).

В картине-символе видится «преодоление социокультурных предрассудков», являющихся «непременным условием истинного вступления сознания на Путь».

Развивая тему, Дэйн Радьяр пишет: «Идеал универсального Братства лежит за всеми духовными учениями, поскольку все они – ветви Единого Дерева, Человека в его божественном состоянии».

Идеал универсального Братства Безант обозначен в её книгах. В книгах, имеющих благожелательный отзыв Е. И. Рерих: «Читали ли Вы книгу А. Безант «Эзотерическое Христианство»? Если нет, то прочтите, считаю эту книгу лучшей из всего ею написанного» (14).

По поводу Вхождения в Отношения с обществом в 6 градусе Скорпиона можно сказать следующее: символ обнаруживает проявление …алчности. Но не той алчности, о которой принято упоминать в просторечии. Не той алчности, что является следствием самости. Речь идёт об алчности духовной, явившейся источником плодотворного сотрудничества Безант с общественностью. Той, что обнаруживается и у Е. П. Блаватской, и у Е. И. Рерих.

Итак, занимаясь изучением жизни общества, Безант демонстрирует «страстный поиск новых ценностей», что и определило творческую судьбу выдающегося теософа. Отсюда следует вывод, что главной заботой Безант являлась пропаганда новых духовных ценностей, которые в изобилии заимствовались в трудах Блаватской.

Обнаруженный в оценке тезис находим и в письме Е. И. Рерих: «Она не должна была являть нового учения, но утвердить данное через Блаватскую среди широких кругов и не отступать от уявленной ей программы (14). Что ж, Анни Безант это удалось в полной мере.

 

 

Литература

1. П. Ф. Беликов. Рерих. Опыт духовной биографии. Москва: МЦР, Мастер-Банк, 2011.

2. Е. И. Рерих. У порога нового мира. Москва: МЦР, Мастер-Банк, 2007.

3. А. Н. Сенкевич. Блаватская. Москва: Молодая гвардия, 2010.

4. Дэйн Радьяр. Астрологическая мандала. Москва: Сампо, 2006.

5. Е. И. Рерих, письма, т.8 № 117.

6. Е. И. Рерих, письма, т. 2, № 197.

7. Е. И. Рерих, письма, т.6, № 130.

8. Е. И. Рерих, письма, т.7, №.

9. Журнал «Дельфис», 33 (1/2003).

10. Письмо Е. И. Рерих т.2, № 70.

11. Письмо Е. И. Рерих от 18.12.1948.

12. Письмо Е. И. Рерих от 6.05.1953.

13. Письмо Е. И. Рерих от 27.08.38.

14. Письмо Е. И. Рерих т.7, №131.

 

 

Примечания:

[1] В другой редакции письма: Блаватская уже была не раз в своих жизнях йогиней.

[2] В другой редакции письма: среди большого числа людей, среди постоянного окружения различными аурами и явить чудеса для убеждения в существовании иного Знания законов Природы, знания высшего, тогда как йог, и особенно Огненной йоги, нуждается <...> (окончание письма отсутствует. – Ред.).

 

 


№78 дата публикации: 01.06.2019

 

Оцените публикацию: feedback

 

Вернуться к началу страницы: settings_backup_restore

 

 

 

Редакция

Редакция этико-философского журнала «Грани эпохи» рада видеть Вас среди наших читателей и...

Приложения

Каталог картин Рерихов
Академия
Платон - Мыслитель

 

Материалы с пометкой рубрики и именем автора присылайте по адресу:
ethics@narod.ru или editors@yandex.ru

 

Subscribe.Ru

Этико-философский журнал
"Грани эпохи"

Подписаться письмом

 

Agni-Yoga Top Sites

copyright © грани эпохи 2000 - 2019